Перейти к содержанию

Измерения гармоник УНЧ + АС и других видов искажений посредством микрофона


Рекомендуемые сообщения

Тема сама собой сформировалась в одном из постов по теме УНЧ "Лимит".

"Ребята, вам предупреждения начать раздавать?

Создайте отдельную тему по измерениям гармоник УНЧ посредство микрофона и там развлекайтесь от души. Никто ж не запрещает."

Суть вопроса в том, что органы слуха человека нелинейные системы и есть смысл подумать об использовании более продвинутых аппаратных способов и методик анализа искажающих свойств звуковоспроизводящих систем состоящих, как правило, из УНЧ, АС (или наушников) и помещения прослушивания.

На мой взгляд, использование современных микрофонов и современных измерительных программ позволяют примерно на порядок - два повысить разрешающие способности измерительной системы и более объективно снять все характеристики, которые определяют качество или точность работы той или иной системы звуковоспроизведения.

Чтобы не повторяться по ряду ключевых вопросов дам ссылку,

Там ряд моментов по этой теме лишь слегка затронуты, но поскольку автор поста не пожелал обсуждать эти вопросы в рамках своего поста, то это можно сделать тут.

Потом, возможно, поговорим о еще важной группе вопросов, как должна быть устроена более совершенная система, чем все традиционные системы воспроизведения звуковых сигналов с минимально возможным ростом энтропии или максимально возможным уровнем качества и точности звука.

Свои версии таких систем я не скрываю. На мой взгляд, это  либо музыкальное кресло, реализующее идею прослушивания музыки на АС в ближнем поле с максимально возможной минимизацией искажений КП и АС, либо более продвинутые системы, в которых на ряду с общеизвестными блоками присутствуют принципиально новые узлы и блоки. Условно их можно назвать роботами - звукооператорами.

Они в отличи от упрощенных, общеизвестных устройств в виде эквалайзеров или систем поиска согласованного с параметрами конкретного помещения прослушивания, АС, УНЧ и местом расположения точки (или даже точек - ушей как бы) слушателя могут сами находить передаточную функцию оптимального фильтра и её устанавливать по- памяти для компенсации существенных искажений конкретной КП в конкретной  точке прослушивания.

Спойлер

 

 

Если у кого-то есть собственные, прогрессивные методики анализа качества или точности воспроизведения звуковых сигналов в специально неприспособленном помещении прослушивания - пишите именно тут об этом. И интересно узнать, у кого то тут еще нет хотя бы одного измерительного микрофона?:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Varios systems сказал:

На мой взгляд, это  либо музыкальное кресло, реализующее идею прослушивания музыки на АС в ближнем поле

Прослушивание АС в ближнем поле актуально только возле компьютера. Специально сидеть и слушать домашнюю систему в кресле, не меняя положения- попахивает мазохизмом. Самое, что ни на есть ближнее поле- это наушники. И все недостатки КДП нивелируются, бо нет ее.

 

16 минут назад, Varios systems сказал:

Они в отличи от упрощенных, общеизвестных устройств в виде эквалайзеров или систем поиска согласованного с параметрами конкретного помещения прослушивания, АС, УНЧ и местом расположения точки (или даже точек - ушей как бы) слушателя могут сами находить передаточную функцию оптимального фильтра и её устанавливать по- памяти для компенсации существенных искажений конкретной КП в конкретной  точке прослушивания.

Это фишка старая и давно известная, организованная еще самураями в топовых аппаратах. Коррекция в точке прослушивания- идея в принципе здравая, но многим абсолютно ненужная.

20 минут назад, Varios systems сказал:

методики анализа качества или точности воспроизведения звуковых сигналов

Для начала нужно определиться, что есть качество и точность и с чем, сопсна, мы будем сравнивать. 

А для этого, само собой, нужен эталон.

Само измерение каких-либо гармоник от АС микрофоном не может называться корректным, бо должны учитываться все нелинейности тракта в полном диапазоне частот. Т.е. абсолютные значения искажений в каком-либо из режимов нам, по сути,недоступны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, finn32 сказал:

А для этого, само собой, нужен эталон.

Для простоты предлагаю считать эталоном сигнал с выхода например приличного CD или даже студийного магнитофона. Хотя всем уже лет так 20 очевидно, что в качестве эталона звука нужна бинауральная, качественная двухканальная (для наушников) цифровая запись, опять таки сделанная с помощью двух  микрофонов.

 

24 минуты назад, finn32 сказал:

Прослушивание АС в ближнем поле актуально только возле компьютера. Специально сидеть и слушать домашнюю систему в кресле, не меняя положения- попахивает мазохизмом. Самое, что ни на есть ближнее поле- это наушники. И все недостатки КДП нивелируются, бо нет ее.

От части согласен - связка бинауральная запись и хорошие наушники с линейной АЧХ и ФЧХ это как бы самый простой вариант решения задачи. Но лично мне не нравится, когда на голове висят тяжелые наушники и в них уши у меня потеют - очень неприятный физиологический момент, который для меня и еще примерно для 50-60% слушателей перечеркивает все преимущества наушников в виде придатка к ним на поводке в виде провода и не всегда воздушно тонкого.

Кроме того, надо быть объективным. примерно 60-80% времени человек слушает наушники сидя в кресле, 10-15% в транспорте и примерно столько же в кровати. И вовсе не обязательно в кресле сидеть как мумия. Анализ АЧХ показывает не очень большие изменения АЧХ при смещении человека в кресле. Тут уже больше работают фазовые параметры и изменения стерео картины. Да, это дело есть и от этого никуда не деться. Если вы повернете голову набок или вперед, звук сильно изменится. Но здоровый в психическом плане человек, обычно сидит в кресле не крутя головой. Не верите мне - посмотрите видео записи поведения людей в креслах концертных залов.  Но я могу и ошибаться. Мир за последние годы сильно изменился.:)

Изменено пользователем Varios systems
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Инженеры КОМПЭЛ провели сравнительное тестирование аккумуляторов EVE и Samsung популярного для бытовых и индустриальных применений типоразмера 18650. 

Для теста были выбраны аккумуляторы литий-никельмарганцевой системы: по два образца одного наименования каждого производителя – и протестированы на двух значениях тока разряда: 0,5 А и 2,5 А. Испытания проводились в нормальных условиях на электронной нагрузке EBD-USB от ZKEtech, а зарядка осуществлялась от лабораторного источника питания в режиме CC+CV в соответствии с рекомендациями в даташите на определенную модель. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

20 минут назад, Varios systems сказал:

Для простоты предлагаю считать эталоном сигнал с выхода например приличного CD или даже студийного магнитофона.

Сигнал-понятно. Мы говорим же о качестве воспроизведения через АС? Что тут может служить эталоном звука? С какими другими АС (наушниками?) мы должны сравнить, чтобы уверенно сказать: эта АС отлично вопроизводит?

 

24 минуты назад, Varios systems сказал:

Но здоровый в психическом плане человек, обычно сидит в кресле не крутя головой

Ключевое слово - в кресле. 

Я слушаю музыку, сидя на диване в удобной позе. Кресло для прослушивания? Бр-р. Если только АС не на столе у компа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новый аккумулятор EVE серии PLM для GSM-трекеров, работающих в жёстких условиях (до -40°С)

Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре. 

Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств. Подробнее параметры и результаты тестов новой серии PLM по ссылке.

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

21 минуту назад, finn32 сказал:

С какими другими АС (наушниками?) мы должны сравнить, чтобы уверенно сказать: эта АС отлично вопроизводит?

Эталон один - это источник сигнала по линейному выходу с выхода CD (музыка) или тест - сигнала по специальной программе, например импульсных сигналов сложной формы с программы RMAA5.5.

Если вы хотите сравнить качество звука своего УНЧ ( и АС) по отношению к другому (референтному - общепринято классному и с низкими искажениями как вы считаете) УНЧ, то и это можно померить в рамках той методики и устройства, которая кратко изложена в видео. В одном канале у вас будет изображение всех параметров например вашего УНЧ, а в другом канале параметры эталонного УНЧ с одной и той же АС. Естественно, тут нужно строго соблюдать принцип подобия - одна и та же АС и те же акустические параметры КП или студии звукозаписи.

И чтобы исключить ошибки измерений связанные с тем, что вектора гармоник собственно микрофона и гармоники АС+УНЧ могут при сопоставимых амплитудах давать некоторый разброс показаний лучше всего сделать несколько измерений и потом произвести статистическое усреднение, хотя бы найти среднее арифметическое по 10-20 измерениям, в которых были небольшие сдвиги АС относительно микрофона.

Иногда это бывает важно, но чаще всего, это несущественно изменяет результаты конечных измерений.

Понимаете, о чем я говорю?

21 минуту назад, finn32 сказал:

Я слушаю музыку, сидя на диване в удобной позе. Кресло для прослушивания? Бр-р.

Думал над темой как адаптировать устройство для дивана - получается на порядок сложнее. А главное устройство должно быть съемным и достаточно мощным и оно будет мешать соседям по дивану. Тут единственное надежное решение - типа полки над диваном прикрученной к стене с опорно-поворотными рычагами для АС.

Изменено пользователем Varios systems
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Литиевые батарейки и аккумуляторы от мирового лидера  EVE в Компэл

Компания Компэл, официальный дистрибьютор EVE Energy, бренда №1 по производству химических источников тока (ХИТ) в мире, предлагает продукцию EVE как со склада, так и под заказ. Компания EVE широко известна в странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии уже более 20 лет. Недавно EVE была объявлена поставщиком новых аккумуляторных элементов круглого формата для электрических моделей «нового класса» компании BMW.

Продукция EVE предназначена для самого широкого спектра применений – от бытового до промышленного. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Для тех, кто не совсем ещё понял, что тут происходит рекомендую посмотреть эти короткие ролики. Там как раз рассказывается, о некоторых новых методиках измерения качества  звука с использованием микрофонов и специальных тест-сигналов.

 

Там есть ряд оговорок и опечаток, так, что прошу не судить строго - я не кинорежиссер и не ведущий - нет навыка в этой области...:blush:

Изменено пользователем Varios systems
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, Varios systems сказал:

Понимаете, о чем я говорю?

Конечно. О сферическом коне в вакууме. Мы записываем сигналы с неповеренного микрофона через спектроанализатор и пытаемся делать вывод о качестве. При этом, конкретных циферек качества мы не имеем и не знаем, в чем оно измеряется. И эталона у нас нет по сути. Не важно, что эталоном считаю я, важны абсолютные значения некоторых показателей, признанные всеми за эталон качества звука, с которыми будем сравнивать наши "измерения". Но их нет и они не определены и, по факту, определены быть не могут, т.к., метрически, в любительских условиях оно малореально, как и статистически не определено. Пока ситуация мне видится так: непонятно с какой целью вы снимаете спектры связок источник-усилитель- АС-микрофон и что-то себе помечаете в блокнотик. Что вы таким образом хотите выяснить- тайна сие великая есть. Как это что-то будет коррелировать с субъективным качеством звука- аналогично.

В сухом остатке мы видим очередной "грааль" и рекламу авторского контента. 

37 минут назад, Varios systems сказал:

Эталон один - это источник сигнала по линейному выходу с выхода CD (музыка)

А чего не ЦАП и не винил?

Ну и еще раз повторюсь: сигнал- это просто сигнал. Без воспроизведения акустически он нам  ни о чем не говорит. Как мы можем принять его за эталон (да еще не масштабированный), если конечная цель у нас- это спектр полного тракта?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, finn32 сказал:

Конечно. О сферическом коне в вакууме.

А, понял. Речь идет о возможностях моей звуковой карты или погрешностях измерения на моей системе.

Примерно так, если по чесноку.:)

1003411169_23.jpg.9300e90c4b55af15ed34049fed8da881.jpg

501697579_1000.jpg.eb061ef99b5489952f990d68988b8993.jpg

Звуковая карта КГИ + шум в зависимости от регулятора громкости компа 2 и 3 гармоники.jpg

Звуковая карта КГИ + шум в зависимости от регулятора громкости компа 2 и 3 гармоники.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

40 минут назад, finn32 сказал:

В сухом остатке мы видим очередной "грааль" и рекламу авторского контента. 

Хотел как лучше...<_<

Изменено пользователем Varios systems
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КМК она создана для поднятия настроения
После того как в видосе в качестве измерительного микрофона был заявлен МЭК-3 и озвучено, что НЧХ +/-12дБ  для измерений "это достаточно" смеялся долго, в голос , до слез...
Вот уж действительно измерение сферического коня в вакууме.
ТС просто ознакомитесь с АЧХ  студийного микрофона https://earthworksaudio.com/wp-content/uploads/2020/11/Earthworks-Audio-M50-User-Guide-2021.pdf
и это далеко не измерительный микрофон, параметры измерительных микрофонов на порядок выше. и применение приведенного выше микрофона возможно только после снятия его АЧХ в звуковой камере с последующей калибровкой при измерениях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще, почитайте статью умного человека по микрофонам, в том числе, измерительным: 
https://cxem.net/sound/raznoe/microphones.php

Просят - не откажи. Не просят - не навязывайся!

Простота хуже воровства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые модераторы и другие продвинутые в радиотехнике эксперты, я же не спорю, что для высокоточных измерений необходимо иметь измерительный, калиброванный микрофон и акустические измерения желательно осуществлять в безэховой камере.

Пост тут несколько о другом. О том как с помощью общедоступных, дешевых электретных, всенаправленных микрофонов производить измерения АЧХ и искажений звуковоспроизводящих систем или наушников и по результатам измерений понимать с определенной точностью уровень качества или точности работы этих устройств. А также о том, как подбирать параметры корректирующих фильтров или вносить изменения в акустические свойства комнаты прослушивания, чтобы компенсировать искажения АЧХ и получать в точке прослушивания звук  наиболее точным по отношению к сигналу источника.

Для таких домашних измерений можно использовать обычные капсюльные микрофоны, которые можно извлечь, например из любой гарнитуры для смартфона или купить, например в магазине Чип и Дип https://www.chipdip.ru/catalog-show/microphone-caps по цене примерно  18 - 100 руб.

На большинство таких микрофонов есть даташиты с АЧХ этих микрофонов.

С помощью таких микрофонов можно получить вполне достоверные данные, если выполнить следующие рекомендации по предварительной проверке и отбору таких микрофонов.

Если нет возможности купить измерительный микрофон или капсюль с известной АЧХ, то несложно измерить самому  параметры этого микрофона.

1. Для проверки микрофона потребуется любая программа для ПК, которая может формировать тест-сигналы для измерения АЧХ, искажений и желательно ФЧХ.

2. Необходимо найти излучатель звука с известной АЧХ и по возможности с малыми искажениями. Это может быть АС или наушники. Лучше всего использовать студийные мониторы ближнего поля или наушники высокой ценовой категории, по возможности с ровной АЧХ и снять в первую очередь АЧХ этого излучателя с помощью данного микрофона. АЧХ желательно снимать в ближнем поле - не дальше 0,5-1,0 м от АС. А микрофон направить по оси ВЧ динамика.

3.Измерения АЧХ, искажений и ФЧХ желательно сохранить в виде графиков, чтобы потом графики полученные от других микрофонов можно было сравнить между собой.

4. Отобрать из имеющихся микрофонов те микрофоны, у которых АЧХ лучше всего совпадает с паспортной АЧХ конкретного излучателя и при этом получены минимальные искажения без аномальных пиков.

5. Расхождения паспортной АЧХ конкретного излучателя, например АС и АЧХ измеренной с помощью микрофона можно считать систематической ошибкой АЧХ для данного микрофона. Эту ошибку можно просто потом учитывать (держать в уме) или сделать обратно - корректирующий фильтр, выравнивающий АЧХ микрофона в микрофонном усилителе. Или включить на выходе микрофонного усилителя типовой эквалайзер.

Если в вас есть два или более референтных излучателя, то желательно снять АЧХ по всем этим устройствам с помощью данного микрофона. А потом усреднить полученные ошибки в АЧХ.

Есть сайты на которых приведены АЧХ и другие параметры практически для всех известных марок наушников. Они могут выглядеть примерно так.

2060576647_Koss.jpg.dc019df25a8c1939ed7d5fbdffc52fa5.jpg

В результате этих несложных действий можно, таким образом, откалибровать измерительный микрофон, который может помочь при анализе реальных - акустических искажающих свойств разработанной аппаратуры или, например, настроить эквалайзер для компенсации искажений комнаты в конкретной точке прослушивания.

Как я и говорил, у большинства современных микрофонов АЧХ с 50-100 Гц, это практически прямая линия до частот порядка 3-5 кГц. Выше по частоте начинается основная неравномерность микрофонов и чаще всего она выражается в плавном спаде АЧХ примерно с 8-10 кГц на 6-12 дБ на 20 кГц.

Вот тут хорошо видно на сколько  и на каких частотах отличаются АЧХ разных по типу микрофонов, и каковы могут быть отличия микрофонов у одного типа.

1547440885_.jpg.e5ae7fc3c40dc5e13c48763167761359.jpg

Сразу тут поясню, что большое отличие в АЧХ на НЧ получилось из-за того, что электретные микрофоны были не плотно прижаты через прокладку к наушнику, а просто находились напротив наушника.

Есть также большая группа микрофонов, у которых перед спадом есть горб на АЧХ. Но у однотипных микрофонов достаточно высокая повторяемость АЧХ и из них можно делать микрофон-голову для бинауральной записи или просто стерео микрофон.

1755333449_.jpg.39463590be1912a131c27fc129dfd3a3.jpg

 

С таким микрофоном можно получить точность измерения АЧХ в большей части участка частот порядка +-1 дБ, а на ВЧ порядка +- 2-3 дБ. 

При измерениях в домашних условиях этого вполне достаточно. Тут надо просто понимать, что даже при незначительных изменениях места прослушивания в реальной жилой комнате прослушивания неравномерность АЧХ может меняться примерно от +15 до -25 дБ. И для домашнего High-End не нужна сверхвысокая (прецизионная) точность в измерении АЧХ. И наличие или отсутствие калиброванного измерительного микрофона тут принципиально ничего не меняет.

Тут на много важней просто иметь такой инструмент анализа этих характеристик, чтобы, например избежать очень плохих точек прослушивания, где могут быть провалы в АЧХ, например до -25 дБ на очень важных для качества прослушиваемой музыки частотах - например в районе 60 - 70 Гц. Примерно как показано тут на красном графике.

673504559_2.jpg.61feb958e90eb3fbfcff053ebb7b6975.jpg

 

Если слушатель неудачно разместит свои АС и выберет точку прослушивания с АЧХ как показано на красном графике, то в музыке, которую он будет слушать,  почти вся партия баса будет отсутствовать.

Рекомендую всем, кто с помощью микрофона не исследовал качество работы своей системы это сделать. Это можно сделать с помощью практически любого современного капсюльного микрофона. Не тратьте деньги на дорогой измерительный микрофон. Для настройки домашней системы он не нужен. помните, что у вас дома не безэховая камера, а скорей всего плохая в акустическом плане, неподготовленная комната и если с помощью микрофона вам удастся найти места для расположения АС и точку для прослушивания с точностью хотя бы +-5-6 дБ, это будет успех.

 

Изменено пользователем Varios systems
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.06.2022 в 03:46, IMXO сказал:

что НЧХ +/-12дБ  для измерений "это достаточно"

Неравномерность 12 дБ или +-6 дБ. Эта неравномерность в основном завалы на 20 кГц и 20 Гц. Выше есть АЧХ наушников, полученная с помощью двух Мэк-3 там видно, что 12 дБ это завал выше 10 кГц. А вообще у МЭК-3 попадаются экземпляры со значительно меньшей неравномерностью АЧХ. у меня был такой микрофон - прочти прямая АЧХ до 17 кГц и потом завал на 3 дБ на 20 кГц. Но он приказал долго жить после падения - АЧХ испортилась - завал АЧХ появился с 6 кГц.

В 26.06.2022 в 01:51, 12943 сказал:

Единомышленники будут, но тема - фуфло, поскольку создана с единственной целью - оправдать своё неумение построить хороший усилитель.

Папы всякие нужны, папы всякие важны. Одни умеют хорошо делать кирпичи, а другие из них дворцы.

В 25.06.2022 в 23:02, finn32 сказал:

С какими другими АС (наушниками?) мы должны сравнить, чтобы уверенно сказать: эта АС отлично вопроизводит?

Термин отлично - это не научный подход.

В основе всей современной науки (кибернетики) лежит базовый термин подобия или похожести. То есть сравнения копии с оригиналом.

Именно в рамках такой концепции получения качественного или точного звука я и разработал ту коробочку (нормирующие-коммутационное устройство), о которой говорилось в видео.

А вот тема сравнения  похожести звуков при прослушивании одной и той же пластинки на наушниках и на АС в хорошо обработанной КП, это уже совершенно другая история. Это тема про то, как должна быть устроена система, чтобы звуки в наушниках были слышны как звуки от АС при использовании одного и того же источника сигнала (пластинки).

Итак, предлагаю договориться и считать, что при современной системе запись-воспроизведение, единственным эталоном или точным источником звука являются сигналы с выхода CD или виниловой пластинки, которую свел конкретный звукорежиссер с учетом своих представлений о "прекрасном звуке" и с учетом пожеланий участников группы и продюсеров (чтобы эта пластинка продавалась лучше).

И поэтому сегодня для большинства носителей музыкальных записей, сделанных раньше, есть смысл стараться, как можно точней, подогнать звуки в точках прослушивания под сигналы источника.

И уже совсем другая тема, это как можно создать более совершенные системы записи - воспроизведения сигналов, чтобы они звучали точно также как звучали звуки в реальном физическом мире для реального человека, например на концерте с одетыми на его голову микрофонами или записи с микрофона головы на том же концерте (чтобы пыхтение, кручение головой и шмыганье носом реального человека не были помехами при записи).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Falconist сказал:

И еще, почитайте статью умного человека по микрофонам, в том числе, измерительным: 
https://cxem.net/sound/raznoe/microphones.php

 Я же не претендую на нобелевку или лидерство в области строения УНЧ уже давно.

Но, новый фундаментальный закон природы - закон минимизации роста энтропии в любой системе связи или управления  (по-простому  - закон "сохранения" информации) удалось запатентовать только мне. И это общеизвестный в мире факт.:thank_you2:

Спойлер

IMG_20220626_215155.thumb.jpg.ade80e535f472a2c0349277ff36f5461.jpgIMG_20220626_215319.thumb.jpg.53049b3bf20cc220e179f1caa0a398e7.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Varios systems сказал:

Термин отлично - это не научный подход

Так у вас весь подход не научный. Никакой конкретики, сопсна. Вон, про эталон до сих пор не можете пояснить.

1 час назад, Varios systems сказал:

единственным эталоном или точным источником звука являются сигналы с выхода CD или виниловой пластинки, которую свел конкретный звукорежиссер с учетом своих представлений о "прекрасном звуке" и с учетом пожеланий участников группы и продюсеров (чтобы эта пластинка продавалась лучше).

Я уже в третий раз силюсь допытаться, как нам этот немасштабированный сигнал с чем-то сравнивать. Но, похоже, ответа не дождусь. 

Последний раз попытаюсь.

Для сравнения эталон должен быть воспроизведен на эталонной акустике через эталонный масштабирующий усилитель, записан эталонным микрофоном  и иметь эталонные параметры (какие?). Это и будет хоть какая-то отправная точка в системе сравнения. Тогда сигнал с одного и того же источника мы сможем воспроизводить на рандомном масштабирующем усилителе и рандомной акустике и уже делать какие-то выводы (измерять?). Иначе сама идея сравнения каких бы то ни было гармоник, АЧХ и ФЧХ воспроизведенного сигнала с сигналом CD (как это сделать в принципе не очень ясно) выглядит бредовой. 

Я понятно изъясняюсь?

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, finn32 сказал:

Я понятно изъясняюсь?

Понятно.

Эталон - это электрический сигнал, например для Л канала с выхода CD проигрывателя или компа - тест сигнала программы по измерениям параметров.

Копия, это тот же Л канал, - что мы намерили либо на выходе УНЧ либо на выходе УНЧ+АС в конкретной КП и тоже по электрическому сигналу, который в случае акустических измерений мы получаем - с помощью микрофона.

Вот пример в виде графиков ( реализации сигнала, можно и на спектрах также сравнивать, но реализации точней в обычном энергетическом спектре теряется информация о фазах - нужен еще и фазовый спектр, которым практически никто никогда не пользуется в реальных измерениях и мало кто тут может сказать что это такое).

1658780102_2.jpg.1f8de5fd17e5bafb178de6f0d0fbc6ba.jpg

1265828349_2.jpg.16d6aa7edfac68348bce44fdd02ada84.jpg

 

 

оригинал и акустическая  копия 1.jpg

 

 

Вы видите разницу в копии и оригинале. Она а помещении на порядки больше, чем по закрытому каналу ( на выходе УНЧ) и может измеряться не 0,1-0,001% а десятками и даже сотнями процентов.

Так понятней?

Изменено пользователем Varios systems
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, уже лучше. Но сравнивать сигнал с линейного выхода (немаштабированный) с маштабированным, воспроизведенным и записанным  на микрофон в данном случае некорректно по нескольким причинам. Первая и самая очевидная- это нелинейность микрофона. Причем нелинейность, плохо поддающаяся анализу в абсолютных величинах. Вторая- это нелинейность АС. Сложная, частотнозависимая и сильно зависимая от ходов ДГ на разных мощностях. Третья, при должном уровне схемотехники почти нивелируемая- нелинейность масштабирующего устройства (усилителя).  Ну и фаза, фаза, фаза, которая скачет туда-сюда во всех преобразователях. Итого, грубое сравнение спектра сигнала до и после нам мало что дает, потому как при масштабировании сигнал неизбежно будет изменен тем или иным компонентом тракта. Другое дело, как изменится его восприятие еще одной нелинейной системой- нашим слухом и изменится ли. Отсюда и можно сказать ненаучно, отлично либо посредственно воспроизводит тракт. Но масштабированный сигнал. Т.е. и эталон в таком случае должен быть масштабирован иначе само сравнение уводит нас от общей сути всех этих изысканий- слуховой экспертизы при прочих равных.

Я кончил, а вы продолжайте прыгать, танцевать и бить балалайки о стены (с) не мое. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, finn32 сказал:

Я кончил, а вы продолжайте прыгать, танцевать и бить балалайки о стены (с) не мое. :)

Я так и знал, что это так закончится...:D

Изменено пользователем Varios systems
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это не могло кончиться по-другому, причина - ваша некомпетентность. УНЧ без искажений, давно стал реальностью, измерять его с помощью каких бы то ни было микрофонов - дичайшая глупость. Измерять имеет смысл только АС. Но чтобы их измерять, их надо иметь, а с этим огромная проблема. И самоделка принципиально ничего не решает. В отличие от усилителя, на порядки улучшить качество невозможно, поскольку динамики всё равно покупные.

В итоге: за копейки делается усилитель, превосходящий все "фирменные" и покупается АС исходя из доступности и качества. Всё, никаких микрофонов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, 12943 сказал:

Всё, никаких микрофонов.

И потом вы слушаете самодельный УНЧ и покупные АС в точке прослушивания, где неравномерность АЧХ +-20 дБ и мечтаете о том, что слушаете хороший, точный звук. Очень компетентный подход.:rake:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, finn32 сказал:

Итого, грубое сравнение спектра сигнала до и после нам мало что дает, потому как при масштабировании сигнал неизбежно будет изменен тем или иным компонентом тракта. Другое дело, как изменится его восприятие еще одной нелинейной системой- нашим слухом и изменится ли. Отсюда и можно сказать ненаучно, отлично либо посредственно воспроизводит тракт. Но масштабированный сигнал. Т.е. и эталон в таком случае должен быть масштабирован иначе само сравнение уводит нас от общей сути всех этих изысканий- слуховой экспертизы при прочих равных.

Вопросов много.

На ряд из них и, в частности, как привести к одному масштабу, как вы говорите, опорный сигнал и его копию я уже ответил в этом посте.

Если что-то будет не понятно, можно обсудить.

Я помню ваш  вопрос про то, как оценивать или измерять собственные искажения конкретного микрофона и его вклад в измеренные искажения УНЧ +АС.

Отвечу позже на этот и другие вопросы на конкретном примере, например, анализа искажающих свойств самодельных АС примерно одного размера, которые включим с разными УНЧ и, возможно, с сабвуфером. Используя микрофон попробуем настроить корректирующий эквалайзер, чтобы получить максимально возможную точность (качество) сигнала для удачной и неудачной точки прослушивания в моей комнате.  И, возможно, сделаем записи одних и тех же музыкальных треков и типовых тест - сигналов, чтобы на слух понять, есть эффект и как он заметен на графиках и на слух.

Возможно удастся подобрать вариант размещения АС так, чтобы результирующие искажения (хотя бы на одной или нескольких гармониках) сигнала с микрофона оказались меньше, чем искажения собственно УНЧ с достаточно большими нелинейными искажениями. Тут, теоретически может быть своеобразный эффект векторного вычитания гармоник, генерируемых собственно УНЧ и гармоник, сформированных механическими нелинейными эффектами в АС, о которых вы говорили.

Я такие эффекты уже раньше регистрировал при акустических измерениях. Надо их исследовать по детальней.

Думаю, это будет интересно не только вам. Но это потребует определенного времени.

 

Изменено пользователем Varios systems
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

43 минуты назад, Varios systems сказал:

потом вы слушаете самодельный УНЧ и покупные АС в точке прослушивания, где неравномерность АЧХ +-20 дБ и мечтаете о том, что слушаете хороший, точный звук.

Кстати, вот тут кроется самая "религиозная" сторона вопроса. :)

Это сильно сродни "учению короткого тракта", когда человек утвержает, что один-два транзистора в мощнике, да еще без ОООС, "звучат" намного лучше и естевственней по причине малого количества полупроводниковых переходов на пути звука, при этом совершенно забывая, какое огромное количество этих самых переходов проходит сигнал при записи на носитель и декодировании в источнике. Но пару лишних транзисторов в УМ- это да, это адово портит звук и убивает душу музыки. :)

Так и тут: мы не знаем, какова в принципе истинная неравномерность в записи, т.к. сведена ли она, пересведена и обработана дополнительно или записана целиком вживую но в помещении со своими неравномерностями- тайна сие великая есть.

Утрируя: нет качества кроме того, каким мы его себе представляем. Ну и банальное: все познается в сравнении.

13 минут назад, Varios systems сказал:

Отвечу позже на этот и другие вопросы на конкретном примере,

Делайте в форме блога, возможно кому-то зайдет.

 

Только как можно более лаконично и доходчиво: было А, стало В, сравнение приборами, сравнение на слух. Ну и терминов поменьше. Мало кому охота разбираться, что такое 'закон минимизации роста энтропии систем связи". :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, finn32 сказал:

Так и тут: мы не знаем, какова в принципе истинная неравномерность в записи, т.к. сведена ли она, пересведена и обработана дополнительно или записана целиком вживую но в помещении со своими неравномерностями- тайна сие великая есть.

Предлагаю сузить круг вопросов и для простоты работать в рамках самой простой модели, что на пластинке звук записан идеально, правильно или достоверно. И понять, что нужно сделать, чтобы эту запись повторить предельно возможно точно вблизи ушей слушателя, в специально неприспособленной КП.

Даже в рамках этой модели не все так просто и очевидно как кажется. Поэтому не будем обращать внимание на заявления начинающих радиолюбителей про то, что тракт должен состоять из одной лампы и одного динамика и тогда звук будет меньше всего искажен.:yes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...