Jump to content
tsf54

Архив Эа Версия 2012 Начало.

Recommended Posts

Сергей, Слава, я пытаюсь поставить в управление ЭА тр-ры KSE и получаю h21 у 340=60~70, а у 350=120~130 и других не предвидится. Ваше мнение, надо запускать, а я менжуюсь. Вот что напаял, второй канал почти такой же, но без транзисторов.

post-119606-0-08967400-1366639729_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей, Слава, я пытаюсь поставить в управление ЭА тр-ры KSE и получаю h21 у 340=60~70, а у 350=120~130 и других не предвидится. Ваше мнение, надо запускать, а я менжуюсь. Вот что напаял, второй канал почти такой же, но без транзисторов.

post-119606-0-08967400-1366639729_thumb.jpg

Не меньжуйтесь, Виктор, ставьте как есть! Даже не переживайте, усё будет работать как надо :yes: . Я их вообще не подбирал, просто спаровал по партии, то есть 340/340 одной партии, и 350/350 тоже одной, но совсем другой партии :D , мало того... 340 у меня это KSE, а 350 это MJE... :) Запускайте смело, всё нормально, принцип зеркал уже соблюдается если транзисторы в каждом из плеч однопартейцы! :yes:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так не интересно! :(

Спаял, включил - работает. Только ТП ВК великоват - 110мА на пару.

Надо какой-нибудь подстроечник прилепить.Чтобы крутить и получать удовольствие - настраиваешь однако :crazy::D

Share this post


Link to post
Share on other sites

Литиевые батарейки Fanso для систем телеметрии и дистанционного контроля

Системы телеметрии находят все более широкое применение во многих отраслях на промышленных и коммунальных объектах. Требования, предъявляемые к условиям эксплуатации приборов телеметрии и, как следствие, источников питания для них, могут быть довольно жесткими. Fanso предоставляет широкую линейку продукции, рассчитанной на различные условия эксплуатации, что позволяет подобрать батарейку для каждого конкретного применения, в том числе и для устройств телеметрии.

Подробнее

А мне кажется все упустили главную мысль Сергея Федоровича,это то,что меня количество транзисторов,меняя номиналы элементов,мы получаем уже не тот усилитель,который задумывался автором. А так каждый в праве выбора:) Думаю это даст многим ответ на вечные вопросы:)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Во сколько раз больше пар, во столько раз меньше амплитуда тока через каждую пару, и во столько раз выше эквивалентная линейность характеристик выхлопа. То есть примерно во столько раз меньше искажений, которые порождаются токовой амплитудой, а ею порождаются почти все искажения.

В этом вся суть применения высоковольтного многопарного выхлопа в высокачественном хай энде, а вовсе не в "получении киловаттов мощи", как по считают большинство дилетантов, и не в разводилове на бабки.

И с этой же фишкой созвучна вот эта фишка

звучит он при малой громкости оч интимно (наконец-то подобрал эпитет), именно на малой громкости надо слушать. И вообще музыку надо слушать на малой громкости

то есть по другому говоря, интимность в звуке присутствует до тех пор, пока оба плеча выхлопа находятся в активном режиме. И диапазон, пока сохраняется этот активный режим, можно растянуть разными способами - классом А, классом ЭА, классом АВ с достаточно большим током покоя, а чтобы амплитуда этого тока через пару менялась как можно меньше, требуется больше пар и повышенное питание.

Share this post


Link to post
Share on other sites
                     

Приглашаем на вебинар Решения для построения ультразвуковых счетчиков жидкостей и газов на базе MSP430

Компэл совместно с Texas Instruments 23 октября 2019 приглашают на вебинар, посвященный системам-на-кристалле для построения ультразвуковых расходомеров жидкостей и газов на базе ядра MSP430. Вебинар проводит Йоханн Ципперер – эксперт по ультразвуковым технологиям, непосредственно участвовавший в создании данного решения. На вебинаре компания Texas Instruments представит однокристальное решение, позволяющее создавать точные недорогие счетчики жидкостей и газов.

Подробнее...

Ну вот, запустил один канал, всё работает прекрасно, звук очень и очень..., ну в общем NATALY. Sanken дал хорошый звук и вообще у меня на этой ПП все тр-ры поставил не по схеме автора (waso), но по одиночки я их все уже испытал в этой схеме. И так опер LM318, тр-ры по порядку в УНе 3904/3906; 2705/1145; 1540/3955, шунт 548/558, пред драйверы 1930/5171 (2 пары); в ВК 3264/1295 (2 пары), в управлении ЭА KSE340/350.

Так не интересно! :(

Спаял, включил - работает. Только ТП ВК великоват - 110мА на пару.

Надо какой-нибудь подстроечник прилепить.Чтобы крутить и получать удовольствие - настраиваешь однако :crazy::D

А почему, к этому стремится каждый разработчик.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для большей ясности, я могу более подробно объяснить причину появления и пропадания этого аудиофильского эффекта интимности звучания.

Технари, в подавляющем большинстве случаев, объясняют эффект субъективного ухудшения звучания (пропадания интимной теплоты звука) заметностью так называемых переключательных искажений, которые возникают в момент прохождения одного из плеч выхлопа через область неуправляемых токов переходов, когда выходной транзистор одного из плеч закрывается или открывается.

Отчасти это верно. Но только отчасти. И с точки зрения психологии восприятия, искажения неуправляемого тока не самое главное зло, тем более что в современной схемотехнике они эффективно давятся очень глубокими ООС и эффективно уменьшаются технологически, в процессе производства транзисторов с малыми областями неуправляемых токов.

В чём же психология видит причины потери интимности звучания?

Все знают, как заметно меняется характер звучания усилителя в процессе настройки. Например при изменении коррекции, или смене транзисторов, или изменении рабочего тока какого либо каскада. То есть, определённый характер настройки является индивидуальным характером усилителя, его "личностью".

В процессе работы выходного каскада усилителя класса АВ, при некотором уровне амплитуды выходного напряжения, поочерёдно наступают три момента - когда работают оба плеча, когда работает NPN плечо, и когда работает PNP плечо. И в каждом из этих трёх состояний резко изменяются передаточные характеристики усилителя, его АФЧХ. На малой амплитуде работает двухтактный выход, это первый характер, а в двух состояний закрытия плеч поочерёдно работаю два других, однотактных характера с разной проводимостью и разными характерами звучания. То есть, по другому говоря, поочерёдно включаются в звук три набора настроек, три различных характера звучания, длительность звучания каждого из которых во много раз больше, чем длительность переключательных искажений.

Мозг подсознательно детектирует эти три поочерёдных различных состояния, и у слушателя возникает ощущение множественности воспринимаемых характеров звука. Вместо одного, звучат сразу три характера, а то и больше.

Поэтому и пропадает субъективное ощущение тёплой интимности звучания, общения уха и усилителя "тет-а-тет". Ведь в этом ощущении "вдвоём, один на один" как раз и заключается интим.

Чтобы сохранить это ощущение постоянства характера усилителя, применяются уловки типа класса А, ламповые каскады, ЭА.

Но даже у двухтактных ламп и двухтактного ЭА, несмотря на отсутствие неуправляемых переключений с резкой сменой трёх характеров, есть проблема поочерёдного захода одного из плеч в статичный режим по мере роста амплитуды выходного сигнала. Статичный режим, это когда несмотря на то что ток через оба плеча не прекращается, но плечи поочерёдно теряют усилительные свойства.

По другому говоря, те же три различных характера всё равно присутствуют, просто переходы от одного к другому происходят более плавно, без резких переключений. Но всё равно "поют трое", а не один, просто поют хором а не по очереди как в жёстком АВ. Но ощущение интимности "тет-а-тет" всё равно тускнеет. Трое разных характеров, это всё равно не один. С тремя интима не бывает :unsure: , это всегда общага :D

Не смотря на ламповость и ЭА, есть только три способа не допустить этой потери однохарактерности звука независимо от амплитуды выходного сигнала - однотакт и класс А, это радикальные способы. И третий способ, для двухтакта - это увеличение количества пар выхлопа с достаточным током покоя, чтобы транзисторы плеч как можно дольше не приближались к области статичных токов.

Не жадничайте, ставьте в усилитель полноценные ВК с полным набором транзисторов, дайте им хорошее питание, и усь отблагодарит вас за то что вы не сделали его хоровой кричалкой, будет ласкать уши тёплым интимным :wub:, глубоко индивидуальным звуком.

:)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Lehsiy. Вот таким-бы языком книжки писали.

Все конкретно и понятно.

А есть ли смысл поставить по 2 транзистора в плечо в ВК УН , может кто экспериментировал ..

Я пробовал,только в другом усилителе с подобной структурой.

Во сколько раз больше пар, во столько раз меньше амплитуда тока через каждую пару, и во столько раз выше эквивалентная линейность характеристик выхлопа. То есть примерно во столько раз меньше искажений, которые порождаются токовой амплитудой,

На самом деле, при двух парах в ВК УНа, уровень третьей гармоники снижается процентов на тридцать. При трех только на 40%. ( если SpectraPlus не врет) Это при сохранении общего ТП постоянным и работе на двойку ВК. Сказывается нелинейный характер нагрузки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Lehsiy. Вот таким-бы языком книжки писали.

Все конкретно и понятно.

Спасибо вам всем, мужики, за понимание. Приятно, чесс слово, когда тебя понимают. Особенно приятно, что в разделе такого прекрасного усилителя и народ подобрался такой замечательный, не имеющий широко распространённой дурной привычки спорить с очевидными и разумными вещами. Впрочем, это закономерно, самые понимающие всегда выбирают лучшее, а остальные почему то предпочитают проходить мимо ))

С книжками есть масса проблем.

Во первых, вопрос ведь касается технических устройств, и по общепринятым правилам научного описания требует описания научным языком, с формальным математическим обоснованием, результатами не вызывающих сомнения экспериментов и т.д. и т.п. Поэтому книжки пишутся всё более и более заумно и узкоспециализированно, так как авторы боятся обвинений в художественной ненаучности и шарлатанстве. А я представил описание в основном образное, основанное на аналогиях из области психологии. Как ни странно, но значительное количество так называемых учёных мужей, в основном представители точных наук, не спешат признавать саму психологию наукой, не говоря уж о признании результатов её деятельности научным продуктом, ссылаясь на вышеозначенные критерии строгой научности. Но как можно изложить палитру субъективности ощущений самых разных людей на языке строгой математической формализации и вывести некие универсальные формулы? Это нереальная задача, слишком много нерегулярных действующих факторов. Есть конечно ряд устойчивых закономерностей

Во вторых, есть конечно такая область исследований как психоакустика, но и тут есть ряд проблем из той же оперы - для признания статуса хоть какой то научности, а не художественной литературы, требуются результаты сложных и как правило весьма дорогостоящих опытов, точные цифры и устойчивая статистика, проче-прочее, и самая главная проблема это склонность людей верить только категориям, считающимся априори научно-авторитетными, не требующими регулярных доказательств своего научного статуса. То есть если бы под тем постом стояла подпись не леший, а какой нибудь ВсеРасейский НИИ каких то там невероятно научных изысканий, то вопросов со стороны широкой аудитории автоматически было бы гораздо меньше. Но всё равно, и в таких случаях находятся целые отряды скептиков, не верящих никому и ничему кроме собственных глюков, и готовых спорить сколько угодно с кем угодно и по любому поводу. Их не останавливает даже этот статус авторитарной научности.

Так что влезать в эту научно-книжное болото у меня давно уже нет никакого желания. Мне и так хорошо )) И достаточно поделиться опытом с теми, кто как вы готов слушать и понимать.

Во сколько раз больше пар, во столько раз меньше амплитуда тока через каждую пару, и во столько раз выше эквивалентная линейность характеристик выхлопа. То есть примерно во столько раз меньше искажений, которые порождаются токовой амплитудой,

На самом деле, при двух парах в ВК УНа, уровень третьей гармоники снижается процентов на тридцать. При трех только на 40%. ( если SpectraPlus не врет) Это при сохранении общего ТП постоянным и работе на двойку ВК. Сказывается нелинейный характер нагрузки.

Да конечно. Извиняюсь за эту маленькую неточность. По мере увеличения пар снижение искажений идёт не пропорциональными разами, оно ближе к логарифмической зависимости. Но оно есть. С некоторого числа пар прирост качества становится настолько малым, что не оправдывает увеличения сложности и удорожания. На мой взгляд Вадим выбрал оптимальное число для выхлопа, 5-6 пар транзисторов такого типа для бытового класса вполне достаточно. Даже на проф вполне тянет. В УН тоже можно предусмотреть параллель, если есть желание. Но опять же мне кажется Вадим поступил весьма разумно что не стал громоздить второй СЛ. А так то да, вместо одного народного валенка 4793 можно поставить пару с высокоомным коллектором. Теоретически это может дать некоторые преимущества.

В этом смысле Вадим очень верно отметил ещё одно свойство параллельных пар, значительное уменьшение блуждания полюсов, которое связано с зависимостью граничной частоты от амплитуды тока. Множество пар снижает требования к жёсткости коррекции, которая должна ориентироваться на минимальную граничную частоту, чтобы не было вч подвозбудов на резких перепадах амплитуды тока. Больше пар, меньше дрожание частоты, легче коррекция...

Share this post


Link to post
Share on other sites

В моей версии,количество пар ВК (3),взято по принципу "необходимой достаточности".Т.е находится на грани минимально возможного,для достижения приемлимового качества(Д.Сэлф)Конечно,лучше было бы 4 пары,но это наверняка отпугнет часть не очень подготовленных любителей,хотя бы из-за увеличения стоимости проекта.А поскольку я считаю,что наш Сайт должен охватывать как можно бОльшую аудиторию,поэтому и конструкции надо делать такими,чтобы повторить могли не только "мастера",но и не очень подготовленные люди. В идеале должно быть так,как написАл Андрей: "Так не интересно! :(

Спаял, включил - работает. "

Edited by tsf54

Share this post


Link to post
Share on other sites

День добрый. В поиске "самого лучшего" транзистора для этой схемы (и для про версии) запутался- MJL21193-96 это зло (4Mhz,500pF против 2SA1943-5200 30Mhz, 360pF) или добро. Или 2SA1295-3264, или... :help:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не, ну Мотороппы знатные транзисторы, но вот 4МГц, как ба не для этой схемы. Могу и ошибаться, но Вадим обкатывал америкосов, и отдал предпочтение Тошибе, на сколько я помню. А вот с Санкенами сам хочу попытать, Виктор ака 1950 хвалил их по звуку.Лично я разницы между Тошибой и этими Санкеями в дешманских Прошных активных Саундкингах не услышал, так, где то на уровне догадок, Санкены пожирнее чутка, помясистее....ИМХО

Edited by pkartavin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Привет ВСЕМ!

Да, по звуку они (Sanken) хороши, сам расслушал их, третий день гоняю (правда один канал) и с каждым днём мне они больше и больше нравятся. Второй канал на тошибах и вот какая штука, первое ВКЛ не дало явного преимущества, но оно было и выражалось в мягкости, интимности звука. А дальше- больше, разница стла заметней. Сегодня-завтра закончу второй канал и тогда уже сравнение пойдёт корректно, по "взрослому".

Edited by Спиридонов В.В.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, уже... и сразу глюк, ВКЛ лампа медленно гаснит и через пол минуты плавто загорается, как будто заводится, пока ищу, ещё ни чего не померил кроме УНа - ток ~14мА с лампой.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Медленно гаснет - это нормально. А потом - свист.С выхода УНа на землю конденсатор побольше поставьте. Можно в параллель. У меня комлектация как у Вас, только мелкие все 5551/5401 и коррекция в УНе вся по 33пФ. Один канал пошел, а второй свистнул. 66рФ мало оказалось.

Edited by malahof.andrej

Share this post


Link to post
Share on other sites

Стоит 150pF больше чем в первом канале, там 100pF. Дело в другом, ток ВК растёт в отрицательном плече, а в + нет.

И после ВЫКЛ, ВКЛ только через 3-5мин. иначе сразу лампа не гаснет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Миллера надо увеличитьОтрицательное вообще проблемное,когда на грани.

Edited by malahof.andrej

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вообще-то у меня вход закорочен, какой возбуд, я понимаю возбуд возможен когда есть хоть какое-то усиление. На выходе УНа ( коллектора выходных) 2,36в а ВК при ВКЛ -плечо сразу с большим током (~39-40мВ на резисторе 0,56ом) и растёт, а в +плече падает.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да нет, если свистит, то свистит и с закороченным входом. Я когда свой делал, свистел с двумя кондёрами на выходе УНа, а с одним мало того что переставал, так ещё и снизить удалось значительно. Так и оставил один только в минусовом плече. Ещё два экземпляра повторили всё в точности, там пришлось идти по такому же пути. Не знаю почему так. У Вас один или оба кондёра?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Слава привет!

У меня на выходе один в минусовом =150pF добавил 100pF нет изменений. Я с таким глюком впервые сталкиваюсь. Попробую уменьшить

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте, Виктор! Уменьшать пока не стоит, пусть побольше стоит. Значит надо коррекцию танцевать, как только успокоится, тогда и С41 можно уменьшить.

Ещё раз внимательно прочитал Ваши посты, так может дело и не в возбуде, если бы свистел, то ток вырос бы в обоих плечах. А у Вас при включении сначала нормально, а потом начинает перекашивать усь, так? Посмотрите что там в узлах ЭА, увеличьте С22/С23, с 51пФ у меня они генерили чёрти что, поставил по 82пФ - стало чисто. Пощупайте их осциллом. Может где ошибка, или банальный непропай.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я ж его гада прикрутил на радик, т.к. первый канал-то уже работает, тот я налаживал по всем правилам, без радика ( громко сказано), ВКЛ и только токи подстроил, и ВСЁ. Сюда впаял то-же самое и на те.

Edited by 1950

Share this post


Link to post
Share on other sites

Виктор,померь напряжения на коллекторах Т7\8. Должно быть одинаковое,только разной полярности.Если оно разное,то копай УН.Если одинаковое,отсоедини R27\28,ток ВК должен упасть до 0 и так стоять.Если он растет в каком то плече,то копай ВК.Возможно "плывет" драйвер.

Edited by tsf54

Share this post


Link to post
Share on other sites

Привет, Сергей!

Выгнали меня из моей "лаборатории", ремонт идет, уже из дома. Напряжение между коллекторами VT7/8 =2,36v и держится до определённого момента ( до тока в отрицательном плече ~60мА на один тр-р), а потом и оно падает.

Если он растет в каком то плече,то копай ВК.Возможно "плывет" драйвер.
, а закоротить базы драйверов? Но это только завтра. Edited by 1950

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
This topic is now closed to further replies.

  • Сообщения

    • Надыбал у себя в загашниках на германиевый транзистор ASZ1017 фирмы TUNGSRAM, АЖ на 20 Вт! Адна штюка. Прозвонил - целый. Применять его, естественно, не буду, но вдруг кому в коллекцию или для "теплого германиевого звука" надобен.
    • Мужики, оно вам надо? В детстве не надрочились?
    • Прочитав предыдущий пост, могу предположить, что сегодня запросто можно сыграть в игру "Помыться в бане  холодной водой быстрее всех".
    • Да кстати ни одной нормальной схемки на радиоуправления я так и не нашёл. Хотя тоже искал.  @Серж Вамп Да конечно начну с приёмника, но нужны также и схемки пульта. Потому как скоро пойду закупаться запчастями и хорошо бы чтобы всё разом закупить.  И не бегать из за какой то мелочи каждый раз по магазинам.
    • О, "знаток" светодиодов выискался! А промолчал бы - за умного сошел бы...
    • Вчера пол-дня крутил УВ. Интересные факты вылезли. Не - схема его позволяет "выкрутить" АЧХ очень точно, поскольку доступны две регулировки.  Значит, прописал я на 202м Таскаме две частоты с уровнем-10дБ, 315 и 3150Гц для начала. Зная АЧХ его усилителя записи, можно сказать, что выходной ток у него на этих частотах одинаков. Уровень по первой частоте выставил. А вот со второй, которая фактически привязана к постоянной времени 120мкСек, вышло всё вовсе не так, как по теории. Фактически, с головкой 3Д24.8440 эту постоянную времени пришлось увеличивать до 160мкСек! Вывод: Агеев был полностью прав. Стандартная постоянная времени не учитывает контактных и прочих потерь, которые неизбежно возникают. Но в заводских и большинстве любительских магнитофонов оно кругом 120мкСек - вот вам и линейность АЧХ в +\-3дБ, в которую еле-еле всё влазит.  Поэтому подстроечники EQ mid надо ставить на 10 кОм, ибо не хватит пределов регулировки. Про уровень сигнала на выходе УВ: по указанным в схеме номиналам вышло больше раза в два, чем планировалось, а планировался стандартный уровень 775мВ. Для попадания в нужное значение нужно либо поставить подстроечники Level на 10 кОм, либо оставить их по схеме, а резисторы R27, R30 запаять на 6,8кОм. Последнее и было сделано. Из нюансов работы, щелчков при переключении коррекции с железа на хром нет от слова "вообще", что радует.  Потом на том же Таскаме прописал -20дБ 15кГц, тут было уже неинтересно и скучно - покрутил EQ high, всё выставилось.  Вылез кикоз, которого я вообще не ожидал: "свистело" там, где никак не может - в ...шумодаве! Генерила К157ХП3. Милливольт 10 лезло с неё. И это в режиме воспроизведения, когда она не находится в петле ООС ОУ. Возбуд был пойман на выходе воспроизведения, когда полез искать источник - обнаружил, что он присутствует на выводах 12 и 11, т.е. возникло внутри самой микросхемы, поскольку на входе (17нога) всё чисто. В другом канале - всё идеально. Давить возбуд навешиваниями конденсаторов - неверное решение и было опробовано на практике самое эффективное - замена К157ХП3 на другую такую же микросхему из другой партии. 
  • Покупай!

×
×
  • Create New...