Jump to content
Radiotexnik

Вопросы по ламповой технике

Recommended Posts

Это сразу после отключения, когда катоды ещё не остыли и свои конденсаторы не плате не разрядились?

Хорошо бы схему БП глянуть. Может косяки имеются...

У Вас есть фото голой платы БП с обоих сторон?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 22.10.2018 в 14:57, Mishanic сказал:

Так вот вопрос если я в цепь ультралинейного отвода трансформатора и экранирующей сетки поставлю резисторный делитель, нормально ли такое будет?

Нет, ненормально.

В 22.10.2018 в 14:57, Mishanic сказал:

Или есть какие то еще варианты?

Есть. Использовать для сетки отдельную изолированную обмотку, на которую и подать нужное экранное напряжение. Или применить катодную обмотку.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем доброго времени. Собрал чамп 5F1. При значительном усилении или достаточно мощном входном сигнале (напр. ч/з Тюбскример) сигнал хрипит и потрескивает (не дисторшн), а через некоторое время игры в таком режиме звук резко теряет громкость (почти пропадает)? Сэмпл тут. Кто знает, почему так, и как исправить?
Спасибо.

IMAG8108.jpg

Силовик: что-то от ригонды.
Выходник: ТВ2Ш-2, расчетная приведенка с динамиком 6 Ом = 8 245 Ом.
Нагрузка: динамик 6 Ом от ригонды.
Анодка: 360В после выпрямления.
Лампы: 6V6GT, 12AX7.
На катоде 6V6: 18В.
На второй сетке 6V6: 305В.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Финальные результаты тестирования литиевых батареек FANSO при нормальных условиях

Перед разработчиком устройства, в котором предполагается использование батарейки, всегда стоит задача выбора того или иного бренда. Конечно, наиболее объективный результат по качеству можно получить при реальном тестировании в режиме работы самого устройства. Для того чтобы у разработчиков была некоторая информация о реальных значениях основных параметров ЛХИТ, инженеры компании КОМПЭЛ решили провести серию из трех тестов. Первый тест на постоянный разряд в нормальных климатических условиях, начатый в апреле 2019 г., мы завершили.

Узнать финальный результат тестирования

5 часов назад, qu4zz4r сказал:

При значительном усилении или достаточно мощном входном сигнале (напр. ч/з Тюбскример) сигнал хрипит и потрескивает

Прослушал. При увеличении громкости слышны искажения, связанные с "жестким" ограничением сигнала (явно не искажения "гитарных" преампов). Где это происходит, сказать трудно. Возможно, даже в динамике. Это можно легко выявить с помощью измерительных приборов. Так же, как и резкое уменьшение громкости звука. Проще всего это проделать с помощью осциллографа, измеряя покаскадно амплитуду сигнала. В случае отсутствия "железного" осциллографа, с некоторой натяжкой можно использовать звуковую карту компа (нотика). Соответствующая информация в инете присутствует с избытком, как и на нашем ресурсе. При катастрофической нехватке знаний - обратиться к знакомому электронщику. Можно попробовать даже к ремонтнику мобилок обратиться (к тем, которые микросхемы перепаивают и мультиметр на столе имеют).

P. S. "Потрескивания", похоже, тоже относятся именно к искажениям. Ожидал услышать характерные "потрескивания" потёртого винила, но нет... ;)

PP. S. Всё вышесказанное только моё скромное мнение. :D

Edited by Alex-007

Share this post


Link to post
Share on other sites

Динамик менял, ставил 8 Ом, симптомы те же... 

7 минут назад, Alex-007 сказал:

Резкое уменьшение громкости звука так же можно легко выявить с помощью измерительных приборов.

Вот здесь не понял, что измерять. Без всякого осциллографа понятно, что звук просто "вырубается" и присутствует на пределе слышимости (последние несколько секунд сэмпла - там гитара играет на самом деле, если прислушаться. Т.е. или оно там что-то внутре перестает усиливать или одно из двух... Кстати звук восстанавливается только если отключить от сети сабж, вытащить и вставить на место лампы. Но это не точно уже. Две мысли - померить все напряжения в этом глухом "режиме" и экспериментальным путем установить, при каких условиях возвращается звук.

Электронщики есть, с многолетним опытом сборки своих усилков) Сказали "неси, посмотрим", вот пока ждем встречи. Одна голова хорошо, как говорится, а форум...

Share this post


Link to post
Share on other sites
                     

Видеокурс Работаем с микроконтроллерами STM32G0. Впервые на русском языке.

В цикле видеокурсов по работе с STM32G0 от компании STMicroelectronics показаны архитектура, периферия (особенности процессорного ядра, режимов пониженного питания, векторов прерываний, DMA и мультиплексора DMA, схемы тактирования и сброса, и.т.д.) и даны практические примеры. Материал дает наглядное понимание того, как начать работу на новых микроконтроллерах STM32G0

Подробнее

Проверьте наличие (или контакт) резистора утечки в цепи сетки выходной лампы. А так же наличие контакта у потенциометра гейн(при максгейне). У меня было пару раз забывал поставить резистор утечки и звук был похожим.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, qu4zz4r сказал:

мысли - померить все напряжения в этом глухом "режиме"

Здравые мысли. Об этом я и толковал. И не только...

1 час назад, qu4zz4r сказал:

Одна голова хорошо, как говорится, а форум...

Не всегда форум лучше (например, если посмотреть на украинскую думу, то... :D).

Share this post


Link to post
Share on other sites

В ОБЩЕМ!
ДОСТАТОЧНО БЫЛО ПОМЕНЯТЬ ВСЕГО ДВЕ ДЕТАЛИ!
Руки вынуть из одного места и поставить в плечи... Я подпаивая резисторы с накала на массу прожег сигнальный провод в оплетке (как раз с 5й ноги лампы) в итоге он коротил и пускал искры. Это и вызывало искажения...
Ну и резистор тот номинал неправильный поставил.
О горе мне, горе (с)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скажите пожалуйста, можно ли создать усилитель или может уже известны такие модели схемы , без фанатизма цены конечно), нужны хорошие , чёткие хлёсткие низы, так же открытая середина и воздушные верха...? Акустика у меня focal aria 926.

 

Edited by grek685

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, grek685 сказал:

нужны хорошие , чёткие хлёсткие низы, так же открытая середина и воздушные верха

Схем полно. Разных. Усилителей тоже. Но, ни для одного из них невозможно определить измерениями "хлёсткость" низа, "открытость" средины и "воздушность" верха. Сама постановка вопроса не даёт возможности ответить на него однозначно.

Ваша акустика - фазоинвертор и 3 полосы - имеет сложный импеданс

focal_flax_imp.jpg

Поэтому, усилители типа "от Василича" , тетродные, или пентодные, с неглубокой ООС, ей категорически противопоказаны. Тут нужен или УЛ или триод Непременно. с достаточной ООС, для снижения выходного сопротивления. При её высокой чувствительности, хватит 10 - 20 Ватт. Подобным требованиям удовлетворяет, например, такой усилитель. Естественно, это не единственно возможное решение.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дяденьки, помогите, кто знает.

Приятель попросил собрать линейный усилитель для гитары и микрофона.

Дал схему.

На схеме есть два трансформатора: lundahl_ll1528_8790 (микрофонный) и lundahl_ll5402_8795 (выходной).

Трансформаторы не из дешевых, поэтому решил изготовить аналогичные сам.

Я нашел на эти трансформаторы описания, однако мне не хватает информации, а именно:

1. какой материал, сечение, длина магнитной линии и форма сердечников?

2. Количество витков, сечение провода.

3. Индуктивность обмоток,  либо AL (индуктивность на квадрат витка).

В настоящий момент сделал расчёт обоих трансформаторов на ферритовом сердечнике   E42/33/20, материал типа N87 (Hc=13.  Bs=.34  Br=.18 A=0.000236  Lm=0.145  Lg=0.000).

Для микрофонного трансформатора получил витки: первичная обмотка =1000, вторичная=6000.

Для выходного трансформатора получил витки: первичная обмотка =2000, вторичная=1000.

Диаметр провода 0,1, можно и более, лишь бы уложить в окно.

Но гложут меня сомнения, как поведут себя эти трансформаторы на частоте 10 Гц?

Не станет ли микрофонный «давить» низа, а выходной на низкой частоте насыщаться из-за большого тока намагничивания и тем самым вносить большие нелинейные искажения в форму сигнала?

Посему хочу сравнить свои расчёты с подробными данными от брендовых производителей.

 

 

lundahl_ll1528_8790_ПАСПОРТ НА ТРАНСФОРМАТОР.pdf

lundahl_ll5402_8795_ПАСПОРТ НА ТРАНСФОРМАТОР.pdf

СХЕМА ПРЕДВАРА ЛИНЕЙНОГО.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Andron55 сказал:

Трансформаторы не из дешевых, поэтому решил изготовить аналогичные сам. ...  на ферритовом сердечнике   E42/33/20, материал типа N87

Не будут они "аналогичными". Даже в первом приближении. Материал сердечника определяет 99% характеристик трансформатора.

Вот вы правильно спрашиваете:

2 часа назад, Andron55 сказал:

мне не хватает информации, а именно:

1. какой материал

Вот в вашем же даташите написано:

Цитата

The core is a high permeability mu-metal core, and the transformer is housed in a mu-metal can.

N87 совсем не аналог. С вашими 1000 -2000 - 6000 витками вы, не считая остального, как минимум не уложитесь в

Цитата

Self resonance point : > 80 kHz

Вы будете искать такой же материал и заказывать (или сами пилить?) из него сердечник и корпус? Чего-то мне кажется, что это будет много затратнее и по расходам и по времени, чем поставить эти готовые трансформаторы.

Edited by Lexter

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 17.11.2018 в 15:42, Lexter сказал:

Не будут они "аналогичными"

Совершенно верно, идентичными они не будут.

Меня интересует не полная идентичность, вплоть до лакового покрытия, а совместимые характеристики: по току намагничивания, индуктивности рассеяния и т.д.

Вы правы, материал сердечника несомненно играет важную роль, но только в части общих известных характеристик для соответствующих режимов работы трансформатора.

К примеру, можно изготовить широкополосный звуковой трансформатор на сердечнике из стали электротехнической, практических примеров по этому вопросу предостаточно.

Спасибо, что ткнули носом в материал «пермаллой».

У этого материала Bmax лежит примерно в диапазоне 1Tl.

У материала N87 Bmax лежит примерно в диапазоне 0.38Tl.

Это говорит о том, что на выбранном равном для двух трансформаторов сечении магнитопровода, количество витков для трансформатора из материала N87 будет примерно в три раза больше, чем для сердечника из пермаллоя.

За пермаллой ещё раз отдельное спасибо!

В 17.11.2018 в 15:42, Lexter сказал:

что это будет много затратнее и по расходам и по времени, чем поставить эти готовые трансформаторы.

Два брэндовых трансформатра от "Ландала" стоят порядка 11 000 руб.

Гитарный, с ламповым входом комбо-усилитель vox vt20x - 12 000 руб.

https://www.avito.ru/vladimir/muzykalnye_instrumenty/gitarnyy_kombo-usilitel_vox_vt20x_1061725646?slocation=621540

Может приобрести эту "булку" и наковырять из неё "изюма"?

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 часов назад, Andron55 сказал:

Меня интересует не полная идентичность, вплоть до лакового покрытия, а совместимые характеристики:

Про лаковое покрытие - это вы сами нафантазировали. Речь шла именно об электрических характеристиках.

 

7 часов назад, Andron55 сказал:

можно изготовить широкополосный звуковой трансформатор на сердечнике из стали электротехнической

Изготовить можно. "Вытянуть" выдающиеся параметры - нет.

 

7 часов назад, Andron55 сказал:

Может приобрести эту "булку" и наковырять из неё "изюма"?

Если вы уверены, что в этой "булке" именно тот "изюм" - купите и ковыряйте. Я же склонен думать, что чудес не бывает. Сами посудите: если бы из "говна и палок" можно было бы делать великолепные по характеристикам вещи, до этого кроме вас никто бы не додумался? :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 час назад, Lexter сказал:

Изготовить можно. "Вытянуть" выдающиеся параметры - нет.

Благодарю за ответ.

Но всё же, диалог наш получается мало наполненным по информации.

Весьма желательно своё «да» или «нет» подтверждать аргументированно.

Смотрите, я свою идею про самопальные трансформаторы подтверждаю расчётом.

Вы же твёрдо стоите на «железном» аргументе типа «потому что».

Кстати, дополню: прогнозируемая расчётом собственная резонансная частота микрофонного и выходного трансформаторов будет лежать

в диапазоне 60 – 70 кГц и иметь подъём усиления на этой частоте на 3 дБ, что вполне приемлемо с моей точки зрения.

Ток намагничивания микрофонного трансформатора, запитанного от источника напряжения гармонического сигнала

на частоте 10 Гц, будет иметь амплитудное значение порядка 75мкА,

при этом ток этот будет иметь форму синуса, характер тока намагничивания индуктивный.

Если такой трансформатор поместить внутрь магнитного экрана, то в принципе, может получится неплохой компонент для аудиофилов.

Или не получится, ибо «потому что».

Аргументы есть?

Желательно технического свойства.

 

Edited by Andron55

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Andron55 сказал:

Вы же твёрдо стоите на «железном» аргументе типа «потому что».

Вам показалось.

Вы написали:

В 17.11.2018 в 14:16, Andron55 сказал:

Но гложут меня сомнения, как поведут себя эти трансформаторы на частоте 10 Гц?

Не станет ли микрофонный «давить» низа, а выходной на низкой частоте насыщаться из-за большого тока намагничивания и тем самым вносить большие нелинейные искажения в форму сигнала?

Я лишь сказал, что полностью согласен с вашими опасениями. Особенно для выходного.

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Lexter сказал:

Я лишь сказал, что полностью согласен с вашими опасениями. Особенно для выходного.

У меня эти опасения пока не развеялись.

Ведь раскачивать выходной трансформатор будет ламповый каскад с большим выходным сопротивлением, что есть 

для успеха дела большая печаль.

По расчётным данным мой выходной трансформатор при амплитуде 1В эффективного и частоте 10 Гц потянет простой операционник c усиленным токовым выходом.

Ток наиагничивания прогнозируется не более 0,5 мА среднеквадратического, плюс ток через приведенное к первичке сопротивление нагрузки.  

Хочу попробовать посчитать выходной трансформатор на «железе».

Вопрос, нет ли у Вас исходных данных (для расчета) о готовых выходных трансформаторах для звуковых ламповых усилителей?

Размеры, сечение магнитопровода, материал сердечника, индуктивность на квадрат витка (AL)?

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Andron55 сказал:

нет ли у Вас исходных данных (для расчета)

Ничего такого, чего нет в свободном доступе. Считаю примерно как вот в этой первой попавшейся ссылке.

P.S.

Ссылку пришлось удалить, - оказалась на форум, а "Правила форума" это запрещают.

Это была статья Е. Комарова "Расчет выходных трансформаторов" в журнале "В помощь радиолюбителю" за 1959 г. №08.

Edited by Lexter

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Lexter сказал:

Это была статья Е. Комарова "Расчет выходных трансформаторов"

Замечательная книжица!

Жаль, что часть формул эмпирические, мало наглядности, но в целом физика процесса показана

великолепно.

Ведь какие были прекрасные времена! Местами можно было найти ещё теплое дерьмо мамонта, а люди уже продвигали для нас, будущих поколений, науку про «тёплый ламповый звук».

Это великолепно!  

В связи с этим, решил отказаться от раскачки выходного трансформатора лампой, - буду раскачивать его операционником, проблем на порядок меньше.

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Andron55 сказал:

Жаль, что часть формул эмпирические

Они не эмпирические. Они упрощённые. Да, за счёт понижения точности рассчёта, но до реально необходимой точности, соизмеримой с разбросом параметров реального "железа". Хоть автор и подстраховался, назвав рассчёты "радиолюбительскими", но это очень даже инженерный подход.

 

5 часов назад, Andron55 сказал:

... буду раскачивать его операционником

Вывод не очевиден, но тогда логичен следующий вопрос: зачем тогда трансформатор? :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Lexter сказал:

Вывод не очевиден, но тогда логичен следующий вопрос: зачем тогда трансформатор?

Мне вывод представляется таким: лампа в качестве качалки – унылое овно по сравнению с операционником именно из-за большого её внутреннего сопротивления.

Да и на той схеме, которую меня попросили повторить, операционник для качалки выходного трансформатора меньше испортит звук и не допустит появления дополнительных искажений, как та лампа, что заявлена в оригинале.

А развязка нужна согласно ТЗ.

Да и меньше фона будет вноситься на вход следующего устройства.     

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Andron55 сказал:

А развязка нужна согласно ТЗ.

А "операционник" в ТЗ указан? :) Сдаётся мне что товарищ не просто так заказал именно ламповый пред...

2 часа назад, Andron55 сказал:

Да и меньше фона будет вноситься на вход следующего устройства.     

А вот это верный ответ. :yes: Балансный вход для того и сделан чтобы гасить синфазную "наведёнку". 

П.С. в принципе можно сделать балансный вход и балансный выход и без применения согласующих трансформаторов. Только "аутентичность" схемы конечно будет потеряна. :D

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, тимвал сказал:

Сдаётся мне что товарищ не просто так заказал именно ламповый пред..

Товарищ музыкант, а это значит, что 100% субъективист. Это не лечится, зато направляется в нужную сторону, при желании.

Ганс Христиан Андерсен с его «голым королём» в помощь.

Правда есть неприятная сторона вопроса с применением операционника, - вдруг товарищ перестанет слышать искажения (их станет меньше)

и музыкальное звучание потеряет «ламповую теплоту». Тут важно не переборщить, нужно будет установить

процентов 3 – 5 нелинейных искажений в ламповом каскаде.

Или потом подобрать искажения с помощью его уха под «лучшее звучание» гитары.   

Ведь о том, что король то голый, ему никто не скажет, тссс.  

Share this post


Link to post
Share on other sites

Andron55! Почитал ваши высоконаучные дебаты. Про при амплитуде эффективного и частоте 10 Гц. Так, при амплитуде, или, эффективного? И, откуда 10 Гц в микрофонном трансформаторе? Что за SubШаляпин объявился? И начала лезть в голову всякая классика. Наверное, упоминанием Ганса Христиана навеянная. Типа, Страшно далеки они от народа и Нет пророка в отечестве своём. Вспомнил детство, эксперименты с сетевыми трансформаторами, в качестве микрофонных. Достал из под стола трансформатор

DSC01616.thumb.JPG.3d9e85a865dd4b197cff9a3ab60a8467.JPG

И сделал, как любит говорить Василичь, лабораторку. Выходное сопротивление источника 200 Ом (типичный Shure 58), нагрузка 150 кОм. На входной обмотке 1 В RMS.

5bf3d2eea5efc_MIC.thumb.JPG.a4624743b98864e9876bacb0ba7939cc.JPG 5bf3d306811ce_MIC1.thumb.JPG.f28fcf8970782b862190a9abc5a0a167.JPG

Полоса 100 Гц - 13 кГц по -1 дБ и 40 Гц - 18 кГц по -3 дБ.Более чем достаточно для микрофонного усилителя. Искажения. по сравнению с Lundahl, конечно великоваты. Но, не будем забывать, это 1 В RMS. С микрофона такого не будет. Максимум, 40 - 50 мВ при 120 дБ. Кто сможет так орать, тому микрофон не нужен. Учтём наличие средней точки на первичке, для подачи фантома, стоимость, доступность и то, что его не мотать - получим весьма привлекательное готовое решение.

Да! 150 кОм нагрузки - это не прихоть. При 510 кОм имеем резонансный пичёк в +6 дБ на 14 кГц. Лечится подбором сопротивление нагрузки. И, чуть не забыл! Нагруженный К тр - 5,97. Именно нагруженный, а не соотношение витков. Индуктивность первички (та, что 220 Вольт) на малом сигнале - 27 Гн. Это к вопросу об использовании в качестве выходного. Хотя, нафиг он нужен? У друга - музыканта, что - студия с полностью симметричным трактом?

Экранировать можно как то так.

post-120592-0-93942900-1449777387.thumb.jpg.a1068703b7821f8f60d1f1542f5bcf34.jpg

Кусок обычной водопроводной трубы 1" + пара крышек той же толщины.Токарю на пол литра работы.

Трансформатор, конечно, не звуковой. Но, ведь и музыканты внушаемы. Не так ли? :P

P.S. Обратите внимание на трансформатор с последнего фото. Тоже, готовое решение. Они намотаны на пермаллое, предназначены для звука и в линейке можно найти подходящий. Основной вопрос - найти их самих.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Раз, уж, заговорил о ТВТ-10, дополню. Сопротивление источника 200 Ом, нагрузка 1 МОм + 20 пФ, напряжение на первичной обмотке 0,25 Вольта.

5bf3efafa1225_-10.thumb.JPG.d20463339b601a99c7053748b52cc594.JPG 5bf3f6963e537_-10025.thumb.JPG.68962b66d1d51ffe5d68f5b231290121.JPG

5bf3f6a9435d6_-100251.thumb.JPG.a20d30493e7da9f45db78877780545ea.JPG

Нагруженный К тр = 13,7 (+22,7 дб!). Чего ж Вам боле?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Сообщения

    • ХЖ в малых количествах не то что бы не вредно, но даже и полезно. Пить его, таки не рекомендую!!! С уважением, Сергей
    • А если вместо перехода Б-Э транзистора применить светодиод оптопары РС817, стоящей копейки, то были бы такие плюсы, как независимость порога срабатывания от мгновенного выходного напряжения уся, т.к. нет эффекта Эрли, и гальваническая развязка ВК от исполнительного устройства защиты. Прямое напряжение на светодиоде мерится как 1,15В. Вот после фототранзистора можно смело ставить триггер Шмитта (!!Либо компаратор, но с ПОС)  для исправления формы реакции на перегрузку и удаления подработки. Для этого можно смело использовать... ШИМ-оптодрайвер типа HCPL3120, который и устроен как фототранзисторный оптрон+триггер Шмитта+выходной драйвер до 2А.
    • Совершенно не лучшее решение смещения в каскоде УН, да ещё 100 ом в базе... Можно посмотреть Marantz  МА9S2 , PM11S2 
    • А что в гугле не было попыток поискать типа "DDS генератор" и почитать никак? Есть схемы наборов для пайки с LM358, есть и на TL072, TL082. Выбирай на цвет и кошелек.
    • Я возьму, если предыдущий покупатель откажется.
    • @Borodach Я эту статью уже читал и не раз. Просто захотелось понять принципы и попробовать, как это в железе работает. @CherepVM Возьму на заметку, спасибо.  У меня мерится период между нисходящими фронтами сигнала, т.е. как  только шторка выходит из датчика срабатывает прерывание и заносится значение счётчика и так до следующего спада, т.к. кол-во пазов в диске равно кол-ву цилиндров в моём случае, то каждая шторка привязана к вмт цилиндра. Далее идут вычисления. 
    • Понятие это ваше расшифруйте по подробнее, табло потухло или что7
×
×
  • Create New...