Перейти к содержанию

Альтернатива потенциометру в ламповом темброблоке с Микроконтроллерным управлением


Рекомендуемые сообщения

День добрый,

 

занимаюсь разработкой лампового темброблока и столкнулся с таким вопросом как им управлять, вернее чем заменить потенциометры.

 

Есть три варианта:

1) Моторизованный потенциометр

2) Цифровой потенциометр например AD5241

3) Реле

Проблема заключается в том что в каждом варианте есть недостатки

) Моторизованный потенциометр => нет нужного номинала на 1М/500к требуется дополнительный драйвер для двигателя

) Крутить потенциометр(1M) шаговым двигателем => дорого и громоздко

2)Цифровой потенциометр => работает в диапазоне + или +-2,5В и непонятно подойдет ли он в ламповую схему

3)Реле => проблематичная реализация логарифмической зависимости с постоянным общим сопротивлением во всём диапазоне, линейная зависимость без проблем

 

Склоняюсь к 3-ему варианту но не могу найти решение реализации логарифмической зависимости

 

Подскажите как быть, есть ли решения для ламповых схем

 

Заранее благодарен

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

Релейный регулятор громкости Никитина - как раз логарифмическое регулирование. Проблема в большом количестве реле - 5 штук на каждый регулятор, а это всего 32 градации регулировки. Умножаем на количество крутилок...

Цифровые потенциометры не подойдут ещё и по причине большого сигнала. На них нельзя подавать больше, чем напряжение питания, а в ламповых схемах и десятки вольт переменки могут быть.

Можно попытаться применить К561КП1/КП2/КТ3, они допускают питание до 15 вольт, соответственно и сигнал может быть такого размаха.

Изменено пользователем oldmao
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20% скидка на весь каталог электронных компонентов в ТМ Электроникс!

Акция "Лето ближе - цены ниже", успей сделать выгодные покупки!

Плюс весь апрель действует скидка 10% по промокоду APREL24 + 15% кэшбэк и бесплатная доставка!

Перейти на страницу акции

Реклама: ООО ТМ ЭЛЕКТРОНИКС, ИНН: 7806548420, info@tmelectronics.ru, +7(812)4094849

Я об этом думал но релейный регулятор громкости Никитина не имеет постоянного общего сопротивления.Оно меняется в зависимости от положений реле. Я думаю это негативно отразится на работе темброблока 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выбираем схему BMS для корректной работы литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

 Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ, также как и для других, очень важен контроль процесса заряда и разряда, а специализированных микросхем для этого вида аккумуляторов не так много. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список имеющихся микросхем и возможных решений от разных производителей. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Так в некоторых темброблоках регуляторы включены не потенциометром, а реостатом.

81.jpg

Например в темброблоке по схеме Маршалла R3, а у Фендера R3 R4 можно заменить вот таким эквивалентом:

резистор.JPG

позволяющим получить любое сопротивление от 0 до 15 кОм с дискретностью 1 кОм. Причём изменив соотношение резисторов легко получить и логарифмическую зависимость.

А две таких схем, включенных последовательно позволят заменить и потенциометр, только коммутацию реле в нужном порядке реализовать.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да полностью согласен о такой схеме я тоже думал 

 Tembr_POT.jpg

graph.PNG

имеет постоянное общее сопротивление но линейную зависимость. Пробовал подобрать резисторы для чтобы получть и логарифмическую зависимость но ничего не вышло к сожалению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё одно наблюдение: обычно гитаристы ставят ручки всего в 3-4 "излюбленных" положения. Может имеет смысл эти положения выяснить и сделать всего 4 фиксированных значения? Тогда 4 реле с двумя контактами и 4 фиксированных делителя на крутилку. Ну или довести идею до абсолюта: вместо темброблока с тремя крутилками сделать набор фиксированных тембров. Даже можно сделать скажем 4 или 8 темброблоков с подстроечными резисторами и просто переключать их, дав музыканту настроить самому эти "пресеты". С точки зрения исполнителя это может оказаться удобнее.

В любом случае ИМХО автоматизировать нужно только выбор тембров, ну и переключение режимов (clean/dist/fuzz). А Gain регулировать обычным переменным резистором, т.к. его положение зависит и от конкретной гитары и от техники исполнения, даже от исполняемой композиции. Это удобнее подстраивать оперативно. Так же как и выходной уровень (Volume).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Aleksej., если количество реле не ограничено, то набор резисторов с нужной зависимостью, включенные последовательно. Они - аналог полного сопротивления потенциометра. Т.е. два вывода потенциометра у нас уже есть.

Третий вывод коммутируется этим набором релюшек на одно из соединений резисторов. Вот Вам и логарифм, вот Вам и неизменное общее сопротивление. Минусы - целая панель релюшек на один регулятор, клацанье релюшек во время переключения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Боюсь, что пассивного темброблока с постоянным общим сопротивлением постоянному току вы не найдёте, если только на т.н. режекторных фильтрах, как пример:

27.jpg

но они очень узкополосны и, как писал Oldmao, делают много таких фильтров и просто переключают.

И, как вариант, активный темброблок, т.е. частотоформирующие цепи в обратной связи. Делаете сколько надо и переключаете, никаких заморочек с сопротивлением, да и готовых схем много.

 

С уважением, Александр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Aleksej., не приведете ли часть схемы, куда собираетесь включать темброблок? Все же не придется гадать. И уровни сигнала тоже не помешают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот схемы и картинки усильтеля.

02_Main_V2.JPG00_PreAMP.JPG

Предпологается изготовить класический высоко качественный усилитель с ДУ управлением. У ровень входного сигнала усилителя состовляет 0дВ т.е. +-2,2В с учетом усиления первой лампы(6Н8С) в темброблоке +-2,2 * 13 = +-28В размах на полной мощности.

что случится если сделать потенциометр таким. Как это отразится на работу темброблока

Pot_Log.jpg

 

20160925_155451.jpg20160925_155506.jpg

Изменено пользователем Aleksej.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут постоянное или нет сопротивление регулятора громкости - абсолютно ни на что не повлияет. Как раз Никитинский для такого применения.

Я то было сначала подумал, что разрабатываете гитарный усилитель, там регулировка тембра позаморочнее, чем стандартная Баксандала.

В журнале Радиохобби было несколько вариантов дискретных (переключение галетником) регуляторов тембра. Они легко переделываются под реле. Хотя есть мнение, что темброблок - лишний в "Высокомъ конце" (Hi-End), или делают с небольшим диапазоном перестройки (6-10 Дб). Это раньше было принято делать диапазон регулировки 14-20 Дб, что и на мой взгляд явно излишне. Качество-то фонограмм с 60-х годов выше и предсказуемее стало...  Ещё в конце 80-х в музыкальных центрах вместо полноценной регулировки тембра стали делать "тон-регистры" (выбор фиксированных настроек "классика", джаз", "рок", "поп" и т.п.). Это проще потребителю, из наблюдения за знакомыми - тон-регистр центра всегда стоит в одном, однажды понравившемся, положении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С регулятором громкости все понятно будет вариант похожий на Никитинский.

С темброблоком согласен +-20дБ перебор, 1-3-6 дБ положения вполне достаточно.

Можно по подробней в каких номерах Радиохобби были такие схемы?

Вот еще вариант как вы думаете достоин ли он внимания

 tmbr.PNG

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вариант нормальный, только я бы упростил, поменьше положений сделал. ИМХО +6, +3, 0, -3, -6 Дб достаточно.

Все выпущенные Радиохобби у меня есть, причём большинство в полиграфическом качестве. Сейчас просмотрю.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Радиохобби попалось следующее:
1999 №1 стр 7 дискретный регулятор тембра
2000 №4 стр 12 оригинальный темброблок
2001 №3 стр 13 необычный тонкомпенсированный регулятор громкости
2002 №5 стр 13 ламповый эквалайзер
2003 №4 стр 13 дискретный тонкомпенсированный регулятор громкости
2010 №6 стр 31 4-полосный регулятор тембра
2011 №5 стр 28 дискретный регулятор громкости
Я сейчас на работе, тут нет последних номеров. Попадалась схема с гатлетником на основе Баксандалла,
возможно даже в другом журнале, но точно в украинском.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

День добрый,

загнал схему в симулятор и вот что получилось. В выше упомянутой схеме ошибка, там забыли учесть один резистор и конденсатор. В оригинальной схеме они находятся в другом блоке поэтому их забыли.

M_tembr.PNG

 

что скажите стоит ли что-то менять или просто перерешать на другие уровни -6 -3 -1,5 0 +1,5 +3 +6

Да и обязательно ли ставить столько ламп? Можно ли поставить заместо двух первых половинку 6Н9С а буфер убрать т.к. темброблок будет подключен напрямую к ламповому усилителю. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно, ламп можно ставить меньше. АЧХ стандартная Баксандалла, про уровни, которые считаю достаточными, выше уже писал. А вы делайте на свой вкус.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какой был смысл ставить туда 3 лампы. Это наверно не спроста, всё-таки те инженеры те кто разработал этот аппарат над этим подумали.

Первые две наверно чтобы достичь +20дБ т.е. если +20дБ много в моём случае +6 достаточно то и одной лампы достаточно, или я не прав?

Изменено пользователем Aleksej.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Совершенно верно - первые две лампы усиливают сигнал, а третья - катодный повторитель. Её задача - согласовать выход с любым усилителем (с любым входным сопротивлением). Дело в том, что регулятор тембра Баксандалла требует нагрузки на сопротивление примерно в 10 раз большее, чем сопротивление переменных резисторов. То есть при регуляторах 100 кОм следующий каскад должен иметь входное сопротивление 1 МОм. Если оно будет менее 470 кОм, то уже будут частотные искажения. Если подавляющее большинство ламповых усилителей этим условиям удовлетворяет, то транзисторных - нет. Их входное сопротивление от 47 кОм и менее. Поэтому катодный повторитель согласует эти импендансы.

Вход же темброблока (любого, не только Баксандалла) при расчётах считают подключенным к идеальному источнику с нулевым выходным сопротивлением. Что на практике далеко не так. Поэтому на вход ставят усилитель или повторитель. В том числе и для согласования импендансов (заодно и уровней, если требуется).

PS Кстати, в старых ламповых схемах учитывалось не только всё это, но и сквозная АЧХ. Например в приёмниках - с антенны до динамика. С учётом влияния корпуса. Поэтому в схеме приёмников или магнитофонов могут попадаться совершенно нестандартные цепи коррекции и регулировки тембра, которые дают прекрасный результат именно для данного конкретного аппарата.

Изменено пользователем oldmao
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, oldmao сказал:

Дело в том, что регулятор тембра Баксандалла требует нагрузки на сопротивление примерно в 10 раз большее, чем сопротивление переменных резисторов.

Но приведенная схема не является регулятор тембра Баксандалла. Насколько я понял здесь достигается результат за счёт обратной связи, т.е. фильтруется обратная связь а не сам сигнал. Т.е в принципе не требуется усиление если подавать сигнал с линейного входа например 0дБ(+-2,2В) по сравнению с темброблоком с потенциометрами т.к. там уровень сигнал сильно уменьшается из за фильтров. так ли это? 

tmbr.PNG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разумеется, это не Баксандалл в чистом виде, а вариация на эту тему. Кстати и классическая схема Баксандалла может включаться и как пассивный делитель, так и в цепь ООС усилителя. Вот пример (правая схема):

c1-90.jpg

Если подавать с линейного выхода компьютера и ограничить максимальный диапазон регулировки 6 Дб, то ни перед РТ, ни после него никаких каскадов не нужно. Ослабление на средней частоте (обычно считают 1 кГц) будет равно максимальному подъёму (то есть 6 Дб), всего в два раза по напряжению. И выходное сопротивление линейного выхода достаточно маленькое, а входное лампового усилителя - достаточно большое. То есть импендансы согласовывать нет необходимости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Упростил схему, но почему-то не получается согласовать ВЧ и НЧ. Если выставить на схеме для ВЧ +6дБ то не хватает уровня на + НЧ при уменьшении R76 всё оличто, но падает уровень для ВЧ. Как быть? Не хватает усиления? или что-то не так со схемотехникой? 

Tone_Control.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что-то я в этом никакого Баксандалла разглядеть не могу. И вообще не понятно - зачем брать противофазные сигналы с катода и анода лампы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:) я тоже там Баксандалла не разглядел, об этом я писал в одном из предыдущих сообщений.

Спад / подем частот получается за счёт переключения ОС.

На землю для ослабления.

В катод для подёма.

Т.е. на схеме установлен режим -6 дБ. 

Изменено пользователем Aleksej.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Сообщения

    • При токах потребления менее 1 мА не критично. Все равно ток саморазряда аккумулятора в десятки раз выше. Если с питанием совсем уж беда, то я бы вообще сходил в фикспрайс и купил несколько ночных светящихся цветков с солнечной батареей и ионистором.
    • Использовал панельку с IR2153. Источник питания постоянно сгорал по непонятной причине. Что только не делал, горели ключи и ИМС, и предохранитель. Пока не убрал проклятую панельку, "потери" не прекращались. Оказалось, тонкий слой окисла не позволял удерживать ключ (напряжение затвор-исток) в закрытом состоянии, при подаче питания ключ приоткрывался, возникал неконтролируемый сквозной ток и блок выгорал. Кто то скажет - надо применять нормальные/дорогие/хорошие/не дешманские и т.д. - может быть. А можно и не использовать вообще, особенно с КМОП-драйверами. И никаких проблем не будет.
    • Что-то не вяжется аккумулятор и отрицательные температуры. А чем не нравится КР512ПС10? Ток потребления менее 1мА. Можно сформировать хоть одиночный импульс, хоть непрерывную генерацию. Длительность периода от нескольких миллисекунд до нескольких месяцев. Плавное аналоговое регулирование длительности. Копеечная стоимость. Широко применялся в промышленных реле времени лет 10…30 назад. Можно взять промышленное реле времени и перестроить его на нужный диапазон просто перепаяв не более 5 перемычек. https://www.110volt.ru/rele_vremeni/vl64
    • Я вот только не очень понимаю как второй канал подключать это на каждый канал по буферу, а с той первой схемы получается ничего? Или надо к той добавить буфер просто?
    • нет. Это Конвертер. Который надмозглые маркетолухи обозвали "industrial serial server"
    • Моя "голь" ;-)  Понадобилось разобраться с очередной "хитрой" электросваркой . Когдато получил эффект мягкой сварки какой то хитрой дугой .... основа - 2-х полупериодный выпрямитель цеплялся через дроссель какойто мощной ДРЛ-ки . Дуга почти не шипел и тянулась как "сопля" ...тем не менее эффект позволял сваривать 2мм электродом достаточно тонкий металл... Странно то , что мои рекомендации для друганов/сварщиков  ,-  не заработали ??  ;-)   Решил повторить эффект на столе . Вместо дросселя использовал силовик от микроволновки с регулируемым зазором ....  Эффект проявился в полной мере!  Конечно - дела давно минувших дней , сейчас то уже полно сварочников /частотников ... ;-) 
×
×
  • Создать...