Jump to content

Recommended Posts

Собрал усилитель Александра Лайкова. При всей простоте схемы звук очень понравился, по крайней мере Stonecold, который играл у меня до этого 1,5 года, он обыграл легко. Звук чистый, натуральный, высокие и середина здорово отрабатываются ( у Стоуна они как бы немного выпирают).Печатка прилагается. По схеме:VT1-BD139, VT2-BD140,VT3-2N5551,VT4-2N5401,VT5,VT7-2SA1837,VT6,VT8-2SC4793,VT9-KT502E,VT10-KT503E(при использовании последних двух типов позиции на печатке нужно повернуть на 180 градусов,т.к. изначально туда планировались 2N),VT11-2SC5200,VT12-2SA1943,DA1-AD711.Из схемы исключены конденсаторы ОС(С3,С4),постоянка на выходе легко убирается в чёткий ноль балансировкой ОУ(для AD711-подстроечник на 10кОм).

Super_A__TO_220_0.rar

Share this post


Link to post
Share on other sites

Привет всем! За помощь и советы - спасибо. Ещё был дельный совет поэкспериментировать с RC, но для этого нужен хороший измеритель Кг, сейчас работаю над ним и следующим вариантом УМ. Рисунок lay мой sl4 не открыл, не знаю чем открыть. И ещё: R25-R26 тоже наверное надо шунтировать по 0,1 мкФ. При испытаниях это наоборот -компенсировало пульсации по питанию, но а вдруг у кого-нибудь "завязка" пойдёт?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр Л..( Рисунок lay мой sl4 не открыл,не знаю чем открыть) ,скачайте Sprint 5.0 ,у меня им открывается.http://www.texnic.ru/program/prog002.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

Особенности схемотехники и трассировки печатных плат для STM32WB55

Разработка новых устройств на базе беспроводного микроконтроллера STM32WB от STMicroelectronics может быть сделана в короткий срок, если выполнять некоторые важные правила и воспользоваться готовыми конструктивными решениями и рекомендациями инженеров ST.

Читать статью

Александр Л., отличный усилитель! Собран второй канал, запустился без проблем, звук очень хороший.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Витёк - спасибо. Но главное, что хотелось бы знать - как отрабатывает мягкие и жёсткие звуки. Это особый рвзговор. Именно из-за этого я когда-то и решил собрать свой УМ. Одни звучат мягко и "всегда приятно" сглаживая всё, но на хард-роке у них каша, другие чётко, но слишком звонко и искажают классику и вокал. Настраиваешь на "золотую середину" - теряется и то, и другое. Разные схемы - как разные гитары. Я так понимаю, что если кому удастся совместить и то и другое, то это и будет Hi-Fi (высокая верность), а совсем не супернизкий Кг. А Стоун я давно собирал, и решил, что режим В и АВ совсем не для музыки. Идея возникла от схемы прибора Х1-50, где просто, четко и профессионално были связаны напряжения ТТЛ, двуполярное и разнополярное на осцилл. трубку. И без всяких "ступенек". Потом вспомнился УМ Митрофанова, композит, и т.д. Как по-вашему он отрабатывает (одновременно!) инфраНЧ на фоне жеского хард (Metallica), или нежно колокольчик на фоне громкого оркестра? Может что изменить? Это можно. И хотелось бы знать, какая у него стереопанорама по сравнению с другими. Это важно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
                     

CoolGaN - на предельной скорости коммутации!

Решения на галлий-нитриде (GaN) обладают фундаментальными преимуществами перед кремнием. В частности, имея более высокую критическую напряжённость электрического поля, в сравнении с традиционными кремниевыми транзисторами, транзисторы на основе галлий-нитрида обладают выдающимися динамическими характеристиками, что позволяет коммутировать их на высоких частотах. Семейство CoolGaN™ – это именно то, что необходимо, чтобы поднять ваши устройства на принципиально новый уровень. Мы собрали все самые интересные материалы по данной теме на одной странице.

Читать статьи

Александр Л., здравствуйте! В ближайшие дни проверю усилитель на разных композициях и сообщу о результатах. Пока что скажу то, что никакой каши на мощных басовых композициях нет и в помине, а вокал передаётся очень естественно, приятно слушать. Есть ли какие-нибудь замечания по печатной плате?Александр, Вы также упоминали о новом варианте усилителя. Насколько серьёзные планируете внести изменения и есть ли какие-то предварительные результаты? Заранее спасибо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

По плате замечаний нет и быть не может. Всё класс, да и дело личное. Единственное (личное мнение) предоконечные транзисторы я бы все-таки ставил на отдельные радиаторы.Там надо всего 30-40 см а нагрев до 40-45 град. При подогреве транзисторов у любогоУМ звук портится (проверял). Но если большой радиатор, то никаких проблем. А добавлять ничего суперкрутого в УС не хочется. Лучшее - враг хорошего. Но композит, который Оксана сделала попробовать стоит. А так как платы будут одиночные, то на оставшейся половине OPA2604 можно будет собрать ОС по току, или ЭМОС, или 100% защиту от КЗ. может удастся два в одном флаконе. А если ОУ AD811, и с нее можно взять 10-12В без искажений (нужно проверить), то уменьшив R27-R28 до 3,3...2кОм ввести более глубокий режим ЭА. Звук будет помягче. но нужно пробовать, потому что чересчур глубокий ЭА - это уже А. Посмотреть осц. токи, нагрев, звук. В любом случае добавлять более 2-4 деталей не стоит. А если наворотить лишнего - только хуже.

Кстати, есть схема регулируемогоБП, с которым это всё легко делается, может кого заинтересует.

Двуполярный_регулируемый_блок_питания.pdf

Edited by Александр Л.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Собрал усилитель по ПП от Витька,звуком очень доволен.Звук поражает своей детальностью,в то-же время и мягкими басами.Стоунколд вообще недоразуменье,хотя и вылизывал его.Спасибо Александру за усилитель и Витьку за печатку,жаль тема заглохла,а усь ведь достойный!Хотелось бы увидеть продолженье темы с новыми вариантами схемы и ПП.

Share this post


Link to post
Share on other sites

inol, полностью поддерживаю по поводу данного усилителя, звук отличный. Рад, что у Вас всё заработало на моей печатке, у меня тоже усилитель заработал с пол-пинка (2 канала). Мне кажется, этот усилитель несколько недооценивают. Вначале нечто подобное было и с усилителем от Waso (вариант в АВ-режиме), пока Shurika и tsf54 не собрали его и не подтвердили заявления автора о отличном звуке.По поводу усилителя А.Лайкова, думаю это отличная замена таким популярным усилителям , как Ланзар, Холтон, Стоун и.т.п., причём замена с заметным повышением качества звучания и соизмеримой в плане сложности и настройки .

Share this post


Link to post
Share on other sites

Значит не только мне кажется что получился неплохой звук. Этот звук сравнивался с многими фирменными вплоть до Technics 900 и мне нравится больше, ну по крайней мере я хотел именно такой. Специально не стал отвечать на форуме о сравнениях, пока не скажет кто-нибудь другой, так можно самому себя перехвалить. Но ещё на подходе усовершенствованный вариант и сравнение с YAMAHA CA2000 на динамиках Диатон и колонках Technics 1000, так что ещё будет разговор. Да и знатоки заняты с Waso (что тоже в принципе классно, у них там что-то намечается незаурядное). Но сначала мне нужно измеритель Кг хотя бы с точностью до 0,001. Тогда можно продолжать тему и поработать как Waso. Попробовал Multisim, показался детской игрушкой.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр Л. , началась попытка улучшить схемотехнику, чтобы уйти от технологического разброса, это сказывалось на повторяемости. Также дрейф тока покоя из-за прогрева датчиков тока - это можно нивелировать, а концептуальных перемен пока нет. Да и чуть петлю местной ОС изменил, чтобы не заморачиваться с подбором резисторов, у Вас в схеме есть такое же место, на середине-то ОУ всё давит, а вот на верхах - там чуть сложнее, поэтому местная ОС типа линксовской более перспективна с точки зрения повторяемости.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр,я по-моему мерял КНИ Вашего УМ.Если не изменяет память 0,003 на 1Кгц.К сожалению тех плат уже нет,так что повторить не могу.Надо заглянуть на форум Клячина,вроде там мое сообщение в Вашей теме.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Рекомендации принимаю с удовольствием, особенно по Кг на ВЧ! Но я имел в виду необходимость измерителя Кг для модернизации усилителя. Multisim показывает Кг= 0,000% от 20 до 20000 Гц при Uвых =28В, а при 30В на 20кГц - 0,002 с микросхемой AD744AN. 2N5401. 2N5551. BD139-BD140. 2SC5200. 2SA1943. Но я думаю что надо измерять реально и сейчас работаю над прибором и только потом- с усилителем. Хотя есть одно "но". Я тоже его сделал, чтобы получить звук какой нравится мне, потому, что всё надоело. И если звук будет меняться, то абсолютно(!) никаких доработок кроме защиты делать не буду, пусть там хоть 100% гармоник. Да и хватит даже 0,003%. тем более, что усложнять схему (и повторяемость) означает загубить её и сделать УМ каких много. Тогда проще собрать УМ YAMAHA CA2000 в домашних условиях. (Восход солнца вручную). Ну а "показатели" попробую улучшить добавив не более 6-8 деталей когда будет измеритель. Ну очень не хочется добавлять ещё один предоконечный каскад УТ. Да и можно применить выходные составные транзисторы, я никому не запрещал ставить Дарлингтона. Но это нужно собирать, проверять, и отрапортовать на сайте, а я не очень люблю рапортовать. А вот насчёт ВЧ - спасибо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр,если построите прибор для измерения гармоник на от 20Гц до 20Кгц,схемой поделитесь?

Share this post


Link to post
Share on other sites

что-то мне кажется что идея сильно не доделана, принудительные потери на Р33, 34, ради открытия соответствующий транзисторов Т9,10... две независимые системы тепловой стабилизации обязательно разъедутся. Радиатор в свободном поле хоть и считается условно одинаково нагретым, но если уже есть естественная конвекция или принудительное охлаждение, то градиента температур не избежать.

А что если с Р33, 34 читать ток опером, в голову каждого полуплеча добавить по оперу и завязать их по обратной связи с токовым опером напряжением. на сегодня TL071 стоит дешевле чем КТ817 :) На ровном месте избавляемся вообще от какой-либо необходимости тепловой стабилизации. получив по сути дела два самодостаточных ИТУНА. А управлять ими уже можно будет с дифкаскада любой схемотехники и логики.

причем измеренным падением можно будет пользоваться как для токового лимитера, так и для автоматики защиты.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вниманию тех, кто собирает этот УС: все усовершенствования будут опубликованы, но есть предварительные результаты, которые не требуют никакой переделки, но позволяют уменьшить Кг в 6-8 раз. 1.Применить в качестве DA1 ОУ AD744AN, VT3- 2N5401, VT4- 2N5551,VT5- BD140, VT6- BD139, VT11- 2SC5200, VT12- 2SA1943. 2.Емкость С5 увеличить до 10-12пФ. 3.С6- исключить. При этом коэффициент гармоник на частоте 1кГц уменьшается до 0,0005% при выходном напряжении от 0 до 35В и напряжении питания +\- 40В. 4.На частотах от 10 до 20кГц и выходном напряжении 35В Кг линейно растёт от 0,0005% до 0,005%, что связано с ростом Кг ОУ на ВЧ и требует дополнительной проработки. При увеличении С5 до 100-300пФ Кг на частоте 20кГц при Uвых 35В уменьшается до 0,001%, но при этом происходит спад АЧХ, что неприемлимо. Это будет решено в следующем варианте УМ, но и это уже, даже теоретически, хорошие показатели для любого усилителя. 5.Чтобы сохранить действие термостабилизации строго по графикам в статье, независимой от применяемого напряжения питания,резисторы R21 и R25 желательно подключить к источнику +15В, а R22,R26 -к -15В при этом уменьшив R29-R30 до33кОм а R23-R24 уменьшить до 1кОм. Чтобы не переделывать плату, R29-R30 можно просто изменить в зависимости от +/-Uпит. При +/-40В R29-R30 -91к, при 35В- 68к, при 20В- 47к, при 15В- 33к.

Vertual - думал об этом, но уж очень не хочется усложнять, это же бесконечная "гонка вооружений".

tsf54 - схема будет, но не хватает времени на настройку. С измерительными приборами больше возни, чем с измеряемыми.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр,цифры искажений получены в симуляторе,или измерены на железе?

Share this post


Link to post
Share on other sites
поэтому в железе в 6 раз должно точно.

Все будет определять печатная плата и монтаж

Share this post


Link to post
Share on other sites
[

Все будет определять печатная плата и монтаж

Не только,сколько раз уже накололись с симулятором в проекте"Nataly".

Edited by tsf54

Share this post


Link to post
Share on other sites

Усилитель, действительно, хороший. Детальность звука отличная! Вот и я решил повторить эту схему, но столкнулся с проблемой. После сборки и первом включении выставил ноль, а с током покоя какой-то казус. Выставляю ток покоя 150 мА, а через пол часа он уже больше 1А!!! Причом, сигнал не подаётся, а в нагрузке резистор 5 Ом. Термостабилизация не работает. Плату проверял несколько раз и ошибок не обнаружил. Возбуда тоже нет. Как вы думаете, в чом может быть проблема? :unsure:

Edited by Flym

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это пожалуй первый случай, усилитель очень устойчив и токи устанавливаются автоматически. Поэому нужно тщательно и по порядку всё проверить. 1.Приношу извинения, в спешке проводимость VD2, VT8, VT11 указана обратной. (на печатке правильно). 2.Такое может быть из-за нагрева VT2-VT3. Их ток покоя 1-1,5 мА. Нагрев их проверяется элементарно - на ощупь. 3.Возбуд - его желательно смотреть осциллом, т.к. Усь очень высокочастотный с большой скоростью нарастания, и на слух 100-200кГц не услышишь. 4.Но он вообще не должен возбуждаться, может микросхема виновата? Для некоторых ОУ С5 и С8 лучше поменять местами. (кстати, Кг уменьшается) 5. Может просто не работает термокомпенсация. Если выходные транзисторы нагреваются, а ток покоя не уменьшается, то это может зависеть от применённого напряжения питания. НаR25-R26 напряжение 0,5В и ток VT7-VT8 1,5 мкА (на грани открывания). Смотрите на этом форуме несколько сообщений назад расписаны величины R29-R30 для разных напряжений питания. Проверяется термокомпенсация тоже очень просто- VT7 или VT8 берется в руки и нагревается до 36,6 - ток покоя должен плавно уменьшаться. Может эти транзисторы перепутаны местами. 6.Может быть просто плохой тепловой контакт VT7-VT8 с выходными транзисторами, ведь они должны крепиться через слюдяную прокладку рядом с выходными, смотрите статью на news.cxem.net усилитель для меломана.

Edited by Александр Л.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр Л., есть ли ещё какие изменения в усовершенствованной схеме? Очень понравилось решение перенести питание термостабилизации на стабильное питание 15В. По поводу изменений спрашиваю, поскольку потихоньку рисую плату под усовершенствованный вариант на основе той, которую я уже выкладывал. Flym, у меня поначалу ток убегал из-за плохого контакта с радиатором, промазал пастой, прижал получше и ток покоя стабилизировался.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насчёт термостабилизации- всё правильно. Насчёт усовершенствования- всё готово, осталось плату проработать в той же традиции- кто не имеет компьтера, перенесёт по сетке. Заранее могу сказать, что я был прав- не стоит усложнять. Были проверены (на макете) варианты с следящей ООС на ОУ, автоматический режим ЭА на ОУ, защита от КЗ, компенсатор гармоник ОУ на ОУ (странно звучит). Всё это работает, но Кг уменьшить можно и без наворотов теоретически до Кг применяемого ОУ, так что остаётся только сам ОУ собрать вручную... Да и самое главное - звук от наворотов только страдает. Это похоже на протирание чистого листа бумаги грязными руками. Поэтому будет композит на ОУ (уменьшение Кг в 2 раза, изменеие С в цепи ОС- тоже в два раза, (реально!). Можно даже убедиться по даташиту Оу - Кг уменьшается с ум. коэфф. усиления. R в цепи эмиттера, хоть и классика, но быстродействие уменьшает, на ВЧ нет тонкости. да и вконце концов с этими показателями - бог сними, как классно кто-то сказал - меломан слушает музыку, а аудиофил - шумы в паузах. 0,002 на 20 кГц хватит, а на 1кГц вообще 0,0005. Короче, на днях всё выложу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Similar Content

    • By Fox Sound
      Доброго времени суток, уважаемые форумчане.
      Ремонтирую данный усилитель, но столкнулся с проблемой. Усилитель работает, звук чистый, без хрипов. Все электролитические конденсаторы заменены на новые. Но при включении усилителя в обоих акустических системах отчётливо слышен (пусть и не очень громко) сетевой фон. Уровень фона никак не зависит от положения регуляторов тембра, баланса и громкости. Фон также присутствует при отключении предварительного усилителя и платы темброблока. Напряжения в контрольных точках близки к указанным на схеме кроме точки 3 (7,8 В На другом канале в этой точке 6,8). В точках 6 и 7 напряжения 16...18 мВ.
      Прикладываю принципиальную схему и на всякий случай справочник.
      Рассчитываю на вашу помощь в преодолении данной проблемы.
      Спасибо.

      Вега-10У-120С. Справочник.djvu
    • By Андрей 7679
      Подскажите как сделать усилитель из домашнего кинотеатра Samsung HT-Z210, что бы была система 5.1???
    • By Val56
      Мне 63 года. Ухудшение слуха - резкое падение чувствительности после 3000 Гц. Слуховые аппараты с возможностью  коррекции ЧХ в широких пределах стоят очень дорого. Ищу спеца для  разработки карманного усилитель с эквалайзером с выходом на наушники, на котором можно было бы усиливать только частоты, начиная с 3000 Гц до 12000-16000 Гц.
    • By Dominico
      Есть необходимость в изготовлении УМНЧ. Порекомендовали данную схему (из журнала "Радио"). Планируется использовать для частот до 30 Гц. Прошу подсказать конкретные недостатки данной схемы (в частности, связанные с питанием). Чем можно заменить данные ОУ (помимо LM318H)? И прошу порекомендовать толковые источники про УМ.
       
       
  • Сообщения

    • http://www.alfarzpp.ru/rus/sc/153ud1-3.pdf примерно одно и то же ... ставь - пойдет аж бегом
    • @IMXO Схему в Протеусе не рисовал, а те, что были - давно утеряны. Да там схема-то особо и не нужна. RB3 - вход (последовательный 1 wire), все остальные - выходы на сегменты и выбор знака. В проекте Протеуса подтянул RB3 к питанию, остальные - выходы, в никуда. В общем, схема как в 16f505_test. В программе на первую секунду зажигаются все сегменты (на выходах на сегменты все нули), потом индицируется " - - " (только два нуля) и без последовательного кода на входе не меняется. Линии выбора знака индикатора должны меняться с частотой примерно 60 Гц.
    • элементарно. сигнал усилить в усилителем в 20раз и пропустить через триггер Шмитта на компараторе , подать на вход INT МК и включить прерывание по нарастающему фронту, запустить любой таймер на тик 1мс , по отработке таймера инкриминировать беззнаковый счетчик разрядностью 16 бит  по отработке прерывания по фронту из нового значения счетчика вычесть старое значение счетчика = период с точностью +/-1мс новое значение счетчика сохранить как старое.
    • @IMXO , вот например, дешифратор динамического семисегментного индикатора. Написан в 2003-м под pic16c, для pic16f исправлен OPTION в 2015-м в MPLab 8.40. В ASM есть коментарии. RB3 - вход (последовательный 1 wire), все остальные - выходы на сегменты и выбор знака. С этим проектом с единственным из всех Протеус запустил заново созданный проект (даже ещё без имени и не сохранённый), открылось окно окно Sourse Code и может долго шагать по шагам, дважды вызвав подпрограмму. Но всё равно если RUN, то вылетает с той же ошибкой в DLL на совершенно безобидной операции то ли RLC, то ли MOVE (по которым он уже дважды прошёл), - не отловил, т.к. при вылете в ошибку закрываются все окна Sourse Code. DC_BAG1.rar
    • @KRAB а 153 в металле не аналоги 553?,а есть несколько корпусов..попробовать..не совсем..сам уже посмотрел..
×
×
  • Create New...