Перейти к содержанию

Ремонт часов SLAVA. Генератор колебаний


Рекомендуемые сообщения

Добрый день.
Отец попросил починить старые советские часы SLAVA. Они давно не работали. Просто не шли. Я немного занимался радиолюбительством и решил разобраться в чем дело. 
large_7b1628d03d911c73015b31eaace12464_6427728.jpg.836f9ea8f7e62ec7d67294eb992b00cd.jpg

После разборки установил что сломалась электронная колебательная часть, которая генерирет ход часов.
Она состоит из схемы на транзисторе с конденсаторами, питающей две катушки, которые смещают магнит маятника влево, а затем вправо. 
Немного инфы из инета по работе часов:
 

Цитата

Механизм электронно-механического будильника типа Б-9м состоит из следующих основных узлов: колебательной системы, магнитоэлектрического привода, колесной системы, устройства для включения и выключения звонка в заранее заданное время, электрического звонка (зуммера) и источника постоянного питания.

Система привода и сигнальное устройство питаются от источника постоянного тока - батарейки типа "373" напряжением 1,5 В, расположенной отдельно от механизма в гнезде корпуса.

Работа будильника осуществляется следующим образом. При воздействии силовых импульсов от магнитоэлектрического привода баланс-спираль совершает колебательные движения, которые через дисковый преобразователь обеспечивают вращение колесной системы и движение стрелок. 

20190816_010930.jpg.b257ebab63d0d5f383a33f92e1c8f10a.jpg20190816_010943.jpg.d67e816285470bd032884a7434619b46.jpg
При проверке компонентов выяснил что один конденсатор просто высох, а емкость другого отличается от номинала в 1.5 раз. 
Транзистор не проверял, но подозреваю что он тоже вероятно неработает так как надо.

Порылся в интернете, нашел пару сканов похожих часов, но там совсем не та схема что у меня. Пришлось чертить схему вручную по печатной плате. 
Набросал схему генератора в Micro-Cup. Получилось вот что.
mc12.png.18f692014b4779eb22980738472bf43f.png

* Танзистор МП41А заменил на 2N2484 (выбрал его после гугления аналогов)
* Индуктивность катушек не знаю. Мой тестер не меряет индуктивность. По-этому значения задал от потолка.
Возможно кто то может оценить хотябы порядок величины индуктивности по тем фото что я выложил
* Не нашел где в Micro-Cap указывать сопротивление индуктивностей. Я побоялся выпаивать катушки. Из тестера получилось что обе катушки 600 ом (что то многовато имхо). Генератор перестает работать при R2 и R3 больше 1 ома. Поэтому там ноли.

Собственно вопрос.
1. Правильно ли работает такая схема? У меня есть подозрения что аплитуды на катушках должны совпадать чтобы маятника работал правильно. По фазе они вроде смещены верно. Пока на одной ноль на другой максимум и наоборот. 
2. Надо ли вообще заморачиваться с таким генератором или проще взять готовый генератор на кварцевом резонаторе или что поточнее? Просто подозреваю что часы будут отставать со временем из-за деградации емкостей 
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

Транзистор, в принципе, можно было и  не трогать. По опыту, обычно выходит из строя электролитический конденсатор, флажки выходят реже ... :)

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20% скидка на весь каталог электронных компонентов в ТМ Электроникс!

Акция "Лето ближе - цены ниже", успей сделать выгодные покупки!

Плюс весь апрель действует скидка 10% по промокоду APREL24 + 15% кэшбэк и бесплатная доставка!

Перейти на страницу акции

Реклама: ООО ТМ ЭЛЕКТРОНИКС, ИНН: 7806548420, info@tmelectronics.ru, +7(812)4094849

Чисто для сравнения схемотехники привожу схему "моторчика" вентилятора приборной панели автомобиля "Volvo-9000" (был такой у моей старшей дочки). Тоже вырисовывал по плате и долго ломал голову, почему не работает. Оказалось, просто смазка загустела. Это я к тому, что сходу действительно непонятно, как подобные генераторы могут запускаться.

Вентилятор для Volvo.GIF

Просят - не откажи. Не просят - не навязывайся!

Простота хуже воровства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выбираем схему BMS для корректной работы литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

 Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ, также как и для других, очень важен контроль процесса заряда и разряда, а специализированных микросхем для этого вида аккумуляторов не так много. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список имеющихся микросхем и возможных решений от разных производителей. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

1 час назад, Borodach сказал:

Транзистор, в принципе, можно было и  не трогать. По опыту, обычно выходит из строя электролитический конденсатор, флажки выходят реже ... :)

 

7 минут назад, oleg_s сказал:

В них кроме конденсаторов ничего не дохнет

Понял. Я пробовал только поменять высохший конденсатор на новый но это не помогло. Попробую поменять просто все конденсаторы.
Транзистор я не трогал. Я имел в виду что я его заменил на схеме в Micro-Cup на аналог.
 

20 минут назад, Falconist сказал:

Чисто для сравнения схемотехники привожу схему "моторчика" вентилятора приборной панели автомобиля "Volvo-9000" (был такой у моей старшей дочки). Тоже вырисовывал по схеме и долго ломал голову, почему не работает. Оказалось, просто смазка загустела. Это я к тому, что сходу действительно непонятно, как подобные генераторы могут запускаться.

Вентилятор для Volvo.GIF

Да, в этом тоже может быть причина, но в моем случае там не моторчик а маятник, который очень легко смещается на очень большей угол при подаче напряжения на катушку. Поэтому тут проблемка в схеме скорее всего.
Осцилографа  уменя нет чтобы проверить колебания на катушке 

Прикрепил microcup схему к пуосту. Может пригодится
circuit1.cir

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Sergey Taraban

Это не схема генератора которая управляет электромагнитами, а её часть, которая работает в составе с маятником и постоянными магнитами. Частота хода определяется параметрами маятника, а электрическая часть лишь подпитывает маятник энергией (и значительно меньше влияет на частоту). Обмотка в цепи базы - сигнальная, а обмотка в цепи коллектора - воздействующая.

Вот, может поможет - Справочная книга по ремонту часов. Харитончук А.П.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Sergey Taraban сказал:

Набросал схему генератора в Micro-Cup. Получилось вот что.

Схема собрана явно неправильно. В часах катушки имеют индуктивную связь. Плюс там есть магнит на маятнике.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5338electr.gif.6b49d1d8c0361db7d464549c70264bd4.gif

Обычно в этом будильнике две неисправности - высох электролит и при смещении платы магнитами повреждает катушку.

Так как советская компонентная база была весьма плохого качества, по убыванию могут быть ещё такие дефекты - обрыв или КЗ флажка, обрыв или изменения сопротивления резисторов. В любом случае, если катушки целые, остальное все просто.

Может быть ещё холодная пайка - это когда вывод детали был плохо облужен и со временем под слоем припоя окислился и пропал контакт.

Изменено пользователем mishinmaster
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

46 минут назад, MRAZEC сказал:

А так же можно посмотреть  тут о ремонте будильника Слава.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Sergey Taraban сказал:

поменять просто все конденсаторы.

Так я и сделал, и часы, пролежавшие на полке 15 лет затикали и исправно служат уже 3 года. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...
  • 3 месяца спустя...

Пришлось мне недавно перебрать целую кучу таких будильников. Что в итоге посоветую.

1. Перед ремонтом электрической части разобраться с механикой - 99% проблем из-за неё. Всё разобрать и тщательно промыть. Смазывать очень маленьким количеством масла. Зубья пластикового ходового колеса НЕ СМАЗЫВАТЬ! И диски на оси баланса тоже. Также обращаем внимание на регулировку тормозной пружинки - в книгах всё расписано.

2. Положение равновесия баланса выставлять НЕ строго магнитами напротив отверстий в катушке, как сказано в большинстве книг, а на 15* в сторону. Иначе гарантированно не будет самозапуска при включении.

3. Заменить электролитический конденсатор в электронном блоке. Номинал не превышать (47 мкФ). При превышении не будет устойчивого запуска.

4. Керамический конденсатор 33 нФ заменить на 47 нФ. Больше нежелательно (хотя приходилось ставить до 68 нФ) - будет снижаться амплитуда.

5. Был случай обрыва в транзисторе - при отсутствии оригинального ставим BC558, КТ3107 или любой другой "супер-бета" PNP транзистор. Сам не верил, что такое возможно, но один экземпляр с КТ3107Л ходит уже несколько лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 В  источник питания нужно нужно поставить электролит примерно 50 - 100 мКф , будет устойчивее и дольше работать 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Сообщения

    • @Gomerchik а вы контролировали как меняется уровень сигнала на А1 ардуины?
    • Спасибо за совет. Автором данного проекта я не являюсь, мне нужно было воссоздать уличный датчик для метеостанции взамен пропавшего(( Из разного найденного в интернете этот проект работает с моей станцией Орегон (спасибо автору). В понедельник попробую последовать Вашему совету. Но все равно куча непоняток  как блин это работает)) Если дело в неправильной отправки команды, то как на это влияет подключение датчика температуры? Если совсем не подключать таймер, то передача идет один раз (как и прописано в программе), станция принимает и отображает, но минут через сколько-то естественно станция уже ни чего не показывает, но с таймером питание полностью не пропадает с ардуинки, но передача сигнала каким-то образом работает по таймеру.  В моем понимании данная команда подается один раз потому, что таймер должен отключать питание МК после передачи сигнала и каждые 43 сек снова подавать питание (так того требует станция).  Ардуино передает показания температуры отключается полностью и 43 секунды мк не работает.  Сейчас у меня питание пока сделано на подпитке от солнечной батареи, но пару пасмурных дней и аккумулятор съедается до отключения(
    • thickman Так и сделаю. Вытащу из бу БП.  Буду знать, как отличить. Благодарю. Заменил транзисторы на IRFB20N50K. Картина стала, совсем другой.  Похоже трудность не в драйвере, на момент подвозбуда, переходные процессы, в нем, завершены. Увеличил затворные резисторы до 50ом, стало немного лучше.  Не понятно, почему верхний ключ греется несколько сильнее. Возможно, стоит посмотреть ток в коллекторе.  Снабберные емкости временно удалил, изменений не произошло.  Замена ТГР на другой, на кольце MSTN-16A-TH, так же, результата не принесла.   irfb20n50k.pdf
    • А что нить из ассортимента активных щупов производства СССР..))
    • Типа такого: https://aliexpress.ru/item/2044864227.html?sku_id=58855020183
×
×
  • Создать...