Перейти к содержанию

Алгоритм заряда аккумулятора


Рекомендуемые сообщения

Господа, такая задача: требуется реализовать заряд (подзаряд) аккумулятора в некоем устройстве на микроконтроллере. 
Нагуглил кучу инфы, где-то одно другому противоречит, где-то недосказано. Соответственно прошу совета у тех, кто реально сталкивался.

Итак, имеется некий девайс на микроконтроллере с резервным питанием в виде аккумулятора 12В 1.2Ач - по видимости гелевый, какой стоит в УПСах и т.п.
Для заряда сделан стабилизатор тока с возможностью включения/отключения микроконтроллером. Также возможно варьирование среднего тока ШИМом.
Ток 10% от номинальной емкости.

Пока имеем следующий алгоритм:
1) Если напряжение аккумулятора ниже 11.5В (порог задан достаточно произвольно), а устройство работает от сети, начинается заряд.
2) На первом этапе заряд идёт импульсным током со скважностью 2, то есть 5% от номинальной ёмкости. Этот этап завершается, когда напряжение на аккумуляторе достигнет 12В (под током заряда).
3) Далее заряжаем постоянным током 10% от номинальной ёмкости до напряжения 14.6В под током заряда и отключаем зарядку.

   Вопросы:
1) Всё ли правильно и почему? Мне пока не нравится, что заряд идёт медленно (более 10 часов точно).
2) Нужен ли режим поддержки заряда? Не сократит ли он время работы аккумулятора? Как правильно его реализовать?

Изменено пользователем ymv
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

1 час назад, ymv сказал:

Мне пока не нравится, что заряд идёт медленно (более 10 часов точно).

Ток 0,1 от С. Полная ёмкость - за 10 часов. Вам не нравится арифметика? :)

 

1 час назад, ymv сказал:

На первом этапе заряд идёт импульсным током со скважностью 2, то есть 5% от номинальной ёмкости.

Это вы откуда взяли?  Из "нагугленной инфы"?

Попробуйте почитать документацию от производителей аккумуляторов. Даташиты на аккумуляторы в сети есть. По крайней мере у известных производителей. Там про допустимые режимы заряда всё написано. С графиками-картинками.

 

1 час назад, ymv сказал:

Нужен ли режим поддержки заряда? Не сократит ли он время работы аккумулятора? Как правильно его реализовать?

Это называется "буферный режим", он же "поддерживающий заряд", он же "постоянный подзаряд". Есть серии аккумуляторов, специально под него "заточенные". В документации про этот режим тоже всё написано. Для "гелевых" 12-вольтовых обычно это ограничение напряжения на уровне 13,55 В и, естественно, ограничение тока. Допустимый уровень тока тоже указан в даташитах.

Ну и про 10 часов... "Стандартное" время заряда свинцового аккумулятора - 14 часов. Это как раз те самые 10 часов током по 0,1 С плюс тепловые потери на "химию". Нужно быстрее - есть режимы ускоренного заряда. Для разных серий аккумуляторов они разные. Но в документации и про них есть.

Вот вам даташит, где всё это есть, и даже описаны алгоритмы зарядных устройств:

instr_ventura.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20% скидка на весь каталог электронных компонентов в ТМ Электроникс!

Акция "Лето ближе - цены ниже", успей сделать выгодные покупки!

Плюс весь апрель действует скидка 10% по промокоду APREL24 + 15% кэшбэк и бесплатная доставка!

Перейти на страницу акции

Реклама: ООО ТМ ЭЛЕКТРОНИКС, ИНН: 7806548420, info@tmelectronics.ru, +7(812)4094849

18 минут назад, Lexter сказал:

>Это вы откуда взяли?  Из "нагугленной инфы"?

Да. Правда, это написано по обычным кислотным аккумуляторам. Типа если разряжен сильно, начинать заряд надо током сильно меньшим 10% емкости.
В любом случае от меньшего тока ему не поплохеет, да и на этом этапе заряд идёт быстро.

По даташиту вашему вопрос. Там все напряжения приведены на элемент аккумулятора, например:

"6.2.1. Поддерживающий заряд
Напряжение постоянного подзаряда прикладывается к выводам батареи и при температуре 25°С должно поддерживаться на уровне (2,275 Вольт х количество последовательно соединенных элементов) с точностью ±1%, то есть в диапазоне 2,25-2,30 В/эл"

Сколько там элементов? Если 6, тогда получается 2.25*6=13.5, в то время как номинальное напряжение акума 12.6.
Впрочем, это написано применительно к методу заряда напряжением, у меня же заряд током. Схему усложнять сильно неохота, думаю как делать "поддерживающий заряд" током, до какого напряжения. 12.6?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выбираем схему BMS для корректной работы литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

 Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ, также как и для других, очень важен контроль процесса заряда и разряда, а специализированных микросхем для этого вида аккумуляторов не так много. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список имеющихся микросхем и возможных решений от разных производителей. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

18 минут назад, ymv сказал:

Если 6, тогда получается 2.25*6=13.5

Да, в 12-вольтовом свинцово-кислотном аккумуляторе последовательно соединено 6 банок.

19 минут назад, ymv сказал:

... до какого напряжения.

В даташите написано. У разных серий аккумуляторов отличается, от 13,5 до 13,8. Кроме того, довольно прилично зависит от температуры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Lexter сказал:

В даташите написано. У разных серий аккумуляторов отличается, от 13,5 до 13,8. Кроме того, довольно прилично зависит от температуры.

Я имел в виду в режиме поддерживающего заряда. И в случае, если подзаряжать буду не напряжением, а током. Если номинал акума 12.6, то постоянно на нём держать 13.5В не много ли будет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

там прям на акуме же должно быть написано stanby mode 13.5...13.8v. про зарядку акума напряжением смешно звучит. вся электрохимия это следствие протекания тока через акум

слабоумие и отвага

внимание! все трюки выполнены профессионалом! не пытайтесь повторить это дома!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, ummagumma сказал:

там прям на акуме же должно быть написано stanby mode 13.5...13.8v. про зарядку акума напряжением смешно звучит. вся электрохимия это следствие протекания тока через акум

Не написано. :) Написано "Float 13.5...13.8V". Как сейчас понял, это тоже самое.
По поводу зарядки напряжением - во всех мануалах 2 метода зарядки: напряжением и током. Ток понятно течёт всегда, но ведёт себя по разному: в первом случае напряжение постоянно, а ток убывает во время зарядки (разность потенциалов по мере зарядки убывает), во втором случае ток постоянен, а напряжение на акуме растёт по мере зарядки.

Ну ладно. То есть можно держать на заряженном акуме напряжение 13.5-13.8, и ничего ему не будет. В принципе на автомобильном акуме так и происходит (как пример) и ничего ему не делается - работает по 4 года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 минуты назад, ymv сказал:

это тоже самое

еще там расписаны два режима заряда standby и cycle: в первом случае акум это буфер между нагрузкой и источником +13,5...13,8в. от источника он заряжается через резистор с таким номиналом, чтоб начальный зарядный ток не превышал приблизительно 1/3 от емкости. второй режим cycle это заряд стабильным током  не более 1/3 емкости до напряженья 14,1...14,4в и переход в режим standby c напряжением источника +13,5...13,8в.

на автоакумах напряжение поболее 14,1...14,5в в зависимости от температуры таблэтки в генераторе. там и акумы с жидким лектролитом и емкость поболе раз в 60 минимум

слабоумие и отвага

внимание! все трюки выполнены профессионалом! не пытайтесь повторить это дома!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, ymv сказал:

1) Всё ли правильно и почему? Мне пока не нравится, что заряд идёт медленно (более 10 часов точно).

не совсем , почему ответ написан на самом АКБ
 

Скрытый текст

71CFbUiTPrL._AC_SL12123180_.jpg

 

если речь идет выжать из АКБ максимальный срок жизни и циклов заряд/разряд, к алгоритму вопросов нет

если юзать УПС  где стоит задача максимально в короткий срок зарядить АКБ и уложится в 5..7часов алгоритм овно

все проще :
ограничение тока в начале и в процессе заряда = initial current (обычно 0,3С емкости АКБ)
ограничение напряжения в конце заряда с постоянной подпиткой током 0,01С = Cycle use (по нижнему приделу)
блокировка по температуре корпуса  = 55..60С
фсЁ!
ЗЫ для всего этого  МК не нужен , все это делается на одном стабилизаторе .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, IMXO сказал:

все это делается на одном стабилизаторе .

А можно не заморачиваясь купить за доллар готовую платку. Дешевле и функциональнее сегодня вряд ли сделаешь. :)

1553769608_.png.624fc311c62cc38bed4fc1637e13a721.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, IMXO сказал:

на плате ШИМка и мосфет к нему

И ещё контроллер с зашитым алгоритмом заряда свинцово-кислотных 12-вольтовых.  :)
 

Цитата

 

Контроллер заряда аккумулятора ИБП 12 В

Модуль зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов 12 В. Система защищает заряжаемый аккумулятор от чрезмерной перезарядки. Его также можно использовать в качестве резервного преобразователя напряжения в ИБП. Широкий диапазон питающего напряжения от 15 до 28В постоянного тока. Конвертер может заряжать аккумуляторы до 1000 Ач с максимальным зарядным током 3 А. В системе используется несколько защит, таких как: защита от перезаряда, защита от перегрузки по току и защита от перенапряжения аккумулятора. Модуль также обеспечивает автоматическое кондиционирование глубоко разряженных аккумуляторов. Капельная зарядка чаще всего используется в источниках бесперебойного питания, где разряд аккумулятора случается редко. Во время непрерывной зарядки зарядное устройство, аккумулятор и нагрузка подключаются параллельно. Зарядное устройство работает от обычной сети, которая подает ток на нагрузку во время работы. На модуле есть индикатор зарядки (светодиод).

технические данные:

  • контроллер - контроллер зарядки аккумулятора 12В
  • напряжение питания: 15-28 В постоянного тока
  • рекомендуемое напряжение питания: от 16 В до 25 В постоянного тока
  • модуль для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов 12В

► верхнее предельное напряжение: 14,8 В

► Напряжение непрерывной зарядки 13,55 В

  • максимальный ток зарядки: 3А
  • потребление тока модулем: 1,8 мА
  • высокая частота переключения: 300 кГц
  • защита от перегрузки
  • защита от сверхтока
  • автоматическое кондиционирование глубоко разряженных аккумуляторов

1717543744_.png.289d7cbad444331c1498b5a2a65370b6.png

  • автоматическое кондиционирование глубоко разряженных аккумуляторов
  • автоматическая зарядка
  • индикатор зарядки - светодиод
  • защита от перенапряжения аккумулятора
  • разъемы: клеммная колодка АРК для прикручивания проводов
  • пайка не требуется
  • рабочая температура: -40 ~ + 85ºC
  • размеры: 46 х 20 мм
  • максимальная емкость аккумулятора: 1000 Ач

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Обнаружил в своей куче железяк ,,батарейку,,  снятую лет 8-10назад с неисправного блока монитора (унифицированнной системы управления  тепловозной автоматики) .. само собой разумеется -  сделанной в США;) однако батарейка - сделана в Израиле...

Так вот, за это время ни один вольт, *****, не пропал.

20210826_222803.jpg

20210826_222853.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Сообщения

    • правильно мыслишь... скорее всего надо увеличить сопротивление R1 до 2-3 кОм.. (или R3)..
    • @r9o-11 Я про перемотку трансформатора. Не, возможно если магнитопроводов под рукой запас, провода запас, станочек есть, рука набита - тогда да, это будет быстрее и проще. Но мне кажется что в современных реалиях добыть два импульсных БП подходящей мощности всё-же легче. А человеку далёкому от электроники - гораздо легче. 
    • Нужен электронный реостат для нагрузки блоков питания. Т.е. я собираю не электронную нагрузку, а электронный реостат. Здесь нет стабилизации ни тока, ни напряжения. Слева - подается питающее напряжение, справа - подключается исследуемый блок питания. Когда движок потенциометра внизу транзистор закрыт и ток через него практически не идет. Сдвигая движок, транзистор приоткрывается и начинает пропускать ток. Тем самым создаем нагрузку для исследуемого блока питания. Но возник вопрос. Одновременно оба напряжения - питающее и исследуемое подаваться не будут. И получается, что в какой то момент времени транзистор будет работать с оборванной базой или с оборванным коллектором. Допустимо ли это? Не повредится ли он?
    • Вот это плохие новости. Я был готов к такому повороту, но у меня всегда был уверенный запуск с ППГ сердечниками, термообработанными без наложения поля (с индексом N). ППГ подходят лучше всего, особенно для мощных ключей – обеспечивают наименьшие динамические потери, с ними можно увеличивать номинал балластного резистора в цепи ПОС. Еще лучше с отжигом в продольном поле, но от однополярного динисторного пускача, такие точно будут запускаться с вероятностью ровно 50%. При желании  выкрутиться можно и с очень высокой прямоугольностью, если запускающие импульсы будут поочередно-разнополярными, в этом случае обеспечен 100% запуск независимо от того, в каком квадранте находилась остаточная индукция перед запуском.
×
×
  • Создать...