• Объявления

    • admin

      Просьба всем принять участие!   24.11.2017

      На форуме разыгрывается спектроанализатор Arinst SSA-TG LC (цена 18500 руб). Просьба всем перейти по ссылке ниже и принять участие!
тимвал

Трансформатор Сварочного Инвертора Пошаговая Инструкция По Намотке

55 сообщений в этой теме

тимвал    545

Самый популярный сварочный инвертор, это однотактный "косой" мост, или также однотактный "фиксатый". Многие хотят собрать свой инвертор и часто терпят неудачу. У начинающих сваркостроителей, несмотря на кажущуюся простоту, наибольшие затруднения вызывает задача намотки сварочного трансформатора, далее по тексту СТ . Между тем это самая ответственная деталь и делать его нужно особенно аккуратно. :yes: Расскажу как это нужно делать по моему разумению. :umnik2:

Начинать нужно разумеется с расчёта ( программы в этой же ветке рядом http://forum.cxem.ne...showtopic=70885) :

post-128353-0-81314200-1405359100_thumb.png

Надеюсь здесь дополнительные объяснения не нужны...

Высота каркаса 42 мм. и по расчетам провод d1.5 мм. 27 витков в один слой (это необходимо) вполне уместится. 42/1.5=28

Изменено пользователем тимвал
  • Одобряю 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Быстрый заказ печатных плат

Полный цикл производства PCB по низким ценам!

  • x
    мм
Заказать Получить купон на $5.00
тимвал    545

Теперь запасёмся необходимыми материалами и кой каким инструментом:

post-128353-0-39888400-1405359376_thumb.jpg

Каркас для катушки СТ на Е65, думаю изготовить в состоянии любой радиолюбитель, не буду в это углубляться.

Как видите проклеивать предполагается эпоксидкой, посему нужна приблуда для медленного вращения катушки с "высыхающим" клеем. Под рукой оказался моторчик со старого принтера, его и применил.

Надеваем каркас на деревянную оправку, в которой уже просверлено сквозное отверстие:

post-128353-0-77784800-1405359836_thumb.jpg

Затем закрепляем начало первой обмотки:

post-128353-0-18486500-1405359916_thumb.jpg

Мотаем первый слой 27 витков. Мотаем максимально плотно и ровно:

post-128353-0-06391200-1405360009_thumb.jpg

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
тимвал    545

Готовим клей. Набираем в шприцы смолу и катализатор:

post-128353-0-66886200-1405360592_thumb.jpg

Наливаем в стаканчик по 5 делений из обоих шприцев. Получаем пропорцию 1/10:

post-128353-0-62103300-1405360672_thumb.jpg

Тщательно перемешиваем:

post-128353-0-78920800-1405360715_thumb.jpg

Затем мажем полученную обмотку, но без фанатизма. :yes: Так чтобы в катушке остался чёткий желобок между витками.

Надеваем на "приблуду" и "сушим" при непрерывном вращении. Для ускорения процесса можно применить умеренный нагрев. Я использовал строительный фен:

post-128353-0-14995700-1405361463_thumb.jpg

Затем мотаем поверх ещё один такой же слой в 27 витков. (следите за точным совпадением количества витков.) При намотке в желобок это не сложно и получается ощутимый выигрыш по толщине общей намотки. Точно так же мажем и "сушим". :

post-128353-0-51868800-1405361843_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
тимвал    545

Кладём слой изоляции. Я использую малярный скотч.:

post-128353-0-59172500-1405362252_thumb.jpg

Далее я мотаю "фиксирующую" обмотку. (при намотке СТ для косого моста этот шаг пропускаем). Если клея было не много, обмотка утопится в витки первички и практически не увеличит толщину намотки.

post-128353-0-06751900-1405362309_thumb.jpg

Мажем, "сушим", мотаем двойную изоляцию.:

post-128353-0-24366600-1405362373_thumb.jpg

Мажем, "сушим".

Места для вторички осталось более чем достаточно Это хорошо! :

post-128353-0-62846500-1405362411_thumb.jpg

На вторичку мотаю шинку 2х4мм. (Шинки у меня есть, а кругляка 1.5 мм. не густо.) Слой 9 витков в ряд.:

post-128353-0-51270700-1405363099_thumb.jpg

Затем поверх ещё 9 витков для увеличения сечения:

post-128353-0-89828100-1405363144_thumb.jpg

Мажем, "сушим":

post-128353-0-17218700-1405363179_thumb.jpg

Катушка готова. :yes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
тимвал    545

Осталось собрать СТ и проверить изоляцию и параметры. Выстригаем прокладки для зазора в 0.1 мм. Я использовал кальку, можно применить чек банкомата. :

post-128353-0-88492100-1405363388_thumb.jpg

Собираем и стягиваем нитками:

post-128353-0-12850300-1405363525_thumb.jpg

Нитки фиксируем "супером".

post-128353-0-84369100-1405363581_thumb.jpg

Трансформатор готов...

Если мотать не шинкой, а той же проволокой в 1.5 мм. то мотать вторичку нужно 9 витков в 3 проволочки в один ряд. Затем ещё одну точно такую же обмотку поверх, для увеличения сечения. Все обмотки мотать в одном направлении! таким способом получаем наименьшую толщину намотки (витки ложатся в желоб)и что не менее важно, отсутствие пересекающихся в нахлёст витков! Нахлёст часто ведёт к "прокусыванию" изоляции между слоями обмотки и соответственно баху. :yes:

  • Одобряю 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
тимвал    545

Индуктивность первички более 3.5 mHn, Индуктивность при замкнутой вторичке, 6 uHn.

Очень хорошие показатели.

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
KRAB    3 935

А зачем "лишняя" прокладка на керне в центре сердечника?! Достаточно по краям - две точки - определяют "прямую" (зазор) :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Молчун    82
На вторичку мотаю шинку 2х4мм. Слой 9 витков в ряд. Затем поверх ещё 9 витков для увеличения сечения.
Если мотать не шинкой, а той же проволокой в 1.5 мм. то мотать вторичку нужно 9 витков в 3 проволочки в один ряд. Затем ещё одну точно такую же обмотку поверх, для увеличения сечения.
Поясните, как согласуется первое со вторым, т.к. я насчитал в первом случае общее сечение равно 16мм2, а во втором 10,6мм2. Может не правильно считал? Изменено пользователем Молчун

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
cuzikov    391

Да немного непонятно? Если имелось ввиду 1,5ммм2 тогда общее сечение= 9мм2, если это диаметр провода тогда 10,6мм2.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Badun812    123

Скорее всего Тимвал имел ввиду намотку вторички в три слоя по три провода, если уместится такова :umnik2:

Изменено пользователем Badun812

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
тимвал    545

Уместится без проблем, если мотать плотно и аккуратно. Надобности только в этом нет.

Если внимательно смотрели первый пост, то видели что для тока в 140А. 6 проводов вполне достаточно.

Поясните, как согласуется первое со вторым, т.к. я насчитал в первом случае общее сечение равно 16см2, а во втором 10,6см2. Может не правильно считал?

Считали правильно, а согласуется очень просто. И то и другое годится для данного расчёта. :yes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
тимвал    545

А зачем "лишняя" прокладка на керне в центре сердечника?! Достаточно по краям - две точки - определяют "прямую" (зазор) :)

Для БП в несколько сот ватт "висящий" средний керн не страшен. В блоке же на несколько киловатт магнитная сила стягивающая половинки, может сломать сердечник. Может конечно и не сломает но лучше перебдеть. :yes:

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Молчун    82
В блоке же на несколько киловатт магнитная сила стягивающая половинки, может сломать сердечник. Может конечно и не сломает но лучше перебдеть
странно... я до сих пор считал, что оная определяется током нам. (индукция 310млТ). :shok: Но соглашусь, что должны быть зафиксированы все три керна в независимости от мощности БП.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
KT117    332

Тимвал, добавьте программы для расчета каркаса на СТ, програмку Мюкалк для проверки проницаемости феррита, ну и просто эмпирическую форму расчета витков для косого (и иже с ним )

carcass_919_369.zipmucalc_142.zipРасчет витков транса.zip

Ну и такое весьма нужное в изготовлении СТ извращение ума от самодельщиков :)http://artefact69.narod.ru/photoalbum26.html

Изменено пользователем KT117

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
KRAB    3 935

"...соглашусь, что должны быть зафиксированы все три керна в независимости от мощности БП. ..." - хорошо, вопрос для "поговорить" - ПОЧЕМУ тогда на фирменных сердечниках зазор обеспечен ОДНИМ "пропилом" в центральном керне?! :) Как минимум при "трех точках" он уже "дает повод" для "условно болтанки" ввиду неодинаковости в ТРЕХ точках ... :)

ЗЫ: рассказывать мне про "оно несоизмеримо" и тпю - не нужно, вопрос и рекомендация просто из серии "для поговорить" о технологичности "сунуть по бокам нужное" и не заморачиваться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
zato4nik    94

Зазор в центральном керне заполнен клеем в промышленных трансах , или мне такие попадались.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Молчун    82
…вопрос для "поговорить"
трындеть не мешки ворочать, так почему – нет? К вечеру выскажу ИМХО и приведу примеры из своего опыта "войны с железом", а сейчас некогда, т.к. оное ИМХО требует многих жатий пип на клаве компа.
Зазор в центральном керне заполнен клеем в промышленных трансах, или мне такие попадались.
мне тоже не попадались без клея. Изменено пользователем Молчун

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Молчун    82
…ПОЧЕМУ тогда на фирменных сердечниках зазор обеспечен ОДНИМ "пропилом" в центральном керне?!
полагаю, что для жёсткости и дань технологии, дабы не делать оный в 2-х крайних кернах.
Как минимум при "трех точках" он уже "дает повод" для "условно болтанки" ввиду неодинаковости в ТРЕХ точках ...
если так рассуждать, то и без зазора даётся повод для условной болтанки. Да и потом, я же говорил о фиксации среднего керна, например клеем, а не обязательной немагнитной вставке.

Полагаю, если вырезать все три вставки из одного листа кальки или чека, то криминала не будет, т.к. толщина площадей вставок будет отличаться друг от друга в десятки микрон. Другой вопрос, что все керны совместно с вставками должны быть склеены и сердешный должОн представлять жёсткую конструкцию. А коли так, то клей снивелирует различие в толщине вставок.

Ну, а теперь про мою (и не только) "войну с железом".

Лет 5-6 взад, на форуме В.Я.Володина хором (радиогубительски) проектировали ИИП на 3,6кВт (вторичка 3кВ, 1,2А) для питания радиостанции. Классический мост, сердешный Е65 №87 от Эпкоса, Fпр. Около 30кГц. Я плотно "сидел" в теме. Все перипетии неудач перечислять не вижу смысла, но одна из них поставила всех в тупик – разрушение центрального керна сердешного. И это у фирменного Е65 от Эпкос! Какие только не делались предположения… Так вот, когда все идеи иссякли мне в бошку пришла шальная мысля о стрим эффекте (может не правильно назвал, но при написании оного напрочь вышибло из серого термин). Высказался, поговорили, обсудили, приводили примеры использования ферритовых стержней в качестве излучателей ультразвука и… на этом всё заглохло.

Чуть попозже заинтересовал контроль и коррекция тока намагничивания СТ. Проводил лабы с разными датчиками (нашлёпка Володина, ДЗТ Мультика, дырка Гиратора и др.) и сердешными. Т.к. у меня регулируемый лабораторный ИИП всего на 21В и 6А, то для поднятия выходной напруги пришлось включать последовательно дополнительный ИИП из переделанного ЭТ для питания галогенок. Но и этого оказалось мало для питания испытательной схемы. Конечно, можно было бы уменьшить к-во витков первички, но этот вариант мне не глянулся, поэтому, по мере проведения лабы по "загону" сердешного в глубокое насыщение, я снижал частоту преобразования с 20кГц до 4,5кГц. Домочадцы костерили меня как могли, т.к. писк стоял ужасный. Частоту 20кГц я не слыхал, т.к. с возрастом диапазон слышимой частоты сужается (не у всех), а вот детки… И вот, при очередном проведении лабы, как не пытался не мог ввести сердешный в насыщение при тех же витках, напряжении, частоте и др. Целый воскресный день угробил наблюдая осцил. чистого треугольника тока нам. выискивая причину. Потом разобрал трансформатор, т.к. хотел уменьшить к-во витков. Вот тут-то и обнаружилось, что на одной половинке Шэшки Е59 №87 от Эпкоса отломился центральный керн. Начал мыслять, вспомнился ИИП для радиостанции… Короче, пришёл к выводу, что причиной разрушения сердешного и явился в.у. эффект. К слову сказать, что при проведении лабы в крайние керны были вставлены немагнитные вставки (без проклейки), средний болтался в воздусях, аки гуано в проруби, а сам сердешный стянут изолентой. Опять же, вспомнилось, что сердешный Е65 у ваяющего ИИП для радиостанции был приготовлен таким же образом, т.е. введён немагнитный зазор, дабы он не влетел в насыщение в мостовой схеме с управилкой на TL494. С тех пор центральный керн, аки и два боковых, клею.

Полагаю, что говорить о взбрыке тока нам при насыщении и di/dt нет смысла,т.к. оную картинку видали (или чувствовали) многие. Например, моделируя фиксу или косого с поцикловкой ток нам улетал до 100А при уставке ОС по току около 30А.

И вдогонку.

На тут недавно обсуждали возможности кондеев ёмкостного накопителя 310В. Я приводил обоины. Так вот, огибающая 100Гц свободно проходит на СТ и её величина довольно таки приличная при некоторых режимах работы варилки, питающем напряжении и не правильно выбранном Кзап.

Что происходит с СТ и сердешным в частности я не знаю, требуется лаба и мыслятельный процесс, на кои у меня нет времени.

Ну вот, может коряво, вкратце изложил ИМХО.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
KRAB    3 935

Понял, спасибо за интересный коммент, убедительно ... Магнитострикционный эффект это :)

Он же и провода "трет до межвитковки" без пропитки. :)

Изменено пользователем KRAB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Молчун    82

Термин вспомнился после начала работ по *****зяйству :)

Но, всё равно спс. за напоминание, т.к. оное обращает моё внимание к знанию предмета челом, участвуюшщым в трёпе :)

Однако, я "высветил" всего лишь малую часть проблем, кои могут встать в "штыки" для новорожденных р/губителей.

Пусть не обижаются на сей термин, т.к. моё присутствие на сём форуме продиктовано лишь одной простой вещью, т.е. песняком, мною уважаемым В.С.Высоцким - Вершина. А так... я самодостаточен... ну, разве што с Гиратором (а мне до них далече) и др. философами побздим на "пальцах"... так ить этмо - бздёшь за веру :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
тимвал    545

Магнитострикционный эффект это :)

Он же и провода "трет до межвитковки" без пропитки. :)

Не совсем но близко. :yes: МСЭ меняет объём и геометрию самого тела феррита. Он более похож на тепловое расширение. В нашем же случае беда в чисто механическом воздействии на незафиксированный сердечник магнитной силой.

По работе обчаюсь с прИводами клапанов, сделанных как разомкнутый сердечник трансформатора Ш-ашки. Сила стягивающая половинки очень велика и тем больше чем меньше зазор. Сломать очень хрупкий феррит такой силой ничего не стоит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Молчун    82

Что значит "не совсем близко"? Близко, да ещё как близко!

Да будет вам известно, что магнитное поле воздействует не только на феррит и иже, но и простые материалы - дерево, вода и всё остальное, что существует в природе в нашем измерении.

В вашем примере привода клапанов "физика" несколько иная, она сродни работе электромагнита. Рояль лишь в том, что электромагнит "заточен" под другую задачу, но МСЭ, по большому счёту, в нём таки присутствует. Просто её проявление (для наших органов осязания) растянуто во времени (относительно, например, частоты 1...30...100кГц).

Сила стягивающая половинки очень велика и тем больше чем меньше зазор.
хотелось бы узнать ваше мнение - что создаёт эту силу в рассматриваемом вопросе, т.е. - сердешном транса? Изменено пользователем Молчун

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
drible    13

кстати, вместо кальки рекомендую применить тот же малярный скотч, он тоже 0.1 мм, но с клеевым слоем, ложится удобнее и держится хорошо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Молчун    82

Малярный скотч бывает разный, например, как на бумажной основе так и на пластике. Да и толщина разнИца.

ЗЫ.

Что-то нашего модера давненько не видать и не слыхать. Поди где-нить в Азиях костомаки греить :)

ОказУется ошибся. Вже трудится наш пастух :)

Тимвал,

будет ли ваше мнение по вопросу из 22 поста? Или вопрос "перетрётся" "широким кругом местной общественности"?

Изменено пользователем Молчун

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
тимвал    545

хотелось бы узнать ваше мнение - что создаёт эту силу в рассматриваемом вопросе, т.е. - сердешном транса?

А что создаёт её в электромагните?. Видимо стремление магнитного поля идти по пути максимально подходящему для этого. :yes:

P.S. Катался к морю, потому и не был на тут. Отпуск был однако.... :mamba:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас