Перейти к содержанию

Автомобильный датчик температуры


Рекомендуемые сообщения

Приветствую всех!

///Возможно, тема эта для раздела автоэлектроники, но так как я не сильно профи, а вполне себе начинающий, размещу тут :D. При необходимости прошу модераторов тему перенести.///

Планирую соорудить себе в машину электровентиляторы вместо вискомуфты. По управлению карлсонами есть два варианта. Первый - резать шланг радиатора, варить в трубу гайку, вкручивать туда термовыключатель (биметаллический датчик "вкл-выкл" с гистерезисом в десяток градусов). Не самое изящное решение с рядом минусов. Поэтому хочу рассмотреть второй вариант.

 

Второй вариант - вместо заглушки в бачок радиатора вкрутить датчик температуры и собрать схемку, которая будет включать-выключать релюшки по показаниям датчика температуры с тем же гистерезисом в десяток градусов. (Биметаллический термовыключатель в бачок решил бы проблему и без схемы управления, но подходящих по резьбе термовыключателей нет.) Вариант хорош тем, что не надо ничего резать-варить, всё будет выглядеть гораздо аккуратней. Да и возможность настройки гистерезиса тоже может быть полезной. Для этого надо собрать схему управления релюшкой, которая будет включать вентилятор. В этом вопросе я надеюсь на помощь форума. Руки прямые, паяльник держат, крупные компоненты собрать смогу - прошу только предложить варианты для сборки. Прелесть задачки в том, что я нашёл два типа автомобильных датчиков температуры, для которых, как я подозреваю, понадобятся разные схемы.

Первый тип датчика - это простой терморезистор. А именно датчик типа ТМ106, который при нагреве меняет своё сопротивление от полутора кОм до пятидесяти Ом. Изначально он предназначен для работы со стрелочными указателями температуры. Полагаю, схема с использованием такого датчика будет не очень сложной, и я буду благодарен за ссылки по этой теме.

Второй тип датчика изначально предназначен для работы с ЭБУ. Далее отсюда

Цитата

выходным сигналом датчиков температуры, используемых в микропроцессорных системах зажигания, является не сопротивление, а напряжение

Датчик температуры 19.3828 представляет собой залитую компаундом полупроводниковую микросхему К1019ЕП1, выходное напряжение которой линейно зависит от температуры окружающей среды.

Терморезистор RT включен в одно из плеч измерительного моста. Такое подключение терморезистора обеспечивает независимость выходных сигналов датчика от колебаний напряжения в бортовой сети автомобиля. Снимаемый с диагонали измерительного моста, состоящего из резисторов R1, R2, R3 и RT, сигнал усиливается и преобразуется в выходное напряжение датчика Uд.

Характеристики датчика температуры 19.3828.

— Пределы измерения температуры, градусов : минус 40 — плюс 125
— Номинальное напряжение, В : 5-12
— Потребляемый ток, мА : 0,5-5
— Чувствительность мв/С : 10

А ведь внешне - тот же латунный цилиндрик, только с колодкой на два контакта (чем и заинтересовал - красота монтажа, не нужно колхозить "массовый" провод). Будет ли такой датчик работать в схемах, рассчитанных на терморезистор? Или тут всё намного сложнее? Было бы здорово собрать схему именно с таким датчиком.

Цитата

Основные технические характеристики:

  • Номинальное напряжение, V 3,4(±0,3)
  • Сопротивление при 15°С, Ом 4033…4838
  • Сопротивление при 128°С, Ом 76,7…85,1
  • Выход напряжения при 15°С, % 92,1…93,3
  • Выход напряжения при 128°С, % 18,1…19,7

Спасибо за внимание!

Изменено пользователем Огонёк
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или даже лучше так. Подскажите, какой элемент/связка элементов в схеме будет обеспечивать ключевую её функцию - гистерезис температуры срабатывания. Чтобы при 95 градусах реле включалось, например, а выключалось при 85 градусах. А дальше я уже буду размышлять, как эту идею реализовать, попутно вспоминая забытое и изучая новое. Мне не только результат нужен, но и процесс интересен.

Наверняка же это и без микроконтроллеров сделать можно, на транзисторах/таймерах/стабилитронах каких-нибудь.

О, вспомнил: триггеры! Вроде бы они мне могут быть полезными. Надо почитать литературу по ним.

Изменено пользователем Огонёк
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Инженеры КОМПЭЛ провели сравнительное тестирование аккумуляторов EVE и Samsung популярного для бытовых и индустриальных применений типоразмера 18650. 

Для теста были выбраны аккумуляторы литий-никельмарганцевой системы: по два образца одного наименования каждого производителя – и протестированы на двух значениях тока разряда: 0,5 А и 2,5 А. Испытания проводились в нормальных условиях на электронной нагрузке EBD-USB от ZKEtech, а зарядка осуществлялась от лабораторного источника питания в режиме CC+CV в соответствии с рекомендациями в даташите на определенную модель. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Новый аккумулятор EVE серии PLM для GSM-трекеров, работающих в жёстких условиях (до -40°С)

Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре. 

Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств. Подробнее параметры и результаты тестов новой серии PLM по ссылке.

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Литиевые батарейки и аккумуляторы от мирового лидера  EVE в Компэл

Компания Компэл, официальный дистрибьютор EVE Energy, бренда №1 по производству химических источников тока (ХИТ) в мире, предлагает продукцию EVE как со склада, так и под заказ. Компания EVE широко известна в странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии уже более 20 лет. Недавно EVE была объявлена поставщиком новых аккумуляторных элементов круглого формата для электрических моделей «нового класса» компании BMW.

Продукция EVE предназначена для самого широкого спектра применений – от бытового до промышленного. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

2 часа назад, Dr. West сказал:

Не триггеры, а компараторы напряжения.

Спасибо, и про них почитаю. В любом случае, будет не лишним вспомнить и про триггеры, и всякие логические элементы в памяти освежить.

2 часа назад, Volodya_Tver сказал:

И работающие в диапазоне температур хранения автомобиля -40 : +60.

Так-то схема должна работать в диапазоне от +20 до +40 - то есть в условиях салона прогретого автомобиля. Пока холодно и салон не прогрет - схема всё равно не нужна, мотор холодный, вентилятор не нужен. Разве что размещать её в подкапотном пространстве... Но вопросами температурных компенсаций схемы я буду заниматься н финальной стадии, когда будут протестированы "тепличные" варианты.

2 часа назад, Candid сказал:

А если просто взять вазовский датчик включения вентилятора

Там резьба М22-1,5, а в бачке радиатора резьба К3/8''. Под эту резьбу есть только датчики температуры, а термовыключателей нет.

Затея в том, чтобы сделать всё красиво. Так-то можно сделать врезку в верхний патрубок радиатора и поставить туда жигулёвский датчик. Но а) некрасиво; б) лишние соединения увеличивают шанс протечек; в) отечественные термопереключатели не отличаются точностью работы; и г) для меня вся эта затея - просто интересно. Хочу размять мозги, понять принцип работы и сделать самостоятельно. Иначе бы я купил блочок управления вентиляторами за полторы-две тысячи рублей, соединил бы пяток проводков, настроил температуры и ездил бы без проблем. Такие изделия на рынке есть.

Изменено пользователем Огонёк
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Огонёк сказал:

вкручивать туда термовыключатель (биметаллический датчик "вкл-выкл" с гистерезисом в десяток градусов

Поправочка- 5 градусов.

4 часа назад, Огонёк сказал:

гистерезис температуры срабатывания. Чтобы при 95 градусах реле включалось, например, а выключалось при 85 градусах.

И смысл?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Огонёк сказал:

Так-то схема должна работать в диапазоне от +20 до +40

Но питание то на неё будет подаваться во всем диапазоне температур....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Slavka сказал:

 

И смысл?

 

Смысл в том, что ТС не желает ездить без проблем.....

Никогда не спорьте с дураками. Они опустят Вас до своего уровня и победят за счет опыта.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смысл в том, чтобы создать в радиаторе запас более холодной ОЖ, вследствие чего вентилятор будет включаться реже. Вентилятор охладил двигатель до 88, термостат закрывается, вентилятор продолжает охлаждать радиатор. Малый круг прогрелся снова, термостат начинает открываться и пускать в работу более холодную жидкость. До включения вентилятора времени останется больше. Итого: вентилятор работает дольше, но включается реже. Вся система живёт дольше. Гистерезис в пять градусов - следствие механической конструкции древних выключателей.

11 час назад, Volodya_Tver сказал:

Но питание то на неё будет подаваться во всем диапазоне температур....

Ну да, надо будет принять это во внимание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот вам и датчик термопара, и твердотельное реле на вентилятор, и гистерезис, и удобная настройка, и индикация. А самое главное, что ничего не надо паять и придумывать. Т.к. вы новичок, и это всё-таки на автомобиль, в первую очередь надо думать о безопасности. На счёт реле не уверен, что будет работать с 12В. Но я думаю смыл понятен, куда копать. Может знающие меня поправят.

Изменено пользователем Гость
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обьясните пожалуйста вы как такой режим хотите сделать (при 95 градусах реле включалось, например, а выключалось при 85 градусах).

Вентилятор нем сможет столько охладить и работать будет по времени в разы больше. Вам нужно убирать термостат и установить электрический клапан.

Этот режим можно сделать только механически (через тумблер). А вообще температура современного двигателя 95-99 градусов.

Установить бортовой компьютер и включить режим контроля температуры двигателя (гистерезис 2 градуса). У меня стоит 99 градусов (-2 градуса).

А скорее всего у вас проблема с термостатом вот и пытаетесь что-то городить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассмотрим ситуацию. Автомобиль стоит на месте - набегающего потока воздуха нет.

1. Мотор холодный, термостат закрыт, радиатор не работает, вентилятор не нужен.

2. Мотор поработал, прогрелся до 90 градусов, начинает открываться термостат. В работу начинает включаться холодная жидкость из радиатора. Некоторое время температура системы регулируется термостатом, в это время прогревается весь объём ОЖ в системе. Вентилятор выключен.

3. Вся жидкость нагрелась до 90 градусов, термостат открыт на треть, теперь вся ОЖ продолжает нагреваться равномерно. Вентилятор пока выключен.

4. Температура достигла 95 градусов - включился вентилятор. Он охлаждает ОЖ в радиаторе, она поступает в блок и снижает общую температуру системы.

5. Температура упала до 90 градусов. Термостат почти закрылся.

5.1. В случае малого гистерезиса вентилятора он отключается, в радиаторе остаётся ОЖ с температурой, близкой к 90 градусам. Спустя короткое время жидкость в малом контуре снова нагревается выше девяноста, снова открывается термостат, и мы практически сразу переходим к пункту 3 - ведь в радиаторе у нас горячая ОЖ.

5.2. В случае большого гистерезиса вентилятора он продолжает работать, охлаждая радиатор до 80 (А то и до 70 - почему бы и нет? Поставим два карлсона!) градусов. В малом контуре при этом рабочая температура поддерживается термостатом. И спустя некоторое время, когда температура в малом контуре снова начнёт превышать девяносто градусов, и термостат снова начнёт более активно подключать радиатор, мы перейдём не сразу к пункту 3, а к завершению работы по пункту 2. Сначала температура будет держаться за счёт более холодной ОЖ из радиатора, и только потом включится вентилятор. В итоге вентилятор работает дольше, но включается при этом реже.

@nvju1967 , иными словами, мой вентилятор - лентяй. Он не сразу отключается, как только температура системы сбросилась до нормальной, он предпочитает поработать ещё чуток и подготовить запас холодной ОЖ в радиаторе, чтобы потом за её счёт поспать подольше :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Ingridient сказал:

ws1209

Не та резьба. Да и не в датчике проблема - это термовыключателей с резьбой К3/8"", нет, а датчики температуры есть.

Кстати, господа, а кто-нибудь может просветить меня по вопросу двух типов датчиков температуры, который я в первом посту задал? Речь о датчике под стрелку (термистор) и под ЭСУД (микросхема).

8 минут назад, Ingridient сказал:

ws1209?

О, да там не только датчик, там ещё и плата! Спасибо, посмотрю.

Хотя схема, которую я хочу сваять, по сути очень проста: два компаратора и триггер. Первый компаратор отслеживает Тож<Твыкл и переводит триггер в "о". Второй компаратор отслеживает Тож >Твкл и переводит триггер в "1". Получаем желаемый алгоритм работы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да почитайте работу системы охлаждения автомобиля. Во первых температура для открывания термостата 82 градуса в большинстве. Во вторых установите бортовой компьютер и увидите весь процесс работы системы охлаждения. Мои условия эксплуатации моего автомобиля -35 + 35 градусов (регион Западной Сибири), Температура двигателя +99 (-2). Нет разницы в какое время года. Возьмем наш отечественный автомобиль Калина - там один вентилятор. Включение 103 градуса. Если взять версию спорт - были с двумя вентиляторами.

Зимой почти не включается, летом когда стоишь в пробках. При движении +90 не больше.

Не надо изобретать велосипед. На заводах это все уже отработано. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, nvju1967 сказал:

Да почитайте работу системы охлаждения автомобиля. Во первых температура для открывания термостата 82 градуса в большинстве. Во вторых установите бортовой компьютер и увидите весь процесс работы системы охлаждения.

...

 

Не надо изобретать велосипед. На заводах это все уже отработано. 

Я отлично знаком с устройством автомобиля. Термостаты бывают разные, и на 82 градуса - не самый лучший. Для двигателя лучше 90, чем 80.

И главное - речь идёт об уазике. Это для понимания ситуации. Мы, уазоводы - по-доброму маньяки во всю башку. Другим эта машина не подходит. Завод косячит, всегда требуется доработка напильником. Магазинные решения скучны и не интересны. Хочу творчества! :)

Бортовой компьютер ставить не буду - машина 15-го года, там уже с завода какой-то БК стоит, на экранчике приборки много всего показывает. В конце концов, если бы я искал простое решение - врезал бы в патрубок радиатора выключатель от жигулей, и всё работало бы как надо. Но я хочу заморочиться и спаять именно то, чего хочу я, а не пользоваться тем, что дают китайцы.

Хочу убрать вискомуфту. Точнее, уже убрал, и по зиме она не нужна даже в полях по пороги в снегу. А к лету надо поставить электровентилятор в дополнение к штатному, который на радиаторе кондиционера стоит. И сейчас меня захватила идея сделать к нему блочок управления. Поставить жигулёвский выключатель я всегда успею.

 

Вообще, господа, вы меня удивляете! Я ожидаю встретить на этом форуме паяльников-маньяков, которые любят творить, создавать и модернизировать всё, что работает от электричества, ради удовольствия от процесса - а меня тут всё больше на алиэкспресс отправляют :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот механический вентилятор на патриот реально враги поставили! Карлсон с кожухом занимает треть моторного отсека и перекрывает доступ ко всему. Сколько ободранных рук мне он стоил! Снял его - и красота: вся передняя часть движка как на ладони. Вот они ролики, вот он ремень, вот они шланги. Не надо иметь руки с четырьмя локтями на каждой, не надо лезть под машину и снимать защиты и пыльники - всё доступно сверху. И надо всего лишь убрать древнюю мясорубку и поставить компактный электрический вентилятор. Не говоря уже о том, что с электровентилятором мы экономим топливо на быстром прогреве, можем гибко регулировать температурный режим, не теряем мощность на вращение пропеллера без надобности и можем избавиться от лишнего шкива (на хитром подшипнике в сборе с передней крышкой двигателя - пять тысяч рублей, качество уазовское непревзойдённое, выход из строя гарантирован). Сплошные плюсы!

Изменено пользователем Огонёк
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 минуты назад, Огонёк сказал:

Я ожидаю встретить на этом форуме паяльников-маньяков, которые любят творить, создавать и модернизировать всё, что работает от электричества, ради удовольствия от процесса

Я люблю творить, создавать, модернизировать, но только тогда, когда я понимаю, что я хочу, как это должно работать, и как это сделать. Делал в машине цифровую приборку на микроконтроллерах. Для индикации температуры пришлось разбирать штатный датчик и туда встраивать DS18B20.  Пришлось тянуть лишний кабель в салон. Все работает. У Вас же только хотелка и все. Хочу вот это, нарисуйте мне схему, буду делать. Предоставьте свою схему, опишите способы, какими хотите реализовать задуманное. А потом уже спрашивайте совета. Все, что Вы хотите, нужно в первую очередь Вам.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, andrusha152 сказал:

У Вас же только хотелка и все. Хочу вот это, нарисуйте мне схему, буду делать.

Не совсем так. Готовая схема мне не нужна.

21 час назад, Огонёк сказал:

Или даже лучше так. Подскажите, какой элемент/связка элементов в схеме будет обеспечивать ключевую её функцию - гистерезис температуры срабатывания.

Дальше я подумал и придумал (правильно ли, нет - пока не знаю)

1 час назад, Огонёк сказал:

Хотя схема, которую я хочу сваять, по сути очень проста: два компаратора и триггер. Первый компаратор отслеживает Тож<Твыкл и переводит триггер в "о". Второй компаратор отслеживает Тож >Твкл и переводит триггер в "1". Получаем желаемый алгоритм работы.

Теперь почитаю про компараторы и триггеры, накидаю первые эскизы. А дальше будет видно. Вот по поводу двух типов датчиков я так и не увидел ответа

1 час назад, Огонёк сказал:

Кстати, господа, а кто-нибудь может просветить меня по вопросу двух типов датчиков температуры, который я в первом посту задал? Речь о датчике под стрелку (термистор) и под ЭСУД (микросхема).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уж поверьте, яндекс я на эту тему попытал и много чего перечитал и на драйв2, и на профильных форумах. И эту статью читал тоже. В частности, там есть такой нюанс:

Цитата

Спарку подключил к разъемам штатных вентиляторов и т.к. блок управления прошит нестандартной прошивкой, то вентиляторы прекрасно включаются бортовым компьютером на 95 и 97 градусов. Также при установке данной спарки есть возможность сделать включение двух вентиляторов на первой скорости и на второй скорости (что я и сделал), т.е. сейчас при достижении температуры 95 градусов включаются два вентилятора на первой скорости, при достижении температуры 97 градусов включается вторая скорость.

У меня тоже прошивка нестандартная, но температура включения вентилятора там не менялась. Поэтому буду изобретать свою схему.

1 час назад, Огонёк сказал:

Хочу творчества! :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Огонёк сказал:

Кстати, господа, а кто-нибудь может просветить меня по вопросу двух типов датчиков температуры, который я в первом посту задал? Речь о датчике под стрелку (термистор) и под ЭСУД (микросхема).

Разверну свой вопрос. С датчиком - термистором всё понятно: резистор, корпус и один контакт. В схемах работает переменным сопротивлением.

А как работать с тем, что на микросхеме создан? У него красивый двухконтактный разъём. Задействован ли в цепи корпус датчика в качестве третьего контакта? Если не задействован, то я не понимаю, чем он, имея всего два контакта, функционально отличается от термисторного датчика.

Изменено пользователем Огонёк
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Огонёк сказал:

Если не задействован, то я не понимаю, чем он, имея всего два контакта, функционально отличается от термисторного датчика.

Сами же и отвечаете на свой вопрос. Корпус - масса - минус питания. Одна клемма + питания, другая клемма - выход.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...