Jump to content
Sergey Taraban

Ремонт часов SLAVA. Генератор колебаний

Recommended Posts

Добрый день.
Отец попросил починить старые советские часы SLAVA. Они давно не работали. Просто не шли. Я немного занимался радиолюбительством и решил разобраться в чем дело. 
large_7b1628d03d911c73015b31eaace12464_6427728.jpg.836f9ea8f7e62ec7d67294eb992b00cd.jpg

После разборки установил что сломалась электронная колебательная часть, которая генерирет ход часов.
Она состоит из схемы на транзисторе с конденсаторами, питающей две катушки, которые смещают магнит маятника влево, а затем вправо. 
Немного инфы из инета по работе часов:
 

Цитата

Механизм электронно-механического будильника типа Б-9м состоит из следующих основных узлов: колебательной системы, магнитоэлектрического привода, колесной системы, устройства для включения и выключения звонка в заранее заданное время, электрического звонка (зуммера) и источника постоянного питания.

Система привода и сигнальное устройство питаются от источника постоянного тока - батарейки типа "373" напряжением 1,5 В, расположенной отдельно от механизма в гнезде корпуса.

Работа будильника осуществляется следующим образом. При воздействии силовых импульсов от магнитоэлектрического привода баланс-спираль совершает колебательные движения, которые через дисковый преобразователь обеспечивают вращение колесной системы и движение стрелок. 

20190816_010930.jpg.b257ebab63d0d5f383a33f92e1c8f10a.jpg20190816_010943.jpg.d67e816285470bd032884a7434619b46.jpg
При проверке компонентов выяснил что один конденсатор просто высох, а емкость другого отличается от номинала в 1.5 раз. 
Транзистор не проверял, но подозреваю что он тоже вероятно неработает так как надо.

Порылся в интернете, нашел пару сканов похожих часов, но там совсем не та схема что у меня. Пришлось чертить схему вручную по печатной плате. 
Набросал схему генератора в Micro-Cup. Получилось вот что.
mc12.png.18f692014b4779eb22980738472bf43f.png

* Танзистор МП41А заменил на 2N2484 (выбрал его после гугления аналогов)
* Индуктивность катушек не знаю. Мой тестер не меряет индуктивность. По-этому значения задал от потолка.
Возможно кто то может оценить хотябы порядок величины индуктивности по тем фото что я выложил
* Не нашел где в Micro-Cap указывать сопротивление индуктивностей. Я побоялся выпаивать катушки. Из тестера получилось что обе катушки 600 ом (что то многовато имхо). Генератор перестает работать при R2 и R3 больше 1 ома. Поэтому там ноли.

Собственно вопрос.
1. Правильно ли работает такая схема? У меня есть подозрения что аплитуды на катушках должны совпадать чтобы маятника работал правильно. По фазе они вроде смещены верно. Пока на одной ноль на другой максимум и наоборот. 
2. Надо ли вообще заморачиваться с таким генератором или проще взять готовый генератор на кварцевом резонаторе или что поточнее? Просто подозреваю что часы будут отставать со временем из-за деградации емкостей 
 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Транзистор, в принципе, можно было и  не трогать. По опыту, обычно выходит из строя электролитический конденсатор, флажки выходят реже ... :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чисто для сравнения схемотехники привожу схему "моторчика" вентилятора приборной панели автомобиля "Volvo-9000" (был такой у моей старшей дочки). Тоже вырисовывал по плате и долго ломал голову, почему не работает. Оказалось, просто смазка загустела. Это я к тому, что сходу действительно непонятно, как подобные генераторы могут запускаться.

Вентилятор для Volvo.GIF

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вебинар STM32G0 – новый лидер бюджетных 32-битных микроконтроллеров от STMicroelectronics

Компания Компэл приглашает вас 25 сентября принять участие в вебинаре, который посвящен новому семейству микроконтроллеров STM32G0. Вебинар рассчитан на технических специалистов и тех, кто хорошо знаком с семейством STM32. На вебинаре будут освоены современные методы тестирования производительности микроконтроллеров на примере самых бюджетных 32-битных семейств общего назначения STM32G0 и STM32F0 и проведено их подробное сравнение.

Подробнее

1 час назад, Borodach сказал:

Транзистор, в принципе, можно было и  не трогать. По опыту, обычно выходит из строя электролитический конденсатор, флажки выходят реже ... :)

 

7 минут назад, oleg_s сказал:

В них кроме конденсаторов ничего не дохнет

Понял. Я пробовал только поменять высохший конденсатор на новый но это не помогло. Попробую поменять просто все конденсаторы.
Транзистор я не трогал. Я имел в виду что я его заменил на схеме в Micro-Cup на аналог.
 

20 минут назад, Falconist сказал:

Чисто для сравнения схемотехники привожу схему "моторчика" вентилятора приборной панели автомобиля "Volvo-9000" (был такой у моей старшей дочки). Тоже вырисовывал по схеме и долго ломал голову, почему не работает. Оказалось, просто смазка загустела. Это я к тому, что сходу действительно непонятно, как подобные генераторы могут запускаться.

Вентилятор для Volvo.GIF

Да, в этом тоже может быть причина, но в моем случае там не моторчик а маятник, который очень легко смещается на очень большей угол при подаче напряжения на катушку. Поэтому тут проблемка в схеме скорее всего.
Осцилографа  уменя нет чтобы проверить колебания на катушке 

Прикрепил microcup схему к пуосту. Может пригодится
circuit1.cir

Share this post


Link to post
Share on other sites
                     

Литиевые батарейки Fanso в беспроводных датчиках пожарно-охранной сигнализации

Выбор подходящего элемента питания, способного обеспечивать требуемый уровень напряжения и выдавать необходимый ток на протяжении всего периода эксплуатации беспроводной пожарно-охранной системы является одной из первостепенных задач. Наиболее подходящим для этих целей элементом являются литий-тионилхлоридные элементы питания, а одним из наиболее конкурентоспособных производителей – компания Fanso, предлагающая своим клиентам продукты как универсальные, так и разработанные специально для решения конкретных задач.

Подробнее...

@Sergey Taraban

Это не схема генератора которая управляет электромагнитами, а её часть, которая работает в составе с маятником и постоянными магнитами. Частота хода определяется параметрами маятника, а электрическая часть лишь подпитывает маятник энергией (и значительно меньше влияет на частоту). Обмотка в цепи базы - сигнальная, а обмотка в цепи коллектора - воздействующая.

Вот, может поможет - Справочная книга по ремонту часов. Харитончук А.П.

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Sergey Taraban сказал:

Набросал схему генератора в Micro-Cup. Получилось вот что.

Схема собрана явно неправильно. В часах катушки имеют индуктивную связь. Плюс там есть магнит на маятнике.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

5338electr.gif.6b49d1d8c0361db7d464549c70264bd4.gif

Обычно в этом будильнике две неисправности - высох электролит и при смещении платы магнитами повреждает катушку.

Так как советская компонентная база была весьма плохого качества, по убыванию могут быть ещё такие дефекты - обрыв или КЗ флажка, обрыв или изменения сопротивления резисторов. В любом случае, если катушки целые, остальное все просто.

Может быть ещё холодная пайка - это когда вывод детали был плохо облужен и со временем под слоем припоя окислился и пропал контакт.

Edited by mishinmaster

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Sergey Taraban сказал:

поменять просто все конденсаторы.

Так я и сделал, и часы, пролежавшие на полке 15 лет затикали и исправно служат уже 3 года. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

А может там окислилось по питанию? Ну там соединение пружинки и пластинки, что от батарейки идут? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Сообщения

    • Много лет занимаюсь трассировкой плат в различных CAD-ах, и пришел к твердому убеждению: для любительских поделок никакого автотрассировщика не нужно, вручную интерактивно получается гораздо лучше и в конечном счете быстрее. Автотрассировщик может быть полезен для многослойных (больше 2-х) плат и/или очень "высокочастотных", где требуется соблюдать специфические требования к длине и форме дорожек... А для двухслойных любительских - зачем?! Сейчас использую KiCad - результатом доволен.
    • Всегда стоит ПЭВ 100 Ом, что при 10 V дает 0,1 А. И его замыкаю полевиком. Весьма информативно делать не К.З., а скачком увеличивать ток в 5-10 раз без срабатывания ограничения. Так будет дергаться только канал напряжения. Ставлю ПЭВ-50 22 Ома со средним отводом на 11 Ом в сток полевика. По ссылке примеры тестирования БП  https://www.eevblog.com/forum/projects/korad-ka3003d-redesign-and-upgrade/msg1187775/#msg1187775
    • Про автотрассировку можно сразу забыть. Тем более для таких простецких плат, как двухслойки. А САПР можно брать практически любую. Лично мне нравится Альтиум. Шустро работает, очень хорошо проработаны горячие клавиши. Очень гибко настраиваемые правила трассировки. Даже на 6 слоях трассировать легко и приятно. Да и разобраться в нем, на мой взгляд, довольно просто. Есть онлайн база компонентов с футпринтами. Плюсом к этому показывает плату в 3D и дает возможность экспорта платы в 3D модель. Но это могут многие САПР. Ну и используя нормальную САПР надо быть готовым к тому, что сначала придется рисовать схему, а уже потом делать плату, т.к. в проекте идет связь между схемой и платой и создать плату без схемы не получится.   Его единственный плюс - простота. Больше никаких плюсов нет.
    • SP Racing F3 Pro как подключать? все разъемы  перепробовал . и на приёмнике и на контроллере. не видит( передатчика) в программе Betaflight все настройки производил как на видео.https://www.youtube.com/watch?v=bD6G8WyNl_s такое подозрение,что нет ничего общего полётника с приёмником.    
    • У ирки 2153 потребление 8ма хватает на 740 е  при 45кгц с запасом.
    • Так это у меня у BAFI eще пока нет Скоро чечки у него придут и он запустит
    • Ну вот всё работает, а что там с к3919 с 555 ?
×
×
  • Create New...