Перейти к содержанию

Регулятор оборотов коллекторного двигателя от стиральной машины


Рекомендуемые сообщения

Участникам темы, было предложено более десятка рабочих вариантов схем, для практического использования.

На базе последней версии регулятора, был отработан промежуточный  рабочий макет - схема ниже:5a72f9cd82e0c_.thumb.gif.07b618cc839d21d4c95691dbb313715f.gif 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Old_Man сказал:

рабочий макет - схема ниже

Предохранитель 5А - как ведет себя при нагрузках? Тут автомат больше просится, хотя практики ни того ни другого у меня нет. Стоит просто выключатель.

Если последовательно с С7 нет диода, то С7 не плавный пуск, а просто фильтр на низких оборотах от рывков, и R9 для разряда конденсатора не нужен. Но при вашем включении при увеличении С7 увеличиваются минимальные обороты.

Какой эффект дает увеличение С2 до 18 кОм?  Теоретически должно быть уменьшение максимальной скорости, уменьшение коэффициента стабилизации скорости, но и уменьшение пускового рывка за счет уменьшения максимального тока.  Интересно практически как оно.

А почему "не стабилизированный электропривод"? Наличие тахо говорит о другом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но и этот вариант, оказался капризным к падению сетевого напряжения - не достаточная стабильность "опорного" напряжения на С7 (2,62 В).  Вызвано это воздействием не стабилизированого по амплитуде U кэ VT1 через R8 на его базу.  Решением стало использование аналога "симметричного" стабилитрона на двух  КС620А. Двигатель был переведён на питание пульсирующим постоянным током. Заметно возрос момент вращения и снизились минимальные обороты до 120 в минуту. 

В дополнение, в схему был добавлен фильтр - в сотни раз снизился уровень радиопомех проникающих от регулятора в сеть.

В последнем варианте, изменение сетевого  напряжения от 180 до 240 вольт - больше не вызывает заметного изменения скорости ...

5a73003d90363_.thumb.gif.03683c664cacb1bedcf1a360e53cfd0a.gif

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Инженеры КОМПЭЛ провели сравнительное тестирование аккумуляторов EVE и Samsung популярного для бытовых и индустриальных применений типоразмера 18650. 

Для теста были выбраны аккумуляторы литий-никельмарганцевой системы: по два образца одного наименования каждого производителя – и протестированы на двух значениях тока разряда: 0,5 А и 2,5 А. Испытания проводились в нормальных условиях на электронной нагрузке EBD-USB от ZKEtech, а зарядка осуществлялась от лабораторного источника питания в режиме CC+CV в соответствии с рекомендациями в даташите на определенную модель. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Данный регулятор применён на самодельном токарном станке (патрон 160 мм). Двигатель 480 ватт  со шкивом 70 мм, на шпинделе шкив 280 мм - передача ремнём А 1230 (1: 4). На низких оборотах двигателя (120),  на шпинделе 30 - легко "тянет"  на диаметре 120, стальную стружку 0,5 мм при подаче 0,3 мм на оборот. На максимальных 6000 (шпиндель 1500),  подача 0,02 - зеркально "вылизывает люминий" и всякую мелочь ...

Подбором R10 и C8 - устраняются удары и  "перерегулирование" на минимальных оборотах. R5 - ограничивает максимальную скорость ...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новый аккумулятор EVE серии PLM для GSM-трекеров, работающих в жёстких условиях (до -40°С)

Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре. 

Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств. Подробнее параметры и результаты тестов новой серии PLM по ссылке.

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

1 час назад, Old_Man сказал:

... диапазон изменения действующего значения (переменного) тока...

...  Для устранения свойственных двигателям с последовательнм возбуждением "первородной болезни"  - необходимо постоянно (вручную) отслеживать регулятором тока - нагрузку механизмов...

Это первородная болезнь не столько двигателя, сколько регулятора. Посмотрите внимательно, в первой схеме при закрытом симисторе нет пути для тока мотора. В последней, с мостом на выходе - есть. Ток мотора под мех. нагрузкой поддерживается через открытые диоды моста и может течь непрерывно за счет большой индуктивности обмотки возбуждения (в идеале нужен дополнительный дроссель в цепи мотора). Если при частоте пульсаций 100Гц мех. нагрузка достаточна для поддержания непрерывного тока мотора, то система ведет себя сравнительно жестко, наброс нагрузки ведет к росту момента на валу. Движок просаживается, но не сдается. Это наблюдается и без ООС по частоте вращения. Наброс нагрузки на обычный тиристорный регулятор без ООС может привести к остановке мотора - тока на малом угле регулирования взяться неоткуда.

Замена симистора с естественной коммутацией на частоте 100Гц на ВЧ ШИМ каскад (мосфет или IGBT с фиксирующим обратносмещенным диодом параллельно нагрузке) со звеном постоянного тока еще сильнее проявляет эту особенность и во многих случаяз позволяет работать без ООС по оборотам.

Я так и работаю бормашиной - сверлю на 1000 мин.-1, фрезерую на 10000-15000. ООС по оборотам нет, таходатчик пристроить некуда :unknw:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Литиевые батарейки и аккумуляторы от мирового лидера  EVE в Компэл

Компания Компэл, официальный дистрибьютор EVE Energy, бренда №1 по производству химических источников тока (ХИТ) в мире, предлагает продукцию EVE как со склада, так и под заказ. Компания EVE широко известна в странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии уже более 20 лет. Недавно EVE была объявлена поставщиком новых аккумуляторных элементов круглого формата для электрических моделей «нового класса» компании BMW.

Продукция EVE предназначена для самого широкого спектра применений – от бытового до промышленного. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

1 час назад, Old_Man сказал:

не достаточная стабильность "опорного" напряжения на С7 (2,62 В)

Извините, но здесь напряжение зависит от падения на светодиоде+КЭ, и напряжения тахо (оборотов). На малых оборотах и как следствие - низкой частоте = проблемы с обратной связью

1 час назад, Old_Man сказал:

"симметричного" стабилитрона на двух  КС620А  

Это интересно. Надо экперимент сделать. Не получается мысленно промоделировать и отследить все последствия. По крайней мере высоковольтные выбросы от мотора к транзистору отсечь должно. Помехоустойчивость должна повыситься.  Но минимальные обороты должны повыситься, непонятно почему Вы указали понижение.

2 часа назад, Old_Man сказал:

изменение сетевого  напряжения от 180 до 240 вольт - больше не вызывает заметного изменения скорости ...

:) Это зависит от параметров тиристора, Ку транзистора, цепочки тахо-транзистор, но не от тех изменений, что Вы показали.  Чтобы меньше реагировало на изменения сетевого напряжения, достаточно уменьшить R8. Еще лучше поставить составной транзистор из 2шт КТ940. Тогда можно даже увеличить R8.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Токарному нужен  привод заметно  "жёстче". Движок с последовательным возбуждением, не совсем то - выбег до остановки, адский. Мудрить механический тормоз для самоделки - лишний геморой.  Поэтому в планах, перевод двигателя на независимое возбуждение. Инерция механизма очень высокая - приемлимо только динамическое торможение. 

Жесткость двигателя станет близкой к идеальной, резко возрастёт момент и кратковременная максимальная мощность. Придется ограничить максимальный ток якоря, снизив предельное напряжение и минимальные обороты упадут до 50. Можно будет работать плашками и метчиками - инструмент и руки целее будут ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минуту назад, Old_Man сказал:

Движок с последовательным возбуждением, не совсем то - выбег до остановки, адский

?? После снятия напряжения питания, это просто вращающийся кусок железа, и выбег зависит от массы якоря, подшипников, и тп. Какое там подключение - последовательное, параллельное, трехфазное и др, - по барабану.

 

13 минуты назад, Old_Man сказал:

Поэтому в планах, перевод двигателя на независимое возбуждение

Удачи. Это уже будет навороченная конструкция. У меня же первоначальная идея сделать простой и качественный регулятор. С ударением на "простой".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Регулировочная характеристика по базе VT1 -  укладывается в диапазон 40-55 миливольт при изменении скорости от минимума до максимума. Среднее значение "падения" напряжения регулирования на С7 около 2,62 вольта. Оно складывается из "стабильного" падения напряжения на светодиоде (1,55 в), порогового напряжения БЭ (0,56) и тока базы (около 100 мкА) через резистор 5к1(0,51в) ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не слишком, усложнилась последняя версия - по сравнению с "прототипом". Мудрить регулятор на ТДА1085 нет стал -  мне хватает надёжного и годами провереного хлама. Не особо доверяю интегральной "черной пластмассе" - тем более что её "запасы" иссякают, а цены растут. Тут приглянулась хорошая идея - ну маленько "прилизал" объвязку, и на "вентилятор"  чутка полезного  накинул. Может кому сгодится ... 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Old_Man сказал:

Тут приглянулась хорошая идея - ну маленько "прилизал" объвязку, и на "вентилятор"  чутка полезного  накинул. Может кому сгодится ... 

После такого "прилизывания" схема мало похожа, на ту, которая была вначале форума... Проще уже сделать на чёрной пластмаске под названием МК... Но это будет совсем другая история (форум);).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внешний вид схемы прототипа V17, вероятно "испортил"  стандартный графический редактор Paint. Однако, рисовать в нём "примитивами" - весьма удобно ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минуты назад, Old_Man сказал:

Paint. Однако, рисовать в нём "примитивами" - весьма удобно ...

Освойте SPlan- это весьма удобная програма для рисования и редактирования схем. (Не симулятор)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

SPlan 7 русский есть, им иногда пользуюсь. В нём для рисования маловато "гибкости", базы нужно "перегибать" под себя.

Да и в Sprint Layout 6.0 по печатке "ластиком пройти"  - не удасться ...

Изменено пользователем Old_Man
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подскажите кто может. как реализовать аварийное отключение двигателя в случае пробоя симистора в версии V15 с помощью тахогенератора. релюшки ну и пары транзисторов. мотор используется на гончарном круге. обороты мотора 1000-1300. так вот если обороты превысят 1700-2000 чтобы сработала защита. жалко изделие над которым работал продолжительное время вдруг разлетается.:o Эта доработка пригодилась бы и на наждаке. И еще вопрос можно ли в схеме V15 увеличить время плавного пуска до 3-4 сек.

Изменено пользователем aleks58
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, aleks58 сказал:

аварийное отключение двигателя в случае пробоя симистора

Есть причины беспокоиться?? Вроде все отработано и надежно, если на подделку не нарваться. В крайнем случае поставьте ВТА41.  Если делать аварийное отключение, посмотрите в сторону механического центробежного регулятора.

1 час назад, aleks58 сказал:

V15 увеличить время плавного пуска до 3-4 сек.

Время ПП в этой схеме R5 и С2. Попробуйте увеличить R5 до 3к, например. Только аккуратнее, при большом R5  может ПП вообще не работать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, aleks58 сказал:

Подскажите кто может. как реализовать аварийное отключение двигателя в случае пробоя симистора

1.Таходатчик+диодный мостик + потенциометр в цепи +чувствительного  герконового  реле

2.Контакт нормально замкнутого герконового реле в цепи самоблокировки  маломощного пускателя или УЗО

Изменено пользователем proba
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно нулевым напряжением на симисторе сбрасывать  и запускать  одновибратор . Если одновибратор сработал- значит симистор не закрывается .

Сравнивать напряжение в сети и на двигателе, если оно мало отличается значит пробой .

Измерять максимальный ток .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 минут назад, colorad сказал:

Сравнивать напряжение в сети и на двигателе, если оно мало отличается значит пробой

Похоже, так сделано и в ТДА1085.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

58 минут назад, colorad сказал:

Можно нулевым напряжением на симисторе сбрасывать  и запускать  одновибратор

Блин, тут изо всех сил пытаемся сделать простую, доступную и надежную схему. И ведь получилось! И очень неплохо. Если бы идея такой схемы позволяла ввести ОУ типа 324, то без проблем можно сделать и защиту от пробоя, и защиту по току, и плавный пуск, и обороты от нуля. Только это не наш случай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По мотивам @Old_Man - схем.

Проверил схему V14 из ранее забракованных. Оказывается зря, вполне себе рабочая и если бы не @Old_Man , то так бы ушла в небытие. Немного добавил более позднего, типа снабберной цепочки, светодиода, и пр., и представляю обществу:

Минимальные обороты получил 200 об/мин (170-210, электронный тахометр на низких оборотах плохо меряет),  транзистор Т3 поставил ГТ309, он прямой проводимости,и их много. Если поставить МП39, 40, 41, П13, 14, 15,  то обороты должны еще снизиться, но уже не вижу надобности. Главное, что таких транзисторов как грязи, в отличие от МП37.

Плавный пуск прекрасно работает,  Правда на валу мотора пусто, но от нагрузки на валу при пуске, подберу R5 при необходимости.

R5 = 0-3к3 в зависимости от нагрузки;;  R6 = 18 Ом - 51 Ом - в зависимости от симистора, у меня сейчас этого резистора нет;;  R4 = 3к - 10к - защита Т3;;  RР1 = 2к-10к - регулятор скорости, связан с сетью, защита от сетевого напряжения оператора обязательна!!!. Есть потенциометры с пластмассовой осью, желательно использовать!!!  Это большой недостаток данной схемы, и если нет большой необходимости в малых оборотах, советую использовать V17 (от 600 об/мин).

С2 = плавный пуск, = время задержки включения мотора;;  R5 = заряд С2,  = наклон кривой заряда, = время разгона мотора;; R7 - время разряда С2 для следующего цикла плавного пуска (при 51к это примерно 2-3 сек)

 

Схема V14 b.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часа назад, Sova1 сказал:


@Old_Man

@Old_Man

Минимальные обороты получил 200 об/мин (170-210, электронный тахометр на низких оборотах плохо меряет), 

 

Никак не пойму,для чего народ ищет всякие тахометры? Если нет осциллоскопа, возможно измерить частоту таходатчика мультиметром, и пересчитать в обороты в мин Или нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Батарейкин сказал:

возможно измерить частоту таходатчика мультиметром

Мультиметр  с частотомером есть не у всех, у меня, например нету,  плюс надо знать как считать, формула зависит от количества полюсов тахометра.  Осциллограф еще более дефицитный прибор, да еще и дорогой, он, конечно есть, но рисковать им, меряя в цепи, связанной с сетью, как в последней схеме  @Old_Man это еще и несколько глупо. А электронный тахометр на Али не так уж и дорого, даже я от пенсии выделить смог на покупку.  Так что не пользоваться удобными приборами можно только по непонятным мне мотивам.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Типовые тахогенераторы двигателей от СМА,  обычно дают 8 периодов чистого синуса на 1 оборот двигателя. Соответствено, при достаточных для массового применения максимальных  6000 об/мин  (100 об/сек) - частота таходатчика равна 800 герц. Развиваемая ими ЭДС всегда пропорциональна оборотам. Измеряя значение выпрямленого  тока (напряжения), можно  измерять скорость вращения двигателя. При соответствующей калибровке, внешним резистором  ампер-вольтметра постоянного тока, можно "подогнать" диапазон и шкалу - для измерений  с достаточной  точностью ...

Изменено пользователем Old_Man
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы публикуете как гость. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...