Перейти к содержанию

Зажигание+октан Коректор На Микроконтроллере


Рекомендуемые сообщения

Кстати, кривые у Шкильменского грамотные, взяты из А.Тюфякова "Система зажигания без секретов".

Там же есть информация об отличии УОЗ для бензина различных ОЧ. Например, по сравнению с 92-м для 76-го УОЗ надо снижать на 8 гр., а для 95/98-го - повышать на 6 гр. Если примем коррекцию для газа 8 гр., то общий диапазон коррекции (смещения) по виду топлива составит 16 гр. (плюс-минус 8). Дополнять этот диапазон пятью градусами на прогрев, имхо, не имеет смысла. Пусть эти 5 гр. войдут в этот диапазон. Тогда для основного вида топлива (92) коррекция по температуре ОЖ будет полнофункциональной, а для 95/98-го - ограниченной. Для газа она и вовсе особенно не нужна, так как прогрев все равно на бензине должен идти.

Вот ещё нашел кое-какие цифры.

Для двигателя 099 коррекция на 95 по сравнению с 92 д.б. 3 градуса.

При переходе на газ корректируется УОЗ на низких и средних, на высоких не поднимается.

В итоге, на мой взгляд, график характеристики дополнительной аддитивной коррекции (от температуры, топлива, ручной) должен выглядеть примерно так:

post-56849-1242501218_thumb.png

Т.е разбит на несколько диапазонов:

0-450 - основная зависимость не корректируется

450-700 - величина коррекции линейно увеличивается в диапазоне частот оборотов

700-3000 - величина коррекции постоянна

3000-6000 - величина коррекции линейно уменьшается в диапазоне частот оборотов

свыше 6000 - не корректируется

Марк, по моему это не потребует много ресурсов МК и не сильно сложно в реализации?

А уж как суммировать ручную коррекцию и от температуры - это дело второе. Несложно сделать аналоговое суммирование. Хотя технологичнее завести на разные входы МК на два канала АЦП.

Изменено пользователем ALEN&Co
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопросы по оптимальности кривой регулирования не являются задачей алгоритма, поскольку забиты в таблицу от 400 до 9000 об/мин через 50 единиц. Чего хочешь, то и пиши туда. (Кстати в референсном авторском варианте из-за невозможности производить деление,нет времени, шаг таблицы уменьшен до 30 при выборке не по частоте, а по периоду.) А вот вопросы коррекции этой кривой от вакуума и температуры пока я не прочувствовал. Т.е. арифметика Шкильменского мне понятна, но я не понял пока четкой физ.зависимости. Нужно эту книжку почитать. Сегодня порыщу в инете.

戦う前に相手のベルトの色に注目

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доброе утро!

Не знаю насчет арифметики Шкильменского, но физика должна быть здесь в первом приближении такая - при изменении давления (вакуума) во впускном коллекторе значение УОЗ линейно выбирается между двумя кривыми, условно "верхней" и "нижней". Верхней кривой соответствует максимальное разрежение (давление порядка 30 кПа), у автора это 0,6 В, для ДАДа - около 1,2 В. Нижняя кривая - соответственно полностью открытая заслонка, у автора - 0,9 В, для ДАДа - около 4,7 В.

Зависимость УОЗ от давления, повторяюсь, в первом приближении должна быть линейная. Я где-то в литературе видел графики. А вот каким образом вычислять само значение, лежащее между двумя кривыми обратно пропорционально напряжению АЦП... Можно вычислять по несложной формуле, можно вместо двух записать несколько кривых (не менее 4), если памяти хватит, и в зависимости от напряжения АЦП выбирать одну из них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Инженеры КОМПЭЛ провели сравнительное тестирование аккумуляторов EVE и Samsung популярного для бытовых и индустриальных применений типоразмера 18650. 

Для теста были выбраны аккумуляторы литий-никельмарганцевой системы: по два образца одного наименования каждого производителя – и протестированы на двух значениях тока разряда: 0,5 А и 2,5 А. Испытания проводились в нормальных условиях на электронной нагрузке EBD-USB от ZKEtech, а зарядка осуществлялась от лабораторного источника питания в режиме CC+CV в соответствии с рекомендациями в даташите на определенную модель. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Кстати в референсном авторском варианте из-за невозможности производить деление,нет времени, шаг таблицы уменьшен до 30 при выборке не по частоте, а по периоду

Сейчас смотрел таблицы Excel, мало что понял. Продолжаю.

Я не совсем понял, Вы предлагаете строить таблицу вида ЧАСТОТА (через 50 об/мин) - УГОЛ?

Но тогда на малой частоте вращения шаг 50 об/мин. маловат (ну или близок к предельно малому), а на высоких - сильно избыточен (да и наклон хар-ки на высоких небольшой).

А если таблица будет вида ПЕРИОД ИСКРООБРАЗОВАНИЯ (время) - ОПЕРЕЖЕНИЕ (время)?

Шаг периода можно принять равным порядка 2 мс., для максимальной частоты 6000 период будет 5 мс., шаг в 2 мс. достаточен, наклон там небольшой. Для минимальной табличной, скажем, 300 об/мин., период будет 100 мс., крутизна характеристики довольно высокая, и шаг в 2 мс. хорошо её проработает. И при этом будет достаточно всего 50 точек!!!

Но длительность периода надо мерять с погрешностью не более 100 мкс на высоких оборотах, так как она непосредственно задействована. Тогда для режима с постоянной скважностью МК будет считать от начала периода время Tспад=Tпериода/3 - Tопереж. и Tфронт=Tпериода - Tопереж. По фронту и искра.

Но взятое из таблицы значение (два значения - верх и низ) еще нужно обработать, найдя промежуточное значение в зависимости от вакуума, и еще сместить в зависимости от дополнительной кусочно-линейной коррекции, а для времени это сложнее...

Тогда, может, взять таблицу вида ПЕРИОД (время) - ОПЕРЕЖЕНИЕ (градусы)?

Вычислить пропорциональное напряжению АЦП значение между двумя крайними несложно, добавить поправку смещения тоже несложно, но потом итог надо пересчитывать во время.

Благодаря малой таблице - 50 (ну или 100) значений можно сделать не две кривых, а, например, сразу 8, и в зависимости от напряжения АЦП вакуума выбирать одну из них, затем прибавлять смещение и вычислять время...

Марк, я много говорю, но в особенностях программирования МК я не разбираюсь (надеюсь, только пока), это на бумаге или в Excel всё просто, а как лучше в МК будет, я не знаю.

P.S. Кстати, что я говорил насчет смещения датчика-распределителя на 10-20 гр. в сторону опережения, а результата формирования УОЗ - на ту же величину в сторону снижения УОЗ. Это, думаю, очень желательная функция!!

Сейчас на страницах микропроцессорных систем формирования УОЗ попадались фотографии бегунков с напаяными и почти обгоревшими проволочками... Если же угол сдвинуть, то можно обойтись без этой "порнографической самодеятельности"

Изменено пользователем ALEN&Co
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новый аккумулятор EVE серии PLM для GSM-трекеров, работающих в жёстких условиях (до -40°С)

Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре. 

Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств. Подробнее параметры и результаты тестов новой серии PLM по ссылке.

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Есть исходная аналитическая зависимость УОЗ от частоты вращения КВ. Эта зависимость выражается тремя кусочными функциями. Для расчета в МК строится таблица этой функции (точнее зависимости ВРЕМЕНИ опережения зажигания от ЧАСТОТЫ вращения КВ). При этом дискретность по частоте вращения вала РАВНОМЕРНАЯ. В этом случае при шаге частоты в таблице 50 об/мин обеспечивается гладкость регулирования точно такая же как у автора. Шкильменский, не имея времени в своем алгоритме для вычисления частоты вращения по измеренному периоду, был вынужден строить зависимость УОЗ от ПЕРИОДА, а не частоты. Но в этом случае по оси абсцисс масштаб становится обратнопропорциональным (1/F), где F - частота вращения КВ. И для получения гладкости регулирования пришлось иметь запас по разрешению (минимальный дискрет взят около 10 об/мин), что необосновано увеличило размеры таблицы и создало необходимость второй таблицы по разряжению.

В настоящее время написано все, кроме коррекции на разряжение и температуру. Думаю завтра этот вопрос я решу.

Пока складывается открытый для введения разных регуляторов-корректоров алгоритм, что внушает оптимизм по поводу возможностей реализации заявленых Алексеем (ALEN&Co) новых фич.

Изменено пользователем my504

戦う前に相手のベルトの色に注目

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Литиевые батарейки и аккумуляторы от мирового лидера  EVE в Компэл

Компания Компэл, официальный дистрибьютор EVE Energy, бренда №1 по производству химических источников тока (ХИТ) в мире, предлагает продукцию EVE как со склада, так и под заказ. Компания EVE широко известна в странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии уже более 20 лет. Недавно EVE была объявлена поставщиком новых аккумуляторных элементов круглого формата для электрических моделей «нового класса» компании BMW.

Продукция EVE предназначена для самого широкого спектра применений – от бытового до промышленного. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Добрый вечер!

Новые фичи не мои, они есть во многих других, значительно более дорогих и сложных в установке устройствах, я просто хочу запихать в максимально дешевое устройство максимально возможный функционал.

А что это за три кусочные функции? Откуда это? Жалко, сегодня не было времени смотреть таблицы автора подробнее.

Надеюсь, аналитическая зависимость - это не характеристика штатного ЦР?

А, кажется понял. Три функции это:

1. угол постоянен (около 0) до пересечения с границей детонации

2. граница детонации до пересечения с кривой оптимального УОЗ

3. кривая оптимального УОЗ

Про таблицу зависимость ВРЕМЕНИ от ЧАСТОТЫ я не понял, почему это оптимально.

На мой взгляд, в этом случае, чтобы обеспечить достаточную гладкость и точностьрегулирования на минимальных оборотах нужен достаточно малый шаг по частоте вращения, а при равномерной (с одинаковыми дискретами) таблице потребуется много записей, при этом дискретность на высоких оборотах будет крайне избыточна.

Если шаг, например, 20 об/мин., то от 400 до 6400 потребуется 300 строк!

Если же принять зависимость ВРЕМЕНИ от ПЕРИОДА, то при равноинтервальной шкале периода будет таблица много меньше.

Например, шаг в 1 мс. достаточен, тогда 100 записей будет вполне хватать на период от 300 об/мин и выше. На частотах порядка 6000 шаг по частоте будет в этом случае 1200, что хоть и много, но проблем не создаст, так как наклон характеристики там минимальный.

Или Вы предлагаете таблицу делать не равноинтервальной?

Изменено пользователем ALEN&Co
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для утверждений необходимо, как минимум, построить графики, а не умозрительно делать заключения. Вот два варианта зависимостей (по сути заполнение таблицы) По оси абсцисс у обоих графиков обороты, но у одного линейно изменяются обороты, а у другого период (обороты нелинейно). Как видно из этих графиков, у Шкильменского половина ПЗУ заполнена равными значениями. Поэтому он сделал искусственное растягивание (формирует специально адрес чтения от 900 об.)...

564c7b6e0b45.jpg

77f059fd58d7.jpg

И следующее из этого заключение.

Точность регулирования выше не там, где шаг мельче, а там, где меньше градиент по оси ординат, т.е. разница значений между соседними ячейками. Иначе требуется интерполяция значений между точками (неизвестно как там ведет себя функция)...

По поводу трех функций.

1. От 400 до 900 об/мин - линейное изменение угла (время опережения - константа)

2. От 900 до 2800 об/мин - функция номер 1

3. От 2800 до максимума - функция номер 2

В содержание функций не вникал - тупо скопировал у Шкильменского, а он где то еще...

Изменено пользователем my504

戦う前に相手のベルトの色に注目

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот набросал чертежик датчика-распределителя для пояснения некоторых моментов.

post-56849-1242625177_thumb.png

Радиус контакта бегунка (на чертеже забыл указать) около 27,5 мм.

Если ДХ срабатывает при положении ВМТ цилиндров, т.е. формируемый датчиком УОЗ равен нулю, а реальный УОЗ формируется схемой-формирователем УОЗ электронным способом, то могут возникнуть некоторые проблемы.

Дело в том, что в реальном штатном распределителе с центробежным регулятором (ЦР) опрережения зажигания бегунок поворачивается вместе со шторкой ДХ и в момент искрообразования подвижный контакт бегунка оказывается напротив контакта нужного цилиндра и зазор между контактами минимален.

Если же ЦР заблокирован, а УОЗ формируется электронным способом, то момент искрообразования опережает положение бегунка на некоторый угол. Максимальный УОЗ, формируемый схемами-формирователями, может превышать 40 градусов по коленвалу (КВ), по датчику распределителю это будет 20 градусов. Т.е. когда бегунок еще не дошел до нужного контакта цилиндра, уже происходит искрообразование!

В результате уменьшается мощность искры, увеличивается эррозия контактов, повышается вероятность пробоя диэлектрических элементов (корпуса бегунка, крышки датчика-распределителя и т.п.).

Посчитаем. При указанных размерах максимальный угол перекрытия составляет

(10+7)*360/(55*3,14)= около 35 градусов,

где 10 и 7 - примерные значения длин секторов окружности, хорды которых соответственно 9 и 6,5 мм.

Оставим 5 градусов на запас для обеспечения надежного перекрытия (люфты и т.п.).

Тогда угол надежного перекрытия контактов составит около 30 градусов, или плюс-минус 15.

Когда УОЗ меньше 30 гр., по датчику это будет 15 гр., проблем нет. Но когда УОЗ больше 30 (а он может быть 40 и выше!), в момент искрообразования контак бегунка будет еще на некотором расстоянии от контакта цилиндра!

Самый старый (классический) способ устранения этой проблемы - это напаивание проволочки на подвижный контакт бегунка (по рисунку - влево). Проволочка должна выступать влево примерно на 5 мм, а поверхность, приближенная к контактам цилиндра, должна повторять окружность с радиусом подвижного контакта бегунка.

Естественно, при этом снижается надежность, повышается трудоемкость и т.д., и т.п. Фактически, недостатки этого способа часто перевешивают его достоинства. Увы, не каждый, кто приобрел/изготовил какую-либо МПСЗ сможет сделать эту доработку КАЧЕСТВЕННО.

Есть другие "механические" способы доработки, например:

1. Механический сдвиг шторки относительно бегунка (либо расточка окон шторки).

2. Использование для электроники своего датчика ВМТ, например, ДПКВ.

3. Переделка бегунка или площадки его крепления для обеспечения мех. сдвига.

Но эти и другие "механические" способы либо обладают выше перечисленными недостатками, либо излишне трудоемки, либо требуют дополнительных существенных затрат.

Я предлагаю использовать другой способ (электронный, точнее, программный) обхода этой проблемы.

Суть в том, что полный сектор надежного контакта бегунка около 30 гр., что соответствует 60 градусо по КВ. Этого более, чем достаточно для любой системы формированияУОЗ.

Чтобы использовать большую часть сектора, необходимо следующее:

1. Повернуть корпус датчика-распределителя на какой-либо фиксированный угол, например, 10 градусов, в сторону опережения зажигания (делается элементарно).

2. Формирователь УОЗ должен выдавать угол опережения, соответственно на 10 градусов меньше, чем при обычном положении датчика.

Естественно, требуется доработка программы МК, чтобы МК мог выдавать не только опережение, но и запаздывание. Т.е. если угол опережения считать положительной величиной, то диапазон УОЗ, выдаваемый контроллером должен быть не 0...40 гр., а -10...30 гр. Это соответствует углу -5...15 гр. для датчика-распределителя, и ОП-ЛЯ! Этот диапазон не превышает рассчитанный нами сектор надежного контакта плюс-минус 15 градусов! Т.е. контакт между бегунком и контактом цилиндра всегда хороший (зазор малый), ничего напаивать не надо!

Еще один заяц, случайно убиваемый этим способом: Если вдруг (чего не бывает) схема формирователя выходит из строя, или черезчур мнительный водитель в поисках неисправности на нее грешит, то достаточно ДХ подключить напрямую к коммутатору (разъем выдернуть-включить любой водитель сможет) и с УОЗ в 10 градусов можно вполне сносно ехать!

:-)

Еще одно достоинство - на малых оборотах (когда УОЗ меньше 10 гр.) МК должен формировать не опережение, а запаздывание! Если программист пожелает, это позволит несколько повысить точность формирования момента искрообразования!

ИТОГО - даешь народу на карбюраторки простую и дешевую, но эффективную систему зажигания!!!

;-)

Изменено пользователем ALEN&Co
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот тут подумал, как лучше ввести сигнал о температуре ОЖ в МК.

Дело в том, что датчик температуры в карбюраторных автомобилях представляет из себя терморезистор, один из выводов которого подключен к двигателю.

В панели приборов имеется какой-то стабилизатор на напряжение около 8 В, выход которого подключен через миллиамперметр на этот датчик.

В сети удалось найти таблицы для проверки исправности такого датчика, представляющие из себя зависимость напряжения на датчике и сопротивления датчика от температуры. Но эти таблицы имелись только для нескольких точек (30, 50, 70, 90, 110 градусов), когда для термокоррекции УОЗ нужны точки 0 и 60 градусов. Пришлось делать аппроксимацию (см. рис.)

post-56849-1242840071_thumb.jpg

Как видите, температуре 0 гр. соответствует напряжение 8,3 В, 60 гр - 7,22 В., т.е. в нужном диапазоне напряжение меняется примерно на 1 вольт (около 13 %).

Возможны несколько способов адаптации сигнала под МК:

1. Резистивный делитель. Вариант простейший и очень дешевый, но имеющий недостатки: напряжение меняется всего на 13 %, гуляя где-то в младших разрядах. Изменяя сопротивления резисторов, можно проводить только мультипликативную коррекцию, подстраиваясь под конкретный датчик.

2. Масштабирование с помощью ОУ и опорного напряжения. Куча достоинств, единственный недостаток - необходим ОУ и горсть резисторов, что можно рассматривать как неоправданное усложнение.

3. Смещение диапазона с помощью источника опорного напряжения.

4. Включение в разрыв датчика резистора-шунта и снятие сигнала с него. Недостаток - сложность (нужен ОУ или

ИУ) и необходимость дополнительного провода.

Я пока остановился на 3 варианте, используя TL431 и три резистора. Диапазон 8,3 - 7,22 сдвигается в, например, 2 - 1 В, возможна простая и однозначная мультипликативная (одним из резисторов), и аддитивная коррекция схемы под конкретный автомобиль (имеется разброс параметров).

Итого, напряжению 1 В и менее на входе АЦП соответствует отсутствие коррекции УОЗ,

напряжению 2 В и более - коррекция УОЗ +5гр,

В диапазоне 1...2 В - величина коррекции линейно изменяется от 0 до +5 гр.

Правда, если строго судить, напряжение на датчике изменяется нелинейно, но в первом приближении этим можно пренебречь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В продолжение предыдущего поста.

Схема, на которую я ориентировался, выглядит примерно так

post-56849-1243096786_thumb.png

Однако, как я и упоминал, снятие сигнала по напряжению - очень не надежный в данном случае путь.

Выяснилось, что опорное напряжение с панели приборов (которое около 8,3 В) изменяется в довольно широких пределах. Может, там стабилизатор странный, может, там его и вовсе нет, а есть резистивный делитель, да еще масса в панели приборов плохая и плюс плавает, и при включении каких-либо нагрузок и т.п. напряжение на датчике гуляет в пределах порядка 1 вольта. Все бы ничего, но при снятии сигнала с датчика по напряжению, будь то ОУ или 431, наш сигнал будет так же гулять, что соответствует нескольким десяткам градусов по температуре, что не допустимо.

Возникает вопрос, а почему у штатного показометра показания температуры не плавают?

Да потому что он меряет не напряжение, а ток через датчик! При изменении опорного напряжения, скажем, с 7,8 до 8,4 В ток изменится менее, чем на 10%! И разница в показаниях будет практически не заметна.

Поэтому, если нам нужна стабильность, повторяемость, отсутствие геморроя с настройкой этой цепи, то естественный выход - снимать показания по току.

Для этого провод датчика необходимо разорвать и включить в разрыв шунт - резистор небольшого сопротивления (не более нескольких десятком Ом). Измеряя падение напряжения на этом резисторе, мы получим достаточно однозначную (в первом приближении) зависимость сигнала от температуры.

Естественный и самый надежный вариант для снятия сигнала с шунта, это использование измерительного усилителя. Можно самый простейший, на базе одного ОУ. При этом на этом же ОУ можно выполнить предварительную аналоговую фильтрацию сигнала, частичную коррекцию нелинейности и т.п.

Если не хочется ставить лишнюю микросхему, можно использовать простую схему на транзисторе:

post-56849-1243096809_thumb.png

Она, конечно, не настолько точна, как ИУ, но дает достаточную для термокомпенсации точность и, даже, частичную коррекцию нелинейности.

На графике выходному сигналу с такой схемы соответствует рыжая линия.

post-56849-1243098565_thumb.png

Температуре 0 гр.С соответствует напряжение 1 В.,

60 гр.С - 2,25 В.

Диапазон 1,25 В. при напряжении питания МК 5 В соответствует целому числу разрядов АЦП, что упрощает реализацию алгоритма коррекции УОЗ по температуре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разработка нового контроллера вступила в фазу испытаний. Алексей Назаров естественно этим займется, но было бы полезно, если заинтересованные в этом устройстве автолюбители также не поленились провести натурные испытания.

В прикрепленном архиве имеется две группы файлов - MyEngine и MyEngine1. Соответственно хекс и асм в каждой. В заголовке АСМ файлов приведена распиновка микросхемы с назначением выводов. MyEngine - это версия прошивки с генерацией опережения зажигания на основе промера предыдущего к текущему периода импульсов. MyEngine1 - в этой версии для генерации текущего периода используется алгоритм суммирования трех производных с последним промером. Это позволяет более точно прогнозировать момент зажигания. В остальном схемы и алгоритмы идентичны. Обращаю внимание на изменение в подключении пинов МК к первоначальной схеме. Функции ног обозначены. Из двух выходов на управление зажиганием можно использовать как тот на котором импульсы удлинняются по сравнению с запуском(начинаются в момент зажигания, а заканчиваются вместе с запускающими), так и выход с импульсами равными входным. Первый вариант выхода не слишком корректен, но именно он применен в исходной схеме Шкильменского. При включении новых версий МК диоды объединяющие входные и выходные импульсы "монтажным ИЛИ" можно удалить - схема сама генерирует необходимую длительность.

Помимо прежнего регулятора по вакууму есть регулировка по температуре и ручная коррекция (пока только в минус). Диапазон регулировки по температуре 1,25...2,5 вольта (0...60 град Ц - +5...0 град опережения). За краями диапазона контроллер удержит крайние параметры регулирования. Ручная регулировка имеет раскрыв от земли до питания (потенциометр) и глубину регулирования 0...-5 град опережения.

На вопросы готов ответить. Архив ниже:

Engine.rar

戦う前に相手のベルトの色に注目

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всем доброго вечера!

Набросал сегодня заготовку новой схемы, соответствующей новой прошивке от Марка.

В отличие от схемы Шкильменского в ней изменено подключение нескольких выводов, есть автоматическая коррекция УОЗ от температуры до (до +5 гр. при t<0) и ручная коррекция +-5 гр.

(плюс-минус 5 подразумевается, пока Марк реализовал только 0...-5, но за этим, думаю, дело не станет).

Схема далеко не окончательная, это просто набросок.

Нужно еще изменить цепи питания, отвязавшись полностью от коммутатора, так как предполагается еще использовать MEMS датчик давления вместо "грандиозной" конструкции Шкильменского, и этот датчик тоже надо питать. Цепи же питания коммутатора расчитаны только на ДХ, плюс небольшой запас.

Я сегодня заглянул в Платан.ру, оказывается мотороловские датчики давления стоят от 300 рублей!! Раньше цены были на порядок выше. Поэтому, я сразу нарисую схему для использования такого датчика.

Впрочем, схема разбита на своеобразные функциональные схемные блоки, каждый из которых можно выполнить по другой схеме или даже исключить, если данный функционал не нужен.

Например, схему преоразователя ток-напряжение я все-таки предполагаю заменить на схему на измерительном усилителе или хотя бы ОУ, по сравнению с транзистором будет выше стабильность, повторяемость, линейность от температуры и больший КОВИП по цепи питания датчика.

Схему ключа для ЭПХХ, разумеется, можно также исключить, если работа штатной системы полностью устраивает. Просто я решил показать на схеме максимально полный вариант.

Ищите ошибки, давайте предложения.

post-56849-1243360599_thumb.png

З.Ы. Марк, мы вроде бы условились по диапазону для термокоррекции 1,0...2,25В?

Диапазон 1,25...2,5 это описка или Вы сделали так в целях упрощения прошивки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет, просто пока так осталось по инерции - это одна константа, потом изменю... это несущественно (ошибка в 6 градусов по температуре...)

戦う前に相手のベルトの色に注目

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доброго времени суток, честной народ!

Дайте совет, что выбрать.

Я говорю про схему контроля температуры (ДТОЖ).

Вопрос в том, что датчик температуры в карбюраторных машинах не такой, как в инжекторных, я несколькими постами выше подробно описал (сообщ. 60-61). Есть три основных варианта снятия сигнала:

1. По напряжению. "+": простота подключения, простота схемы. "-": сильная чувствительность к изменению питающего датчик опорного напряжения (переделку источника опорного напряжения не рассматриваем, это требует вмешательства в схему панели приборов и т.п.)

2. По току, по схеме в сообщ. № 61. "+": простота и дешевизна, "-": неудовлетворительная повторяемость, может потребоваться подстройка под конкретный датчик температуры, причем алгоритм подстройки сложен, плохая линеаризация, зависимсость от температуры схемы.

3. По току, по схеме измерительного усилителя на ОУ с компенсаций дрейфа напряжения питания датчика, с линеаризатором на транзисторе по типу компрессора (законы не совпадают, но очень приближены). "+": высокая повторяемость, стабильные параметры, легкая настройка (хотя она и не требуется!), хорошая линейность зависимости выходного сигнала от температуры. "-": относительная сложность (микросхема ОУ, транзистор, десяток резисторов, пара конденсаторов).

Я сегодня полдня угробил на отработку 3-го варианта, и он мне нравится все больше и больше.

ОУ LM358 (сдвоенный) стоит всего 5 рублей, имеет крохотные размеры, второй ОУ в этом корпусе будет использоваться в схеме датчика давления. Десяток резисторов и транзистор тоже ни для кого не проблема. Очень радует, что из-за хорошей линеаризации настройка под конкретный датчик практически не потребуется, а если и потребуется, это легко сделать еще до установки на автомобиль (замеряем сопротивление датчика при известной температуре и подключаем к схеме аналогичный резистор, меряем напряжение и сравниваем с таблицей).

Вопрос, что лучше, то, что проще, но с необходимостью настройки и ненадежное, или чуть посложнее, но без лишних проблем???

Изменено пользователем ALEN&Co
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, набросал схему, о которой говорил в предыдущем сообщении.

Это модуль обработки сигнала с ДТОЖ.

Второй ОУ из корпуса LM358 будет использован в датчике давления.

Для датчика давления схема модуля обработки будет еще проще.

Там только измерительный усилитель и RC цепочка.

В качестве датчика давления можно использовать, например, Хонейвеловский 24PCBFA6D стоимостью в магазинах около 350 руб. (напрмер, есть в ЧИПиДИПе). Хотя лучше подобрать что-нть термокомпенсированное. Щаз чай попью, посмотрю еще.

post-56849-1243534811_thumb.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня есть интересный вопрос по схеме:

Какие транзисторы используются (VT1, VT3, VT4, VT5) если там всё равно какие, скажите какие токи они должны держать.

И можно по подробнее о датчике разрежения (как и из чего его сделать).

А ещё преобразователь ток-напряжение датчика температуры, на ОУ это конечно хорошо, но можно ли заменить родной датчик температуры на терморезистор, у меня нет штатного датчика (собран цифровой на DS18B20).

Если долго мучиться, что-нибудь... сломается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В которой схеме?

Если из поста 63, то VT1, VT3, VT4 - любые маломощные npn (кт315, кт3102, 2n2222, BC807 и т.п.),

VT5 - составной на ток не менее 2А (реально меньше, но на всякий случай), радиатор не нужен.

Имеет смысл между его коллектором и +12 вклюсить диод для защиты от импульса самоиндукции клапана (1n4001-1n4007 и т.п.).

VT2 - любой маломощный pnp, но диод в его базовой цепи должен иметь ВАХ очень близкую к ВАХ базового перехода этого транзистора. Логичный выход - использовать в качестве диода базовый переход такого же транзистора (и, желательно, из этой же партии). Я использовал два BC807-16.

А ещё преобразователь ток-напряжение датчика температуры, на ОУ это конечно хорошо, но можно ли заменить родной датчик температуры на терморезистор, у меня нет штатного датчика (собран цифровой на DS18B20).

Что-то я не понял вопроса. "можно ли заменить родной датчик, если его нет...."

:-)

Да заменяйте сколько угодно, датчик такой в любом магазине дешево.

И что у Вас за "цифровой на DS18B20"? Насколько я знаю, это далласовский в корпусе ТО92, если не секрет, КУДА ЕГО ВЫ ВОТКНУЛИ??

И вопрос не столько в том, какой у Вас датчик, вопрос в том, КУДА ОН ПОДКЛЮЧЕН. Если Вы меняете датчик, надо, соответственно, и "показометр" менять.

А к чему подключен ваш цифровой? К какому-то БК?

Я замутил изощренную схему преобразователя только потому, чтобы максимально не вмешиваться в штатную схему автомобиля, т.е. чтобы подключение Формирователя УОЗ было максимально простым. Иначе я бы просто заменил штатный датчик на современный двухпроводный с линейной характеристикой, моя схема стала бы много проще и стабильнее, но тогда и "показометр" пришлось бы переделывать, либо стряпать что-то дополнительное, чтобы выводить на него сигнал, аналогичный штатному датчику (симулировать)...

И можно по подробнее о датчике разрежения (как и из чего его сделать).

Вариантов несколько.

1. Конструкция Шкильменского на основе вакуумного корректора от штатного датчика-распределителя.

"+": дешево

"-": сложная механическая конструкция; относительно сложная настройка; параметры по разрежению привязаны только к параметрам ВК, что делает невозможным эксперименты с параметрами кривых и т.п.

2. ДАД (датчик абсолютного давления) для инжекторных двигателей.

"+": доступно (в любом автомагазине)

"-": сравнительно дорого (от 600 до 2500 руб.); необходимо серьезное усложнение программы с целью учета атмосферного давления в данное время в конкретной точке местности. Иначе, например, в горах, начнется непойми-чего с УОЗ.

3. ДИД (датчик избыточного давления, можно относительного или дифференциального) в виде миниатюрного модуля (на плату или т.п.).

"+": умеренная цена (порядка от 300-600 руб.), простая и стабильная схема обработки сигнала, возможность коррекцией прошивки менять параметры зависимости УОЗ от разрежения в широких пределах, нет необходимости учитывать атмосферное давление

"-": сложность приобретения, не в каждом магазине он есть. Если датчик самый дешевый, необходима термокомпенсация и калибровка. Процесс несложный, я позже опишу.

Я пока остановился на 3 варианте, оставив в запасе и 1.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И что у Вас за "цифровой на DS18B20"? Насколько я знаю, это далласовский в корпусе ТО92, если не секрет, КУДА ЕГО ВЫ ВОТКНУЛИ??

И вопрос не столько в том, какой у Вас датчик, вопрос в том, КУДА ОН ПОДКЛЮЧЕН. Если Вы меняете датчик, надо, соответственно, и "показометр" менять.

Я заменил штатный "показометр" (был стрелочный и очень не точный) на вот это term.rar

А поставил я этот датчик заместо старого, выковырял все внутренности и залил датчик "DS18B20 в корпусе ТО92" оловом.

Если долго мучиться, что-нибудь... сломается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для использования DS1820 и его разновидностей необходимо вставлять в код обмен по 1Wire. Это потребует минимум 150 строк кода и, что самое неприятное, лишний таймер на борту. Таймера нет. Лишнего. Можно сменить камень, но 676-ой был условием модернизации (чтобы только сменить прошивку на прежнем, а не переделывать вообще все).

Можно и без таймера, на задержках в программе, тогда строк нужно втрое больше, и возникнут дополнительные погрешности в формировании основной диаграммы, а так же обмен по этой шине станет жутко медленным. И самое главное, остаток памяти - около 150 строк...

戦う前に相手のベルトの色に注目

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А поставил я этот датчик заместо старого, выковырял все внутренности и залил датчик "DS18B20 в корпусе ТО92" оловом.

ОЛОВОМ???

Круто!

Его температура плавления, по моему, 232 градуса. Значит Вы его нагревали примерно до 250 гр... Да, это серьезный риск остаться без микрухи стоимостью в несколько микроконтроллеров...!

:)

Я заменил штатный "показометр" (был стрелочный и очень не точный) на вот это term.rar

Прикольно! Действительно простая и эффективная схема.

Вот только в нашем случае... Марк все сказал.

Если только доработать прошивку термометра, чтобы он выдавал ШИМ, пропорциональный температуре, для подачи на формирователь...

Хотя, есть еще способ. На некоторых машинах ставят несколько датчиков ДТОЖ. Кроме прилива на блоке цилиндров, его можно поставить на "горячий" патрубок (где ОЖ с двигателя) или на радиатор ближе к этому патрубку. По моему, есть даже термостаты с резьбой под датчик. А уж найти на этот датчик 8 вольт не проблема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я согласен, что нет смысла подключать к этой схеме такой датчик. Изначально я хотел сделать так чтобы он был не зависим от штатного датчика, а ориентировался на терморезистор который можно поставить куда угодно.

post-88287-1243666454_thumb.jpg

Изменено пользователем Zvermarkiz

Если долго мучиться, что-нибудь... сломается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот варианты датчика разрежения ДИД:

(цены по ЧИПиДИПу)

1. 24PCBFA6D, датчик давления 35кПа 115мВ дифференциальный, цена 360 руб.

2. 26PCBFA3D, датчик давления 35кПа 50мВ дифференциальный, цена 600 руб.

3. MPX2050D, датчик давления 50кПа, цена 470 руб.

4. MPX2050DP, датчик давления 50кПа, цена 710 руб.

Начнем с конца. Вариант 4 это самый что ни на есть подходящий для наших целей. Термокомпенсированный и калиброванный, корпус со штуцерами. Ставится на плату, схема будет простейший ИУ на одном ОУ с расчетными элементами, никакой настройки не потребуется (разве что ноль выставить, так как ОУ дешевый, но это несколько минут и один резистор).

Естественный недостаток - относительно высокая цена, хотя дорогим датчиком его не назвать.

Вариант 3 по параметрам полностью соответствует варианту 4, но в другом корпусе. Намного меньше стоимость, но корпус без штуцеров, в виде таблетки с отверстиями по оси. Соответственно, к нему нужно клеить или прижимать штуцер.

Вариант 2 имеет удобный корпус, среднюю стоимость, но его предел измерения 35 кПа. Величина разрежения же во впускном коллекторе бывает, согласно литературе, до 80 кПа. Большинство датчиков давления выдерживают без последствий 4 кратную перегрузку, так что, думаю, проблем не будет.

Вариант 1 самый дешевый, но, в отличие от вариантов 2-4, он некомпенсированный и некалиброванный. Это значит, что потребуется изменение параметров некоторых элементов схемы.

В общем, кому что.

Под варианты 2-4 я набросаю схему с указанием номиналов резисторов, обеспечивающих необходимые параметры.

Варианту 1 еще потребуется дополнительная настройка.

Полная настройка довольно сложна, но нам очень высокая точность ни к чему. Потому рассмотрим упрощенный вариант.

Во первых, необходимо его термокомпенсировать. Термокомпенсация ухода нуля для замкнутого моста довольно сложна, поэтому её рассматривать пока не будем. Обойдемся и без неё.

Термокомпенсацию чувствительности датчика с довольно высокой точностью можно выполнить, просто напросто запитав датчик стабильным током. Для этого потребуется еще несколько элементов, но зато такая термокомпенсация очень проста и не требует многочисленных циклов нагрева-охлаждения с расчетом и подбором нескольких элементов.

Во-вторых, после термокомпенсации его необходимо откалибровать, так как кристаллы MEMS датчиков имеют приличный разброс от экземпляра к экземпляру. Для этого нужно подать на датчик какое-либо определенное давление (или разрежение) и определить величину изменения напряжения на выходе схемы. Если есть достаточно точный манометр или вакууметр или датчик с известными параметрами, можно создавать давление (или разряжение) обычным шприцем и через тройник мерять "образцовым" прибором. Если измерить нечем, значит, нужно привязываться к законам физики.

Можно, например, так.

Вспоминаем, что давлению в 100 кПа (1 кгс/см.кв., 1 атм.) соответствует столб воды высотой 10 м. (в первом приближении условия измерения (типа g, t) можно не учитывать).

Значит, берем прозрачную трубку (можно от медицинских капельников) длиной несколько метров, отмечаем на ней маркером защитный воздушный промежуток в 20 см., к другому концу подключаем емкость типа воронки (например, большой шприц, на 20-50 мл. без поршня). Затем ложим это все на пол и заполняем водой, за исключением кончика с защитным промежутком, поднимаем этот кончик относительно всей трубки на 5-15 см, закрепляем его и поключаем к датчику. Теперь плавно поднимаем воронку с водой и, измеряя по высоте расстояние от поверхности воды в воронке до границы воды и воздуха в защитном промежутке, получаем калиброванное давление. Величине столба жидкости в 2 метра примерно соответствет давление 20 кПа.

Теперь нам известна чувствительность датчика (в мВ на кПа, должно быть в пределах около 1...3 мВ/кПа при питании 10 В). Исходя из неё легко расчитать значания элементов ИУ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, наверное.

Тем более, что 4 вар. электрически полностью совместим с 3-м, и кто хочет сэкономить 240 руб, потратив часок на приклеивание штуцера за 10 рэ (из магазина аквариумных принадлежностей), то пожалуйста!

:)

Хотя, дорогих вариантов таких формирователей УОЗ в интернете много, достоинство этого варианта в низкой цене и очень простом подключении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...