Jump to content

Recommended Posts

Выделено из темы "Импульсная Зарядка Для Автоаккумуляторов (Новодел)"

Закончил я ЗУ по схеме "качели". Теперь кипятить не буду. :rolleyes:

Состоит из 2х плат:

Основная плата - ЗУ со схемой защиты от переполюсовки.

Стабилизация выходного напряжения жёсткая. Uхх установил 15В. Этот запас нужен для уверенного преодоления просадки напряжения на соединительных проводах до крокодилов (R<26мОм, падение на крокодилах <260мВ@10А).

Выходной ток выбирается трёхпозиционным тумблером - 3, 6 или 10А.

Вентилятор работает в режиме включено - выключено, в зависимости от состояния ключа VT7, который помимо защиты от переполюсовки, работает ещё и в качестве ключа нагрузки.

Принудительное запирание VT7 при достижении верхнего напряжения качелей 14,4В - шунтированием перехода Б-Э VT6.

Дополнительная плата - компаратор с регулируемым гистерезисом и регулируемыми порогами. Ширина окна гистерезиса (разница между порогами верхним и нижним) подстраивается подстроечником R6. Смещение порогов срабатывания - R8. Пороги стабильны, компаратор запитан от стабилизатора DA2 78L05 на 5В. Пороговым элементом служит TL431. VT1 осуществляет положительную ОС. C3 фильтрует помехи. R3 пропускает ток утечки DA1 в запертом состоянии (0,3мА).

Ширина окна гистерезиса зависит от соотношения R4 и суммы R6+R7. VD1 защищает схему от переполюсовки. По сигнальному входу защиты не требуется, её роль выполняют резисторы делителя R6-R9 и внутренний диод DA1 между А и У.Э.

Контакты +АКБ и -АКБ схемы коммутируются непосредственно на одноимённые крокодилы, отдельной парой проводников, чтобы минимизировать влияние тока зарядки АКБ на точность порога срабатывания.

Выходной сигнал компаратора развязан при помощи оптрона U1 PC817. Фототранзистор оптрона при достижении верхнего порога 14,4В на АКБ, шунтирует VT6 схемы ЗУ. Ключ на мощном полевике VT7 запирается. Зарядка останавливается, АКБ обесточивается. Одновременно с отключением VT7, выключается светодиод HL2 и вентилятор. При достижении на АКБ напряжения 13,2В, фототранзистор U1 размыкается, полевик VT7 подключает АКБ к ЗУ, VT5 включает вентилятор и СИД HL2. Зарядка возобновляется.

Раздельное исполнение оказалось удобно - платы можно настроить независимо. Основная плата работоспособна и без дополнительной, но только в обычном режиме заряда постоянным током со стабилизацией напряжения в конце зарядки. Платы соединены парой проводов с разъёмами PLS-02 на концах.

Все "внешние" соединения выполнены разъёмными. Выходные силовые - ножевые, вроде таких.

post-190902-0-26243900-1439831505_thumb.jpg

post-190902-0-38857300-1439831518_thumb.gif

post-190902-0-55658400-1439831529.gif

ЗУ 3_6_10А качели.rar

Edited by Falconist

Share this post


Link to post
Share on other sites

Благодарю, FOLKSDOICH, верно подметили. Не сразу заметил, эта ошибка оказывается, вкралась сразу в несколько вариантов платы :). На практике конденсаторы установлены, конечно, правильно. Исправил.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Импульсный источник питания - расчет за 10 минут в eDesignSuite

Как ориентироваться в огромном количестве существующих вариантов, чтобы выбрать наиболее подходящий для конкретного случая. «Ручной» перебор всех вариантов может оказаться весьма трудоемким процессом, а полученный результат – далеко не оптимальным. Специализированное программное обеспечение, позволяет уменьшить количество рутинных операций при проектировании.

Подробнее

Это всё хорошо, получается почти полный аналог генератора авто, только ген авто может влупить и 50А на заряд ( при сильно разряженном АКБ), а данное ЗУ ограниченно порядка 10А, но в любом случае идет заряд напряжением, т.е. АКБ будет заряжаться как от автогенератора примерно процентов на 85, причём конец заряда можно и не дождаться - он начинает очень сильно растягиваться во времени когда ток пошёл на спад, всё это хорошо, но не лучше ли будет спроектировать ЗУ с ограничением только по току, а при достижении на клеммах АКБ 14,2В - ЗУ почти полностью отключалось бы - при таком режиме заряда АКБ может заряжаться примерно до 95% ( если память мне не изменяет) и конец заряда будет более быстрым и чётким.

Edited by Drevnii

Share this post


Link to post
Share on other sites
                     

Как упростить выбор ИП для промышленного применения?

Компания Mean Well выпускает широкий перечень встраиваемых источников питания с креплением на шасси, имеющих, на первый взгляд, схожие характеристики. Статья расскажет о ключевых особенностях выпускаемых семейств и упростит выбор источника питания для промышленного применения.

Подробнее

...при таком режиме заряда АКБ может заряжаться примерно до 95% ( если память мне не изменяет)...

Процентов на 20 изменяет, конечно если часов 5-7 кипятить процентов до 90можно, а можно качелями накачать почти до100 но дольше будет.


... нельзя впихнуть невпихуемое, связать несвязуемое ...

Share this post


Link to post
Share on other sites
                     

Преимущества новых высоковольтных SOI-драйверов Infineon

При производстве драйверов силовых транзисторов компания Infineon использует различные технологии: JI, SOI, CT. Драйверы, выполненные с применением технологии SOI, имеют целый ряд преимуществ по сравнению с классическими JI-драйверами. В статье рассматриваются эти преимущества на примере новых семейств драйверов 650 В 2ED210x и 2ED218x.

Подробнее

Vslz

Внёс ты смуту в мои мозги, я уже и платку отдельную спаял ( защита от переполюсовки и отключение АКБ и преобразователя при окончании заряда), кстати тоже отдельная платка с отдельными проводами непосредственно от зажимов АКБ, но на релюхе, я как то стремался полевиков - были ложные срабатывания при подключении АКБ ( догадываюсь, что от простоты подключения).

Ещё вчера я тупо спёр схему подключения полевика и уже печатка ЗУ готова ( в проекте), но сегодня при более внимательном анализе качелей!!! понял - пусть себе тыркает АКБ - изначально зарядило до 14,4В - уже хорошо, а дальше можно отключить в любой момент, чёткой фиксации окончания заряда нет, да и не нужно.

Хотелось бы спросить:

При переполюсовке полевик нормально отрабатывает? - ложных срабатываний нет?

Edited by Drevnii

Share this post


Link to post
Share on other sites

...всё это хорошо, но не лучше ли будет спроектировать ЗУ с ограничением только по току, а при достижении на клеммах АКБ 14,2В - ЗУ почти полностью отключалось бы - при таком режиме заряда АКБ может заряжаться примерно до 95% ( если память мне не изменяет) и конец заряда будет более быстрым и чётким.

Все именно так и происходит, зарядка стабильным током идёт до 14,4В, пока узел "качели" (выполненный на маленькой плате) полностью не отключит цепь заряда при помощи полевика VT7. Напряжение стабилизации в самом преобразователе умышленно выбрано более высоким (15В), чем верхний порог "качелей" 14,4В, чтобы режим зарядки постоянным током соблюдался до самого конца. Но отказываться от стабилизации напряжения вообще - глупо: без неё напряжение на C23 взлетит до 27-28В во время паузы (ПТ заперт, АКБ отключен).

Теперь отвечаю по узлу защиты от переполюсовки.

Узел защиты от П/П работает отлично, защита отрабатывает более мягко, чем в другом варианте (построенном на N-МОП, npn-транзисторе и шунте). При обратном присоединении АКБ нет вообще никаких искр, только зажигается индикатор HL3 "переполюсовка". Если крокодилы никуда не подключать, никакой дерготни и автогенерации не наблюдается - горит светодиод HL1 "сеть" - и всё. Сопряжение узла защиты от П/П и узла "качели" проверено в симуляторе и практически, работает, как и предусмотрено.

Edited by Vslz

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это всё хорошо, получается почти полный аналог генератора авто, только ген авто может влупить и 50А на заряд ( при сильно разряженном АКБ), а данное ЗУ ограниченно порядка 10А, но в любом случае идет заряд напряжением, т.е. АКБ будет заряжаться как от автогенератора примерно процентов на 85, причём конец заряда можно и не дождаться - он начинает очень сильно растягиваться во времени когда ток пошёл на спад, всё это хорошо, но не лучше ли будет спроектировать ЗУ с ограничением только по току, а при достижении на клеммах АКБ 14,2В - ЗУ почти полностью отключалось бы - при таком режиме заряда АКБ может заряжаться примерно до 95% ( если память мне не изменяет) и конец заряда будет более быстрым и чётким.

Ну может быть Вы и правы. И АКБ обязательно заряжать полностью.

Однако мой тюменский АКБ прослужил верой и правдой 12 лет, я бомбил, и зимой, и летом. А ведь я его ни разу не снимал с машины, и не ставил на зарядку по правилам ни разу.

Много раз поднимал его с нуля вообще (а говорят, что садить в нуль его нельзя вообще), две последние зимы полностью он провел в занесённом по самую крышу гараже, и конечно садился почти до конца- я его потом поднимал зарядкой с ограничением тока 30 ампер нерегулируемой. Наконец он почил, и я купил себе японский. :)

Это был своеобразный тест- драйв. Просто я машину уже купил с пятилетним аккумулятором, т.е. 7 лет эта машина у меня.

А может небольшой недозаряд ему и полезен?


Судя по наметившейся тенденции в сфере образования, скоро по окончании ВУЗа будут выдавать бумажку с надписью "Деплом".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Vslz

Я изначально не понял про качели - потому и написал, сейчас мне твоя версия очень и очень.

Ограничение напряжения в своей версии ЗУ ( на SG3525) я изначально исключил - ну куда оно ( напряжение) взлетит при подключенном АКБ?, а если отключить клеммы, то ЗУ отключится при напряжении 14,4В, мож там что то и взлетит, но выходной конденсатор выдержит импульс отключения, в моей версии отключается и сам преобразователь оптосимистором.

Узел защиты принял на веру - работает - значит работает.

kotenok

Повезло, видел немецкий АКБ на Запорожце - если верить маркировке, то уже 25 лет служил - фантастика, причём никаких видимых вмешательств в АКБ ( в плане переборки).

Share this post


Link to post
Share on other sites

ну куда оно ( напряжение) взлетит при подключенном АКБ?, а если отключить клеммы, то ЗУ отключится при напряжении 14,4В, мож там что то и взлетит, но выходной конденсатор выдержит импульс отключения

Куда взлетит - объясняю. VT7 - отключает АКБ от схемы ЗУ. Сам преобразователь во время паузы работает вхолостую (если не считать нагрузочного R34). Если у TL494 не будет ООС по напряжению, то оно взлетит до максимума, ведь ток нагрузкой не потребляется. Поэтому все компоненты базовой схемы сохранены: ООС по току, ООС по напряжению, защита от переполюсовки. Но напряжение стабилизации увеличено, а узлу защиты от переполюсовки придана дополнительная функция - коммутация цепи АКБ для реализации режима "качели".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Vslz

Собрал я ваши качели, вместе с защитой от переполюсовки - на стенде всё прилично работает, Сипасибо.

Завтра пойду испытывать на АКБ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сутки раскачивал туда-сюда аккумулятор :). Первый проход до 14,4В - без особенностей. ЗУ отключилось. Через две минуты снова включилось на 10 секунд - и т.д. Утром посмотрел - напряжение на АКБ как будто "не желает" пересекать границу 13,2В, а когда это происходит - зарядка идёт около 1 сек, а потом - длительная пауза минут в 5. Через неделю проверил ЭДС АКБ - 13,18В. Было - 12,9В.

Edited by Vslz

Share this post


Link to post
Share on other sites

Оно так и будет 13,2. В бесперебойниках тоже 13,2 напряжение заряда. там ведь тоже свинцовые батареи, только емкостью поменьше.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В общем, заряжал грузовой АКБ 190А/Ч, лишь поздним вечером ЗУ перешло в режим качелей, полчасика посмотрел как он работает и пришлось отключить зарядку ( поздно уже было). Что могу сказать - всё чинно работает, всё понравилось и защита и качели.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А зачем отключили то? Самый раз оставить на ночь - как раз утром результат увидели бы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Обнаружились недочёты - решил устранить, а затем можно и на ночь.

1) АКБ засульфатирован и собственно напряжение набрал очень быстро, плотность ниже 1,19, а уже качели начали работать, поначалу секунд через 5, а через полчасика через 0,5-1 сек., я всерьёз за стрелку амперметра начал переживать. Можно было бы снизить заряд ампера на два и тогда вновь включается обычный заряд, но это не выход, я решил установить дельту 12,7-14,4В и амперметр через кнопку - чисто для контроля и первоначальной установки зарядного тока, опять же интересно изначально АКБ заряд принимает или уже нет.

2) Подглядел у вас регулировка тока фиксированная, у меня потенциометр уже не контачит, со временем наверное любой начнёт барахлить - в общем нужно на фиксированную переходить.

3) Порадовало, что у меня куллер через стаб на 9В подключен, представляю как его колбасило бы с моим засульфатированным.

Edited by Drevnii

Share this post


Link to post
Share on other sites

....АКБ засульфатирован и собственно напряжение набрал очень быстро...

Ну, в таком случае ток заряда лучше уменьшить - длительность накачки заряда будет больше. Какова длительность паузы и зарядки у Вас, что вы беспокоитесь за стрелку амперметра?

....Подглядел у вас регулировка тока фиксированная, у меня потенциометр уже не контачит...

Это да, давно заметил. Зачем рисковать - тумблер надёжнее скользящего контакта в потенциометре, зарядный ток можно выбирать из нескольких заранее известных значений вместо плавной регулировки. Плавная регулировка - это хорошо, но во-первых, нужны качественные переменники (а это не ширпотреб), а во вторых, без амперметра (который я не устанавливал) плавная регулировка не имеет смысла - ток то не по чему выставлять.

...Порадовало, что у меня куллер через стаб на 9В подключен, представляю как его колбасило бы с моим засульфатированным...

У меня напряжение на вентиляторе изменяется в диапазоне напряжения качелей (13,2В...14,4В) за вычетом напряжения насыщения КТ972А (0,8В) и падения на резисторе 10Ом. Итого 10,4В...11,1В, выше не поднимается - схема просто вырубает его. Измеренный ток потребления вентилятора диам. 80мм составляет 200..250мА. Так что с перегрузкой по напряжения вентилятора никаких проблем нет. :)

Edited by Vslz

Share this post


Link to post
Share on other sites

1) Тогда бы я не дождался бы когда заработают качели.

Длительность паузы и заряда за 30 минут уменьшилась до 0,5сек ( АКБ то засульфатирован), в отличии от хорошего он очень быстро стремится вернуться к своему полуразряженному ЭДС.

2) Опять же, если АКБ не новый ( засульфатированный), без амперметра вы выставляете на 10А, а там нет никого.

3) Я не про перегруз куллера напряжением, а про отключение.

Хорошо если АКБ хороший, а если засульфатированный? Он же каждые полсекунды будет отключаться и включаться..

P.S. Хорошо что я на засульфатированном проверял, все огрехи наружу, не всегда же будет заряжаться хороший АКБ.

Edited by Drevnii

Share this post


Link to post
Share on other sites

...Тогда бы я не дождался бы когда заработают качели......без амперметра вы выставляете на 10А, а там нет никого...

Похоже эти две мысли взаимно противоречивы - АКБ же засульфатирован - стало быть, заряжается куда быстрее. Значит, при меньшем токе заряда АКБ быстрее дойдёт до верхнего порога 14,4В. Зачем торопиться, тем более с больным АКБ?

Если напряжение на АКБ под током меньше 14,4В - то ток как миленький поднимется до 10А. Потому что у меня TL494 настроена на поддержание 15В при выходном токе меньше установленного (10А). Если АКБ потерял ёмкость - ток стабилизации не будет достигнут, качели почти сразу же отрубятся по верхнему порогу 14,4В. Тогда будет наблюдаться включение/выключение довольно частое. Это сразу же видно по индикаторам.

Поэтому я предложил переключить ток заряда на меньшее значение - частота переключений заряд/пауза уменьшится. Засульфатированный АКБ не нужно долбить 10 амперами, больная АКБ столько не возьмёт, ваши слова это подтверждают. С таким же успехом можно пытаться заряжать АКБ от UPS током 10А - мигалка обеспечена. Просто помните это и выставляйте ток соответственно ёмкости и состоянию батареи - Нормальная батарея - 0,1C, Плохая - меньше.

А ещё можно вместо C3 (2*10мкФ) на плате качелей поставить малогабаритный электролит 220мкФ*10В - частота переключений будет ограничена.

Кулер может иной раз питаться и не таким напряжением - вспомните схемы с кулерами и частотой ШИМ сотни Гц. От вкл/выкл пусть даже 1 раз в секунду ему ничего не будет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

АКБ засульфатирован

Попробуй десульфатировать. После перехода в "качели" подключи к АКБ нагрузку (я пользую 24V габаритные) и пусть качается.


... нельзя впихнуть невпихуемое, связать несвязуемое ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не надо ничего десульфатировать.

Была задача проверить свежесобранный преобразователь в паре с защитой от переполюсовки и качелями - всё отлично работало, а то что у меня там что то дрыгалось, так это я сам сознательно, в такой режим загнал.

Защита и качели просто отличные.

Кстати Геннадий мысль подал своим таймером - к такой защите можно не только добивку приладить, но и раскачку ( заряд сильно разряженной или засульфатированной АКБ импульсным током с частотой примерно 1Гц до 12В), а далее пойдёт обычный заряд.

Edited by Drevnii

Share this post


Link to post
Share on other sites

VsIz попал, делал добивку, а теперь придётся делать и капельницу и десульфатор :crazy: - теме то нужно соответствовать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Десульфатор пока ещё не опробован в железе, рано ещё, Drevnii, торопиться не нужно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вонна!, значит Фалконист угадал с названием темы.

А я пока капельницу адаптирую - тоже не тороплюсь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Сообщения

  • Similar Content

    • By NILIXX
      апарат после включения с акуумулятором или без аккумулятора становится на аварию.кто сталкивался прошу помоч.



    • By Aronnax
      Здравствуйте!Не подскажите, что за модель пуско - зарядного устройства?


    • By GremlinFikali
      Приветствую всех! Надеюсь вы сможете помочь мне с моими нубскими вопросами в этот томный карантинный период. Собственно было у меня наипростейшее зарядное уст-во для металлгидридных и кадмиевых AA и AAA акб на 1.2 v. Соответствующее приложеной схеме. Всё бы хорошо, НО: уст-во сильно грелось в районе платы и стояла вонь от горелого, дешового, китайского и наверняка токсичного пластика. С таким мириться я не захотел и заподозрил что например какой-нить из резисторов испорченный и греется свыше нормы. 
      Полностью всё разобрал и распаял, проверил каждый элемент по отдельности - всё рабочее и соответствует номиналам. Значит причина не в этом. Пластик повонял пару дней, но в итоге выветрился и перестал, а вот сама плата воняет до сих пор. Обратно на этой же плате спаивать не вариант. Ща загружу фотки виновника сие мироприятия.
      Собственно вопросы:
      Что можно использовать в качестве платы, чтобы спаять эту схему ? (На вонючей паять неохото) отсюда возникает ещё один вопрос - Вонь это не правильный подбор элементов или ещё какие-то причины ? 
      В целом и в общем хочу довести эту простую вещь до ума, хотелось бы сделать всё органично и функционально. С нетерпением жду ваших замечаний и предложений о том, как это можно реализовать. Ещё интересует как сделать так, чтобы светодиоды переставали светить, когда акб уже полностью заряжены.



    • By ega234
      Приветствую всех, имеется усилитель Magnat RX44 с проблемой сгорания предохранителей. После замены он включился, но на всякий случай я разобрал его для проверки. В усилке используется 2 транса и 2 ключа в каждое плечо. Они были целые, но когда осциллографом стал проверять что на затворах полевиков, то в одном из плеч импульсы были меньшей амплитуды, 4в в отличие от 10в на остальных. Позже я решил полевики заменить на конденсаторы 2200пф в качестве нагрузки, результат тот же. Заменил цепь повторителя, диод 1n4148 и транзистор A1015, результата не дало. Без нагрузки то же самое. С 9 и 10 выходов TLки импульсы в норме (осциллограмма) 
       
      Пила на 5-ом тоже нормальная
       
      А вот что после этого повторителя

      С других идет почти что такое же, как с TL.
      Прошу подсказать на что следует обратить внимание и куда копать дальше)
      Схему нашел от RX22, но по питанию она такая же, за исключением второго транса

    • By Leonid Play
      Здравствуйте. У меня есть хобби Стряпаяю зарядки для акб (схемка ниже) и раздаю друзьям. Сделал 6 штук. Проблема в том, что я очень слабо разбираюсь в электронике. Тупо мотаю вторичка с телевизионных трансфера и паяю по схеме найденный в закромах хлам. КТ827А приходится покупать. Тут обнаружил у себя десяток КТ808БМ. Кажется они стояли в СССРовских усилках. Так вот можно ли их использовать в место КТ827А, не сильно меняя эту схему - уж очень она по моим  знаниям подходит. Заранее благодарю всех кто поможет.

      https://www.komitart.ru/87-zaryadnoe-ustroystvo-dlya-avtomobilnogo-akkumulyatora-svoimi-rukami.html
×
×
  • Create New...