Valjokk

Members
  • Публикации

    2
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

1 Обычный

О Valjokk

  • Звание
    Новенький

Информация

  • Город
    Riga

Электроника

  • Стаж в электронике
    Не связан с электроникой
  1. Пост о дадчиках систем управления двигателем. Сюда можно собирать информацию о датчиках и их распиновке.
  2. Примеры датчиков. ДАД - датчик абсолютного давления (MAP Sensor) Предназначен для измерения давления во впускном коллекторе. Является первичным показателем нагрузки на двигатель при алгоритме Speed Density. Измеряемое давления является абсолютной величиной (0 кПа = абсолютный вакуум) Стандартные пределы измерения 15-105кПа для атмосферных двигателей 15-250 кПа для двигателей с турбонаддувом до 1.5 бара, 15-450 кПа для двигателей с турбонаддувом до 3.5 бара. Выходное напряжение линейно зависимое от давления. Пределы измерения давления определяются по справочной информации. (У некоторых ДАД выходное напряжение частоно зависиио от давления - такой вид датчиков не подходит для программируемых ЭБУ илюстации этих датчиков сдесь не приводится. Здесь приводятся примеры датчиков, которые реально работют) Рис.1 Примеры ДАД. MPX4250AP (слева) GM (справа) Рис.2 Идентификация GM MAP sensor. Датчик температуры воздуха (IAT, MAT) Устанавливается во впускной патрубок (IAT) или во впускной коллектор (MAT) для компенсации изменения температуры воздуха. Принцип действия - термистор с отрицательным температурным коэффициентом. В зависимости от производителя при -40 гр сопротивление составляет от 20-50 кОм. при 90 гр. сотни Ом. Точную информацию можно получить у производителя (не реально), Опытным путём (неудобно) или посмотреть в "ломаном AutoData" Рис.3 Примеры датчиков температуры воздуха. GM (слева), Buick (справа) Датчик температуры охлаждающей жидкости. (CLT) Устанавливается в головку блока цилиндров. Показания этого датчика используются для корректировки опережения зажигания, обогащении смеси при прогреве двигателя, регулировке частоты вращения коленвала на холостом ходу в зависимости от температуры. Принцип действия такой же как и у датчика температуры воздуха - термистор с отрицательным температурным коэффициентом. В зависимости от производителя при -40 гр сопротивление составляет от 20-50 кОм. при 90 гр. сотни Ом. Точную информацию можно получить у производителя (не реально), Опытным путём (неудобно) или посмотреть в "ломаном AutoData" Рис.4 Примеры датчика температуры воздуха. GM (слева), Bosch (справа) Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) Устанавливается на ось дроссельной заслонки. Бывает двух типов : Микровыключатель - такой датчик не подходит для установки программируемого блока управления. Потенциометр ("аналоговый") - пригоден для установки программируемого ЭБУ. При алгоритме Alpha-N является показателем нагрузки на двигатель, также используется для регулировки частоты вращения коленвала на холостом ходу, для расчёта обогащения при ускорении, отключении топливоподачи при замедлении. Принцип действия: на потенциометр подаётся опрное напряжение (обычно 5 Вольт) Сигнал положения снимается с движка потенциометра. Сигнал 0-0.5В для закрытого состояния, 4.5-.5В для полностью открытой дроссельной заслонки. Уровень выходного сигнала линейно пропорционален углу поворота. Рис 5. Примеры датчиков положения дроссельной заслонки. Датчик кислорода (O2 Sensor) - устанавливается в выхлопную систему (после турбо нагнетателя). По показаниям датчика кислорода ЭБУ корректирует состав топливно-воздушной смеси. Датчики кислорода бывают двух типов 1. Узкополосные - 90% автомобилей снабжены узкополосными ДК. В эту группу относятся все одно- двух- трёх- и четырёх- проводные датчики. Главной отличительной характеристикой является зависимость выходного напряжения от состава топливно-воздушной смеси. Датчик практически не в состоянии "показать" состав смеси. Узкополосный ДК показывает два дискретных состояния смесь обеднённая (прим 0.1В) или обогащённая (прим 0.8 В). Уровни обеднённого и обогащенного состояния зависят от температуры ДК. Этот тип ДК применяется для поддержания стехиометрической смеси. Для настройки топливных таблиц не пригоден. Рис.6 Зависимость напряжения на выходе узкополосного ДК от состава смеси 2. Широкополосные ДК. более сложные в конструкции, более дорогие. Для управления нагревателем и считывания информации с ДК применяется специальный контроллер. Главное преимущество заключается в том, что на выходе контроллера напряжение линейно зависит от состава топливно-воздушной смеси. Ширина диапазона измерения 9.0 - 20 AFR. ДК этого типа совместно с контроллером применяется для настройки программируемого блока управления. При применении ШДК блок управления может поддерживать как обеднённые, так и обогащённые смеси в заданны режимах работы двигателя, что невозможно при применении узкополосного ДК. В некоторых ЭБУ контроллер ШДК встроен. Рис 7. Сравнение выходных характеристик ДК Бюджетным можно считать вариант для настройки использовать широкополосный лямдазонд и контроллер, а после настройки использовать узкополосный. Рис. 8. Пример широкополосного ДК Bosch LSU 4.2 (Слева) и узкополосного ДК (справа) Рис.9 Примеры контроллеров ШДК. Датчик массового расхода воздуха (MAF sensor) В программируемых системах управления двигателем применяется редко. Из-за того что создают сопротивление потоку воздуха, а так же плохой отзывчивостью при переходных процессах. Рис 10. ДМРВ механический в народе "лопата"(слева) и электронный (справа) Датчик положения коленвала (Crankshaft position sensor) - Устанавливается для считывания положение коленвала с зубчатого венца.По принципу действия ДПКВ бывают двух типов: 1. Индуктивные - внутри датчика расположена катушка и постоянный магнит, когда зуб венца проходит мимо датчика в катушке наводится ЭДС. Амплитуда на выходе датчика 2-5 В на холостом ходу и может достигать 90В на максимальных оборотах. Эти датчики бывают 2х и 3х проводные. обычно третьих провод - экран. Сопротивление обмотки обычно 500 ом. При установке на ЭБУ Мегасквирт завоевали недоверие из-за возможных недоработок разработчиков входной цепи в следствии этого ЭБУ сбрасывал синхронизацию ДПКВ при достижении 2500 об\мин. с зубчатым венцом 60-2 После доработки входной цепи ЭБУ работал корректно. Разработчики Мегасквирт рекомендовали использовать более дорогие датчики холла. Рис. 11 Устройство индуктивного датчика 2. Датчик холла - для облегчения понимания можно его представить как датчик с открытым коллектором, который "замыкает" сигнальный провод на общий провод когда когда зуб венца проходит мимо датчика. Датчики холла 3х-проводные: питание +5В, общий провод, сигнальный провод. Рис. 12 Устройство датчика Холла. Датчик положения распредвала (Camshaft position sensor) - Устанавливается для считывания положения распредвала. Применяется для синхронизации в последовательных системах впрыска или зажигания. С точки зрения устройства идентичны датчикам положения коленвала. Рис. 13. Примеры ДПКВ и ДПРВ Информация подготовлена участниками проекта "VUNGUL"