Medvedeff

Ламповая голова по мотивам Orange Tiny Terror

53 сообщения в этой теме

Medvedeff    117

Приветствую всех. Хочу поделиться опытом изготовления лампового гитарного усилителя. Думаю тема будет полезна тем гитаристам, кто хочет качественно звучать, при этом не затрачивая огромные средства. Данный проект у меня не первый, поэтому не могу сказать, что он  рассчитан для начинающих радиолюбителей, но при желании, можно собрать и новичку, владеющему теоретической базой гитарного ампостроения.

Основа конструкции - стальное шасси, изготовленное из приобретенного на барахолке коробка, который был в последствии переделан и переварен, скруглены все углы. Потом шасси было окрашено из баллончика серебристым металликом и вскрыто лаком.

tpVjDtLgaaM.jpg

Силовой трансформатор ТСШ170-3 был взят из ч/б лампового телевизора, анодные обмотки были немного перекоммутированы. Выходной трансформатор куплен на барахолке, идентифицирован как выходной от двухтактного катушечного магнитофона Днепр-14а, как раз работающий с парой 6п14п. У меня установлены EL84, это зарубежный аналог наших 6п14п. Ламповые панельки, тумблеры, глазок сетевого индикатора и прочая мелочь тоже куплена на барахолке в разные промежутки времени, когда что подвернулось, пока я собирался с мыслями об изготовлении этой головы.

eOWR6ekKwJc.jpg

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Быстрый заказ печатных плат

Полный цикл производства PCB по низким ценам!

  • x
    мм
Заказать Получить купон на $5.00
Medvedeff    117

Схема собрана по классической для гитарных изделий технологии, на туррет-борде, только вместо настоящих туррет-стоек, которые достаточно дорогие, использовал наконечники ШНВИ, 1$ за 100 шт - отличное недорогое решение! Частично был применен так же и навесной монтаж, буквально несколько деталек. Плата выпрямителя собрана отдельно, так же на ней размещены резисторы искусственной средней точки накала, это сделано для снижения уровня фона - все переменные цепи на отдельной плате, подальше от входных малосигнальных цепей.

Продолжение будет...

14632940_607943786073392_437522844275553533_n.jpg

14721709_607943842740053_3803907629193583203_n.jpg

14915215_611221555745615_5630017310936618560_n.jpg

Корпус изготовлен из 18 мм фанеры, проклеен ПВА и стянут мебельными конформатами, обтянут кожей из старого кожаного пальто.

bQ6Q3ZQ74uA.jpg

Схема заводская, без каких либо изменений заработала сразу, никаких дополнительных наладок не потребовалось.

IMG_1101.JPG

  • Одобряю 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Medvedeff    117

Одноканальная схема, с регулятором гейна и мастер-громкости, и регулятором тембра ВЧ. Так же имеется два режима мощности, 15 Вт и 7Вт, реализовано посредством изменения анодного напряжения путем коммутации анодных обмоток.

IMG_1157.JPG

IMG_1158.JPG

Общую схему усилителя и туррет-борда прилагаю.

Orange Tiny Terror.GIF

aa42556e7ca0d2d551d14a9af3795180.jpg

  • Одобряю 7

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Medvedeff    117

Еще некоторые рекомендации по монтажу. Входное и выходное гнездо должно быть изолированно от шасси, чтобы не было земляных петель, а провода, идущие на потенциометры должны быть в экране, один конец экрана должен быть соединен с земляной звездой, второй конец экрана ни с чем не соединять. Все конденсаторы, кроме катодных, на рабочее напряжение не ниже 400 В. Вместо указанных на схеме 12АХ7 в преде и фазоинверторе я применил 6н2п-ев, они доступнее и в данной схеме они зарекомендовали себя очень хорошо, поскольку темброблока как такового тут нет, а лишь так называемая "пескорезка", на выходе имеем жирный серединистый звук, перегруз (а он тут довольно бодрый, благодаря тому, что его структура формируется вплоть до фазоинвертора включительно) обладает "зернистой" фактурой, и рулится в очень широких пределах, изменение режима мощности так же влияет и на характер перегруза. Не смотря на небольшое количество регулировок, аппарат обладает большим потенциалом, и придется по душе многим гитаристам разных жанров от блюза до металла, очень рекомендую к повторению.

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4ekist    10
21 час назад, Medvedeff сказал:

Силовой трансформатор ТСШ170-3 был взят из ч/б лампового телевизора, анодные обмотки были немного перекоммутированы.

Подскажите ( научите ) Уважаемый как ?
http://vprl.ru/index/transformatory_ts_160/0-75

ТСШ 170.jpg
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Medvedeff    117

В случае, если у Вас ТСШ 170, первичная обмотка там рассчитана на разные напряжения (127в, 110в, 220в). Для коммутации первичной обмотки под напряжение 220в необходимо выводы 2 и 5 соединить между собой, а сетевое напряжение подать на выводы 1 и 6. Анодное напряжение получаем путем сложения двух обмоток II и III - соединяем выводы 8 и 9, а анодное напряжение снимаем с выводов 7 и 10. Можно просто анодное напряжение снять с выводов 9 и 10, и подать его на схему выпрямителя с удвоением напряжения, как вариант. Накальное напряжение снимаем с выводов 11 и 12, тут все просто. Нумерацию выводов смотрим не на текстолитовой колодке, а на картонных щечках катушки трансформатора. В случае, если у Вас ТСШ 170-3, там еще проще - сетевое напряжение 220 в подаем на выводы 1 и 2. Анодное напряжение формируем путем сложения обмоток II и III, соединив выводы 4 и 5, снимаем анодное с выводов 3 и 6. Аналогично, с обмотки III (выводы 5 и 6) можно сформировать анодное напряжение, подав его на выпрямитель по схеме удвоения. С выводов 7 и 8 снимаем накальное напряжение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4ekist    10

Извините я не совсем корректно задал вопрос.
Просто в приведенной  Вами  схеме  я заметил
некоторые  неточности  поэтому и  решил спросить. 
То что Вы написали все верно.
Соединив обмотки  7 - 8 и 9 -10 трансформатора ТСШ 170
мы получаем  74 + 130 = 204  вольта
после  выпрямления  и  фильтрации  204 * 1,4 = 285 вольт.
таким образом у Вас анодное 285 вольт. Так ?
Просто Вы написали:

В 10.12.2016 в 21:38, Medvedeff сказал:

15 Вт и 7Вт, реализовано посредством изменения анодного напряжения путем коммутации анодных обмоток.

И еще первичная  обмотка выходного  трансформатора
магнитофона " Днепр 14 "  намотана проводом  0,12  мм.
Поэтому  ток  выходного  каскада этого  магнитофона
установлен  всего  25 мА.
У  Вас же,  в  схеме,  в  цепи  катода  выходного каскада 
установлен  резистор  120  Ом.
Не зная реальных  напряжений  я не могу сказать точно
какой ток  течет  через выходной каскад, но что он больше
50 мА  это  точно.  Поэтому ( на мой взгляд ) выходной
трансформатор  работает у  Вас  в  " тяжелом"  режиме.
 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Medvedeff    117

@4ekist , да некоторые неточности я допустил. Действительно, в моем изделии анодное напряжение в режиме "15 ватт" составляет 204х1,4 вольта, в режиме "7ватт" - 130х1,4. В заводском изделии эти напряжения составляют соответственно 315 и 235 вольт.

Что касаемо трансформатора - он не греется даже при продолжительном режиме работы, а учитывая, что усилитель работает в режиме АВ, да еще и в пентодном включении, ему будет совсем не тяжело. (в магнитофоне "Днепр" этот трансформатор работал в режиме А в ультралинейном включении пентодов 6п14п)

Да, я понимаю, что мощность каскада в моем случае не достигает 15 ватт, но я за ваттами не гонюсь, для дома хватает с избытком, на вскидку ватт 12 точно выдает, мощность приборами не измерял.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4ekist    10

Все понял.
Просто я подумал что каким нибудь   " хитрым шаманством "
Вы выжали из  ТСШ 170    295 Вольт  (как в схеме)
и решил перенять опыт :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Medvedeff    117

@4ekist я уже писал про схему выпрямителя с удвоением, требуемое Вам напряжение можно получить с помощью простого умножителя. С обмотки III (выводы 9 и10) подаем на умножитель и выходим на требуемое напряжение. (130 вольт умножаем на 2,5, получаем 325 вольт на холостом ходу, под нагрузкой просядет немного) Но нужно учитывать, что потребляемый ток возрастет минимум в два раза, эта обмотка рассчитана на ток 0,6 ампер, по идее должно хватить для всего. Преимущества выпрямителя с удвоением - хорошее сглаживание пульсаций, рекомендую.

umnoz_1.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Medvedeff    117

Вот оригинальная схема, где тумблер анодного переключает обмотки.imWoP5bLlJ8.jpg

А вот его оригинальный силовой трансформатор:

2008-w45_1-2f.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Medvedeff    117
В 11.12.2016 в 21:38, 4ekist сказал:

 первичная  обмотка выходного  трансформатора

магнитофона " Днепр 14 "  намотана проводом  0,12  мм.
Поэтому  ток  выходного  каскада этого  магнитофона
установлен  всего  25 мА.
У  Вас же,  в  схеме,  в  цепи  катода  выходного каскада 
установлен  резистор  120  Ом.
Не зная реальных  напряжений  я не могу сказать точно
какой ток  течет  через выходной каскад, но что он больше
50 мА  это  точно.  Поэтому ( на мой взгляд ) выходной
трансформатор  работает у  Вас  в  " тяжелом"  режиме.

@4ekist после этих слов мне как-то неспокойно стало, и решил я все-таки перемерить выходной каскад, заодно подобрал более-менее подходящую пару 84-х. Анодные токи в плечах составляют 28 и 31 мА, падение напряжения на катодном резисторе составляет 7,5 вольт, то есть суммарный ток анодов и сеток составляет 62 мА. То есть, получается классический АВ режим.

Немного облагородил экстерьер усилителя - чтоб не пустовала фронтальная панель, разместил небольшую эмблемку, стало выглядеть немного веселее:

IMG_1207.JPG

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4ekist    10

Уважаемый @Medvedeff .
Я не хочу критиковать Вашу конструкцию, мне она 
очень нравится ( честное  слово ). Вы молодец !
Я просто обратил Ваше внимание на выходной трансформатор.
Все верно  существуют разные  режимы работы выходных каскадов.
Но в данном  случае  рассмотрим " по  постоянному току ".
На катодном  резисторе  7,5 В , значит  суммарный ток
62 мА , то есть  примерно  по  31 мА  в каждом " плече".
Учитывая это 
ток в проводах.jpg
и это  ( цитирую )
Вопрос. Какова  плотность тока в  обмотках  ТВЗ?

Ответ  Игнатенко Юрий Васильевич ( Gnat )
Плотность  тока в ТВЗ увеличена  для медного провода. Ее можно выбирать максимальную
Потому что ТВЗ передаёт  музыкальную программу, работает не всё время на  полную мощность.. 
Коэффициент заполнения мощностью у музыкальной программы 0,3 всего лишь.  Тут другое плохо.
Активное сопротивление  первички.  Оно должно быть  как можно меньше,
а с тонким проводом получается, в маленьком ТВЗ, сопротивление  первички  300 - 450  ом, а надо бы 30-50ом.
Поэтому провод  первички  0,14 - 0,16 мм  подходит вполне для тока 50-60ма и не перегревается.
0.24 мм для 100-120ма.  Это  практика подтверждаемая ежедневно  измерениями усилителей изготовляемых мною
Практически:
0.15-0,18мм - до 50ма.6П14П; 6П6С; 6П3С,
0,24-0,28мм - 80-120ма 6П41С; 6П45С; 6П36С .


Я и сделал вывод что Ваш выходной трансформатор
работает в тяжелом режиме, но раз Вы проверили и он
не  греется - значит  все  чудесно.:)
Радуйте  своей  игрой  на  гитаре себя
и окружающих ( соседей ):D.

Кстати  с  каким  кабинетом  Вы  его эксплуатируете ?

Изменено пользователем 4ekist

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Medvedeff    117

@4ekist Я полностью с Вами согласен с цифрами не поспоришь. Но собирал сабж из того, что было, (бюджет аппарата составил 36$, такой заводской стоит раз в десять дороже) и, как показала практика, трансформатор работает без ощутимого нагрева, греется немного один бок по железу, от близко расположенной выходной лампы, сама катушка остается холодной. Вполне возможно, что выходник намотан и более толстым проводом, чем это указано в паспорте, ведь часто мотали "из того, что есть на складе". Омическое сопротивление вторичной обмотки выходника в плечах составляет 282 и 308 ом. Имеется еще 2 таких же экземпляра выходников, на всякий случай. Ну, и если вдруг чего - буду думать о более серьезном выходнике, а заодно и силовик поставлю более компактный и более высоковольтный - лежит в запасе ТАН-52, а то ТСШ-170 уж больно тяжелый, зараза. Ну а пока все работает очень хорошо, правда в квартире я не могу особо дать ему "коксу" - соседи не поймут, да и кабинета, как такового у меня пока нет, есть комбик, (мой первенец, о котором я позже напишу отдельно) который сейчас пользую в качестве кабинета, откидываю клеммы, и подключаю специально изготовленный шнур с клеммами прямо к динамику, динамик Celestion Eight 15. Сейчас крепко скриплю мозгом по поводу настоящего кабинета, 1х12.

IMG_1226.JPG

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4ekist    10
8 минут назад, Medvedeff сказал:

Но собирал сабж из того, что было

В этом мы с Вами похожи :)

9 минут назад, Medvedeff сказал:

а то ТСШ-170 уж больно тяжелый, зараза

По этой же причине не хочу его использовать.
Нашел трансформатор с самописца  5Ю4.700.003

IMG_0003.jpg

но анодная обмотка слаба для
2  шт  6П3С  и  2  шт  6Н2П  ( двухтакт на 6П3С).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Medvedeff    117

Вот, психанул, купил для головы кабинет. Были идеи изготовить его самостоятельно, но по подсчетам это предприятие вышло не очень-то рентабельное. Потому был куплен кабинет Ibanez TSA112C с динамиком Celestion Seventy 80 - не самый плохой динамик по впечатлениям. Имеет нейтральную окраску и потому является вполне универсальным. Планирую насобирать еще пару-тройку небольших голов, и буду играться с ними, как с матрешками, гораздо интереснее, чем играться с примочками, пытаясь добиться желаемого звучания) Еще в планах собрать аттенюатор, для домашней громкости, потому как двухтакты для дома это очень громко, а собирать двухтакты на 6н23п - как-то не интересно)

IMG_1254.JPG

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4ekist    10

Поздравляю )
 

15 часов назад, Medvedeff сказал:

с динамиком Celestion Seventy 80 - не самый плохой динамик по впечатлениям. Имеет нейтральную окраску и потому является вполне универсальным

Судя по этой фразе Вам приходилось играть на разных динамиках.
Как Вы считаете  замена  моего, " безродного", динамика
 
SDC12793.JPG
на динамик  с " известной фамилией" ( CELESTION, JENSEN и т.п. ) даст какой нибудь положительный результат?
Хотя наверное все звенья " цепи " должны быть одинакового  уровня.
И что Вы думаете  о динамике фирмы  KUSTOM  вот из такого кабинета KUSTOM DEFENDER 1X12 ? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Medvedeff    117

Безусловно, замена стокового динамика на породистый даст значительное улучшение звука, но нужно понимать, что каждый динамик имеет свою сигнатуру, и сделан под определенные задачи, многое зависит и от предпочтений и вкусов музыканта, а так же от усилительного тракта, куда он включается. Поэтому, выбор динамика - довольно сложная задача, поскольку зачастую нет возможности поиграть на всех динамиках в связке со своим аппаратом. На ламповом и транзисторном аппарате один и тот же динамик будет звучать по-разному, лампа имеет очень небольшое демпфирование, а на транзисторе чрезмерно будут слышны верхние гармоники, песок. Поэтому АЧХ динамика нужно выбирать учитывая множество факторов, зачастую методом проб и ошибок. Видео обзоры на Youtube, коих сейчас большая масса, помогут дать общее представление о звучании того или другого динамика, но не могут быть абсолютно объективными, поскольку по видеозаписи не возможно дать полную оценку качества звучания по причине множества переменных - микрофон, звукозаписывающий тракт, помещение, инструмент, звуковоспроизводящая аппаратура, манера и качество исполнения музыканта, и т. д. Поэтому наиболее четкое представление о звучании может дать только сравнение экземпляров "в лоб", на своем аппарате и со своим инструментом, чтобы не разочароваться после приобретения дорогого фирменного динамика, который в последствии Вам не подойдет по звучанию. Еще есть такой фактор как привычка - Вы привыкли к своему звучанию, и изменения (даже в лучшую сторону) после замены динамика могут резать слух, пусть даже динамик и "правильный". А еще новый динамик должен разыграться - пройти "обкатку", после которой он зазвучит в полную силу. Так же необходимо учитывать совместимость динамика по сопротивлению, особенно в ламповых аппаратах. Мощность динамика должна быть больше или равна заявленной выходной мощности аппарата, но по мощности динамика нельзя судить о его громкости, это параметр, который лишь указывает, какую подводимую мощность данный динамик может "переварить". О громкости динамика можно судить по заявленной его чувствительности, а так же звуковому давлению, хотя большинство производителей редко указывают звуковое давление, ограничиваясь лишь параметрами чувствительности. Размер и материал магнита тоже играют значительное влияние на звук динамика - Alnico, как правило, более верхастый, керамика имеет более плотный низ.
 При выборе динамика так же нужно учитывать, где он будет работать - дома на домашней громкости, на репетиции, где будет перекрикивать ударные, либо будет использоваться с подзвучкой микрофоном на концерте или на студии. На домашней громкости, как правило, мощный динамик не раскрывается, выдавая не весь свой диапазон, поэтому целесообразнее для дома рассматривать 10-дюймовый формат, а то и 8 дюймов.

Большинство могут порекомендовать как вариант классику - Celestion Vintage 30, и наверное будут правы. Я не стану советовать конкретную модель динамика, по причине всего выше сказанного мной, но думаю, в линейке Celestion Вы  найдете для себя тот самый, свой звук, удачи в выборе!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4ekist    10

Вы, честное слово, как дипломат )
Много правильной теории и ничего конкретного :).
Да ладно , Вы абсолютно правы, никто не даст конкретного ответа.
Как говориться : " На вкус и цвет.... "
 

23 часа назад, Medvedeff сказал:

Еще в планах собрать аттенюатор, для домашней громкости

Посмотрите на схему Ерасовского  Гоблина.
Может что возьмете от туда:
переключатель выходного каскада пентод - триод ( 10 Вт - 5 Вт )
аттенюатор
https://www.yerasov.ru/catalog/lampovye-kombo-usiliteli/lampovyy-gitarnyy-kombo-usilitel-goblin-10

Удачи.  
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Medvedeff    117
4 часа назад, 4ekist сказал:

Вы, честное слово, как дипломат )
Много правильной теории и ничего конкретного :).
 
 

Просто я работаю в магазине) - покупатель должен сам сделать выбор, без ощущений, что ему что-либо навязывают, но информацию он должен получить в полном объеме)

4 часа назад, 4ekist сказал:

переключатель выходного каскада пентод - триод ( 10 Вт - 5 Вт ).

Как по мне, в корне неверная концепция - гитарник должен быть в пентоде, никаких триодов и ультралинов. И переключение в "триодный" режим без изменений количества витков в первичной обмотке выходника - это не триодный режим, это я не знаю как называется, но точно не триод. Поэтому только аттенюатор.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Medvedeff    117

Записал пару записей "семплов", звучания головы, на почти чистом и на хайгейне. За игру и качество записи не кидайте тапками - я только учусь, а записывал на диктофон в айфоне)

Новая запись 12.m4a

Новая запись 13.m4a

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4ekist    10
В 10.12.2016 в 21:22, Medvedeff сказал:

использовал наконечники ШНВИ,

Какого диаметра наконечники Вы использовали ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас