Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Темброблок Н Сухова.rarВот схема ! :)

Высококачественный регулятор громкости и тембра на (К157УД2, К547КП1)

Описанный в [1] УМЗЧ высокой верности разрабатывался для субъективной экспертизы звучания цифровых лазерных проигрывателей компакт-дисков (ПКД). При проведении экспертизы к выходу УМЗЧ подключались мощные высококачественные акустические системы (АС), а его вход соединялся С выходом ПКД с целью обеспечения минимальных фазовых и нелинейных искажений, а также снижения уровня шумов посредством простейшего резистивного делителя напряжения, в качестве которого использовался проволочный переменный резистор СП5-21-А-2 сопротивлением 15 кОм.

Этим делителем можно установить громкость 90—94 фон, необходимую для проведения субъективной экспертизы, поскольку при такой громкости обеспечивается нормальный баланс спектра и нет необходимости в дополнительной частотной коррекции. В дальнейшем регулировка осуществлялась только при смене типа АС или отличии номинального выходного напряжения испытуемого ПКД от стандартного (2 В эфф).

При использовании описанного УМЗЧ в качестве базового усилителя высококачественного звуковоспроизводящего комплекса его необходимо дополнить тонкомпенси-рованным регулятором громкости и регулятором тембра,, имеющим чувствительность 150...200 мВ. Описание такого блока регулировки, разработанного автором, и приводится в публикуемой ниже статье.

Основные технические характеристики

  • Входное сопротивление, кОм - 150
  • Номинальное входное напряжение, мВ - 150
  • Номинальное выходное напряжение, м В - 800
  • Относительный уровень собственных шумов: взвешенное значение - 94дБА, невзвешенное значение - 88дБ
  • Глубина регулирования громкости, дБ - 36
  • Глубина регулирования тембра, дБ + 10...—10
  • Коэффициент гармоник, %, при номинальном уровне ВЫХОДНОГО сигнала .<0,001 %
  • Перегрузочная способность, дБ 4-18.

Принципиальная схема и принцип работы

Принципиальная схема блока приведена на рис. 1. Первый его каскад собран на ОУ DA1.1 (DA2.1) и выполняет функции регулятора стереобаланса. Резистором R21 коэффициент усиления каждого канала можно изменять в пределах ±4 дБ.

Второй каскад блока собран на ОУ DA1.2 (DA2.2) и представляет собой модификацию активного тонкомпенсирован-ного регулятора громкости, подробно описанного в [2]. Принцип частотной компенсации этого регулятора в области НЧ основан на изменении при регулировании громкости постоянных времени цепей ООС, охватывающих ОУ — C3R5R7.1 и R7.1R9C6 (C15R26R7.2 и R7.2R30C18), а также изменении АЧХ частотно-зависимого делителя R5R6C4 (R26R27C16) при перемещении движка регулятора громкости R7.1 (R7.2).

Частотную компенсацию в области высших частот обеспечивает цепь C5R8 (C17R28), включенная параллельно части резистора R7.1 (R7.2). В крайнем левом (по схеме) положении движка R7.1 (R7.2) выполняется условие C3R5= C6(R9+R7.1) (Cl 5R26=C1 В (R30+R7.2).

nto15142t.png

Принципиальная схема высококачественного регулятор громкости, баланса и тембра ВЧ/НЧ.

Цепь C4R6 (C16R27) зашунтирована согласно принципу виртуального замыкания входов ОУ, а цепь C5R8 (C17R28) шунтирует соответствующая секция резистора R7.1 (R7.2), поэтому каскад имеет единичный и частотнонезависимый (в звуковом диапазоне) коэффициент передачи.

АЧХ, формируемые каскадом в крайних и среднем положениях регулятора громкости R7, показаны на рис. 2 и мало отличаются во всем диапазоне регулирования от идеальных кривых тонкомпен-сации, построенных на основании кривых равной громкости Флетчера — Мансона [3].

Особенность описанного регулятора громкости — близкая к экспоненциальной зависимость коэффициента передачи на средних частотах при линейной функциональной зависимости сопротивления от угла поворота оси резистора R7. Это обеспечивает максимальную плавность регулирования, так как повороту оси на один и тот же угол соответствуют равные приращения громкости. Электронные коммутаторы на транзисторах VT1.1. и VT1.2 (VT1.3 и VT1.4) позволяют отключить тонкомпен-сацию.

На ОУ DA3.1 (DA3.2) выполнен активный регулятор тембра низших R13.1 (R13.2) и высших R14.1 (R14.2) частот [4]. На рис. 3 показаны АЧХ, формируемые этим каскадом в разных положениях регуляторов. Как видно из рисунка, максимальная глубина коррекции составляет 10 дБ, что вполне достаточно для звуковоспроизводящего комплекса высокой верности.

В то же время ограничение глубины коррекции позволило уменьшить рассогласование АЧХ и ФЧХ правого и левого каналов до уровней соответственно не более 0,2 дБ и 3 град, в диапазоне частот 20...20 000 Гц в любом положении регуляторов (то же самое относится и к регулятору громкости), что важно для сохранения неизменного положения кажущихся источников звука при натуральном стереозвучании.

Применение активных регуляторов громкости и тембра позволило обеспечить требуемый динамический диапазон устройства в целом достаточно простыми средствами.

Для измерения коэффициента гармоник применялась методика с подавлением первой гармоники, описанная в [5]. На рис. 4 приведены спектрограммы сигнала на выходе блока регулировки громкости и тембра при подаче на его вход сигнала от генератора, спектр которого показан на рис. 5 (первая гармоника частотой 1 кГц на обеих спектрограммах подавлена на 60 дБ).

Относительный уровень наибольшей второй гармоники составляет —108 дБ, что соответствует коэффициенту нелинейных искажений по второй гармонике 0,0004 %, а с учетом высших гармоник общий коэффициент гармоник не превышает 0,001 %.

Вследствие падения петлевого усиления ОУ на высших звуковых частотах уровень интермодуляционных искажений устройства несколько выше. На рис. 6 показаны спектрограммы выходного сигнала при подаче на вход устройства суммы двух синусоидальных напряжений частотой 19 и 20 кГц.

Изменено пользователем sanyaretro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

20% скидка на весь каталог электронных компонентов в ТМ Электроникс!

Акция "Лето ближе - цены ниже", успей сделать выгодные покупки!

Плюс весь апрель действует скидка 10% по промокоду APREL24 + 15% кэшбэк и бесплатная доставка!

Перейти на страницу акции

Реклама: ООО ТМ ЭЛЕКТРОНИКС, ИНН: 7806548420, info@tmelectronics.ru, +7(812)4094849

Организация питания на основе надежных литиевых аккумуляторов EVE и микросхем азиатского производства

Качественное и безопасное устройство, работающее от аккумулятора, должно учитывать его физические и химические свойства, профили заряда и разряда, их изменение во времени и под влиянием различных условий, таких как температура и ток нагрузки. Мы расскажем о литий-ионных аккумуляторных батареях EVE и нескольких решениях от различных китайских компаний, рекомендуемых для разработок приложений с использованием этих АКБ. Представленные в статье китайские аналоги помогут заменить продукцию западных брендов с оптимизацией цены без потери качества. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Хороший регулятор, качественный, хоть и морально устаревший. Напряжение питания только очень высокое. Может, если б полевики были современные, можно было бы и снизить...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Инженеры КОМПЭЛ провели сравнительное тестирование аккумуляторов EVE и Samsung популярного для бытовых и индустриальных применений типоразмера 18650. 

Для теста были выбраны аккумуляторы литий-никельмарганцевой системы: по два образца одного наименования каждого производителя – и протестированы на двух значениях тока разряда: 0,5 А и 2,5 А. Испытания проводились в нормальных условиях на электронной нагрузке EBD-USB от ZKEtech, а зарядка осуществлялась от лабораторного источника питания в режиме CC+CV в соответствии с рекомендациями в даташите на определенную модель. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Литиевые аккумуляторы EVE Energy и решения для управления перезаряжаемыми источниками тока (материалы вебинара)

Опубликованы материалы вебинара Компэл, посвященного литиевым аккумуляторам EVE Energy и решениям для управления перезаряжаемыми источниками тока.

На вебинаре мы представили информацию не только по линейкам аккумуляторной продукции EVE, но и по решениям для управления ею, что поможет рассмотреть эти ХИТ в качестве дополнительной альтернативы для уже выпускающихся изделий. Также рассмотрели нюансы работы с производителем и сервисы, предоставляемые Компэл по данной продукции. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Да sanya110 устарел ,но старый конь борозды не портит :) ,качество отличное - нравятся низы ! У меня этот темброблок имеется в наличии - достался уже собранный .Купил усилитель с рук и там этот темброблок оказался . Но по плате видно ,что она паянная ,перепаянная ,дорожки местами рваные ,проводами заменены. .Слышан небольшой фон . Громкость полностью не убирается и балланс регулируется неощутимо .

Спасибо SaMaHa за схему !Интересная схема и главное из доступных деталей !И микрухи у меня есть и в металле и в пластмассе :) Плохо то ,что печатки нет ,а деталей не мало. Придется самому опять рисовать . Обязательно проверю эту схему ! Не понятно ,что это за трех ступенчатый тонкомпенсатор и зачем он и почему, не подписано где выс ,где низкие ?

Изменено пользователем sanyaretro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Литиевые батарейки и аккумуляторы от мирового лидера  EVE в Компэл

Компания Компэл, официальный дистрибьютор EVE Energy, бренда №1 по производству химических источников тока (ХИТ) в мире, предлагает продукцию EVE как со склада, так и под заказ. Компания EVE широко известна в странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии уже более 20 лет. Недавно EVE была объявлена поставщиком новых аккумуляторных элементов круглого формата для электрических моделей «нового класса» компании BMW.

Продукция EVE предназначена для самого широкого спектра применений – от бытового до промышленного. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Слышан небольшой фон . Громкость полностью не убирается и балланс регулируется неощутимо .

Причина фона может быть либо в источнике питания - плохая фильтрация питающего напряжения (устранимо), либо в паразитных наводках - плохая экранировка, неудачная разводка платы. Глубину регулировки громкости можно изменить, попробовав подобрать резисторы в цепи регулятора (R9, R30). По поводу баланса автор схемы товарищ Сухов сам указал ±4дБ - а это совсем немного, хотя тоже можно попытаться немного расширить этот диапазон.

что это за трех ступенчатый тонкомпенсатор и зачем он и почему, не подписано где выс ,где низкие ?

Если внимательно посмотреть на схему, несложно понять, что переключатель SA1 служит для исключения темброблока из цепи прохождения сигнала, т.е. им просто выключается регулятор тембров и сигнал на усилитель мощности проходит "как есть", без частотной коррекции. Выключатель SA2 служит для ослабления выходного сигнала предварительного усилителя на 20дБ, т.е. при его нажатии громкость уменьшается в 10 раз. Это полезно, если Вы слушаете музыку на малой громкости и хотите очень плавно изменить ее в небольших пределах. И SA1, и SA2 - это "опциональные" органы управления, если указанные функции Вам не нужны, Вы можете смело исключить из схемы указанные выключатели, а также резисторы R8, R9, R13, R14. А вот выключатель SA3 как раз обеспечивает включение режима тонкомпенсации.

Регулировка в области низких частот осуществляется потенциометром R17, а в области высоких - потенциометром R11. Это же так просто, коллега :yes: .

Изменено пользователем sanya110
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо Саш большое ,за такое подробное разъяснение ! :thank_you2: Ни когда не связывался с темброблоками и вообще слаб в теории . Больше собирал усилители .Есть мечта собрать ламповый ,все детали есть и ламп куча ,проблема с выходными трансформаторами . А , что ты можешь сказать о качестве этого темброблока Ю.Солнцева !?

Изменено пользователем sanyaretro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, с теорией - это поправимо, все придет с опытом. Все мы начинали с "радиолюбительских университетов" и только потом становились кандидатами и докторами наук. Или спивались - кому что было ближе :).

По поводу темброблока (точнее, предварительного усилителя) Ю.Солнцева скажу следующее. Схема, как и у Сухова, тоже "с бородой", время безжалостно и элементная база там, понятно, также устаревшая. Однако операционники серий К544 и К547 обладают лучшими характеристиками, чем серии К157 (у Сухова) к тому же не требуют применения элементов частотной коррекции. Схема у Солнцева попроще, а значит и с платой хлопот будет меньше.Построение узла регулировки тембра "классическое". Кроме того, для ее питания не требуется источник повышенного напряжения.

Если говорить совсем уж строго, то единственным объективным критерием оценки качества работы того или иного усилителя могут служить только численные значения его электрических характеристик (диапазона частот, коэффициента гармоник, уровня шумов и т. д.). Для их измерения необходимо применением весьма точных измерительных приборов, коих у нас с Вами нет. Да и качество работы любого усилителя в значительной мере определяется качеством его сборки - правильностью построения и компоновки печатной платы, аккуратностью монтажа, точностью подбора компонентов, наличием возможности настройки и т.д.

Например, заявленные Суховым характеристики несколько выше, чем у Солнцева, но они были получены каждым из авторов на конкретном экземпляре усилителя с применением конкретных компонентов и при тщательной настройке. При повторении другим человеком без возможности настройки эти характеристики могут довольно сильно отличаться, и любое схемотехническое преимущество будет нивелировано.

Вывод из всего вышесказанного: обе схемы вполне достойны и имеют право на жизнь. Не располагая хорошей приборной базой не стоит слишком уж предвзято подходить к анализу преимуществ каждой из них, ибо на практике все может оказаться не столь уж однозначно. Чисто субъективно мог бы рекомендовать схему Солнцева по упомянутым выше причинам. Но если Вы уже разработали плату под Сухова и хотите ее повторить – не вижу проблем. В любом случае, постарайтесь поточнее подобрать элементы, работающие в симметричных частях схемы, сделать плату как можно более компактной и монтаж максимально аккуратным. Большим плюсом будет применение в качестве пассивных компонентов импортной элементной бызы (особенно SMD) и наличие хорошего источника питания с малым уровнем пульсаций.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо огромное Саш за выше изложенное - прислушаюсь обязательно к вашим словам и я уверен ,что и другим пригодится ! Я обязательно соберу схему Сухова и Солнцева и сравню их .Я музыкант и вокалист - думаю смогу услышать разницу хоть небольшую . :) Мне как раз нужно два темброблока . У меня сейчас имеется усилитель Китайского производства на полевых транзисторах мощностью в 200 watt ,который довольно хорошо звучит ! И еще в проекте Ланзар - печатные платы для него я уже заказал. Сейчас подумываю ,может и в прям переделать печатку Сухова и сделать ее компактней и двухсторонней ! :) А вот что мне не нравится в схеме Солнцева ,так это то ,что печатные платы придется делать две .Вот если операционики заменить на импортные - двухканальные ,вот тогда было бы неплохо! И плата была бы гораздо компактней !

Изменено пользователем sanyaretro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вообще возможно ли заменить к157 уд2 на импортную микруху с лучшими характеристиками ,ну естественно с переделкой схемы ? Почитал на форумах ,что не стоит .

Изменено пользователем sanyaretro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Идею сделать оба усилителя и сравнить звучание поддерживаю двумя руками. Это самый лучший вариант для правильного выбора нужной схемы и очень хорошая практика для дальнейшей успешной работы.

Двусторонняя плата, безусловно, компактнее и потому практичнее, но для ее изготовления требуется большая аккуратность и знание некоторых полезных нюансов (например, цепи питания, расположенные в одном слое, желательно располагать перпендикулярно сигнальным цепям во втором слое для уменьшения паразитных емкостей монтажа).

К157УД2 заменить, конечно, возможно. Однако такая замена помимо переделки схемы (даже ее некоторого упрощения) может потребовать также и наладки усилителя для обеспечения высоких электрических показателей, что для Вас может оказаться несколько затруднительным.

Для усилителя Солнцева Вам никто не мешает сделать одну общую плату сразу для двух каналов – получится вполне компактно, точно не больше платы Сухова. Сравните сами: в схеме Сухова четыре корпуса DIP-14, у Солнцева для стереоварианта – четыре корпуса DIP-8. Операционники, безусловно, можно заменить сдвоенными импортными (а заодно при желании поискать и подходящие аналоги отечественных транзисторов), хотя значительного выиграша в размерах платы это не даст. На отечественных вполне можно сделать очень компактную плату (со спичечную коробку), если использовать в схеме SMD-элементы.

Изменено пользователем sanya110
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

sanya110

Двусторонняя плата, безусловно, компактнее и потому практичнее, но для ее изготовления требуется большая аккуратность и знание некоторых полезных нюансов (например, цепи питания, расположенные в одном слое, желательно располагать перпендикулярно сигнальным цепям во втором слое для уменьшения паразитных емкостей монтажа).

На днях начну печатку рисовать ,не знаю что получится ,но что то должно получиться !:) как сделаю выложу сюда ! Спасибо за дельные советы Саш !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саша, для начала покритикую Ваше творчество, если позволите. Для пользы дела, так сказать…

Прежде всего, разобраться в плате трудно. Во-первых, трассы и компоненты изображены в произвольных слоях, причем на разных чертежах эти слои различны. Неправильно. (Здесь как в партитуре – для каждого голоса свой нотоносец со своим ключом – скрипичным или басовым.)

Во-вторых, отсутствуют изображения корпусов компонентов с позиционными обозначениями, поэтому проверить правильности трассировки даже Вам, автору, чрезвычайно сложно.

В-третьих, монтажные отверстия присутствуют не под все выводы микросхем, что, в общем-то, неправильно.

В-четвертых, контур платы несколько странен – по стороне расположения регуляторов оставлено «ого какое» поле неиспользуемого материала под осями регуляторов, а с противоположной стороны контактные площадки примыкают к самому контуру платы безо всякого разумного зазора.

Далее, на плате присутствует ни к чему не подключенная контактная площадка – определить ее назначение без изображения компонентов не представляется возможным. Кроме того, контактные площадки для внешних подключений усилителя (входы-выходы, питание, выносные компоненты и т.д.) по правилам выносятся к краям платы – одному или нескольким (как удобнее).

Дорожки на плате имеют различную ширину и произвольные углы изгиба, что усложняет чтение чертежа и нарушает единообразие (вроде как страдает эстетика :yes: ). Если нет конкретных конструктивных ограничений, дорожки лучше делать единой фиксированной ширины. Исключение могут составлять лишь цепи питания и, в первую очередь, общий провод - его всегда имеет смысл делать пошире. При изгибании трасс желательно придерживаться угла 45 градусов – для простых плат это условие обеспечить несложно.

По поводу переменных резисторов: из чертежа неясно, будут ли регуляторы впаиваться в плату непосредственно выводами или выноситься и подключаться проводами. Поэтому если рассчитываете располагать регуляторы непосредственно на плате, то учтите, что порядок их следования можно будет считать более-менее удачным только в том случае, если плата будет располагаться в корпусе «вверх ногами, т.е. компонентами вниз (расположение регулятора баланса правее регулятора громкости – это нарушение законов эргономичности).

Кстати, LAY-файл почему-то не открывается, хотя тоже использую Sprint-Layout 6.0.

Рекомендации. Чтобы Вам самому было легче разобраться в сделанном, дополнительно нанесите изображения элементов со схемными позиционными обозначениями и перенесите дорожки в соответствующие слои. Элементы – в слой К1 (красный), дорожки со стороны расположения элементов – в слой М1 (синий), дорожки со стороны, противоположной расположению элементов – в слой М2 (зеленый). Заодно подпишите назначения клемм для внешних подключений. А потом можно будет найти еще много поводов для облагораживания монтажа (пока Вы усилитель не спаяли :yes:).

Изменено пользователем sanya110
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В нотах ,там все проще гораздо ,по крайней мере для меня.А здесь приходится голову ломать - с дорожками мучиться . Бывают затруднения, проложить путь дорожки из одного места в другое . Благодарю Саш за критику !Спасибо огромное за помощь и за то ,что заходите - не покидаете меня ! :) Все постараюсь исправить в ближайшие дни и приму к сведению все, что вы написали ! В первую очередь ,сделаю дорожки все одинаковые по ширине ,потом вставлю все компоненты и подпишу где вход и выход . Отверстия на микросхемах действительно не хватает - заработался видимо :)Переменники будут впаиваться в плату .Плата будет обрезана до переменных резисторов . С макросами еще придется голову поломать .Их много и нужно искать подходящий компонент - ужас.

Саш ,а Sprint-Layout 6 у вас подделка видимо,не 6я а 5я .Я тоже такую скачивал и программа не открывала у меня некоторые файлы.

Могу вам на почту скинуть оригинальную версию - портативную !

Изменено пользователем sanyaretro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моя очередь благодарить за подсказку по поводу portable-версии :yes:.

Действительно, совместимость с инсталляционной версией 6.0 нарушена, что, конечно, нехорошо. Но, несмотря на то, что к портабельному софту отношусь с некоторой осторожностью, решил использовать именно portable-версию. Хотя бы потому, что в ней появилась возможность наносить надписи на плату кириллицей (ранее такой роскоши не было), да и при необходимости будет возможность помочь не словом, а делом.

Впрочем, используемый лет 10-12 назад Sprint-Layout 3.0 тоже был исключительно портабельный. Правда, тогда он умещался на дискетку 1,44 Мб, а сейчас макросов набралось уже столько, что без пол-литры не разобраться. Зачастую проще использовать «облегченную» библиотеку макросов от более старой версии или нарисовать нужный компонент самостоятельно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доброго времени суток !Я бы и сам по удалял с удовольствием половину макросов из за них программа долго загружается ,да и вес большой. Вы мне подали идею ! Ведь действительно можно и самому нарисовать нужный компонент! :)Правильно ли я понял или нет ,в 1 ом слое Ф1- синий ,для рисования дорожек !В 1ом слое Ш1 - красный ,для рисования компонентов ! Во 2 ом слое Ф2 - зеленый ,для рисования дорожек !Во 2 ом слое Ш2 - желтый,для рисования компонентов ! " А для чего тогда К1 - белый ?

Изменено пользователем sanyaretro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Со слоями Вы разобрались совершенно верно. Слой К1 (белый) по спецификации предназначен для создания принципиальной схемы или сложного (непрямоугольного) контура платы. Обычно в нем располагают дополнительные надписи (полярность, цоколевку транзисторов), штриховку участков платы для обозначения опасных зон и т.д. В нем удобно наносить позиционные обозначения элементов, которые должны отображаться на чертеже для облегчения его чтения, но не должны переноситься на материал при воплощении платы в жизнь (т.е. этот слой просто отключают при печати, не затрагивая основные слои).

Самостоятельное рисование макросов – это наилучший вариант. Во-первых, в повседневном творчестве реально используется весьма ограниченное количество обозначений компонентов, а избыточные только утяжеляют запуск программы. Во-вторых, готовые макросы не всегда точно соответствуют габаритам, форме, расположению выводов реальных компонентов. Иногда на это можно махнуть рукой, а иногда лучше взять штангенциркуль, сесть и нарисовать собственную мини-библиотеку (раз в жизни можно :yes:). Когда-то (в период интенсивного конструирования) я так и делал, потому и Вам рекомендую, ибо нет в этом ничего сложного. В случае с Вашим предусилителем - это максимум десяток макросов.

Изменено пользователем sanya110
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К - контур

Ф - фольга (вся трассировка на этих слоях)

Ш - шелкография (маркировка)

Для изучения SL6: раз, два, три, (четыре на будущее)

С уважением, Михаил, EEP Lab

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый вечер !Вот немного переделал печатку и вставил компоненты !Не знаю ,что можно еще сделать.

o4x1m77er.jpg

o4x1lxku8.jpg

Н Сухов.lay6

Изменено пользователем sanyaretro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прогресс налицо. Но я по привычке все же покритикую (профессия у меня такая – придираться к результатам чужого труда :yes:).

1. Плата нарисована не по сетке, поэтому контактные площадки и дорожки "гуляют" самым произвольным образом. Очень сложно что-либо подправить.

2. Для облегчения восприятия на плату принято наносить позиционные обозначения (C4, R12), а не номиналы элементов, которые понимания не добавляют. Трудно указать на ошибки в монтаже.

3. Наличие перемычек на двусторонней плате – признак нехороший, говорящий о низкой эффективности разводки.

4. База (расстояние между выводами) некоторых компонентов подозрительно мала. Например, для резисторов у Вас оно составляет всего 7,5 мм. Это нормально при вертикальном расположении компонентов, но при горизонтальном позиционировании база для МЛТ-0,125 (например) должна составлять 12,5 мм. Изгиб вывода элемента у самого корпуса считается недопустимым.

5. Контактные площадки конденсаторов С22, С23 одновременно являются площадками переходных отверстий между слоями, что не позволит монтировать конденсаторы вплотную к плате (ибо припаиваться они должны с обеих ее сторон).

6. Зазор между клеммами питания по чертежу составляет всего 0,9 мм, при этом разность потенциалов между ними согласно схеме может достигать 45 В. От греха подальше рекомендую разнести контактные площадки "+" и "-" подальше от общего провода. А заодно расположить контактные площадки базовых выводов транзисторов чуть подальше по отношению к коллекторным и эмиттерным.

7. Дорожки шириной 0,3 мм, проходящие между выводами ИМС, нарисовать вручную будет сложно, лудить впоследствии тоже окажется непросто.

8. Присутствует ошибка в подключении обоих транзисторов - попутано расположение выводов коллекторов и эмиттеров.

9. Перепутаны номиналы резисторов R23, R24.

10. Ошибка в подключении резистора R27.

Пока больше огорчать не стану, лучше подытожу.

Большинство недочетов - следствие недостатка опыта. Вполне нормальное явление, со временем все придет. Случайные ошибки не в счет, все мы регулярно ошибаемся, потому по сто раз перепроверяем и каждый раз находим новые косяки.

Не воспринимайте мои замечания слишком остро – пишу «как надо», а Вы можете делать «как получается». Обязательно исправить нужно только грубые ошибки, а на эстетику и компактность просто махнуть рукой. Работать все равно будет. Появится исправленный вариант – постараюсь начисто что-то подправить. Успехов!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я никогда не обижаюсь ,а наоборот благодарен вам .А на ошибках как говорят учатся! :) Лучше исправить при разработке, чем потом искать проблемы и ломать голову . Постараюсь все исправить .А вот с перемычками ,не знаю ,получится ли все их убрать ,наверное навряд ли .Ну хоть часть уберу точно!:) Проходящие дорожки через микросхемы постараюсь вывести на противоположную сторону - действительно тонкие через чур .Спасибо за помощь !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доброго времени суток всем !Вот пришлось многое изменить !Размер увеличил ,так как компактней не получается сделать .Саш ,надеюсь ,что ошибок поменьше стало ,а может и больше :unknw: Голова уже не соображает от этой печатки :heat:

ocrekohc3.jpg

Пред - Сухова !.rar

Изменено пользователем sanyaretro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую, коллега! C каждой итерацией у Вас получается все лучше и лучше :yes:. Думаю, в общих чертах уже вполне пристойно и на этом варианте можно остановиться. Если два-три дня идея терпит, могу попробовать проверить на предмет расхождения со схемой и, по возможности, немного оптимизировать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...