Василичь

Ламповый Усилитель От Василича, Делаем Сами

5975 posts in this topic

Кто желает сделать себе ламповый усилитель без понтов,но с отличным звучанием,присоединяйтесь. Практически рассмотрим все схемы,достоинства и недостатки.Рассмотрим не теоретически,а практически с измерениями параметров ,ОБЪЕКТИВНО .

Усилитель можно собрать на деревяшке,фанерке,стеклотекстолите,дюралевом шасси и железном шасси. Последний вариант предпочтительней,потому что только магнитный материал (железо)является экраном для магнитных полей . Поэтому если мы расположим блок питания с силовым трансформатором сверху на шасси,а ТВЗ и монтаж внизу в подвале,мы сразу на этапе конструирования уйдём от фона и наводок. И не нужно будет экранировать ТС и ТВЗ. Получим прекрасное соотношение сигнал-фон.

И так первым делом нужно шасси. Но перед этим нужно выбрать схему. В основном все усилители сейчас собираются по двух каскадной схеме. Короткий тракт. Двух тактные усилители есть и одно тактные. Следовательно у стерео усилителя будет либо 6 ламп (отверстий в шасси) либо 3-4 лампы в одно такте. Скачайте записную книжку,много полезного http://rghost.ru/58528362 Обновлена http://rghost.ru/7zlpH6ZcV

Выпрямитель можно делать понтовый на кенотроне,а можно на диодах UF серии. Кенотрон проигрывает по всем параметрам и звуку диодным выпрямителям. В этом вы в последствии сможете убедится сами,если захотите.

Трансформаторы силовые и выходные можно заказать в Твери и Ростове

Ростовский завод ТОРов tortrans@ya.ru

Тверь завод ТОРов office@torel.ru или info@torel.ru главная страница http://www.torel.ru/about.php

Здесь тоже ТОРы Андрей. ferledi@mail.ru

Шасси может быть либо просто плита с деревянным ящиком в четыре стенки,либо П образное шасси с двумя деревянными накладками ,либо боковыми,либо перед и зад. И полностью металлическое. Вот фото для понимания что такое шасси.

post-180237-0-40850100-1404486066_thumb.jpg

post-180237-0-35010500-1404486081_thumb.jpg

post-180237-0-88203800-1404486097_thumb.jpg

post-180237-0-56950000-1404486113_thumb.jpg

post-180237-0-04950700-1404486129_thumb.jpg

post-180237-0-92471900-1404486149_thumb.jpg

post-180237-0-24179200-1404486173_thumb.jpg

post-180237-0-01858100-1404486194_thumb.jpg

post-180237-0-22703200-1404486211_thumb.jpg

post-180237-0-16257900-1404486232_thumb.jpg

post-180237-0-38664900-1404486244_thumb.jpg

post-180237-0-15479600-1404486285_thumb.jpg

post-180237-0-86305100-1404486293_thumb.jpg

post-180237-0-98114000-1404486301_thumb.jpg

post-180237-0-95694400-1422340783_thumb.jpg

post-180237-0-31116600-1422341340.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
laich    34

Отлично!

Я готов. ( 6ф5п, Твз-1-9 / шлифую зазор, доматываю вторичку/)

 

Edited by тимвал

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну что ж давайте с одно такта и начнём. Сначала шасси нужно подобрать или сделать. Перед тем как разметить для сверления отверстий,нужно иметь весь набор комплектующих усилителя ,а для этого нужна схема по которой будете собирать усилитель. Не слушайте АУДИОФИЛОВ, Подбирайте любые комплектующие.Любые резисторы и конденсаторы,любые гнёзда входные и выходные терминалы. Всё звучит одинаково .Например в качестве выходных клемм болт от трактора или Фуртек клеммы позолоченные звучат одинаково,вернее они ни как не звучат и те и другие. Просто соединяют акустику с вторичкой ТВЗ. Так же и входные клеммы и монтажный провод одинаково пригодны любые типы.

Так же и электролитические конденсаторы,можете применять любые.Наши К50-12,К50-7,К50-17,К50-37 или Китай .

Шасси железное и поэтому можем полность. отделить ТВЗ и монтаж от силовой части. Предотвратив тем самым наводки. Входные гнёзда поставьте у регулятора громкости,на передней панели.Этим самым уменьшим наводки и улучшим звучание. 90% качества звучания зависит в ламповом усилителе от ТВЗ. Но начинаем с ТВЗ1-9 поэтому следует их установить так что б вокруг их было место,которое пригодится для установки более крупных ТВЗ в последующем при модернизации и вовремя экспериментов.

Дроссель в анодном питании ставим любой,вплоть до дросселя от люминисцентных светильников,главное что б ток он выдержал. Раз у нас ТВЗ1-9 и он расчитан на ток 35ма,то две лампы выходных возьмут 70-80ма. Вот не ниже этого тока и должен пропускать дроссель.Обычно у дросселя есть запас от паспортных данных.

Нужен нам силовой трансформатор. Он должен иметь как минимум две вторичных обмотки. 250-280 вольт 0,15а и 6,7 вольта 2-3 ампера. Хорошо если накальных обмоток будет две. 6,7 вольт 2-3 а. и 6,7 вольта 0,8-1 ампер.

И так располагаем на шасси наши комплектующие. Желательно что б все комплектующие шли на шасси в таком же порядке как на схеме. От входа ,до выхода. Вход - впереди,выход - сзади. На этом этапе разместив так детали,мы уже уберём головную боль с настройкой и фоном.

Сейчас я у себя тоже расположу детали на шасси,рассверлю отверстия какие нужны. Не забываем отверстия для вентиляции просверлить в шасси где силовая часть, для вентиляции естественным притоком воздуха. Воздух должен входить через отверстия в нижней крышке, охлаждая подвал, проходить далее через отверстия 6-8мм в шасси . Проходить он должен в силовую часть,которую накроем колпаком декоративным и в колпаке через отверстия сзади,вверху,выходить наружу.

После сверления всех отверстий,зачищаем мелкой шкуркой шасси. Потом грунтом их баллончика покрываем и дав немного подсохнуть покрываем из баллончика или краскопульта краской.

post-180237-0-08074700-1404548152_thumb.jpg

post-180237-0-22367900-1404548162_thumb.jpg

post-180237-0-87671200-1404548173_thumb.jpg

post-180237-0-71396300-1404548182_thumb.jpg

post-180237-0-16354900-1404548192_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Бюджетные Wi-Fi-/ Bluetooth-решения для IoT-применения

Обзор основной линейки поставок и новинок Espressif Systems – экономически выгодных SoC Wi-Fi-/ Bluetooth-чипов и модулей для IoT-применений: от простых портативных устройств до промышленных решений

Подробнее...

Данная тема задумана для того что б пройти путь от одно такта простенького, до лампового усилителя, высокой верности воспроизведения, на лампах большой мощности. Поэтому и схемные решения будут разные. Хотя усилитель двух каскадный ,одно тактный,как был придуман 80-100лет назад, таковым и остался. Схема одинакова , стандартная. Добавляются различные вариации. Но суть одна. Вот схема на лучевом тетроде или пентоде ,стандартная с автоматическим смещением. Любые лампы ставятся,изменяется только режим ламп (подбирается катодными резисторами), Схема неизменная хоть 6П42С на выходе,хоть 6П1П или 6Ф5П. Вот её для начала и сделаем. Кто захочет модернизировать в последствии,умощняя и улучшая,сделайте шасси побольше,что б влезли впоследствии большие ТС и ТВЗ и лампы большие уместились.

post-180237-0-79530000-1404551642_thumb.jpg

post-180237-0-22862200-1404552193_thumb.jpg

post-180237-0-88830500-1422341407.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
STEN50    4330

Василичь!А какой краской производишь окраску шасси?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Управляемый свет интернета вещей: Philips и протокол DALI 2.0

Полностью программируемые драйверы Philips Xitanium поддерживают все варианты регулировки яркости света и силы тока. Надежность системы значительно повышается при интеллектуальном мониторинге температуры светодиодного источника света. Разнообразие моделей в семействе обеспечивает максимальную гибкость в настройке рабочих параметров.

Подробнее...

Краскопульт и эмали ПФ 160, сушка 30 минут в духовке при 100 град. Но можно и из баллончика. Можно нитро,матовой. Пока лето красьте шасси,на зиму готовьте! :yes:

У кого напряжёнка с металлом,можете взять старый корпус от компа и сделать себе прекрасный усилитель отрезав верх корпуса и низ шасси компа..

post-180237-0-55172600-1404580973_thumb.jpg

post-180237-0-27007700-1404581006_thumb.jpg

post-180237-0-42627100-1404581060_thumb.jpg

Edited by Василичь

Share this post


Link to post
Share on other sites
laich    34

До ламп большой мощности мне, пока, далековато. Но акустику нужно качать вот такую-

по краям- 4а-32 в щитах. ближе к центру - 4гд-35 в щитках.

По центру работает двухтакт из радиол (6п14п)-

Короче, полный порядок ( рабочий беспорядок) в мастерской-

Я в боевом настрое! Василичь, пора " разводить Землю"!

Ну а так-как выходные дни, то предлагаю музыкальную паузу -

До связи!

Edited by тимвал

Share this post


Link to post
Share on other sites
laich    34

Василичь, а каково Ваше мнение по поводу селенового выпрямителя?

Суть вопроса вот в чём- селен годится?

в схему 6ф5п дросселя я ставить не буду( приберегу для следующих девайсов) на них падает довольно много напруги , и на селене тоже много теряется.

В пушпул я соорудил фильтр на основе заводской схемы и он работает...

Единственное- я так и не научился рассчитывать необходимые номиналы конденсаторов и резисторов ( дросселей) в фильтрах БП .

( хорошую тему ты замутил, Василичь! Подзадорил!)

С уважением, nikolaich.

Edited by тимвал

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дроссель нужно ставить обязательно,иначе не получите отношение сигнал-фон -90dB в одно тактном усилителе .

Share this post


Link to post
Share on other sites
soundFMV    127

Присоединяюсь к laich:очень хорошая тема,будет полезна начинающим ламповикам.Только есть просьба к участникам форума:не сильно забивать тему своей информацией.Пусть человек расскажет как это всё делается с нуля.

Вопрос к Василичу.Какие усилители представлены на снимках о земляной шине и накалах ламп?Думаю,что это не однотакт.Или я ошибаюсь?И ещё:думаю будет не лишним прокомментировать что объединяет земляная шина,а то ребятишки могут немного "плавать"))).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Все детали усилителя, которые на схеме соединены с землёй (общим проводом) должны соединятся с шиной, а не с корпусом (с шасси) усилителя. А шина должна только в одной точке соединятся с шасси. Эта точка находится опытным путём, по наименьшему фону на выходе УНЧ. Нельзя применять шасси в качестве общего провода, из за блуждающего тока.

Вот фото различного исполнения шины в УНЧ. Выбирайте себе вариант и распаивайте шину над панельками. Для её подвеса можно использовать лепестки ламповой панельки не используемые в лампе. Например в 6П6С,6П3С и ей подобных 1,6 ножки не используются.К этим лепесткам можно крепить шину.

post-180237-0-00798000-1404664646_thumb.jpg

post-180237-0-90672400-1404664655_thumb.jpg

post-180237-0-16470200-1404664668_thumb.jpg

post-180237-0-89529400-1404664684_thumb.jpg

post-180237-0-06842800-1404664695_thumb.jpg

post-180237-0-34714100-1404664733_thumb.jpg

post-180237-0-90430400-1404664746_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Vadia F    407

Я правильно вас понял, что имея плоский металлический корпус оптимальнее всего расположить ТВЗ внутри этого корпуса, а ТС и , повозможности, дроссель наруже под кожухом?

Edited by Vadia F

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конечно. Ведь если расположить вверху рядом с ТС и дросселем,то неизбежны наводки.Придётся делать экраны для ТС и ТВЗ и ДР. Разделяя железным шасси ТС и ТВЗ мы уходим от экранировки. И от наводки.

Вот абсолютно неверное с точки зрения инженера и физики ,расположение ТВЗ,ТС и ДР.

post-180237-0-52303400-1404668928_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
VDIJ    1859
Разделяя железным шасси ТС и ТВЗ мы уходим от экранировки. И от наводки.
Да, еще и ставить пОпендикулярно друг к другу. :)

Отличная тема, Василичь, аж самому захотелось тряхнуть стариной, вспомнить молодость, были ламповые времена. Лепота.

P.S. Раз уж речь зашла о трансформаторах. Рано или поздно захочется пощупать двухтакт, намотка трансформатора без навыков и опыта, ессно, составляет определенные трудности. Сваять трансформатор для двухтактника без перемотки с успехом можно из двух трансформаторов для однотактников, типа ТВЗ1-9, ТВШ и т.д. Для этого с трансформаторов снимается обойма, выкидываются перемычки, трансформаторы соединяются встык друг с другом без зазора, делается новая обойма. Первички соединяются согласно последовательно, соединение первичек - плюс питания, крайние выводы - аноды ламп, вторички коммутируются в зависимости от сопротивления нагрузки. Получается неплохой усилочек, например, для лампового гитарного комбика, саме то. Дерзайте :) . Да, на авторство не претендую, идея описана в каком то древнем журнале ,,Радио,,, но мной с успехом испытана. Как то так, не художник я.

post-151486-0-73389400-1404682911_thumb.jpg

Edited by VDIJ

Share this post


Link to post
Share on other sites
laich    34

1-просьба к участникам форума:не сильно забивать тему своей информацией.

2-ещё:думаю будет не лишним прокомментировать что объединяет земляная шина,а то ребятишки могут немного "плавать"))).

1- Намёк понял!Но-

Без "обратной связи" у Василичь-а получится тема "как я делаю лампадники". И без живого общения тема усохнет. Так случилось с подобной темой С.П.Илларионова .( VDIJ наверняка помнит эту тему).

2-Согласен. Василичь, будучи опытным специалистом,не может знать о том, как сложно "ребятишкам" сформулировать правильный вопрос.

Share this post


Link to post
Share on other sites
laich    34

Василичь писал-

"...распаивайте шину над панельками. Для её подвеса можно использовать лепестки ламповой панельки не используемые в лампе."

Отличная подсказка! Особенно учитывая тот факт, что в некоторых населённых пунктах нет возможности приобрести контактные площадки.

Edited by laich

Share this post


Link to post
Share on other sites
laich    34

Дроссель нужно ставить обязательно,иначе не получите отношение сигнал-фон -90dB в одно тактном усилителе .

Юрий Василич, я пересмотрел свою концепцию. Убрал селен, буду использовать дросселя , конденсаторы МБГО ( 1мкф+электролиты ) и мосты КЦ-402а.

Одобряете?

Share this post


Link to post
Share on other sites

МБГО можете не ставить. Ни чего они не дают. Ставьте К50-12 электролиты ,они без индуктивные и сами работают лучше МБГО.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Vadia F    407

Подскажите, имеется пара ТВЗ-1-2, нужно ли их дорабатывать? Добавлять прокладку для зазара, доматывать слой вторички? Очень уж не хочется их разбирать, боюсь потом не стяну как положенно. Планируются для усилителя на 6ф5п

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я специально не пишу о доработке. Сначала ставим так как есть. В дальнейшем этот усилитель дорабатывать будем и смотреть как будет улучшаться звук и параметры. Поэтому и пишу ШАССИ делайте побольше ,расстояние вокруг ТВЗ оставляйте,что б потом большего размера поставить ТВЗ можно было, лампы что б поставить другие можно было,помощнее. Для БП побольше места,что б впоследствии довести мощность УНЧ до 10-14 ватт. Потому что 2-3 ватта усилитель - это не усилитель, а радиоприёмник. Просто услышать ламповый звук. Динамический диапазон мал и правильно он ни когда не отыграет музыкальное произведение. Слушать то музыку мы будем при 2-3 ваттах, но должен запас мощности быть ,что б отыграть форте- фортисимо!

Серьезная музыка должна слушаться с высоким качеством, иначе мы просто не услышим всего, что в ней заложено. В том числе, качество это касается и сохранения динамического диапазона. Иными словами, мы должны услышать всё, от самых тихих до самых громких музыкальных моментов. Что касается громких, вопрос решается при помощи аппаратуры приемлемого качества и достаточной мощности, чтобы исходный звук не искажался от перегрузки.Тихие же, чтобы быть услышанными, должны превышать естественный уровень шумов. А он в повседневной жизни достаточно высок, просто мы привыкли к нему и зачастую не замечаем. И если музыка звучит слишком тихо, она

sympho.jpgмаскируется окружающими шумами и становится неразборчивой, а то и вообще неслышной. Ни о каком качественном восприятии и глубоком понимании музыки в этом случае речи не идет.

Выход один: увеличивать громкость. Сами понимаете, что громкость увеличится по всему диапазону.Уровень шумов у нас одинаков, динамический диапазон разный. Что имеем в итоге? Полноценное прослушивание симфонической музыки возможно только при большей максимальной громкости

Share this post


Link to post
Share on other sites

После покраски и сушки,закрепляем основные комплектующие. Ещё при разметке желательно так расположить все комплектующие что б снаружи не было видно шляпок болтиков. То есть всё стараться разместить под колпаком декоративным БП и снизу ,в подвале тоже в прямоугольнике очерченном колпаком.Располагая панельки так что б анодные выводы были расположены в сторону ТВЗ.. Начинаем разводку общей шины и накала ламп.. Монтируем блок питания.

post-180237-0-31239600-1404976715_thumb.jpg

post-180237-0-37148500-1404976726_thumb.jpg

post-180237-0-14531100-1404976734_thumb.jpg

Edited by Василичь

Share this post


Link to post
Share on other sites
Гор    123

Ув. коллеги. Я в 74-ом сделал однотакт 6Н2П +6П3С. На 2Вт *3 орало крепко и чисто. Два таких осилка (мой и друга) с тембрами "в разные стороны" давали псевдостерео на этаже студ общаги. Девушке нужно было орать на ухо :) во время танца...

Уже в 75-ом делал бестрансформаторный на 17 / 51 Вт. (одна пара / три пары 6П3С).

Питание было от двух трансов и двух выпрямителей с дросселями 250В *2.

И УЖЕ ТОГДА применил плату из фольгированного гетинакса. лень было отвестия в металле делать. Сегодня же есть двойной стеклотекстолит:

-одна сторона-экран,

-вторая сторона - разводка питания.

Экономьте силы, тогда останется время думать.

После этого УНЧ с выходом звука 120 вольт ... больше их не делал, а токмо ремонтиривил.

Посему, если отстаёте на 40 лет,- хотя бы экономьте свои силы. Ведь двойной фольгир стеклотестолит даст фору любому металлическому шасси.

На нём можно и ТВ модулятор и блок питания и, бесспорно, УНЧ монтировать.

-----------------

Кто желает почувствовать себя настоящим слесарем - используйте железяку, которую трудно обрабатывать, в которой невозможно изолировать участки...и которая плохо паяется.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Периодически будут в тему заходить такие псевдо гуру и рекомендовать,то что и на голову не натянешь. Только железное шасси применяйте ! (медь,алюминий и тем более медная фольга не является экраном от магнитных полей.)и применяйте навесной , пространственный монтаж в воздухе, типа 3D. Так делаются все НЧ блоки и усилители профессиональные , на радио телевизионных студиях,где я и проработал инженером 15 лет. Если конечно хотите получить нормальное, хорошее звучание ,а не радиоузел или УНЧ для танцулек. В 13м сообщении я показывал монтаж профи усилителей студийных.Ни какие жгуты вязаные не допускаются,ни какие планки монтажные не допускаются. Всё паяеться от вывода панельки,к следующему выводу панельки. И на шину общую.

Гор рекомендую открыть тему о своём усилителе ,а не пиарить здесь,где делаем УНЧ начального уровня - ОДНО ТАКТ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


  • Similar Content

    • By viktor novikov
      С чего всё началось:
      Одна из моих колонок s70 очень сильно басила,а при добавлении громкости начиналось самовозбуждение и соответственно гул нч динамика.
      так как дел,раньше,с s70 я не имел,полез в интернет искать,как настроить датчик ЭМОС.В интернете говорилось про БЛОК ИР,но сразу я не понял,что это значит.
      Открутил заднюю крышку,не увидел там того,что мне нужно,просто поставил её на место и закрутил обратно,внутри ничего не трогал СОВСЕМ,но тем не менее,колонка перестала подавать признаки жизни.
      Как такое возможно,понять я не могу.В общем прошу помощи у знающих,как оживить колонку и настроить этот ЭМОС.С уважением.
    • Guest Дмитрий
      By Guest Дмитрий
      Здравствуйте, вопрос вот, тема моей дипломной работы по окончанию колледжа УНЧ 100 Вт на микросхем TDA7294, мне надо узнать, при каком пониженном напряжении и дополнительном сопротивлении произойдёт сбой работы. 
      Как это модно сделать теоретическим путем? 
    • By Michael Symba
      Доброго всем времени!
      В моей практике первый транзисторный усилитель с двухэтажным питанием. Вышел из строя один канал, а точнее, похоже был неисправный изначально, т.к. он не использовался ни разу. В наличии только одна АС и использовался один канал усилителя. На слабой громкости усилитель подхрипывал. При прогоне синуса с генератора, на выходе усилителя одна полуволна сигнала сильно звенела. С повышением громкости, хрип становился меньше, и ощущалось явное падение мощности в сравнении с исправным каналом. Вскрыл, думал полюбому проблема с выходным каскадом, что еще могло то... Но, все транзисторы целые оказались. Продолжил ковырять, оказался пробит транзистор 2SC4793 (обвел его на фото). 1837 целый. лезу дальше. обращаю внимание что на ногах ОУ питание +19 и -10. Первое о чем подумал - стабилитроны. Нет, они целые... Если выход ОУ отсоединить, перекос по питанию устраняется. Перекос идет по стороне плеча, где стоял 4793. транзистор KSP42 (обвел на фото) ощутимо греется. Все транзисторы и диоды в этом куске платы целые. На противоположном конце платы не проверял транзисторы, предполагая, что на работу в таком состоянии они не влияют. Дальше ничего не смотрел, т.к. слабо себе представляю схему. И как это все работает на самом деле. Помогите опознать схему по которой собран усилитель, может быть кто то встречал уже. Есть подозрение, что где-то неправильный монтаж с завода. Так же на резисторе 0.33 ом имеется почернение, но ни он ни соседние компоненты не повреждены. 



    • By Vanek97471
      Друзья. Проблема такова. Сделал регулировку громкости поканально ( на каждый канал свой потенциометр), суть дела прибавляю громкость на одном канале (канал 1), канал 2 в это время убавлен помимо канала 1 сигнал так же появляется и на канале 2, хотя 2 убавлен в 0 то же самое и во втором случае когда канал 1 убавлен, а канал 2 добавляю. В чём может быть причина? Звуковой тракт таков: Вход->Потенциометры->оконечный каскад->защита->АС.
       
    • By Barry Allen
      Требуется радиомонтажник в СПб:
      - знание схемотехники в области лампового звукоусилительного оборудования
      - наличие паяльной станции обязательно
      - монтаж по принципиальным схемам
      - навык пайки навесным монтажом
      - сборка и настройка ламповой техники
      - аккуратность работы
      Работа сдельная, оплата договорная. На дому.
      Желательно наличие фото Ваших работ.
      По всем вопросам пишите здесь или в ЛС.