Jump to content

Печать плат на фотополимерном 3D принтере


x0BT
 Share

Recommended Posts

Posted (edited)

Моя четвертая попытка напечать плату на фотополимерном принтере. Как по мне, весьма не плохо. Сверху имеются повреждения, предположу что это из-за плохого контакта с FEP пленкой (так называемый перекос) из-за неидеального способа крепления текстолита к столику (двухсторонний скотч). Дорожки, если мне не изменяет память 0.8мм, перед печатью медный слой был зачищен пемолюксом (чтоб ажж сверкал), а после м-400 наждачкой чтобы смола крепче держалась. После сих извращений прикрепил плату на стол и протер её спиртом. Держится смола достойно, потыкал в нее зубочисткой а после протравил. Будем пробовать и дальше, хочу добиться отличных результатов. Процесс от подготовки платы до дозасветки смолы занимает 15 минут (если наловчиться конечно), в случае брака убрать смолу и напечатать заново проще простого. Толщина печати - 1мм, время печати ~40сек.

Принтер: Anycubic Photon Mono 2

Смола: Eleego Standard 

Параметры пока не скажу, ибо они не идеальны.

Хочется услышать ваших предложений по увеличению адгезии смолы к меди, чтобы можно было печатать более тонкие дорожки!

 

P.S. на просторах интернета при не особо тщательном поиске встречал только засвет фоторезиста экраном принтера, но не печать самой смолой. Естественно этот вариант будет проще и лучше (скорее всего), но раз я печатаю модели и смола имеется, я вижу смысл пытаться наладить эту технологию чтобы не искать фоторезист. Может фоторезист и выгоден по временным затратам.. но все же опыт интересный

2024-05-23-02-06-19-646.jpg

Edited by x0BT
Link to comment
Share on other sites

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

@x0BT , а промежуточных фото нет? Там, где "с FEP пленкой", "Толщина печати - 1мм"... В общем, весь процесс бы посмотреть.

Link to comment
Share on other sites

Особенности хранения литиевых аккумуляторов и батареек

Потеря емкости аккумулятора напрямую зависит от условий хранения и эксплуатации. При неправильном хранении даже самый лучший литиевый источник тока с превосходными характеристиками может не оправдать ожиданий. Технология, основанная на рекомендациях таких известных производителей литиевых источников тока, как компании FANSO и EVE Energy, поможет организовать правильный процесс хранения батареек и аккумуляторов. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Секреты депассивации литиевых батареек FANSO EVE Energy

Самыми лучшими параметрами по энергоемкости, сроку хранения, температурному диапазону и номинальному напряжению обладают батарейки литий-тионилхлоридной электрохимической системы. Но при длительном хранении происходит процесс пассивации. Разберем в чем плюсы и минусы, как можно ее избежать или уменьшить последствия и как проводить депассивацию батареек на примере продукции и рекомендаций компании FANSO EVE Energy. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Это смотря для кого, если у них на производстве такое стоит, то возможно условно бесплатно....

Скрытый текст

 

Не ругайтесь. Мы здесь не ради понтов, а чтобы помочь друг другу!

Link to comment
Share on other sites

Если дорожки 0.8мм то плата размером 4х5? А есть фото платы большего размера и чтоб были места под микросхемы в планарных корпусах? Сколько времени займетпечать платы скажем размером 100х100мм? И стоимость печати 1 платы?

Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, OlegOleg сказал:

плата размером

Размер исходной платы - на глаз отрезан, целевой - 20х35мм

6 минут назад, OlegOleg сказал:

А есть фото платы

Ещё нет, это вообще первое фото удачного эксперимента.

6 минут назад, OlegOleg сказал:

Сколько времени займетпечать платы скажем размером 100х100мм?

Если у вас найдется фотополимерный принтер с рабочей областью 100х100 то столько же, ведь время печати зависит не от количества материала на слое, а количества слоев. Цена - небольшая, сейчас точно не скажу, но расход материала мизерный.

 

40 минут назад, TIMIK74 сказал:

очень большие затраты на такой размер.

Времени? Вполне возможно, я честно говоря и не замерял на секундомере))

 

6 часов назад, korsaj сказал:

Лазером куда проще и эффективней.

Можно долго спорить о способах изготовления, все же выбираем те что удобнее именно нам. В моем случае есть только два варианта изготовления плат - маркером дорожки нарисовать либо таким способом. Ни фоторезистом, ни чем либо ещё пока не располагаю. Но, даже когда он будет, есть очень хороший гайд на одном сайте, так что я даже говорить об этом не стану.

 

6 часов назад, Lexter сказал:

а промежуточных фото нет?

Пока ещё нет, но будут, сегодня попробую переходник под 0.96" экранчик сделать

6 часов назад, O5-14 сказал:

Абсолютно!)

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, x0BT сказал:

Ни фоторезистом

Кс. можно такой принтер использовать для засветки фоторезиста )

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, korsaj сказал:

можно такой принтер использовать для засветки фоторезиста

Конечно, в скором времени закажу и опробую, просто плата была нужна, а фоторезиста под рукой не было 

1 минуту назад, TIMIK74 сказал:

и времени и средств.

Ну на счёт времени ещё подумать надо, но на счёт средств не сказал бы. Затрат фотополимера незначительный, если ещё и со стола сливать (я в нетерпении салфеткой стирал) то очень даже экономный вариант. К вечеру смогу озвучить рассчетную цену печати

Link to comment
Share on other sites

Posted (edited)

Где-то видел засветку фоторезиста посредством фотоувеличителя.

Edited by korsaj
Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, x0BT сказал:

Затрат фотополимера незначительный,

а сам принтер? если можно на халяву печатать то да, незначительно.

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, TIMIK74 сказал:

а сам принтер?

Тут соглашусь, брать принтер ради печати плат сомнительное удовольствие. Изначально он покупался для других целей, а платы это как одно из применений. 

Link to comment
Share on other sites

У кого есть фрезер - фрезеруют, у кого есть лазер - лазеруют, у кого есть утюг - утюжат. Даже струйниками печатают.

Link to comment
Share on other sites

@korsaj да вы батенька буржуином были, скальпель имели, мы просто заточенное ножовочное полотно использовали.

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, TIMIK74 сказал:

буржуином были

К сожалению нет, скальпель собственноручно выкованный из обломка пружины сиденья велосипеда.
Полотном тоже орудовал, но уж больно хрупкое оно.

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, korsaj сказал:

в детстве

Когда-то давно очень тонкой кисточкой:crazy: рисовал. Потом узнал как сделать рейсфедер из пустого стержня гелевой ручки и иглы шприца)

4 часа назад, korsaj сказал:

вырезал

32 минуты назад, TIMIK74 сказал:

ножовочное полотно

Попробовал как то, и понял что заниматься таким не испытываю не малейшего желания) 

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, O5-14 сказал:

и понял что заниматься таким не испытываю не малейшего желания) 

и такое проходили тоже после резки ТПП Полякова на 160м. Потом только травление.

Link to comment
Share on other sites

@Lexter

1 этап - разводим плату и экспортируем в SVG
 

Спойлер

0.1.png.10bd2510dfe1d7727ef578e53a6ba5d1.png

 

2 этап - переходим на этот сайт, загружаем нашу SVG-шку и устанавливаем следующие параметры:
 

Спойлер

0.2.png.843a3d1591a0ffe501f2224600329cc5.png
Размер платы я узнаю следующим образом - узнаю размер SVG-файла в пикселях и перевожу его в мм. (может топорно, но работает!) Как я заметил, EasyEDA выводит SVG не точь в точь размера платы.

0.3.png.67ccf41e52f2a0be3642c1fa934ec287.png

3 этап - подготовка платы. Изначально промываю пемолюксом чтобы плата блестела, а после зашкуриваю мелкой шкуркой для увеличения адгезии смолы.

Спойлер

1.thumb.jpg.d0fa2133e4a4ae5b81f19c42afb3cb8c.jpg


4 этап - закрепляю плату на стол. Заранее, на столе была напечатана рамка 60x60мм с толщиной в ~2мм.

 

Спойлер

2.thumb.jpg.2a5827ab501a4c3412ee992646f07db2.jpg

 

5 этап - установка нуля и печать на плате

Спойлер

3.thumb.jpg.efe068143de5bc18758ac8e8350f8443.jpg

Спойлер

4.thumb.jpg.3e7264a3a08a54fe5e729c44f3952207.jpg


6 этап - снимаем стол, не открепляя плату от стола чистим и смотрим, все ли хорошо. Если нет - сдираем смолу и печатаем заново.
 

Спойлер

5.thumb.jpg.393de736da73492a0f0052694194e45f.jpg

6.thumb.jpg.d8cbf9dae5313806cb21a258f73b01ca.jpg

Удачная печать:
 

Спойлер

7.1.thumb.jpg.befd155b814265e41a4da5a22678db30.jpg

7.2.thumb.jpg.826651f94e67dd0b08871cc552eb2152.jpg

 

7 этап - отклеиваем плату, дозасвечиваем (пока неизвестно, имеет ли смысл, но раз толщина печати небольшая, имею смелость предположить что дозасветка хорошо повлияет на адгезию между медью и смолой) и травим. Кстати, дозасвечиваю просто положив плату мордой к экрану принтера.
 

Спойлер

8.thumb.jpg.3e4c8c3e72afffe02ea2941eade92a2c.jpg

 

Сейчас плата все еще травится, поэтому дополню после окончательного уничтожения ненужной меди.

Link to comment
Share on other sites

Posted (edited)

Плата протравилась, залудилась и компоненты припаялись. Результатом более чем доволен.
 

Спойлер

9.thumb.jpg.ce4687bfa2a8ec410edf86481cc7638d.jpg

10.thumb.jpg.8362c53505ba8afc7a7816e611dd218c.jpg

 

Еще не работал с фоторезистом, соответственно не могу узнать какой из вариантов сложнее. Однако, хочу развивать этот способ и дальше, мне кажется, вполне себе неплохая затея.
Кстати о плате - ширина дорожки 0.3мм, единственный огрех - непротравились отвертсия в трех нижних контактах и это моя ошибка, когда убирал брак недоглядел и оставил немного смолы в этом месте.

P.S в следующий раз придумаю что нибудь на МК atmega328p (ибо голый чип в наличии) и попробую реализовать под это плату. Промежуточный итог - такой способ изготовления плат вполне подойдет для домашних нужд при наличии фотополимерника. Ведь помимо всего, что уже есть у человека с фотополимерником необходим двойной скотч/термоклей/чтоугодночтоклеет.

Edited by x0BT
Link to comment
Share on other sites

Posted (edited)
15 минут назад, x0BT сказал:

ширина дорожки 0.3мм
...
Результатом более чем доволен.

Выглядит очень неплохо. По-моему, с адгезией смолы к плате всё очень даже хорошо, зря волновались. По сравнению с типовым ЛУТ, не видно неровных подтравов с краю и протравленных каверн на поверхности дорожек. Покрытие смолой явно "сплошнее" и устойчивей к раствору, чем тонер принтера.
Если действительно так, можете похвастаться фото с большим увеличением протравленной нелужёной платы, чтобы было видно качество края и поверхности дорожки. :D

Edited by Lexter
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...