Jump to content

Recommended Posts

Добрый день.
Занимаюсь изготовлением акустических музыкальных инструментов -- гусли, арфы, мелодические ударные; до гитар пока не добрался, но шансы есть.
Соответственно, остро стоит вопрос подзвучки -- желательно, чтобы качественно и недорого. Опыт в электронике минимальный (могу собрать несложное устройство по схеме), но вот взялся исследовать вопрос с изготовлением пьезодатчиков...

Собрал балансный датчик из двух пьезоизлучателей звука: соединил их последовательно, склеил друг с другом и сделал отвод от точки склейки. Уровень сигнала получился более чем достаточный; звук передаёт, по моему впечатлению, вполне точно (при условии коррекции АЧХ). При подключении на вход пульта 5-метровым шнуром уровень наводок едва превышает уровень собственного шума пульта. Но -- стандартная проблема: из-за малой внутренней ёмкости датчика завал в нижней части спектра. Пассивный RC-фильтр помогает, но, конечно, это не есть решение задачи.

IMG_2020-05-06_001402.thumb.jpg.698ee8719b06514e22387ca3b698b7a3.jpg IMG_2020-05-06_001555.thumb.jpg.8da04e1211608a1d99ae1e2dadec2e8c.jpg IMG_2020-05-06_001507.thumb.jpg.52a5dac9ca83b547d2b389278716b3f9.jpg

Изучая опыт старших товарищей, нашёл простую до гениальности схему предусилителя, описанную @Falconist (ссылка).
Но эта схема предназначена для работы с одиночным пьезоэлементом, а мне не хочется отказываться от двойного, т.к. это позволяет размещать усилитель в корпусе инструмента на некотором расстоянии от датчика. Однако, моей квалификации категорически не хватает, чтобы модифицировать схему -- сохранить принцип её работы и простоту, но добавить второй канал усиления в противофазу к первому. Прошу помощи специалистов!

Кроме того, вопрос. Может быть существуют способы согласования таких датчиков с низкоомными входами пультов без использования активной электроники? Как уже говорилось, помехозащищённость получилась вроде бы совсем неплохая, осталось "выпрямить" гиперболу в АЧХ. Или такое  в принципе невозможно?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пульт фантомным питанием хоть снабжен? А то все советы будут до лампочки.

1044118761_.GIF.38f93cf5ecdeb5fea77abceeedf64127.GIF

Возможно, датчики придется склеить по другому.


Я не раздаю рыбу. Я раздаю удочки.

ПРОСТОТА - ХУЖЕ ВОРОВСТВА!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Снабжён, разумеется.
То, что Вы предлагаете -- это другое решение. За него -- спасибо отдельное, непременно соберу и опробую.
Но всё-таки хотелось бы балансный вариант вот этой схемы, с питанием от батарейки.
Дело в том, что музыканты не всегда имеют под рукой пульт и сеть на 220В, а в комбик, работающий от аккумулятора, XLR не втыкается, как правило.
1300861875_3V.gif.7b9b7ce7d6277c514388b81355b1869e.gif

Edited by czaerlag

Share this post


Link to post
Share on other sites

Новые контролллеры VIPerPLUS - практический вебинар 10 июня от ST

В программе вебинара - новые контроллеры VIPerPlus, расширяющие границы применения этих компонентов. Обзор их характеристик и преимуществ. Практика. Демонстрация испытаний из лаборатории ST. Пример моделирования в среде E-DesignSuite.

Зарегистрироваться

Нет в данной схеме никакого баланса и быть не может. Она с "плавающим" питанием. А две половинки разорванной купюры целую не составят.

 


Я не раздаю рыбу. Я раздаю удочки.

ПРОСТОТА - ХУЖЕ ВОРОВСТВА!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Именно так, два датчика для помехозащищённости -- наклеенные друг на друга и, таким образом, выдающие на выход приблизительно одинаковые кривые в противофазе. А выход усилителя как раз нужен монофонический, небалансный.

Share this post


Link to post
Share on other sites
                     

Технология SOI против паразитных эффектов в драйверах затвора

Микросхемы драйверов затвора силовых транзисторов, изготавливаемые по технологии монолитного кремния, подвержены негативному влиянию отрицательных напряжений, возникающих на опорном выводе для верхнего плеча. Технология «Кремний-на-изоляторе» (Silicon-on-insulator, SOI) является надежным решением этой проблемы, о чем свидетельствуют результаты испытаний трех микросхем драйверов затвора полумостовой схемы, в том числе – SOI-драйвера производства Infineon.

Читать статью

"Масло масляное". Если выход небалансный, то глубоко пофиг, сколько датчиков на входе.

Весь цимес двух датчиков - именно в приведенной мною выше схеме, когда синфазная помеха "рубится" на корню и остается только противофазный сигнал по кабелю хоть 100-метровой длины.


Я не раздаю рыбу. Я раздаю удочки.

ПРОСТОТА - ХУЖЕ ВОРОВСТВА!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Вы говорите о кабеле от инструмента к пульту. А есть ещё кабель внутри инструмента -- от датчика к предусилителю. Если предусилитель ещё можно расположить непосредственно на датчике, то уж батарейный отсек -- никак нельзя, и тогда возникает опасность наводок на шину питания. Это, к сожалению, реальная проблема: прикасаешься к струнам, или даже водишь рукой над декой инструмента -- и очень слышно, как система фонит на разные лады, в зависимости от положения руки.

Небалансный выход, если там амплитуда хотя бы в полвольта, -- уже имеет огромный смысл: наводки по сравнению с сигналом достаточно малы. А вот от датчика к предусилителю -- милливольты, и там нужен балансный сигнал.

Edited by czaerlag

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот именно поэтому от данной схемы я и отказался и разработал ту, что описана у меня в блоге. Она вообще не требует своего собственного питания. Кабель к пульту - и всё. Образец записи в блоге гитары приаттачен.

Я где-то с полгода назад одному человеку почти закончил делать десяток таких звукоснимателей, но он куда-то исчез и они так и валяются у меня в загашниках, не законченные.


Я не раздаю рыбу. Я раздаю удочки.

ПРОСТОТА - ХУЖЕ ВОРОВСТВА!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Либо -- эту проблему решает балансный датчик. Он демонстрирует хорошую помехозащищённость даже вообще без предусиления. Единственный вопрос -- как выровнять АЧХ. Можно и совсем без предусилителя, если для этой цели в принципе возможно применить какую-нибудь пассивную схему.

Edited by czaerlag

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пассивную - вряд ли. Будет дробовый шум от высокоомного резистора.

Дерзайте...

P.S. И я резко сомневаюсь, что Ваш датчик истинно дифференциальный. Скорее всего, работает на неконгруэнтности АЧХ датчиков, когда бОльшая часть действительно синфазного сигнала взаимно уничтожается. Потому и завал АЧХ по низам наблюдается.


Я не раздаю рыбу. Я раздаю удочки.

ПРОСТОТА - ХУЖЕ ВОРОВСТВА!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хорошо, ещё раз большое спасибо.
Верно я понимаю, что BC847B можно заменить на КТ3102Б?
Нет ни умений, ни инструментов для сборки SMD-компонентов.

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 минут назад, Falconist сказал:

десяток таких звукоснимателей... валяются у меня в загашниках, не законченные

Никаких мыслей не возникает по этому поводу?


Я не раздаю рыбу. Я раздаю удочки.

ПРОСТОТА - ХУЖЕ ВОРОВСТВА!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 минут назад, Falconist сказал:

И я резко сомневаюсь, что Ваш датчик истинно дифференциальный

У меня нет средств это понять, кроме ушей, к сожалению. Но я пробовал слушать его, отключая по одной фазе. На мой субъективный слух, характер звука полностью (или почти полностью) сохраняется, а громкость уменьшается как раз примерно вдвое. Т.е., наверняка он НЕ истинно дифференциальный (всё-таки, два кристалла имеют немного разное положение и по-разному колеблются, да и наверняка они не идентичны по свойствам), но -- довольно близко к тому.
 

3 минуты назад, Falconist сказал:

Никаких мыслей не возникает по этому поводу?

Возникает только одна: спросить, сколько Вы за них хотите. Сами излучатели у меня в достатке, а вот несколько собранных SMD-плат я с удовольствием приобрёл бы. Но этот вопрос будет иметь смысл в тот момент, когда у меня появится заказ на инструмент с подзвучкой. Будем работать в этом направлении... :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если будет продолжение этого разговора - то в личку.


Я не раздаю рыбу. Я раздаю удочки.

ПРОСТОТА - ХУЖЕ ВОРОВСТВА!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Собрал на КТ3102Б, поставил на свою гитару.
Работает прекрасно! Уровень наводок минимальный; звук мне субъективно нравится даже больше, чем тот, что долетает до ушей по воздуху.
Проблема с коэффициентом усиления: он слишком велик для балансного датчика. Придётся менять на КТ3102А -- думаю, так будет как раз в меру.

Снова -- большое спасибо! :)

IMG_2020-05-17_102411.jpg IMG_2020-05-17_102441.jpg IMG_2020-05-17_111214.jpg

Edited by czaerlag

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не будет. Коэффициент усиления транзисторов и самой СХЕМЫ между собой не связаны. В коллекторах резисторы стоят?

Я тут срочно завершил испытательный усилитель с фантомом: https://forum.cxem.net/index.php?/topic/217124-наши-руки-не-для-скуки-в-самоизоляции/&do=findComment&comment=3341384

Апробирую и настрою платки - вышлю.


Я не раздаю рыбу. Я раздаю удочки.

ПРОСТОТА - ХУЖЕ ВОРОВСТВА!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Falconist сказал:

В коллекторах резисторы стоят?

Стоят по 27К. Увеличить номинал?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Более эффективно увеличение номинала эмиттерного резистора. Но тоже без фанатизма.


Я не раздаю рыбу. Я раздаю удочки.

ПРОСТОТА - ХУЖЕ ВОРОВСТВА!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

В итоге получилось R1 = 27 кОм. Оно и понятно, поскольку амплитуда со сдвоенного датчика вдвое больше.
236611283_2.gif.579f8de52dc15cc05ab18825c8ecc8e6.gif

IMG_2020-05-17_102411.thumb.jpg.f26e9cb8a764e27ac60d53cb683ece59.jpg IMG_2020-05-17_102441.thumb.jpg.a6a3526b3d1959188b020a4276de0c39.jpg

А вот пример звука. Записывал одновременно с датчика и с микрофона Shure SM58 через многоканальный пульт M-Audio NRV-10, поэтому различий в исполнении быть не может. Звук никак не обрабатывал, только отрегулировал уровень -- с микрофона даже с максимальным усилением получается заметно тише.

Балансный пьезодатчик.mp3

Микрофон Shure SM58.mp3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Сообщения

    • А где?   В моей самой первой схеме всё питается "волшебными" 6В, взятыми где-то и как-то.
    • Не услышим.Там стабилизатор стоит.
    • @master144 Принял, интересное применение. В таком случае оставлю на плате место под этот конденсатор и проведу эксперименты с собранным устройством. Поиздеваюсь над этой цепью настройки по полной программе  
    • Господа, по-моему я нашёл оптимальную схему. Сейчас вернул ТВЗ Урал в пентодном соединении и произвёл замеры. Сравнивал с ТВЗ1-9 который стоял до этого. Получил минимальные искажения от 0.3 до 3,5 вольт,  не вышли за 2 процента,  минимум на 1,5-2 вольт на 8  Омной нагрузке.    На максимальной мощности без книппинга THD 2,6%.  АЧХ ещё лучше чем с ТВЗ 1-9 . Моя прям рад рад 
    • Нет-нет, сейчас объясню по простому, если коснуться пинцетом среднего вывода регулятора R3 без конденсатора, то в динамике мы услышим фон переменного тока, как всё равно коснулись входа УНЧ, вот чтобы исключить всякого рода наводки переменного тока и устанавливают блокировочный конденсатор в эту цепь настройки.
    • Автор, если не трудно, дайте ссылку на тот сайт, где вы эту схему взяли, так, поржать.
    • Речь была за вред от этого конденсатора,который и так добавляет емкости в едва работающий при питании 5В,варикап.Вот и все.Отрабатывает свое-ну и гут.
  • Similar Content

    • By AdE9
      Коллеги, подскажите пожалуйста по ремонту входного ( предварительного ) балансного усилителя микшера (  Yamaha MG24/14FX )
      ссылка на схему неисправного каскада - 
      https://data2.manualslib.com/print/temp6735303f5062b14ed06349b0c007e850.pdf
      Сигнал не проходит, показания по точкам - TL103 - 1.5В ( вместо 11.5В у рабочих каналов ), TL104 - 9.2В ( вместо 11.5 ), TL101 и 105 - соотв. 0.28В и 0.53В ( вместо 0.5-0.6 ) , TL102 -  -0.86В , на эмиттере Q102 -  - 1.6В ( в рабочих каналах на эмиттерах -  -1.2 - -1.4  В ) , на выходе усилителя ТР102 - +15В ,ТР101 - -13.9В.
      Есть ли смысл заменить транзистор Q101 сразу ( есть подозрения что он пробит ),неисправность появилась после перевозки пульта с места на место.
       
    • By Dinisko
      Здравствуйте! Еще пол года назад просил помощи местных знатоков, но информации было много, а времени переварить ее нет. Я новенький. Хочу собрать простой и качественный предусилитель с питанием от USB (понятия качества разные, мне главное - чтоб не фонило и не искажало). Сначала мне посоветовали усилитель на одном транзисторе (который на схеме) и он мне понравился, но из-за пластмассового звучания решил добавить регулятор тембра, что сильно убавило громкость. После этого решил впилить еще и TDA2822, и здесь у меня много вопросов. Ужасно фонит и гудит. Если прикоснуться пальцем к любому из конденсаторов (не обязательно связанных с минусом) - гул пропадает, высокий шум остается. Ставлю на что, что конструкция пока находится на бреад борде и много соединительных проводов висят в воздухе и ловят наводки (землю, если что, старался разводить "звездой").
      Но все равно хотелось бы убедиться в надежности перед пайкой. Использование приспособления - включать музыку на телефоне и под нее играть на гитаре (классика, пьезозвукосниматель), возможность просто играть в любую компьютерную колонку ну и возможность подключить, скажем, микрофон к компу.
      Самый главный вопрос - можно ли избавиться от гула и шума, где схема неправильная, что не так? Усилитель на транзисторе сам по себе работает хорошо. ТДА собрана по даташиту, за исключением конденсатора по питанию (там 10, у меня - 22 мкф), темброблок вообще пассивный.
      Второй вопрос: Если добавить звук почти наполовину (потенциометр в центре схемы, обведен синей ручкой) - начинаются сильные искажения. Да и к тому же от касания к нему - сильный шум. Хочу заменить на два простых резистора, а регулятор громкости перекинуть на выход (нарисовал синей ручкой справа сбоку). Нужен ли резистор в качестве фильтра (который под синей ручкой на схеме?), а также нужен ли конденсатор (там же), если есть конденсатор перед темброблоком? Проверял и с ними и без них - разницы, вроде, никакой. Просто хочу знать у квалифицированных людей, повлияет ли это на звук после пайки.
      Также вопрос, не влияет ли на шумы конденсатор на выходе (в даташите его нет, но так как я буду подключать телефон, хочется обезопасить себя, да и без него пробовал - та же фигня с шумами.
      И еще под двумя вопросительными знаками номиналы конденсаторов. Играет ли это роль? (других у меня пока нет), нужно ли менять на те, которые в скобках?

      Спасибо большое за любую помощь!!!

    • By Dominico
      Здравствуйте, данную схему предполагается использовать в качестве предусилителя ВЧ. Подскажите пожалуйста слабые стороны данной схемы, как её можно улучшить, и самое главное, как уменьшить собственные шумы ПТ (здесь VT1,VT2,VT3 - КП303Е). Поможет ли параллельное включение нескольких транзисторов на входе схемы уменьшить собственные шумы? 
    • By Dinisko
      Добрый день! Хочу сделать портативную колонку с отдельным входом для электрогитары (чтобы и на гитаре поиграть, и минус повключать). Есть готовая китайская плата на PAM8403. В интернете читал, что сводить левый и правый выход микросхемы не советуют, поэтому решил включить только один канал, а гитару с источником звука (телефон, например) свести на входе. Вопросы заключаются в следующем:
      Как без особых потерь качества (особо не парюсь, так как это просто чтоб заниматься) свести канал электрогитары (после предварительного усиления) и канал телефона? Слышал, что нужно согласовывать сопротивление, но не знаю как это правильно делать.
      И можно ли в качестве предварительного усилителя взять TDA2822? В более общем смысле: чем отличается схема предварительного усилителя от усилителя мощности? Если нельзя 2822, вы не могли бы скинуть схему на транзисторе(-ах)? Из личных наблюдений - схема усилителя и предварительного усилителя на транзисторах не отличается ничем. Или я чего-то не увидел?

      P.S. Колонка будет работать от мобильного БП 5V, повербанка, USB и т.д.
    • By HenryJohnson
      Приветствую всех форумчан! Решил поменять акустику в своем автомобиле, но на штатной магнитоле отсутствуют линейные выходы (тюльпаны) для подключения внешнего усилителя. Соответственно, решил заняться этим вопросом. Как я понимаю, необходимо найти аудио-сигнал на промежутке между аудио-процессором SAF7741HV/125 и усилителем toshiba tb2932hq и припаяться в обход штатного усилителя. 
      Так как с аудио-процессора идет слишком малый ток, товарищ посоветовал найти сигнал на входе штатного усилителя toshiba tb2932hq (фото чипа и его даташит приложил) и вывести его на предусилитель на чипе NE5532.  С предусилителя уже пойдут линейные выходы (тюльпаны) на внешний усилитель. 
      У меня есть несколько вопросов:
      1) Правильно ли я выбрал "место припайки" на входе штатного усилителя toshiba tb2932hq (на фото подписал аудио-процессор, усилитель и "место припайки" белым прямоугольником)? 

      2) Правильно ли я пронумеровал на фото ножки у штатного усилителя toshiba tb2932hq?

      3) Возможно глупый вопрос, но на даташите от toshiba tb2932hq номер в кружочке означает номер ножки микросхемы? Также даташит приложил в формате PDF с описанием.

      4) Правильный ли я купил предусилитель на чипе NE5532?

      5) Набросал схему с даташитом штатного усилителя toshiba tb2932hq и предусилителем на фото, все правильно?

       
       
       

      tb2932hqo Datasheet.pdf
×
×
  • Create New...