Jump to content

Lexus

Members
  • Content Count

    4124
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    8

Lexus last won the day on August 24 2014

Lexus had the most liked content!

Community Reputation

997 Очень хороший

About Lexus

  • Rank
    Новичок
  • Birthday 11/18/1981

Контакты

  • ICQ
    374610431

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    г. Апатиты Мурманская область

Электроника

  • Стаж в электронике
    10-20 лет
  • Сфера радиоэлектроники
    Аудио

Recent Profile Visitors

43131 profile views
  1. В этой теме обговаривается только методика измерений в Arta Software. Обновлено 02.12.2017. Дистрибутив Arta Software и мануалы на английском языке можно скачать по адресу: Arta Software. На данный момент доступна версия 1.9.1. С поддержкой ASIO звуковых карт. Обязательно посмотрите ссылку. Выложен материал по комплексным измерениям в Arta Software: http://cxo.lv/index....softwarecomplex Пожалуйста, не задавайте в теме вопросов, связанных с полной версией Arta. Некоторое время у меня была пауза с темой акустики в целом. Связано это было с необходимостью дорогостоящего измерительного оборудования для создания сколь-нибудь прилично звучащей пары напольников, либо для проведения изменений в конструкции "брэндовых" АС с целью максимально возможного для них улучшения. Я не просто считаю, что без хорошей измериловки создать приличную АС невозможно, я в этом твердо уверен, и фактов тому - море. В последнее время ситуация с акустикой для меня значительно изменилась. Появились недорогие (около $100) измерительные микрофоны (один такой уже заказан, оплачен и через пару недель должен приехать ), софт для акустических измерений и серьезного моделирования как корпусов акустических систем, так и разделительных фильтров. В данном разделе часто вижу сообщения с поиском параметров Т/С для динамиков. Имея возможность самостоятельно измерить параметры Т/С дома, можно значительно упростить задачу расчета АС. А учитывая то, что производители ДГ, как правило, указывают на поверку некорректные параметры, желательно измерять КОНКРЕТНЫЙ экземпляр ДГ. Измерить параметры Т/С можно готовыми приборами (например, Dayton, описанный несколькими темами ниже), либо с помощью ПК и звуковой карты. О последнем способе здесь и пойдет речь. Что необходимо для измерений Т/С: 1) ПК с полнодуплексной звуковой картой. 2) Дистрибутив программы Arta 3) Внешний усилитель мощности (например, на TDA2030). Главное - максимально линейная АЧХ в диапазоне частот 20-20000 Гц. 4) Коробочка. Схема приведена ниже: Я бы рекомендовал использовать схему http://cxo.lv/images....png. 5) Резистор Rref мощностью не менее 2 Вт и номиналом 10-20 Ом. Необходимо измерить значение этого сопротивления максимально точно. 6) Несколько резисторов для проверки погрешности измерений. Эти резисторы также необходимо измерить предельно точно. 7) Омметр для измерения сопротивления звуковой катушки ДГ по постоянному току. 8) Грузики для измерения методом добавочной массы. В идеальном случае: 9) Омметр с относительной погрешностью измерений не более 0,1%. 10) Магазин сопротивлений класса 0,1 или лучше. 11) Весы для взвешивания грузиков. Разрешение - 0.01 грамма при взвешивании массы 10 грамм и менее. Итак, начнем. Соединяем звуковую карту с усилителем и коробочкой. Переключатель S1 замыкаем. Запускаем "Arta Software -> Limp". Основное окно программы представлено ниже. Первым делом, проверяем настройки вход/выход звуковой карты через меню "Setup -> Audio devices". В поле "Wave Input Device" должен быть выбран линейный вход, в поле "Wave Output Device" - линейный выход. "OK". Переходим в меню "Setup -> Generator". В поле "Type" по умолчанию задан тип сигнала "Pink PN" (периодический розовый шум), его и оставляем. В поле "Pink cut-off" (частота среза розового шума) по умолчанию установлено значение 100 Hz. Можно установить и другое значение (например, 20, и получить наклон АЧХ тестового сигнала как у истинного розового шума), но разницы в измерениях нет никакой. Единственное неудобство при установке среза 20 Hz - при измерениях методом добавочной массы, груз на диффузоре начинает дребезжать, вызывая шероховатые ИЧХ. Значение в поле "Output level" позволяет выбрать уровень тестового сигнала при измерениях, а кнопка "Test" проверить соответствие. Не критично, если выбранное значение не соответствует уровню сигнала при тесте. Не рекомендую устанавливать слишком слабый уровень, так как это может проявиться в виде шероховатой ИЧХ. Оптимально - отображаемый уровень при тесте около -10 dB, не более. "OK". Переходим в меню "Setup -> Measurement". В поле "Reference channel" выбирается канал, являющийся опорным для сравнения с каналом измерения. В моем случае опорный канал - левый, канал измерений - правый, соответственно, я выбираю "Left". В поле "Reference Resistor" устанавливаем значение резистора Rref по схеме. В моем случае - 12,63. Поля "High cut-off" и "Low cut-off" отвечают за отображаемый на экране частотный диапазон измерений. Частоту дискретизации (Sampling Rate) можно установить любую, но не ниже 44100 Гц. Справа в настройках FFT установлено "FFT size" - 32768, "Averages" - None. Так и оставляем. "OK". Переходим в меню "Record -> Calibrate". В поле "Output volume" устанавливаем желаемый уровень сигнала и тестируем с помощью кнопки "Generate". Важно, чтобы индикаторы уровня внизу оставались зелеными, и ни в коем случае не меняли свой окрас на желтый, а тем более красный, так как это свидетельствует о перегрузке входа АЦП звуковой карты. Теперь необходимо проверить положение переключателя S1 "коробочки". Он должен находиться в положении "замкнуто" (резистор Rref зашунтирован). В поле "Number of averages" можно установить желаемое число повторов при калибровке. Если в настройках "Measurement" была установлена высокая частота дискретизации (например, 96 kHz), число повторов необходимо установить не менее 2. Нажимаем кнопку "Calibrate". Через пару секунд справа отобразится результат калибровки. Нажимаем "OK" и возвращаемся в основное окно программы. Нажатие правой кнопки мыши на окне результатов измерений вызывает меню "Graph Setup", где задается диапазон отображения значений сопротивления и частотный диапазон. Размыкаем переключатель S1, а к клеммам для измерения подключаем тестовый резистор. Я установил на магазине сопротивлений значение 30 Ом. Нажимаем кнопку в виде красного треугольника - "Start Rec", программа начинает измерения. Через несколько секунд нажимаем кнопку с красным кружком - "Stop Rec". В моем случае погрешность измерения сопротивления составляет 0,19 Ohm в абсолютной величине, или 0,63% в относительной. На приложенной картинке виден рост сопротивления на высоких частотах. Это магазин сопротивлений Р33 состоит из набора точных проволочных резисторов с высокой индуктивностью. По началу знакомства с программами для измерения ИЧХ, я пользовался очень точным магазином Р4831 (класс точности 0,02), он свободен от указанного недостатка, но сейчас под рукой его нет. Еще два изображения – измерение 100 Ohm и 3 Ohm. Абсолютная погрешность измерения в первом случае составляет -1,44 Ома, во втором - 0,26 Ом. Относительная погрешность соответственно -1,44% и 8,67%. Вторая цифра, конечно, великовата, но такова метрология (на малых значениях даже малое отклонение вызывает дикие значения погрешности). Теперь приступим к непосредственно измерению параметров Т/С методом добавочной массы. В качестве подопытного был использован НЧ динамик AE603 домашней акустики Acoustic Energy. Для того, чтобы программа посчитала параметры Т/С, необходимо предоставить ей два результата измерений - ДГ в оформлении Free Air и Added Mass. Размещаем динамик на ковре, подключаем к клеммам и производим измерение. Теперь зафиксируем результат измерений через меню "Overlay -> Set as overlay". Кривая ИЧХ на экране изменит свой цвет с зеленого на желтый (цвет можно изменить через меню "Edit -> Colors and grid style"). Распределяем по диффузору предварительно измеренные на весах грузики (если нет "наркоманских" весов, можно попросить взвесить грузики в аптеке, на худой конец - в магазине), либо эталонные грузики из расчета 10 грамм на 1 дюйм диаметра диффузора. Можно использовать монеты достоинством 1, 2, 3 и 5 копеек бывшего СССР, они обладают массой, соответствующей их денежному эквиваленту (1, 2, 3 и 5 грамм). Производим измерения. Выбираем в меню "Analyze -> Loudspeaker parameters – Added mass method". В поле "Voice coil Resistance" вводим значение сопротивления ДГ по постоянному току, "Membrane diameter" - диаметр диффузора в сантиметрах, "Added mass" - масса грузиков в граммах. Нажимаем кнопку "Calculate TSP" и получаем результат. Вот и все. Не так сложно и долго, как может показаться. Осталось упомянуть, что данный метод измерений Т/С НЕ подходит для ВЧ динамиков. Ниже в теме есть разъяснения по этому поводу. Измерять ВЧ динамики нужно с осторожностью. Arta умеет экспортировать данные измерений в файлы, воспринимаемые программами для расчета корпусов и разделительных фильтров (например, LspCAD). При измерении Vas методом добавочной массы, массу груза нужно принимать как 10гр. на каждый дюйм рабочего диаметра диффузора. Диаметр диффузора принимается по диаметру середины подвеса. Успехов! P.S. Будут вопросы - задавайте. Если Вы измеряете и что то не получается, то перед тем как спросить соберите весь набор информации, который потом прикрепите к вопросу, т.е. на каком этапе возникает ошибка, каким оборудованием пользуетесь, как измеряете Re и т.д. и т.п. Обязательно прикрепляйте скриншоты, тогда ответить будет проще. KAMIKAZE.
  2. Достаточно интересная тема, взявшая свое начало в ветке "Звук": http://forum.cxem.ne...indpost&p=52365 Итак, переношу два поста из той ветки. Самое смешное, как бы ни казался мой вариант ЦАПа сложным, реализация его проста. Есть только один недостаток - сразу купить все требуемые микросхемы достаточно проблематично в плане финансов. Постараюсь излагать как можно конкретнее. Первое. Для соединения ЦАПа с источником на данный момент существует два варианта: асинхронный интерфейс S/PDIF и синхронный I2S. Последний, хоть и обеспечивает (по словам других людей, поскольку сам не пробовал) лучшее звучание, но значительно сложнее в реализации с универсальными источниками, вроде компьютера или DVD - проигрывателя, поскольку они не имеют фиксированной частоты дискретизации. S/PDIF интерфейс обеспечивает передачу любого стандартного цифрового потока с Fd = 32кГц, 44.1кГц, 48кГц, 88.2кГц, 96кГц. Универсальная шина, ничего не скажешь, но у нее есть один существенный недостаток - повышение уровня джиттера при передаче. Это ведет к тому, что данные, записанные в младших разрядах, при преобразовании искажаются или теряются. Однако, существует метод (так называемый реклокинг (reclocking) или пересинхронизация), позволяющий помочь в данной ситуации, хотя целиком проблему и не решает. Второе. Тип микросхем ЦАП. На данный момент на рынке преобладают микросхемы дельта/сигма ЦАП, однако еще существуют малораспространенные мультибитные ЦАП (такие использовал я). Конечно, выбор, скорее, дело вкуса, но, как мне кажется, человек, послушавший нормальный ЦАП на мультибитниках, вряд ли захочет слушать дельта/сигму. Мультибитник привлекает своей широтой, глубиной, динамикой, мягкие приятные НЧ, мягкие и при этом прозрачные ВЧ. Дельта/сигма - это, прежде всего, точность и (что лично мне не нравится) резкость, ВЧ детальные, НЧ немного грубоваты. Это общее представление и, само собой, мое мнение. Еще одно существенное различие между мультибитниками и дельта/сигмой - это дороговизна первых. Итак, мой совет: собрать на том же, что и я. Это: DIR1701E+DF1704E+2xPCM1704U+2xAD811AN+пассивный ФНЧ+хороший ОУ в качестве буфера (OPA627, BUF634) DIR1701E - S/PDIF приемник, работающий со всеми форматами до 24/96, и снятый с производства Даташит у меня на него есть. Очень хорошая микруха, недорогая (около 5$), требует одной единственной частоты 12МГц для тактирования. Недостаток - корпус SSOP-28 с шагом 0,65 мм. DF1704E - цифровой фильтр с 8х передискретизацией. Дороговат - около 25$. Корпус SSOP-28 с шагом 0,65 мм. Даташит: http://focus.ti.com/...int/df1704.html PCM1704U - одноканальный мультибитный ЦАП, позволяющий принимать данные в формате 24/96. Для стереоварианта нужны две. Также дороговат - около 25$ за корпус без грейда (PCM1704U). Существуют грейды J и K, которые более линейны (и дороже), но на момент приобретения мною этих ИМС, кроме безгрейдовых не было больше ничего. Корпус SO-20 с шагом 1,25 мм. Даташит: http://focus.ti.com/...nt/pcm1704.html AD811AN - ОУ с ТОС. Для преобразователя ток/напряжение лучше не сыскать, можно даже не пробовать. OPA627; BUF634 - если есть деньги Здесь, в принципе, можно и попроще. Если Вас устраивает такой набор, скажите, я приступлю к рисованию схем. Какие возникнут вопросы, задавайте, вместе поищем на них ответы. Это я когда - то задавал свои первые вопросы по этой теме: http://dom.hi-fi.ru/forum/16/33425/0 http://dom.hi-fi.ru/forum/16/36128/0 http://dom.hi-fi.ru/forum/8/42767/3 На Вегалабе есть статья "ЦАП начального уровня", но пока сайт этот не работает. Статью я вытащил только благодаря Google, занеся фразу в строку поиска и нажав "Сохранено в кэше", правда картинки не показывает, но и в тексте много поучительного. Небольшое дополнение (от Aitras'a): Конструкции ЦАПов, собранные участниками форума и опубликованные на форуме: CS8416+AD1853+AD8138+AD8610 (@igorkuz, Схема, фото) DIR9001+AD1853+AD8066+AD825 (@And$er, Схема, фото) PCM2707+PCM1798+OPA4134 (@I{oT, Схема и фото) PCM2705+DIR9001+AD1955+AD8066+LM4562 (@artos5, Фото + описание и схема тут) PCM2706+2xAD1853+OP42FJ (@I{oT, Фото, осциллограмы, схема и плата разделителя потока) DIR9001+AD1853+выхлоп Игоря Семынина на транзисторах (@Витёк, Схема, плата и фото) 2xAD1853+OP42FJ (@I{oT, Схема и плата, фото+апгрейд) DIR9001+PCM1798+THS4052+OPA827 (@Santer_88, Плата и фото, инфо) CS8416+AD1955 (@Rosinant, макет) LC7881 без ЦФ с выхлопом Игоря Семынина (@GeniusXZ, Схема, плата и фото) 2xPCM1702+выхлоп Петя Рогов (@I{oT, Схема, плата и фото) 2xPCM58+OPA27+AD811+LT1363 (@Lexus, Схема и плата ЦА-части) Проект не завершен! DIR9001+TDA1541+OPA2134 (@waso, Схема, плата и фото, схема в формате sPlan) DIR9001+РСМ1796+OPA2132 (@waso, Схема, плата, фото, @FR., схема и плата) PCM2707+DIR9001+AD1851+OPA134 (@I{oT, Фото и осциллограммы) DIR9001+PCM1796+OPA2132+AD823 (@ilnur12, Схема, плата и фото) DIR9001+TDA1541+AD844+ФНЧ 6-го порядка в апроксимации Баттерворта (@tsf54, Схема, плата и фото) DIR9001+PCM1798+OPA2132 (@Cayot, Фото, @vosol, фото, плата взята у waso и скорректирована под PCM1798) DIR9001+РСМ1796+THS4062+4580 (@waso, Схема, плата и фото) WM8805+WM8741 (@berser, Фото, схема и плата, спектр) FAQ по цифровой обработке звука Небольшая статья из журнала "Chip News", №1, 2009 г.: FAQ по цифровой обработке звука.pdf Ничего особенного, но в ней объясняются такие понятия как джиттер, передискретизация, дизеринг, рассказывается про методы сжатия. Некоторые непонятные термины: De-emphasis - это частотная коррекция на ВЧ для дисков, специально записанных в режиме Pre-emphasis. Т.е. при мастеринге таких дисков уровень на ВЧ специально завышается, а при воспроизведении, соотвественно, все дожно происходить наоборот. Это делается с целью уменьшения шумов. Коррекция может происходить как в цифровом фильтре, так и в аналоговом пост-фильтре. Но дисков таких было выпущено очень не много. Так что если De-emphasis будет всегда выключен, то ровным счетом ничего страшного (источник - Вегалаб). О клоках-реклоках и синхронизации Грамотная реализация S/PDIF: http://www.vegalab.r...����-quot-SPDIF
×
×
  • Create New...