Перейти к содержанию

buk-m3

Members
  • Постов

    10
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Электроника

  • Стаж в электронике
    10-20 лет
  • Сфера радиоэлектроники
    Ремонт бытовой техники, автоэлектрики
  • Оборудование
    Паяльные станции с феном, инфракрасная паяльная станция, тестер DT9208, программаторы willem 4.5, tl866, и многое другое.

Посетители профиля

Блок последних пользователей отключён и не показывается другим пользователям.

Достижения buk-m3

Новичок

Новичок (1/14)

  • 10 постов на форуме
  • Неделя на форуме
  • Месяц на форуме
  • Год на форуме

Последние значки

3

Репутация

  1. А я уже отладил схему на базе ШИМ из моего поста от 10 января. Никаких рывков на малых оборотах, обороты держит стабильно. Работает ограничение тока, кратковременно двигатель можно полностью останавливать и ничего не взрывается, ограничение где-то на 3,5А для движка на 350 ватт. Теперь замахнулся сделать обороты ещё ниже. Уже есть некоторые наработки, как закончу, отпишусь в своей ветке форума.
  2. Эта версия схемы отлажена, работает, выдерживает полный клин двигателя на 350 ватт, в этом случае ток ограничивается на уровне 3,2-3,5А. Меньше не получится, нижняя граница определяется пусковым током двигателя, который выше рабочего. По схеме есть доработки. Вместо конденсатора C5 установлен резистор 2,7К, конденсатор туда лучше вообще не ставить. Параллельно трансформатору тока установлены два параллельно соединенных резистора по 1,5К, итого 750 Ом - это сопротивление нужно подбирать в зависимости от числа витков и требуемого тока. Сам трансформатор выполнен на сердечнике дросселя питания процессора древней материнской платы, марку феррита не знаю, цвет зеленый, внешний диаметр 20 мм, количество витков - около ста. Можно меньше с подбором резистора. Вместо резистора R8 установлена перемычка. Сейчас разрабатываю новую версию, которая будет иметь ряд отличий: - после формирователя будет добавлен преобразователь частота-напряжение на ОУ - после преобразователя будет компаратор, опорное напряжение которого и будет определять обороты, выход компаратора будет подключён к ШИМ. - резисторы питания ШИМ будут исключены, питание будет осуществляться от существующего трансформатора, - на выходе ШИМ будет установлен трансформатор гальванической развязки., то есть ШИМ будет полностью изолирован. Таким образом, ремонтопригодность будет выше, минимальные обороты ниже, убираются греющиеся резисторы, но схема немного усложняется. У меня силовая часть сделана отдельно на большой плате, ШИМ и управление сделано на субплате. Поэтому для новой версии силовая часть останется прежней. Преобразователь частота-напряжение уже проверен. Осталось только собрать и отладить все вместе. Нашёл в документации софт-старт в виде трёх дополнительных деталей: транзистора, резистора и конденсатора, подключённых к первой ноге и с питанием от опорного напряжения с восьмой ноги. Я хочу управлять включением двигателя через оптрон на второй ноге, так что такой такой софт-старт не имеет особого смысла, разве что при первом включении в сеть. Сейчас уже полноценно работает ограничение по току через трансформатор тока и этого вполне достаточно.
  3. Да, насчёт транзистора правы, не досмотрел. В железе есть ограничитель, терморезистор от того же компьютерного БП, понятия не имею, какой нужно, поэтому использовал от БП настоящих 450 Вт. По поводу резистора тока. Да, можно и резистор, но повторюсь, это ещё макет, поэтому пока ещё не остановился на определённом варианте. Трансформатор лично мне нравится больше из-за отсутствия лишнего нагрева. По поводу заполнения ШИМ не скажу, при включении оптрона моя SG3845 полностью затыкается, то есть похоже на работу в ключевом режиме.
  4. Данный двигатель работает как от переменного, так и постоянного токов.
  5. Создал новую тему по ШИМ регулятору двигателя от стиралки. Схема довольно проста и на доступных компонентах. Регулируется практически от нуля оборотов.
  6. На форуме уже есть тема с запуском двигателя от стиральной машины, где в основном все используют симисторное управление. Тема ШИМ управления как-то обходится стороной. Рискну предложить уважаемой публике свой вариант. В предложенном изделии максимально использовались бэушные компоненты, которые можно найти в компьютерных блоках питания. Получился довольно простой ШИМ регулятор оборотов. В основе ШИМ на микросхеме серии UC384x, обратная связь ОС которого подключена к тахогенератору двигателя. Резисторы R10, R11, диод D6 и транзистор Q2 представляют собой формирователь импульсов с тахогенератора, который был честно срисован со схемы какой-то стиралки и модифицирован мной. Модификация состоит в установке конденсатор C9. Он заряжается импульсами с формирователя импульсов, а разряжается через R9 и R13, R12 и оптопару V01. Этот конденсатор был подобран экспериментальным путём. Резистор R9 ограничивает максимальные обороты двигателя. В целом, идея рабочая. Схема уже работает в железе, осталось только сделать защиту по току. Можно ещё упростить, убрав параметрический стабилизатор и подобрав резистор оптопары. В схеме не хватает предохранителя и терморезистора, которые также берутся из БП соответствующей мощности, в железе у меня они есть. Буду рад, если кому-то окажется полезной. Преимущества данной схемы: Регулятор позволяет поддерживать минимально возможные обороты, на глазок 70-100 оборотов в минуту. В случае обрыва переменного резистора обороты падают до минимальных. Широко распространённые детали, которые можно найти задаром в закромах ремонтных мастерских. Остановку двигателя можно осуществляется подачей напряжения на оптопару с помощью отдельного тумблера. Переменный резистор гальванически развязан с сетью. Недостатки: При тестировании на максимальных для данной схемы оборотах были замечены "качели", когда двигатель рывками набирает обороты. Уменьшая сопротивление резистора R13, как бы уменьшается емкость конденсатора C9, а быстродействие ОС увеличивается. Из-за быстрого набора скорости двигателя, он проскакивает предел регулировки ОС. ОС блокирует ШИМ, скорость двигателя уменьшается до заданной. ШИМ опять начинает работу, двигатель опять мгновенно набирает обороты, ситуация повторяется. "Качели" возникают при ненагруженном двигателе. Если двигатель нагрузить, то всё приходит в норму. Вхолостую двигатель обычно никто не гоняет, так что этот недостаток не играет роли, но нужно больше протестировать. При включении двигатель стартует довольно резко, так как в данной схеме не предусмотрен плавный пуск. Детали: U1 - UC3842, UC3843, UC3844, UC3845, что попадётся под руку. Q2 - любой маломощный pnp транзистор T2 - маломощный трансформатор от стиралки, написано 12V но по факту там все 20 вольт, поэтому соорудил стабилизатор. Можно использовать любой трансформатор или даже зарядное от мобилки, тогда D8, R14, C12 можно убрать. R10 - 2,2K R11 - от 1K до 4,7К R12 - 1K D1, D6 - 1N4148 R9 - 470R (требует подбора, от него зависят максимальные обороты) R13 - 47К, требует подбора С9 - 4,7mkF, подобран экспериментально, если уменьшить, возрастают минимальные обороты, если увеличить, на высоких оборотах начинаются сильные рывки. Можно попробовать 3,3mkF. R14 - 1,2К D9 - стабилитрон 5,1V С12 - 470mkF C13 - 100mkF, здесь нужно подобрать такую емкость, чтобы она не успела разрядиться раньше C6, C7, иначе при выключении устройства ОС отключится и будет небольшой рывок двигателя. R1, C1 подбираются в зависимости от частоты. У меня частота около 5 кГц. Можно и выше, но особой разницы незаметно, только с ростом частоты увеличивается нагрев диода D5. R5, R6 - резисторы 2Вт 27K. Они греются довольно сильно. Общее сопротивление должно быть где-то 18-19К, если выше, то ШИМ не запустится. Я использовал два МЛТ-2. С7, C8 - 100-470mkF x 400-450V R2 - 10R R7 - 10-20K, можно не ставить D2 - стабилитрон 15-18V, можно не ставить С5 - 1000pF, можно не ставить С2 - 47mkF x 50V C3 - керамика 0,1mkF, можно не ставить Q1 - мосфет с током 9 и более ампер и напряжением 600 и более вольт, установить на радиатор D5 - диод Шоттки от 5 ампер и напряжением от 600 вольт, обязательно установить на радиатор R8 - 10 Ом 2 ватта C8 - 10nF x 630v Трансформатор тока, резисторы R3 и R4 ещё не подбирал, временно 3 вывод микросхемы посадил на общий и тестирую через лампочку. D3 - диодный мост с током более 6 ампер и напряжением от 500 вольт D8 - любой маломощный диодный мост либо сборка из маломощных диодов
  7. Подаю через лампочку сетевое на схему, двигатель должен вращаться, чтобы работала обратная связь. Даже через лампочку 60 ватт двигатель уверенно стартует и держит обороты. Включал и напрямую без лампочки, но нагружать двигатель побоялся, пока нет токовой защиты. По входу у меня ещё стоит терморезистор от 400-ваттного компьютерного БП, чтобы диодам легче жилось при заряде ёмкости. Частоту ШИМ пробовал от 3 до 10 кГц, чем выше частота, тем сильнее греется диод, включённый параллельно двигателю. Сейчас на 4 кГц на холостых оборотах диод еле тёплый даже после получаса работы.
  8. Так правильно, это и есть типовое включение, изменения описаны словами В общем, вот схема на скорую руку, чтобы было о чему разговаривать. Защиту по току ещё не делал, 3 ногу на корпус посадил. И тестирую через лампочку, чтобы не бахнуло.
  9. Вот схема блока питания с просторов интернета. Убираем правую часть схемы, микросхему запитываем от +300В через гасящее сопротивление 15-18кОм и вместо трансформатора подключаем движок. Параллельно оптопаре ставим вторую и через переменный и ограничивающий резисторы к тахогенератору согласно схеме v17. А натолкнуло меня на эту схему видео с ютуб-канала Мел Гипсон, только он использовал TL494. Гасящее сопротивление для питания подбирал опытным путём и из того набора резисторов, которые были под рукой. Если вместо UC384x использовать, например, SG3845, то она вроде запускается где-то от 36кОм, точно не помню. Резисторы греются, поэтому два-три двухваттных впараллель. Для защиты по току планирую использовать токовый трансформатор, но пока руки не дошли. Вообще, есть ещё идея заиспользовать датчик холла и преобразователь частоты в напряжение с компаратором, чтобы сделать обороты ещё ниже. Есть конечно схемы на контроллерах, но там везде симисторы, я же хочу шим на том хламе, что есть под рукой.
  10. Я использовал ШИМ на uc384x с обратной связью по типу версии 17 с двумя оптопарами и дополнительным трансформатором. Схема ШИМ типовая, где оптопара подключена к первой ноге. Частота шима - 4-5 кГц. Уцешку запитал от +300В через два двухваттных резистора, включенных параллельно, общим сопротивлением 15-18 кОм. Параллельно двигателю добавлен 6-амперный диод шоттки на 600 вольт, чтобы гасить выбросы самоиндукции. Силовой транзистор - 12 амперный игбт с компьютерного бп. На холостом ходу обороты держит ровно. Не знаю, сколько там оборотов, но на минималке тахо выдаёт частоту около 200 герц. Так как питается от постоянки, на минималке нет рывков и гудения, в отличие от симистора. Пока двигатель никуда не установлен, поэтому не могу сказать, насколько это всё надёжно. Осталось отстроить защиту по току, но может и вовсе от неё откажусь в пользу обычного автомата на 6 ампер. Испытания продолжаются.
×
×
  • Создать...