Jump to content

Recommended Posts

Feanor, пожалуйста поподробнее про среднюю точку.

Насчет транса - сення подключал ТВЗ-1-9, собранный вперекрышку, все через тот же разделительный конденсатор. Звук - невозможно слушать. Средние орут, баса очень мало, высокие - ужас. Если ещё на несложной музыке пытается играть, то на драйвовом роке с нормальным дисторшном - вообще каша :( Я просто в ауте. Это ж если делать с трансом, чтобы получить приемлемое качество, на сам трансформатор нужно будет выложить кучу денег. А из ТВЗ хрен знает что получится, даже после доработки.

Как я понимаю, если подключать трансформатор через разделительный конденсатор, то не нужен магнитный зазор в нем (трансформаторе)? И как поведет себя трансформатор в СРПП без разделительного конденсатора?

Edited by RuleZZZZ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Усилитель Laconic HA-06T измеренный с наушниками в нагрузке на ЗК Maya44. Его шумы и фон с более малошумящей картой -90dB (вероятно еще меньше), THD в зависимости от подключенных наушников (32-64 Ома) не более 0,14%, IMD выше лишь на несколько сотых процента. На графике представлены худшие результаты. С наушниками AD700 (и с другими Audio-Tecnica) THD значительно меньше.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот схема со средней точкой. Извените за такой карандашный набросок, ибо нет нормальной проги, которая бы позволила чертить схемы. Так сказать, "транзисторное" решение. Лампы 6С45П используются потому, что их внутреннее сопротивление идеально согласуестя с высокоомными наушниками. Можно применить и 6Н6П, тогда надо будет всего по одной лампе на канал и подобрать иные значеня сопротивлений R1 и R2. Положение средней точки регулируется с помощью резисторов R4 и R5. Схема почти не имеет кондюков, так влияющих на звучание, как конденсатор в цепи нагрузки. Единственный недостаток, это то, что наушники нельзя соединять с корпусом, ибо будет очень плохо. А кондюки МБМ, кстати, имеют большой ток утечки, и поэтому их следует подбирать тщательнейшим образом, зхамеряя ток утечки. А включать ТВ3 в цепь каскода, это ваще неправильное решение, так как он ваще на это не расчитан. Трансформатор надо ставить так, как преждложено было мной ранее.

post-42069-1199518908_thumb.jpg

Edited by Feanor

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конденсаторы Panasonic. Часть 4. Полимеры – номенклатура

В заключительной, четвертой статье из цикла «Конденсаторы Panasonic» рассматриваются основные достоинства и особенности использования конденсаторов этого японского производителя на основе полимерной технологии. Главной конструктивной особенностью таких конденсаторов является полимерный материал, используемый в качестве проводящего слоя. Полимер обеспечивает конденсаторам высокую электрическую проводимость и пониженное эквивалентное сопротивление (ESR). Номинальная емкость и ESR отличается в данном случае высокой стабильностью во всем рабочем диапазоне температур. А повышенная емкость при низком ESR идеальна для решения задач шумоподавления и ограничения токовых паразитных импульсов в широком частотном диапазоне.

Читать статью

Feanor

Отрицательное влияние разделительных конденсаторов известно, но часто ошибочно этому уделяют чрезмерное внимание. Все усилители без всякого исключения имеют источники питания, в которых непременно стоят электролитические конденсаторы в качестве фильтров. Обычно эквивалентные схемы усилителей при расчете строят исходя из идеального источника питания, и в схему замещения не включают. На самом деле источник питания неидеален. Вся оконечная цепь усилительного каскада непременно включает и фильтрующие конденсаторы БП. Поэтому все разделительные конденсаторы оказывают влияние на звук не более чем фильтрующие. Более того, разделительный электролит в цепи нагрузки имеет еще одну положительную особенность, он защищает дорогую нагрузку от постоянного потенциала. Любая схема защиты просто несравненно сложнее, а иногда просто неприемлема.

Проследите на примере Вашей схемы прохождение тока в цепи нагрузки и все станет ясно. Какая разница, где стоит электролит в схеме, справа или слева или в обоих местах? Надо не электролиты удалять, а уменьшать их пагубное влияние и использовать только качественные, тогда и работать и звучать все будет хорошо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Согласен, но если в Лаконике стояли бы электролиты ооочень хорошие, например те же BlackGate, то стоил бы он раза в три дороже. При этом цена действительно хороших хай-эндных электролитов превышает стоимость нужного выходного трансформатора. Короче, решайте сами, если действительно хотите звук, а не габариты, то ставьте выходной трансформатор и в блоке питания полностью бумажные кондюки, типа по 5 штук МБГО на канал, но это решение только для таких маньяков, как я, а хотите малогабаритный, то ставьте электролиты. В принцыпе Jamicon звучит тож не плохо. В моём усилке стоят 4 кондюка Jamicon 1000 мкФх250 В, соединённых параллельно, и перемкнуты они МБГО 20 мкФх300 в и оджнотакт играет ооочень клёво.

Кстати, переходный тоже можно набрать из 3 МБГО 30 мкФх160 в, но это опять таки для маньяков.

Edited by Feanor

Share this post


Link to post
Share on other sites
                     

STM32G0 - средства противодействия угрозам безопасности

Результатом выполнения требований безопасности всегда является усложнение разрабатываемой системы. Особенно чувствительными эти расходы стали теперь, в процессе массового внедрения IoT. Обладая мощным набором инструментов информационной безопасности, микроконтроллеры STM32G0 производства STMicroelectronics, объединив в себе невысокую цену, энергоэффективность и расширенный арсенал встроенных аппаратных инструментов, способны обеспечить полную безопасность разрабатываемого устройства.

Подробнее...

Всем драсьте :)

Спасибо за такое активное обсуждение темы. Меня уж просто ОЧЕНЬ заинтересовали лампы в последнее время, и я хочу постараться как можно больше узнать о методах построения схем на них.

Вот возникло ещё несколько вопросов.

Насчет смещения. Режим лампы выбирается исходя из ВАХ лампы. Так вот, на ВАХах ламп графики представлены для разных уровней СЕТОЧНОГО смещения. Я правильно понимаю, что смещение в катоде лампы в 1.6В например на резисторе - это сеточное смещение такого же уровня, тока со знаком "минус"? Или я недопонимаю? Не пинайте сильно за такие дурацкие вопросы :)

И ещё, сення сделал корпус для усилка из фанеры. Внутренние размеры - 140х180х75. Третья часть этого объема уходит сразу на питающие трансформаторы, ещё половина того, что осталось - на элементы "снизу", итого остается где-то 140х120х40. Я уже тут подумал по Вашему совету, Feanor, набрать батарею из МБГО. Какие у них примерные габариты? И ещё - может шунтировать МБГО чем-нить типа слюды? Какие будут комментарии? И как они по надежности, эти МБГО?

Заранее благодарен за ответы ;)

Edited by RuleZZZZ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Все правильно, смещение относительно катода. Если на катоде положительный потенциал, то на общем проводе более отрицательный потенциал из-за падения напряжения на резисторе в цепи катода, поэтому на ВАХ смещение сетки отрицательное. Ток в цепи сетки отсутствует, значит на сеточном резисторе (их сумме) падение напряжения равно 0V, то есть ток не течет. Поэтому на сетке будет всегда потенциал равный падению напряжения в цепи катода (между катодом и общим проводом) какое бы сопротивление в цепи сетки не стояло. Как если бы сетка была вообще подключена к общему проводу, это не делают только потому, что тогда в цепи полезного сигнала будет короткое замыкание.

Edited by LabAT

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про сетки действительно правильно. А у МБГО 30 мкфх300 В размеры 46х46х50 мм. Только их придется поставить примерно по 8-10 на фильтр. Я тоже прикидывал размеря батареи из 20 таких кондюков, она составляет примерно 230х180х50 мм. Но при желании можно сделать отдельный блок с конденсаторами. А слюдой их шунтировать не надо, ибо МБГО и так очень хорошоие кондюки, обычно ими шунтируют электролиты. А надёжность у них достаточна, по выше, чем у МБМ :) Только брать их стоит с запасом по напряжению, почти как элиектролиты, то есь у нас напряжение в 15-200 В, а кондюк надо брать на 300-500 В, но 500-вольтовые МБГО уж ооочень здоровые, поэтому лучше взять 300-вольтовые. Можно попробовать взять и пусковые К78-17, ониимеют большую ёмкость (до 100 мкф), при меньших размерах. К сожалению, об их звуковых свойствах мало чего известно. Хотя, полипропилленовая серия К78 достаточно часто ставится в усилках, и из отечественных наиболее лучшая, после ФТ и К72. Я тоже хотел ставить в усилке разделительные пусковые, но потом решил сделать все каскады трансформаторными, и не пожалел об этом. Звук ваще офигенный.

Edited by Feanor

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всех с Рождеством! Почитал я тут о серии К78, пишут, что хорошая, даж лучше, чем МБГО. Так что, думаю стоит их ставить. Только об их размерах мне мало что известно. Но думаю, что батарея 2х300 мкФ из К78-17 будет не больше батареи из МБГО. Намереваюсь аналогичные ставить в кроссоверы колонок, послушаю, что получиться, напишу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вобщем народ такой расклад на мой слух и нюх :). Может в этой теме это будет и оффтоп.

Нарыл тута себе кондеров кучу :)

Вобщем сейчас у меня электролит шунтируют:

ЛСМ 3.8 мкФ 400В

КБГ-И 0.05 мкФ 400В

КСО-5 0.01 мкФ 250В

ИМХО очень неплохой набор по сравнению с тем, что я слушал и для моего случая с выходом для СРПП. ЛСМ дают чистоту и прозрачность середины с убойным басом (он не теряется нигде), КСО нормализует высокие частоты, а КБГ-И как мне показалось добавляет какую-то интересность и красоту в голос вокалиста (просто на голосе была лучше всего слышна разница, хоть и небольшая, вобщем решил оставить).

Ещё тестил следующие:

ЛСЕ-1 3.75 мкФ 400В (размерами как ЛСМ) - звук мутноватый и бас урезает, хз почему :(

Tesla 3.8 мкФ 400В MP (MP/Бумага в масле (P)/Металлизированные/К40У) - звук почти как у ЛСМ.

К78-17 3.6 мкФ 450В - нашел тока один, поетому тестил в МОНО в сравнении с ЛСМ. Что ж сказать, звук подетальнее, повылизаннее, но очень ненамного, практически нету разницы. НО! Есть одно очень большое, даже огромное НО. Он по басам даже хуже МБМ-а, который был 1 мкФ, тот давал четкий бас, но делал его тихим на фоне остальной музыки :( Это пипец, очень неясный и размазанный бас. УЖОС! Я был о К78 лучшего мнения, его так расхваливали :( До этого ни разу не слышал. А сначала так обрадовался, что хоть один нашел. Хотя не исключаю, что возможно в межкаскаде басы БУДУТ и возможно спокойную музыку он отыгрывает на УРА, но для РОКа, который я почти все время слушаю, очень не хватает динамики на низах. Вроде и емкость приличная - 3.6 мкФ... хм... хотя и ЛСМ очень близко - 3.8 мкФ, но бас выдает ОГО-ГО.

В ближайшее время попробовать подрубить ТВЗ-1-9 по схеме http://sergeev21.narod.ru/trtel.gif

Вот описание: http://www.sergeev21.narod.ru/setr.htm

Тоже без разделительного конденсатора, но и без двухполярного питания ;) Что можете сказать по ентой схеме? Вроде как сигнал идет через трансформатор на конденсатор, а потом на землю. И что дает верхний конденсатор, который сиединяется с нижним на выходе? о_О

Edited by RuleZZZZ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Схема практически как и у Laconic, но с трансформатором. Что будет лучше звучать?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Слушай, RuleZZZZ, Если для рока, то советую тебе намотать нормальный трансформатор и сделать по той схеме, что я выкладывал ранее, поверь, у трансформатора звук будет лучше, особенно если в питании батарею из МБГО заделать, и не надо будет мучаться с подбором шунтирующих конденсаторов. Она же очень простая, там лампа, резистор, конденсатор, его шунтирующий, и трансформатор-вот и всё. Просто и со вкусом. Причём звуковая сигнатура 6С45П очень близка к лампе 300В, широко известной в аудиофильских кругах.

Не пинайте меня за это, я сторонник тяжёлого рока и трансформаторных каскадов для его прослушивания!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, схема на 6С45П очень даже привлекательная. Надо только помнить, что максимальное напряжение на аноде для этой лампы 150В, а лучший режим ее работы при токе анода 30mA. И еще, для того или иного музыкального жанра, надо подбирать не усилитель, а наушники. От усилителя требуется только неискаженное усиление на нагрузке, в идеале на любой (в разумных пределах применения). Различные вариации характера звучания в несравненно большей степени зависят от этой самой нагрузки. Есть наушники, которые ни за что не будут играть тяжелую музыку, как она того представляется в своей концепции, например такие наушники как AKG K601. Но про наушники, это уже надо в другой теме.

http://forum.cxem.net/index.php?showtopic=...40&start=40

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, можно еще упростить схемуc 6С45П, соединив катод с общим проводом (резистор и электролит исключаются), а смещение задавать батарейкой 1,5В (в разрыв сетки и движком потенциометра). Со смещением от батарейки есть большие плюсы и минусы тоже, куда баз них.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ВСЕ! Делаю трансы, точнее перематываю ТВЗ-1-9, других пока нету :) хехе...

А как вы, Feanor, прокомментируете вот эту схему?:

http://sergeev21.narod.ru/trtel.gif

Вроде как бы без разделительного конденсатора, точка соединения транса с 2 кондерами - искусственная средняя точка?

То есть по принципу двухполярного питания как понимаю.

Я бы и рад сделать усилитель на 6С45П, да просто сейчас нету возможности приобрести лампы 6С45П. :(

Edited by RuleZZZZ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, схема неплохая, но это тоже продолжение СРПП, в котором вместо кондюка применили трансформатор и ту самую среднюю точку, о которой я писал ранее. Она имеет лучшие нагрузочные характеристики по сравнению с ранее предложеной схемой, но при этом не лишена всех её недостатков. А про 6С45П, можно вместо неё поставить и 6Н1П в параллель, но при этом придётся наматывать на ТВ3 не 2400, а 3500 витков и пересчитывать резисторы в цепи катода на ток порядка 8 ма и напряжение надо взять повыше будет, при этом выходная мощьность составит где-то 0,8 ватта, что для наушников вполне нормально. Вторичная обмотка должна содержать для 300 ом - 600 витков, для 64 ом - 200 витков.

Share this post


Link to post
Share on other sites

да да... я понимаю, что это СРПП ;) Поэтому я и спросил, чтобы обойтись малой кровью и подключить просто трансы к своему уже собранному усилку.

Вобщем сделал я так и подключил собранный вперекрышку ТВЗ-1-9 к двум кондерам, от чего и избавился от разделительных конденсаторов. :) Домотал ко вторичке ТВЗ примерно до 130 витков. Ну и конечно же поснимал АЧХ перед этим и с нагрузкой, и без нагрузки, вобщем в разных вариантах.

Что ж, то, что раньше было басом при нагрузке на кондеры без транса моих Сенхов 555 50Ом, вот ОНО, в аттаче, любуйтесь. Зеленая линия - нагрузка на уши транса, белая - нагрузка на уши разделительных кондеров. Вобщем белая линия - подъем в области 90-100 Гц аж до 7Дб. Вот вам и бас, гыгы... А без нагрузки с кондерами АЧХ нормальная :) Даааааа... все-таки лампа хреного работает на низкоомную нагрузку. Ну что ж, будем значит использовать трансы ;)

Feanor, пасиба за консультацию, попробую собрать с 6Н1П в параллели. Насчет антизвонных резисторов (как я понимаю, это резисторы, подключаемые последовательно сетке) - нуна будет устанавливать?

Вот схемку набросал в Пейнте (зазвиняйте за кривоту). Так будет? Просто тупо соединить в параллель два триода? И наскока понимаю нужно будет у ТВЗ вернуть магнитный зазор?

post-36170-1200215765_thumb.png

post-36170-1200221184_thumb.jpg

Edited by RuleZZZZ

Share this post


Link to post
Share on other sites

С какой нагрузкой испытывались усилители? И с какой картой?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, RuleZZZZ, схемку правильно накидал. Должно работать. Резисторы последовательно сетке не нужны. Зачем лишнее... Во всех схемах, которые я видел на 6Н1П никаких резисторов не было. Зазор тоже нужен, так как постоянный ток всё таки около 8 ма, правда одной полоски 0,1 мм за глаза должно хватить.

Edited by Feanor

Share this post


Link to post
Share on other sites
С какой нагрузкой испытывались усилители? И с какой картой?

Выход - ЦАП Pegasus (PCM2706->I2S->PCM1793->AD8066)

Нагрузка - наушники Sennheiser HD555, именданс 50 Ом (написал в посте выше)

Вход - линейный с максимальной чувствительностью Realtek AC'97 на ноуте.

Прога RMAA 6.0.6

Мерял также выход ЦАПа с нагрузкой и без. Интересно получилось. Без нагрузки АЧХ нормалек, а с нагрузкой тоже подъем в области 80-90Гц, на левом канале +3 Дб, на правом +6Дб, и вообще АЧХ правого канала смещена вверх отностительно левого на +3 Дб, несимметрия операционника по ходу под нагрузкой. Вобщем такой же горб на 100Гц и спад на 2-3кГц дета, как и на выходе усилка через кондеры, тока поменьше.

Впринципе думаю этого достаточно, чтобы стало понятно, что низкоомная нагрузка на лампы не катит :( как собственно и на операционник, который на это не рассчитан.

В аттаче АЧХ ЦАПа без нагрузки и с нагрузкой.

post-36170-1200231899_thumb.png

post-36170-1200231918_thumb.png

Edited by RuleZZZZ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здесь дело не в лампах и не в трансформаторе. Попробуйте на выход усилителя включить сопротивление 100-120 Ом перед наушниками. Потом покажите график АЧХ, но только обязательно с подключенными наушниками. Возможно горбина лезет уже со «входа», надо попробовать с разными источниками. Потом обсудим причины. Этот эффект известен с любыми усилителями, но все по-разному объясняют причины и недостатки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лезет со входа усилка? Т.е. с выхода ЦАПа? Почему же тогда при нагрузке ламп на трансформатор на Х.Х. и при подключенных наушниках АЧХ нормальная? о_О Первичка транса около 220 Ом, наушники с резистором 120 Ом - около 170 Ом будет в сумме. Хм...

Может я чего-то не догоняю... Но зачем подключать резистор? Просто мне нуна будет перепаивать электролиты, перепаивать питание, немнжко долговато :(

П.С. На http://www.sergeev21.narod.ru/setr.htm впринципе Сергеев Сергей так и пишет насчет кондеров на выходе:

Цитата:

с кондером на выходе получается резонанс, не думаю что это хорошо.

хотя иногда это, наверное, и на пользу (подъем баса).но это уже частотные искажения.

Все-таки интерес переборол лень и я перепаивал :) Выход через разделительные электролиты с шунтами К73-17. Резистор 100 Ом не нашел, поэтому взял 200 Ом.

Вобщем вот какие получились АЧХ.

HP_SRPP_out - выход усилка на наушники без резистора

HP_DAC_out - выход ЦАПа или вход усилка :) с подключенными к усилку наушниками без резисторов

HP+200_SRPP_out - выход усилка на наушники+200 Ом резистор

HP+200_DAC_out - выход ЦАПа с подключенными наушниками+200 Ом резисторами

Ну и для сравнения в том же масштабе

HP_TVZ_out - выход с трансов с подключенными наушниками

Ну вот как я и предполагал, что чем больше сопротивление нагрузки на выход ламп, тем меньше неравномерность АЧХ. 300 Ом уши думаю для более-менее нормальной АЧХ - минимум, даже для СРПП. А то и все 600 Ом желательно. Да и искажения ниже.

post-36170-1200240468_thumb.png

post-36170-1200240499_thumb.png

post-36170-1200240510_thumb.png

post-36170-1200240519_thumb.png

post-36170-1200241100_thumb.png

Edited by RuleZZZZ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Речь о схеме которая дает горбы на НЧ и ВЧ. С трансформаторной вопросов нет.

Кстати, лампу 6С45П можно заменить пентодом 6Ж51П и попробовать пентодное и триодное включение. Интересно как будет со звуком.

Картинки лучше подписать. При сохранении в RMAA предлагается «обозвать» файл и надпись на самой картинке, тогда можно было бы показывать графики на одной картинке попарно, без резистора и с резистором. Сейчас можно только догадываться где и что.

Edited by LabAT

Share this post


Link to post
Share on other sites

Посохраняй на винте, там правда тока будут названия файлов...

Вобщем в аттаче они идут по порядку слева направо так, как написано в посте сверху вниз:

1. HP_SRPP_out

2. HP_DAC_out

3. HP+200_SRPP_out

4. HP+200_DAC_out

5. HP_TVZ_out - нижний рисунок

Мот аська есть? :) так было бы легче общаться...

Edited by RuleZZZZ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Similar Content

    • By meeeeeeeha
      Привет.
      Купил усилитель с Али(Ссылка) на TDA2030A, подключил блок питания от старого компьютера.
      Подключаю телефон - работает, подключаю ноутбук с комбинированным(4-pin) 3.5 мм - работает, подключаю bluetooth наушники (к ним 2-ую пару можно цеплять) - работает.
      Подключаю к компьютеру - доли секунд работает, после сильные помехи пополам с музыкой, через секунд 5 просто звука нет.
      Подключаю к экрану подключенному по HDMI (он с динамиками и к нему можно наушники подцепить) - вообще звука нет.
      Любые наушники на компе и на мониторе играют. 
      Подскажите что проверить, пожалуйста.
    • By Ремирович
      Впервые с возможностью коррекции нелинейных искажений я столкнулся при подготовке темы про адекватный усилитель начального уровня. Тема ожидаемо не получила значительного развития, так как никто не захотел разбираться, почему схема, составленная вопреки установившимся традициям, изложенным, в частности, у Рода Эллиотта,  даёт в симуляторе Multisim довольно низкий уровень нелинейных искажений.
      Что же такое коррекция нелинейных искажений, и, причём тут схема усилителя? Это станет понятно, если сравнить две фотографии работы схемы в симуляторе.

                                                             Фото 1.
       

                                                              Фото 2.
      На фото 1 приводится типичный режим работы схемы, при уровне выходного напряжения 40 Вольт, это составляет примерно 0,7 от максимального значения. Фиксируем значение нелинейных искажений, которые имеют уровень 0,002%.
      На фото 2 всё то же самое, но с помощью конденсатора С8, шунтируется транзистор Q3, предназначенный для задания тока покоя выходного каскада усилителя. Уровень нелинейных искажений вырос до значения 0,027%, больше чем в 10 раз. То есть элемент, задающий ток покоя, который, в общем-то, можно заменить резистором, непонятным образом снижает нелинейные искажения больше, чем на порядок.
       Это не укладывается в привычную теорию работы усилителей мощности, изложенную умными людьми, например, такими как Род Эллиотт и Дуглас Селф. Согласно существующим понятиям, нелинейные искажения можно снизить, только увеличивая глубину отрицательной обратной связи.
        Для этого необходимо сделать усилитель с  возможно большим усилением, который, после замыкания ООС, позволит получить минимальные нелинейные искажения. Эта теория привела к созданию операционного усилителя, и их схемотехника автоматически распространилась на усилители мощности. По сути, правильным будет считаться усилитель мощности, выполненный точно в соответствии со схемотехникой операционных усилителей, с добавлением мощного выходного каскада.
      Отсюда стремление получить каскады с возможно большим усилением, использование транзисторов с максимально большим коэффициентом усиления, построение каскодных схем с динамической нагрузкой и других сложнейших схем, позволяющих получить максимально возможное усиление, без включённой отрицательной обратной связи.
      Результат хорошо известен. Достигается впечатляюще малый уровень нелинейных искажений, но усилитель работает на грани самовозбуждения, при замыкании обратной связи.
       Для устранения самовозбуждения, приходиться уменьшать усиление на высоких частотах с помощью корректирующих цепочек, их должно быть тем больше, чем больше каскадов усиления.
       Снижение усиления на высоких частотах приводит к увеличению искажений на них, а наличие большого количества цепей коррекции, к длительным переходным процессам и, как следствие,  непредсказуемому поведению усилителя в режиме ограничения по напряжению, особенно на высоких частотах.
      В качестве примера, привожу фото 3, и фото 4, где видно влияние цепи коррекции, конденсатора С5, на устойчивость уже упоминавшегося усилителя, при ограничении сигнала на частоте 100 кГц. На фото 4 хорошо видно улучшение качества сигнала при включении конденсатора.
       

                                                            Фото 3.

                                                              Фото 4.
      В погоне за максимальным коэффициентом усиления, из поля зрения выпали линейность характеристик различных транзисторов, взаимовлияние каскадов усиления друг на друга и другие факторы, способные влиять на уровень нелинейных искажений усилителя в целом. Как я понимаю, считается, что они не оказывают существенного влияния, и, при использовании глубокой ООС, их можно не учитывать.
      Фото 1 и фото 2 доказывают, что это не так. Есть возможность снизить нелинейные искажения другим путём. Предположим, что нелинейность одного полупроводникового прибора можно компенсировать нелинейностью другого, а фотографии это доказывают.
      Конечно, такие предположения, в первую очередь сочтут бредовыми, а автора, не очень умным человеком, что, собственно и случилось с темой про адекватный усилитель начального уровня. Что же, мне не привыкать.
      На фото 5 и фото 6 показана работа простейшего усилителя на одном транзисторе. На фото 5, в схеме присутствуют “бредовые” диоды D1 и D2, которые должны были бы вообще не влиять на работу схемы, или только ухудшать её работу, а они заметно снижают уровень нелинейных искажений, что доказывает фото 6, где на схеме диоды отключены.

                                                                           Фото 5.

                                                                                  Фото 6.
       В более сложных схемах присутствуют свои закономерности и возможности коррекции нелинейных искажений. Только для “истинно верующих”, приведённые примеры вряд ли покажутся убедительными.
       Тогда обратимся к “истокам веры”, схеме усилителя умного человека Рода Эллиотта, и попробуем проверить его работу в симуляторе, чтобы хотя бы немного набраться ума, а заодно проверить соответствие характеристик усилителя, приведённых автором и тех, что покажет Multisim.
      Впервые пройдя по ссылке на этот усилитель, я с удивлением обнаружил хорошо знакомую мне схему усилителя “Одиссей-001”, только без германиевых транзисторов. Где-то в 1973 году этот усилитель был у меня, и он имел некоторые “особенности” работы, которые заставили избавиться от него, при первой же возможности.
      Понятно, что образцово-показательный усилитель должен работать идеально, но проверить, и убедиться всё равно надо, и этому ничего не мешает. Поэтому загружаем схему в эмулятор, и убеждаемся, что автор не врёт, и технические характеристики, скажем прямо, не очень выдающиеся, подтверждаются. Нелинейные искажения, на частоте 1 кГц, Multisim определил на уровне 0,031%.
      А вот попытка перейти ко второй части проверки, режиму ограничения сигнала на высокой частоте, провалилась. Какие там 100 кГц, тут даже на 5 кГц, при минимальном уровне ограничения, усилитель так изуродовал сигнал, что невольно задаёшься вопросом, а не отсюда ли “ноги растут”, эффекта транзисторного звучания?

                                                              Фото 7.
      На фото 7 приведён образцово-показательный пример того, как не должен работать усилитель, даже начального уровня. Именно такие искажения и проявлялись у усилителя “Одиссей-001”, если, с помощью темброблока, слишком сильно добавлялись высокие частоты. Иногда это заканчивалось смертельным исходом для одного из каналов усилителя.
      Тому, кто подрывает “основы веры”, дорого это обходится, легко можно попасть в отряд глупых людей. И это не самый худший вариант, раньше бывало и до костра доходило. Но раз уж начал, надо идти дальше, и продолжать делать “глупости”. Поэтому на фото 8 привожу доработанную схему усилителя и результат её работы, а на фото 9, работа в режиме ограничения на высоких частотах.

                                                              Фото 8.

                                                              Фото 9.
      Придётся объяснить, что даёт каждое изменение в отдельности, чтобы не перегружать тему фотографиями.
       Первой  была сделана замена выходного каскада на составных транзисторах, так как он очень плохо работает на высоких частотах. Применённые мощные транзисторы Дарлингтона  не рекомендуются для применения умными людьми, но зато хорошо работают не только в моделях эмуляторов, но и в реальности. Они улучшили работу усилителя на высоких частотах, но нелинейные искажения оставались прежними. Замена транзистора Q4 на  BC636 позволила снизить искажения до 0,01%, что уже неплохо, но хотелось лучшего.
      Выбор тока покоя, изменения номинала резисторов R6, R9 и R10, а также установка совершенно бессмысленного, c точки зрения классической схемотехники, резистора R19, позволили снизить искажения до значения 0,003%, и сделать удовлетворительной работу на высоких частотах.
        Как видно на фото 9, частота тестирования 50 кГц. До 100 кГц усилитель не дотягивает из-за использования на входе дифференциального каскада, вернее слишком большого напряжения питания для него. А ведь использование дифференциального каскада на входе усилителя, это “святое”. Действительно очень полезная схема для операционного усилителя с напряжением питания  ±15 Вольт, но чем выше напряжение питания, тем больше с ней проблем.
      Как видно из этого примера, даже хорошо известные, и довольно простые схемы, можно довести до нужных кондиций, если понимаешь, что не только коэффициент усиления усилителя с разомкнутой обратной связью, позволяет получить низкие нелинейные искажения.
      Возвращаясь к теме коррекции нелинейных искажений, следует отметить, что чем проще схема, чем меньше усиление используемых каскадов и их количество, тем сложнее найти возможность такой коррекции. Связь величины нелинейных искажений с глубиной ООС, коррекция не отменяет, она позволяет уменьшить величину ООС и, тем самым, повысить запас устойчивости усилителя.
      Для иллюстрации этого положения привожу схемы двух простейших усилителей и  их работу в Multisim. На фото 10 и фото 11 одна схема, на фото 12 и фото 13 другая.

                                                                Фото 10.

                                                                 Фото 11.
       
       

                                                                Фото 12.

                                                                 Фото 13.
      И хотя усилитель на фото 10 вроде бы проще, чем на фото 12, да ещё и нелинейные искажения у него меньше, для меня схема на фото 12 является более перспективной, так как к ней легко подключить операционный усилитель, а также перейти на работу с повышенным напряжением питания. Однако это для других применений и к теме не относится.
      Не затрагиваю я, и тему температурной стабильности, хотя неоднократно к ней обращался в других темах, и успешно решал её на практике, для гораздо более сложных схем. Этот вопрос возникает только в случае практической реализации, до которой, может быть, ещё и дело не дойдёт.
      Тема опять может быть признана “ересью”, недостойной внимания умных людей. Это нормально. С тех пор, когда землю считали плоской, психология людей практически не изменилась. Если что-то не укладывается в привычные рамки, значит это не правильно.
      А для этой темы, думаю “глупостей” и так достаточно. Только не надо делать опровержения с использованием упрощённых программ симуляторов, ведь в них отсутствуют модели существующих полупроводниковых приборов, и предназначены они для обучения азбуки схемотехники, а не для проверки качества работы схем.
       Так что “думайте сами, решайте сами …” делать глупости, или нет. Будьте крайне осторожны в желании использовать приведённые схемы в реальности, не забывайте, что бывает с теми, кто подрывает “основы веры”.  
       
            
    • By Dima34
      Марка ПЛ3-1ПД
      Состояние новые с хранения.
      Года выпуска 70е
      Материал изолятора: карболит 7 контактов Прижимное кольцо
      Подходит для ГМИ-6......
      Рабочая температура окружающего воздуха - от -60° С до +155° С.
      В наличие 8 штук (у одной отломан лепесток и потеряно кольцо)
      Цена за штуку 350 рублей все разом по 300 и + бонус некомплектное 2100 рублей за все 8 штук.




    • By кирилл бакшаев
      Здравствуйте, первый раз на форуме. Проблема такая: Пропал звук в усилителе (Pioneer a-x50). Я человек, который не особо шарит в звуковом оборудовании, тем не менее усилитель работал вполне сносно около 1,5 лет. Был подключен без всяких заморочек кабелем с двух тюльпанов на 3,5 джек к моноблоку и все в режиме аукс работало. Но в один не очень прекрасный момент именно в связке с моноблоком все работать перестало. При этом при подключении гитары в усилитель все работает как было, а вот через пк - нет. На каком то форуме с похожей проблемой вычитал что дело может в кабеле, заказал новый, подключил, не работает, хоть приложение реалтек и с тем и с тем кабелем автоматом всплывает, но звука вообще 0. В общем помогите люди добрые!
    • By DIYer Forever
      Хочу создать pod систему на базе lipo аккумулятора (3.7 вольт, 720 mah). Койл буду делать из 0.2 нихрома. Аккумулятор даже 0.5 см проволоки не тянет. Просьба помочь со схемой усилителя или другого способа решения проблемы. 
×
×
  • Create New...