Перейти к содержанию

Регулятор оборотов коллекторного двигателя от стиральной машины


Рекомендуемые сообщения

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

24.02.2021 в 05:07, Sova1 сказал:

 На Ютубе нашел вариант

Стабилитроны 3V9 между управляющим электродом симистора - лишние. Диод VD2 в эмиттерной цепи транзистора нужно закоротить, он там ни к чему . 

Изменено пользователем Гар

Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20% скидка на весь каталог электронных компонентов в ТМ Электроникс!

Акция "Лето ближе - цены ниже", успей сделать выгодные покупки!

Плюс весь апрель действует скидка 10% по промокоду APREL24 + 15% кэшбэк и бесплатная доставка!

Перейти на страницу акции

Реклама: ООО ТМ ЭЛЕКТРОНИКС, ИНН: 7806548420, info@tmelectronics.ru, +7(812)4094849

2 часа назад, del_ сказал:

На печатке V25 нет ошибки в подключении цепочки C4 и дионого мостика с тахо? 

Да. Там ошибка, досадно, но ошибся. полярность и моста и конденсатора неправильна. Исправляется правильной установкой деталей.

1 час назад, Гар сказал:

3V9 ....- лишние

Возможно. В моей профессиональной и любительской практике такое решение не встречалось. Пробовать руками надо, но поразмыслить если, --> должно в некоторых случаях помочь. Имеет право на жизнь.

1 час назад, Гар сказал:

Диод VD2 ... ни к чему . 

ВЫ слишком категоричны и неправы. Он там критически важен.

Изменено пользователем Sova1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ очень важен контроль процесса заряда и разряда для избегания воздействия внешнего зарядного напряжения после достижения 100% заряда. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список таких решений от разных производителей. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

16 часов назад, Sova1 сказал:

Он там критически важен.

В чём важность этого диода? Поделитесь пож. опытом. И ещё вопрос: как устраняете рывки на низких оборотах? Удаётся ли стабилизировать вращение двигателя на низких оборотах при нагрузке на валу?

Изменено пользователем Гар

Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Гар сказал:

В чём важность этого диода?

Вы вообще форум читали? Там несколько раз это объяснялось для V17. Для V25 я под схемой объяснял.

2 часа назад, Гар сказал:

устраняете рывки на низких оборотах?

Использую рабочий диапазон регулирования. Для V17 это 600-8000об/мин, для V25 это 150-5000об/мин. Это хороший диапазон для простой схемы из недорогих компонентов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Sova1 сказал:

Вы вообще форум читали? Там несколько раз это объяснялось для V17. 

Не читал. Думал Вы сможете кратко на пальцах изложить его суть.

Изменено пользователем Гар

Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28.02.2021 в 20:10, Гар сказал:

кратко на пальцах

Для увеличения падения напряжения на переходе "база-эмитер", так как в версии 17 именно на нём было организовано плавный пуск.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.02.2021 в 13:13, nikall007 сказал:

Собрал схему совы V17 -работает(обороты регулируются). Но только на стенде (тормозил вал деревяшкой). При установке на станок (токарный 16У04П) обнаружилось что двигатель не тянет. Совсем не тянет.

Вот видимо и мне достался такой мотор.  Как ни плясал с ним.... либо регулировка без  стабилизации (без диодного моста) либо стабилизация, (с диодным мостом) но нормальная работа, от 2000 оборотов. Это про версию 17. 

Тоже видел на ютубе аналогичную схему где у автора от 0 работает. По быстрому переделал из 17 версии, на схему из видео.  Двигатель запустился регулировка от 0 - красиво, но и стабилизация тоже нулевая (от слова совсем) Поставил диодный мост на выходе, стабилизая хорошая минимальные обороты возвросли примерно до 2000. Подбором резистора база-коллектор удалось понизить обороты  примерно до 500, но уже со стабилизацией. Вроде достаточно, поставил на станок, после некоторого времени,  работа схемы нарушилась. Оборты начали подниматься почти до максимума и падать и так постоянно. После небольшого отдыха схема снова начинает работать как надо. В принципе вариант работы проверил, рабоатет. Собрал по схеме V25. При первом же запуске получил пробой симистора ВТ-139, стабилитроны остались целые. Пправда симистор был выпаян из платы ленточного траспортера ( кто знает на сколько он там качественный), но перед установкой прозванивал, вроде был рабочий. Поставил что осталось под рукой BTA-16 600. Мотор запустился, диодный мост уже оставил на моторе, работает, регулирует, стабилизирует вполне приемлемо.  Резистор R3 поставил 220К+100К(подстроечный) им же  добился минимальных оборотов 600-700. Ниже уже стабилизация не работает. (точнее работает, даже на 100 оборотах, но двигатель дергается в конвульсиях, пытаясь сохранить обороты) С4 - 47Мкф. Субъективно с ним меньше дергается. Все остальные номиналы как по схеме (+/- на подбор) и ферритовую бусину не ставил, не нашел откуда бы ее выпаять. (может обычный дроссель пойдет с БП компьютерного) Плавный пуск вернул как он и был в 17 версии. Ибо включать мотор потенциометром так себе удовольствие. Плавного старта от него не много получается, но с броском тока при включении на повышенных оборотах он справляется. Ухудшения в работе схемы с ним не заметил. Сейчас на холостом ходу двигатель дает прмерно 600-700 оборотов при нагрузке просаживает примерно до 300-400 и эти обороты уже держит. Установленный на станке с ремнями и прочим навесным, стартует как раз с этих оборотов. С учетом понижающих шкивов, на шпинделе получается от ~60 оборотов  минимальных с поддержанием момента. 

Остался один вопросик, диодный мост на мотор (взят из БП какого то на 5А) в процессе греется сильно, радиатор конечно поставлю, но может что получше взять? И в один момент когда на изких оборотах дал хорошую нагрузку,  выгорела дорожка на плате (полукруглая на печатке V25) от симистора до феритовой бусины которая идет. Все детали целые остались. Проложил дополнительную метализацию силовой части. 

Ну и еще раз благодарность @Sova1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, del_ сказал:

диодный мост на мотор (взят из БП какого то на 5А)

Слабоват мост, долго не протянет, и на радиатор он не заточен, большое тепловое сопротивление внутри. Здесь хороши советские КД203.

20 часов назад, del_ сказал:

С4 - 47Мкф. Субъективно с ним меньше дергается

С2а и С4 подбирались под мой двигатель, и с Вашим мотором это могут быть сильно другие номиналы.

19 часов назад, del_ сказал:

выгорела дорожка на плате (полукруглая на печатке V25)

Там толщина дорожки 1,6мм, это ток 4,97А для стандартной медной фольги 35 мк. (Так SPL пишет). У меня текстолит с фольгой 18 мк, и никаких проблем все-равно нет. Может брак фольги? Хотя и у меня постоянно есть желание на эту дорожку напаять сверху проволочку. Странный у Вас двигатель, у меня они несколько по другому себя  ведут.

20 часов назад, del_ сказал:

ферритовую бусину не ставил, не нашел откуда бы ее выпаять

Это собственно некая замена снабберной цепочки. Предназначено уменьшить скорость нарастания напряжения на симисторе. Задумывалось ставить либо ее, либо снаббер. но и обе цепочки поставить еще лучше. В любом случае эти цепи относятся к помехоустойчивости, и в настройке платы или в работе двигателя никак не  проявляются.

20 часов назад, del_ сказал:

благодарность @Sova1

Рад за Вас, что получилось сделать и настроить плату.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отчитываюсь.
Двигатель от привода швейной машины (привод TUR-2). Заявлено 6000 об/мин, но при запуске напрямую от переменки 220В набирает 14500 об/мин без нагрузки.

Схему собрал V14б из статьи. В качестве Т3 - П14. Тахогенератор самодельный из процессорного кулера от Интела (боксовый кулер для сокет 775). После тахогенератора удвоитель на SB2100 и кондерах 4,7 мкФ 100V. 

RP1 - 10 кОм 5 Вт (проволочный с Алиэкспресс). Покупался для другого проекта в расчете на то, что у проволочного ресурс будет выше, чем с графитовой дорожкой.

В процессе экспериментов сдох BT139. Заменил на такой же (как чуял, два покупал). Пробовал подкинуть BTA41-600 - не взлетает (какие номиналы R6 и R2 для него надо?).

Пока работает, обороты под нагрузкой (нагрузка - швейная машина) от 200 до 2000 (то есть цели достиг). Без нагрузки минимальные стабильные обороты (без рывков и стуков) - от 600. Под нагрузкой видно по светодиоду, что рывки есть - но видимо масса движущихся деталей их сглаживает, маховик машины вращается равномерно.

Понимаю, что такой режим работы для двигателя не есть хорошо. Задумываюсь об установке менее оборотистого двигателя. А пока есть надежда, что может и долго жить, поскольку непрерывной работы не предполагается.

Изменено пользователем mr_gard
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, mr_gard сказал:

Пробовал подкинуть BTA41-600 - не взлетает (какие номиналы R6 и R2 для него надо?).

Это мощный симистор. Увеличте для него  ток управления. R2  ->  начните от 150 Ом и можно еще уменьшать. R6 -> поставьте 51-100 Ом, На отечественных симисторах и качественных китайских его можно и не ставить вообще.

03.03.2021 в 15:37, del_ сказал:

Плавный пуск вернул как он и был в 17 версии. Ибо включать мотор потенциометром так себе удовольствие. .... Ухудшения в работе схемы с ним не заметил.

Странно, а на моем моторе  V25 при включении плавного пуска  от V17, начались сильные рывки на малых оборотах вплоть до 500 об/мин, а без плавного пуска, от 150 об/мин нормально работал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Sova1 сказал:

Странно, а на моем моторе  V25 при включении плавного пуска  от V17, начались сильные рывки на малых оборотах вплоть до 500 об/мин,

Это под нагрузкой или без? Может и действительно от мотора зависит... 

Сильные рывки у меня были на 17 версии с кондером ниже 4,7 мкФ. При нагрузке на оборотах до 800

IMG_20210226_160542.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, mr_gard сказал:

Схему собрал V14б из статьи. В качестве Т3 - П14. Тахогенератор самодельный из процессорного кулера от Интела (боксовый кулер для сокет 775). После тахогенератора удвоитель на SB2100 и кондерах 4,7 мкФ 100V. 

Можно попросить вас описать по-подробнее процесс изготовления тахогенератора из кулера. Проводились ли какие-либо переделки и изменения кулера, какие обмотки использовались ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24.02.2021 в 02:38, Sova1 сказал:

В начальный момент, регулятор оборотов стоит на минимуме, и мост на 4148 получается подключен параллельно база-эмиттер транзистора, и полностью запирает его. И далее, т.к. 4148 постоянно приоткрыты током  ч/з R3, напряжение с тахо начинает влиять на обороты практически от нуля

Ув. @Sova1 , если я правильно понял, напряжение с тахо подпирает диоды моста на 4148, тем самым уменьшая ток  в цепи "база-эмиттер" транзистора 13001 ? Тогда на печатке выходит ошибка, или я что-то пропустил?

Или всё же на схеме мост должен смотреть "катодами вверх" (ну и С4 плюсом туда же) ????

Изменено пользователем Angry_Simistor
Чёртов склероз.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Angry_Simistor сказал:

Тогда на печатке выходит ошибка, или я что-то пропустил?

Да, к сожалению на печатке ошибка, лечится правильной установкой деталей согласно схемы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

07.03.2021 в 08:20, DVDik сказал:

Можно попросить вас описать по-подробнее процесс изготовления тахогенератора из кулера. Проводились ли какие-либо переделки и изменения кулера, какие обмотки использовались ?

Естественно, без переделок не обошлось. Это так, прототип для испытаний - но не исключаю, что оставлю его там работать.
Снял ротор, удалил лопасти и ось. Сердечник с обмотками снял с платы, визуально и с помощью тестера определил начало и конец каждой обмотки, перекоммутировал их последовательно.

Сделал по-быстрому другую плату, поставил на неё. В торце вала двигателя просверлил (вдоль оси, естественно) отверстие, нарезал резьбу и прикрутил ротор тахогенератора куском шпильки с гайкой.

В процессе фото не делал, покажу, что в итоге. И модель кулера.

В моем случае такая конструкция оказалась проще и менее габаритная, чем если бы я присобачивал в качестве тахогенератора всякие моторчики. Ну и ресурс такого тахогенератора большой - щеток нет.33594242_m.jpg

33594251_m.jpg

33594252_m.jpg

33594253_m.jpg

Изменено пользователем mr_gard
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.02.2021 в 14:08, Sova1 сказал:

Ну да, достаточно стандартного 51 ом, или вообще не ставить этот резистор.

Думаю, тут не всё так просто.

Если брать общепринятое мнение в учёт, что сопротивление перехода симистора составляет 70Ом, то при сопротивлении R6 принятому, например, 33Ома получаем:

28/(150 + (70*33/(70 + 33))=0,162 мА- общий ток в цепи после динистора.

Тогда умножив его на эквивалентное сопротивление перехода симистора и резистора 33Ом,- получим 22,4*0,162=3,6в. Видимо автор на ютюбе так и прикинул, но тогда стабилитроны параллельно R6 должны быть на 3,6в.

Если бы не одно, но! 3,6/70=51мА. Ток управления- правильный для положим ВТА24-600В, но при этом токе в даташите указано напряжение на управляющем переходе в 1,3в! А у нас- 3,6в!

Это первая непонятка, наталкивающая меня на мысль,-  что делитель на резисторах тут лишний!

Дальше- пуще! Ток управления у всех симисторов разный- тот же ВТА24-600СW уже требует 35мА для управления. И это может для марок симисторов разниться от 10мА и т. д.

Поэтому для каждой марки симистора нужно знать сопротивление управляющего перехода и ток и уже по этим данным считать делитель. И напряжение в средней точке делителя- то есть на переходе управляющем симистора будет уже не 3,6в, а совсем другое,- например 2,4в! Где набраться стабилитронов под каждый случай?

Так что стабилитроны на Вашей схеме- чей-то частный случай и не помогут всем!

Я перемерял на пробой партию из 6 штук динисторов DB3- все они открылись при 28в!

А это может служить опорой для точного установления нужного тока через управляющий электрод симистора.

То есть 28/560=50мА, 28/800=35мА и так далее. Не забудьте что 560 и 800Ом должны включать уже в себя и сопротивление управляющего перехода симистора!

После открытия, сопротивление перехода падает и ток перехода увеличивается до 100 и 80мА соответственно, и напряжение перехода становится 1,3в.

 На переходе управления будет 1,3в, а не 3,6в или ещё что-нибудь как при резитивном делителе!

2021-03-06_131907 УПРАВЛЕНИЕ ВТА24-600.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, mocart сказал:

сопротивление перехода симистора составляет 70Ом

Неверное выражение. Надо оперировать "падение напряжения на переходе" , и иметь в виду, что оно мало зависит от тока. Как пример - переход база-эмиттер транзистора. Нужен резистор последовательно, ограничивающий ток, и нужен резистор параллельно , улучшающий условия запирания перехода.

19 минут назад, mocart сказал:

Так что стабилитроны на Вашей схеме- чей-то частный случай и не помогут всем!

Идея не моя, но интересная, нестандартная, и автор утверждает, что помогло, и симисторы перестали гореть.

Естественно, не поможет всем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тем же пробником пробовал два последовательно соединённых 1N4007. Так вот, при поднятии напряжения до 0,9в- они уже открывались и светодиод начинал светиться! Дальнейшее наростание до 46в и ток через светодиод соответственно, вызвал на них падение в 1,44в.

Ограничивать напряжение на управляющем переходе симистора, по моему мнению, не получится!

Так сопротивление перехода у ВТА24-600CW (ток 35мА) я замерял и получил 85Ом.

Значит начальное падение на переходе будет 0,035*85=3в примерно. Далее видимо сопротивление перехода падает после открытия симистора и его ток удержания больше-  становится порядка  80мА- то есть в  0,080/0,035=2,6 раза.

Делим наши 3в/2,6=1,15в. То есть с учётом разброса токов- до 1,3в как и в даташите.

Итак- сначала 3 вольта- потом 1,3 вольта- какие стабилитроны или диоды в их качестве вы считаете возможным тут применять?

40 минут назад, Sova1 сказал:

Нужен резистор последовательно, ограничивающий ток, и нужен резистор параллельно , улучшающий условия запирания перехода.

Чем улучшающий?

Я только что пытался донести до Вас что Ваша схема делителем гробит симисторы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заменил BT139 на BTA41-600. R2 - 120...150 Ом (ради интереса ставил переменный - симистор начинает управляться, начиная с примерно 180 Ом, в схеме остался 150 Ом), R6 - 68 Ом (первым попался под руку). По работе ничего не изменилось.

Ставил ГТ309Г в качестве Т3 - да, для него минимальные стабильные обороты выше. Если хочется попробовать более современные транзисторы - наверно КТ529 подошел бы, но у нас его в продаже нет (с забугорными германиевыми тоже туго). Если кто будет пробовать - отпишитесь плиз. 

P.S. В процессе экспериментов вдруг сильно возросли минимальные стабильные обороты и основной диапазон регулировки сместился в последние 10...15% угла поворота RP1. Помогла замена П14 на такой же.
Может когда гонял двигатель на максимуме - тахогенератор П14 поджарил?

 

Изменено пользователем mr_gard
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, mocart сказал:

только что пытался донести до Вас что Ваша схема делителем гробит симисторы!

Эт получается, что дядьки с СТМикроэлектроникса, Семикрона и тд. зря указывают типичное сопротивление "условный катод - управляющий электрод"???

Оно как раз и служит для того, чтобы уменьшить собственное сопротивление перехода и исключить ложные срабатывания симистора. 

Идея со стабилитронами хороша только для "дубовых" симисторов с низким сопротивление перехода, да и у них напруга пробоя этого же перехода намного выше, чему современных. Об этом упоминал Сова на ~20-х страницах. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, mocart сказал:

Я только что пытался донести до Вас что Ваша схема делителем гробит симисторы!

??? Жаль что производители не знают. Посмотрите рекомендованные (рекомендованные именно производителями симисторов) схемы включения симисторов, и везде, без исключения, присутствует резистор параллельно управляющему переходу.  Да, некоторые производители бытовой техники и многие любители радио его не применяют,  и что?..  Тем более с китайскими деталями очень хочется все делать правильно, меньше сюрпризов будет при эксплуатации, т.к. дома трудно создать сетевые помехи, изменения температуры, и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Sova1 сказал:

Жаль что производители не знают. Посмотрите рекомендованные (рекомендованные именно производителями симисторов) схемы включения симисторов, и везде, без исключения, присутствует резистор параллельно управляющему переходу.  Да, некоторые производители бытовой техники и многие любители радио его не применяют,  и что?.

И это всё!? Без выкладок и расчётов? Типовые схемы?

Обьясните мне как распределяются потенциалы на такой типовой схеме? Исходя из чего оправдан их выбор?  частности- R2,R4?

 

63280.153597.jpg

Изменено пользователем mocart
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, mocart сказал:

Обьясните мне

Вообще-то типовые схемы расписаны в учебниках, и объясняют обычно отклонения от типовой схемы. Это форум самодельщиков, и теоретизирование не в почете. А работу моих схем я объяснял неоднократно.

4 часа назад, mocart сказал:

И это всё!?

Ну да, все.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы публикуете как гость. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...