Jump to content

Фонокорректоры, отличные от Василича


 Share

Recommended Posts

Вот в файлах нашел еще фото одного корра на 6Ф12П

post-107193-0-85807000-1465550241.jpg

post-107193-0-50151700-1465550273_thumb.jpg

Там, где стеллажи обрывались, я наконец-то нашел полки с музыкой: настольные колонки, ламповый усилитель, проигрыватель - стандартный набор меломана 60-х... Что ни говори, а музыка обесценивается не так быстро, как мысли. (Харуки Мураками. "Охота на овец")

Link to comment
Share on other sites

Игорь чем питаешь накал 6Ф12П, переменкой или выпрямленным? Фон 50 Гц. сильный?

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение. (Альберт Эйнштейн.)

Link to comment
Share on other sites

Накал постоянкой

Там, где стеллажи обрывались, я наконец-то нашел полки с музыкой: настольные колонки, ламповый усилитель, проигрыватель - стандартный набор меломана 60-х... Что ни говори, а музыка обесценивается не так быстро, как мысли. (Харуки Мураками. "Охота на овец")

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Вебинар «Мощные модульные системы питания MEAN WELL 3+N. Новинки и хиты» (22.06.2023)

Приглашаем 22 июня на вебинар, посвященный подходу компании MEAN WELL к созданию мощных управляемых систем низковольтного и высоковольтного питания и зарядных установок для промышленного, технологического, телекоммуникационного, медицинского, радиопередающего и другого оборудования, а также для систем альтернативной энергетики.

На вебинаре мы рассмотрим новинки и серийную продукцию в концепции «3+N», расскажем об этой концепции и о том, как создать из готовых модулей систему питания мощностью до 360 кВт с напряжением до 380…400 В (постоянного тока). Будут представлены ИП с рециркуляцией энергии для тестового оборудования и модули управления питанием. Подробнее>>

Евгений Комисаров применил не обычный способ формирования RIAA коррекции. Кто что думает о всех плюсах и минусах такого способа? :umnik2:

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение. (Альберт Эйнштейн.)

Link to comment
Share on other sites

Замена DC/DC-преобразователями MORNSUN изделий европейских производителей

Третье поколение DC/DC-преобразователей популярного китайского производителя MORNSUN для монтажа на печатную плату не только не уступает по характеристикам изделиям европейских производителей, но и превосходит их по таким параметрам, как напряжение изоляции, рабочий температурный диапазон и максимальная емкость нагрузки.
Читать статью>>

А в чём он "необычный"? Совершенно стандартный. Но, если считать необычным подключение корректирующей цепи к анодному питанию, тогда согласен.

Но! Будем мыслить логически и рассмотрим проблему подробнее. Если считать конденсатор С5 (обозначение здесь и далее как на схеме по ссылке) идеальным, то никакого различия нет вообще. Куда цепочку не подключи, по переменному напряжению у нас между анодным питанием и общим проводом всё равно "КЗ" - короткое замыкание. Но, он, конденсатор, у нас не идеальный. То есть, на его "горячем" конце присутствуют помехи (об их уровне я пока умолчу). На самых низких частотах корректирующая цепочка ещё не работает. Её как бы и нет. Поэтому, куда её не подключай, НЧ помехи не увеличатся, но и не уменьшатся. Несколько другую картинку мы видим на высоких частотах. Если корректирующую цепочку подключить к анодному питанию, то картинка будет та же, что и на низких частотах, а если на общий провод, то ВЧ помехи, присутствующие в питании, будут дополнительно фильтроваться цепочкой R5, C3, R7, C4.

Выводы, конечно, делайте сами, но на реальном корректоре изменения уровня шума или ещё чего нибудь я не заметил. Как бонус, можно считать, что при разводке платы корректирующую цепочку можно подключать туда, куда удобнее. :D

P. S. Из личных предпочтений - не нравится пентод 6Ж4П. Как-то приводил рейтинг маломощных пентодов, конечно сугубо субъективный. Повторюсь:

1 самый "кривой" - это 6Ж4П;

2 6Ж1П - немного лучше;

3 6Ж5П, 6Ж7 - в 2...3 раза линейнее от предыдущего;

4 6Ж38П ещё раза в два лучше;

5 6Ж53П - наиболее линейный как в пентодном, так и в псевдотриодном включении.

Хотя при таких низких уровнях сигнала, как в первом каскаде фонокорректора это не принципиально.

Edited by Alex-007
Link to comment
Share on other sites

Подобная схема тем лучше работает, чем выше внутреннее сопротивление входного пентода. Оно включено, по переменному току, параллельно корректирующей цепочке и может влиять на АЧХ при замене или старении ламп. Ну, и требования к чистоте анодного питания много выше, чем у триодной "двойки".

Гуглите и обрящете!

No one is perfect.

Link to comment
Share on other sites

ИП MORNSUN на DIN-рейку для промавтоматизации – аналог продукции известных брендов

Специалистам по промавтоматизации и системным интеграторам, до недавнего времени применявшим в ответственных проектах высококачественные источники питания производства Phoenix Contact, PULS и прочих подобных производителей, после их ухода с российского рынка следует обратить внимание на высокотехнологичные DIN-реечные серии ИП LIMF, LIHF и LITF производства MORNSUN. Читать статью>>

Насколько я понимаю такая схема РИАА цепи гораздо меньше ослабляет сигнал чем общепринятая, а значит требует меньшего общего усиления от каскадов. Меня интересует насколько сильны искажения вносимые необычной нагрузкой первого каскада. :umnik2:

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение. (Альберт Эйнштейн.)

Link to comment
Share on other sites

Гораздо меньше ослабляет сигнал чем общепринятая - ровно настолько же. Фактически, идея - ИТУН, работающий на частотно зависимую нагрузку, осуществляющую требуемую коррекцию.

а значит требует меньшего общего усиления от каскадов - ровно такого же. Если нам нужно 40 дБ усиления, при ослаблении корректирующей цепочки в 20 дБ на 1 кГц, то усиление ламп должно быть 60 дБ, при любой схемотехнике. Особенность данного решения - пассивная цепь RIAA неразрывно "интегрирована" в первый каскад усиления, сразу делая его частотно зависимым. Тут мы не видим ни "чистого" усилительного каскада, ни "чистого" пассивного RIAA делителя. Это может смущать.

Именно такое решение применено в корректоре Никитина. Там, за счёт бОльшей крутизны каскода ПТ+ БТ автору удалось ограничится одним каскадом усиления.

Гуглите и обрящете!

No one is perfect.

Link to comment
Share on other sites

Для ламп - практически никаких. Просто нюанс схемотехники. Разве что, возможность выполнить канал на одном баллоне, в случае 6Ж12П. Для транзисторов - Предельно Короткий Тракт.

Гуглите и обрящете!

No one is perfect.

Link to comment
Share on other sites

Особенность данного решения - пассивная цепь RIAA неразрывно "интегрирована" в первый каскад усиления, сразу делая его частотно зависимым.

О чём это? Значит, цепь коррекции, соединённая с общим проводом, ни сколько не "интегрирована" в первый каскад, а подключённая параллельно анодному резистору - "полностью интегрирована"! Вы прочли мои "пространные" объяснения, или нет?

Именно такое решение применено в корректоре Никитина.

А это тут причём? У Никитина, если я не ошибаюсь, цепи коррекции как раз соединены с общим проводом.

P. S. О! Я понял! Вы в этот раз решили надо мной подшутить? :acute:

Edited by Alex-007
Link to comment
Share on other sites

А в чём он "необычный"? Совершенно стандартный.

"Стандартный" вот такой :

post-128353-0-03596400-1466889504.gif

В означенных же корректорах резистор R1 отсутствует, а его роль выполняет выходное сопротивление каскада усиления.

П.С. К какому "концу" источника питания подключены конденсаторы совершенно однохренственно.

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение. (Альберт Эйнштейн.)

Link to comment
Share on other sites

В означенных же корректорах резистор R1 отсутствует, а его роль выполняет выходное сопротивление каскада усиления. То есть, на самом деле, он присутствует. Это R5 величиной 75кОм и параллельно ему выходное пентода, 900кОм по справочнику. Всего примерно 69кОм. Более того, в триодном каскаде при расчёте необходимо так же учитывать его выходное сопротивление. Поэтому "необычным" я корректор Комисарова и не посчитал.

К какому "концу" источника питания подключены конденсаторы совершенно однохренственно. Согласен! Но, насчёт места подключения цепочки встречал нешуточные "разборки", хотя для меня это аналогично спорам, с какой стороны яйцо разбивать, с тупой или острой.

Edited by Alex-007
Link to comment
Share on other sites

У Никитина, если я не ошибаюсь, цепи коррекции как раз соединены с общим проводом. - так они и тут с соединены с общим проводом. Правда, через конденсатор фильтра.

Но, главное не в этом. Я, как то, делал беглый анализ схемотехники некоторых корректоров. Продолжу. В рассматриваемом корректоре ток через лампу и, соответственно, усиление и искажения зависят от выбора величины R5. У Никитина усилительный каскад нагружен на ИТ. В результате ток каскада становится независим от "омности" цепи коррекции, что даёт возможность получить требуемое усиление в одном каскаде. (K = S x R нагр) при весьма низких искажениях и шумах. В своё время, занимаясь усилителями воспроизведения, привык, что ток первого транзистора выбирался 80 - 100 мкА, именно по соображениям шумов. Представьте моё удивление, когда я обнаружил, что токи покоя входных транзисторов микрофонных предусилителей профессиональных пультов могут достигать чуть ли не 10-ти мА!. При этом обеспечивая весьма малый шум и высокую динамику! Именно так поступил Никитин. Результат - искажения не выше 0,01% при перегрузке по входу + 12 дБ. Хотелось бы посмотреть на аналогичный параметр "от Василича".

P. S. О! Я понял! Вы в этот раз решили надо мной подшутить? - отнюдь. Желаете соединить непременно с общим проводом? Немного модифицируйте и имейте счастье!

post-120592-0-72742800-1466926798_thumb.gif

Гуглите и обрящете!

No one is perfect.

Link to comment
Share on other sites

В рассматриваемом корректоре ток через лампу и, соответственно, усиление и искажения зависят от выбора величины R5. У Никитина усилительный каскад нагружен на ИТ. Да! Но при правильном выборе лампы и тока через неё, величина сопротивления попадает в "удачный" диапазон 50...150 кОм. И никакие "добавки" в виде ИТ пентоду не требуются. А вот "загнав" пару мА в резистор 1МОм, как в Никитинском корректоре, получим совершенно не "транзисторное" напряжение.

Представьте моё удивление, когда я обнаружил, что токи покоя входных транзисторов микрофонных предусилителей профессиональных пультов могут достигать чуть ли не 10-ти мА!. При этом обеспечивая весьма малый шум и высокую динамику! Ну, это просто. Оптимальный для обеспечения минимального шума ток биполярного транзистора зависит от выходного сопротивления источника сигнала. Если 600 Ом, то это порядка нескольких миллиампер, а если 20...40 кОм, то это порядка 40...80 мкА.

Edited by Alex-007
Link to comment
Share on other sites

И никакие "добавки" в виде ИТ пентоду не требуются - "добавки" в коректоре Никитина позволяют использовать высокоомную цепь коррекции, независимо от режима каскада, тем самым решив вопрос усиления в 40 дб и коррекции в одном каскаде усиления. Попробуйте реализовать это на пентоде.

Гуглите и обрящете!

No one is perfect.

Link to comment
Share on other sites

Ну, тогда, не на одном, а на двух пентодах. В каскаде с динамической нагрузкой. Считаем, что это тоже один каскад.

Что-то смысл углубляться в дальнейшее обсуждение этих схем для меня начинает теряться. В общем, схемы разные нужны, схемы разные важны. :D

Link to comment
Share on other sites

на двух пентодах. В каскаде с динамической нагрузкой - ну, вот, Вы и пришли к ламповому эквиваленту решения Никитина - сделали независимыми параметры каскада от параметров цепочки. Но, это, уже, третья схема.

Гуглите и обрящете!

No one is perfect.

Link to comment
Share on other sites

Собрал корректор из подножного материала:

post-128353-0-91656400-1467053105_thumb.jpg

Чет не пойму как его правильно проверять? С открытыми входами нет устойчивости ни в какую. Свистит на все голоса. С подключенной головой всё тихо. Так и должно быть? :umnik2:

С корректорами ещё не маялся, опыта нет. <_<

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение. (Альберт Эйнштейн.)

Link to comment
Share on other sites

Нет, конечно. Лампы в "колпаках"? Попробуйте экран, перпендикулярно передней панели, между лампами.

Гуглите и обрящете!

No one is perfect.

Link to comment
Share on other sites

Лампы без колпаков, пробовал ставить не влияет не как. Лампы 6ф12п все б у. Выбрал парочку не "свистящих". Если корпус закрыт всё нормально.

Может ещё попробовать вторые каскады поменять крест накрест.? Возможно плотность монтажа мешает, возбуждение даёт. :umnik2:

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение. (Альберт Эйнштейн.)

Link to comment
Share on other sites

У 6Ф12П экран между лампами - 7-я нога. Она же - катод пентода. Обязана по переменке сидеть на земле. Есть смысл вход и выход смонтировать экранированным проводом.

Гуглите и обрящете!

No one is perfect.

Link to comment
Share on other sites

7-я сидит на земле мёртво. Смещение сделал батарейкой.

Не представляю куда там впихнуть экранированный провод. Вход и выход запаяны на тюльпаны почти напрямую. Расстояние порядка 1 см. :)

Ладно завтра продолжу ломать голову.

У 6Ф12П экран между лампами - 7-я нога. Она же - катод пентода.

Она же лучеобразующая пластина или третья сетка, если её так можно назвать. Меня это немного смущает, но если все они "сидят" на земле , ничего плохого вроде не должно случиться.. :umnik2:

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение. (Альберт Эйнштейн.)

Link to comment
Share on other sites

тимвал по какой схеме собирали? Их гуляет в инете две, С. Сергеева и А. Манакова. У Сергеева большое усиление, в катодах электролиты лучше не ставить. Желательна втброразвязка панелек ламп, я делал так: панельку крепил на отдельной железной платформе, а платформу крепил к корпусу на силиконовых колечках от СД приводов, соединял контакты панелек с деталями проводом МГТФ.

Вот фото

post-107193-0-85018300-1467091462.jpg

Edited by igor1969

Там, где стеллажи обрывались, я наконец-то нашел полки с музыкой: настольные колонки, ламповый усилитель, проигрыватель - стандартный набор меломана 60-х... Что ни говори, а музыка обесценивается не так быстро, как мысли. (Харуки Мураками. "Охота на овец")

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...