Paulschen

Members
  • Публикации

    168
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

45 Обычный

О Paulschen

  • Звание
    Осваивающийся

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Москва

Электроника

  • Стаж в электронике
    1-2 года
  • Сфера радиоэлектроники
    Ламповые УНЧ
  • Оборудование
    VICHY VC9805A+ Digital Multimeter
    Паяльник GOOT PX-201 + советский 40 Вт
    Осциллограф DS201

Посетители профиля

613 просмотра профиля
  1. Вопросы по ламповой технике

    Вот хорошая статья по расчеты БП http://diyaudioprojects.com/Technical/Tube-Power-Supplies/
  2. Дайджест интересных ламповых схем

    У Сергея Климанского на сайте было: https://klimanski.com/2011/04/25/пушпулл-на-гм-70-gm-70-pushpull-amplifier/
  3. Дайджест интересных ламповых схем

    Тимвал, я могу выложить очередную "простыню" про ГМ-5Б, но очень переживаю за съеденный Вами завтрак. Поэтому просто посмотрите тут или тут Нет, не думаю. Многим достаточно собрать один неплохой усилитель "не вдаваясь в подробности" и на этом успокоиться. И им нужны инструкции вида "делай раз, делай два". Кто-то ищет как сделать конфетку из г...рязи и палок "того что есть". А еще есть люди, которые хотят создать что-то свое. Они ищут интересные решения и хотят понять, почему создатель той или иной схемы сделал так, а не иначе. Чего он хотел добиться и что получил в результате. Уверен, что в большинстве своем они прекрасно могут разобраться в схемах безо всяких описаний. Но также уверен в том, что читать эти статьи им будет интереснее чем просто искать схемы.
  4. Дайджест интересных ламповых схем

    Ссылки на оригиналы во всех постах есть. Вот на русский они нигде еще не переводились. Но если Вам удобно читать на португальском... А что касается "простыней", то все они убраны под спойлеры. Информации по усилителям на такой уникальной лампе, как ГМ-5Б (она же 3CX300A1, она же RB300-CX) на русском тоже практически нет. Из того, что мне удалось найти - только статья Д.Андронникова "Сказание о том, как добры молодцы RB300-3CX в усилителе мощности применили" в "Вестнике АРА", небольшая ветка на Датагоре "Небольшой увесилитель на ГМ5Б" и статья на "Радиолюбителе" ГМ-5БV2
  5. Дайджест интересных ламповых схем

    Push-Pull 3CX300A1 Stereo Amplifier пониженной сложности общей мощностью 200W. Эта схема стереофонического усилителя Роберт Даниляка использует те же лампы, что и предыдущая, однако является результатом ее «укрощения» и попытки создать что-то более домашнее. Она адаптирована для домашнего использования. Этот усилитель способен обеспечить мощность 100 Вт на канал. Он гораздо проще, чем предыдущий, и не требует какой-либо настройки. В основе создания данной схемы лежат особенности конструкции лампы 3CX300A1, благодаря которым разброс характеристик ламп в пределах спецификации очень мал, что обеспечивает постоянство результата для разных реализаций схемы. Источником вдохновения для этой схемы послужил популярный усилитель Stereo Dynaco 35, но в результате получился усилитель, равный паре профессиональных Dynaco 120. Эта скромная схема обеспечивает впечатляющий результат. Выходные трансформаторы: Hammond 280W: 1650WA Вариант для 120W: 1650TA для модуля стерео Данные на трансформаторы - см.предыдущий пост "Домашний" PP-усилитель на лампах 3CX300A1 Речь идет о простой компиляции опыта построения предыдущих усилителей. При создании данной схемы мы стремились к упрощению монтажа и ориентировались на сферу домашнего применения. Мы используем парафазный фазоинвертор с непосредственной связью со следующим каскадом и анодный повторитель с «длинным хвостом». Несмотря на то, что используемая схема фазоинвертора не нравится некоторым теоретикам, она обеспечивает необходимое смещение фазы, а его разбалансировка происходит только на высоких частотах, после 20 000 Гц, что выходит за границы слышимого диапазона. Следовательно, данная схема вполне может быть использована в нашем проекте. Я помню, что знаменитый, любимый и уважаемый QUAD использует то же решение с пентодами! Она подходит нам по качеству и, кроме того, оптимальный баланс в нашей схеме обеспечивается высокой крутизной используемых выходных триодов. Сравнивая нашу схему с используемым в PP Кобаяси катодным повторителем, в нашем случае необходимо отметить полное отсутствие «транзисторного» звука, в то время как схема Кобаяси при тех же недостатках фазоинвертора обладает меньшим коэффициентом усиления. Схема усилителя Источник питания сделан максимально простым. Несмотря на использование мостового выпрямителя на полупроводниковых диодах, в схеме используется демпферный диод 6Д22С, которые обеспечивает «мягкий старт» усилителя и подачу высокого напряжения на лампы только после их разогрева. Одновременно он играет роль «демпфера» при фильтрации, что «смягчает» броски тока. Добавочная обмотка на 60 В обеспечивает отрицательное напряжение смещения для сеток выходных ламп. Так как в продаже отсутствуют согласованные пары 3CX300A1, мы используем для балансировки токов ламп наушники, как описывает Кобаяши в своей статье. Он использует генератор меандра с частотой 100 Гц. Движки резисторов регулировки напряжения смещения устанавливают таким образом, чтобы громкость слышимого в динамиках звука была минимальной. Эту настройку необходимо проводить не менее чем через 30 минут после включения усилителя для его прогрева и полной стабилизации цепей. Традиционный метод настройки заключается в том, что входные клеммы усилителя соединяются накоротко, а затем поворотом движков переменных резисторов источника напряжения смещения -50 В с помощью вольтметра на одном из катодных резисторов 1 Ом выходного каскада устанавливают напряжение 120 мВ. Затем, вращая движок другого переменного резистора, добиваются нулевого напряжения между анодами выходных ламп. Усилитель настроен. Далее приведены данные о трансформаторах и катушках индуктивности, используемых в предлагаемом нами прототипе. Предназначены для их изготовления в домашней мастерской заинтересованными в создании описываемого усилителя. Выходной трансформатор Большим преимуществом использования триодов в выходных каскадах является их низкое внутреннее сопротивление, что способствует упрощению конструкция выходного трансформатора за счет меньшей критичности к распределённой емкости обмоток. Наш дизайн прост и является оптимальным для данной схемы. Мы используем ферросиликатное железо хорошего качества. Для того, чтобы гарантировать хорошие аудиорезультаты, обеспечить баланс и упрощение конструкции, обмотки секционированы на две части. Силовой трансформатор Конструкция силового трансформатора является абсолютно обычной, и будем использовать пластины prete, чтобы свести к минимуму затраты на производство. Дроссель фильтра Нет ничего проще, чем дроссель фильтра. Это обмотка на катушке. Для сердечника также будем использовать обычную углеродистая сталь, а число витков определяется требуемой индуктивностью.
  6. Дайджест интересных ламповых схем

    Push-Pull 3CX300A1 Amplifier 30-280W “The Beast” Роберт Даниляк (Robert Danielak) был уполномочен компанией «Светлана» разработать усилитель, который показал бы все лучшие качества новых ламп. В результате этой работы появился интересный проект, довольно сильно отличающийся от обычных. Описания двух усилителей, о которых мы Вам расскажем, были опубликованы в бюллетенях «Светлана» для показа возможностей новых ламп. В первой версии схемы была начата работа по созданию усилителя с учетом характеристик лампы 3CX00A1, не связанных с другими компонентами. Первым делом Даниляк спроектировал выходной каскад с трансформатором и источник питания, поскольку от них зависит выходная мощность усилителя. Усилитель, как мы увидим далее, работает в классе AB и не имеет изломов в анодной характеристике, что необходимо для настоящего Hi-Fi. График зависимости коэффициента нелинейных искажений от выходной мощности имеет очень плавный изгиб. Выходной каскад усилителя может обеспечить как мощность в 30 Вт, и любую другую до 280 Вт без каких-либо изменений схемы кроме изменения анодного тока и напряжения, напряжения смещения сеток ламп выходного каскада шаге вывода, охлаждения выходных ламп и мощности выходного трансформатора. Все элементы схемы остаются неизменными. Схема усилителя похожа на «моноблок» Кобаяси с дифференциальным входным каскадом, но с лампой 6BM8 (6Ф3П) вместо 6Н1П. В качестве дросселей 90 Гн х 25 мА используются балласты люминесцентных ламп по 25 Вт. К сожалению, в настоящее время, приобрести их достаточно тяжело из-за перехода на электронные балласты. Однако до сих пор из можно найти в некоторых местах. Другой вариант заключается в использовании трансформаторов на 220 В для 50-ваттных галогенных ламп. Когда создавался «The Beast» мы предложили только «скромные» 100 Вт. Для достижения этой мощности достаточно напряжения источника питания в 660 В. Такое напряжение выбрано для того, чтобы получить доступный в настоящий момент силовой трансформатор. Для него мы разработали внешний источник питания, схема которого значительно упрощается в случае применения полупроводников. С выходным трансформатором, имеющим приведенное сопротивление первичной обмотки 1,9 кОм, мы можем получить выходную мощность как 200 Вт (при напряжении источника питания 850 В), так и 280 Вт, но уже при использовании анодного напряжения «всего лишь» 1000 В. Для этого необходимо заменить только силовой анодный трансформатор. Из-за высоких напряжений, используемых в этих усилителях, они кроме защиты пользователей требуют особого обслуживания и условий эксплуатации, и не рекомендуются для создания или использования в домашних условиях. Почему бы не увеличить выходную мощность за границы 280 или 300 Вт? Ответ прост: в продаже отсутствуют доступные трансформаторы. Кроме того, для диапазона мощности до 280 Вт, известен только один трансформатор с приведенным сопротивлением первичной обмотки 1,9 кОм - Hammond 1650WA 280W. Весит около 7 кг. Увеличение напряжения смещения до 150 В повышает выходную мощность 100-ваттного усилителя до 200 Вт, а подача более 150 В превращает его в 280-ваттный. Заманчивый вариант, но переделка должна быть сделана очень аккуратно и тщательно, чтобы предотвратить возможность возникновения несчастных случаев.
  7. Дайджест интересных ламповых схем

    30W Push-Pull 3CX300A1 Monoblock Эта схема была естественным продолжением предыдущей. Как только вышла статья с ее описанием, компания Plitron, которая уже выпускала трансформатор источника питания для предыдущей модели, попросила Кобаяши построить версию PP с использованием своих трансформаторов. Это был "конечный" продукт. Эта статья была опубликована в журнале «AudioXpress» в январе 2001 года. Описываемый в ней усилитель, выполненный как всегда с необыкновенной простотой Кобаяси, очевидно, наследует начальные параметры описанного выше проекта, ранее опубликованного в «MJ Áudio Technology». В этой схеме чувствуется влияние усилителя Вильямсона (Williamson) и ультралинейного усилителя Хафлера и Короеса (David Hafler, Herbert Keroes), разаботанного в 1952 году и добавляющего в него некоторые актуальные изыски. В усилителе также применяются некоторые решения, используемые в LEAK и Mullard. В усилителе-моноблоке Кобаяси используется входной каскад дифференциального типа с непосредственной связью со следующим каскадом, который может быть адаптирован как для использования с симметричным входом, так и в качестве фозоинвертирующего каскада типа «длиныый хвост» (long tail), аналогичного используемым в LEAK и Mullard. В этой схеме используется двухкаскадный драйвер с непосредственной связью. В первом каскаде используется триод с высоким µ типа 12AX7, а во втором - триод со средним µ типа 6Н1П, по своим характеристикам приближающийся к триодам типа ECC88/6DJ8. В драйверном каскаде PP-усилителя необходимо выровнять сигналы обоих плеч, и для этого используется NPN транзистор 2SC1815, общий для катодов ламп первой ступени усиления, который также подавляет ООС. Вся система усилитель/драйвер/фазоинвертор обеспечивает переменное напряжение 84V между сетками выходных каскадов, что означает работу усилителя в классе А1, аналогично описанному ранее SE-усилителю. Учитывая низкий уровень искажений в схеме PP, отсутствие четных гармоник в сигнале, мы решили, что вся схема будет иметь нулевую ОС. Примечание: так же, как и в предыдущей, в этой схеме катодные резисторы 1 Ом используются для контроля тока ламп путем измерения на них напряжения. С их помощью также устанавливается баланс токов выходных ламп. Выходной трансформатор должен иметь на первичной обмотке приведенное сопротивление 2 кОм. Plitron PAT 4008 дает нам точно 1,98 кОм при работе на нагрузку 8 Ом, что идеально для наших целей. Источник питания построен на основе используемого для предыдущей схемы, но использует другой трансформатор с другим стабилизатором 7820, а нити накала запитаны напрямую от сети ПЕРЕМЕННОГО тока, который выпрямляется только для питания вентилятора, теперь смонтированого на базе шасси. В схеме теперь используется электронный дроссель, на основе MOSFET IRFPC40 с подстройкой выходного напряжения 450 В. По своей конструкции трансформаторы аналогичны трансформаторам Менно ван дер Вина (Menno Van der Veen). Конденсаторы 100 мкФ (47+47) x 500 В могут быть заменены двумя последовательно соединенными конденсаторами 200 мкФ x 350 В, к каждому из которых параллельно подключен с резистор 470 Ом х 2 Вт. Ниже представлены варианты расположения компонентов и общая конструкция шасси. Обратите внимание, что электронный дроссель состоит из MOSFET IRFPC40 и трех стабилитронов 150 В. Панельки 3CX300A1 монтируются на шасси способом, аналогичном применяемому в предыдущем проекте, с суб-шасси, расположенном для вентиляции несколько ниже основного. Это также обеспечивает вентиляцию 12AX7 и 6Н1П. Квадратные защитные кожухи выходных ламп выполнены из листовой нержавеющей стали и крепятся непосредственно на шасси. Для крепления суб-шасси используются небольшие стойки из нержавеющей стали. Схемы приведены на рисунках ниже. Звук второго усилителя Кобаяши чистый и четкий. Частотная полоса достигает 100 кГц при выходной мощности до 10 Вт. Искажения без использования обратной связи не превышают 0,3% на мощности не более 1 Вт; 1,3-1,5% на мощности до 10 Вт и достигают 5% при отсечке на мощности около 36 Вт!
  8. Дайджест интересных ламповых схем

    3CX300A1 Single Stereo amplifier После Expo ’97 г-н Кобаяси решил, что должен мастерски создать усилитель на этих новых лампах. Так или иначе, он уже знал, что их звуковая сигнатура соперничает с качеством звука известных WE300B у японских аудиофилов. В то же время компания «SUN-TEC», которая представляла интересы «Светланы» в Японии, просила Кобаяши выполнить усилитель простым объемным монтажом в пределах возможностей начинающих радиолюбителей, чтобы популяризировать эту новую лампу. Ответ был мгновенным. Нет ничего проще, чем использование SE-компонентов, которые легко приобрести. Статья была опубликована в журнале японского MJ Audio Technology в сентябре 1999 года. Таким образом, усилитель SE 2x15 Вт стал весьма доступным для пользователей и монтажников, так как имел конечную стоимость 300 долларов. Звуковой результат превзошел все ожидания: во-первых, 30 Вт выходной мощности более чем достаточно для любого дома, а во-вторых, даже для начинающих достаточно двух дней, чтобы завершить его монтаж. В результате звук триода этого усилителя являет собой что-то экстраординарное, потому что он равносилен усилителю PP на 2A3. В драйвере данного усилителя используется лампа 12AX7/ECC83: первый триод усиливает сигнал, а второй используется как катодный повторитель. Непосредственная связь между каскадами применена для получения минимального фазового сдвига, а катодный повторитель - для возбуждения выходной лампы источником с низким импедансом для получения лучшей стабильности и характеристик усилителя на высоких частотах. С целью экономии времени я решил использовать типовые схемы включения ламп и воспользоваться хорошо зарекомендовавшей себя схемой каскада с UV-801. Для обеспечения оптимальных характеристик усилителя на протяжении всего времени его работы используется частотно-независимая ООС глубиной 16 дБ. На самом деле данная ООС не нужна, поскольку используемые триоды уникальны, и схема обеспечивает низкие искажения. Использование пентодов в конце концов всегда сопровождается «обманом» для улучшения параметров устройства (ультралинейные схемы включения, ОС в катоде, ОС в цепи сетки и т.д.) Триоды же имеют низкое внутреннее сопротивление, что устраняет проблемы изменения реактивного сопротивления с изменением частоты сигнала. Эта лампа - очередная ступень в развитии триодов, которая решает практически все проблемы, связанные с типичным для триодов низким коэффициентом усиления, такие как: крутизна характеристики, недоступная в других типах ламп, которая выше, чем обычных пентодов, возможность использования высоких напряжений в схемах без проблемы сокращения срока службы лампы, ненужность использования ООС, поскольку лампа обеспечивает сравнимое с пентодами усиление без внесения дополнительных искажений. Обратите внимание, что все остальные схемы, представленные в этой статье, уже не имеют какой-либо ООС. Обратите внимание, что при всей своей простоте представленная здесь схема конкурирует с 6550 и обеспечивает еще более динамичный звук и еще более низкие аудиоискажения, несмотря на компактность, долговечность и большую надежность используемых 3CX300A1. И это все - при той же конечной цене. На наш взгляд, лучшее на сегодня решения. Некоторые экспериментальные идеи были переданы Эриком Бальбором (Eric Balbour), и используемые компоненты рассчитаны на хорошую долговечность. Мощность усилителя была ограничена 15 Вт на канал, чтобы избежать увеличения анодного напряжения и, в конце концов, негативных последствий, вызванных увеличением тепла, которое будет выделяться на деталях усилителя. Источник питания выполнен по довольно обычной схеме. Для выпрямления и фильтрации напряжения накала лампы 12AX7 используется стабилизатор 7812. Этот же стабилизатор был использован для питания большого вентилятора, используемого в компьютерах. Этот вентилятор устанавливается в нижней части шасси и используется для охлаждения ребер радиатора 3CX300A1. Силовой трансформатор может обеспечить силу тока 200 мА для источника анодного напряжения, что является достаточным для работы ламп. Два напряжения -55 В используются для фиксированного смещения сеток выходных ламп. Ниже также предложена схема расположения компонентов на шасси и советы по сборке.
  9. Дайджест интересных ламповых схем

    «HIDOTRAC» - двухтактный усилитель Diego Nardi на лампах 2A3 класса «турбо А» («HIDOTRAC» - a turbo class A PP 2A3 amp by Diego Nardi), Sound Practices, Summer 1994 В возрасте 25 лет я получил квалификацию «профессионал ламповой радиоэлектроники» - необычное занятие для человека моего поколения. В настоящее время моя работа – это ремонт, модификация и разработка аудиотехники, а моя специальность, конечно же, ламповые усилители. В настоящее время, я - официальных сервис-техник компании Audio Note по японской и британской продукции на итальянском рынке. Большую часть своего аудио-образования я получил, прослушивая и ремонтируя разнообразные современные и классические образцы аудиотехники, в том числе некоторые топовые модели Audio Note, с которыми мне посчастливилось время от времени работать. В настоящее время я имею домашнюю аудиосистему собственной разработки и изготовления на триодах без обратной связи. В этой статье я представляю интегральный двухтактный усилитель на триодах 2A3 (прим. переводчика – советский аналог 2С4С), который я создал в экспериментальных целях и который понравился мне настолько, что стал основным усилителем в моей системе. Несмотря на довольно сложную схему - пять каскадов основного усиления плюс катодный повторитель в драйвере, два силовых трансформатора с пятью независимыми источниками питания - этот усилитель имеет скромные размеры и помещается в стандартном шасси 44×35 см. Этот прототип содержит всего несколько деталей от Audio Note (в том числе пару электролитических конденсаторов Black Gate, четыре межкаскадных бумаго-масляных конденсатора Jensen, и кусок серебряного межкаскадного AN-V кабеля) для придания «последних штрихов» звучанию. Однако, основными компонентами стали обычные стандартные радиоэлементы. Я сделал так для того, чтобы понять уровень качества, которого можно достичь без применения специальных супер-качественных/дорогих деталей. Трансформаторы были изготовлены специально для этого усилителя. Выходные трансформаторы, изготовленные на сердечнике из пластин «двойное С» толщиной 0,1 мм, с намоткой аналогично трансформатору усилителя Уильямсона с 18 секциями обмотки, обеспечивают отличную полосу пропускания 16-155 000 Гц по уровню -3 dB при мощности 1 Вт и 25-45 000 Гц при полной мощности (на мощности в два «чистых» Вт по-прежнему доступна верхняя граница в 140 кГц) и малые потери. Весь усилитель построен вообще без использования обратных связей. В этом усилителе применено несколько необычных технических решений. Первое заключается в том, что в качестве фазоинвертора используется межкаскадный трансформатор с низким входным сопротивлением (который также разделяет усилитель на две части). Слева от фазоинверсного трансформатора находятся СРПП и катодный повторитель с непосредственной связью между каскадами, которые образуют высоколинейный предварительный усилитель. Сочетание этих каскадов не только усиливает входной сигнал, но и обеспечивает низкое выходное сопротивление для возбуждения первичной обмотки трансформатора. Т.к. межкаскадный трансформатор имеет небольшую индуктивность, низкое выходное сопротивление драйвера необходимо для обеспечения хороших низких частот. Использования фазоинверсного трансформатора - это та идея, которая легла в основу проекта. Для того, чтобы этот усилитель соответствовал всем предъявляемым к нему требованиям, он должен иметь трансформаторный фазоинвертор. Я хотел обойтись без электронных фазоинверторов с их типичными проблемами: несимметричное выходное сопротивление и несимметричные искажения. Мой поставщик трансформаторов уже имел подходящий трансформатор в производстве, предназначенный для использования в сбалансированных линиях усилителей мощности. Из соображений экономии я решил попробовать серийный трансформатор, а не изготавливать его на заказ. При разработке традиционных межкаскадных трансформаторов решающее значение имеет то, что они предназначены для работы именно в качестве выходных трансформаторов (обычно с повышающим коэффициентом) SE-каскадов, при этом первичная обмотка используется как их основная нагрузка, а вторичные обмотки нагружены на сетки выходных ламп. В этом случае анодный ток драйверных ламп проходит через первичную обмотку, а (это важное «а») сеточный ток выходных ламп - через вторичные обмотки. При этом входная емкость выходного каскада также предъявляет особые требования к драйверу. Эти требования заключаются в: Высокой индуктивности первичной обмотки и сердечнике с зазором, из-за чего сердечник получается громоздким. Очень малой индуктивности рассеяния, чтобы не только получить хороший диапазон по высоким частотам, но и избежать самовозбуждения усилителя, что легко может произойти из-за входной емкости выходных ламп, если половинки вторичной обмотки имеют низкую связь. Для достижения этих требований трансформатор должен быть громоздким и дорогим. Я же хотел что-то маленькое и дешевое! Поэтому, несомненно, требуется другой подход. Я предпринял следующие шаги: Переместил трансформатор в ту точку, где он будет работать с низкоуровневыми сигналами (сотни милливольт, а не сотни вольт). Исключил протекание постоянного тока через трансформатор. Обеспечил низкое выходное сопротивление каскада, к которому подключается трансформатор. Такой подход позволил мне использовать слегка модифицированную версию небольших трансформаторов усилителей мощности, упомянутую выше. Они весят в корпусе всего 150 грамм и имеют межвитковую емкость не более 2 uF. Моя схема их включения необычна тем, что трансформатор является нагрузкой катодного повторителя с параллельным каналом и имеет передаточное число 2,6:1 (отношение количества витков первичной обмотки к числу витков вторичной). Он напрямую подключен к сеткам каскада усилителя напряжения и, следовательно, играет роль очень малого сеточного резистора. Таким образом, усилитель напряжения «видит» сопротивление 30 Ом, а ступень предусилителя вообще не видит практически никакой нагрузки. АЧХ и ФЧХ драйвера плоские в диапазоне от 20 Гц до 40 000 Гц, и имеют очень незначительные выбросы до 60 000 Гц, а затем снова плоские участки до более чем 200 000 Гц. Каскад линейного усиления соединен с первичной обмоткой через конденсатор Solen. При этом образуется RLC-фильтр высоких частот второго порядка, который определяет главный полюс усилители на низкой частоте. Этот фильтр эффективно блокирует все инфразвуковые сигналы, которые могут добавить проблем на последующих этапах усиления. При этом Вы можете сдвинуть вниз границу воспроизведения низких частот, но лучше поберечь выходной каскад от напрасной траты энергии и бесполезного раскачивания НЧ-динамика при воспроизведении поврежденных записей. Этот усилитель не является электростанцией! Мы хотим использовать его чтобы играть музыку, а не искажения. Глядя на схему справа от трансформатора, вы можете найти что-то вроде «двух с половиной» -каскадного PP-усилителя. Это балансный дифференциальный усилитель напряжения с RC-связью с двумя катодными повторителями, запитанными от двуполярного источника питания. Каждая из его половинок, в свою очередь, нагружена на выходные лампы. Драйверы такого типа не очень часто используются в коммерческих Hi-Fi усилителях. Я видел их только в нескольких экзотических SE усилителях из Японии, в том числе в SE-усилителях Audio Note Japan. Драйвер на основе катодного повторителя исторически наиболее часто используется в двухтактных усилителях, в которых выходной каскад работает глубоко в классе AB2. Посмотрите на итальянский усилитель Geloso из середины 50-х (Рис. 1), который обеспечивает 100 W на паре 807х в классе AB2 или на схему усилителя Brook-10C из SP#2 (Рис. 2). Самое странное в моем усилителе то, что он работает в классе А. Позвольте мне объяснить, почему я решил делать PP-усилитель в классе А. Я, в принципе, не согласен утверждением, что маломощный усилитель класса А не предназначен для работы в области с сеточными токами, для работы выходного каскада необходим только классический усилитель напряжения. Я утверждаю это, глядя на реальное поведение многих усилителей с использованием различных схем драйверов и фазоинверторов. Они отлично работают только до тех пор, пока выходные лампы не сильно загружены, но при малейшей перегрузке усилителя они просто теряют контроль над сеткой. Более того, когда у вас триод на выходе, то из-за эффекта Миллера он имеет значительную входную емкость – 150 пФ или более, что вполне нормально для горячей 2А3. Триод с нагрузкой в аноде, или, в меньшей степени, SRPP-драйвер, как правило, характеризуются весьма малой скоростью нарастания сигнала и не самыми малыми искажениями, когда выходная лампа начинает работать с сеточными токами. Вы получаете легко перегружаемый медленный выходной каскад, время нарастания сигнала в котором много хуже возможностей ваших выходных ламп и трансформатора. Производители обычно стараются применять для «ленивых» усилителей то, что они иногда называют «оптимальной» общей обратной связью, но на мой взгляд это лекарство хуже той болезни, которую оно пытается вылечить. Выходные лампы, которые волшебным образом начинают раскачивать динамики на частотах около 150 кГц - прекрасный пример того, что происходит, когда вы применяете ОС, чтобы ускорить безыдейный усилитель. Я должен был привнести в свой усилитель новые идеи. Обратная связь может улучшить пропускную способность, однако она не гарантирует динамическую устойчивость, если усилитель имеет недостаточный скорость нарастания выходного напряжения внутри петли обратной связи. Проблема еще более усугубляется, если учесть, что скорость нарастания сигнала может значительно снизиться при внезапном снятии нагрузки. Именно это и происходит со многими усилителями, хорошие статические характеристики которых сводятся на нет плохим драйвером, которые «выдыхаются» при воспроизведении сложных музыкальных произведений. Я считаю, что мы недооцениваем сложность раскачки сетки выходного каскада, что является одной из основных причин того, почему ламповый звук называют «теплым», «сладким», «мягким» и немного «с приглушенным басом». Это не единственная причина, но, к сожалению, одна из тех, которые я вижу. Можно также рассмотреть ситуацию с выходными лампами. Два наиболее распространенных способа смещения выходных ламп - катодное автосмещение и фиксированное смещение - хорошо известны читателям этого журнала. Катодное смещение выглядит простым и безопасным, но в двухтактных усилителях этот способ имеет серьезные недостатки. Проблемы растут, если применяются прямонакальные лампы. В случае катодного автосмещения лампа сама определяет свою рабочую точку и, по моему опыту, мощные лампы справляются с этим не очень хорошо. Даже если использовать в каждом плече двухтактного усилителя отдельные резисторы, Вы все равно должны обеспечить возможность балансировки их постоянных токов. Иначе неважно, насколько тщательно Вы подбираете лампы в пары - Вы никогда не сделаете этого точно. Конечно, оптимальное значение резистора для новой лампы будет изменяться из-за ее старения и уменьшения постоянного тока. Как вариант – использование схем смещения в стиле усилителя Уильямсона - сделать все резисторы регулируемые, но это не лучший выход для прямонакальных ламп. Кроме того, катодное смещение неэффективно расходует срок службы выходных ламп. И еще существует проблема катодного конденсатора. Электролиты? Нет, катодное автосмещение - это не для меня. Если всего вышеперечисленного недостаточно, то необходимо принять во внимание, что огромное количество энергии тратится на катодном резисторе впустую, особенно если выходные лампы работают с относительно высоким анодным током покоя или требуют высокого напряжения смещения. Например, если я использую для смещения в усилителе Hidotrac катодный резистор, то будет рассеиваться 2,7 Вт мощности для каждой лампы (при общей потребляемой мощности 10,8 Вт), т.е. на нагрев резисторов придется около 18% потребляемой мощности! Это как если бы вы прицепили к Вашему автомобилю пустой прицеп для того, чтобы увеличить потребление бензина на 18% при одной и той же средней скорости. На мой взгляд, не очень разумно. Фиксированное смещение, получаемое от маломощного источника питания, упрощает установку рабочей точки и не требует никаких дополнительных деталей между катодом и землей (за исключением, возможно, небольшого резистора). Однако, источникам смещения обычно уделяют недостаточно внимания. Забудьте старую историю о том, что «от источников смещения никогда не потребуется дать существенный ток». Это не соответствует действительности! - особенно в усилителях, работающих с отсечкой. Если Вы запитываете сетки от слабого источника, что и в большинстве случаев и делают многие производители, то под реальной нагрузкой Вы получаете «плавающий ноль» на выходных лампах. В добавление к этому, большинство усилителей имеют выходной каскад, «раскачиваемый» драйвером с анодной нагрузкой или фазоинвертором, которые имеет недостаточную мощность. Это очевидные причины того, почему такие усилители звучит приглушенно и имеют плохую динамику. Но если вы решили сделать более серьезный блок питания, вы можете также использовать его для чего-то более интересного. Итак, я сказал себе: «почему бы не сделать триодный усилитель класса А без обратных связей с драйвером, способным работать при наличии постоянных токов от выходного каскада?» Способ сделать это - использовать то, что наши предки использовали для раскачки ламп в классе AB2, - сочетание катодного повторителя с непосредственной связью и двуполярного источника питания. Это позволяет решить одновременно три проблемы, чего невозможно добиться никаким другим методом: Смещение на выходные лампы подается от регулируемых делителей напряжения, питаемых от сеток драйверов, где никогда не будет сколько-нибудь заметного тока сетки, в отличие от выходных каскадов. Это делает смещение стабильным в течение длительного времени. Выходные лампы «раскачиваются» сигналом с очень низкими искажениями, а их рабочая точка остается под строгим контролем вне зависимости от амплитуды сигнала, даже в условиях перегрузки. Благодаря низкому выходному сопротивлению (около 200 Ом в моем случае), скорость нарастания сигнала драйвера не снижается из-за входной емкости выходных ламп. В драйверах этого усилителя применяются лампы 6SN7 (прим. переводчика – советский аналог 6Н8С) с током 8 мА через каждую половинку. Китайские 2A3 работают в своем штатном режиме: анодное напряжение 250 В и ток покоя 60 мА через каждую лампу. Выходной каскад нагружен на эквивалентное сопротивление 3 200 Ом (анод-анод) при 8 Ом нагрузки. Коэффициент трансформации выходного трансформатора (первичная обмотка целиком к полной вторичной) составляет 20:1. В этих условиях от пары 2A3 ожидается мощность около 8 Вт, затем следует более или менее плавные переход к работе с отсечкой. И вот тут неожиданный сюрприз: несмотря на то, что при мощности в 7,5 Вт на частоте 1кГц КНИ составляет менее 3% с хорошим спектром (уровень 2-й гармоники -34,5 дБ, 3-ей -32,5 дБ, 4-ой -50 дБ, 5-ой -49 дБ, а остальных ниже -60 дБ), этот усилитель еще «имеет порох в пороховницах» и на мощности 14 Вт - КНИ составляет около 7%, при этом третья гармоника всего лишь на 6 дБ выше, чем вторая. Неплохо для «двухтактника», работающего в тяжелых условиях с сеточными токами, особенно если учесть, что уровень всех гармоник выше 5-й ниже -60дб! Можно сказать, что усилитель работает в «классе «А2», «турбо-классе» или что-то вроде того. Он дает мощность, которую можно ожидать от класса AB1, но он обеспечивает линейность класса А до более чем половины мощности. Кроме того, Вы пользуетесь всеми преимуществами схемного решения драйвера, описанными выше. Другие результаты лабораторных тестов также вполне удовлетворительны. Я уже упоминал мощность и полосу пропускания. Скорость нарастания сигнала 3 В/мс. Над этим усилителем можно издеваться практически как угодно, вплоть до короткого замыкания выхода и внезапного снятия КЗ, и при этом не будет наблюдаться никакой нестабильности. Некоторые из Вас, возможно, опасаются, что срок службы выходных ламп будет сокращаться из-за такого рода действий, но я до сих пор не видел никаких доказательств этого. Усилитель работает уже почти 2 000 часов, часто выключается по два или три раза в день, а лампы 2A3 по-прежнему как новые. Я периодически проверял их ток покоя, но с тех пор, так как я установил его после первых 100 часов работы, у меня не было причин его корректировать. Звук этого усилителя интересен тем, что полностью отличается от ожидаемого. Его звук совсем не медленный и мягкий, а жесткий и живой, с которым не сравнится ни один пентод или лучевой тетрод, которые я слушал до сих пор. Он приближается к именитым и очень дорогим SE-усилителям, таким как Audio Note Neiro Silver который находился у меня дома в течение некоторого времени. Усилитель Hidotrac удивительным образом раскачивал требующие большой ток 84 дБ динамики, которые «вызвали серьезную головную боль» у больших твердотельных усилителей! На мой взгляд, этот усилитель можно уверенно рекомендовать как интегральный усилитель для достаточно чувствительных колонок – 90 дБ или лучше.
  10. Предлагаю в этой теме выкладывать описания интересных ламповых схем: переводные статьи, статьи из отечественных журналов и т.д. С оригиналами, ссылками на оригинальные статьи и источники.
  11. Усилитель на 6П36С с двойным дифкаскадом

    Я бы "поставил" на "триод" и "CFB".
  12. Вопросы по ламповой технике

    Вот такое попробовать не желаете? (AC110V-220V TO DC 5V 30A 150W Switch Power Supply Driver Adapter LED Strip Light) https://www.ebay.com/itm/AC110V-220V-TO-DC-5V-12V-24V-Switch-Power-Supply-Driver-Adapter-LED-Strip-Light/252684250454?var=551624761427&hash=item3ad527ad56:m:m8ThR7A3-XTn45AHeYfj4zQ
  13. Это что, реклама? Или все же "свой самодельный ламповый усилитель"?
  14. Ламповый Усилитель От Василича, Делаем Сами

    3-x ваттный однотакт на 6С4С с успехом озвучивает примерно такую комнату в паре с колонками S-90.
  15. "Симфония 003" vs Лабутин

    Василичь, нелинейные искажения - это появление в спектре выходного сигнала новых гармоник. А линейные цепи, такие как RC-цепочки, нелинейных искажений не дают.