Перейти к содержанию

Импульсная десульфатирующая зарядка для свинцовых аккумуляторов


Рекомендуемые сообщения

Выделено из темы "Импульсная Зарядка Для Автоаккумуляторов (Новодел)"

Закончил я ЗУ по схеме "качели". Теперь кипятить не буду. :rolleyes:

Состоит из 2х плат:

Основная плата - ЗУ со схемой защиты от переполюсовки.

Стабилизация выходного напряжения жёсткая. Uхх установил 15В. Этот запас нужен для уверенного преодоления просадки напряжения на соединительных проводах до крокодилов (R<26мОм, падение на крокодилах <260мВ@10А).

Выходной ток выбирается трёхпозиционным тумблером - 3, 6 или 10А.

Вентилятор работает в режиме включено - выключено, в зависимости от состояния ключа VT7, который помимо защиты от переполюсовки, работает ещё и в качестве ключа нагрузки.

Принудительное запирание VT7 при достижении верхнего напряжения качелей 14,4В - шунтированием перехода Б-Э VT6.

Дополнительная плата - компаратор с регулируемым гистерезисом и регулируемыми порогами. Ширина окна гистерезиса (разница между порогами верхним и нижним) подстраивается подстроечником R6. Смещение порогов срабатывания - R8. Пороги стабильны, компаратор запитан от стабилизатора DA2 78L05 на 5В. Пороговым элементом служит TL431. VT1 осуществляет положительную ОС. C3 фильтрует помехи. R3 пропускает ток утечки DA1 в запертом состоянии (0,3мА).

Ширина окна гистерезиса зависит от соотношения R4 и суммы R6+R7. VD1 защищает схему от переполюсовки. По сигнальному входу защиты не требуется, её роль выполняют резисторы делителя R6-R9 и внутренний диод DA1 между А и У.Э.

Контакты +АКБ и -АКБ схемы коммутируются непосредственно на одноимённые крокодилы, отдельной парой проводников, чтобы минимизировать влияние тока зарядки АКБ на точность порога срабатывания.

Выходной сигнал компаратора развязан при помощи оптрона U1 PC817. Фототранзистор оптрона при достижении верхнего порога 14,4В на АКБ, шунтирует VT6 схемы ЗУ. Ключ на мощном полевике VT7 запирается. Зарядка останавливается, АКБ обесточивается. Одновременно с отключением VT7, выключается светодиод HL2 и вентилятор. При достижении на АКБ напряжения 13,2В, фототранзистор U1 размыкается, полевик VT7 подключает АКБ к ЗУ, VT5 включает вентилятор и СИД HL2. Зарядка возобновляется.

Раздельное исполнение оказалось удобно - платы можно настроить независимо. Основная плата работоспособна и без дополнительной, но только в обычном режиме заряда постоянным током со стабилизацией напряжения в конце зарядки. Платы соединены парой проводов с разъёмами PLS-02 на концах.

Все "внешние" соединения выполнены разъёмными. Выходные силовые - ножевые, вроде таких.

post-190902-0-26243900-1439831505_thumb.jpg

post-190902-0-38857300-1439831518_thumb.gif

post-190902-0-55658400-1439831529.gif

ЗУ 3_6_10А качели.rar

Изменено пользователем Falconist
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Благодарю, FOLKSDOICH, верно подметили. Не сразу заметил, эта ошибка оказывается, вкралась сразу в несколько вариантов платы :). На практике конденсаторы установлены, конечно, правильно. Исправил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Инженеры КОМПЭЛ провели сравнительное тестирование аккумуляторов EVE и Samsung популярного для бытовых и индустриальных применений типоразмера 18650. 

Для теста были выбраны аккумуляторы литий-никельмарганцевой системы: по два образца одного наименования каждого производителя – и протестированы на двух значениях тока разряда: 0,5 А и 2,5 А. Испытания проводились в нормальных условиях на электронной нагрузке EBD-USB от ZKEtech, а зарядка осуществлялась от лабораторного источника питания в режиме CC+CV в соответствии с рекомендациями в даташите на определенную модель. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Это всё хорошо, получается почти полный аналог генератора авто, только ген авто может влупить и 50А на заряд ( при сильно разряженном АКБ), а данное ЗУ ограниченно порядка 10А, но в любом случае идет заряд напряжением, т.е. АКБ будет заряжаться как от автогенератора примерно процентов на 85, причём конец заряда можно и не дождаться - он начинает очень сильно растягиваться во времени когда ток пошёл на спад, всё это хорошо, но не лучше ли будет спроектировать ЗУ с ограничением только по току, а при достижении на клеммах АКБ 14,2В - ЗУ почти полностью отключалось бы - при таком режиме заряда АКБ может заряжаться примерно до 95% ( если память мне не изменяет) и конец заряда будет более быстрым и чётким.

Изменено пользователем Drevnii
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новый аккумулятор EVE серии PLM для GSM-трекеров, работающих в жёстких условиях (до -40°С)

Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре. 

Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств. Подробнее параметры и результаты тестов новой серии PLM по ссылке.

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

...при таком режиме заряда АКБ может заряжаться примерно до 95% ( если память мне не изменяет)...

Процентов на 20 изменяет, конечно если часов 5-7 кипятить процентов до 90можно, а можно качелями накачать почти до100 но дольше будет.

... нельзя впихнуть невпихуемое, связать несвязуемое ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Литиевые батарейки и аккумуляторы от мирового лидера  EVE в Компэл

Компания Компэл, официальный дистрибьютор EVE Energy, бренда №1 по производству химических источников тока (ХИТ) в мире, предлагает продукцию EVE как со склада, так и под заказ. Компания EVE широко известна в странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии уже более 20 лет. Недавно EVE была объявлена поставщиком новых аккумуляторных элементов круглого формата для электрических моделей «нового класса» компании BMW.

Продукция EVE предназначена для самого широкого спектра применений – от бытового до промышленного. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Vslz

Внёс ты смуту в мои мозги, я уже и платку отдельную спаял ( защита от переполюсовки и отключение АКБ и преобразователя при окончании заряда), кстати тоже отдельная платка с отдельными проводами непосредственно от зажимов АКБ, но на релюхе, я как то стремался полевиков - были ложные срабатывания при подключении АКБ ( догадываюсь, что от простоты подключения).

Ещё вчера я тупо спёр схему подключения полевика и уже печатка ЗУ готова ( в проекте), но сегодня при более внимательном анализе качелей!!! понял - пусть себе тыркает АКБ - изначально зарядило до 14,4В - уже хорошо, а дальше можно отключить в любой момент, чёткой фиксации окончания заряда нет, да и не нужно.

Хотелось бы спросить:

При переполюсовке полевик нормально отрабатывает? - ложных срабатываний нет?

Изменено пользователем Drevnii
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...всё это хорошо, но не лучше ли будет спроектировать ЗУ с ограничением только по току, а при достижении на клеммах АКБ 14,2В - ЗУ почти полностью отключалось бы - при таком режиме заряда АКБ может заряжаться примерно до 95% ( если память мне не изменяет) и конец заряда будет более быстрым и чётким.

Все именно так и происходит, зарядка стабильным током идёт до 14,4В, пока узел "качели" (выполненный на маленькой плате) полностью не отключит цепь заряда при помощи полевика VT7. Напряжение стабилизации в самом преобразователе умышленно выбрано более высоким (15В), чем верхний порог "качелей" 14,4В, чтобы режим зарядки постоянным током соблюдался до самого конца. Но отказываться от стабилизации напряжения вообще - глупо: без неё напряжение на C23 взлетит до 27-28В во время паузы (ПТ заперт, АКБ отключен).

Теперь отвечаю по узлу защиты от переполюсовки.

Узел защиты от П/П работает отлично, защита отрабатывает более мягко, чем в другом варианте (построенном на N-МОП, npn-транзисторе и шунте). При обратном присоединении АКБ нет вообще никаких искр, только зажигается индикатор HL3 "переполюсовка". Если крокодилы никуда не подключать, никакой дерготни и автогенерации не наблюдается - горит светодиод HL1 "сеть" - и всё. Сопряжение узла защиты от П/П и узла "качели" проверено в симуляторе и практически, работает, как и предусмотрено.

Изменено пользователем Vslz
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это всё хорошо, получается почти полный аналог генератора авто, только ген авто может влупить и 50А на заряд ( при сильно разряженном АКБ), а данное ЗУ ограниченно порядка 10А, но в любом случае идет заряд напряжением, т.е. АКБ будет заряжаться как от автогенератора примерно процентов на 85, причём конец заряда можно и не дождаться - он начинает очень сильно растягиваться во времени когда ток пошёл на спад, всё это хорошо, но не лучше ли будет спроектировать ЗУ с ограничением только по току, а при достижении на клеммах АКБ 14,2В - ЗУ почти полностью отключалось бы - при таком режиме заряда АКБ может заряжаться примерно до 95% ( если память мне не изменяет) и конец заряда будет более быстрым и чётким.

Ну может быть Вы и правы. И АКБ обязательно заряжать полностью.

Однако мой тюменский АКБ прослужил верой и правдой 12 лет, я бомбил, и зимой, и летом. А ведь я его ни разу не снимал с машины, и не ставил на зарядку по правилам ни разу.

Много раз поднимал его с нуля вообще (а говорят, что садить в нуль его нельзя вообще), две последние зимы полностью он провел в занесённом по самую крышу гараже, и конечно садился почти до конца- я его потом поднимал зарядкой с ограничением тока 30 ампер нерегулируемой. Наконец он почил, и я купил себе японский. :)

Это был своеобразный тест- драйв. Просто я машину уже купил с пятилетним аккумулятором, т.е. 7 лет эта машина у меня.

А может небольшой недозаряд ему и полезен?

Судя по наметившейся тенденции в сфере образования, скоро по окончании ВУЗа будут выдавать бумажку с надписью "Деплом".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Vslz

Я изначально не понял про качели - потому и написал, сейчас мне твоя версия очень и очень.

Ограничение напряжения в своей версии ЗУ ( на SG3525) я изначально исключил - ну куда оно ( напряжение) взлетит при подключенном АКБ?, а если отключить клеммы, то ЗУ отключится при напряжении 14,4В, мож там что то и взлетит, но выходной конденсатор выдержит импульс отключения, в моей версии отключается и сам преобразователь оптосимистором.

Узел защиты принял на веру - работает - значит работает.

kotenok

Повезло, видел немецкий АКБ на Запорожце - если верить маркировке, то уже 25 лет служил - фантастика, причём никаких видимых вмешательств в АКБ ( в плане переборки).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну куда оно ( напряжение) взлетит при подключенном АКБ?, а если отключить клеммы, то ЗУ отключится при напряжении 14,4В, мож там что то и взлетит, но выходной конденсатор выдержит импульс отключения

Куда взлетит - объясняю. VT7 - отключает АКБ от схемы ЗУ. Сам преобразователь во время паузы работает вхолостую (если не считать нагрузочного R34). Если у TL494 не будет ООС по напряжению, то оно взлетит до максимума, ведь ток нагрузкой не потребляется. Поэтому все компоненты базовой схемы сохранены: ООС по току, ООС по напряжению, защита от переполюсовки. Но напряжение стабилизации увеличено, а узлу защиты от переполюсовки придана дополнительная функция - коммутация цепи АКБ для реализации режима "качели".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Vslz

Собрал я ваши качели, вместе с защитой от переполюсовки - на стенде всё прилично работает, Сипасибо.

Завтра пойду испытывать на АКБ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сутки раскачивал туда-сюда аккумулятор :). Первый проход до 14,4В - без особенностей. ЗУ отключилось. Через две минуты снова включилось на 10 секунд - и т.д. Утром посмотрел - напряжение на АКБ как будто "не желает" пересекать границу 13,2В, а когда это происходит - зарядка идёт около 1 сек, а потом - длительная пауза минут в 5. Через неделю проверил ЭДС АКБ - 13,18В. Было - 12,9В.

Изменено пользователем Vslz
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем, заряжал грузовой АКБ 190А/Ч, лишь поздним вечером ЗУ перешло в режим качелей, полчасика посмотрел как он работает и пришлось отключить зарядку ( поздно уже было). Что могу сказать - всё чинно работает, всё понравилось и защита и качели.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обнаружились недочёты - решил устранить, а затем можно и на ночь.

1) АКБ засульфатирован и собственно напряжение набрал очень быстро, плотность ниже 1,19, а уже качели начали работать, поначалу секунд через 5, а через полчасика через 0,5-1 сек., я всерьёз за стрелку амперметра начал переживать. Можно было бы снизить заряд ампера на два и тогда вновь включается обычный заряд, но это не выход, я решил установить дельту 12,7-14,4В и амперметр через кнопку - чисто для контроля и первоначальной установки зарядного тока, опять же интересно изначально АКБ заряд принимает или уже нет.

2) Подглядел у вас регулировка тока фиксированная, у меня потенциометр уже не контачит, со временем наверное любой начнёт барахлить - в общем нужно на фиксированную переходить.

3) Порадовало, что у меня куллер через стаб на 9В подключен, представляю как его колбасило бы с моим засульфатированным.

Изменено пользователем Drevnii
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

....АКБ засульфатирован и собственно напряжение набрал очень быстро...

Ну, в таком случае ток заряда лучше уменьшить - длительность накачки заряда будет больше. Какова длительность паузы и зарядки у Вас, что вы беспокоитесь за стрелку амперметра?

....Подглядел у вас регулировка тока фиксированная, у меня потенциометр уже не контачит...

Это да, давно заметил. Зачем рисковать - тумблер надёжнее скользящего контакта в потенциометре, зарядный ток можно выбирать из нескольких заранее известных значений вместо плавной регулировки. Плавная регулировка - это хорошо, но во-первых, нужны качественные переменники (а это не ширпотреб), а во вторых, без амперметра (который я не устанавливал) плавная регулировка не имеет смысла - ток то не по чему выставлять.

...Порадовало, что у меня куллер через стаб на 9В подключен, представляю как его колбасило бы с моим засульфатированным...

У меня напряжение на вентиляторе изменяется в диапазоне напряжения качелей (13,2В...14,4В) за вычетом напряжения насыщения КТ972А (0,8В) и падения на резисторе 10Ом. Итого 10,4В...11,1В, выше не поднимается - схема просто вырубает его. Измеренный ток потребления вентилятора диам. 80мм составляет 200..250мА. Так что с перегрузкой по напряжения вентилятора никаких проблем нет. :)

Изменено пользователем Vslz
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) Тогда бы я не дождался бы когда заработают качели.

Длительность паузы и заряда за 30 минут уменьшилась до 0,5сек ( АКБ то засульфатирован), в отличии от хорошего он очень быстро стремится вернуться к своему полуразряженному ЭДС.

2) Опять же, если АКБ не новый ( засульфатированный), без амперметра вы выставляете на 10А, а там нет никого.

3) Я не про перегруз куллера напряжением, а про отключение.

Хорошо если АКБ хороший, а если засульфатированный? Он же каждые полсекунды будет отключаться и включаться..

P.S. Хорошо что я на засульфатированном проверял, все огрехи наружу, не всегда же будет заряжаться хороший АКБ.

Изменено пользователем Drevnii
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Тогда бы я не дождался бы когда заработают качели......без амперметра вы выставляете на 10А, а там нет никого...

Похоже эти две мысли взаимно противоречивы - АКБ же засульфатирован - стало быть, заряжается куда быстрее. Значит, при меньшем токе заряда АКБ быстрее дойдёт до верхнего порога 14,4В. Зачем торопиться, тем более с больным АКБ?

Если напряжение на АКБ под током меньше 14,4В - то ток как миленький поднимется до 10А. Потому что у меня TL494 настроена на поддержание 15В при выходном токе меньше установленного (10А). Если АКБ потерял ёмкость - ток стабилизации не будет достигнут, качели почти сразу же отрубятся по верхнему порогу 14,4В. Тогда будет наблюдаться включение/выключение довольно частое. Это сразу же видно по индикаторам.

Поэтому я предложил переключить ток заряда на меньшее значение - частота переключений заряд/пауза уменьшится. Засульфатированный АКБ не нужно долбить 10 амперами, больная АКБ столько не возьмёт, ваши слова это подтверждают. С таким же успехом можно пытаться заряжать АКБ от UPS током 10А - мигалка обеспечена. Просто помните это и выставляйте ток соответственно ёмкости и состоянию батареи - Нормальная батарея - 0,1C, Плохая - меньше.

А ещё можно вместо C3 (2*10мкФ) на плате качелей поставить малогабаритный электролит 220мкФ*10В - частота переключений будет ограничена.

Кулер может иной раз питаться и не таким напряжением - вспомните схемы с кулерами и частотой ШИМ сотни Гц. От вкл/выкл пусть даже 1 раз в секунду ему ничего не будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АКБ засульфатирован

Попробуй десульфатировать. После перехода в "качели" подключи к АКБ нагрузку (я пользую 24V габаритные) и пусть качается.

... нельзя впихнуть невпихуемое, связать несвязуемое ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не надо ничего десульфатировать.

Была задача проверить свежесобранный преобразователь в паре с защитой от переполюсовки и качелями - всё отлично работало, а то что у меня там что то дрыгалось, так это я сам сознательно, в такой режим загнал.

Защита и качели просто отличные.

Кстати Геннадий мысль подал своим таймером - к такой защите можно не только добивку приладить, но и раскачку ( заряд сильно разряженной или засульфатированной АКБ импульсным током с частотой примерно 1Гц до 12В), а далее пойдёт обычный заряд.

Изменено пользователем Drevnii
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...