Перейти к содержанию

Составление релейной схемы (управление двигателем)


crx

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте.

Задача: имеется двигатель постоянного тока 0.25 кВт, который по включению тумблера должен через определенное время передвинуть груз из крайне нижнего положения в крайне верхнее, обождать, и потом вернуть в крайне нижнее (направление движения меняется сменой полярности). После окончания двигать должен  остановиться, и не запускать цикл повторно. Груз и каретка, на которой он ходит имеют кнопки, которые нажимаются в крайних положениях. Для отсчета времени предполагается использовать реле времени. Двигатель питается от 24V аккумулятора. В качестве бонуса также ложны быть кнопки ручного движения вверх и вниз. Желательно не использовать реле с "памятью" (которых переключают из одного положения в другое при подаче тока, и потом не возвращаются в исходное) т. к. схема должна работать циклично: включил - передвинул - выключил - включил - перевдинул ...

Я совсем не знаком с электротехникой, и смутно помню что-то из школьного курса. Я попытался для начала нарисовать схему с реле на бумаге, но при попытке нарисовать схему в первом попавшемся онлайн редакторе (http://falstad.com/circuit/) словил кучу ошибок, основная из которых - это неправильная связка проводов, параллельная. От одного плюса у меня идет провод к основному выключателю, который который замыкает реле, и потом возвращается обратно к минусу, от этого же плюса идет второй провод, который при нажатии грузом кнопки, свидетельствующей о том, что груз достиг верхнего положения замыкает другое реле, и так далее описывается логика. Я фото схемы приложу, но пытаться разобраться в нем не советую ;) 

https://goo.gl/kMnNSw

Вопросы у меня следующие:

1) На каком принципе надо программировать такую логику? Если есть готовые схемы аналогичных устройств - как они называются и где их искать?

2) Какой-то компактный обучающий материал? Я не уверен, что столкнусь в жизни еще раз с такой задачей, но ее нужно решить.

3) Какой софт лучше использовать для проектирования? Желательно наличие реле времени и максимальная простота.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

алгоритм нужно уточнить

как я понял

1. включается тумблер(может лучше кнопка?)

2. идет выдержка времени(какая?)

3. включается движение вверх

4. доходит до верхнего концевого выключателя(они кстати есть?) и останавливается

5. идет выдержка времени(какая?)

6. включается движение вниз

7. доходит до нижнего концевого выключателя и схема выключается до следующего нажатия кнопки

все гениальное просто. чем проще тем надежнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, v1ct0r сказал:

1. включается тумблер(может лучше кнопка?)

2. идет выдержка времени(какая?)

3. включается движение вверх

4. доходит до верхнего концевого выключателя(они кстати есть?) и останавливается

5. идет выдержка времени(какая?)

6. включается движение вниз

7. доходит до нижнего концевого выключателя и схема выключается до следующего нажатия кнопки

Все верно. Тумблер, а не кнопка, чтобы можно было легко остановить передвижение, просто выключив его (не запланировано, но мало ли, может понадобиться). Выдержка - примерно 10 секунд, но это как раз решается относительно просто подборкой соответсвующего реле времени. В наличии никаких деталей пока нет, и саму реализацию концевиков я еще не знаю (механическая кнопка, датчик приближения), но на схему же это не влияет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Инженеры КОМПЭЛ провели сравнительное тестирование аккумуляторов EVE и Samsung популярного для бытовых и индустриальных применений типоразмера 18650. 

Для теста были выбраны аккумуляторы литий-никельмарганцевой системы: по два образца одного наименования каждого производителя – и протестированы на двух значениях тока разряда: 0,5 А и 2,5 А. Испытания проводились в нормальных условиях на электронной нагрузке EBD-USB от ZKEtech, а зарядка осуществлялась от лабораторного источника питания в режиме CC+CV в соответствии с рекомендациями в даташите на определенную модель. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

2 минуты назад, crx сказал:

Тумблер, а не кнопка, чтобы можно было легко остановить передвижение

для этого должна быть кнопка "СТОП", а тумблер должен использоваться для включения-выключения питания

5 минут назад, crx сказал:

примерно 10 секунд

одинаковые ли выдержки времени и от чего они зависят?

все гениальное просто. чем проще тем надежнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новый аккумулятор EVE серии PLM для GSM-трекеров, работающих в жёстких условиях (до -40°С)

Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре. 

Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств. Подробнее параметры и результаты тестов новой серии PLM по ссылке.

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

 

18 минут назад, v1ct0r сказал:

одинаковые ли выдержки времени и от чего они зависят?

Разные, зависят от того, что делается с грузом. Я видел аналогичное изделие, к сожалению всю схему посмотреть возможности не было (и не будет), там использовалась пара Omron h3y. Каждая для своего интервала.

 

18 минут назад, v1ct0r сказал:

для этого должна быть кнопка "СТОП", а тумблер должен использоваться для включения-выключения питания

Возможно это и более правильно, но я продумываю изделие так, как им будет удобно пользоваться. В любом случае будет переключатель между аккумулятором и основной цепью, который будет отключать питание/включать цепь/переключать аккумуляторы к зарядному устройству. Но об этом я не пишу, чтобы не усложнять задачу.

Изменено пользователем crx
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Литиевые батарейки и аккумуляторы от мирового лидера  EVE в Компэл

Компания Компэл, официальный дистрибьютор EVE Energy, бренда №1 по производству химических источников тока (ХИТ) в мире, предлагает продукцию EVE как со склада, так и под заказ. Компания EVE широко известна в странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии уже более 20 лет. Недавно EVE была объявлена поставщиком новых аккумуляторных элементов круглого формата для электрических моделей «нового класса» компании BMW.

Продукция EVE предназначена для самого широкого спектра применений – от бытового до промышленного. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

1 час назад, crx сказал:

зависят от того, что делается с грузом

так может лучше будет наличие датчика  "есть груз - нет груза"?

все гениальное просто. чем проще тем надежнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, v1ct0r сказал:

так может лучше будет наличие датчика  "есть груз - нет груза"?

Нет. Я описал логику. И задал более конкретные вопросы, относительно реализации самого алгоритма - как использовать реле, где рисовать схему, можно ли соединять реле параллельно. Это близко я языку программирования, но я не совсем понимаю, что можно использовать, а что работать не будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

рисовать схему можно где угодно. я предпочитаю на бумаге

соединять реле параллельно можно

о языке программирования для реле лично я никогда не слышал

все гениальное просто. чем проще тем надежнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Люблю такие задачи. Накидал схему, выходит 4 реле - 2 силовых и 2 вспомогательных. Ну и 2 реле времени, само собой. Выложу попозже.

"Я не знаю какой там коэффициент, я просто паять умею. "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какое у вас напряжение питания?

И остановка предполагается только в конечных точках или есть промежуточные?

Если только в конечных то можно ограничиться концевиками без реле времени.

Вот набросал без реле времени. Чуть что задержку легко добавить.

Скрытый текст

2.JPG.96d41acee2bc829b822d8861ae3ca2ed.JPG

2.spl7 Схема в сплане.

Также неплохо бы добавить плавный пуск двигателю, а то при пуске будет немного дергаться каретка. Что может пвредить грузу.

Изменено пользователем Hepo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня вот что получилось:

Скрытый текст

59fc1ebfa08dc_v2.thumb.GIF.1fb93b105bdd6e8bac2279588800a82c.GIF

Все концевики показаны в неактивном (ненажатом) состоянии.

Исходное состояние:
Груз внизу, концевик SQ2 разомкнут, можно запустить автоматический цикл SB2, либо двигать груз вверх кнопкой SB3.

При нажатии SB2 срабатывает реле цикла KV1 и встаёт на самопитание, одновременно подается питание на реле времени KT1, начинается отсчет выдержки.
По истечении выдержки, контакт KT1.1 реле времени замыкается, включается силовое реле KM1, на двигатель поступает питание, груз идёт вверх. При этом нижний концевик SQ2 освобождается и его контакт замыкается, подготавливая цепь для движения вниз.
По достижении верхнего положения концевик SQ1 переключается, разрывая цепь питания KM1 и двигатель останавливается.
Одновременно подается питание на реле времени KT2, начинается отсчет выдержки в верхем положении груза.

По истечении выдержки, контакт KT2.1 реле времени замыкается, включается реле KV2, оно встаёт на самопитание и, в свою очередь, включает силовое реле KM2, на двигатель поступает питание в другой полярности, груз идёт вниз.
Одновременно контакт реле KV2.1 разрывает цепь реле цикла.
По достижении нижнего положения груза SQ2 размыкается, двигатель останавливается и схема приходит в исходное состояние.

В любой момент работу можно прервать, нажав кнопку SB1. Контакт реле KV1.2 предотвращает автоматический возврат груза вниз в случае его ручного подъёма.

Явных косяков не вижу, но наверняка можно оптимизировать. Для желающих прицеплена схема в Splan`е.

 

автоматический подъемник_v2.spl7

Изменено пользователем Dr. West

"Я не знаю какой там коэффициент, я просто паять умею. "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Dr. West сказал:

Явных косяков не вижу

есть маленький :) косячок

кнопка стоп не остановит движения вниз, ее нужно перенести в общую цепь питания схемы

все гениальное просто. чем проще тем надежнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точно, и вверх тоже не остановит, проглядел. С другой стороны, подхвата при ручном перемещении нет, но для безопасности нужно перенести.

upd. Исправил и перезалил схему

Изменено пользователем Dr. West

"Я не знаю какой там коэффициент, я просто паять умею. "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часа назад, Hepo сказал:

Также неплохо бы добавить плавный пуск двигателю, а то при пуске будет немного дергаться каретка. Что может пвредить грузу.

Там двухступенчатый редуктор, 1 к 90 кажется, так что грузу ничего не грозит.

14 часа назад, Hepo сказал:

Вот набросал без реле времени. Чуть что задержку легко добавить.

 

12 часа назад, Dr. West сказал:

У меня вот что получилось

Спасибо огромное! Это именно то, что мне было нужно. У меня там правда еще ШИМ перед двигателем, чтобы можно было его скорость уменьшать, поэтому, как я понимаю, пускать ток по одной лини с ШИМ на реле неправильно, т. е. нужно делать отдельно линию на "управляющий алгоритм" и отдельно на сам движок. Но это уже не проблема. Я увидел во-первых, что можно делать "самозамыкающиеся" реле, т. е. после того, как на них изначально будет подан ток они замкнут дополнительный контакт, который также подаст на них ток, и они останутся в замкнутом состоянии, что важно для сохранения состояния, если это можно так назвать. Я и сам подозревал, что так можно, но теперь я понимаю, что это правильно. Во-вторых, я увидел как нормально рисовать схемы, обозначать реле и подписывать их, обозначать соединения проводов точками и тому подобное. 

Я еще подумаю по самой логике, что должно бы приоритетнее, автоматический цикл или ручное управление, но здается мне, что легче сделать так, чтобы автоматический цикл просто размыкал  контакты ручного управления, т. е. нажатие "вверх" и "вниз" при включенной автоматическом цикле вообще не будет работать. Мне теперь нужно выкроит вечер, я нарисую схему, и выложу для советов.

Еще раз спасибо!)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, crx сказал:

пускать ток по одной лини с ШИМ на реле неправильно,

Для реле это всеравно. главное чтобы напряжение совпадало. Т.е. напряжение питания должно быть равным номинальному напряжению катушек реле. И еще опционально можно поставить по диодику паралельно каждой катушке. Это так для феншуя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Питание двигателя  и схемы управления от одной цепи показано условно, обычно оно разделено, и даже может быть запитано вообще от разных источников.
На каждую схему ставят свой предохранитель (или автомат).
ШИМ в схему интегрируется легко, включается до контакторов, меняющих полярность. Помехи от ШИМа для обычных реле по барабану, а вот насчёт реле времени, (которые наверняка электронные), не уверен.

Разделение приоритетов управления усложнит схему, обычно просто ставится переключатель "Ручное - Автоматическое". Правда, для моего варианта потребуется искать на три пары контактов, либо ставить ещё одно реле.

"Я не знаю какой там коэффициент, я просто паять умею. "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вариант с реле времени. Единственно для отключения авто режима надо нажать кнопку Стоп. По другому не отключится. И во время работы авто, нажатие кнопок во время движения ни к чему ни приведет, а во время паузы позволяет досрочно запустить в обратную сторону.

Скрытый текст

2.JPG.6fc6a331fa942ddd3bccb03d761babdb.JPG

2.spl7

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Hepo сказал:

для отключения авто режима надо нажать кнопку Стоп

вот так не надо

 

 

 

циклВверхВниз.JPG

циклВверхВниз.spl7

Изменено пользователем v1ct0r

все гениальное просто. чем проще тем надежнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@v1ct0r  Почему? Что не правильно?

Как мне кажется проще нажать кнопку стоп для остановки, чем соображать включен у тебя тумблер и что произойдет когда ты отпустишь кнопку стоп.

Кнопка стоп останавливает каретку в любом случае и полностью.

Тогда не будет цикла. Т.е. одноразовое действие. и тогда зачем нужны задержки, проще будет просто нажать кнопку еще раз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Hepo сказал:

Тогда не будет цикла. Т.е. одноразовое действие.

такое условие в Тех.Зад.

В 02.11.2017 в 16:37, crx сказал:

Задача: имеется двигатель постоянного тока 0.25 кВт, который по включению тумблера должен через определенное время передвинуть груз из крайне нижнего положения в крайне верхнее, обождать, и потом вернуть в крайне нижнее (направление движения меняется сменой полярности). После окончания двигать должен  остановиться, и не запускать цикл повторно.

 

все гениальное просто. чем проще тем надежнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На основании примеров от @Hepo  и @Dr. West  нарисовал схему.

 

Автоматический цикл:

1) Тумблер запуска автоматического цикла также является переключателем, который блокирует кнопки "вверх" и "вниз". Т. е. запустив цикл они не будут работать. Что с моей точки зрения является и защитой от дурака.

2) При запуске срабатывает реле времени KT1, которое после задержки замыкает рабочую цепь, и двигатель начинает двигать каретку вверх.

3) При срабатывании концевика SC1 замыкается реле KM1.

4.1) Через KM1.1 реле KM1 остается замкнутым постоянно, до конца автоматического цикла.

4.2) KM1.2 замыкает реле времени KT2, которое в свою очередь после задержки  замыкает часть цепи для движения  каретки вниз.

4.3) KM1.3 и KM 1.4 меняют направление движения каретки.

5) В нижнем положении срабатывает концевик SC2, который размыкает цепь, в результате чего двигатель останавливается (при этом реле KM1 остается замкнутым)

*) Автоматический цикл работает как описано выше в случае, если каретка находится в любом положении, кроме верхнего. В этом случает KM1 будет замкнуто сразу, и движение вниз начнется не от задержки KT2, как этого следовало ожидать, а от большей задержки между KT1 и KT2. Такое поведение вполне допустимо.

 

Ручной движени вверх:

1) Нажатие кнопки "Up" замыкает реле KM2, и на двигатель подается напряжение через линию KM 2.1, двигатель незамедлительно начинает двигать каретку вверх .

2) При срабатывании концевика SC1, который срабатывает при нахождении каретки в верхнем положении замыкается реле KM1.

3) При этом реле KT1 и KT2 не срабатывают, а реле KM1 не остается в замкнутом состоянии, т. к. далее по цепи после KM1.1  срабатывает контакт на размыкание KM2.2.

*) При нахождении каретки сразу в верхнем положении концевик SC1 сразу будет в замкнутом состоянии, и цепь питания двигателя окажется в разомкнутом состоянии.

 

Ручное движение вниз:

1) При нажатии кнопки "Down" сразу замыкаются реле KM1 и KM3.

2) KM1 устанавливает движение двигателем каретки вниз.

2.2) KM3 через контакт KM3.1 замыкает цепь для движения двигателем каретки вниз.

2.3) KM3.2 также замыкает KM2, что подает питание на двигатель через KM2.1 и блокирует "самозамыкание" реле KM1 через размыкание контакта KM2.2.

*) Даже если каретка находится в верхнем положении, концевик SC1 не влияет на работу алгоритма, питание на KM1 и так подается через цепь с кнопкой "Down". В нижнем положении цепь размыкается с помощью концевика SC2.

**) При одновременном нажатии кнопок "Up" и "Down" каретка будет двигаться вниз, т. к. схема построена так, что по сути кнопка "Down" замыкает линию кнопки "Up". Такое поведение приемлемо.

 

relay2.jpg

Подскажите, все ли правильно? Особенно волнует момент при ручном нажатии чтобы не запитывались KT1 и KT2. Также, бывают ли концевики на размыкание, как SC2 в схему? Чтобы он при нажатом состоянии размыкал контакт, а при отжатом - замыкал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

с КМ1 полная лажа 

дальше не разбирался

@crx чего вы мудрите у вас есть две рабочие(с указанными доработками) схемы берите любую и дорабатывайте под свои хотелки (тумблер, ШИМ)

все гениальное просто. чем проще тем надежнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

55 минут назад, v1ct0r сказал:

он никогда не сработает, потому что на его катушку никогда не будет подано напряжение

 

1 час назад, crx сказал:

3) При срабатывании концевика SC1 замыкается реле KM1.

Я так предполагал. Или я ошибаюсь? Я же не сильно разбираюсь, если что-то не так - подскажите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...