• Announcements

    • admin

      Размещайте материалы своей компании БЕСПЛАТНО!   04/18/18

      Редакционная политика портала позволяет размещать на бесплатной основе различные типы материалов: интересную информацию, наработки, технические решения, аналитические статьи и т.д. Пример такого блога. Взамен мы рекламируем ваш блог в наших группах в соц. сетях, ну и плюс естественная самореклама от пользователей форума и блогов, которые будут читать ваш блог. К примеру охват одного поста только в нашей группе VK составляет более 10 тыс. человек. Т.е. мы предлагаем бартер - вы ведете у нас блог и публикуете какую-то полезную и интересную информацию связанную с вашим производством, а мы рекламируем ваш блог в наших соц. сетях. Блоги можно полностью кастомизировать: поставить изображение шапки, сделать меню или оглавление, также в своем блоге вы будете модератором - сможете удалять комментарии и т.д. Ведение своего блога требует времени и навыков, но рекламный эффект колоссальный, т.к. это живое общение и отклик. Посты не должны быть рекламой, а также должны соответствовать правилам форума. Для тех компаний, которые будут публиковать интересный контент, права в дальнейшем будут расширяться - сможете публиковать больше ссылок, пресс-релизы, новости компании, анонсы и т.д. Ну а если вы хотите размещать платную рекламу: условия и прайс размещения на сайте и форуме, коммерческая тема на форуме, реклама в группе VK.
  • entries
    37
  • comments
    1026
  • views
    35514

Автостробоскоп с тахометром

 Автомобильных стробоскопов для регулировки угла зажигания известно множество, поэтому данная разработка является "одной из многих" и не заслуживает оформления в виде статьи.

В прошлом веке они делались на основе газоразрядных ламп-вспышек, а нынче им на замену пришли светодиоды. Компонентная база - самая различная - от логических элементов и триггеров до таймеров. Схемы из Интернета - под спойлером.

Скрытый текст

03.jpg.cae15e85ce81736b08886a568c194388.jpg01.png.967630a5699df0705099438782dad2bc.png02.gif.a84eefef46c8b242a0814a184612d1f7.gif

Заказчик (начальник отдела механизации) выдвинул еще одно пожелание - снабдить устройство тахометром, показывающим частоту оборотов коленвала. Поэтому пришлось разрабатывать устройство заново. Почти все детали были взяты из загашника. Прикуплены только "крокодилы" (к клеммам аккумулятора и для емкостного датчика), светодиодная матрица и разборный разъем питания.

Первым этапом была апробация индуктивного датчика искрообразования (200 витков на расколотом ферритовом кольце, одеваемом на провод первого цилиндра. Осциллограммы при испытании показали, что ни о какой индуктивной связи речи не идет даже близко. Датчик с  катушкой ТТ оказался емкостным. Поэтому не мудря лукаво он был изготовлен из "крокодила", с приклепанной к его бранше полоской стеклотекстолита, на которой распаяны конденсатор С1 на 100 пФ х 2 кВ и входные резисторы R1R2 (на фото они еще отсутствуют):

5b51d9119f230_.jpg.31fa9521c4bed97db889201e228681f9.jpg

В качестве элементной базы был выбран сдвоенный одновибратор К561АГ1:

5b614ac52b14a_.thumb.GIF.7748572bf2c174a707cd69f42c5d7d31.GIF

На первой половинке (DD1) собран одновибратор аналогового тахометра с выходом на стрелочную измерительную головку на 500 мкА. Его вход отвязан от датчика буферным ключевым каскадом на VT1. Кроме функции тахометра этот одновибратор играет еще и роль защиты от ложных срабатываний - пока не закончится формирование выходного импульса, не запустится повторно следующий каскад (проблеск).

На второй половинке (DD2) собран одновибратор проблеска, нагруженный на управляемый источник стабильного тока на 3 А, нагрузкой которого, с свою очередь, явилась светодиодная матрица на 10 Вт. с неработающей центральной цепочкой светодиодов (итого суммарно на 6 Вт).

5b51d9145351d_.jpg.f9af17417371118b95e39eb1d77f8996.jpg

Матрица установлена на радиаторе северного моста материнской платы, прикрепленной к удлиняющей ручке.

5b51d913526d2_.jpg.dd276f115482fbdc5698d5ba54ae7d33.jpg

Питание одновибраторов застабилизировано интегральным стабилизатором 78L09 на 9 В. Вся "лепестроника" размещена на печатной плате (кроме конденсатора С9, установленного прямо на входном разъеме питания):

5b51d9111ee65_.PNG.97c155485bd81cc153df32d9b30c615b.PNG

5b51d915f2db8_.JPG.a43e8e7cd18b50580fa885eaafbbd779.JPG

Кроме того, на разъеме же установлен диод Шоттки на 3 А, защищающий от переполюсовки при подключении к клеммам аккумулятора.

И все это помещено в корпус от малогабаритного компьютерного блока питания:

5b51d912d2285_2.jpg.04aa060e64eb502cec6f46ab8a6396cd.jpg

В отверстие от кулера тютелька-в-тютельку поместилась стрелочная головка:

5b5302cbaa406_.JPG.6e428894ce722809a1d2db30e0ab0ea7.JPG

Резистор R9 регулировки длительности проблеска вынесен с печатной платы на корпус (вверху слева) для удобства подстройки. Включатель проблеска на ручке (как было показано на схеме) не уместился, поэтому тоже размещен на корпусе (красный тумблер справа по центру). Исключительно чтобы лишний раз не "напрягать" светодиодную матрицу. Все-таки, хоть скважность импульсов и велика, но и ток большой.

Попытался я сделать на головку шкалу программой Старичка "Shkala" - не получилось. Нет в ней таких приборов. Пришлось делать SPlan'ом.

Калибровка частотомера производилась от переменного напряжения 50 Гц х 3 В, что соответствовало 3000 об/мин. прямо на вход датчика, минуя конденсатор С1.

Испытания этого "чудо-девайса" ;) оказались вполне удачными. Яркости было достаточно для наблюдения за меткой, "поднятой" белым маркером для ретуши текстов, в облачный день под капотом машины, стоящей во дворе. Длина ручки позволила подносить головку к любым движущимся частям мотора без опасности получения травм. Наличие частотомера тоже было информативным.

Автостробоскоп.lay6

  • Like 2
  • Upvote 3


13 Comments


Recommended Comments

R12 перенести в эмиттер. Минимальное значение К561АГ1 для внешнего резистора равно 5 кОм по даташиту. 

Вопрос есть - длительность вспышки одиночного светодиода меньше, чем нескольких последовательно ?

 

Share this comment


Link to comment
16 минут назад, РадиоНастройщик сказал:

R12 перенести в эмиттер

Эмиттер чего и зачем?

Одинакова. Смотрел осциллографом. Потому и АГ1 применил, срабатывающую по фронту запускающего импульса.

Share this comment


Link to comment

R12 в эмиттер VT2, а базу на R13, чтобы по температуре не гулял порог срабатывания.

R10 стоит на 1 кОм, а нужно МИНИМУМ 5 кОм по даташиту, иначе будут проблемы.

По засветке надо смотреть. Учитывая, что последовательно диоды дают более крутую характеристику, чем один.. Для светодиодов было бы интересно это узнать

Share this comment


Link to comment

@РадиоНастройщик , сначала разберитесь с принципом работы стабилизатора тока и характеристиками устройства - какие критичны, а какие - нет и только потом рискните давать советы. 

Share this comment


Link to comment

По поводу 1 или 5 кОм - просто ошибка в схеме. Должно было быть 5,1 кОм, но пятерка потерялась. За указание на ошибку в схеме - спасибо. Исправлено. Минимальный номинал был выбран из-за вынесения подстроечного резистора на корпус.

А вот "температурная стабильность" для НЕ измерительного устройства, эксплуатирующегося всего несколько минут - просто глупость.

 

Share this comment


Link to comment

Перебирая загашники, наткнулся на старую осветительную головку из семи сверхъярких светодиодов с током по 20 мА каждый:

5b5cb046cbf93_.jpg.04cbe2803859e82f7dbbce556222ffb9.jpg

Все светодиоды включены параллельно с индивидуальными токоограничительными резисторами на 200 Ом. Яркости при апробации оказалось совершенно недостаточно, из-за чего эта головка и оказалась "похороненной" в загашнике. 

Поэтому все схемы на "обычных" малотоковых светодиодах (которые под спойлером) либо IMHO никогда так и не запускались в работу, либо то, что они якобы рабочие - брехня. Тут достаточными оказалось не менее 6 1-ваттных светодиодов с 5-кратным импульсным превышением тока! И то в тени капота.

Share this comment


Link to comment

Схема класс. Единственное что я бы добавил - перед С9 диод шотки в прямом включении а то автомобилисты любят плюс с минусом местами менять.

Share this comment


Link to comment

Он там так и стоит, просто на схеме не показан. Кстати, схему я поменял - на предыдущей была ошибка: 12-й вывод шел на питание, а должен идти на общий, как сейчас показано.

Share this comment


Link to comment
В 28.07.2018 в 21:09, Falconist сказал:

Поэтому все схемы на "обычных" малотоковых светодиодах (которые под спойлером) либо IMHO никогда так и не запускались в работу, либо то, что они якобы рабочие - брехня.

Последняя схема под спойлером рабочая , испытана лично , в качестве источника света использовался мелкий фонарик с 3 светодиодами в ручку которого , вместо блока батареек и была помещена плата , предполагаемые на плате светодиоды не монтировались , а были подключены при помощи проводов установленные в фонарике 

стробоскоп авто.lay6

 

Edited by LehaMospinchanin

Share this comment


Link to comment
В 01.08.2018 в 08:48, Falconist сказал:

200 витков на расколотом ферритовом кольце, одеваемом на провод первого цилиндра

Осталось допилить до универсальности с вариантом для авто с катушками зажигания на каждый цилиндр.

Share this comment


Link to comment

Приветствую. Хочу собрать себе , для регулировки лодочного мотора, а есть печатка в формате .lay ?

Share this comment


Link to comment

Рисунок печатки выложен в записи. Но ее пришлось "допиливать напильником". Можно, конечно, взять за основу, но по мере изготовления она мне самому разонравилась.

Share this comment


Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Blog Comments

    • Особенно мне помог раздел "подготовка к производству  " , там описаны некоторые моменты , о которых я просто не знал. Например : когда то пользовался станком ЧПУ для быстрого изготовления платы , есть программа для конвертации PLT в G-коды , все получалось быстро и без проблемно. Но потом перешел на китайскую бумагу для термопереноса , а станок был не у дел , решил попробовать гравировать передние панели на алюминии. И оно все получилось , но напрягало то , что надписи он то же фрезеровал по контуру , а хотелось просто дорожку. В этой книге я как раз и увидел как это исправить !!    И все получалось, я только не фрезеровал , а сгенерировал plt , и посмотрел на него , все так как хочется.  Вот толко еще бы научиться выбирать шрифт для лейоута . Раньше меня это не волновало , а теперь , когда все вопросы по гравировке надписей решены , хочется облагородить и шрифт.  Буду искать... та и вообще , я эту книгу 3й раз читаю , за 2 дня, и каждый раз открываю что то новое. И это несмотря на то , что в китае мне уже сделали порядка 20 заказов , за последние 5 лет, т.е. я имею опыт.
    • я пользуюсь Спринт Лейоутом давно , даже очень , практически со времени появления, но , все равно , почитать было интересно. Спасибо за труд.
    • Добрый вечер.
      Как и обещал подготовил оригинальные схемы на модули автоматике. Схемы, сканы в "TIF", делались не мной. К данным схемам отнеситесь очень аккуратно, так как они не полностью соответствовали мои модулям, установленных в автоматике. В большем случае для ознакомления, как было с завода. Удачи.   КСУМ-2П Схемы модулей, оригинал, сканы, MARS.rar
    • Добрый день.
      Сделал схему на очередной модуль автоматики  КСУМ-2П БКП 067.971 (Блок контроля пламени) Фото модуля Печатная плата в Lay6, схема в *jpg 1000 dpi, Diptrace, PDF, список деталей в Excel 2010. Сканы платы в Pdf 800 dpi, разделил на два архива. Это последняя схема на модули автоматики. На днях выложу оригинальные схемы на модули, пользы от них не так уж много, так как не одна схема не соответствует на 100%, на то что распаяно на платах, где-то 80-90% есть соответствие. Но возможно они кому-то и пригодятся. Схемы, сканы в "TIF", делались не мной, получил их в обмен на восстановленные схемы с плат. Разрешения я конечно не спрашивал, но думаю отправитель будет не против. Что планируется еще восстановить:
      1. Паспорт на КСУМ-2П.  14 Листов.
      2. Инструкция по эксплуатации, много в ней очень интересного. 71 Лист.
      3. Временная диаграмма и работа автоматики. Очень ценная информация. 2 Листа До лета я планировал закончил с модулями, успел сделать. Так как летом буду занят и на автоматику не будет времени. Документация на автоматику будет делаться очень медленно, по возможности свободного времени и желания, силы будут уходить на другие проекты. На счет МЕЙН-Платы, к сожалению у меня нет технических возможностей ее сделать и поэтому на 99% ее не будет. Она цельная практически 50*50 см, да еще и двухстороняя с кучей проводов двух цветов. Если выпадет у меня когда-то шанс, обязательно сделаю. Удачных Вам ремонтов. КСУМ-2П БКП 067.971 (Блок контроля пламени) схема.pdf КСУМ-2П БКП 067.971 (Блок контроля пламени).lay6 КСУМ-2П БКП 067.971 (Блок контроля пламени) схема DipTace.rar Список деталей БКП Excel 2010.rar КСУМ-2П БКП 067.971 (Блок контроля пламени) сканы PDF.rar КСУМ-2П БКП 067.971 (Блок контроля пламени) сканы PDF 2.rar
  • Blog Entries