Пятитранзисторные усилители
Пятитранзисторные усилители можно поделить на две группы. В первой группе пятый транзистор применяется только для термостабилизации, а остальная схемотехника такая же как и у четырёхтранзисторных. Это приёмники City boy 400, Hit boy 50, Hit boy 310, Melody boy 50, Mini boy 50, Signal 300, Solo boy 500, Top boy 500, Yacht boy 100. Различие есть в способе установки тока покоя. Например в приёмнике Signal 300 используется подстроечный резистор R48.
Но подстроечный резистор - вещь ненадёжная, а потому во всеклиматической и носимой электронике нежелательная. Контакт между резистивной дорожкой и ползунком может ухудшиться или совсем пропасть из-за окисления (коррозии) или от вибрации. Но ведь одинаковых транзисторов не существует, ток покоя как-то при наладке устанавливать нужно! Выход был найден. Взглянем на схему City boy 400.
Видите контакты Р1 Р2 Р3? Между ними при настройке приёмника могут устанавливаться перемычки. Надпись слева гласит, что при токе покоя меньше 3 мА нужно соединить Р1 и Р2, а при токе больше 8 мА соединить Р2 Р3. Если же ток покоя укладывается в эти рамки (3 - 8 мА), то перемычки не ставятся.
Ещё некоторые незаметные улучшения. В питании предвыходного каскада установлен ещё один фильтр R712 C706, что ещё больше снижает вероятность самовозбуждения. Поскольку предусмотрено подключение наушников, то установлен R714, через кторый будет идти ток Т702 при неконтакте в гнезде или обрыве наушников. Вернёмся к схеме Signal 300, в цепи вольтодобавки вместо динамика используется R50. Это позволяет избежать протекания тока покоя Т7 через динамик. Хоть ток это и мал, и обычно им пренебрегают, всё же он смещает диффузор динамика, что может вызвать искажения звука.
Особняком стоят City boy 700, Music boy 1100, Party boy 700, Prima boy 700, Yacht boy 1100. У них предвыходной транзистор включен по схеме не с общим эмиттером, а с общим коллектором. Рассмотрим схему Music boy 1100.
Схема мудрёная, с несколькими цепями как отрицательных, так и положительных обратных связей.
Режим по постоянному току (половина напряжения питания) зависит от R78. Сигнал с выхода усилителя через частотнозависимую цепочку R74 R72 R63 C83 поступает также на нижний вывод регулятора громкости, создавая подъём низких частот на малой громкости. Такой приём называется тонкомпенсацией и применяется в большинстве приёмников фирмы Grundig. Правда, реализован он обычно регулятором громкости с отводами. Здесь тоже имеется такой R64, но видимо конструкторы посчитали недостаточным создаваемый им подъём НЧ и добавили вышеуказанную цепочку.
Ещё одна ПОС - это традиционная вольтодобавка (смотри подключение нижнего вывода R94), не забыт и R97 для защиты от нарушения режима при обрыве наушников или неконтакте в изх гнезде.
А вот ПОС в коллектор Т9 через С91 - это ещё одна вольтодобавка, только для другой полуволны выходного сигнала. Ну и ПОС через С87 - тоже вольтодобавка, только для коллекторной нагрузки Т8.
Ну и чтобы с таким количеством ПОС УЗЧ не превратился в генератор, ООС через R84 C89 снижает усиление на ультразвуковых частотах.
Вообще такое обилие обратных связей затрудняет настройку, если будут применены другие транзисторы, поэтому для самостоятельной сборки подобную схему рекомендовать не могу. Разброс параметров транзисторов - вечная головная боль разработчиков. Например, если посмотрим на схему Prima boy 700:
то в правом верхнем углу увидим приписку, гласящую о том, что R65 ставить сопротивлением 330 Ом, если выходные транзисторы фирмы Valvo и 360 Ом для транзисторв фирмы Fairchild.
Обратите внимание на непонятные "штучки" Р7 Р8 Р9 в цепях эмиттеров Т8 Т10 Т11. Это ферритовые бусины, одеваемые на выводы транзисторов. Спасают от самовозбуждения за счёт обратных связей через ёмкость монтажа.
Во второй группе пятый транзистор усиливает, это приёмники City boy 1100, Concert boy 1000, Elite boy 600, Melody boy 400, Melody boy 500, Music boy 400, Ocean boy 1000, Party boy 500, Satellit 1000, Signal 500.
Рассмотрим City boy 1100.
Схема подобна четырёхтранзисторной, только между вторым транзистором и выходными "воткнут" эмиттерный повторитель Т9. Для коллекторной нагрузки Т8 применена вольтодобавка С425. В остальном схема повторяет четырёхтранзисторную, разве что добавлен С432 на входе, образуя с R454 ФНЧ для ультразвука.
В шеститранзисторных усилителях шестой используется только для термостабилизации в приёмниках Concert boy 1100, Concert boy 1500, Elite boy 700, Melody boy 600, Prima boy 600, Satellit 2000, Satellit 2100, Satellit 3400.
Как видим, единственное отличие от пятитранзисторных - использование транзистора T9 для установки и термостабилизации тока покоя.
Ну и есть экзотические схемы на бОльшем числе транзисторов в приёмниках Ocean boy 204, Satellit 600, Satellit 650. Если будет желание, поговорим о них в следующий раз.
13 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы публикуете как гость. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.