Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Предлагаю в этой теме выкладывать описания интересных ламповых схем: переводные статьи, статьи из отечественных журналов и т.д. С оригиналами, ссылками на оригинальные статьи и источники.

Изменено пользователем Paulschen
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

«HIDOTRAC» - двухтактный усилитель Diego Nardi на лампах 2A3 класса «турбо А» («HIDOTRAC» - a turbo class A PP 2A3 amp by Diego Nardi), Sound Practices, Summer 1994

В возрасте 25 лет я получил квалификацию «профессионал ламповой радиоэлектроники» - необычное занятие для человека моего поколения. В настоящее время моя работа – это ремонт, модификация и разработка аудиотехники, а моя специальность, конечно же, ламповые усилители. В настоящее время, я - официальных сервис-техник компании Audio Note по японской и британской продукции на итальянском рынке.

Большую часть своего аудио-образования я получил, прослушивая и ремонтируя разнообразные современные и классические образцы аудиотехники, в том числе некоторые топовые модели Audio Note, с которыми мне посчастливилось время от времени работать. В настоящее время я имею домашнюю аудиосистему собственной разработки и изготовления на триодах без обратной связи. В этой статье я представляю интегральный двухтактный усилитель на триодах 2A3 (прим. переводчика – советский аналог 2С4С), который я создал в экспериментальных целях и который понравился мне настолько, что стал основным усилителем в моей системе.

Несмотря на довольно сложную схему - пять каскадов основного усиления плюс катодный повторитель в драйвере, два силовых трансформатора с пятью независимыми источниками питания - этот усилитель имеет скромные размеры и помещается в стандартном шасси 44×35 см.

Скрытый текст

Hidotrac.jpg.ee6c1d5831cd803b087b81efe7e37e4b.jpg

Этот прототип содержит всего несколько деталей от Audio Note (в том числе пару электролитических конденсаторов Black Gate, четыре межкаскадных бумаго-масляных конденсатора Jensen, и кусок серебряного межкаскадного AN-V кабеля) для придания «последних штрихов» звучанию. Однако, основными компонентами стали обычные стандартные радиоэлементы. Я сделал так для того, чтобы понять уровень качества, которого можно достичь без применения специальных супер-качественных/дорогих деталей.

Трансформаторы были изготовлены специально для этого усилителя. Выходные трансформаторы, изготовленные на сердечнике из пластин «двойное С» толщиной 0,1 мм, с намоткой аналогично трансформатору усилителя Уильямсона с 18 секциями обмотки, обеспечивают отличную полосу пропускания 16-155 000 Гц по уровню -3 dB при мощности 1 Вт и 25-45 000 Гц при полной мощности (на мощности в два «чистых» Вт по-прежнему доступна верхняя граница в 140 кГц) и малые потери. Весь усилитель построен вообще без использования обратных связей.

В этом усилителе применено несколько необычных технических решений. Первое заключается в том, что в качестве фазоинвертора используется межкаскадный трансформатор с низким входным сопротивлением (который также разделяет усилитель на две части). Слева от фазоинверсного трансформатора находятся СРПП и катодный повторитель с непосредственной связью между каскадами, которые образуют высоколинейный предварительный усилитель. Сочетание этих каскадов не только усиливает входной сигнал, но и обеспечивает низкое выходное сопротивление для возбуждения первичной обмотки трансформатора. Т.к. межкаскадный трансформатор имеет небольшую индуктивность, низкое выходное сопротивление драйвера необходимо для обеспечения хороших низких частот.

Использования фазоинверсного трансформатора - это та идея, которая легла в основу проекта. Для того, чтобы этот усилитель соответствовал всем предъявляемым к нему требованиям, он должен иметь трансформаторный фазоинвертор. Я хотел обойтись без электронных фазоинверторов с их типичными проблемами: несимметричное выходное сопротивление и несимметричные искажения.

Мой поставщик трансформаторов уже имел подходящий трансформатор в производстве, предназначенный для использования в сбалансированных линиях усилителей мощности. Из соображений экономии я решил попробовать серийный трансформатор, а не изготавливать его на заказ.

При разработке традиционных межкаскадных трансформаторов решающее значение имеет то, что они предназначены для работы именно в качестве выходных трансформаторов (обычно с повышающим коэффициентом) SE-каскадов, при этом первичная обмотка используется как их основная нагрузка, а вторичные обмотки нагружены на сетки выходных ламп. В этом случае анодный ток драйверных ламп проходит через первичную обмотку, а (это важное «а») сеточный ток выходных ламп - через вторичные обмотки. При этом входная емкость выходного каскада также предъявляет особые требования к драйверу.

Эти требования заключаются в:

  1. Высокой индуктивности первичной обмотки и сердечнике с зазором, из-за чего сердечник получается громоздким.
  2. Очень малой индуктивности рассеяния, чтобы не только получить хороший диапазон по высоким частотам, но и избежать самовозбуждения усилителя, что легко может произойти из-за входной емкости выходных ламп, если половинки вторичной обмотки имеют низкую связь.

Для достижения этих требований трансформатор должен быть громоздким и дорогим. Я же хотел что-то маленькое и дешевое!

Поэтому, несомненно, требуется другой подход. Я предпринял следующие шаги:

  1. Переместил трансформатор в ту точку, где он будет работать с низкоуровневыми сигналами (сотни милливольт, а не сотни вольт).
  2. Исключил протекание постоянного тока через трансформатор.
  3. Обеспечил низкое выходное сопротивление каскада, к которому подключается трансформатор.

Такой подход позволил мне использовать слегка модифицированную версию небольших трансформаторов усилителей мощности, упомянутую выше. Они весят в корпусе всего 150 грамм и имеют межвитковую емкость не более 2 uF. Моя схема их включения необычна тем, что трансформатор является нагрузкой катодного повторителя с параллельным каналом и имеет передаточное число 2,6:1 (отношение количества витков первичной обмотки к числу витков вторичной). Он напрямую подключен к сеткам каскада усилителя напряжения и, следовательно, играет роль очень малого сеточного резистора. Таким образом, усилитель напряжения «видит» сопротивление 30 Ом, а ступень предусилителя вообще не видит практически никакой нагрузки.

АЧХ и ФЧХ драйвера плоские в диапазоне от 20 Гц до 40 000 Гц, и имеют очень незначительные выбросы до 60 000 Гц, а затем снова плоские участки до более чем 200 000 Гц.

Каскад линейного усиления соединен с первичной обмоткой через конденсатор Solen. При этом образуется RLC-фильтр высоких частот второго порядка, который определяет главный полюс усилители на низкой частоте. Этот фильтр эффективно блокирует все инфразвуковые сигналы, которые могут добавить проблем на последующих этапах усиления. При этом Вы можете сдвинуть вниз границу воспроизведения низких частот, но лучше поберечь выходной каскад от напрасной траты энергии и бесполезного раскачивания НЧ-динамика при воспроизведении поврежденных записей. Этот усилитель не является электростанцией! Мы хотим использовать его чтобы играть музыку, а не искажения.

Глядя на схему справа от трансформатора, вы можете найти что-то вроде «двух с половиной» -каскадного PP-усилителя. Это балансный дифференциальный усилитель напряжения с RC-связью с двумя катодными повторителями, запитанными от двуполярного источника питания. Каждая из его половинок, в свою очередь, нагружена на выходные лампы.

Драйверы такого типа не очень часто используются в коммерческих Hi-Fi усилителях. Я видел их только в нескольких экзотических SE усилителях из Японии, в том числе в SE-усилителях Audio Note Japan. Драйвер на основе катодного повторителя исторически наиболее часто используется в двухтактных усилителях, в которых выходной каскад работает глубоко в классе AB2. Посмотрите на итальянский усилитель Geloso из середины 50-х (Рис. 1), который обеспечивает 100 W на паре 807х в классе AB2 или на схему усилителя Brook-10C из SP#2 (Рис. 2).

Скрытый текст

Geloso.thumb.jpg.0e657d960936885c1de16317d58c4519.jpg

Рис. 1 - Geloso G273-усилитель мощности, созданный миланской Geloso Company в 1957-1959 гг. Пример использования драйвера с катодным повторителем и непосредственной связью с выходным каскадом, работающим в классе AB2. Этот усилитель может обеспечить 100 Вт выходной мощности от пары 807. Хотя данная схема и предназначена для усиления мощности, она может быть использована в разработке респектабельного Hi-Fi усилителя.

2a3-201.thumb.jpg.c630bac5b5f6d3e7e39982d9fc45db67.jpg

Рис. 2 - схема усилителя Brook-10C

Самое странное в моем усилителе то, что он работает в классе А. Позвольте мне объяснить, почему я решил делать PP-усилитель в классе А. Я, в принципе, не согласен утверждением, что маломощный усилитель класса А не предназначен для работы в области с сеточными токами, для работы выходного каскада необходим только классический усилитель напряжения. Я утверждаю это, глядя на реальное поведение многих усилителей с использованием различных схем драйверов и фазоинверторов. Они отлично работают только до тех пор, пока выходные лампы не сильно загружены, но при малейшей перегрузке усилителя они просто теряют контроль над сеткой.

Более того, когда у вас триод на выходе, то из-за эффекта Миллера он имеет значительную входную емкость – 150 пФ или более, что вполне нормально для горячей 2А3. Триод с нагрузкой в аноде, или, в меньшей степени, SRPP-драйвер, как правило, характеризуются весьма малой скоростью нарастания сигнала и не самыми малыми искажениями, когда выходная лампа начинает работать с сеточными токами. Вы получаете легко перегружаемый медленный выходной каскад, время нарастания сигнала в котором много хуже возможностей ваших выходных ламп и трансформатора.

Производители обычно стараются применять для «ленивых» усилителей то, что они иногда называют «оптимальной» общей обратной связью, но на мой взгляд это лекарство хуже той болезни, которую оно пытается вылечить. Выходные лампы, которые волшебным образом начинают раскачивать динамики на частотах около 150 кГц - прекрасный пример того, что происходит, когда вы применяете ОС, чтобы ускорить безыдейный усилитель. Я должен был привнести в свой усилитель новые идеи.

Обратная связь может улучшить пропускную способность, однако она не гарантирует динамическую устойчивость, если усилитель имеет недостаточный скорость нарастания выходного напряжения внутри петли обратной связи. Проблема еще более усугубляется, если учесть, что скорость нарастания сигнала может значительно снизиться при внезапном снятии нагрузки. Именно это и происходит со многими усилителями, хорошие статические характеристики которых сводятся на нет плохим драйвером, которые «выдыхаются» при воспроизведении сложных музыкальных произведений.

Я считаю, что мы недооцениваем сложность раскачки сетки выходного каскада, что является одной из основных причин того, почему ламповый звук называют «теплым», «сладким», «мягким» и немного «с приглушенным басом». Это не единственная причина, но, к сожалению, одна из тех, которые я вижу.

Можно также рассмотреть ситуацию с выходными лампами. Два наиболее распространенных способа смещения выходных ламп - катодное автосмещение и фиксированное смещение - хорошо известны читателям этого журнала. Катодное смещение выглядит простым и безопасным, но в двухтактных усилителях этот способ имеет серьезные недостатки. Проблемы растут, если применяются прямонакальные лампы. В случае катодного автосмещения лампа сама определяет свою рабочую точку и, по моему опыту, мощные лампы справляются с этим не очень хорошо. Даже если использовать в каждом плече двухтактного усилителя отдельные резисторы, Вы все равно должны обеспечить возможность балансировки их постоянных токов. Иначе неважно, насколько тщательно Вы подбираете лампы в пары - Вы никогда не сделаете этого точно.

Конечно, оптимальное значение резистора для новой лампы будет изменяться из-за ее старения и уменьшения постоянного тока. Как вариант – использование схем смещения в стиле усилителя Уильямсона - сделать все резисторы регулируемые, но это не лучший выход для прямонакальных ламп.

Кроме того, катодное смещение неэффективно расходует срок службы выходных ламп. И еще существует проблема катодного конденсатора. Электролиты? Нет, катодное автосмещение - это не для меня.

Если всего вышеперечисленного недостаточно, то необходимо принять во внимание, что огромное количество энергии тратится на катодном резисторе впустую, особенно если выходные лампы работают с относительно высоким анодным током покоя или требуют высокого напряжения смещения. Например, если я использую для смещения в усилителе Hidotrac катодный резистор, то будет рассеиваться 2,7 Вт мощности для каждой лампы (при общей потребляемой мощности 10,8 Вт), т.е. на нагрев резисторов придется около 18% потребляемой мощности! Это как если бы вы прицепили к Вашему автомобилю пустой прицеп для того, чтобы увеличить потребление бензина на 18% при одной и той же средней скорости. На мой взгляд, не очень разумно.

Фиксированное смещение, получаемое от маломощного источника питания, упрощает установку рабочей точки и не требует никаких дополнительных деталей между катодом и землей (за исключением, возможно, небольшого резистора). Однако, источникам смещения обычно уделяют недостаточно внимания. Забудьте старую историю о том, что «от источников смещения никогда не потребуется дать существенный ток». Это не соответствует действительности! - особенно в усилителях, работающих с отсечкой. Если Вы запитываете сетки от слабого источника, что и в большинстве случаев и делают многие производители, то под реальной нагрузкой Вы получаете «плавающий ноль» на выходных лампах. В добавление к этому, большинство усилителей имеют выходной каскад, «раскачиваемый» драйвером с анодной нагрузкой или фазоинвертором, которые имеет недостаточную мощность. Это очевидные причины того, почему такие усилители звучит приглушенно и имеют плохую динамику.

Но если вы решили сделать более серьезный блок питания, вы можете также использовать его для чего-то более интересного. Итак, я сказал себе: «почему бы не сделать триодный усилитель класса А без обратных связей с драйвером, способным работать при наличии постоянных токов от выходного каскада?» Способ сделать это - использовать то, что наши предки использовали для раскачки ламп в классе AB2, - сочетание катодного повторителя с непосредственной связью и двуполярного источника питания. Это позволяет решить одновременно три проблемы, чего невозможно добиться никаким другим методом:

  1. Смещение на выходные лампы подается от регулируемых делителей напряжения, питаемых от сеток драйверов, где никогда не будет сколько-нибудь заметного тока сетки, в отличие от выходных каскадов. Это делает смещение стабильным в течение длительного времени.
  2. Выходные лампы «раскачиваются» сигналом с очень низкими искажениями, а их рабочая точка остается под строгим контролем вне зависимости от амплитуды сигнала, даже в условиях перегрузки.
  3. Благодаря низкому выходному сопротивлению (около 200 Ом в моем случае), скорость нарастания сигнала драйвера не снижается из-за входной емкости выходных ламп.
Скрытый текст

Hidotrac_1.jpg.a624b1587a5257955cc1c482a1f1b705.jpg

Схема усилителя HIDOTRAC

PartsList.thumb.jpg.980b137af34296445959d234c51e384b.jpg

В драйверах этого усилителя применяются лампы 6SN7 (прим. переводчика – советский аналог 6Н8С) с током 8 мА через каждую половинку. Китайские 2A3 работают в своем штатном режиме: анодное напряжение 250 В и ток покоя 60 мА через каждую лампу. Выходной каскад нагружен на эквивалентное сопротивление 3 200 Ом (анод-анод) при 8 Ом нагрузки. Коэффициент трансформации выходного трансформатора (первичная обмотка целиком к полной вторичной) составляет 20:1. В этих условиях от пары 2A3 ожидается мощность около 8 Вт, затем следует более или менее плавные переход к работе с отсечкой. И вот тут неожиданный сюрприз: несмотря на то, что при мощности в 7,5 Вт на частоте 1кГц КНИ составляет менее 3% с хорошим спектром (уровень 2-й гармоники -34,5 дБ, 3-ей -32,5 дБ, 4-ой -50 дБ, 5-ой -49 дБ, а остальных ниже -60 дБ), этот усилитель еще «имеет порох в пороховницах» и на мощности 14 Вт - КНИ составляет около 7%, при этом третья гармоника всего лишь на 6 дБ выше, чем вторая. Неплохо для «двухтактника», работающего в тяжелых условиях с сеточными токами, особенно если учесть, что уровень всех гармоник выше 5-й ниже -60дб!

Можно сказать, что усилитель работает в «классе «А2», «турбо-классе» или что-то вроде того. Он дает мощность, которую можно ожидать от класса AB1, но он обеспечивает линейность класса А до более чем половины мощности. Кроме того, Вы пользуетесь всеми преимуществами схемного решения драйвера, описанными выше.

Другие результаты лабораторных тестов также вполне удовлетворительны. Я уже упоминал мощность и полосу пропускания. Скорость нарастания сигнала 3 В/мс. Над этим усилителем можно издеваться практически как угодно, вплоть до короткого замыкания выхода и внезапного снятия КЗ, и при этом не будет наблюдаться никакой нестабильности.

Некоторые из Вас, возможно, опасаются, что срок службы выходных ламп будет сокращаться из-за такого рода действий, но я до сих пор не видел никаких доказательств этого. Усилитель работает уже почти 2 000 часов, часто выключается по два или три раза в день, а лампы 2A3 по-прежнему как новые. Я периодически проверял их ток покоя, но с тех пор, так как я установил его после первых 100 часов работы, у меня не было причин его корректировать.

Звук этого усилителя интересен тем, что полностью отличается от ожидаемого. Его звук совсем не медленный и мягкий, а жесткий и живой, с которым не сравнится ни один пентод или лучевой тетрод, которые я слушал до сих пор. Он приближается к именитым и очень дорогим SE-усилителям, таким как Audio Note Neiro Silver который находился у меня дома в течение некоторого времени.

Усилитель Hidotrac удивительным образом раскачивал требующие большой ток 84 дБ динамики, которые «вызвали серьезную головную боль» у больших твердотельных усилителей! На мой взгляд, этот усилитель можно уверенно рекомендовать как интегральный усилитель для достаточно чувствительных колонок – 90 дБ или лучше.

Скрытый текст

«HIDOTRAC» - a turbo class A PP 2A3 amp by Diego Nardi

At the tender age of 25, I am privileged to qualify as a «tube electronics professional», an unusual occupation for a member of my generation. At the moment, my job is repairing, designing, and modifying audio gear, my specialty being tube amplification, of course. Presently, I am the official service technician for Audio Note Japan end UK products in the Italian market.

Much of my audio education comes from working on and listening to a wide variety of contemporary and classic equipment, including some top of the line Audio Note products which I have been fortunate enough to live with from time to time. At present, my home system is powered by self-designed, home-bred, no-feedback triode amplification. What I'm introducing to you here is a line integrated, 2A3 based push-pull amp that I built for purposes of experimentation and which I liked enough to retain as the main amplifier in my system.

Despite its rather complicated structure - five stages in the main circuit plus a cathode follower tape out, two power transformers for five independent power supplies - this amplifier is no big thing and a standard 44x35 cm chassis is enough to contain it all.

This prototype contains a few fine components I secured from Audio Note including a couple of small Black Gate electrolytics, four Jensen paper-in-oil coupling caps, and piece of AN-V silver interconnect to give the final touch to sound quality. For the most part, however, components were standard industrial grade items. I wanted to so what kind of performance I could obtain without relying on special ultra high grade/expensive parts.

Transformers were made by the transformer supplier specifically for this amp. The outputs are fine special alloy 0,1 mm lamination, double-C cores, a Williamson-like 18 section winding, yielding an excellent, 16-155,000 Hz response between -3 dB points at 1 W and a 25-45,000 Hz full power bandwidth (with two clean Watts still available at 140,000 Hz) and modest losses. All of this with no feedback at all.

There are a couple of technical solution, that are quite unusual, at least for the way they're used. The first one is that phase in version is obtained by means of a low impedance interstage transformer (also (cored) splitting the amp into two parts. At the left of the phase splitter transformer, a SRPP/cathode follower direct coupled stage acts as a very linear line amplifier. This driver combination not only amplifies the incoming signal but it also provides a nice low, impedance source to drive the transformer primary. Because the interstage transformer is a low inductance unit, a low impedance driver is necessary for good LF response.

The use of a transformer for phase inversion is the point from which the whole project originated. Whatever this amp was all about, it had to have a transformer phase inverter. I wanted to do without electronic phase splitters with their problems of non-symmetrical output impedance and non-symmetrical distortion.

My transformer supplier already had a suitable unit in current production, intended for use in balanced lines in PA equipment. For reasons of economy, I decided to give what was available a try rather than having a custom made unit produced.

Design of traditional interstage transformers is critical in that they are meant to work exactly as output transformers, using their primary as a load for a single ended stage and their secondary feeding the output tube grids, usually with a step-up ratio. With this arrangement, the plate current of the driver tube passes through tie primary and (this is a big "and") the grid current of the output tubes passes trough the secondary. The input capacitance of the output stage also poses a challenge to the driver.

These requirements call for

  1. High primary inductance and gapped core, therefore lots of turns on a big core.
  2. Extremely low leakage reactance, not only to get good HF performance but also to avoid oscillations that can easily occur due to the output tubes, input capacitance if the two halves of the secondary are not very tightly coupled.

Getting reasonable performance from such a transformer would require something big and expensive. I wanted something small and cheap!

A different approach was obviously needed. I took the following steps:

  1. Moved the transformer to a point where it has to work at a low level (hundreds of millivolts not hundreds of volts).
  2. No DC through the transformer.
  3. Made provisions for a constant low impedance point within the amp to install the transformer.

This approach allowed me to specify a slightly modified version of the tiny PA unit mentioned above. It weighs only 150 grams potted and it is no bigger than a 2 uF coupling cap. My arrangement is unusual in that the tranny is driven by a cathode follower with parallel feed and it has a 2,6:1 step down ratio (input to either output). It is directly connected to the grids of the voltage amplifier stage and therefore acts as a very low value grid leak resistor. This way, the VA stage sees a 30 ohm impedance and the line stage sees virtually no load at all.

Response of the driver stage is flat and in phase from 20 Hz to 40,000 Hz, some very slight ripple to 60,000 Hz, and then flat and in phase again out to over 200,000 Hz.

The line stage is coupled with the primary through a Solen capacitor. This, type of coupling results in a second order RLC series high pass filter which provides the amplifiers main pole at low frequency. This arrangement effectively stops any subsonic signals that might bother the subsequent stages. You might get more very low frequency phase shift with this arrangement, but you'll save your output stage from wasting energy swinging your woofer back and forth while you're playing a warped records. This amp is not a power plant! You want to use its power to play music, not record warps.

Looking at the schematic, to the right of the transformer you find something like a "two and the half" stage amp which is push-pull throughout. There is a balanced differential voltage amplifier, RC coupled to two cathode followers hanging on to a dual power supply. Each of them is turn feeds an output tube.

This type of driver is not very frequently used in commercial hi-fi amps. I saw it in several exotic single-ended designs from Japan including the Audio Note Japan SE amps. The cathode follower driver historically was most often used in push-pull amps in which the output stage was deeply biased in Class AB2. Have a look at the Brook 10C schematic from SP#2 or the mid-50's Geloso PA amp from Italy (Fig. 1) which pulled 100 W out of a pair of AB2 807s.

The strange thing with my amp is that it is Class A. Let me explain my reasons for driving a Class A PP amp this way. Basically, I disagree with the thinking that because a low power Class A amp is not intended to run into the grid current region, only a textbook voltage amplifier is needed to drive the output stage. I base my position on looking at the actual behavior of many amplifiers using many different driver/inverter circuits. They work fine when the output tubes are not driven hard, but they simply lose control of the grid when the amp is stressed in the slightest degree.

Moreover, when you have a triode at the output, its input capacitance due to Miller effect is very considerable — 150 pF or even more is quite normal in a hot 2A3. A plate loaded triode or, to a lesser extent, an SRPP driver will generally show quite poor slew-rate performance and somewhat high distortion with such a load, well before the output tube begins drawing grid current. What you get is a loosely controlled, slow output stage whose rise time is very much below the capability of your output tubes and transformer.

Manufacturers usually try to make up for lazy open-loop rise times by applying what they sometimes call an "optimum" amount of overall feedback, but in my opinion this remedy is worse than the disease it attempts to cure. Output tubes that mysteriously blow up due to 150 KHz oscillations into speaker loads are a fine example of what happens when you go for feedback to speed up uninspired amplifiers. I have had to fix quite a few so far in my shop.

Feedback can improve bandwidth but it does not guarantee dynamic stability when the amp has inadequate slew rate within the feedback loop. The problem is further aggravated when you consider that the slew rate of the stage can be considerably impaired if the load is suddenly charged. This is precisely what happens to many amplifiers of apparently good static performance cursed with driver stages that run out of steam when reproducing musical peaks.

I believe that underestimating the difficulty of driving the grid of a power tube is one of the main reasons why tube gear is famous for sounding «warm», «sweet», «mellow» and a bit «loose on the bass». Not the only reason, but a sadly overlooked one as far as I can see.

One can also consider the situation from the point of view of the output tubes. The two most common methods of biasing output tubes - cathode bias and fixed bias - are well known to readers of this magazine. Cathode bias looks simple and safe but this approach has serious drawbacks in push pull amps. The problems grow when the tubes are directly heated. In cathode bias schemes, the tube is left to itself to determine its idle operating point and in my experience a power tube is no good judge of its proper operating conditions. Even if separate resistors are provided for each push pull tube, you still have to provide a means for balancing the standing currents. Otherwise, no matter how carefully you match the tubes, you'll never get it right.

Of course, the optimal resistor value for a fresh tube won't be right as the tube ages and the standing current decreases. It is possible to implement a Williamson-style resistor array to make everything adjustable but this is not very suitable for directly heated tubes. Also, cathode bias exploits the useful life of the output tubes less efficiently. And then there's the problem of cathode bias caps. Electrolytics? No, cathode bias is not for me.

As if the above weren't enough, you must also bear in mind that a vast amount of power is wasted in cathode bias, especially when output tubes run at relatively high standing plate current or when high bias voltage is required. For example, if I cathode biased the Hidotrac, cathode resistor dissipation would be 2,7 W per tube (10,8 W total) thrown away heating the resistors about 18% of the total plate input power! It is as if you attached an empty trailer to the back of your car with the only purpose of increasing the gas consumption by 18% for the same average speed. Not very sensible in my opinion.

Fixed bias, obtained from a small power supply, makes it easy to set the standing current and requires no strange components from cathode to ground (except maybe a small resistor). However, the way bias supplies are usually made is far from satisfactory. Forget the old story that «bias supplies will never have to provide any considerable current». This is strikingly untrue! —-especially as the amp is driven toward clipping. If you feed a grid from a poor power supply, as manufacturers of fixed bias amps nearly always do, you get poor control of the output tubes' «zero» point under dynamic conditions. Added to the fact that most amps have their output stage driven by a plate loaded driver stage or phase inverter which has limited authority to force the grids to obey its orders, there are obvious reasons why such gear sounds muffled and dynamically asleep.

But if you decide to make a more serious bias supply, you might as well use it to do something more interesting. So I said to myself: «Why not make a Class A, all-triode, no-feedback amp with a driver stage capable of gripping the output stage all the way to DC?» The way to do this is to use what our ancestors used to drive their AB2 units — a nice tough directly-coupled cathode follower pair hanging on to dual dedicated power supply rails. This does three things at one time that no other method can achieve:

  1. It biases the output tubes by means of adjustable voltage dividers that feed the grids of the drivers, which will never draw any appreciable grid current, unlike the outputs. This makes for very stable bias long term.
  2. It drives the output tubes with very low distortion and keeps them under strict control regardless of signal amplitude, even well into overload.
  3. Thanks to its low output impedance (around 200 ohms in my unit), the slew rate performance of this driver is not impaired by the input capacitance of the output tubes.

The driven in this amp are 6SN7s with about 8 mA through each section. The 2A3s (Chinese) are run quite normally: plate voltage is 250 V when the standing current is set to 60 mA per tube. The plate-to-plate load is 3200 ohms with an 8 ohm load. ОТ ratio is 20:1 full primary to full secondary. Under these conditions, a pair of 2A3s is expected to put out approx. 8 W, then more or less gracefully slide into clipping. But here comes the surprise: while the THD at 7.5 W out @ l KHz is still below 3% with a good spectrum (2nd at -34,5 dB, 3rd at -32.5 dB, 4th at -50, 5th at -49, and the rest below -60) this amp has the steam to go much further and only gives up at around 14 W. THD at 14 W is around 7% but the third harmonic is only 6 dB higher than the second. Not bad for a push-pull being driven really hard into grid current, especially when you consider that all harmonics higher than the 5th are still below -60 dB!

This class of operation might well be called «Class A2» or «Turbo Class A» or something like that. It yields a power output similar to that gained from Class AB1, but it offers true Class A linearity up to more than half-power. In addition, you have all of the advantages of the particular driver structure used, as described above.

The other lab performances are all satisfactory. I already mentioned power bandwidth. Slew rate is 3 V/uS. This amp can stand virtually any abuse without instability — including shorting the output at fall power, then suddenly opening it.

Some of you might fear that the life of output tubes will be shortened by this kind of operation, but I have seen no evidence of this so far. The unit has been working nearly 2000 hours, often switched off and on two or three times a day, and the original 2A3s are as new. I periodically check the idle current but, since I set it after an initial 100 hour run-in, I've never had to correct it.

The sound of this amplifier is interesting in that it is completely different from what is normally expected. It is anything but slow and soft, having a tough and live feel which is unmatched by any pentode/beam tetrode amp I have tried so far. The performance approaches excellent and very expensive single ended units like the Audio Note Neiro Silver I recently had at home for some time.

The Hidotrac turned in surprising results driving current-eating 84 dB speakers that have caused serious headaches for big solid state amplifiers! In my opinion, this amplifier can be confidently recommended as a full range amplifier driving reasonably efficient speakers — say 90dB or better.

 

The author can provide the interstage transformers specified in this article for $64 /pr. + $10 Airmail post. Contact:

Diego Nardi Via Volterra 12 20146 Milano M1 Italy

 

Изменено пользователем Paulschen
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20% скидка на весь каталог электронных компонентов в ТМ Электроникс!

Акция "Лето ближе - цены ниже", успей сделать выгодные покупки!

Плюс весь апрель действует скидка 10% по промокоду APREL24 + 15% кэшбэк и бесплатная доставка!

Перейти на страницу акции

Реклама: ООО ТМ ЭЛЕКТРОНИКС, ИНН: 7806548420, info@tmelectronics.ru, +7(812)4094849

3CX300A1 Single Stereo amplifier

Скрытый текст

Перевод с португальского. Источник - http://www.novacon.com.br/audiosva5.htm 

После Expo ’97 г-н Кобаяси решил, что должен мастерски создать усилитель на этих новых лампах. Так или иначе, он уже знал, что их звуковая сигнатура соперничает с качеством звука известных WE300B у японских аудиофилов. В то же время компания «SUN-TEC», которая представляла интересы «Светланы» в Японии, просила Кобаяши выполнить усилитель простым объемным монтажом в пределах возможностей начинающих радиолюбителей, чтобы популяризировать эту новую лампу. Ответ был мгновенным. Нет ничего проще, чем использование SE-компонентов, которые легко приобрести. Статья была опубликована в журнале японского MJ Audio Technology в сентябре 1999 года. Таким образом, усилитель SE 2x15 Вт стал весьма доступным для пользователей и монтажников, так как имел конечную стоимость 300 долларов. Звуковой результат превзошел все ожидания: во-первых, 30 Вт выходной мощности более чем достаточно для любого дома, а во-вторых, даже для начинающих достаточно двух дней, чтобы завершить его монтаж. В результате звук триода этого усилителя являет собой что-то экстраординарное, потому что он равносилен усилителю PP на 2A3.

Скрытый текст

3CX300-SE.jpg.f9bdc906662411cfa2e5b8eb5bc3179a.jpg

Усилитель в сборе

В драйвере данного усилителя используется лампа 12AX7/ECC83: первый триод усиливает сигнал, а второй используется как катодный повторитель. Непосредственная связь между каскадами применена для получения минимального фазового сдвига, а катодный повторитель - для возбуждения выходной лампы источником с низким импедансом для получения лучшей стабильности и характеристик усилителя на высоких частотах. С целью экономии времени я решил использовать типовые схемы включения ламп и воспользоваться хорошо зарекомендовавшей себя схемой каскада с UV-801. Для обеспечения оптимальных характеристик усилителя на протяжении всего времени его работы используется частотно-независимая ООС глубиной 16 дБ.

На самом деле данная ООС не нужна, поскольку используемые триоды уникальны, и схема обеспечивает низкие искажения. Использование пентодов в конце концов всегда сопровождается «обманом» для улучшения параметров устройства (ультралинейные схемы включения, ОС в катоде, ОС в цепи сетки и т.д.) Триоды же имеют низкое внутреннее сопротивление, что устраняет проблемы изменения реактивного сопротивления с изменением частоты сигнала. Эта лампа - очередная ступень в развитии триодов, которая решает практически все проблемы, связанные с типичным для триодов низким коэффициентом усиления, такие как:

  • крутизна характеристики, недоступная в других типах ламп, которая выше, чем обычных пентодов,
  • возможность использования высоких напряжений в схемах без проблемы сокращения срока службы лампы,
  • ненужность использования ООС, поскольку лампа обеспечивает сравнимое с пентодами усиление без внесения дополнительных искажений.

Обратите внимание, что все остальные схемы, представленные в этой статье, уже не имеют какой-либо ООС. Обратите внимание, что при всей своей простоте представленная здесь схема конкурирует с 6550 и обеспечивает еще более динамичный звук и еще более низкие аудиоискажения, несмотря на компактность, долговечность и большую надежность используемых 3CX300A1. И это все - при той же конечной цене.

Скрытый текст

3CX300-SE-shematic.jpg.18c5ac21a9d144cb0a4edac5ed3e4e1d.jpg

Схема усилителя (один канал)

3CX300-SE-PS.jpg.4a4354c3c2abcbca5d3707baac3a8cdb.jpg

Схема источника питания. Эта же схема с незначительными изменениями используется в версии PP Monoblock.

На наш взгляд, лучшее на сегодня решения.

Некоторые экспериментальные идеи были переданы Эриком Бальбором (Eric Balbour), и используемые компоненты рассчитаны на хорошую долговечность. Мощность усилителя была ограничена 15 Вт на канал, чтобы избежать увеличения анодного напряжения и, в конце концов, негативных последствий, вызванных увеличением тепла, которое будет выделяться на деталях усилителя.

Источник питания выполнен по довольно обычной схеме. Для выпрямления и фильтрации напряжения накала лампы 12AX7 используется стабилизатор 7812. Этот же стабилизатор был использован для питания большого вентилятора, используемого в компьютерах. Этот вентилятор устанавливается в нижней части шасси и используется для охлаждения ребер радиатора 3CX300A1. Силовой трансформатор может обеспечить силу тока 200 мА для источника анодного напряжения, что является достаточным для работы ламп. Два напряжения -55 В используются для фиксированного смещения сеток выходных ламп.

Ниже также предложена схема расположения компонентов на шасси и советы по сборке.

Скрытый текст

3CX300-SE-Montage.jpg.0b7ec36f1ae49a0ba730f41e0f785b84.jpg

3CX300-SE-Montage-1.jpg.cff8c8ffe04119d75d358ebd40de552a.jpg

Расположение основных компонентов на шасси. Размеры шасси: 400 x 250 мм: Высота 60мм.

3CX300-SE-PS-Montage.jpg.6a8973966589aba8388e235cdf4816cb.jpg

Расположение компонентов источника питания на печатной плате.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Организация питания на основе надежных литиевых аккумуляторов EVE и микросхем азиатского производства

Качественное и безопасное устройство, работающее от аккумулятора, должно учитывать его физические и химические свойства, профили заряда и разряда, их изменение во времени и под влиянием различных условий, таких как температура и ток нагрузки. Мы расскажем о литий-ионных аккумуляторных батареях EVE и нескольких решениях от различных китайских компаний, рекомендуемых для разработок приложений с использованием этих АКБ. Представленные в статье китайские аналоги помогут заменить продукцию западных брендов с оптимизацией цены без потери качества. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

30W Push-Pull 3CX300A1 Monoblock

Скрытый текст

Перевод с португальского - источник http://www.novacon.com.br/audiosva5.htm

Статья также опубликована в журнале «AudioXpress» в январе 2001 года (скан в конце поста)

Информация об усилителе была в дайджесте журнала РадиоХобби в феврале 2001 года 

5b632373ef49b_PP3cx300_(AudioXpress_2001_1).thumb.jpg.2b0d3fd4aaeee07b53a637827d5a5302.jpg

Эта схема была естественным продолжением предыдущей. Как только вышла статья с ее описанием, компания Plitron, которая уже выпускала трансформатор источника питания для предыдущей модели, попросила Кобаяши построить версию PP с использованием своих трансформаторов. Это был "конечный" продукт.

Скрытый текст

3CX300-PP.jpg.baa50877a7fffa27c594a1d747f388dc.jpg

Эта статья была опубликована в журнале «AudioXpress» в январе 2001 года. Описываемый в ней усилитель, выполненный как всегда с необыкновенной простотой Кобаяси, очевидно, наследует начальные параметры описанного выше проекта, ранее опубликованного в «MJ Áudio Technology». В этой схеме чувствуется влияние усилителя Вильямсона (Williamson) и ультралинейного усилителя Хафлера и Короеса (David Hafler, Herbert Keroes), разаботанного в 1952 году и добавляющего в него некоторые актуальные изыски. В усилителе также применяются некоторые решения, используемые в LEAK и Mullard.

В усилителе-моноблоке Кобаяси используется входной каскад дифференциального типа с непосредственной связью со следующим каскадом, который может быть адаптирован как для использования с симметричным входом, так и в качестве фозоинвертирующего каскада типа «длиныый хвост» (long tail), аналогичного используемым в LEAK и Mullard.

В этой схеме используется двухкаскадный драйвер с непосредственной связью. В первом каскаде используется триод с высоким µ типа 12AX7, а во втором - триод со средним µ типа 6Н1П, по своим характеристикам приближающийся к триодам типа ECC88/6DJ8. В драйверном каскаде PP-усилителя необходимо выровнять сигналы обоих плеч, и для этого используется NPN транзистор 2SC1815, общий для катодов ламп первой ступени усиления, который также подавляет ООС. Вся система усилитель/драйвер/фазоинвертор обеспечивает переменное напряжение 84V между сетками выходных каскадов, что означает работу усилителя в классе А1, аналогично описанному ранее SE-усилителю. Учитывая низкий уровень искажений в схеме PP, отсутствие четных гармоник в сигнале, мы решили, что вся схема будет иметь нулевую ОС.

Скрытый текст

3CX300-PP-Shematic.jpg.85f48264a0453402e565d259dfdaf663.jpg

Схема усилителя

Примечание: так же, как и в предыдущей, в этой схеме катодные резисторы 1 Ом используются для контроля тока ламп путем измерения на них напряжения. С их помощью также устанавливается баланс токов выходных ламп.

Скрытый текст

В таблицах 1, 2 и 3 представлены:

  1. Сравнение каскадов на 12AX7, работающих в качестве дифференциального усилителя для двух различных напряжений
  2. Сравнительные результаты каскадов на лампах 6Н1П и 6FQ7, используемых в качестве катодных повторителей. По результатам сравнения выбрана лампа 6Н1П как имеющая меньшее выходное сопротивление и больший коэффициент усиления в каскаде.
  3. Список деталей, применяемых в усилителе

3CX300-PP-Table1.jpg.1cf7d91e76b88db37d252a46bbc8854f.jpg3CX300-PP-Table2.jpg.ed9a8295e4f7b20e6bce215e04b60e35.jpg

3CX300-PP-Table3.jpg.9e8341b89e91f2abf590e50091b90890.jpg

Выходной трансформатор должен иметь на первичной обмотке приведенное сопротивление 2 кОм. Plitron PAT 4008 дает нам точно 1,98 кОм при работе на нагрузку 8 Ом, что идеально для наших целей.

Скрытый текст

Plitron1.thumb.png.26aa68dad19d3ff5cf4428f2366131f3.pngPlitron2.thumb.png.98c0e7fa7746ce29d79edc14027940d4.png

Источник питания построен на основе используемого для предыдущей схемы, но использует другой трансформатор с другим стабилизатором 7820, а нити накала запитаны напрямую от сети ПЕРЕМЕННОГО тока, который выпрямляется только для питания вентилятора, теперь смонтированого на базе шасси. В схеме теперь используется электронный дроссель, на основе MOSFET IRFPC40 с подстройкой выходного напряжения 450 В. По своей конструкции трансформаторы аналогичны трансформаторам Менно ван дер Вина (Menno Van der Veen). Конденсаторы 100 мкФ (47+47) x 500 В могут быть заменены двумя последовательно соединенными конденсаторами 200 мкФ x 350 В, к каждому из которых параллельно подключен с резистор 470 Ом х 2 Вт.

Скрытый текст

3CX300-PP-PS.jpg.150ecf368a9694df2b8a2ca784aef452.jpg

Схема блока питания

3CX300-PP-ED.jpg.02d7d08b8b667f2e3d17eef0b45ac286.jpg3CX300-PP-ED-Shematic.jpg.dc440befabad280482f284c94b84ae89.jpg

Модуль электронного дросселя: MOSFET IRFPC40, три стабилитрона на напряжение не менее 150 В и связанные с ними компоненты.

Ниже представлены варианты расположения компонентов и общая конструкция шасси. Обратите внимание, что электронный дроссель состоит из MOSFET IRFPC40 и трех стабилитронов 150 В.

Скрытый текст

3CX300-PP-Montage1.jpg.df6e4a0a90794eca5eb0652851f3e37d.jpg3CX300-PP-Montage2.png.d26cb6b9e8f291067014e0e107d639ab.png

Размеры шасси: 400 мм х 200 мм, высота 60мм.

3CX300-PP-Montage3.png.5f585e54d5cbb9e7cbd3c7a92b08b0fa.png

Монтаж вентилятора в нижней части шасси.

Панельки 3CX300A1 монтируются на шасси способом, аналогичном применяемому в предыдущем проекте, с суб-шасси, расположенном для вентиляции несколько ниже основного. Это также обеспечивает вентиляцию 12AX7 и 6Н1П. Квадратные защитные кожухи выходных ламп выполнены из листовой нержавеющей стали и крепятся непосредственно на шасси. Для крепления суб-шасси используются небольшие стойки из нержавеющей стали. Схемы приведены на рисунках ниже.

Скрытый текст

3CX300-PP-Montage5.png.047eb631d597f618f69f0a71366944eb.png3CX300-PP-Montage4.png.8bd4eb71107d3fc1ba80bb6bb69a5b6c.png

Детали крепления ламп и защитных/вентиляционных кожухов из нержавеющей стали.

Звук второго усилителя Кобаяши чистый и четкий. Частотная полоса достигает 100 кГц при выходной мощности до 10 Вт.

Искажения без использования обратной связи не превышают 0,3% на мощности не более 1 Вт; 1,3-1,5% на мощности до 10 Вт и достигают 5% при отсечке на мощности около 36 Вт!

Скрытый текст

3CX300-PP1.thumb.jpg.203a6c996d2455c735e94b11bc476e6d.jpg3CX300-PP2.thumb.jpg.72fcc849e3e6ea00c26b9c0299c4e49d.jpg

 

3CX300-PP3.thumb.jpg.70163a2ace03a2c92007c0ad04cf2484.jpg3CX300-PP4.thumb.jpg.40cd245ece7f251560c1d3469a47f075.jpg

 

3CX300-PP5.thumb.jpg.feccaf3598bab86e836a0d818de64d13.jpg3CX300-PP6.jpg.bb9171ed4b8f11a5a358a1fd8ab1f8ed.jpg

 

3CX300-PP7.thumb.jpg.15b880c9e03b973d41ae946e7772da20.jpg3CX300-PP8.thumb.jpg.2bb7cecb1947c9a0cdea89d9f87f65a2.jpg

 

3CX300-PP9.thumb.jpg.c86b3e0daa0dddbda8e2400ff1023286.jpg

 

Изменено пользователем Paulschen
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Инженеры КОМПЭЛ провели сравнительное тестирование аккумуляторов EVE и Samsung популярного для бытовых и индустриальных применений типоразмера 18650. 

Для теста были выбраны аккумуляторы литий-никельмарганцевой системы: по два образца одного наименования каждого производителя – и протестированы на двух значениях тока разряда: 0,5 А и 2,5 А. Испытания проводились в нормальных условиях на электронной нагрузке EBD-USB от ZKEtech, а зарядка осуществлялась от лабораторного источника питания в режиме CC+CV в соответствии с рекомендациями в даташите на определенную модель. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Push-Pull 3CX300A1 Amplifier 30-280W “The Beast”

Скрытый текст

Перевод с португальского - оригинал http://www.novacon.com.br/audiosva6.htm

Роберт Даниляк (Robert Danielak) был уполномочен компанией «Светлана» разработать усилитель, который показал бы все лучшие качества новых ламп. В результате этой работы появился интересный проект, довольно сильно отличающийся от обычных. Описания двух усилителей, о которых мы Вам расскажем, были опубликованы в бюллетенях «Светлана» для показа возможностей новых ламп.

Скрытый текст

Beast.jpg.e4aea0852e59179e603e65ef418a7f36.jpg

Шасси усилителя «The Beast». Размеры 30 x 23 мм. Мы видим воздуховоды EIMAC, которые были описаны и использованы в SE Сатору Кобаяши.

В первой версии схемы была начата работа по созданию усилителя с учетом характеристик лампы 3CX00A1, не связанных с другими компонентами.

Первым делом Даниляк спроектировал выходной каскад с трансформатором и источник питания, поскольку от них зависит выходная мощность усилителя. Усилитель, как мы увидим далее, работает в классе AB и не имеет изломов в анодной характеристике, что необходимо для настоящего Hi-Fi. График зависимости коэффициента нелинейных искажений от выходной мощности имеет очень плавный изгиб. Выходной каскад усилителя может обеспечить как мощность в 30 Вт, и любую другую до 280 Вт без каких-либо изменений схемы кроме изменения анодного тока и напряжения, напряжения смещения сеток ламп выходного каскада шаге вывода, охлаждения выходных ламп и мощности выходного трансформатора. Все элементы схемы остаются неизменными. Схема усилителя похожа на «моноблок» Кобаяси с дифференциальным входным каскадом, но с лампой 6BM8 (6Ф3П) вместо 6Н1П. В качестве дросселей 90 Гн х 25 мА используются балласты люминесцентных ламп по 25 Вт. К сожалению, в настоящее время, приобрести их достаточно тяжело из-за перехода на электронные балласты. Однако до сих пор из можно найти в некоторых местах. Другой вариант заключается в использовании трансформаторов на 220 В для 50-ваттных галогенных ламп.

Скрытый текст

Beast_Shematic.jpg.7d009cf59c3fd1fed98a1266b0e2589a.jpg

Схема усилителя "The Beast"

Beast_PS.jpg.e197c6bb78e08ee259ca2a9f4f89d6c4.jpg

Схема блока питания усилителя

Когда создавался «The Beast» мы предложили только «скромные» 100 Вт. Для достижения этой мощности достаточно напряжения источника питания в 660 В. Такое напряжение выбрано для того, чтобы получить доступный в настоящий момент силовой трансформатор. Для него мы разработали внешний источник питания, схема которого значительно упрощается в случае применения полупроводников.

С выходным трансформатором, имеющим приведенное сопротивление первичной обмотки 1,9 кОм, мы можем получить выходную мощность как 200 Вт (при напряжении источника питания 850 В), так и 280 Вт, но уже при использовании анодного напряжения «всего лишь» 1000 В. Для этого необходимо заменить только силовой анодный трансформатор. Из-за высоких напряжений, используемых в этих усилителях, они кроме защиты пользователей требуют особого обслуживания и условий эксплуатации, и не рекомендуются для создания или использования в домашних условиях.

Почему бы не увеличить выходную мощность за границы 280 или 300 Вт?

Ответ прост: в продаже отсутствуют доступные трансформаторы. Кроме того, для диапазона мощности до 280 Вт, известен только один трансформатор с приведенным сопротивлением первичной обмотки 1,9 кОм - Hammond 1650WA 280W. Весит около 7 кг.

Увеличение напряжения смещения до 150 В повышает выходную мощность 100-ваттного усилителя до 200 Вт, а подача более 150 В превращает его в 280-ваттный. Заманчивый вариант, но переделка должна быть сделана очень аккуратно и тщательно, чтобы предотвратить возможность возникновения несчастных случаев.

Скрытый текст

OPT_1650.jpg.7e39f701bf8c807501c3c84282911a89.jpgOPT_1650_1.jpg.8a5b8c6113343b20fff9185e0c68cdfc.jpgOPT_1650_2.jpg

Выбор выходного трансформатора:

  • Hammond 280W:1650WA для двух моноблоков
  • Вариант для 120W: 1650TA для стереоварианта

PST_270HX.jpgPST_270HX_1.jpg

Силовой трансформатор (Т1)

PST166.jpg

Трансформаторы Т2, Т4 и Т5

PST166_1.jpg

Трансформатор Т3

PST166_3.jpgPST166_2.jpg

Трансформатор Т2-Т5

 

PSD_193.jpgPSD_193_1.jpgPSD_193_2.jpg

Дроссель L1

Изменено пользователем Paulschen
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Литиевые аккумуляторы EVE Energy и решения для управления перезаряжаемыми источниками тока (материалы вебинара)

Опубликованы материалы вебинара Компэл, посвященного литиевым аккумуляторам EVE Energy и решениям для управления перезаряжаемыми источниками тока.

На вебинаре мы представили информацию не только по линейкам аккумуляторной продукции EVE, но и по решениям для управления ею, что поможет рассмотреть эти ХИТ в качестве дополнительной альтернативы для уже выпускающихся изделий. Также рассмотрели нюансы работы с производителем и сервисы, предоставляемые Компэл по данной продукции. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Push-Pull 3CX300A1 Stereo Amplifier пониженной сложности общей мощностью 200W.

Скрытый текст

Перевод с португальского - оригинал http://www.novacon.com.br/audiosva6.htm

Эта схема стереофонического усилителя Роберт Даниляка использует те же лампы, что и предыдущая, однако является результатом ее «укрощения» и попытки создать что-то более домашнее. Она адаптирована для домашнего использования. Этот усилитель способен обеспечить мощность 100 Вт на канал. Он гораздо проще, чем предыдущий, и не требует какой-либо настройки. В основе создания данной схемы лежат особенности конструкции лампы 3CX300A1, благодаря которым разброс характеристик ламп в пределах спецификации очень мал, что обеспечивает постоянство результата для разных реализаций схемы. Источником вдохновения для этой схемы послужил популярный усилитель Stereo Dynaco 35, но в результате получился усилитель, равный паре профессиональных Dynaco 120. Эта скромная схема обеспечивает впечатляющий результат.

Скрытый текст

200Wt-Shematic.thumb.jpg.718db6b1d968ce559f142f99e89cab91.jpg

Схема усилителя

200Wt-PS.thumb.jpg.c05912e0fbb64a2fbc2d0d44be51a3ca.jpg

Схема блока питания

Выходные трансформаторы:

  • Hammond 280W: 1650WA
  • Вариант для 120W: 1650TA для модуля стерео

Данные на трансформаторы - см.предыдущий пост

Скрытый текст

PST.jpg.428129e6238f95ed7450bad803e7b735.jpg

Силовой трансформатор

FS1.jpg.d408736e3a3d64d18ebb5640de428e21.jpg

Трансформатор накала усилителя

FT.jpg.6b699015fab3fb9b1b3a3b25444d9a5b.jpg

Трансформатор накала кенотронов

Dr.jpg.2769f6081d4ca81c55746a8c44993904.jpg

Дроссель блока питания

 

"Домашний" PP-усилитель на лампах 3CX300A1

Скрытый текст

Перевод с португальского - оригинал http://www.novacon.com.br/audiosva6.htm

Речь идет о простой компиляции опыта построения предыдущих усилителей. При создании данной схемы мы стремились к упрощению монтажа и ориентировались на сферу домашнего применения. Мы используем парафазный фазоинвертор с непосредственной связью со следующим каскадом и анодный повторитель с «длинным хвостом». Несмотря на то, что используемая схема фазоинвертора не нравится некоторым теоретикам, она обеспечивает необходимое смещение фазы, а его разбалансировка происходит только на высоких частотах, после 20 000 Гц, что выходит за границы слышимого диапазона.

Следовательно, данная схема вполне может быть использована в нашем проекте. Я помню, что знаменитый, любимый и уважаемый QUAD использует то же решение с пентодами! Она подходит нам по качеству и, кроме того, оптимальный баланс в нашей схеме обеспечивается высокой крутизной используемых выходных триодов. Сравнивая нашу схему с используемым в PP Кобаяси катодным повторителем, в нашем случае необходимо отметить полное отсутствие «транзисторного» звука, в то время как схема Кобаяси при тех же недостатках фазоинвертора обладает меньшим коэффициентом усиления.

Схема усилителя

Скрытый текст

3CX300-Shematic.jpg.aa94c310585bc61964462162f29c773d.jpg

Схема усилителя

3CX300-PS.png.9317a8d8938a24623f42867c5adc838a.png

Схема блока питания

Источник питания сделан максимально простым. Несмотря на использование мостового выпрямителя на полупроводниковых диодах, в схеме используется демпферный диод 6Д22С, которые обеспечивает «мягкий старт» усилителя и подачу высокого напряжения на лампы только после их разогрева. Одновременно он играет роль «демпфера» при фильтрации, что «смягчает» броски тока. Добавочная обмотка на 60 В обеспечивает отрицательное напряжение смещения для сеток выходных ламп.

Так как в продаже отсутствуют согласованные пары 3CX300A1, мы используем для балансировки токов ламп наушники, как описывает Кобаяши в своей статье. Он использует генератор меандра с частотой 100 Гц. Движки резисторов регулировки напряжения смещения устанавливают таким образом, чтобы громкость слышимого в динамиках звука была минимальной. Эту настройку необходимо проводить не менее чем через 30 минут после включения усилителя для его прогрева и полной стабилизации цепей.

Традиционный метод настройки заключается в том, что входные клеммы усилителя соединяются накоротко, а затем поворотом движков переменных резисторов источника напряжения смещения -50 В с помощью вольтметра на одном из катодных резисторов 1 Ом выходного каскада устанавливают напряжение 120 мВ. Затем, вращая движок другого переменного резистора, добиваются нулевого напряжения между анодами выходных ламп. Усилитель настроен.

Скрытый текст

3CX300-Montage.png.4f83acc565f90d3efba9c4d76234b0fa.png

3CX300-Montage1.png.f74be95ff090c714459f6df233a79cc7.png

Шасси 200 мм x 470 мм

Далее приведены данные о трансформаторах и катушках индуктивности, используемых в предлагаемом нами прототипе. Предназначены для их изготовления в домашней мастерской заинтересованными в создании описываемого усилителя.

Выходной трансформатор

Большим преимуществом использования триодов в выходных каскадах является их низкое внутреннее сопротивление, что способствует упрощению конструкция выходного трансформатора за счет меньшей критичности к распределённой емкости обмоток. Наш дизайн прост и является оптимальным для данной схемы. Мы используем ферросиликатное железо хорошего качества. Для того, чтобы гарантировать хорошие аудиорезультаты, обеспечить баланс и упрощение конструкции, обмотки секционированы на две части.

Скрытый текст

OPT.png.c56a2c5820ef6d7739b028bb6f446d02.png

Выходной трансформатор - TS100-C

Давайте рассмотрим конструкцию.

Сердечник:

  • Тип пластин: EI - 38 мм или (EI - 0150/156):
  • Размеры пластин: E = 114 (114.50) X 76 (76,20); I = 114 (114.50) X19 (19:05).
  • Площадь окна: 1083mm² (1088.70mm²)
  • Сердечник: текстурированное ферросиликатное железо, пластины 0.25-0.3 мм.
  • Толщина набора: 66 мм.

Обмотки:

  1. Первичная обмотка: 1580 витков (2000 Ом) провода № 28 0,08 мм². Всего 126,4 мм².
  2. Вторичные обмотки: 100 витков (8 Ом) 71 витков (4 Ом) провода № 25 0,16 мм². Всего 16 мм².

OPT1.png.17e784949b6b1602c989cdf6ae1e9f8b.png

Силовой трансформатор

Конструкция силового трансформатора является абсолютно обычной, и будем использовать пластины prete, чтобы свести к минимуму затраты на производство.

Скрытый текст

PST.png.10dd8ef58aa4271c70500e6a241dc1f4.png

Силовой трансформатор - TFS360

Давайте рассмотрим конструкцию.

Сердечник:

  • Тип пластин: EI - 38 мм или (EI - 0150/156).
  • Размеры пластин: E = 114 (114.50) X 76 (76,20); I = 114 (114.50) X19 (19:05) мм.
  • Площадь окна: 1083 мм² (1088.70 мм²)
  • Сердечник: углеродистая сталь с неориентированными зернами, пластины 0.25-0.3 мм.
  • Толщина набора: 81 мм.

Обмотки:

  • Первичная обмотка: 110+110 В - 286+286 витков провода №22 0,33 мм²; 17 В - 44 витка провода №20 0,52 мм². Всего = 188,76 мм² + 22.88 мм² 211,64 мм².
  • Электростатический экран: медная фольга 0,02 мм 1 сторона открыта и изолирована. Всего 3,04 мм2.
  • Вторичные обмотки: 360 В - 940 витков провода №26 0,13 мм²; 60 В - 157 витков провода №38 0,0079 мм²; 6,3 В - 17 витков провода №13 2,63 мм². Всего 122,2 мм² + 1,24  мм² + 44,71  мм² = 168,15 мм².

PST1.png.3754887a2d55d3aaf40650211de33d5d.png

Дроссель фильтра

Нет ничего проще, чем дроссель фильтра. Это обмотка на катушке. Для сердечника также будем использовать обычную углеродистая сталь, а число витков определяется требуемой индуктивностью.

Скрытый текст

Dr.png.d5db244fb4398507cacdabab6f27d789.png

Дроссель фильтра питания - C10H=180

Давайте рассмотрим конструкцию.

Сердечник:

  • Тип пластин: EI - 0125/127.
  • Размеры пластин: E = 95,25 X 63,50; I= 95,25 X 16,88 мм.
  • Площадь окна: 759,52 мм².
  • Сердечник: углеродистая сталь с неориентированными зернами, пластины 0.25-0.3 мм.
  • Толщина набора: 40 мм.

Обмотки:

  • Обмотка: 1973 витков провода №26 0,13 мм². Всего 256,49 мм².

Dr1.png.1650e06639c357e3fcc75bc7f2ca69b7.png

 

Изменено пользователем Paulschen
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Литиевые батарейки и аккумуляторы от мирового лидера  EVE в Компэл

Компания Компэл, официальный дистрибьютор EVE Energy, бренда №1 по производству химических источников тока (ХИТ) в мире, предлагает продукцию EVE как со склада, так и под заказ. Компания EVE широко известна в странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии уже более 20 лет. Недавно EVE была объявлена поставщиком новых аккумуляторных элементов круглого формата для электрических моделей «нового класса» компании BMW.

Продукция EVE предназначена для самого широкого спектра применений – от бытового до промышленного. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

4 часа назад, Paulschen сказал:

Предлагаю в этой теме выкладывать описания интересных ламповых схем: переводные статьи, статьи из отечественных журналов и т.д. С оригиналами, ссылками на оригинальные статьи и источники.

Может лучше ограничится ссылками на сайты где Вы всё это надёргали? Кому надо почитают.. Ей богу тошнит прокручивать эти " простыни" .....:wacko:

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение. (Альберт Эйнштейн.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, тимвал сказал:

Может лучше ограничится ссылками на сайты где Вы всё это надёргали

Ссылки на оригиналы во всех постах есть. Вот на русский они нигде еще не переводились. Но если Вам удобно читать на португальском... А что касается "простыней", то все они убраны под спойлеры.

Информации по усилителям на такой уникальной лампе, как ГМ-5Б (она же 3CX300A1, она же RB300-CX) на русском тоже практически нет. Из того, что мне удалось найти - только статья Д.Андронникова "Сказание о том, как добры молодцы RB300-3CX в усилителе мощности применили" в "Вестнике АРА", небольшая ветка на Датагоре "Небольшой увесилитель на ГМ5Б" и статья на "Радиолюбителе" ГМ-5БV2

 

Изменено пользователем Paulschen
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И в чём нам ценность инфы про 3СХ300А1, если мы не португальцы, Вы подумали?  

И вообще стоило бы воспользоваться поиском и глянуть что на протяжении 12 ЛЕТ интересовало посетителей форума прежде чем публиковать "неведому зверушку" ИМХО...

У нас даже усилители на 6с33с  никакого "успеха" не имеют, хотя это не ахти какая редкая лампа, а Вы  вытащили на свет какой то модуляторный триод из спец техники и думаете все кинутся его осваивать?  Блин ну я тогда испанский лётчик...:wacko:

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение. (Альберт Эйнштейн.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, тимвал сказал:

И в чём нам ценность инфы про 3СХ300А1, если мы не португальцы, Вы подумали? 

Тимвал, я могу выложить очередную "простыню" про ГМ-5Б, но очень переживаю за съеденный Вами завтрак. Поэтому просто посмотрите тут или тут

9 часов назад, тимвал сказал:

...вытащили на свет какой то модуляторный триод из спец техники и думаете все кинутся его осваивать?...

Нет, не думаю.

Многим достаточно собрать один неплохой усилитель "не вдаваясь в подробности" и на этом успокоиться. И им нужны инструкции вида "делай раз, делай два".

Кто-то ищет как сделать конфетку из г...рязи и палок "того что есть".

А еще есть люди, которые хотят создать что-то свое. Они ищут интересные решения и хотят понять, почему создатель той или иной схемы сделал так, а не иначе. Чего он хотел добиться и что получил в результате. Уверен, что в большинстве своем они прекрасно могут разобраться в схемах безо всяких описаний. Но также уверен в том, что читать эти статьи им будет интереснее чем просто искать схемы.

Изменено пользователем Paulschen
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Paulschen,вроде  вы не нарушаете правил форума и выборки ваши интересны.Пишите,как и писали,с переводом под спойлером,интересантам это сэкономит время на поиски.Но следует иметь ввиду,что правила форума предусматривают вотчину на публикации ,их стиль и.т.п.,и.т.д.,именно модерации и...без объяснения причин того или иного действия администрации так,что просмотрите еще раз правила (творчески ,учитывая *отзыв  мод.-тимвал-* ) и сделайте вывод,правильно ли выбрали форум для этой интересной темы.).

Изменено пользователем kotosob
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

учитывая *отзыв  мод.-тимвал  - модератор не оставляет отзвов. Он предупреждает, правит и наказывает. Отзывы, мнения и прочее, оставляют пользователи. Поэтому, далеко не всё, написанное модератором надо воспринимать, как "глас администрации". Намного чаще мы пишем от лица рядового пользователя. Каковыми модераторы и яаляются большую часть времени.

Гуглите и обрящете!

No one is perfect.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Сообщения

    • Занятное чтиво, считай "мультиметр своими руками". Не ну а что, были же советские конструкции на кр572пв2) Прецизионные резисторы и В1-12 где-то валяются... Осталось выкрутиться с коммутацией) Чешется иногда.
    • Похоже так, не кто и не подскажет, что это за микруха... 
    • Я извиняю кто тут флудил ! ??  были удаленны другие коменты! , я не поливал не кого грязью, а если вы так считаете напишите жалобу на меня и пусть модератор мне предъявит за нарушение/ за оскорбления и флуд . И касаемо "вчера сделал" после комента пользователя fessit вспомнил и проверил и все получилось (с ножной напутал тут диод нужен) и также коменты colorad, и Aviator88 всем спасибо. Все работает как надо чего тут выкладывать мне всего-то обычный диод и всё. А что касаемо ваших и подобных коментов это и есть флуд. Устроили охоту на инакомыслящих мол  посмел такой сякой задать вопрос  на техническом форуме о переделки платы зарядки акумов  в светодиодный драйвер какой ужас !!   Поражаюсь блин с таких придираться к словам, и при этом не зная как переделать сразу начинают парировать ошибками автора в тексте запятые, и случайно перепутанные Амперы с мА (Хотя понятно о чем идет речь, но и за это уцепились ) это любимый метод когда по делу толком  нечего сказать, а за изварат и нестандартный подход подколоть что бы ну даже не хочу писать.... А все выпадки мол эта платка не для этого итд... ну что тут сказать не надо ограничивать себя мол что подумают или оно якобы не будет работать,название не то... сделал проверил работает! замечательно! и плевать! зачем покупать, ждать если уже есть под рукой то что тебе нужно!!! и искусственно загонять себя в рамки блин отказываться использовать тпешку только потому что указанно применение для зарядки лития  инакомыслие, богохульство, бред, "гениальная идея" итд ну дело ваше я не заставляю насильно переделывать. Странно что на тех форуме это вызывает такие вопросы где казалось бы нормально: починить переделать что-то итд. Странные представление что изврат, а что нет учитывая что все и до переделки всё работало почти отлично.... с каких пор изврат не понятно учитываю что все подходит. И что-то тут нет подобных высказываний 2е стандарты или инквизиция проворонила  
    • На этой схеме не хватает резисторов, немного открывающих силовые транзисторы. Без них начальный самозапуск  не будет происходить. Поищи их на плате БП.  Они где-то в районе сотни кОм между базой и коллектором.  
    • Может у нас разные были, либо палёный, не будем спорить. У каждого свой вкус.    Ещё слышал, но не слушал, что на TPA3255 хорошие. Присматривал такой как-то. Вы знакомы с таким?
    • Вы самим вообще нормальный??? Под полтинник жалоб!!!!!! Вы чего? Вы говна поели? До утра оставлю сообщение, в надежде на ответ. Но по опыту - никто так и не отпишется...
    • @Vic73 типовая китайская для лент ? биполярники и второй трансформатор ? 
  • Похожий контент

×
×
  • Создать...