Макcим

Сбор информации с улья пчел. Прошу совета

21 сообщение в этой теме

Макcим    0

Привет, прошу помощи что и как сделать.

Кратко, есть пасека с пчелами небольшая.

Нужно сделать

1) Под улей поставить 4 тензодатчика каждый на 50кг (как у напольных электронных весов) через модуль АЦП HX711 

 2846-LC50KG_main-228x228.jpg5994.jpg

2) Во внутрь улья, датчик влажности и температуры DHT11 (неважно какой) 

 143904_1_small.jpg

Пока всё, есть ещё идея сделать "Частотный анализатор"  что-бы отслеживать состояние семьи ( возбужденное или спокойное) но как это сделать пока понятия не имею, в дальнейшем добавить датчик детонации, когда будет gsm модуль. 

Не знаю как делать, чтоб Arduino опрашивал датчики с интервалом раз в 2 часа и отправлял результат на rasbery pi 3 а он чтоб составлял хронологию (график изменения) на apache сервере. А я мог подключиться к нему к примеру прямо там в поле через wi-fi с телефона и всё посмотреть.(в дальнейшем добавить gsm модуль и отправлял в инет всю информацию.) Или делать сразу всё на Rasbery pi 3. Но ведь мне так не хватит одного Rasbery pi 3 что бы за питать все датчики от всех ульев. Прошу помощи, совета что и как сделать лучше. Делаю для себя.

Изменено пользователем Макcим

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Быстрый заказ печатных плат

Полный цикл производства PCB по низким ценам!

  • x
    мм
Заказать Получить купон на $5.00
oldmao    1 229

1. Платка АЦП может одновременно работать только с двумя тензометрами, значит, требуется две платки на улей.  Если вес улья больше 50 кг, то не проще сделать рычажную систему и использовать один тензометр на улей? Тогда платка АЦП сможет обслуживать сразу два улья.
2. И АЦП и датчик влажности можно опрашивать микроконтроллером, постоянно находящимся в режиме сна и просыпающимся только на несколько секунд, чтобы записать показания датчиков.  В микроконтроллерах есть память EEPROM, в которой можно хранить несколько показаний. Но её мало, что не помеха - можно подключить внешнюю EEPROM, например 24Схх. Считывать показания раз в несколько суток, подключаясь к МК, установленных в ульях, внешним считывателем, на той же  Raspberry, через обычный UART. Будить МК для этого нажатием кнопки. 
Можно организовать линию связи с адресным опросом, например по протоколу RS-485. Можно даже организовать централизованное питание, и по этой же двухпроводной линии организовать приём-передачу данных.
3. Есть шилды для ардуино с микрофонным усилителем, порог срабатывания которых настраивается, можно использовать для определения активности пчёл.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему не использовать ESP8266  ESP-07? у него можно подключить внешнюю антенну и передавать по вайфай инфу на сервер в доме или в облако 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Pilulkin    145
3 часа назад, Макcим сказал:

Пока всё, есть ещё идея сделать "Частотный анализатор"  что-бы отслеживать состояние семьи ( возбужденное или спокойное) но как это сделать пока понятия не имею, в дальнейшем добавить датчик детонации, когда будет gsm модуль. 

Вот полюбопытствуйте

R20020526.thumb.jpg.7a021ca89a978a1fca6f3a36f5ba8481.jpg

R20020527.thumb.jpg.06961c588f7557dce5d3ebfc53fa1565.jpg

Изменено пользователем Pilulkin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
oldmao    1 229

Мужик на видео ни разу не слышал про метрологию. Что покажут тупо соединённые параллельно датчики, если он улей с перекосом поставит или пчёлы неравномерно мёд по улью распределят? Да, легче/тяжелее будет видно, но вот насколько - будет врать безбожно. Посмотрите, как устроены железнодорожные или автомобильные весы, например. Там тоже 4 тензодатчика, но на хитрой системе уравновешивающих рычагов.  При поверке грузы по очереди кладут с четырёх углов платформы и посередине, показания весов должен совпадать (например 500 кг с точностью 10 кг). И добиваются этого подстройкой механики (действующей длины рычагов). Для пасеки, конечно, даже такой колхоз будет круто.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Макcим    0
30 минут назад, oldmao сказал:

Мужик на видео ни разу не слышал про метрологию. Что покажут тупо соединённые параллельно датчики, если он улей с перекосом поставит или пчёлы неравномерно мёд по улью распределят? Да, легче/тяжелее будет видно, но вот насколько - будет врать безбожно. Для пасеки, конечно, даже такой колхоз будет круто.

 Я вас понял Спасибо! В моём случаи пчелы начинают заполнять с право на лева (с востока на запад), а у кого то наоборот.Вес улья да не равномерно будет давить, работать будет не правильно.  Вы имели виду  рычажную систему это про это:?  Такого тензодатчика?

 SUP991-300x300.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
snn_krs    4
1 hour ago, oldmao said:

Мужик на видео ни разу не слышал про метрологию. Что покажут тупо соединённые параллельно датчики

На видео не датчики, а тензорезисторы и соединены не параллельно, а в мост

 

1 hour ago, oldmao said:

Посмотрите, как устроены железнодорожные или автомобильные весы, например. Там тоже 4 тензодатчика, но на хитрой системе уравновешивающих рычагов

Рычажная система очень сложная и дорогая. Сейчас на автоморбильных весах ставят 4, 6 или 8 тензадатчика тупо соединенные параллельно. Платформа должна быть жесткая и расположена горизонтально. Нагрузка по датчикам регулируется регулировочными винтами. Стоимость тензодатчиков высокая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Yurkin2015    249

Делал я такие весы для улья, точно на таких же тензодатчиках. Использовал 4 датчика по углам.

На самом деле каждый из таких датчиков состоит из 2-х тензорезисторов. Эти тензорезисторы работают в противофазе. При нажатии на датчик один тензорезистор уменьшает сопротивление, второй увеличивает.

Вот, на картинке слева, один тензорезистор условно красный, второй - синий.

Включаются такие датчики в мост по схеме справа, каждый датчик своими половинками в разные плечи моста.

При этом полезный сигнал со всех датчиков просто суммируется. То есть суммируется вес каждого угла улья. Поэтому не равномерность загрузки не волнует.

cxem_hive1.png

Изменено пользователем Yurkin2015

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Макcим    0
1 час назад, Yurkin2015 сказал:

. При нажатии на датчик один тензорезистор уменьшает сопротивление, второй увеличивает.

Вот, на картинке слева, один тензорезистор условно красный, второй - синий.

Включаются такие датчики в мост по схеме справа, каждый датчик своими половинками в разные плечи моста.

При этом полезный сигнал со всех датчиков просто суммируется. То есть суммируется вес каждого угла улья. Поэтому не равномерность загрузки не волнует.

 

bathroomscalearduino_0400925001452684657.jpg

Безымянный.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
oldmao    1 229
8 часов назад, Макcим сказал:

Вы имели виду  рычажную систему это про это:?

Нет, просто я имел дело с поверкой ж/д и автомобильных весов, знаю, как они устроены. Там платформа связана с тензометрами не напрямую, а через рычажную систему. Да, система сложная и дорогая, но это - плата за точность. Думаю, на пасеке не стоит так усложнять, действительно ставьте по углам четыре датчика, только не мостовых, а таких, как указали @Yurkin2015 и @Макcим . Суммарный вес покажет достаточно точно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Pilulkin    145

К стати  @Макcим , если Вы пасечник, то знаете, как пчелы не любят посторонние включения в свое жилище. Поэтому любой датчик внутри улья будет замурован воском (или прополисом, если пчелы сочтут его за труп :yes:). Это надо учитывать и в конструктиве корпусов датчиков и при определении их расположения.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я тоже озаботился вопросом измерения параметров с улья и веса в том числе.  Так же собрал модель весов на этих дешевых тензодатчиках. Результат меня совершенно не удовлетворил. Показания плывут безбожно.

Вот здесь я выложил некоторые результаты  Пчелодом.рус - тензодатчики

Буду использовать железяку типа той, что выложил  @Макcим . Но под нее должна быть правильно сконструирована конструкция. Рассчитываю за зиму с этим разобраться, пока мои подопечные в уликах спать будут :)

Здесь надо подходить серьезно - дождь, заморозки, снег, на коленках собранная схема работать нормально не будет.

Изменено пользователем Пчелодом
ссылка неправильно вставилась!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Макcим    0

@Pilulkin Да я уже об этом думал, буду пробовать и думать. Буду монтировать в заднею стенку улья. Есть улей из пенополистирола, в монтаже проблем не будет в отличии от деревянного, второй сезон стоит не чего с ним нечего не произошло,как у некоторых изгрызены за сезон.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Pilulkin    145
9 минут назад, Пчелодом сказал:

Здесь надо подходить серьезно - дождь, заморозки, снег, на коленках собранная схема работать нормально не будет.

Вот именно. Требования к датчикам и конструкции самого "взвешивателя" более чем серьезные. Если пасека зимует под открытым небом и данные надо снимать постоянно, то представьте себе, например, заморозок после оттепели - в датчики (пусть даже только в механическую часть) попадет вода и замерзнет. Вопрос - что покажут весы? И это только один случай, а их.....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Yurkin2015    249
57 минут назад, Пчелодом сказал:

Показания плывут безбожно.

Видимо, метод и средства измерения Вами были выбраны неадекватные.

Вот мои результаты с такими же датчиками. Я использовал 4 датчика по углам. Нагрузил платформу грузом 50кг и оставил на неделю в оффисе на Новый Год.

Показания веса колебались +- 50гр. Температура от +14 до +8 град. Результат меня полностью удовлетворил.

hive_scale_result1.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Yurkin2015    249
17 минут назад, Макcим сказал:

какие именно

Купил в магазине напольные электронные весы и добыл из них 4 датчика. Использовал датчики прямо в родном корпусе, что очень удобно.

hive_scale_2.jpg

hive_scale_3.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Макcим сказал:

@Пчелодом  спасибо за поделённый вами опыт, но как я понял вы этот комплект еще и продаёте?

 

Да, есть такая цель. Изготовлена первая партия контроллеров, собственно уже все готово и отлажено кроме отдельных мелочей и как раз работы весами. Первая попытка оказалась неудачной - не хватило жесткости системе (использовал тензодатчик в виде алюминиевого кирпича).

Хочу скорее доделать, чтобы на зиму поставить контроллер и испытать в полевых условиях. Думаю сварить штуковину как на фото во вложении.

 

А у тех дешевых датчиков еще неприятный эффект - память из-за деформации металла.

 

59d245b49691b_2.jpg.a1c2f0c8190494ae3d2812f2461ff581.jpg

5 часов назад, Pilulkin сказал:

Вот именно. Требования к датчикам и конструкции самого "взвешивателя" более чем серьезные. Если пасека зимует под открытым небом и данные надо снимать постоянно, то представьте себе, например, заморозок после оттепели - в датчики (пусть даже только в механическую часть) попадет вода и замерзнет. Вопрос - что покажут весы? И это только один случай, а их.....

Полностью согласен. У меня такая пасека и есть - под открытым небом и я знаю, во что все это превращается зимой и весной.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ваша публикация должна быть проверена модератором

Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

  • Похожие публикации

    • Автор: Vadim122
      я новичок Arduino,  помогите написать скетч для управления RGB  лентой (общий анод) с помощью энкодера (все мои попытки провалились ибо нет опыта роботы из Arduino ). Фишка в том что бы при повороте енкодера по часовой стрелке  менялся цвет за формулой :
       Формула R-G-B начнем с красного цвета 255-0-0.
      1) Наращивается зеленый цвет 255-1-0, 255-2-0 ... 255-255-0.
      2) Уменьшается красный цвет 254-255-0, 253-255-0 ... 0-255-0.
      3) Наращивается синий цвет 0-255-1, 0-255-2 ... 0-255-255.
      4) Уменьшается зеленый цвет 0-254-255, 0-253-255 ... 0-0-255.
      5) Наращивается красный цвет 1-0-255, 2-0-255 ... 255-0-255.
      6) Уменьшается синий цвет 255-0-254, 255-0-253 ... 255-0-0.
      а вращение в обратную сторону приводило к обратному процесса с того места где остановились. (фактические это выбор цвета из не непрерывного спектра).
      ещё использован енкодер со встроенной кнопкой при нажатии кнопки загоралса белый цвет (то есть все цвета на максимум), при повторном нажатии на кнопку лента выключалась. 
       ещё при подачи питания лента была выключена (но это не обязательно, это  для того, чтобы случайный скачок напряжения в доме не включил подсветку)
      (хочу повторить как на видео ток под ардуино, в видео еще использован пульт но я думаю это слишком жырно такое просить)
      Movie.WMV
    • Автор: Aven
      Появилась необходимость собрать устройство на базе Arduino, которое работает с SD картой.
      Так как работа от аккумулятора, нужно максимально снизить ток потребления.
      Возникла проблема, если отключить питание SD карты, чтобы уйти в сон, после его возобновления работа с картой уже невозможна, при попытке пере инициализировать все виснет.
      Вопрос, как лучше реализовать отключение SD карты?
    • Автор: carlogulliani
      Добрый день!
      Столкнулся с такой проблемой, пытаюсь взаимодействовать с чипом AFE4300 по SPI. В дотащите указано, что уровень сигнала 2 - 3 вольта. Подключаю к nrf51 (использует уровень 3.3 вольта), ресетю и пытаюсь прочитать дефолтное значение регистра (0x01C3), в итоге получаю 0xFFFF.
      Перепроверил на Arduino Mega 2560, где уровень сигнала 5 вольт (подключил напрямую без level shifter) и считал свои дефолтные значения. Попробовал также считать другие 4 регистра, все также отлично считалось.
      Вот теперь не пойму, в дотащите указано не верно или у меня что-то не то.
      Еще вопрос про согласовать уровней TXB0108. Пытался через нее прокинуть сигнал от nrf51 (3.3v) на afe4300. Питание А - 3.3в, каналы А к nrf51, питание Б 5в, каналы Б к afe4300, OE к 3.3в. Не завелось, даже анализатор говорит, что MOSI шлет 0xFF, вместо реальных данных. Земля везде общая.
      Правда есть оговорка, как данный уровень ко мне приехал я мог по ошибке запитать Б 3 вольтами, а А 5 вольтами. Но даташит на него говорит, что когда А > Б, это не повреждает чип, хотя А должно быть до 3.6 вольт. Еще мог OE подключить к 5 вольтам. В общем, могли ли мои неразумные операции вывести его из строя???
       
      Еще в даташите указано, что неиспользуемые каналы надо подключить либо к питанию, либо к земле. Это может влиять на то, что я сейчас получаю?
    • Автор: mefi73
      Эта статья является логическим продолжением  вот этой статьи про монохромный OLED дисплей. На этот раз мне в руки достался цветной OLED дисплей, разрешением 96*64 пикселя от магазина Banggood (ссылка на дисплей) Пока не забыл, на странице товара есть ссылка на архив с документацией на дисплей.
      Кроме того достаточно информации по дисплею встречается в сети, так же есть готовые библиотеки для нетерпеливых (от Adafruit, Seeed-Studio и конечно же монстр среди библиотек для дисплеев U8Glib). Я же покажу работу с дисплеем безо всяких библиотек, покажу в среде программирования ArduinoIDE, что бы было понятно новичкам (матерые программисты наверняка разберутся).
      Итак, дисплей может подключаться при помощи параллельных интерфейсов (6800, 8080) и последовательного интерфейса SPI. В модуле, который попал мне в руки, реализован SPI протокол.

      Распиновка слева-направо: 2 вывода для питания, SCL - предназначен для тактового сигнала, SDA - по этому входу в контроллер дисплея поступают данные, RES - предназначен для сброса дисплея, DC (data/command) - логический сигнал на этом входе сообщает дисплею что в данный момент передается, данные или команда (об этом чуть позже подробнее), CS - обычный chip select протокола SPI, низкий уровень на этом входе сообщает дисплею, что данные, поступающие по нему, предназначены именно для дисплея. Подробно вдаваться в суть протока SPI я не буду, стоит только уточнить, что дисплей работает в режиме SPI_MODE3 (CPOL=1, CPHA=1).
      Вас могут смутить обозначения SDA и SCL, ведь они применяются для обозначения выводов устройств, работающих по протоколу I2C, но всё на самом деле не так плохо. Поскольку по линии SDA идут данные от микроконтроллера к дисплею - он подключается к выводу MOSI микроконтроллера (D11 на ардуино). По SCL идут тактовые сигналы, а значит он подключается к выводу SCK микроконтроллера (D13 на ардуино).
      Для выводов RES, DC и CS можно выбрать любые выводы (у меня D10 для CS, D8 для DC и  D9 для RES). Библиотека SPI не будет управлять этими выводами, это придется делать вручную. Разберемся для чего нужен каждый из этих выводов.
      CS - самое простое, логический 0 говорит дисплею о том, что данные предназначены для него, логическая 1 - о том что передача данных завершена.
      RES - служит для сброса дисплея, для этого надо на некоторое время подать на этот вывод логический 0. Это необходимо сделать один раз в начале программы перед инициализацией дисплея.
      DC - логический 0, подаваемый на этот вывод, сообщает дисплею о том, что передаются команды, логическая 1 - передаются данные.
      На основании этого создаем две функции для отправки команды и данных соответственно. 
      #include <SPI.h> const int ss = 10; //slave select const int dc = 8; // data/command data=1 command=0 const int reset = 9; //oled reset=0 void oledCommand(uint8_t val) //общая функция отправки команды дисплею {   digitalWrite(ss, LOW); //slave select устанавливаем в 0, это активирует SPI   digitalWrite(dc, LOW); //DC равен 0, это значит что отправляется команда   SPI.transfer(val); //отправляем команду стандартной функцией библиотеки SPI   digitalWrite(ss, HIGH); //slave select устанавливаем в 1, это означает что работа с SPI завершена } void oledData(uint8_t val) //общая функция отправки данных дисплею {   digitalWrite(ss, LOW); //slave select устанавливаем в 0, это активирует SPI   digitalWrite(dc, HIGH); //DC равен 1, это значит что отправляются данные   SPI.transfer(val); //отправляем данные стандартной функцией библиотеки SPI   digitalWrite(ss, HIGH); //slave select устанавливаем в 1, это означает что работа с SPI завершена } void setup() {  pinMode(ss, OUTPUT);  pinMode(dc, OUTPUT);  pinMode(reset, OUTPUT);  SPI.begin();  SPI.setDataMode(SPI_MODE3);  oledInit(); } void setup() {  pinMode(ss, OUTPUT);  pinMode(dc, OUTPUT);  pinMode(reset, OUTPUT);  SPI.begin();  SPI.setDataMode(SPI_MODE3);  oledInit(); } Обратите внимание на функция oledInit() в предпоследней строке кода. Прежде чем дисплей сможет что-либо выводить на экран, его необходимо настроить (инициализировать). Для этого посылаем команды, приведенные в следующей диаграмме.

      init.PNG
      В программе это будет выглядеть так:
      void oledInit() //функция инициализации дисплея {   digitalWrite(reset, HIGH); //процедура сброса дисплея   delay(100);   digitalWrite(reset, LOW);   delay(100);   digitalWrite(reset, HIGH);   delay(100);   //процедура инициализации дисплея   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0xAE); //display OFF   SPI.transfer(0xA0); //remap & color depth setting   SPI.transfer(0x72);          //b01110010 расшифровка ниже   /*   b01 - 65k format, (00 -256 color, 10 - 65k color format 2)   1 - enable COM split odd even (0 - disable)   1 - scan COM95 to COM0 (0 - COM0 to COM95) отражение по короткой стороне   0 - disable left-right swaping (1 - enable swaping)   0 - RGB color (1 - BGR color)   1 - RAM column 0 to 95 (0 - 95 to 0)   0 - horizontal address increment (1 - vertical)   */   SPI.transfer(0xA1); //set display start line (0-63)   SPI.transfer(0x0);   SPI.transfer(0xA2); //set vertical offset (0-63)   SPI.transfer(0x0);   SPI.transfer(0xA4); //normal display (A5 - all pixel ON, A6 - all pixel OFF, A7 - inverse display)   SPI.transfer(0xA8); //set MUX ratio N+1 mux   SPI.transfer(0x3F); //default 0x3F   SPI.transfer(0xAD); //select internal Vcc supply   SPI.transfer(0x8E); //default 0x8E   SPI.transfer(0xB0); //set power saving mode   SPI.transfer(0x0B); //default 0x0B (disable power saving mode) 0X1A - enable   SPI.transfer(0xB1); //set reset, pre-charge period   SPI.transfer(0x31); //default 0x31   SPI.transfer(0xB3); //oscillator frequency   SPI.transfer(0xF0); //default 0xF0   SPI.transfer(0x8A); //set second pre-charge color A   SPI.transfer(0x64); //default 0x64   SPI.transfer(0x8B); //set second pre-charge color B   SPI.transfer(0x78); //default 0x78   SPI.transfer(0x8C); //set second pre-charge color C   SPI.transfer(0x64); //default 0x64   SPI.transfer(0xBB); //set pre-charge voltage level   SPI.transfer(0x3A); //default 0x3A   SPI.transfer(0xBE); //set COM deselect voltage level   SPI.transfer(0x3E); //default 0x3E   SPI.transfer(0x87); //set master current   SPI.transfer(0x06); //default 0x06   SPI.transfer(0x81); //set contrast for color A   SPI.transfer(0x91); //default 0x91   SPI.transfer(0x82); //set contrast for color B   SPI.transfer(0x50); //default 0x50   SPI.transfer(0x83); //set contrast for color C   SPI.transfer(0x7D); //default 0x7D   SPI.transfer(0xAF); //display ON, normal mode   digitalWrite(ss, HIGH); } Теперь дисплей готов к выводу изображения. Но стоит рассмотреть некоторые команды. В частности очень важны следующие строки:
      SPI.transfer(0xA0); //remap & color depth setting
      SPI.transfer(0x72); //b01110010 расшифровка ниже
      /* b01 - 65k format, (00 -256 color, 10 - 65k color format 2) - здесь мы выбираем в каком формате будут задаваться цвета и сколько цветов будет возможно использовать
      Поскольку выбираем 65 тысяч цветов, то значение цвета в один байт не поместится, только в два байта.
      1 - enable COM split odd even (0 - disable)
      1 - scan COM95 to COM0 (0 - COM0 to COM95) отражение по короткой стороне
      0 - disable left-right swaping (1 - enable swaping) 0 - RGB color (1 - BGR color) задаем привычный нам формат RGB
      1 - RAM column 0 to 95 (0 - 95 to 0)
      0 - horizontal address increment (1 - vertical) */ Выбираем как будут выводиться данные на дисплей, слева-направо сверху-вниз (привычный нам способ, потому что и пишем так и массивы задаем) или сверху-вниз слева-направо. Эти методы адресации рассмотрены в предыдущей статье, лишь отмечу что мы будем использовать горизонтальную адресацию.
      Поскольку для задания цвета у нас есть всего 2 байта, а формат RGB предполагает 3, то необходимо произвести преобразование. Для красного цвета отводятся первые 5 бит, затем 6 бит зеленого цвета, замыкают 5 бит синего, поэтому функцию преобразования цвета я назвал color565
       
       uint16_t c;   c = r >> 3;   c <<= 6;   c |= g >> 2;   c <<= 5;   c |= b >> 3;   return c;// получаем 16-битное значение цвета и возвращаем его } Поскольку данными необходимо передавать только цвет, то функцию передачи данных можно переделать в функцию передачи цвета, но 16-битное значение цвета необходимо будет разбить на два 8-битных и послать их одно за другим.
      void oledDataColor(uint16_t color) //измененная функция для отправки 16-битного значения цвета {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, HIGH);   SPI.transfer(color >> 8); //разбиваем 16-битное значение на 2 8-битных   SPI.transfer(color);   digitalWrite(ss, HIGH); } Теперь можно рисовать, и начну я с базового элемента любого растрового изображения - пикселя. Для отображения графических примитивов предусмотрены готовые функции, но не для пикселя и окружности, поэтому будем изобретать велосипед.
      Я упоминал про горизонтальную адресацию, команды и данные, и сейчас я свяжу это всё воедино и поведаю как вывести изображение на дисплей (но делать я этого конечно же не буду).
      Представим, что необходимо вывести изображение размером N на N пикселей, левый верхний угол изображения должен находиться в координатах х=X, у=Y. Для этого необходимо выбрать прямоугольную область на дисплее, а затем передать значения цвета пикселей по очереди обходя каждый пиксель изображения слева-направо сверху-вниз. Полученные дисплеем значения цвета так же будут выводиться слева-направо сверху-вниз в пределах выбранной области, и обход пикселей будет таким, как представлен на изображении ниже.

      Для выбора области на дисплее необходимо передать команду 0x15,значения Х и У левого верхнего угла области, затем команду 0x75 и значения Х и У правого нижнего угла области. Все эти значения передаются командами, то есть вывод DC подтянут к нулю. Затем подаем на DC логическую единицу и посылаем значения цвета каждого пикселя. Функции отправки команд, данных и цвета я уже привел. Далее необходимо включить фантазию и принять факт что один пиксель - это изображение состоящее из одного пикселя, и процедуру вывода изображения применить к одному единственному пикселю. В итоге получается вот такая функция:
      //функция задает цвет выбранной точке void oledPixel(uint8_t x, uint8_t y, uint16_t color) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x15);   SPI.transfer(x);   SPI.transfer(95);   SPI.transfer(0x75);   SPI.transfer(y);   SPI.transfer(63);   delay(1);   digitalWrite(dc, HIGH);   SPI.transfer(color >> 8);   SPI.transfer(color);   delay(1);   digitalWrite(ss, HIGH); } Далее пойдут уже готовые функции для вывода линии, прямоугольника и залитого прямоугольника. 
      //функция отрисовывает линию определенного цвета между двумя указанными координатами void oledLine (uint8_t x1, uint8_t y1, uint8_t x2, uint8_t y2, uint16_t color) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x21);   SPI.transfer(x1); //x start   SPI.transfer(y1); //Y start   SPI.transfer(x2); //X end   SPI.transfer(y2); //Y end   delay(1);   //здесь синтезированный в формат 565 цвет разбирается отбратно   //я понимаю что это костыль, но во первых для задания цвета необходимо использовать один аргумент вместо трех   //а во вторых, я использовал именно такой способ для общего понимания работы с цветом при работе с данным дисплеем   SPI.transfer((color >> 11) & 0x1F); //R color   SPI.transfer((color >> 5) & 0x3F); //G color   SPI.transfer(color & 0x1F); //B color   delay(1);   digitalWrite(ss, HIGH); } //функция рисует прямоугольник заданной высоты ширины и цвета, левый верхний угол прямоугольника задается первыми двумя аргументами void oledRect (uint8_t x, uint8_t y, uint8_t w, uint8_t h, uint16_t colorFrame) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x26); //настройка заливки прямоугольника   SPI.transfer(0x0); //отключаем заливку прямоугольника   SPI.transfer(0x22);   SPI.transfer(x); //x start   SPI.transfer(y); //Y start   SPI.transfer(x + w); //X end   SPI.transfer(y + h); //Y end   delay(1);   SPI.transfer((colorFrame >> 11) & 0x1F); //R color frame   SPI.transfer((colorFrame >> 5) & 0x3F); //G color   SPI.transfer(colorFrame & 0x1F); //B color   delay(10);   digitalWrite(ss, HIGH); } //то же самое, но прямоугольникк залит определенным цветом (6 аргумент задает цвет заливки) void oledRectFill (uint8_t x, uint8_t y, uint8_t w, uint8_t h, uint16_t colorFrame, uint16_t colorFill) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x26); //настройка заливки прямоугольника   SPI.transfer(0x1);  //включаем заливку прямоугольника   SPI.transfer(0x22);   SPI.transfer(x); //x start   SPI.transfer(y); //Y start   SPI.transfer(x + w); //X end   SPI.transfer(y + h); //Y end   delay(1);   SPI.transfer((colorFrame >> 11) & 0x1F); //R color frame   SPI.transfer((colorFrame >> 5) & 0x3F); //G color   SPI.transfer(colorFrame & 0x1F); //B color   SPI.transfer((colorFill >> 11) & 0x1F); //R color fill   SPI.transfer((colorFill >> 5) & 0x3F); //G color   SPI.transfer(colorFill & 0x1F); //B color   delay(10);   digitalWrite(ss, HIGH); } Так же предусмотрена функция очистки прямоугольной области дисплея и она же используется для очистки всего дисплея.
      void oledClear(uint8_t x1, uint8_t y1, uint8_t x2, uint8_t y2) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x25);   SPI.transfer(x1);   SPI.transfer(y1);   SPI.transfer(x2);   SPI.transfer(y2);   delay(1);   digitalWrite(ss, HIGH); } void oledClearAll() {   oledClear(0, 0, 95, 63); } И ещё команды скролинга дисплея. В них я глубоко не вникал, заставил картинку двигаться вертикально, но не смог заставить двигаться горизонтально. На том и хватит, я вряд ли буду использовать эти команды.
       
      //настройка скролинга дисплея void oledScrollSetup (uint8_t a, uint8_t b, uint8_t c, uint8_t d, uint8_t e) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x27);   SPI.transfer(a);   SPI.transfer(b);   SPI.transfer(c);   SPI.transfer(d);   SPI.transfer(e);   delay(1);   digitalWrite(ss, HIGH); } void oledScrollOn() {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x2F);   digitalWrite(ss, HIGH); } void oledScrollOff() {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x2E);   digitalWrite(ss, HIGH); } Приведу весь код "скетча".
      #include <SPI.h> const int ss = 10; //slave select const int dc = 8; // data/command data=1 command=0 const int reset = 9; //oled reset=0 void oledCommand(uint8_t val) //общая функция отправки команды дисплею {   digitalWrite(ss, LOW); //slave select устанавливаем в 0, это активирует SPI   digitalWrite(dc, LOW); //DC равен 0, это значит что отправляется команда   SPI.transfer(val); //отправляем команду стандартной функцией библиотеки SPI   digitalWrite(ss, HIGH); //slave select устанавливаем в 1, это означает что работа с SPI завершена } void oledData(uint8_t val) //общая функция отправки данных дисплею {   digitalWrite(ss, LOW); //slave select устанавливаем в 0, это активирует SPI   digitalWrite(dc, HIGH); //DC равен 1, это значит что отправляются данные   SPI.transfer(val); //отправляем данные стандартной функцией библиотеки SPI   digitalWrite(ss, HIGH); //slave select устанавливаем в 1, это означает что работа с SPI завершена } void oledDataColor(uint16_t color) //измененная функция для отправки 16-битного значения цвета {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, HIGH);   SPI.transfer(color >> 8); //разбиваем 16-битное значение на 2 8-битных   SPI.transfer(color);   digitalWrite(ss, HIGH); } void oledInit() //функция инициализации дисплея {   digitalWrite(reset, HIGH); //процедура сброса дисплея   delay(100);   digitalWrite(reset, LOW);   delay(100);   digitalWrite(reset, HIGH);   delay(100);   //процедура инициализации дисплея   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0xAE); //display OFF   SPI.transfer(0xA0); //remap & color depth setting   SPI.transfer(0x72);          //b01110010 расшифровка ниже   /*   b01 - 65k format, (00 -256 color, 10 - 65k color format 2)   1 - enable COM split odd even (0 - disable)   1 - scan COM95 to COM0 (0 - COM0 to COM95) отражение по короткой стороне   0 - disable left-right swaping (1 - enable swaping)   0 - RGB color (1 - BGR color)   1 - RAM column 0 to 95 (0 - 95 to 0)   0 - horizontal address increment (1 - vertical)   */   SPI.transfer(0xA1); //set display start line (0-63)   SPI.transfer(0x0);   SPI.transfer(0xA2); //set vertical offset (0-63)   SPI.transfer(0x0);   SPI.transfer(0xA4); //normal display (A5 - all pixel ON, A6 - all pixel OFF, A7 - inverse display)   SPI.transfer(0xA8); //set MUX ratio N+1 mux   SPI.transfer(0x3F); //default 0x3F   SPI.transfer(0xAD); //select internal Vcc supply   SPI.transfer(0x8E); //default 0x8E   SPI.transfer(0xB0); //set power saving mode   SPI.transfer(0x0B); //default 0x0B (disable power saving mode) 0X1A - enable   SPI.transfer(0xB1); //set reset, pre-charge period   SPI.transfer(0x31); //default 0x31   SPI.transfer(0xB3); //oscillator frequency   SPI.transfer(0xF0); //default 0xF0   SPI.transfer(0x8A); //set second pre-charge color A   SPI.transfer(0x64); //default 0x64   SPI.transfer(0x8B); //set second pre-charge color B   SPI.transfer(0x78); //default 0x78   SPI.transfer(0x8C); //set second pre-charge color C   SPI.transfer(0x64); //default 0x64   SPI.transfer(0xBB); //set pre-charge voltage level   SPI.transfer(0x3A); //default 0x3A   SPI.transfer(0xBE); //set COM deselect voltage level   SPI.transfer(0x3E); //default 0x3E   SPI.transfer(0x87); //set master current   SPI.transfer(0x06); //default 0x06   SPI.transfer(0x81); //set contrast for color A   SPI.transfer(0x91); //default 0x91   SPI.transfer(0x82); //set contrast for color B   SPI.transfer(0x50); //default 0x50   SPI.transfer(0x83); //set contrast for color C   SPI.transfer(0x7D); //default 0x7D   SPI.transfer(0xAF); //display ON, normal mode   digitalWrite(ss, HIGH); } uint16_t color565(uint8_t r, uint8_t g, uint8_t b) //функция преобразования цвета R8G8B8bit в формат R5G6B5bit {   uint16_t c;   c = r >> 3;   c <<= 6;   c |= g >> 2;   c <<= 5;   c |= b >> 3;   return c;// получаем 16-битное значение цвета и возвращаем его } //функция задает цвет выбранной точке void oledPixel(uint8_t x, uint8_t y, uint16_t color) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x15);   SPI.transfer(x);   SPI.transfer(95);   SPI.transfer(0x75);   SPI.transfer(y);   SPI.transfer(63);   delay(1);   digitalWrite(dc, HIGH);   SPI.transfer(color >> 8);   SPI.transfer(color);   delay(1);   digitalWrite(ss, HIGH); } void oledSetArea(uint8_t x, uint8_t y, uint8_t w, uint8_t h) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x15);   SPI.transfer(x);   SPI.transfer(y);   SPI.transfer(0x75);   SPI.transfer(x + w);   SPI.transfer(y + h);   delay(1);   digitalWrite(ss, HIGH); } //функция отрисовывает линию определенного цвета между двумя указанными координатами void oledLine (uint8_t x1, uint8_t y1, uint8_t x2, uint8_t y2, uint16_t color) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x21);   SPI.transfer(x1); //x start   SPI.transfer(y1); //Y start   SPI.transfer(x2); //X end   SPI.transfer(y2); //Y end   delay(1);   //здесь синтезированный в формат 565 цвет разбирается отбратно   //я понимаю что это костыль, но во первых для задания цвета необходимо использовать один аргумент вместо трех   //а во вторых, я использовал именно такой способ для общего понимания работы с цветом при работе с данным дисплеем   SPI.transfer((color >> 11) & 0x1F); //R color   SPI.transfer((color >> 5) & 0x3F); //G color   SPI.transfer(color & 0x1F); //B color   delay(1);   digitalWrite(ss, HIGH); } //функция рисует прямоугольник заданной высоты ширины и цвета, левый верхний угол прямоугольника задается первыми двумя аргументами void oledRect (uint8_t x, uint8_t y, uint8_t w, uint8_t h, uint16_t colorFrame) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x26); //настройка заливки прямоугольника   SPI.transfer(0x0); //отключаем заливку прямоугольника   SPI.transfer(0x22);   SPI.transfer(x); //x start   SPI.transfer(y); //Y start   SPI.transfer(x + w); //X end   SPI.transfer(y + h); //Y end   delay(1);   SPI.transfer((colorFrame >> 11) & 0x1F); //R color frame   SPI.transfer((colorFrame >> 5) & 0x3F); //G color   SPI.transfer(colorFrame & 0x1F); //B color   delay(10);   digitalWrite(ss, HIGH); } //то же самое, но прямоугольникк залит определенным цветом (6 аргумент задает цвет заливки) void oledRectFill (uint8_t x, uint8_t y, uint8_t w, uint8_t h, uint16_t colorFrame, uint16_t colorFill) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x26); //настройка заливки прямоугольника   SPI.transfer(0x1);  //включаем заливку прямоугольника   SPI.transfer(0x22);   SPI.transfer(x); //x start   SPI.transfer(y); //Y start   SPI.transfer(x + w); //X end   SPI.transfer(y + h); //Y end   delay(1);   SPI.transfer((colorFrame >> 11) & 0x1F); //R color frame   SPI.transfer((colorFrame >> 5) & 0x3F); //G color   SPI.transfer(colorFrame & 0x1F); //B color   SPI.transfer((colorFill >> 11) & 0x1F); //R color fill   SPI.transfer((colorFill >> 5) & 0x3F); //G color   SPI.transfer(colorFill & 0x1F); //B color   delay(10);   digitalWrite(ss, HIGH); } void oledClear(uint8_t x1, uint8_t y1, uint8_t x2, uint8_t y2) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x25);   SPI.transfer(x1);   SPI.transfer(y1);   SPI.transfer(x2);   SPI.transfer(y2);   delay(1);   digitalWrite(ss, HIGH); } void oledClearAll() {   oledClear(0, 0, 95, 63); } //настройка скролинга дисплея void oledScrollSetup (uint8_t a, uint8_t b, uint8_t c, uint8_t d, uint8_t e) {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x27);   SPI.transfer(a);   SPI.transfer(b);   SPI.transfer(c);   SPI.transfer(d);   SPI.transfer(e);   delay(1);   digitalWrite(ss, HIGH); } void oledScrollOn() {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x2F);   digitalWrite(ss, HIGH); } void oledScrollOff() {   digitalWrite(ss, LOW);   digitalWrite(dc, LOW);   SPI.transfer(0x2E);   digitalWrite(ss, HIGH); } void setup() {   pinMode(ss, OUTPUT);   pinMode(dc, OUTPUT);   pinMode(reset, OUTPUT);   SPI.begin();   SPI.setDataMode(SPI_MODE3);   oledInit();   oledClearAll();   randomSeed(millis); } void loop() {  oledClearAll();   oledPixel(10, 10, color565(255, 0, 0));   oledLine(45, 32, 40, 63, color565(0, 255, 0));   oledRectFill(60, 0, 10, 20, color565(0, 0, 255), color565(255, 255, 0));   oledRect(40, 0, 10, 20, color565(255, 255, 0));   int x = 20, y = 31, w = 10, h = 10;   oledSetArea(x, y, w, h);   for (int i = 0; i < (w*h); i++) {     oledDataColor(color565(random(0, 255), random(0, 255), random(0, 255)));   }      delay(5000); } Результат работы на фото (специально сдвинул экспозицию в минус): вывод точки, линии, залитого и пустого прямоугольника и массива из точек случайного цвета.

      Плюсы данного дисплея очевидны: малое потребление из-за отсутствия подсветки, малая толщина дисплея, большие углы обзора, ну и наконец он цветной. Чип SSD1331 позволяет обращаться к каждой точке напрямую ( в отличии от монохромного дисплея на чипе SSD1306), что намного упрощает работу с ним. Ну и библиотеки для этого дисплея уже написаны, а то я тут всё велосипеды изобретаю.
      P.S. В архиве скетч, библиотеки для ArduinoIDE и даташиты.
      SSD1331.rar
    • Автор: CasperReduct
      Заранее извиняюсь если вопрос для многих будет примитивным, но так как в радиотехнике 0  - прошу помощи.
      Итак: есть Arduino mini,  различные датчики, датчик MQ135(потребление ~150mA). Питание: к пинам +5,Gnd припаян Microusb для подключения зарядника от телефона (но также хочу дать возможность запитать от 3 батареек).
      вопрос:
      1. как сделать обвязку чтобы при подключении внешнего источника питания, питание от батареек не тратилось?
      2. MQ135 пишут везде нужно свое питание но если я запитаю от внешнего источника его и ардуино то никаких проблем не возникнет?
      3. надо датчик MQ135 включать периодически допустим раз в 10мин на 2 мин c помощю ардуино, какие элементы могут помочь в этом?(использовать реле мне кажеться как с ружья по воробьям)