• Объявления

    • admin

      Анонсы постов вашего блога в группах паяльника   04.09.2016

      Самые интересные посты будут анонсироваться в группах VK и FaceBook. Охват одного поста составляет несколько тысяч человек. Пример анонса записи про книгу Sprint Layout: в группе VK, в группе Facebook.  Поэтому если вы считаете, что ваш пост будет интересен аудитории, то не стесняйтесь - пишите, сделаем пост!
    • admin

      Просьба всем принять участие!   24.11.2017

      На форуме разыгрывается спектроанализатор Arinst SSA-TG LC (цена 18500 руб). Просьба всем перейти по ссылке ниже и принять участие!
  • записей
    9
  • комментариев
    79
  • просмотров
    2 396

чуйка-высокая или низкая?

FonSchtirlitz

477 просмотров

Есть сторонники высокой и низкой чувствительности динов. Чуйка определяется как BL/Mms т.е как силу мотора на массу подвижки, это называют форс-фактор. Сила мотора это BL/Re. Мощней мотор и легче подвижка=выше чуйка=выше форс-фактор=быстрее ускорение подвижки. Два совершенно одинаковых дина но с разным Re будут иметь разную чуйку и форс-фактор. Два дина с одинаковым Sd но разным диаметром катушки будут иметь разную чуйку из за роста BL. Но два дина с разным Sd могут иметь одинаковую чуйку из за компенсации роста Mms и Re. 

Кпд определяетка как n=(Ro×C)×((Sd^2(BL)^2/(Re×Mms^2)) Не следует путать чувствительность SPL db/m с создаваемым звуковым давлением (ЗД) на номинальной/максимальной мощности при Xmax. Из формулы видно, что в этом учавствуюет не только мотор BL/Re

-Чем выше чуйка чем меньше искажений на Fs. Это не так, для любого дина на Fs искажения будут нормированы относительно Xmax, и два дина с одинаковым Sd и Хмах но с разной чуйкой будут иметь нормированные НИ, разной будет лишь подводимая мощность.

-Ниже чуйка-меньше искажений паразитных гармоник, мол, дин типа визгливый. Это тоже заблуждение. НИ и гармоники зависят от Кд материала диффа и добротности Qms и никак не зависят от BL, это видно из формулы. BL=sqrt(2piFs×Mms×Re/Qes) где Qes=2piFs×Mms×Re/(BL)^2 тут не учитывается влияние фактора Qms, который определяется как Qms=2piFs×Mms/Rms, где Rms=2piFs×Mms/Qms

-Лучший импульсный отклик в силу небольшой массы подвижки в силу BL/Mms. Тоже миф. Если происходит быстрое затухание то масса не играет роли, важна добротность Qts. Ведь и лёгкий дифф с большой добротностью подвесной системы будет иметь на ИЧХ медленно затухающий "хвост". Да, стартовать будет быстро, но при высокой добротности Qts будет медленно тормозить. Каждый выбирает что ему больше нравится.

Естессно, чем выше чуйка тем меньшую мощность потребуется подать чтобы создать максимальное ЗД на Fs при объёмном смещении Vb=Sd×Xmax. На более высоких частотах форс-фактор BL/Mms играет более важную роль чем мощнoсть мотора BL/Re. Мощь мотора важна при большой массе подвижки Mms. Лично я не сторонник "тугоухих"динов с чуйкой менее 90дб. Например по мне один 6гд2 лучше двух 35гдн, чтобы получить такое же ЗД на них надо подать мощность в 4раза выше чем на 6гд2.

Напримеры. акустика фирмы TAD, знаменитые студийные мониторы TSM-1. Сейчас стоят во многих кафушках.

                                                    9k=(1).jpg

Кортес джаз кафе

вот их младший брат 2401.

attachment.php(3).jpg

А это дорогущие мониторы TAD CE-1 с хитрым портом. Классно, не спорю, но чуйка....

tad_sp_05.jpg

TAD-CE1-KS_02.jpg

Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 34 Гц — 100 кГц || Чувствительность: 85 дБ (2,83 В, 1 м) || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Частоты раздела полос: 250, 2000 Гц || Максимальная подводимая мощность: 200 Вт || Габариты: 290 x 524 x 446 мм || Масса: 30 кг || Цена за пару: акустические системы TAD — €19990,

Их братишка TAD CR-1 с технологией Coherent Source Transducer (CST) и за это цена конская...и чуйка тоже низкая.

112tad.1.jpg

 Акустическое оформление фазоинвертор

Частотный диапазон (–3 дБ), Гц 32—100 000

Количество полос 3 (НЧ – 200 мм, СЧ – 165 мм, ВЧ – 35 мм)

Частоты раздела, Гц 250, 2000

Мощность усилителя, Вт 50—200

Сопротивление (номинальное / минимальное), Ом 4 / –

Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ 86 +++почему измеряют 4омные на 2.83В для 8ми омных? Это 2Вт! Должно быть >

Габариты, мм 628 x 341 x 444  >U=sqrtZnom, значит на 1Вт/м чуйка будет 83дб!

Масса, кг 46++++++++ Конская цена за тупорыленький дин с патентованной техгологией....Да, габариты, чуйка и дины не сравнимые, но нам говорят-Это хай энд! Вы должы гореть желанием это заиметь. Данунах...эта хрень для Абрамовича как разок в сортир сходить. А для нашего брата есть много чё не хуже и доступнее. Например Кинап в оформлении онкен, труба Войта, МЛТЛ..

Ниже приведу пример из практики. Форумчанину потребовалось подобрать к заказному дину 15" с СПЛ 105дб подборать мид и сшить его на частоте среза 500гц. Он никак не мог понять почему мид при Re=6.2ом =Zo8ом должен иметь чуйку меньше чем у 15" с Re11.56 =Zo=15ом.

К. А как Вам этот динамик RCF L 6L380? По чувствительности на 2,83 В почти совпадает с 15" на частоте 500Гц. Не зря я проводил измерения на уровне 2,83 В, дабы теперь без пересчёта в чувствительности выбирать динамики.

*Подходяще. Его можно оформить под шо хошь с резонанкой на 2октавы ниже среза 500 что оч хорошо. К тому же при его чуйке он восьмиомка, что даст ему плюс пару дб. 

К.Не понимаю откуда +2 дБ? Ведь у него при 2,83 В чувствительность 96,1 дБ, а у моего при тех же 2,83 В на 500 Гц - 95,8 дБ. Разность в + 0,3 дБ. Или я опять попутал божий дар с яичницей? Не нахожу на него график чувствительности от частоты. 

*О прибавке из за разницы импеданса я уже говорил #141 а ты читал не внимательно. Разницу импедансов при стыковке (и подбору динов) тоже надо учитывать. 

К.Вот с этой ноты пожалуйста по подробней. Может я совсем лопух, но хотелось бы ещё раз по шагам. Если мы имеем два динамика. Первый динамик у нас "тёмная лошадка" и мы ничего не знаем о нём, но при подведении к нему напряжения в 2,83 В мы смогли замерить звуковое давление на расстоянии 1 метра в полосе от 100 Гц до 2 кГц. Далее завал амплитуды по звуковому давлению. Решили, что это будет у нас НЧ динамик и частоту раздела полос принимаем 500 Гц с давлением пусть 96,0 дБ. Теперь берём справочник и находим 8 Ом-ный динамик с чувствительностью равной звуковому давлению первого динамика на выбранной частоте 500 Гц, и получаем например 96 дБ. Мне кажется, что по логике вещей прибавлять или вычитать 2 дБ или даже 3 дБ нет основания. Для расчёта фильтра нам потребуется омическое сопротивление обоих динамиков, но это и зачтётся в конечном счёте. Обоснуйте пожалуйста Вашу реплику. 

*При 2.83В у 15шки на 500гц>>13.56ом 95.8 (ну пусть 96дб) теперь нужно подобрать 8омный дин у которого при подаче 2.83 на 500гц было такое сопротивление при котором чуйка равна 95.8(96) допустим у мида на 500гц 2.83 будет 10.76ом и 95дб это 13.56/ 10.76= 1.26раз большее напряжение на миде а в децибеллах +1дб. 

К.По графику, приведённом производителем мы видим, что на расстоянии в 1 метр, на частоте 500 Гц нами выбранный динамик обеспечивает как раз 95,8 (96) дБ.

Не могу понять какой ещё нужен пересчёт сопротивления катушек, если звуковое давление при 2,83 В на 1 метре совпадает. Ладно, а если один из динамиков пьезик, там какое сопротивление катушек брать? Можно попросить Вас ссылку указать для более полного ознакомления.

*Их сопротивления разное! Поэтому при подаче U ток разный! Во сколько раз разница Z на это число в децибельном отношении будет СПЛ. 1.26раз =1дб, 2раза=3дб понятно? 

К. Как раз и не понятно! Мы же с Вами не по чувствительности и сопротивлению катушек подбираем динамики НЧ и СЧ для получения на определённой частоте одинакового звукового давления. Мы подбираем к НЧ динамику СЧ по одинаковости давлений которое было измерено на 1 метре при сигнале 2,83 В, на частоте 500 Гц.

Например мы берём два любых динамика и подаём на них одинаковое напряжение одинаковой частоты и получаем одинаковое звуковое давление на расстоянии одного метра. Какому из них мы должны прибавить или отнять 1, 2, 3 дБ? Прибор (шумомер) показал, что звуковые давления равны. Мы можем не знать о величинах сопротивления их катушек и какие токи через них протекают где больше, где меньше и это не важно. У них разные чувствительности, которые при перемножении на прикладываемую мощность дадут одинаковый результат, а результат это равенство давлений, которое мы и будем слышать. Поэтому корректировать SPL ни вверх, ни вниз из-за разности сопротивлений катушек я считаю ненужно. Скажите почему я не прав. 

*Попробую объяснить другим методом. Имеем дин Zo12ом, 90дб при подаче U.2.83В 500гц ток 0.235А, мощность 0.667Вт. ЗД= 90+10log(0.667)=88.24дб

Задача подобрать дин Zo8ом с такой чуйкой чтобы при подаче 2.83В 500гц он имел такое же ЗД 88.24дб.

Допустим возьмём с 90дб, тогда 2.83/8=0.353А, 2.83×0.353=1Вт>> 90+10log(1)=90дб

Получили увеличение ЗД 90-88.24=1.76дб из за в 12/8=1.5раза мЕньшего Zo при одинаковой чуйке 90дб.

Вывод. Нужен дин с чуйкой меньше на 10log(Z1/Z2), >> 12/8=1.5 10log(1.5)=1.76дб Именно такой "плюс к чуйке"даёт заниженный импеданс о котором я талдычу в каторый раз

Проверяем. 88.24+10log(1)=88.24дб вуаля! Если и сейчас непонятно... то я не знаю на каких пальцах объяснять, что при одинаковой чуйке но разном импедансе дины дают разницу в ЗД относительно разницы их импедансов в децибельном отношении 10log(Храз). Чтобы получить одинаковое ЗД от динов с разным импедансом на частоте среза следует дин с меньшим импедансом брать с чуйкой меньше на разницу их импедансов в децибельном отношении 10log(Xраз)

Добавлено (Сегодня, 01:07)

---------------------------------------------

Пояснение. При наличии пассивных элементов фильтра, следует учитывать Rg фильтра т.к он влияет на импеданс Zср на частоте среза Fcp и в конечном итоге на уровень ЗД. Плюс Rg фильтра увеличивает Qes, которая паровозом тянет за собой увеличение Qts, Qtc, Vb и вынужденное снижение Fb для балансировке системы. Баланс системы крутится вокруг выбранной аппроксимации ФВЧ, которым является АС любого типа АО. Для ФВЧ Баттерворта баланс "крутится" вокруг Qtc= 1/sqrt2= 0.707 и Qts0.383 (добротность 0.383 с учётом влияния Rg проводов, фильтра и выходного сопротивления усилителя) Для ФВЧ Бесселя >>Qtc= 1/sqrt3=0.577. Про всё выше сказанное я уже писал в теме Ликбез.

... цитирую оттуда самого себя

А, есть ещё один кандидат-элиптофлекс, он же кфи, он же суправокс лафайе. Вот чего я не знаю, так это способность самомтоятельного изготовления ас. Все кандидаты разные по сложности сборки и настройки. Самый простой зя+пас-насверлил дырок и настраивай, затыканием/перекрытием отверстий пас по 2-3штуки с последующим выявлением артефактов звучания на нч. Количество слоёв и плотность материала перекрывающего отверстия пас влияют на его пропускную способность воздуха. Слишком плотный материал приближает Vb к зя, слишком дырявый к зя с потерями, т.е ящик-решето, в котором носить воду-мартышкин труд.

Орто настраивается только по уровню амплитуды нч демпфером и его размещением в нужных местах. Плюс к орто можно делать разные накладки на фейс=куплер, эллипс, звёзды..они работают как фнч.

Элипто самый простой и быстрый в настройке и перестройке резонанса. Можно оперативно "двигать" Fb на несколько герц в обе стороны а Qtc регулируется количеством демпфера в Vb. Из бокса симфонии для 6гд2 элипто не выйдет=мала кальчужка, то...как сказал персонаж из х/ф про ледовое побоище...

НО! У всех трёх ас свой "голос" они по разному воспринимаются слуховым аппаратом человека. Один и тот же дин в этих ао будет работать по своему. И это естессно, т.к условия работы разные, и это нужно понимать и учитывать при выборе типа ао. Орто звучит более масштабно в нч диапазоне, особенно с куплером на фейсе. Элипто не так масштабно но кикбас очень хлёсткий, ударные отрабатывает как натуральные. Пас похож на элипто, кикбас такой же быстрый но менее "жирный", будто мясо без соли. 



0 комментариев


Рекомендуемые комментарии

Нет комментариев для отображения

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Комментарии блога

    • @GDK  Увидел Ваш (одинаковый с моим) станок. )))  Хотел бы объяснить для народа некоторые непонятки. Пробовали ли Вы сверлить печатные платы с помощью станка у которого рукоятка находится на высоте сантиметров 30 от поверхности стола ? То есть: подложить печатную плату, направить сверло на место где должно быть отверстие,  поднять руку, взяться за рычаг, опустить, передвинуть плату (особенно смешно выглядит если сверло находится за 5 см от поверхности стола) , снова поднять руку и т.д. Вы что там сверлите ? По три - пять  отверстий?  У меня к примеру была нужда делать в день две платы по 250 отверстий каждая. И после того как я попробовал станок с рукояткой я это дело выкинул с головы...Это же жесть. Сделал маленький станочек (основа - движок с гоночной советской машинки), направляющие с принтера, нажатие происходит на кусочек крепления двигателя (приблизительно как у @GDK ) , при этом правая рука лежит на столе (улавливаете мысль? не болит, не висит в воздухе, все управляется пальцем ))). 250 отверстий сверлил за полчаса, не напрягаясь и не спеша. К цанге при необходимости цеплял кусочек нитки для "сдувания" пыли. Управление питанием идет через педаль под столом, то есть ножное управление. И движок работает на максимальных оборотах  (то есть крутящий момент высокий) и не перегревается , сверла не ломаются... Максимум ставил сверло диаметром 3,2 мм. Для текстолита 1,5 мм хватает. А больше ничего и не надо...Для большего можно сделать на основе дрели или шуруповерта.  Я понимаю, что сейчас начнутся гневные крики о том что многие по 30 лет использую 200 Вт движки и все у них тип топ....Верю и не сомневаюсь. Весь этот универсализм ... Как то оно не есть гуд. Что бы можно было и фрезеровать и 0.6 мм сверлить, и 10 мм поставить при нужде, и железо сверлить сантиметровое...  Может лучше использовать инструменты по своему предназначению? Вы же не берете универсальный молоток для всех видов забиваемых изделий (есть же маленькие , есть большие, есть огромные) Для @GDK  респект и уважуха.  С уважением.
    • Вот такой довольно мощный регулятор на IR2153 испытал с мотором шуруповерта. На низах тянет отлично, почти не греется.  Дисплея, правда, нет, он мен на фиг не дался.
    • Ну, если интересно, то решение есть, не сложное, но выглядит - через ж@пу: добавляется на схему иерархический лист, затем надо в этот лист "войти", затем надо объединить этот лист со схемой, из которой надо брать кусочки (единственная команда в меню "файл", которая позволяет влепить на схему содержимое другой схемы), после чего можно обычным методом Copy-Paste между этими двумя схемами обмениваться блоками. После всего иерархический лист с основной схемы удалить - и все. А вот нормального инструмента нет, как и объяснения причины такого отсутствия...
    • Не пробовал такого, но чисто в теории вся информация хранится в текстовых файлах, я бы попытался: удалить лишнее, растащить по разным углам, сохранить. Затем просто бы уложил в 1 проект текстовые данные.. Далее вопрос в том, как отреагирует на одинаковые индексы редактор.. А вообще наверняка где-то есть какой-то инструмент..
    • Или вообще платы сразу в китае заказывать, да?))
  • Записи блога