Перейти к содержанию

Сравнение Tda 7294 И Лампового Усилителя


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые господа!

Предлагаю Вам к обсуждению результаты своих измерений и некоторые субъективные выводы возникшие в результате этих измерений и прослушиваний усилителей мной лично и моими знакомыми, с разными уровнями требований к звуковоспроизводящей аппаратуре.

История вопроса – у меня есть самодельный ламповый усилитель сделанный по схеме близкой к схеме усилителя на лампах EL 34, она есть здесь на сайте. Года два назад я приобрел для компа звуковую карточку SB_Audigy_Audio_(E400). Поскольку сейчас в сети легко доступны программы тестирования карт, я промерил параметры карточки с помощью программы RMAA 5.5 в основном, чтобы убедиться, что с фулдуплексом все в порядке. Заодно решил измерить и характеристики усилителя , который у меня являлся основным воспроизводящим средством. Полученные характеристики меня не порадовали. Полоса 30-25000гц, шум 1 кгц на уровне -90 дб, суммарный -65дб, динамический диапазон 65 дб на 1 кгц , суммарный 57дб, гармонические искажения на 1кгц -70 дб суммарные 0.212%, интермодуляционные на 1 кгц -70дб суммарные 1.23%. То есть по нынешним временам не Бог весть какие характеристики. Тем не менее, на колонки VDST 12(8 ом 600вт 3 полосы) звучал он неплохо. Поскольку карта сигнал выдавала намного лучше, чем мог пропустить усилитель, решил я сделать усилитель с х-ми подобающими карте. На рассыпухе собирать мне было лень, поэтому посмотрел я, что пишут умные люди на форумах, купил TDA 7294 и быстренько сварганил девайс. Померил характеристики и радостно обнаружил, что они неплохие.

Полоса 10- 50000, ИМИ +Шум на уровне -90дб, КНИ на уровне -90дб. Послушал фонограммы, звучат неплохо, но немного от ламп отличаются. Вот тогда я и начал измерять все что можно , чтобы хоть как то определить по какому параметру транзисторный усилитель все же хуже. Обнаружил, что АЧХ лампового усилителя при работе на колонки VDST 12 отличается от АЧХ при работе на активную нагрузку (резисторы 8 ом), у транзисторного усилителя этого не наблюдается. Отличие состоит в том, что АЧХ на ВЧ(более 5кгц) и НЧ (менее 200гц) приподнята. То есть на этих частотах ламповый усилитель ведет себя не как чистый источник напряжения, а у него появляются черты источника тока. Сообразив, что звуковое давление динамиков пропорционально току в динамиках, решил попробовать организовать на кристаллическом усилителе токовую обратную связь (ТОС) чтобы обеспечить равномерную АЧХ по току , а не по напряжению. Для этого последовательно с колонкой поставил резистор 2 ома и сигнал обратной связи взял с него. Как и следовало ожидать АЧХ снятая с резистора стала линейной, а АЧХ снятая с выхода с усилителя стала иметь характерные подъемы на ВЧ и НЧ участках. Звучание кристаллического усилителя улучшилось и стало весьма похоже на звучание ламповых усилителей. За счет демпфирования снизилась резонансная частота колонок и низы стали «мягкими», сцена стала «объемной» , видимо за счет более правильной передачи звукового давления на ВЧ. Посмотрел патентную базу и обнаружил, что проклятые американцы это уже запатентовали US patent № 5636284 прям так и называется «Solid state emulation of vacuum tube audio power amplifiers » обидно до соплей.

С уважением к собранию Николай

Все что можешь измеряй, то что не можешь измерить, делай доступно измерениям.

Галилео Галилей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так ты что тоже хотел эту схему запатентовать?Даже если бы ты запатентовал ее первым это еще ничего не зничило бы.Патенты придумали американцы чтобы эксплуатировть и порабощать другие народы и естественно они это не позволят другим делать.Ты должен покупать их патенты а не они твои.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для Hannibal

Так ты что тоже хотел эту схему запатентовать?

Патенты для меня являются одним из источников информации, вот и посмотрел базу. До патентования было еще далеко.

Даже если бы ты запатентовал ее первым это еще ничего не зничило бы. Патенты придумали американцы чтобы эксплуатировть и порабощать другие народы и естественно они это не позволят другим делать. Ты должен покупать их патенты а не они твои.

Попахивает марксизмом, а не радиотехникой. ;)

Николай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Инженеры КОМПЭЛ провели сравнительное тестирование аккумуляторов EVE и Samsung популярного для бытовых и индустриальных применений типоразмера 18650. 

Для теста были выбраны аккумуляторы литий-никельмарганцевой системы: по два образца одного наименования каждого производителя – и протестированы на двух значениях тока разряда: 0,5 А и 2,5 А. Испытания проводились в нормальных условиях на электронной нагрузке EBD-USB от ZKEtech, а зарядка осуществлялась от лабораторного источника питания в режиме CC+CV в соответствии с рекомендациями в даташите на определенную модель. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Уважаемые господа!

Это картинки иллюстрации.

Слева направо

АЧХ TDA 7294 на динамики 8 ом + 2 Ома резистор ООС по напр сигнал с выхода

АЧХ TDA 7294 на динамики 8 ом + 2 Ома резистор ООС по напр сигнал с резистроа 2 Ом токовый

АЧХ TDA 7294 на динамики 8 ом + 2 Ома резистор ТОС сигнал выхода - напряжение выхода

АЧХ TDA 7294 на динамики 8 ом + 2 Ома резистор ТОС сигнал с резистроа 2 Ом токовый

АЧХ TDA 7294 на динамики 8 ом ООС по напр сигнал с выхода

АЧХ TDA 7294 на резисторы 8 ом ООС по напр

post-45045-1200576005_thumb.png

post-45045-1200576022_thumb.png

post-45045-1200576049_thumb.png

post-45045-1200576061_thumb.png

post-45045-1200576097_thumb.png

post-45045-1200576114_thumb.png

Изменено пользователем Vershinin
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новый аккумулятор EVE серии PLM для GSM-трекеров, работающих в жёстких условиях (до -40°С)

Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре. 

Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств. Подробнее параметры и результаты тестов новой серии PLM по ссылке.

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Литиевые батарейки и аккумуляторы от мирового лидера  EVE в Компэл

Компания Компэл, официальный дистрибьютор EVE Energy, бренда №1 по производству химических источников тока (ХИТ) в мире, предлагает продукцию EVE как со склада, так и под заказ. Компания EVE широко известна в странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии уже более 20 лет. Недавно EVE была объявлена поставщиком новых аккумуляторных элементов круглого формата для электрических моделей «нового класса» компании BMW.

Продукция EVE предназначена для самого широкого спектра применений – от бытового до промышленного. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Хочу сказать, что никакая переделка 7294 не позволитей играть как лампа, сдесь даже днло не в этом, просто у ламп коф. гармонник созвучны ухо и поэтому они действительно звучат, а так весьма интерестное наблюдение.

Собрать или разработать можно всё, было бы желание и...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для Hannibal

Ну и какие ты сделал выводы?

Видимо нужны пояснения-

Для хорошей передачи картинки звукового поля, необходимо чтобы качественно работал весь тракт от источника звука до АС, это вроде не вызывает сомнений. Помещения пока не рассматриваем. Стандартным способом уменьшения искажений при передаче сигнала является ООС, вопрос – какие искажения уменьшать. Казалось бы, поставь микрофон и бери с него сигнал обратной связи, но не получается из за эха. Много сил было убито на различные ЭМОС, но они на ВЧ практически не работают из-за фазовых искажений. Если Вы поставите микрофон ( хороший) перед динамиком и будете измерять звуковое давление , то увидите , что оно более пропорционально току в АС , а не напряжению на АС. Сопротивление (точнее импеданс) АС имеет кроме активной составляющей еще и реактивные. Вот на первой картинке - АЧХ при обратной связи по напряжению с выхода усилителя она достаточно линейна в рабочем диапазоне, если вы посмотрите ток через АС в этом случае, то увидите, что токовая частотна характеристика (ТЧХ) рис 2 имеет кучу различных загибов, причем перепад в 15 дб достаточно велик, это у меня еще колонки неплохие. Так вот я попробовал выпрямить токовую частотную характеристику, забрав обратную связь с последовательного с АС резистора в 2 ома. Она выпрямилась – это рисунок 4 слева направо. Но при этом АЧХ на АС стала ее зеркальным отражением это рисунок 3. При этом, несмотря на большую неравномерность АЧХ, звук усилителя стал более красивым. В конце я прикрепил две картинки , в качестве иллюстрации, это АЧХ на АС и АЧХ на активном сопротивлении. Они мало отличаются друг от друга, вот тут видимо обычно и ошибаются полагая, что ток через АС и активное сопротивление отличается незначительно.

Теперь по поводу выводов –

Формировать АЧХ усилителя нужно не только с помощью ООС по напряжению но и использовать ТООС. Этим в принципе раньше занимались, но дело ограничивалось НЧ диапазоном, в основном для демпфирования НЧ головки АС.

Хорошо бы еще ООС завести по мощности и послушать что получится. Правда, не совсем понятно пока как это сделать.

Николай

Изменено пользователем Vershinin
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хочу сказать, что никакая переделка 7294 не позволитей играть как лампа, сдесь даже днло не в этом, просто у ламп коф. гармонник созвучны ухо и поэтому они действительно звучат, а так весьма интерестное наблюдение.

Для Zvik'

Вы будете смеяться, но с ламповым усилителем можно проделать ту же штуку. То есть сформировать ТООС для того, чтобы выровнять ТЧХ усилитель +АС . При этом звуковая картинка улучшается, хотя стандартные измеряемые характеристики ухудшаются.

То есть, когда вы с помощью ТООС улучшаете КНИ , Кг , ИМИ и т. д по току , те же параметры по напряжению ухудшаются. Если интересно я выложу картинки, просто и так сообщения получаются перегруженными информацией.

Николай

PS « Удивительное рядом , но оно запрещено»

В.С. Высоцкий

;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня нет большого опыта в постройке ламповых унч. Построил всего один ламповый усилитель на 6ф5п, и на мой слух никакие микрухи так живо и натурально, как этот усь, играть не будут.....

p.s. Для хорошего ламповика надо хороший трансформатор, а это стоит дорого.... :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня нет большого опыта в постройке ламповых унч. Построил всего один ламповый усилитель на 6ф5п, и на мой слух никакие микрухи так живо и натурально, как этот усь, играть не будут.....

Я не являюсь ярым последователем того или иного рода усилителей. Более того, неоднократно убеждался в том, что удачное схемное решение может поставить под сомнение устоявшееся мнение о применимости, как компонентов, так и тех или иных схемных решений. Я разработчик, мои разработки применяются на практике, это научило меня уважительно относиться к результатам труда других. Усилители я начал паять достаточно давно, года с 67 –го. Многие схемы сам спаял и опробовал, до последнего времени меня вполне удовлетворял мой ламповый вариант. По поводу нравиться, не нравится- уши у всех разные, поэтому мерилом все таки являются измерения характеристик, либо сравнительный тест. Недели через три, четыре, я опробую еще одно схемное решение по ООС, результаты выложу для обсуждения. После этого можно будет попробовать пригласить спецов с форума со своими усилителями, для сравнительных тестов. Вопросов два –

1 можно ли отличить ламповый от кристаллического

2 какой лучше

от этого сравнения все только выиграют.

p.s. Для хорошего ламповика надо хороший трансформатор, а это стоит дорого....

У меня самодельный ультралинейный трансформатор, правда на Ш образном железе, сейчас в Екатеринбурге делают очень приличное железо для торов. Мы его применяем для наших усилителей мощностью до 100 кВт.

С уважением

Николай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тестов. Вопросов два –

1 можно ли отличить ламповый от кристаллического

2 какой лучше

от этого сравнения все только выиграют.

С уважением

Николай

Да, это будет интересно...будем ждать....

p.s. Мне кажется что интересно также было бы сравнить какой-нибуть хороший ламповик с чем-нибуть на рассыпухе в классе А....

Изменено пользователем romaxxx
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для Hannibal

Ну и какие ты сделал выводы?

Формировать АЧХ усилителя нужно не только с помощью ООС по напряжению но и использовать ТООС. Этим в принципе раньше занимались, но дело ограничивалось НЧ диапазоном, в основном для демпфирования НЧ головки АС.

Усилители с управляемым выходным сопротивлением, выпускал мелкими сериями в 88 году. Выходное сопротивление изменялось от отрицательного до положительного, в зависимости от частоты и характера нагрузки. Если сказать упрощённо, то на низкой частоте отрицательное, противоположно по знаку и равно по модулю импедансу динамика, на высокой стремиться к бесконечности.

Производство прекратили в связи с отсутствием потребности на рынке.

Недавно восстановил пароль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можете мне доступно объяснить как сделать ТОС ?

Изменено пользователем Nasty mind

"Тот, кто идёт по чужим следам, не оставляет своих."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Усилитель на лампах это вчерашний день.Допустим даже что он для кого то лучше звучит, но как долго он будет звучать и сколько это будет стоить?

Лампы недолговечны и им надо много энергии которая расходуется впустую так же как в усилителе класса А.

Зачем я должен греть воздух за свои деньги.Конечно если в квартире нет отопления то можно подумать об усилителе класса А.Таким образом можно сочетать полезное с приятным.Но только в зимнее время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Усилитель на лампах это вчерашний день.

Возможно....Я тоже был долгое время подобного мнения....а потом сдуру взял и собрал простейший однотакт на лампе(типа -знай врага своего в лицо :) ....включил прогрел и офигел от услышанного....Подобная реакция была и когда собрал и запустил свой первый, убогий с виду макетик транзисторного уся в классе А....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для Romaxxx

Да, это будет интересно...будем ждать....

Тут надо будет ещё уговорить счастливых обладателей супер аппаратуры, они обычно не склонны к совместному прослушиванию  своих супер систем.

Но, что то есть и в ЧГ, попробуем уговорить.

p.s. Мне кажется что интересно также было бы сравнить какой-нибуть хороший ламповик с чем-нибуть на рассыпухе в классе А....

Тут есть следующие проблемы –

Размер помещения в котором идет тест определяет уровень оптимальной мощности усилителя, сравнивать концертный усилитель на 2-3 квт и ламповый в классе А на 10вт не корректно. Поэтому сначала нужно будет договориться об условиях. То есть чего хотим получить. Потом подготовить помещение и фонограммы, договориться о процедуре голосования, выбрать независимых экспертов.

В общем дел много :rolleyes:

Но вроде никто никуда не спешит.

С уважением

Николай

Для Королькова24

Усилители с управляемым выходным сопротивлением, выпускал мелкими сериями в 88 году. Выходное сопротивление изменялось от отрицательного до положительного, в зависимости от частоты и характера нагрузки. Если сказать упрощённо, то на низкой частоте отрицательное, противоположно по знаку и равно по модулю импедансу динамика, на высокой стремиться к бесконечности.

Если можно, то чуть подробнее,

Что значит управляемое выходное сопротивление? Выходной импеданс?

Какая нагрузка ? АС?

Почему стремиться к бесконечности на ВЧ?

Цель изменения выходного импеданса?

В моем случае –

Цель – линеаризация ТЧХ

Зависит от применяемой АС, так как АС входит в цепь обратной связи.

К бесконечности не стремиться, так как является обратной функцией импеданса АС.

Производство прекратили в связи с отсутствием потребности на рынке.

Рынок дело наживное, на него продвигают :rolleyes: Было бы чего.

С уважением

Николай

PS По поводу магнитопроводов для импульсников – посмотрите http://www.gammamet.ru/

Мы с ними работаем уже лет десять. Для мощности более 1 кВт лучшего железа мне не попадалось.

Мы используем 54ДС, но у нас мощности большие, на маленькие мощности можно брать попроще.

Да и кстати, почему 24? :rolleyes:

Для Nasty mind

Можете мне доступно объяснить как сделать ТОС ?

Ну в объеме своего понимания, наверно смогу. Только завтра, я сегодня проехал 300км. Сдавали заказчику девайс в Зеленограде.

Вы мне здорово поможете, если напишите до завтра, до какого уровня объяснять. То есть, с чего начинать. Судя по профилю, интегралы Вам нафиг не нужны. Я могу привести схему, как это сделано на TDA 7294 и объяснить куда смотреть осциллографом и карточкой.

С уважением

Николай

Кстати иметь зловредные мозги, вредно для желудка :rolleyes:

Для Hannibal

Усилитель на лампах это вчерашний день.Допустим даже что он для кого то лучше звучит, но как долго он будет звучать и сколько это будет стоить?

Лампы достаточно долговечны, звучать будет долго. :rolleyes:

Стоить не дорого, старых ламп много. :rolleyes:

Даже в случае атомной войны и сильных нейтронных потоков, лампы останутся работоспособны в отличие от микросхем и транзисторов. :rolleyes:

Лампы недолговечны и им надо много энергии которая расходуется впустую так же как в усилителе класса А.

Лампы бывают разные, например керамические одни из самых миниатюрных и экономных, по уровню шума многие лампы и сейчас имеют очень хорошие результаты. :rolleyes:

Зачем я должен греть воздух за свои деньги.Конечно если в квартире нет отопления то можно подумать об усилителе класса А.Таким образом можно сочетать полезное с приятным.Но только в зимнее время.

Усилитель класса А может иметь КПД 40%, почти как автомобильный двигатель, которым пользуются миллионы, а вот АС с хорошим КПД слушать совершенно невозможно. :rolleyes:

С уважением

Николай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все правильно ты офигел от услышанного потому что ничего особого ты не услышал.

Думай что хочешь, если тебе от этого легче.... :) Правда, без обид.... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для Romaxxx

Да, это будет интересно...будем ждать....

Тут надо будет ещё уговорить счастливых обладателей супер аппаратуры, они обычно не склонны к совместному прослушиванию  своих супер систем.

Но, что то есть и в ЧГ, попробуем уговорить.

p.s. Мне кажется что интересно также было бы сравнить какой-нибуть хороший ламповик с чем-нибуть на рассыпухе в классе А....

Тут есть следующие проблемы –

Размер помещения в котором идет тест определяет уровень оптимальной мощности усилителя, сравнивать концертный усилитель на 2-3 квт и ламповый в классе А на 10вт не корректно. Поэтому сначала нужно будет договориться об условиях. То есть чего хотим получить. Потом подготовить помещение и фонограммы, договориться о процедуре голосования, выбрать независимых экспертов.

В общем дел много :rolleyes:

Но вроде никто никуда не спешит.

С уважением

Николай

А зачем 2-3квт? Я имел ввиду сравнить ламповик с транзисторным А-классом...У транзисторного JLH как раз 10 ватт и будет...и он в классе А. Или Семигоровский однотакт...мощность у него правда субъективно повыше чем у JLH...У меня оба эти уся имеются, но сравнивать со своим ламповиком мне не хочется т.к. у ламповика мощность всего 2.5 ватта, слишком разные весовые категории. Мне правда И 2.5 ватта хватает....Хотя некоторые наблюдения, чисто субъективные, на этот счет все же всеже имеются...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Vershinin

Что значит управляемое выходное сопротивление?

Если предположить, что усилитель и катушка динамика имеет внутреннее сопротивление равное нулю, а магнитная индукция в зазоре стремиться к бесконечности, то движения диффузора будут в точности повторять звуковую волну.

В схеме усилителя имеется узел, управляющий выходным сопротивлением. В результате, выходное сопротивление противоположно, сопротивлению нагрузки. Грубо говоря импеданс динамика на частоте 100Гц = 8 Ом, сопротивление усилителя = -8 Ом, импеданс динамика на частоте резонанса 16 Ом, сопротивление усилителя -16 Ом. И того 8+(-8)=0, 16+(-16)=0. Движения диффузора идеально повторяют звуковое напряжение на входе УМ, резонансные явления почти отсутствуют. Это для области низких частот.

На средних и высоких частотах, поршневое движение диффузора плавно, с ростом частоты, переходит в область постоянного резонанса. При воспроизведении различных частот, работают разные части диффузора, то есть с ростом частоты, уменьшается радиус излучателя. Для исключения продольных колебаний диффузора, нужно применять токовое управление, то есть с ростом частоты и увеличением веса, выше описанного эффекта, выходное сопротивление изменяется до уровня источника тока, а напряжение и сопротивление ИТ, стремятся к бесконечности.

В моем случае –

Цель – линеаризация ТЧХ

Зависит от применяемой АС, так как АС входит в цепь обратной связи.

К бесконечности не стремиться, так как является обратной функцией импеданса АС.

У вашего УМ, большое, выходное сопротивление, что уменьщает искажения на средних и высоких частотах, на низкой частоте появляется большая нелинейность АЧХ.

Рынок дело наживное, на него продвигают Было бы чего.

В самом начале усилителестроения, я производил качественные, в моём понимании, усилители. По мере приобретения опыта, перешёл на дешевые, мощные лёгкие усилители.

Да и кстати, почему 24?

Чтоб ни кто не догадался :)

Изменено пользователем korolkov24

Недавно восстановил пароль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Vershinin

Начинать желательно с принципа работы ТОС а там глядишь и больше ничего не нужно :rolleyes: .... ТОС это случайно не тоже самое, что ЭМОС ?

Интегралы меня интересуют не меньше чем "дискретники" просто я уже сделал "своё" ..... штук ~8 на микросхемах, мне с микросхемами всё понятно (нажись :rolleyes: )

Схему по возможности выложите, если не сложно.

И ещё: Можно сделать ТОС на мостовом усилителе ?

"Тот, кто идёт по чужим следам, не оставляет своих."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думай что хочешь, если тебе от этого легче.... Правда, без обид....

Ты думаеш я не знаю как ламповый усилитель звучит? У меня был такой усилитель в детстве.Незнаю как он там устроен был он был весь на лампах.Он величиной с коммод был и там еще встроенный проигрователь для пластинок был и радио там тоже было.А назывался он Simphonie 002 кажется.

Изменено пользователем Hannibal
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для Nasty mind

Начинать желательно с принципа работы ТОС а там глядишь и больше ничего не нужно .... ТОС это случайно не тоже самое, что ЭМОС ?

Нет Это не ЭМОС :rolleyes:

Что ж давайте попробуем. Я буду писать с очевидными вещами, так как читать могут люди не очень знакомые с электроникой, не обижайтесь на занудность.

Все усилители сигналов имеют обратные связи, в том числе и те, которые называются «без обратной связи». К сожалению работа усилителя без обратной связи не устойчива и часто не линейна. Если более подробно, то смотрите диаграмму Найквиста.

Обратные связи (ОС) могут быть общими и местными, отрицательными и положительными (ООС и ПОС). В данном случае мы рассматриваем общую ООС, считая, что с остальными параметрами у нас все в порядке. То есть усилитель достаточно линеен и имеет необходимый запас по усилению. Обычно для усилителя нормируют неравномерность АЧХ, связано это с тем, что усилитель с неравномерной АЧХ будет искажать воспроизводимую звуковую картинку. То есть – микрофон записал соотношение 100гЦ/200гц=1 , а усилитель выдал сигнал с соотношением 100Гц/200гц=2. Чтобы этого не происходило В схему вводят основную ООС , забирают ее с выхода усилителя и подают на вход усилителя. На рис.1 это резистор R6 . Эта ООС пропорциональна напряжению на выходе усилителя поэтому называют ее ООС по напряжению. Можно поставить в цепь выхода токовый трансформатор и сигнал с него использовать в качестве сигнала ООС, в этом случае сигнал ООС становится пропорционален току. Это и есть токовая ООС или сокращенно ТООС. Присоединим на выход усилителя в качестве нагрузки резистор, например 8ом, по закону Ома, ток через резистор будет пропорционален напряжению и в этом случае сигналы ТООС и НООС по форме одинаковы. Теперь подсоединим реальную АС. Так как катушки громкоговорителей имеют индуктивность, диффузор конечную массу , есть емкость, упругость подвески и воздуха. Электрическое сопротивление АС становится зависимым от частоты проходящего через нее сигнала. В этом случае сигналы НООС и ТООС становятся различной формы.

Если для формирования АЧХ усилителя используется НООС, то амплитуда сигнала на выходе усилителя от частоты зависит мало. На картинках моего сообщения от 17.01 это рис.1 . То есть во всем частотном диапазоне если на вход даешь 1 В на выходе получишь 20В . Теперь посмотрим какой ток в этом случае протекает через АС . Это рис 2 сообщения от 17.01. Для этого последовательно с АС присоединим резистор сопротивлением 2Ома и будем смотреть падение напряжения на нем снимая АЧХ усилителя . Можно установить токовый трансформатор и снимать сигнал с него, сути это не меняет. С резистора проще. Видим что при стабильном напряжении на выходе усилителя в 20В ток в зависимости от частоты меняется весьма значительно( в несколько раз). Движение катушек громкоговорителей в магнитных зазорах определяется током, а не напряжением, поэтому на мой взгляд, более правильно выравнивать токовую частотную характеристику (ТЧХ) усилителя, а не амплитудную (АЧХ). Для этого в главную ООС усилителя нужно завести сигнал пропорциональный току в АС. Взять его можно либо с резистора последовательно соединенного с АС либо с токового трансформатора включенного в цепь АС. В приложении на рис 12 приведена базовая схема рекомендованная в журнале Радио №5 2000г. Стр 19. статья Сырицо.

Рис 12а это изменения произведенные в схеме для измерений и формирования ТОС.

Как видите переделок не много. Так что вполне можете попробовать.

Дальше я напишу как все это проверять, сегодня уже не успеваю.

Да еще рекомендую сигнал с резистора ТОС снимать с помощью делителя, можно будет подрегулировать глубину ТОС. АС у всех разные лучше иметь возможность подстроится.

И ещё: Можно сделать ТОС на мостовом усилителе ?

Конечно, это же общий принцип, можно сделать на любом усилителе.

Резистор 2ома тоже не табу. Я этот номинал взял чтоб не возиться с устойчивостью. Сейчас времени нет , все это можно оптимизировать.

Основная идея- ввести АС в петлю обратной связи, чтобы уменьшить нелинейные искажения по звуку. Ведь КНИ для хороших АС это проценты, просто об этом мало кто пишет. Все гоняются за тысячными процента в усилителях. :rolleyes:

С уважением

Николай

post-45045-1201016819_thumb.jpg

post-45045-1201016848_thumb.jpg

Изменено пользователем Vershinin
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для Romaxxx

А зачем 2-3квт? Я имел ввиду сравнить ламповик с транзисторным А-классом...У транзисторного JLH как раз 10 ватт и будет...и он в классе А. Или Семигоровский однотакт...мощность у него правда субъективно повыше чем у JLH...У меня оба эти уся имеются, но сравнивать со своим ламповиком мне не хочется т.к. у ламповика мощность всего 2.5 ватта, слишком разные весовые категории.

Вот я про это и говорю, сначала договориться надо чего хотим, и какие то общие подходы выработать.

Мне правда И 2.5 ватта хватает....Хотя некоторые наблюдения, чисто субъективные, на этот счет все же всеже имеются...

Когда сидишь за компом больше и не надо. Если комната метров 40 нужно ватт 10 на колонку. Молодежь обычно гоняется за большой мощностью, так как на высокой мощности маскируются искажения и качество усилителя не так важно.

Я в юности делал усилки на ГУ50 , тоже все мощности не хватало. :rolleyes:

С уважением

Николай

[Для Королькова24

Если предположить, что усилитель и катушка динамика имеет внутреннее сопротивление равное нулю, а магнитная индукция в зазоре стремиться к бесконечности, то движения диффузора будут в точности повторять звуковую волну.

Хорошо бы еще иметь бесконечную плоскость в качестве диффузора. :rolleyes:

Не будет он повторять звуковую волну , это Вас теоретики дурят. Бесконечная индукция в зазоре нужна им чтобы пренебречь массой диффузора. При этом они забывают, что звуковая волна описывается тензором давления. Никакой диффузор шестимерным не бывает. Особенно чуднО это звучит для колонок с фазоинвертором, там излучают и диффузор и отверстие инвертора, длина волны на 50Гц более 6 м, какие тут к черту точности повторения звуковой волны?

В схеме усилителя имеется узел, управляющий выходным сопротивлением. В результате, выходное сопротивление противоположно, сопротивлению нагрузки. Грубо говоря импеданс динамика на частоте 100Гц = 8 Ом, сопротивление усилителя = -8 Ом, импеданс динамика на частоте резонанса 16 Ом, сопротивление усилителя -16 Ом. И того 8+(-8)=0, 16+(-16)=0. Движения диффузора идеально повторяют звуковое напряжение на входе УМ,

Не могут они идеально повторять, диффузоры гнуться, и как их не укрепляют все равно пока не сделают сферу ничего не получится. А звуковое напряжение на входе УМ должно повторять звуковое давление на выходе, а не движение диффузора. Это разные вещи.

На средних и высоких частотах, поршневое движение диффузора плавно, с ростом частоты, переходит в область постоянного резонанса. При воспроизведении различных частот, работают разные части диффузора, то есть с ростом частоты, уменьшается радиус излучателя.

Тоже не точно, когда длина волны сравнивается с диаметром диффузора, возможно излучение с минимумом искажений и макс эффективностью, диаметр динамиков поэтому и выбирают равным либо 16 см либо 30 см , так как ухо максимально чувствительно к искажениям в диапазоне 1- 2кГц , расстояние между ушами 14-18 см, фазовый сдвиг наиболее хорошо фиксируется в этом диапазоне длин волн. По поводу постоянного резонанса - это уж совсем круто. Понятие резонанса это когда совсем не постоянно а наоборот :)

Для исключения продольных колебаний диффузора, нужно применять токовое управление, то есть с ростом частоты и увеличением веса, выше описанного эффекта, выходное сопротивление изменяется до уровня источника тока,

Тоже как то мутно, у источника тока бесконечно большое сопротивление.

а напряжение и сопротивление ИТ, стремятся к бесконечности.

Так вот этого как раз и не надо, нужно просто компенсировать изменение импеданса , так чтобы выходной ток был пропорционален напряжению на входе. В этом то как раз и ошибка – микрофон выдает сигнал напряжения пропорционального звуковому давлению, а динамики выдают звуковое давление пропорциональное току.

У вашего УМ, большое, выходное сопротивление, что уменьшает искажения на средних и высоких частотах, на низкой частоте появляется большая

нелинейность АЧХ.

Нелинейность АЧХ да большая , не только на низких частотах, и на высоких тоже , на графиках все видно. А вот нелинейность звукового давления низкая.

А слышим мы звуковое давление, а не напряжение на выходе УМ.

В самом начале усилителестроения, я производил качественные, в моём понимании, усилители. По мере приобретения опыта, перешёл на дешевые, мощные лёгкие усилители.

Я уже писал для для Romaxxx, громкость нужна для маскировки некачественного воспроизведения. Масса некачественных фонограмм порождают и требования к УМ. Мощность покрывает эти недостатки.

С уважением

Николай

Изменено пользователем Vershinin
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за такое подробное описание. Мне было достаточно этого - в этом случае сигнал ООС становится пропорционален току.Сразу росле этого предложения я всё понял.

Ещё раз спасибо.

"Тот, кто идёт по чужим следам, не оставляет своих."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...