Jump to content
Sergey Taraban

Ремонт часов SLAVA. Генератор колебаний

Recommended Posts

Добрый день.
Отец попросил починить старые советские часы SLAVA. Они давно не работали. Просто не шли. Я немного занимался радиолюбительством и решил разобраться в чем дело. 
large_7b1628d03d911c73015b31eaace12464_6427728.jpg.836f9ea8f7e62ec7d67294eb992b00cd.jpg

После разборки установил что сломалась электронная колебательная часть, которая генерирет ход часов.
Она состоит из схемы на транзисторе с конденсаторами, питающей две катушки, которые смещают магнит маятника влево, а затем вправо. 
Немного инфы из инета по работе часов:
 

Цитата

Механизм электронно-механического будильника типа Б-9м состоит из следующих основных узлов: колебательной системы, магнитоэлектрического привода, колесной системы, устройства для включения и выключения звонка в заранее заданное время, электрического звонка (зуммера) и источника постоянного питания.

Система привода и сигнальное устройство питаются от источника постоянного тока - батарейки типа "373" напряжением 1,5 В, расположенной отдельно от механизма в гнезде корпуса.

Работа будильника осуществляется следующим образом. При воздействии силовых импульсов от магнитоэлектрического привода баланс-спираль совершает колебательные движения, которые через дисковый преобразователь обеспечивают вращение колесной системы и движение стрелок. 

20190816_010930.jpg.b257ebab63d0d5f383a33f92e1c8f10a.jpg20190816_010943.jpg.d67e816285470bd032884a7434619b46.jpg
При проверке компонентов выяснил что один конденсатор просто высох, а емкость другого отличается от номинала в 1.5 раз. 
Транзистор не проверял, но подозреваю что он тоже вероятно неработает так как надо.

Порылся в интернете, нашел пару сканов похожих часов, но там совсем не та схема что у меня. Пришлось чертить схему вручную по печатной плате. 
Набросал схему генератора в Micro-Cup. Получилось вот что.
mc12.png.18f692014b4779eb22980738472bf43f.png

* Танзистор МП41А заменил на 2N2484 (выбрал его после гугления аналогов)
* Индуктивность катушек не знаю. Мой тестер не меряет индуктивность. По-этому значения задал от потолка.
Возможно кто то может оценить хотябы порядок величины индуктивности по тем фото что я выложил
* Не нашел где в Micro-Cap указывать сопротивление индуктивностей. Я побоялся выпаивать катушки. Из тестера получилось что обе катушки 600 ом (что то многовато имхо). Генератор перестает работать при R2 и R3 больше 1 ома. Поэтому там ноли.

Собственно вопрос.
1. Правильно ли работает такая схема? У меня есть подозрения что аплитуды на катушках должны совпадать чтобы маятника работал правильно. По фазе они вроде смещены верно. Пока на одной ноль на другой максимум и наоборот. 
2. Надо ли вообще заморачиваться с таким генератором или проще взять готовый генератор на кварцевом резонаторе или что поточнее? Просто подозреваю что часы будут отставать со временем из-за деградации емкостей 
 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Транзистор, в принципе, можно было и  не трогать. По опыту, обычно выходит из строя электролитический конденсатор, флажки выходят реже ... :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чисто для сравнения схемотехники привожу схему "моторчика" вентилятора приборной панели автомобиля "Volvo-9000" (был такой у моей старшей дочки). Тоже вырисовывал по плате и долго ломал голову, почему не работает. Оказалось, просто смазка загустела. Это я к тому, что сходу действительно непонятно, как подобные генераторы могут запускаться.

Вентилятор для Volvo.GIF

Share this post


Link to post
Share on other sites

Литиевые батарейки Fanso для систем телеметрии и дистанционного контроля

Системы телеметрии находят все более широкое применение во многих отраслях на промышленных и коммунальных объектах. Требования, предъявляемые к условиям эксплуатации приборов телеметрии и, как следствие, источников питания для них, могут быть довольно жесткими. Fanso предоставляет широкую линейку продукции, рассчитанной на различные условия эксплуатации, что позволяет подобрать батарейку для каждого конкретного применения, в том числе и для устройств телеметрии.

Подробнее

В них кроме конденсаторов ничего не дохнет

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Borodach сказал:

Транзистор, в принципе, можно было и  не трогать. По опыту, обычно выходит из строя электролитический конденсатор, флажки выходят реже ... :)

 

7 минут назад, oleg_s сказал:

В них кроме конденсаторов ничего не дохнет

Понял. Я пробовал только поменять высохший конденсатор на новый но это не помогло. Попробую поменять просто все конденсаторы.
Транзистор я не трогал. Я имел в виду что я его заменил на схеме в Micro-Cup на аналог.
 

20 минут назад, Falconist сказал:

Чисто для сравнения схемотехники привожу схему "моторчика" вентилятора приборной панели автомобиля "Volvo-9000" (был такой у моей старшей дочки). Тоже вырисовывал по схеме и долго ломал голову, почему не работает. Оказалось, просто смазка загустела. Это я к тому, что сходу действительно непонятно, как подобные генераторы могут запускаться.

Вентилятор для Volvo.GIF

Да, в этом тоже может быть причина, но в моем случае там не моторчик а маятник, который очень легко смещается на очень большей угол при подаче напряжения на катушку. Поэтому тут проблемка в схеме скорее всего.
Осцилографа  уменя нет чтобы проверить колебания на катушке 

Прикрепил microcup схему к пуосту. Может пригодится
circuit1.cir

Share this post


Link to post
Share on other sites
                     

Материалы вебинара STM32G0 – новый лидер бюджетных 32-битных микроконтроллеров от STMicroelectronics

На вебинаре были продемонстрированы современные методы тестирования производительности микроконтроллеров на примере самых бюджетных 32-битных семейств общего назначения STM32G0 и STM32F0, проведено их подробное сравнение. Мы подготовили для вас материалы. Вы можете посмотреть видеозапись вебинара, ознакомиться с ответами на вопросы, загрузить код для тестирования, прочитать статьи по теме

Подробнее...

Guest

@Sergey Taraban

Это не схема генератора которая управляет электромагнитами, а её часть, которая работает в составе с маятником и постоянными магнитами. Частота хода определяется параметрами маятника, а электрическая часть лишь подпитывает маятник энергией (и значительно меньше влияет на частоту). Обмотка в цепи базы - сигнальная, а обмотка в цепи коллектора - воздействующая.

Вот, может поможет - Справочная книга по ремонту часов. Харитончук А.П.

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Sergey Taraban сказал:

Набросал схему генератора в Micro-Cup. Получилось вот что.

Схема собрана явно неправильно. В часах катушки имеют индуктивную связь. Плюс там есть магнит на маятнике.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

5338electr.gif.6b49d1d8c0361db7d464549c70264bd4.gif

Обычно в этом будильнике две неисправности - высох электролит и при смещении платы магнитами повреждает катушку.

Так как советская компонентная база была весьма плохого качества, по убыванию могут быть ещё такие дефекты - обрыв или КЗ флажка, обрыв или изменения сопротивления резисторов. В любом случае, если катушки целые, остальное все просто.

Может быть ещё холодная пайка - это когда вывод детали был плохо облужен и со временем под слоем припоя окислился и пропал контакт.

Edited by mishinmaster

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Sergey Taraban сказал:

поменять просто все конденсаторы.

Так я и сделал, и часы, пролежавшие на полке 15 лет затикали и исправно служат уже 3 года. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

А может там окислилось по питанию? Ну там соединение пружинки и пластинки, что от батарейки идут? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...