Перейти к содержанию

Регулирование Оборотов Автомобильного Вентилятора Печки


Рекомендуемые сообщения

Здраствуйте форумчане!

Назрело желание в автомобиле таврия прикрутить плавную регулировку оборотов вентилятора отопителя.

Задача1: управлять оборотами вентилятора при помощи сигнала ШИМ от микроконтроллера. Направление вращения естественно в одну сторону.

Исходные данные1:

Atmega8 8Мгц кварц (могу поставить 16Мгц кварц, не вопрос)

двигатель постоянного тока номинальной мощностью 90Вт; указанный максимальный ток для нового двигателядругого производителя - 14А; соротивление выводов двигателя 4.5-4.6 Ом; измеренный ток при не/заведенном откр/закр заслонке зима-лето (влияет на сопротивление потока) для третьей скорости (без добавочных резисторов) 6.4 6.7 5.3 5.9 А; номинальная частота вращения=3000 (или 4000 - в характеристиках нового);

Микроконтроллеры немного умею программировать, вчера удачно тренировлся (в протеусе) менять скважность ШИМ.

Управлять надо именно микроконтроллером, так как он будет выполнять также некоторые дополнительные функции, скорость планируется задавать резистором через ацп (хотел энкодер, но чтото цены не очень, может найду где выкрутить).

Имеются в наличии IRF640N (4 шт), bc546, bc547, bc557, bc556. Но после прочтения множества материала по мосфетам, сделал вывод что для моего случая IRF640N не очень. В итоге чем больше читал, тем больше запутывался в множестве параметров, опыта в силовой электронике конечно нет (да и вообще любитель я).

Прошу подсказать драйвер двигателя (если таковые есть до 2-4$) или мосфет+драйвер мосфета или мосфет+раскачка+схема. Интересует также преимущества (обоснования) выбора. Особых проблем с доставаемостью деталей не предвидется.

Если необходимы еще какие- либо параметры - постраюсь как можно быстрее узнать/измерить.

Слышал про писк мотора - какова частота ШИМ должна быть чтобы отсутствовал писк?

Задача2: управлять электроклапаном, период ШИМ пока не знаю, но не высокий, примерно 1-3 секунды (длительный 100% ШИМ имеет место быть)

Исходные данные2:

та же атмега что и в задаче1

нормально открытый клапан с сопротивлением катушки 18.5 Ом и током потребления 0.8А

Чем (биполярный/мосфет/реле...) управлять (исходный сигнал от атмеги) и правльно ли я понял что необходимо поставить паралельно выводам катушки диод? Если да, то посоветуйте приблизительные параметры диода и ключа.

Стоит ли для постоянно включенного состояния поставить паралельно реле на другую ногу, или просто отключать шим и подавать логическую единицу?

Задача3: управление освещением салона

Исходные данные3:

Attiny13A

светодиодная лента 12в 0.4А (60 светодиодов 3528 на метр)

паралельно лампочка-светодиод, чтото около 400мА

Снова вопрос - кем желательно включать. Аттини будет из соображений "завалялась" + плавное вкл/выкл (оно полезно или вредно для светодиодов?) + выключить освещение через 10-20мин (недозакрытая дверца/сломалась кнопка).

Тут тоже интересует частота ШИМ.

Изменено пользователем nekitoss
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если тебе нужно только управлять скоростью печки в авто и с помощью ШИМ,и не требуется стать садомазохистом как цель!

тогда применяй "суперсовременный суперуниверсальный" таймер NE555, для твоей задачи его хватит более чем и стоить будет в разы дешевле и программировать ничего не надо!

Есть спецтема "555 схем на таймере".

(жирно для печки "таврии" юзать Атмегу, атмега будет стоить пол автомобиля)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

атмега будет стоить пол автомобиля)

Таврию трудно назвать автомобилем, но неужели она стоит 100 руб.?

Никогда не спорьте с дураком - люди могут не заметить между вами разницы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Инженеры КОМПЭЛ провели сравнительное тестирование аккумуляторов EVE и Samsung популярного для бытовых и индустриальных применений типоразмера 18650. 

Для теста были выбраны аккумуляторы литий-никельмарганцевой системы: по два образца одного наименования каждого производителя – и протестированы на двух значениях тока разряда: 0,5 А и 2,5 А. Испытания проводились в нормальных условиях на электронной нагрузке EBD-USB от ZKEtech, а зарядка осуществлялась от лабораторного источника питания в режиме CC+CV в соответствии с рекомендациями в даташите на определенную модель. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Спасибо за совет про NE555, все верно, я видел данные схемы, НО, как я указал в первом посте, мне необходимо управлять именно атмегой - она там же будет управлять клапаном во второй задаче, и вовсе не будет жирно ее применение, более того - планируется дисплей 1602, а не изврат через семисегментники и тем более "слепое" управление. Я скорее наоборот начинаю опасаться, что мне потом может не хватить ёё памяти. Пусть даже силовой блок одной задачи будет содержать 10-15 деталей - совершенно не вижу мазохизма спаять и даже развести их на плате (хотя я не умею учитывать всякие помехи и термобарьеры ставить).

Когда я начну совмещать различные функции в коде - да, возможно начнется мазохизм от недостатка знаний, но это уже другая история...

А на данный момент у меня проблема в силовой части, в которой я попросту не разбираюсь.

Да и регулировку я хочу и буду делать энкдером все же, а вот его уж точно так просто не прикрутить к 555.

Изменено пользователем nekitoss
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новый аккумулятор EVE серии PLM для GSM-трекеров, работающих в жёстких условиях (до -40°С)

Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре. 

Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств. Подробнее параметры и результаты тестов новой серии PLM по ссылке.

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Вам нужен MOSFET:

1. С логическим уровнем управления, чтобы можно было управлять непосредственно с порта МК без промежуточных драйверов. Это серии транзисторов с обозначениями IRL, IRLL, IRLR, IRLZ

2. С максимальным током не менее 15-20 А, чтобы выдерживал пусковой ток двигателя, включаемого сразу на полное напряжение.

3. С максимальным напряжением сток-исток не менее 30 вольт.

4. С минимальным сопротивлением открытого канала 25-75 мОм, для уменьшения нагрева и возможности его монтажа без радиатора.

Таких очень много. Из попавшихся на глаза в прайсе моего ближайшего магазина IRL540, IRLR2705, IRLR2905, IRLR024N, IRLZ34N, IRLZ44N.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Литиевые батарейки и аккумуляторы от мирового лидера  EVE в Компэл

Компания Компэл, официальный дистрибьютор EVE Energy, бренда №1 по производству химических источников тока (ХИТ) в мире, предлагает продукцию EVE как со склада, так и под заказ. Компания EVE широко известна в странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии уже более 20 лет. Недавно EVE была объявлена поставщиком новых аккумуляторных элементов круглого формата для электрических моделей «нового класса» компании BMW.

Продукция EVE предназначена для самого широкого спектра применений – от бытового до промышленного. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Кстати в этом Силыче стоял транзистор IRF2804 (2 мОм) и мощный двойной диод на радиаторе

Он логическим уровнем управляется

Изменено пользователем vas320
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам нужен MOSFET:

1. С логическим уровнем управления, чтобы можно было управлять непосредственно с порта МК без промежуточных драйверов. Это серии транзисторов с обозначениями IRL, IRLL, IRLR, IRLZ

2. С максимальным током не менее 15-20 А, чтобы выдерживал пусковой ток двигателя, включаемого сразу на полное напряжение.

3. С максимальным напряжением сток-исток не менее 30 вольт.

4. С минимальным сопротивлением открытого канала 25-75 мОм, для уменьшения нагрева и возможности его монтажа без радиатора.

Таких очень много. Из попавшихся на глаза в прайсе моего ближайшего магазина IRL540, IRLR2705, IRLR2905, IRLR024N, IRLZ34N, IRLZ44N.

Спасибо за развернутый ответ, уже становится понятнее! Теперь я знаю, что мосфеты есть с логическим уровнем. Скажите пожалуйста, что должно стоять между мк и базой транзистора(видел резисторы, они для ограничения тока, видел диоды - для защиты)? Правильно ли я понимаю, что базу транзистора надо притянуть через 10 кОм на землю (для стекания паразитных токов и уверенности в том, что он выключен)? Необходимо ли на сток-исток дополнительно ставить супербыстрый диод(какой)? Даже при заданных максимальных оборотах лучше (для жизни мотора и мосфета) сделать короткий, но плавный разгон?

Все еще не ясно с частотой ШИМ - какая частота будет наилучшая(отсутствие писка мотора, ограничение скорости мосфета и атмеги, прочее)?

Это касательно первой задачи...

Касательно второй задачи - электроклапан - там ведь в катушке будет самоиндукция при размыкании? Что с ней делать и как чувствует при этом себя мосфет?

В третьей задаче, как я понимаю, использовать аналогичный мосфет что и для мотора, только поменьше ток?

Кстати в этом Силыче стоял транзистор IRF2804 (2 мОм) и мощный двойной диод на радиаторе

Он логическим уровнем управляется

Цена в три раза выше, мощность в 3-5 раз выше (75А), сопротивление приятно-низкое. Я думаю он несколько излишен будет...

Изменено пользователем nekitoss
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Между выводом МК и затвором полевика можно поставить резистор 20-50 ом для ограничения тока заряда-разряда емкости затвор-исток. Между затвором и землей 10 ком поставить можно, а можно и не ставить. Закрытие полевика обеспечит выходной ключ в МК. Диод сток-исток ставить не надо, он уже стоит в транзисторе. Обязательно нужно поставить диод параллельно двигателю. Это же касается и электроклапана. Для двигателя хватит диода на 3А, для клапана 1А. Частоту ШИМ больше 2-3 кГц делать не стоит. Свист если и будет, то вряд ли громкий и к тому же из моторного отсека вы его все равно не услышите. Плавный пуск для двигателя сделать можно, но не с нуля. Иначе двигатель слишком долго будет запускаться. Для освешения частота ШИМ 200-300 Гц, лишь бы не было заметно мерцания. Светодиодам абсолютно по барабану будете вы их включать плавно или сразу на полную.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обязательно нужно поставить диод параллельно двигателю. Это же касается и электроклапана. Для двигателя хватит диода на 3А, для клапана 1А.

Обычный ( НЕ супербыстрый) ? На какое обратное напряжение должен быть диод?

Свист если и будет, то вряд ли громкий и к тому же из моторного отсека вы его все равно не услышите.

К сожалению, у меня есть такая возможность.... Мотор с печкой были расположены конструкторами в салоне...

Плавный пуск для двигателя сделать можно, но не с нуля.

Подбирается экспериментально?

Если я правильно все понял, получится вот такая схема подключения:

post-110823-0-40202400-1433322911_thumb.jpg

(если где-то неграмотно нарисовано - извиняюсь, Splan первый раз открыл)

И еще возник вопрос: где можно посмотреть объяснение букв в обозначении мосфетов? (Например, что третья L обозначает логический уровень управления. На английском тоже подойдет.)

Изменено пользователем nekitoss
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если частоту ШИМ делать в пределах 2-5 кГц, то пойдут и обычные диоды. Обратное напряжение: напряжение питания + двукратный запас. Фактически если не применять Шоттки, то любые выпрямительные. У них ниже 100 вольт вроде и не бывает. Начальное значение ШИМ экспериментально, чтобы при минимуме двигатель немного крутился. Схема включения нарисована правильно. Со свистом вопрос решите экспериментально. Я не думаю, что на предложенной частоте ШИМ получится сколь нибудь сильный звук. Обычно движки хорошо поют на низкой частоте герц 300-400. По поводу маркировки могу предложить только это

http://www.chipdip.ru/video/id000266189/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большое спасибо, добрый человек! Отлично все мне разложили по полочкам! (Чтобы мне всегда так материал объясняли...)

Пойду закупать детали и тестировать, к счастью дома имеется похожий ненужный мотор. Если возникнут вопросы обязательно вернусь :bye:

:rake:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Купил IRLZ34N? но у них значёк "IOR" отличается от IRF640N и покрытие металла разное...

Это нормально?

(IRF640N для сравнения)

post-110823-0-84297200-1433544460_thumb.jpg

post-110823-0-08464500-1433544466_thumb.jpg

post-110823-0-90834300-1433544471_thumb.jpg

Изменено пользователем nekitoss
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

выше умникам : не будут полевики и IGBT работать с вашими резисторами от мк!!! особенно с шим и на частотах хотябы килогерцы и на токах в 40 ампер!!! хотя бы полумаст нужен перед полевиком а лучшке драйвер ключа верхнего или нижнего уровня!!!

Изменено пользователем Андрей Лапшов
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

выше умникам : не будут полевики и IGBT работать с вашими резисторами от мк!!! особенно с шим и на частотах хотябы килогерцы и на токах в 40 ампер!!! хотя бы полумаст нужен перед полевиком а лучшке драйвер ключа верхнего или нижнего уровня!!!

Здравствуйте! Позвольте не согласится! Уже испытывал по схеме, все работает! Предложенные мне полевики имеют управление логическим уровнем. Конкретно я купил IRLZ34N. Токи у меня не 40 ампер, а "целых" 7.5 ампера. Сначала попробовал на ШИМ 1кГц - был слышен (на не заведенном авто) не очень громкий писк, переключил на 4кГц - тоже работает, писка почти нет. Причем вентилятор вроде как крутится даже на 5% (слишком маленький поток воздуха, чтобы быть уверенным). Сделаю минимально 15% - это как раз отлично подойдет под задуманный шаг регулирования.

При максимальных оборотах относительно греется транзистор (без радиатора) - сложно держать (думаю градусов 40-60), на низких (или при уменьшении, мало экспериментировал) - греется диод. Я так понимаю это нормально и логично, и судя по температурам радиатор можно не вешать.

Какие распространенные транзисторы для управления более низкими токами напрямую от ножки МК (не ШИМ) ? Например до 0.5А, до 1А, до 2А, до 5А. Чтобы я закупил по десятку каждого и отложил до востребования. А то подумал, что вероятно ставить 50А мосфет на 0.7А клапан (катушку) наверное немного излишне...

Изменено пользователем nekitoss
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На токи до 2-5 ампер есть полевики в корпусе SO8 типа IRF7413 или сборки IRF7303, 7306 и подобные.

Если при большой скважности греется диод, то лучше его заменить на быстрый или Шоттки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выбирай полевики какие понравятся

poleviki.pdf

Жизненный опыт - это когда перед тем как очередной раз наступить на грабли, ты надеваешь каску.

Отлаживание, это процесс избавления от лажи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На токи до 2-5 ампер есть полевики в корпусе SO8 типа IRF7413 или сборки IRF7303, 7306 и подобные.

Если при большой скважности греется диод, то лучше его заменить на быстрый или Шоттки.

Без логического уровня управления? Хватит ли напряжения и допустимого тока с ножки МК (до 20 мА) для прямого управления ими (без обвязки)?

Быстрый или Шоттки диод - с такими же параметрами, верно?

Выбирай полевики какие понравятся

Спасибо! :thank_you2: Сохранил, удобно, пригодится.

Но также меня интересуют распространенные: (легче достать, больше объемы производства=дешевле, проверенные обществом), "положил и забыл", а когда понадобились - достал и втыкнул для тестов или в готовое устройство, не подбирая характеристики поближе к требуемым, но имея запас мощности. (тем более, в характеристиках пока не разбираюсь)

Как резистор на 4.7кОм, или конденсатор на 4.7мкФ, которые мне очень часто встречаются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Закупать себе кучу транзисторов по каталогу всех подряд - вряд ли нужно. Накупил, положил - так и будет валяться несколько лет, пылясь в ящиках. Для экспериментов достаточно двух-трех-четырех наименований, перекрывающих по параметрам твои потребности (напряжение, ток, тип проводимости).

Что касается писка мотора - нуу тут с одной стороны, нужно повышать частоту выше нескольких килогерц (4-5), с другой стороны, уменьшить писк помогают кондебацоры, установленные на выводах мотора и посаженные на землю. За одним, если удачно подобрать номиналы, благодаря резонансу увеличится эффективность моторчика. Либо кондебацор параллельно мототчику.

С плавным пуском ситуация неоднозначная. "Подхват" мотора будет зависеть от его нагрузки, от инерции подключенного вентилятора. В принципе, если не усложнять себе жизнь, то можно просо сделать сравнительно быстрое возрастание значений ШИМ например с 10% и до нужного уровня. Примерно за 1 с.

А вообще, если на моторчике стоит довольно массивный вентилятор, он и так обладает достаточной инерцией, чтобы сделать запуск плавным. Да и не нужен особо то на вентиляторе плавный пуск. Так же, как и плавный останов.

Про энкодеры - нуу в пределах 100 -200 руб есть из этих http://www.farnell.c...ets/1837002.pdf . Нужны инкрементальные энкодеры, а не абсолютные.

Стоит ли для постоянно включенного состояния поставить паралельно реле на другую ногу, или просто отключать шим и подавать логическую единицу?

ни то, ни другое не нужно. В нормальных МК при аппаратном ШИМ со значением 100% он и так не прерывается, постоянно идет "1" без импульсов.

плавное вкл/выкл (оно полезно или вредно для светодиодов?)

Это вообще без разницы. Зато для глаз гораздо лучше.

Частота ШИМ тоже побарабану.

------------------------------------------------------------------

Вообще, кагбе в планах развития и изобретения лисапэда, так, на будущее, если есть особое желание экспериментировать и чето делать и есть куча свободного времени, то ... можна сделать некое подобие CAN- шины, как в современных авто. Или настоящую CAN-шину, благо драйверы CAN есть в свободной продаже, а протокол базируется практически на UART. Исполнительные модули управляют всякими вентиляторами, лампочками, мотор-приводами заслонок, а устройства управления воспринимают сигналы управления с крутилок и посылают по шине нужные команды. Так же по этой же шине собирается инфа с датчиков, например, температуры, положения заслонок....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Задача2: управлять электроклапаном, период ШИМ пока не знаю, но не высокий, примерно 1-3 секунды (длительный 100% ШИМ имеет место быть)

Пагади! Чо, электроклапан - ШИМом?? Стой-стой, остановись. Остановись, не спеши. Подумай. У электроклапана сколько стабильных состояний? нет, не правильно, всего два - "открыто" и "закрыто". Значит, "есть ток" и "нету тока". Вывод - ШИМ тут нихнах нинужон. Никакого "плавного открытия". Ничаго этого нипалучится. Подали напряжение -и если развиваемая магнитная сила превысила силу начала срабатывания - клапан притянулся. Другой вопрос, что для удержания притянутого клапана обычно требуется меньшая сила тока, чем для срабатывания. Но! Введя ШИМ, ты получишь постоянный дребезг клапана и ненадежность притягивания.

Посему, с этим даже не заморачивайся. в экономии тока много не выиграешь. Для управления электроклапаном используй обычный логический выход и мощный транзистор, работающий в ключевом режиме. Тут без разницы - полевик или пара биполярных (один Дарлингтона, сдвоенный который)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмотри вот эту схему http://avtoelectro.radioliga.com/device.php?show=pwm_vent

Жизненный опыт - это когда перед тем как очередной раз наступить на грабли, ты надеваешь каску.

Отлаживание, это процесс избавления от лажи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...