Jump to content
Alex-007

Устройство Автоматической Балансировки Выходного Двухтактного Каскада

Recommended Posts

Сегодня автоматизация затронула все сферы нашей жизни и используется там, где надо и даже там, где не надо. Поэтому возникла мысль - для улучшения эксплуатационных качеств лампового усилителя ввести устройство для автоматической настройки выходного каскада.

Итак, имеем двухтактный выходной каскад в режиме АВ. 1. Настраиваем и симметрируем ток покоя. 2. Подаём сигнал 50% от максимума и настойкой плеч фазоинвертора давим 2-ю гармонику. Вот и всё...

Так вот, я пробовал минимизировать 2-ю гармонику изменением напряжения на экранных сетках выходных пентодов. При этом, естественно симметрировался максимальный ток. Получается, но процесс носит итерационный характер (напряжение на экранной сетке - ток покоя - напряжение - ток и т. д.) и сходится медленно. Но, для автоматизации такой алгоритм вроде бы более пригоден. Управлять напряжением и контролировать ток значительно проще, чем управлять усилением фазоинвертора (и что при этом контролировать?). Но я вообще-то не уверен, что такая настройка возможна при сильном разбросе параметров ламп.

Жду оригинальных мыслей и смелых предложений.

Edited by Alex-007

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как правило требуются две регулировки - баланс выходного каскада по постоянному току (обычно изменением напряжения смещения при фиксированном, либо катодного сопротивления при автоматическом) и баланс раскачки выходного каскада (симметрия). Как изящно говорят французы - équilibrage statique et l'équilibrage dynamique. Регулировки эти достаточно независимы и общеупотребимы.

Регулировать режим лампы по экранной сетке тоже можно. Юрий Малышев использует это метод в своих эстрадных усилителях для выравнивания токов покоя параллельно включенных ламп, при одинаковом смещении на управляющих сетках.. Возможно, комбинируя для каждой лампы индивидуальное смещение и экранное напряжение, можно привести их к "одному знаменателю". Но, это должно означать совпадение ВАХ ламп.

Думаю, стоит задать вопрос Lnx - если взять две разные лампы, пусть, даже, 6П14П и измерять ток анода одной в точке, допустим, Ea 250 V, Eg2 200 V и Eg1 -6V. Затем установить вторую лампу и подобрать Eg2 для получения того же самого тока анода. После чего снять ВАХ каждой лампы, но при "своём" экранном напряжении. Тут мы и увидим, насколько жизнеспособен такой подход.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как правило требуются две регулировки - баланс выходного каскада по постоянному току и баланс раскачки выходного каскада...

А есть ли смысл подбирать режимы лампы заданием смещения/измерением тока? Дрейф все равно со временем все уведет в сторону. Конечно, можно ввести периодическую компенсацию, но стоит ли овчинка выделки? Что, если (здесь я повторяюсь) задать нужные параметры внешними цепями? Если установить токи катодов (анодов) одинаковыми (сейчас это сделать просто), то вопрос подмагничивания сердечника будет автоматически решен, будет решен и вопрос "разноса" лампы, связанного с неконтролируемым ростом тока анода (он просто не будет расти). Разброс параметров лампы и их дрейф будут выражаться лишь в разности напряжений на катодах, но это - единицы вольт. Да, усиление каждой лампы останется разным, но это в реале сказывается лишь на величине максимальной амплитуды выходного сигнала и количестве четных гармоник.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вебинар STM32G0 – новый лидер бюджетных 32-битных микроконтроллеров от STMicroelectronics

Компания Компэл приглашает вас 25 сентября принять участие в вебинаре, который посвящен новому семейству микроконтроллеров STM32G0. Вебинар рассчитан на технических специалистов и тех, кто хорошо знаком с семейством STM32. На вебинаре будут освоены современные методы тестирования производительности микроконтроллеров на примере самых бюджетных 32-битных семейств общего назначения STM32G0 и STM32F0 и проведено их подробное сравнение.

Подробнее

Тут речь, уже, не совсем об устранении подмагничивания сердечника. Это устраняется совсем легко - балансировкой тока покоя следящей системой в момент отсутствия сигнала на входе и фиксацией полученных значений на время наличия сигнала. Идея Alex-007, как я её понимаю - оптимизация режимов ламп выходного каскада по постоянному (ток покоя) и переменному (раскачка или усиление) току, для достижения максимального качества усиления на данном комплекте ламп. В общем случае - случайном. Простите за каламбур, как говорил Жванецкий. Ну, примерно, как автоматическая настройка тока подмагничивания под конкретную кассету, а не под тип ленты. Скажем так - то, что мы долго и нудно делаем с усилителем при первой настройке, при старении или замене выходных ламп, Alex-007 предлагает переложить на терпеливые плечи "робота". Что особенно ценно для пользователей - неспециалистов. Процедуру лучше инициировать вручную. Скажем, через пол часа - час после включения. "Робот" покрутил чего надо и сообщил - можно слушать. Или - выкинь нафиг эти лампы. "Робот", естественно, запоминает последний полученный результат. Его и устанавливает сразу после включения. Это, для случая старения. Если лампы были заменены - тогда жмём кнопку настройки сразу, по включению. По включению же, да и при работе - обязательный контроль, во избежание аварийных режимов. При обнаружении таковых - либо попытка настроить, либо, просто выключение, с указанием причины. Ну, и, опция "Загрузка с последними рабочими параметрами" тоже не помешает

Как то так.

P.S.

Разброс параметров лампы и их дрейф будут выражаться лишь в разности напряжений на катодах, - в мощных УМ класса "АВ" катод, как правило, на "земле". И по постоянному и по переменному токам. За исключением случая катодной ООС. Автобалансировку с использованием резисторов автосмещения рассматривать не вижу смысла - она достаточно подробно освещена.и плохо пригодна для мощных усилителей. Как то сложно представить себе 100 Ваттный усилитель на ГУ-50 с резисторами автосмещения в катоде.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот ,где можно подсмотреть!

Серия ламповых усилителей мощности CHALLENGER – это линейка усилителей AudioValve, которая постоянно модернизируется и улучшается с момента своего первого выхода в 1987году.

Ламповая серия CHALLENGER по-своему уникальна. В ней одинаково эффективно могут использоваться такие лампы, как EL-34, 6550 или KT-88. В зависимости от используемых ламп, выходная мощность может колебаться от 110 Вт. до 180 Вт. Такая возможность появилась благодаря применению революционной схемы немецкого конструктора Хельмута Беккера (Helmut Becker), разработавшего собственную патентованную систему ABR- автоподстройки тока, подаваемого на управляющий катод, независимо от индивидуальных особенностей каждой лампы и время её «наработки». Благодаря такой схеме включения, каждая лампа использует свой потенциал на 100%. В случае выхода лампы из строя, нет необходимости парной замены - светодиодный индикатор возле каждой лампы даёт возможность постоянного и индивидуального мониторинга её правильной работы.

Данная особенность позволяет использовать любую из упомянутых ламп или комбинировать любую из трех вышеназванных. Это действительно инновационный способ, который концептуально меняет понятие plug and play, также позволяет делать замену ламп очень экономичной, поскольку нет никакой потребности в дорогостоящих и экзотических лампах, чтобы получить наилучший звук от усилителя.

Схема усилителя является полностью балансной от входа до выхода на акустический терминал. CHALLENGER может управлять практически любым акустическим комплектом - от обычных акустических систем с любой чувствительностью до экзотических «электростатов». Класс А push-pull.

•Электронные лампы - 1*EEC83 или 2*12АХ7, 2*ECC82 или 12AU7, 6*EL34

•Выходная мощность (8 Ом), Вт -115

•Диапазон частот, Гц-5 - 40.000

•Демпинг фактор – 5

•Нелинейные искажения (50 Вт/8 Ом), %- 0,3

Share this post


Link to post
Share on other sites
                     

Построение оптимального преобразователя мощности

Управляющие контроллеры, драйверы и МОП-транзисторы являются важнейшими элементами для инверторов и импульсных источников питания. Проектирование современных импульсных преобразователей, таких как импульсные источники питания (SMPS), DC/DC-преобразователи, приводы промышленных двигателей и инверторы солнечных батарей, необходимо выполнять с учетом целого ряда факторов. Существуют коммерческие, законодательные и экологические требования, направленные на повышение эффективности, снижение потерь, уменьшение эксплуатационных расходов, минимизацию потребления энергии. Кроме того, пользователи хотят видеть постоянное повышение эффективности без какого-либо увеличения габаритов и необходимости принятия дополнительных мер для защиты как элементов схемы, так и самих пользователей.

Подробнее...

Идея Alex-007, как я её понимаю - оптимизация режимов ламп выходного каскада по постоянному (ток покоя) и переменному (раскачка или усиление) току, для достижения максимального качества усиления на данном комплекте ламп.

Идея интересная как задача для разработчика. Но стоит ли затраченных усилий тот прирост качества, который будет получен? Разные лампы, как ни крути, останутся разными, и наивно ожидать от них одинаковой работы (мы не говорим об ООС). К тому же, реально, режимом по постоянному току можно управлять лишь при помощи сеточного смещения и тока катода, который, вдобавок, обязан быть одинаковым для обеих ламп. Не лучше ли сосредоточиться на более простых решениях, обеспечивающих достаточную стабильность и повторяемость, пусть и ценой некоторого снижения качества?

... в мощных УМ класса "АВ" катод, как правило, на "земле". И по постоянному и по переменному токам.

Оставим это высказывание на совести автора.

Автобалансировку с использованием резисторов автосмещения рассматривать не вижу смысла - она достаточно подробно освещена.

Вау! Tube CAD Journal еще жив! Помню, лет десять назад у них были проблемы. По теме. Я не предлагаю автобалансировку. Я предлагаю жесткую фиксацию тока покоя стабилизатором тока отдельно для каждой лампы. Токи стабилизаторов, очевидно, должны быть равными. Это не автосмещение. Автосмещение получается за счет падения напряжения на катодном резисторе из-за анодного тока. Его величина зависит от параметров лампы и будет разной (так же, как и ток катода) для разных экземпляров ламп при одинаковых катодных резисторах. Если вы задаете ток катода сами, он (естественно) не будет зависеть от параметров лампы. Не будет зависеть он и от напряжения на сетке. В этом - принципиальная разница.

... и плохо пригодна для мощных усилителей.

Я, там, приводил цитату из Кризе про автосмещение в классе АВ. До некоторой степени оно возможно, если усилитель класса АВ используется для работы с сигналом, имеющим существенный пик-фактор (10дБ и больше). Музыкальный сигнал удовлетворяет этому условию.

Как-то сложно представить себе 100 Ваттный усилитель на ГУ-50 с резисторами автосмещения в катоде.

А в чем проблема? Вот ссылка на подборку схем (осторожно, там реклама со звуком). Там есть и на ГУ-50 с катодным резистором. 100 не 100, а на 50(70), например, этот.

благодаря применению революционной схемы немецкого конструктора Хельмута Беккера

Цитата.

This exclusive Audio Valve feature, allows a comparison of the reference voltage value with that engendered by the quiescent current and which appears at the terminals of a small value resistance in the return cathode circuit. A small operation amplifier monitors, as comparator, the divergence and deliverers the compensation voltage to the grid of the valve.

Ссылка.

Революционная? :D

Edited by ElEng

Share this post


Link to post
Share on other sites

Но стоит ли затраченных усилий тот прирост качества, который будет получен? Разные лампы, как ни крути, останутся разными, и наивно ожидать от них одинаковой работы. Даже одинаковые лампы со временем "расходятся". Что делать? Сразу купить 5 пар подобранных ламп и менять каждые полгода? Или каждые полгода отправлять производителю на подстройку?

К тому же, реально, режимом по постоянному току можно управлять лишь при помощи сеточного смещения и тока катода Вы хотели сказать - только при помощи сеточного смещения, которым и выставляется ток катода. Невнимательно читали. Ещё ток катода (анода) можно изменять напряжением второй сетки для пентодов и анодным напряжением для триодов.

Я предлагаю жесткую фиксацию тока покоя стабилизатором тока отдельно для каждой лампы. Возможно только в чистом режиме А. Средний ток в режиме АВ изменяется. И это принципиально! Не надо морочить голову пик-фактором. Кто его будет отслеживать? Для разных жанров он существенно меняется!

Как-то сложно представить себе 100 Ваттный усилитель на ГУ-50 с резисторами автосмещения в катоде.

А в чем проблема? Вот ссылка на подборку схем Не нашел там схем мощных РР усилителей на ГУ-50 с автосмещением.

Ссылка. Революционная? Для тех, кто "в танке". :D Предлагается ввести 2 (две) регулировки. И только одна из них касается тока покоя.

Edited by Alex-007

Share this post


Link to post
Share on other sites

Даже одинаковые лампы со временем "расходятся". Что делать?

Мы, ведь, и обсуждаем, что делать, не?

Ещё ток катода (анода) можно изменять напряжением второй сетки для пентодов и анодным напряжением для триодов.

Давайте в дискуссии исходить из того, что каждый в достаточной степени разбирается в схемотехнике. Я, ведь, недаром употребил слово "реально". Индивидуальная регулировка анодного напряжения приведет к необходимости разделения первичной обмотки трансформатора и применения для каждой лампы своего источника анодного напряжения. Со второй сеткой пентода полегче, но все равно неохота возиться с высоким напряжением. Гораздо проще подавать напряжение в первую сетку. Стабилизация тока катода дает такую возможность при условии, что потребуются относительно небольшие изменения напряжения анод-катод.

Средний ток в режиме АВ изменяется. И это принципиально!

Согласен. Оставим пик-фактор в покое и посмотрим что происходит. В момент, когда тока источника не хватает, лампа начинает отдавать лишний ток в шунтирующий конденсатор. Напряжение на нем начинает расти и если в этот момент превратить источник тока в источник напряжения, то проблема среднего тока в режиме АВ будет решена. Установка параллельно шунтирующему конденсатору стабилитрона с напряжением стабилизации чуть большим, чем напряжение на конденсаторе в покое, решает проблему, но за счет появления искажений "ступенька" при длительной работе лампы в таком режиме.

Не нашел там схем мощных РР усилителей на ГУ-50 с автосмещением.

Резистор в катоде всегда формирует токовую ООС. Другое дело, что у мощных ламп, при напряжении сетки равным нулю, напряжение катода при требуемом токе покоя получается порядка 20-60В, в зависимости от типа лампы, что приводит к нерациональному использованию мощного источника питания. Поэтому сетку и смещают в отрицательную область.

Предлагается ввести 2 (две) регулировки. И только одна из них касается тока покоя.

Перевожу текст выше.

Эта исключительная функция Audio Valve позволяет сравнивать значение опорного напряжения с порождаемым током покоя напряжением, которое появляется на зажимах небольшого сопротивления в цепи возвратного тока катода. Небольшой ОУ следит как компаратор за расхождением и подает компенсирующее напряжение на сетку лампы.

1. Где здесь 2 (две) регулировки?

2. Чем это отличается от работы классичесского источника тока на ОУ с полевым или биполярным транзистором?

Если же речь идет о двух регулировках, упомянутых I_Avals, то давайте двигаться шаг за шагом и разберемся сначала с током покоя.

Edited by ElEng

Share this post


Link to post
Share on other sites

Даже одинаковые лампы со временем "расходятся". Что делать?

Мы, ведь, и обсуждаем, что делать, не?

От вас пока никаких дельных предложений не поступало.

Я, ведь, недаром употребил слово "реально". EIEng! Что реально, а что не реально, решать для себя буду только я. Что, очень сложно разделить обмотки, когда я сам мотаю трансформатор? А заказать тоже запрещено? Двухдолларовый управляемый стабилизатор - неподъёмная для Вас задача? Тогда нам не о чем говорить...

Установка параллельно шунтирующему конденсатору стабилитрона с напряжением стабилизации чуть большим, чем напряжение на конденсаторе в покое А кто будет изменять ему напряжение стабилизации при дрейфе параметров лампы? Впрочем, решение этой задачи предложил I_Avals. А Вы - не заметили?

Не нашел там схем мощных РР усилителей на ГУ-50 с автосмещением.

Резистор в катоде всегда формирует токовую ООС. Да, даже величиной 0,1 Ом. :D К чему этот ответ? Где схема 100 Вт усилителя на ГУ-50 с автосмещением, к которой Вы отсылали?

1. Где здесь 2 (две) регулировки? Это Вы упорно сокращаете их до 1-й. Может, всё-таки, посчитать до двух? Или не считать вовсе...

Edited by Alex-007

Share this post


Link to post
Share on other sites

От вас пока никаких дельных предложений не поступало.

Поступало. Вы их просто не заметили. Более того, задачу заданного стабильного смещения лампы в классе АВ, независимо от ее параметров и их дрейфа я, считайте, решил. Точнее нашел простой алгоритм. Его можно реализовать и аналоговыми средствами, и на микроконтроллере. В последнем случае можно реализовать все, о чем писал I_Avals.

...Тогда нам не о чем говорить...

... Может, всё-таки, посчитать до двух? Или не считать вовсе...

Ваша манера общения вынуждает меня подумать о том, стоит ли делиться этим решением. Не нужно забывать, что я здесь - гость. Я завсегдатай форума сайта РадиоКот и известен там достаточно хорошо. Это к тому, что вдруг вы захотите удостовериться в моей компетентности...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Там есть и на ГУ-50 с катодным резистором... например, этот.. ElEng! Вы что, издеваетесь? Сначала долго объясняете мне, что такое резистор катодного автосмещения, потом предлагаете схему на ГУ-50 с фиксированным смещением, но с низкоомными резисторами (датчиками тока) в катоде. То ли Вы не способны заметить разницу в номиналах и назначении катодных резисторов, то ли развлекаетесь интеллектуальным троллизмом.

Но стоит ли затраченных усилий тот прирост качества, который будет получен? - вопрос не в "приросте", вопрос в "удержании" качества. И в упрощении жизни для непрофессиональных пользователей. Юрий очень красочно это обрисовал. Жаль, без схем.

В момент, когда тока источника не хватает... - похоже Вы не видите иных решений, кроме атаки "в лоб". Токи покоя балансируем прецизионными ИТ, импульсные токи пытаемся поглотить конденсаторами, неизбежный заряд последних "лечим" стабилитронами. Ну, прямо Хоровиц и Хилл с набором готовых решений на все случаи жизни! При чём тут пик - фактор? Возьмите органную музыку - какой нибудь аккорд, секунд на 5 - 10, похоронит Ваш пик фактор. Ибо - практически генератор с постоянной амплитудой.

Не нужно забывать, что я здесь - гость - а здесь все гости. Кроме владельца сайта. На любом другом форуме, впрочем, тоже. Более другое слово - завсегдатай - тоже ничего не гарантирует. Их любят до тех пор, пока они исправно "платаят по счетам" и не буянят. И не надо нас пугать неразглашением некоего тайного решения. Напоминает

, в котором девочка бегала с лозунгом - Кто похвалит меня лучше всех, тот получит большую конфету.

вдруг вы захотите удостовериться в моей компетентности.. - даже если и захотим - для этого не надо бегать по всему интернету. Вполне достаточно пообщаться здесь. Тут, как то, один товарищ, в подтверждение собственной компетентности, предлагал показать диплом. Ему мягко ответили - не стоит.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Немного поискал по поводу ABR circuit от Хельмута. Нашёл забавный абзац.

Helmut Becker of AudioValve has developed a unique valve biasing circuit that automatically monitors, biases and controls each valve independently thereby maintaining any number of valves at their optimum performance level. These valves do not even have to be of the same type or condition. This is AudioValve’s Automatic Bias Regulator (ABR) circuit, a feature that AudioValve considers essential to deliver optimum performance from any multiple power valve amplifier and, in particular, to get the very best from the stunning 6AS7SG. AudioValve’s ABR therefore delivers a long awaited dream - to combine the operational convenience of solid-state amplifiers with the sonic benefits of pure triodes. True 21st century valve-technology!

Каково?! Ладно, не одинаковой "свежести". Но! Даже, не одного типа! Просто сказка!

Share this post


Link to post
Share on other sites

То ли Вы не способны заметить разницу в номиналах и назначении катодных резисторов, то ли развлекаетесь интеллектуальным троллизмом.

Ни то, ни другое. Просто спешил. Ладно, вопрос этот здесь - оффтоп. Для простоты будем считать, что вы правы.

... похоже Вы не видите иных решений, кроме атаки "в лоб".

Вижу, но здесь "в лоб" самое то (ИМХО, конечно).

Возьмите органную музыку - какой нибудь аккорд, секунд на 5 - 10, похоронит Ваш пик фактор. Ибо - практически генератор с постоянной амплитудой.

На полной мощности усилителя? 100Вт на АС чувствительностью порядка 85 дб/вт/м создаст на расстоянии в 2-3 м примерно 100 дб SPL. Это уровень шума кузнечного цеха. Вы в состоянии в таких условиях оценить на слух уровень гармоник?

Кто похвалит меня лучше всех...

Ну что вы? Ценная похвала для меня - похвала руководства, особенно выраженная в очередной прибавке к зарплате, или похвала коллег по работе и близких мне людей. Остальное, как бы вам сказать...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что вы скажете на применение LM337, в роли регулятора напряжения смещения в привязке к "датчику тока" (низкоомного катодного резистора)? :umnik2:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для простоты будем считать, что вы правы. - это, типа, я выпросил? Мило. Добро. Снисходительно. На, только не плачь. Спасибо, дяденька! Тронут!

На полной мощности усилителя? - не передёргивайте. там, где я говорю за органный аккорд, нет ни слова ни за полную мощность, ни за SPL, ни за 100 Ватт. Речь была о практическом долговременном постоянстве амплитуды сигнала, монжащем не ноль все Ваши аргументы по поводу способности Вашего решения выдержать кратковременные пики, конденсаторами гасимые. У той же ГУ-50, при 900 Вольт анода, ток покоя 35 - 40 мА. Практически это означает, что при максимальной мощности усилителя в 100 Ватт. вопросы с пиками тока начинаются сразу после 5-ти Ватт, как только лампы покинут зону чистого класса "А".

Вообще, у Вас забавная позиция. Выразили готовность обсудить, но лейтмотив Вашего участия - да, нафиг это надо.

P.S.

Остальное, как бы вам сказать... - тогда, не надо становиться в позу "гостя" и отсылать нас убеждаться в Вашей компетентности.

Share this post


Link to post
Share on other sites

... это, типа, я выпросил? Мило. Добро. Снисходительно. На, только не плачь. Спасибо, дяденька! Тронут!

К чему эта тирада? Я задел вас за живое? Извиняюсь, не хотел.

... выдержать кратковременные пики, конденсаторами гасимые.

Пока усилитель в зоне чистого класса А, ему не страшны никакая долговременная амплитуда. Прблема будет, когда мощность на длительное время превысит зону класса А (~0.1 от полной). Да и то, это лишь приведет к увеличению уровня искажений.

... при максимальной мощности усилителя в 100 Ватт. вопросы с пиками тока начинаются сразу после 5-ти Ватт, как только лампы покинут зону чистого класса "А".

Здесь вы передергиваете. Я несколько раз говорил об условии, что зона чистого класса А должна быть до уровня 0.1 от полной мощности, т.е. 10 вт для 100-ваттоного усилителя.

Выразили готовность обсудить, но лейтмотив Вашего участия - да, нафиг это надо.

Я всегда был против более сложного решения проблемы, не приносящего существенных плюсов. Особенно, когда такое решение выдается за единственно правильное.

... тогда, не надо становиться в позу "гостя" и отсылать нас убеждаться в Вашей компетентности.

Меня удивляет стремление некоторых участников этой ветки форума выискивать негатив (даже когда его и нет) в постах собеседников. Я заметил это еще в начале общения, но думал, что мне показалось. Похоже, нет. Не уверен, что общение в подобном ключе будет продуктивным.

Что вы скажете на применение LM337, в роли регулятора напряжения смещения...

1.25В опоры - великовато. LM337 хороша в качестве источника тока.

Edited by ElEng

Share this post


Link to post
Share on other sites

Особенно, когда такое решение выдается за единственно правильное. Нет, не единственно правильное. Их, правильных, большое количество. Для этого и открыто обсуждение.

1.25В опоры - великовато. LM337 хороша в качестве источника тока. Тогда предложите что-либо с опорой 0,25В. :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

К чему эта тирада? - да, примерно к тому же, что и Ваше обоснование "признания" моей правоты - Для простоты будем считать... Скажем так - это восхищение Вашей готовностью к компромиссу.

Пока усилитель в зоне чистого класса А.. - возможно Вы не заметили, но только Вы тут говорите о чистом классе "А" и классе "АВ", максимально приближённом к классу "А". Ибо, только в этом случае работают предлагаемые Вами решения. Хоть как то.

Особенно, когда такое решение выдается за единственно правильное - в предыдущих 16 постах не заметил ни одного решения, кроме рекламного упоминания ABR. Вы о чём?

Меня удивляет стремление... - поверьте, меня тоже. К чему тут Ваш акцент - "я гость" и козыряние компетентностью, в которой мы можем убедиться, быстренько сгоняв по указанному Вами адресу. Немного перефразировав - Ваша компетентность должна беспокоить вашего начальника.

Я несколько раз говорил об условии, что зона чистого класса А должна быть до уровня 0.1 от полной мощности, т.е. 10 вт для 100-ваттоного усилителя. - я прекрасно понимаю, что Вы стремитесь загнать задачу в зону, когда Ваши ИТ, шунтированные конденсаторами со стабилитронами, хоть как то работают. Увы, такое требование выполнимо в усилителях на 6П14П, максимум 6П3С. Для ГУ-50 - ну, никак. Смотрите - R a~ 3 кОм, Р вых - 10 Ватт (.0,1 Р макс) Это соответствует амплитуде тока анода 82 мА Для обеспечения чистого класса "А" при 0,1 Р макс, ток покоя не может быть менее этой величины Для простоты будем считать, что равен. Осталось вспомнить, что Еа = 900 Вольт, а допустимая мощность рассеяния ГУ-50 - 40 Ватт. Остальное Вам подскажет Ваша компетентность. Причём, ГУ-50 - не единственный пример. Возьмите 6П36С при Еа 350 В, R a~ 600 Ом, Р вых макс - 75 Ватт. 7,5 Ватт чистого класса "А" тут соответствуют амплитуде тока анода 158 мА. Далее - снова советуемся с компетентностью.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для начала предлагаю определиться с функциональностью и составом устройства для классического пентодного выходного каскада.

Первый вопрос, который меня волновал, это возможность реализации непрерывной подстройки режима с использованием реального "музыкального" сигнала. Предложение I_Avals о периодической настройке (подстройке) режима, как мне кажется, резко упростит решение задачи. Несомненным плюсом является выбор наиболее "удобного" тестового сигнала. Измерения, проведённые на таком сигнале будут точнее, чем на непредсказуемом музыкальном и потребуют меньших затрат.

Из минусов такого решения. Остаётся "неуправляемый режим" при прогреве усилителя после включения, но это небольшие потери... Но! Появляется задача коммутации тестового сигнала и эквивалента нагрузки во время измерения. А вот это уже может стать проблемой. (По крайней мере, у некоторых аудиофилов.)

Второй вопрос касается точности измерений и, связанным с ней, набором измеряемых параметров.

Наиболее просто измерять ток катода. Да и известные схемы стабилизации/управления привязаны к току катода. Но, фактически, нам нужно знать величину тока анода. Для тока покоя это не так актуально, так как ток экранной сетки при этом относительно мал. Но он резко возрастает при максимальном токе анода (и минимальном напряжении на нём). И далеко не факт, что эти токи будут равны у разных ламп. Так что, придётся измерять ток анода. Ну, и точность измерений. То ли 1% хватит, то ли и 0,01% будет мало? Помогите определиться.

Edited by Alex-007

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для начала предлагаю определиться с функциональностью - как минимум, автоматическое поддержание баланса тока покоя. Возможно, корректировка смещения для непревышения мощности рассеяния при изменении напряжения сети, для случая "АВ", который, почти "А". Минимизация чётных гармоник тоже не помешает.

Появляется задача коммутации тестового сигнала - при чём тут пользователи? Я уже упоминал систему автоматической настройки тока подмагничивания под конкретную кассету. Я просто жму кнопку. Магнитофон сам пишет, сам чегой то коммутирует, сам мотает на начало. Так должна работать и наша система. Пользователь должен получить результат при минимальных собственных телодвижениях.

возможность реализации непрерывной подстройки режима с использованием реального "музыкального" сигнала - а нужна ли непрерывность подстройки? Лампа, ведь, деградирует не со скоростью падения метеорита. Хотя, одна из подобных идей описана здесь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хорошо. Полную функциональность и примерную блок-схему набросаю. Но это не так уж быстро.

Появляется задача коммутации тестового сигнала - при чём тут пользователи? Я намекал на тех, для кого контакты реле в цепи сигнала - полное "убийство" звука.

а нужна ли непрерывность подстройки? Тогда пользователю вообще никаких телодвижений не надо делать, пока система не скажет: "Ну, не смогла!" Хотя лично для меня это не принципиально.

Edited by Alex-007

Share this post


Link to post
Share on other sites

контакты реле в цепи сигнала - полное "убийство" звука - полно! Проблема легко решается Т коммутатором, где контакты реле замыкают сигнал на землю, если он не нужен. И, потом - у любой палки два конца. Апологеты "коротких трактов" могут укорачивать их вплоть до размеров электрона. Любители "посидеть на диване" врядли будут возражать против наличия такой системы в усилителе, если она избавт их от необходимости "вставать с дивана".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тогда предложите что-либо с опорой 0,25В.

Делитель напряжения в схеме с ОУ.

К чему тут Ваш акцент ... бла-бла-бла...

Эк вас задело-то.

Вы стремитесь загнать задачу в зону, когда Ваши ИТ, шунтированные конденсаторами со стабилитронами, хоть как то работают.

Я с самого начала обозначил зону работоспособности предложенного решения. А вот вы упорно подбираете примеры, выходящие из этой зоны.

Ладно, поговорили.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Делитель напряжения в схеме с ОУ. - это не устройство с опорой 0,25В, о котором Вас спрашивали. Это опора с дополнительным делителем, вносящим дополнительные погрешности. А опора - она и есть опора. Эталон.

А вот вы упорно подбираете примеры, выходящие из этой зоны. - это жизнь, детка. Всегда есть общее и частные решения. Последних намного больше. Я стремлюсь найти более общее, независимое от класса работы усилителя. Мощные усилители класса "В" - как раз, наиболее сложная задача для оптимизации. Вы нашли одно из частных и успокоились, посчитали задачу полностью решённой и более Вам не интересной. Что ж, никого не неволим.

Share this post


Link to post
Share on other sites

... это не устройство с опорой 0,25В, о котором Вас спрашивали. Это опора с дополнительным делителем, вносящим дополнительные погрешности. А опора - она и есть опора. Эталон.

Вот лишь бы возразить, правда? Между тем, имелось ввиду, что падение напряжения на катодном резисторе в следящей схеме с ОУ можно уменьшить, взяв лишь часть опорного напряжения, формируемого какой-нибудь TL431 (от этого оно не перестанет быть опорным). Для LM337 так сделать нельзя.

Вы нашли одно из частных и успокоились, посчитали задачу полностью решённой и более Вам не интересной.

Я этого не говорил, я лишь ожидал взвешенного обсуждения предложенного решения. А что касается задачи темы, то, вообще, схема с катодным резистором и ОУ представляется более удобной для управления моментом перехода от слежения к удержанию и обратно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Сообщения

    • Я сам ВЕТЕРАН, ветераннее чем этот усилитель. Еще в те годы я их ремонтировал. Сейчас поставил 2А12 и усилитель заработал. Да, одна нога потолще. Усилитель работает с фоном, как будто где то нет корпуса, потому - надо менять все конденсаторы, а их 5, затем лампы, вот тогда все будет в норме. Лампу ФЭУ-2 я вытащил вообще. Всем всего хорошего. Заказал лампы. Мы целые концерты и танцы играли с этим усилком и Ту-50 - настолько они надежные!
    • Отдам старый блок питания АТХ 300W. Рабочий  или нет - не знаю. Так же нашёл ещё корпуса от компьютерных блоков питания - может, кому нужно такое... Украина, Днепр.   
    • Чтоб задавать такие вопросы,для начала нужно предоставить принципиальную схему с номиналами деталей и т.д.А так только гадать пол-палец- потолок.И фото как выставлены у вас подстроечные конденсаторы(в каком положении мах или минимум емкости).И если хотите настроить, то почитайте как нужно настраивать в этой теме со стр.№83 и далее.СТЕН-50 писал  ранее.Повторяться не буду.Почитайте стр№200 когда то делал ради интереса.
    • Мыть нужно, а не проветривать.  
    • В точку схождения токов выходных транзисторов. По принципу "звезды".  Выходную клемму тоже желательно подключать в эту точку.   В вашей коллекции скачанных печаток наверняка есть удачные варианты.  Подсмотрите.   Amp (rev2.2) к примеру очень удачен на мой ИМХО, Она не "силовая" так что длина не играет роли. Лучше заняться подбором чем потом подбирать"костыли". Токи покоя транзисторов эти резисторы слегка подравняют но звук скорее всего станет хуже. Я бы не стал. Они не конских размеров, а заземление потянет за собой изолирование... 
    • Это получается блокировка от работы без нагрузки. Я же говорю нужен мастер, который понимает и знает. Вот именно поэтому надо очень бережно обращаться. Это ветеран и он заслужил.
    • Запитайте ИИП от 12 в поставив перемычку на конденсатор питания шимки и смотрите сигналы на завторах и где угодно в горячей части.
×
×
  • Create New...