Jump to content
IGO61

Фуоз+Дпкв

Recommended Posts

Летом, может быть и не критично, а вот если эксплуатируешь зимой то надо или LM193 (-55+125) или LM293 (-40+105).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем, приветики!

рабочая температура LM393 от 0 - 70 °C :blink:

по ходу надо ставить LM193FE или LM2903

или это не критично?

В конце осени 2008 года запустил свой первый вариант ФУОЗ+ДПКВ(на двух процах[AT89C2051], один преобразует сигналы ДПКВ в сигналы д.Холла, а другой формирует УОЗ). Весь зимний сезон благополучно отехал на этом девайсе. Пуск мотора.... без проблем. Так что можна сказать, что минусовая температура не критична для формирователя с ИМС LM393. Конешно утверждать на 100% не могу, может мне попался морозостойкая микруха, просто делюсь опытом, а Вы уже решайте что и как. ;)

P.S.

В добавок к сказанному.... читая наработки в других подобных проэктах, не встречал шоб кото-то жаловался на отказы системы по вине формирователя в зимний сезон(а может быть не внимательно читал... :lol: ).

Edited by CherepVM

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте все! Соглашусь с CherepVM по поводу в/у микрух. Мне по работе часто приходится иметь дело с этими микрухами. За долгое время не встречал ни одного отказа из-за низкой тепературы. Оборудование работает в суровых условиях. В доках производитель указывает диапазоны температур в которых гарантируется безотказная работа. А в широком доступе низкотемпературные типы встречаются довольно редко. Кто как, а я ставлю 393. :umnik2: Кстати P16F676 тоже не из индустриальной серии. А на минус 30 зимой ровнёхонько дышал, и по сей день живой.

PS. Катухи поджигания приготовил 29.3705 с разомкнутым железом, залитые, с ушами для крепления.

Edited by IGO61

Share this post


Link to post
Share on other sites

Финальные результаты тестирования литиевых батареек FANSO при нормальных условиях

Перед разработчиком устройства, в котором предполагается использование батарейки, всегда стоит задача выбора того или иного бренда. Конечно, наиболее объективный результат по качеству можно получить при реальном тестировании в режиме работы самого устройства. Для того чтобы у разработчиков была некоторая информация о реальных значениях основных параметров ЛХИТ, инженеры компании КОМПЭЛ решили провести серию из трех тестов. Первый тест на постоянный разряд в нормальных климатических условиях, начатый в апреле 2019 г., мы завершили.

Узнать финальный результат тестирования

Может кто поделится схемкой фуоз+дпкв или опять коммерция.спасибо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем, приветики!

Может кто поделится схемкой фуоз+дпкв....

Уважаемый IGO61, трудится в "поте лица" :moil: над прототипом этой системы!

Уже есть положительные сдвиги, но говорить об стартовой схеме пока рано.

Всё в процессе.... ждите! :big_boss:

Жаль..., что ни кто не пытается делать что-то подобное(во всяком случае хотя бы сообщили об этом). Было-бы интересней.

.....или опять коммерция.спасибо.

Эта система не создается для коммерции!

Share this post


Link to post
Share on other sites
                     

Видеокурс Работаем с микроконтроллерами STM32G0. Впервые на русском языке.

В цикле видеокурсов по работе с STM32G0 от компании STMicroelectronics показаны архитектура, периферия (особенности процессорного ядра, режимов пониженного питания, векторов прерываний, DMA и мультиплексора DMA, схемы тактирования и сброса, и.т.д.) и даны практические примеры. Материал дает наглядное понимание того, как начать работу на новых микроконтроллерах STM32G0

Подробнее

Всем доброго здравия! На днях интересовался ценой,правда только в одном месте, а именно один из авторынков г Магнитогорска.

Цена:реперного шкива коленвала от 21214-1600р,передней крышки двиателя от ВАЗ 21214-500.Все остальное в сравнении сэтим, можно сказать копейки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может кто поделится схемкой фуоз+дпкв или опять коммерция.спасибо.

Всем доброго дня! dima55, пока схема и программа в стадии отработки и доводки. Есть положительные моменты, но есть и косяки. Не хотелось бы вводить людей в заблуждение кривыми схемами или прогами. Пока не проверю на себе и не добъюсь нормальной работы хотя-бы в течение трёх-четырёх дней озвучивать наработки не буду.

На счёт комерции посмотрите №1 на стр.1.

Для общей информации по установке датчиков на "зубилку" могу сказать следующее: последовал совету Baltika-3 и применил ДС-1 в качестве ДУИ. Совет оказался очень кстати. Раннее применённый 191.3847 имеет сердечник прямоугольной формы и перекрывает почти два зуба на венце из-за ориентации сердечника по отношению к вершине зуба. Вследствие чего ошибочно происходит подсчёт зубьев. С ДС-1 сердечник стал параллелен вершинам зубьев и теперь колличество зубьев подсчитывается правильно.

Для тех, кто захочет поучаствовать в разработке ПО могу сказать следующее. Из инфы, почерпнутой в и-нете узнал, что на "зубильных" колоколах сцепления имеется три гнезда для датчиков КВ. Одно - над зубьями венца (для ДУИ), второе - над маркерным штифтом, мимо этого гнезда маркер проходит в положении ВМТ 1-4цилиндров и третье гнездо между этими оверстиями так-же над маркером. В него ставится т.н. "диагностический датчик ВМТ". У меня второго отверстия нет (только гладкая площадка). И мне пришлось "колхозить" датчик в третье гнездо(сигнал ДНО). Могу сказать однозначно, что мимо этого гнезда маркер проходит через 7 зубов после ВМТ по ходу вращения КВ. Раньше я этого не знал, а в сети "гуляет" противоречивая инфа. Поэтому пришлось этот момент уточнять непосредственно на двигле. Сейчас занимаюсь отработкой проги по "1-му пробному варианту", озвученному в №38 на с2.

Edited by IGO61

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очередное изобретение велосипеда - это хорошо. Сам изобретаю. На неделе поставил реперный диск 60-2.

Схема пока на нуле, прошивка тоже. Планирую процессор атмега, накопление в катушке с нормированным временем, пока 1 катушка с трамблером,

с возможностью 2 и 4 катушек. Коммутатор самодельный - учитывая их стоимость и качество это оправдано, а интеллекту от него не нужно - пусть проц думает.

управление ЭПХХ, выход на тахометр. Заливать прошивку через карту SD.

Хочу сразу заложиться на универсальность прошивки, чтоб можно было ловить сигнал с нестандартных реперных дисков а также с маховиков и тп.

тк пока программа на нуле это легко заложить. Очень интересует схема подключения ГБО тк у меня его нет и я слабо представляю как оно управляется.

Что требуется от микропроцесорной системы зажигания для поддержки ГБО ?

Порадовало что тема недолго существует, но вопросы конкретные а не трындеж как на других форумах

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем привет!

Мои мысли вслух, так сказать.

По поводу вариантов использования датчиков для формирования УОЗ:

1)как вариант устанавливать ДВМТ(КП) + ДХ(заблокированными грузиками)

2)использовать ДВМТ и ДУИ на КП, и не трогать трамблер - оставить на запас по обычному варианту, чтобы не городить прозапас еще аналогичное устройство!

3)Можно еще предложить схожий с 1 вариантом - использовать обычный шкив с приваренным штырем для ДВМТ (в варианте ДВМТ+ДХ), у кого нет возможности установить в КП.

ДВМТ совместно с ДХ использовать для определения фазы формирования сигнала 1-4,3-2.

По поводу использования шкива 60-2 - не знаю как на классику, а на зубилку при его установке потянет еще и генератор! все железки без электроники в среднем потянут на 5 тысяч!

Коммутаторы:

Для тех кого мучает вопрос по коммутаторам - выбрать два одноканальных коммутатора или один двухканальный?

Если использовать двухканальный (951.3734 или 133.3774-03) коммутатор и управлять по одному входному каналу (с транзистором инверсии сигнала), тогда в этом варианте нельзя будет применить многоискровый режим при запуске двигателя и управлять временем насыщения магнитопровода на малых оборотах, что очень важно при использовании двух катушек, время насыщения увеличивается в 2 раза, что повлечет перегрев транзисторов и катушек зажигания (особенно в сухом варианте исполнения).

В принципе двухканальный (133.3774-03) можно переделать, убрав входной транзистор, тем самым разделить каналы, это в случае если схема УОЗ будет установлена в сам коммутатор, иначе придется выводить еще один вход!

в коммутаторе 951.3734 разделить каналы - наверное не получится, т.к. "Астро" делает на микроконтроллере.

хорошо бы проверить двухканальный коммутатор, на критичные моменты, на малых оборотах ниже 1200 об/мин и через сколько он вырубается при отсутствии сигнала от ДХ, может надо будет предусмотреть программное уменьшение времени насыщения!

Edited by Baltika-3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем, приветики!

Всем привет!

Мои мысли вслух, так сказать.

По поводу вариантов использования датчиков для формирования УОЗ:

1)как вариант устанавливать ДВМТ(КП) + ДХ(заблокированными грузиками)

2)использовать ДВМТ и ДУИ на КП, и не трогать трамблер - оставить на запас по обычному варианту, чтобы не городить прозапас еще аналогичное устройство!

3)Можно еще предложить схожий с 1 вариантом - использовать обычный шкив с приваренным штырем для ДВМТ (в варианте ДВМТ+ДХ), у кого нет возможности установить в КП.

ДВМТ совместно с ДХ использовать для определения фазы формирования сигнала 1-4,3-2.

По поводу использования шкива 60-2 - не знаю как на классику, а на зубилку при его установке потянет еще и генератор! все железки без электроники в среднем потянут на 5 тысяч!

Не спорю... такие варианты более дЁшевы для перехода на "статику", но они не имеют перспективы развития. К тому же, и это мое личное мнение, применение токо одной "статики" существенно на повысит параметры ФУОЗ, как ситемы зажигания!!!

По этому считаю, что если модернизировать ФУОЗ..., то до конца, по полной программе - улучшение искры + улучшение вычисление момента искрообразования. Это возможно только с исползованием реперных шкивов или венца маховика. То есть, важно знать не только когда и какие цилиндры находятся в ВМТ, но и их положение в любой момент времени!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем привет!

serg8825 - рад Вас приветствовать на форуме!

наконец то пришел человек который все реализует на Atmega!

А, что надо реализовать - мы идей набросаем - не волнуйтесь!

по поводу ГБО - тоже не в курсе, но думаю , что в этом режиме можно реализовать дополнительную таблицу углов и на газу работать по ней или сделать ручное смещение по УОЗ.

а, вообще таблиц должно быть 3:

1) Au-92

2) Au-95

3) Газ

ну, еще можно и под 80 бензин табличку прикрутить - если есть желающие.

+ ручная корректировка угла (вдруг бензин, будет хуже по параметрам чем ожидалось)

и Датчик детонации тоже можно прикрутить

если так хотите можно и на карте SD сделать и интерфейс на комп организовать, и таблицы грузить через bootloader.

Хочу еще узнать - на каком агрегате ездит наш спаситель и какой опыт работы с Atmega?

Edited by Baltika-3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Привет! Как сказал CherepVM "Уважаемый IGO61, трудится в "поте лица""

IGO61 открыл эту тему,а следовательно, он автор темы и проекта.Напомню:

Предлагаю новое развитие ФУОЗ В.Шкильменского для "статической раздачи искры" по цилиндрам. Сама программа ФУОЗ показала отличные результаты в разных условиях эксплуатации, поэтому я решил попробывать переделать схему и (даст Бог способностей) программу для работы в новом качестве........... Приглашаю к обсуждению и сотрудничеству тех, кто хочет поучиться или что-то умеет. Для меня это не комерческое предприятие, а одна из возможностей добыть новых знаний.

Так давайте придерживаться данного направления,а то помнится в басне Крылова воз тоже в разные стороны тащили.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте все!

... Так давайте придерживаться данного направления,а то помнится в басне Крылова воз тоже в разные стороны тащили.

Целиком и полностью согласен. Впоследствии может возникнуть мешанина между направлениями, как было в теме "ФУОЗ". Что-бы не вводить народ в заблуждение и упорядочить тему, лучше "Атмеговское направление" отрастить в новой ветке? И двигаться параллельными путями, перенимая друг у друга положительные находки. :friends:, :thank_you2:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Выше я уже упоменал про маршрутный компьютер PILOT,так вот у него есть интересные функции:

а) Вводить поправку угла опережения зажигания от -15 до +15 градусов -рабочий режим.

б) Вводить поправку угла опережения зажигания от -15 до +15 градусов для режима пуска двигателя(обороты менее 420 об/мин). Установленный УОЗ при старте будет действовать только в режиме пуска двигателя (обороты менее 420 об/мин). При запущенном двигателе всегда действует установленный рабочий УОЗ.

По сути тоже самое что мы имеем на ФУОЗ версий VV Владимира Ш.только в нашем случаи поправку угла опережения задаем переменными резисторами, в большенстве случаев не имея информации, а на сколько градусов мы ее задаем? А в случаи МК поправку угла опережения задаем программно двумя кнопочками через один градус.

Есть ещё функция

в) Корректировать коэффициент пересчета оборотов для а/м ОКА и систем с двумя катушками зажигания

------------------------------------

г) Оперативно переходить с бензина на газ, мгновенно изменять поправку УОЗ на "-6 градусов

Вот я и подумал, что было бы не плохо реализовать в ФУОЗ хотя бы первых два пункта.

А может это грёзы?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте все! Наконец могу поделиться результатами продуктивной работы. Установлены датчики ДНО и ДУИ, найдены оптимальные зазоры и т.п. В качестве ДУИ применён (по совету Baltika-3, :thank_you2: ) ДС-1, ставший в гнездо практически без переделок. Только проточено надфилем ухо крепления датчика для совпадения отверстия с резьбой на колоколе коробки. С ДНО пришлось повозиться (марка 30.3847). Его диаметр больше диаметра гнезда. Поэтому паяльником, разделив на секторы, снял с датчика пластик в области предназначенной для входа в гнездо до появления каркаса обмотки датчика. Обмотка оказалась не залитой пластиком и легко освободилась. Её диаметр 13мм. Обмотав каркас фотоплёнкой, залил в получившуюся форму эпоксидку. После застывания оной получил "пыптик" диаметром 14,5мм, длиной 18мм. Который прекрасно вошёл в отверстие раннее снятого "диагностического датчика ВМТ". Оптимальный зазор между датчиком и штифтом выбрал с помощью стеклотекстолитовых прокладок. Фото приложу попозже. Пока не делал. Пришлось повозиться с программой формирователя сигналов ДХ из сигналов датчиков НО и УИ. Программа никак не хотела бессбойно работать. Основную проблему создавали "ложные" сигналы НО, вызванные металлизированной грязью, скапливающейся на маховике. И появляющиеся в перерывах между полезными сигналами НО. Это приводило к несвоевременной подаче команды на искру. Оптимизировав программу и расставив "ловушки" эту проблему удалось обойти. Претерпела изменений и схема формирователей сигналов НО и УИ. Изменения коснулись в основном номиналов сопротивлений. Схема и программа прилагаются. Программа писалась и отрабатывалась в среде "Pic_Simulator_IDE" от "OshonSoft", поэтому асм-текст не "украшен" коментариями. В разработке ПО и устранении возникавших по ходу разработки проблем активное участие принимал CherepVM (Владимир). За что ему огромное спасибо и :drinks: . Огромное спасибо и В. Шкильменскому за удачную разработку, послужившей основой для развития. Так же спасибо всем, кто тем или иным способом помогал в разработке. Ваши советы не остались без внимания. :thank_you2:

Пока произведена только "замена" ДХ датчиками КВ для тестирования. ФУОЗ остался прежний, F676VV, раздача искры трамблёром, пока. Смею отметить улучшение работы двигателя в диапазоне оборотов от пусковых до 4500 (выше не пробывал). Обороты ровные, без резких изменений. Пропусков искры не наблюдал ни разу. Ездил практически целый день сегодня по городу. В общем, вполне ожидаемый результат. :dance2:

Поделаю фотки с места установки датчиков, самих датчиков, выложу на обозрение. Печатку пока не делал (схема собрана на макетке), т.к. будет развиваться.

post-71758-016300500 1282228168_thumb.gif

MK_DX.RAR

Share this post


Link to post
Share on other sites

Привожу фото, сделанные телефоном перед установкой на авто. Плата на авто расположилась около аккума в чехле. Сильно не крепил, ещё будет сниматься. Места установки датчиков расположены под трубками охлаждения и просунуть к ним фотик трудновато. Постараюсь сделать завтра фотки.

post-71758-039446800 1282240093_thumb.jpg

post-71758-089288800 1282240115_thumb.jpg

post-71758-006340000 1282240139_thumb.jpg

post-71758-072906900 1282240163_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отлично.Очень хорошие новости. А как обстоят дела с реперным шкивом 60-2 ???? под него программа будет переделываться?

Share this post


Link to post
Share on other sites

IGO61 Поздравляем с положительным результатом в проделанной работе,а так же тех кто реально помог. :clapping::dance2:

Как говорится "начало есть-конец будет"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отлично.Очень хорошие новости. А как обстоят дела с реперным шкивом 60-2 ???? под него программа будет переделываться?

"Переложу" прогу под реперный шкив и один датчик. Пока "заменитель" ДХ. С выходом, аналогичным ДХ (с нулевым НУОЗ, а угол опережения сформирует ФУОЗ) и выходом управления каналами коммутатора. Предположим, полоборота - ВУ, полоборота - НУ. Программу под свою конфигурацию я построил тоже таким образом. С "заделом" на будущее. Но тестить прогу смогу только в симулях. Вживую у меня нет возможности проверить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем, приветики!

Вот и настало долгожданное время.... пожинание плодов!

Еще раньше, до рождения этой темы, уважаемый IGO61, "соблазнял" меня

на реализацию "статики". Я не решался из-за того, что в инетенете нету однозначного ответа на вопросы: "Статика, это хорошо или плохо?", "Стоит ли тратить деньги на реализацию "статики"", "оправдывает ли она себя?". Единственная возможность узнать ответ - сделать и оценить! Получилось так, что на момент создания Вашей темы,

я технически созрел для перехода на ФУОЗ+ДПКВ(свой вариант исполнения), а когда удачно реализовал это... решил, что пока IGO61 "борется" с датчиками и программой :moil: , я реализую и испытаю систему статической раздачи искры(статика).

Прикупил две катухи 406.3705($26) и еще один коммутатор 0529.3734($7).

У меня авто ВАЗ-21053, 1,5куб, троешный мотор, пятиступка. И встал вопрос где разместить всё это добро? В инете есть пару вариантов размещения катух.... мне понравился вариант предложенный в проэкте SECU-3, но крепление катух сделал по своему(по проще). И того 2...3 часа работы зубилом, напильником, дрелью и все установлено!

Мое мнение о работе статики, формировалось из двух проб испытаний. После первой пробы, было небольшое разочарование, машина немного "тупила" на разгонах и грелся мотор на подъемах. Посоветовавшись с IGO61 пришли к выводу, что нужно опустить графики УОЗ(сделать более поздний момент зажигания), что и было сделано(опустил графики как минимум на -5гр). Вторая попытка испытаний подтвердила наше предположение. Машина стала на много динамичнее. То что пришлось опустить графики УОЗ дает большой плюс этой системе раздачи искры. Это говорит о том, что процессы горения топлива в циллиндрах проходят быстрее(испытания проводились на одном и том же бензине(А92), без дозаправки).

Считаю, что "статика" имеет право на "жизнь".

Подождем ешо результат внедрения "статики" и от IGO61. Тогда мнение нескольких людей, будет более правдоподобным.(в случае одинаковых результатов) ;)

А пока.... вот фотки размещения "статики" на моем авто:

post-51349-021054100 1282301606_thumb.jpg

post-51349-094667200 1282301721_thumb.jpg

Edited by CherepVM

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем привет.

IGO61,присоединяюсь к поздравлениям!Теперь ждем продолжения в сторону статики.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Но тестить прогу смогу только в симулях. Вживую у меня нет возможности проверить

На счет тестов в живую, я приму участие, и думаю еще найдутся желающие оказать помощь...

Share this post


Link to post
Share on other sites

IGO61 и CherepVM, поздравляю с очередной победой. Возможно поможет и мой небольшой опыт в опытах со статикой.

В интернете очень много информации "о статике", которая сводится к замене шторки в трамблере на другую, как в Оке, с двумя прорезями, и, либо 2 коммутатора, либо один двухканальный. Например здесь. Мне железки точить было негде, поэтому я приспособил счетный триггер на 561тм2. Только не придумал, как засинхронизировать сброс триггера в нужное состояние в зависимости от положения коленвала. А тут подоспел уважаемый Шкильменский...

а теперь небольшая идея:

Можно испытать такой вариант статики: делим 128 зубов на 4, и организуем "аналог" шторки трамблера. Датчик НО - сброс программного триггера в исходное. В контроллере триггер, который через каждые 64 зуба выдает на одном из входов либо 0 либо 1 для выбора канала(коммутатора). Это просто 1:1 замена ДХ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем привет!

CherepVM

При испытаниях со статической раздачей искры - свечи оставили старые или меняли зазор?

или ставили инжекторные?

может быть есть влияние зазоров на искру и следовательно сгорание топлива!

для таких катушек, зазоры электродов на свечах должны быть больше чем на карбюраторе - помоему от 0,9 до 1.1 мм

Edited by Baltika-3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем привет!

CherepVM

При испытаниях со статической раздачей искры - свечи оставили старые или меняли зазор?

или ставили инжекторные?

может быть есть влияние зазоров на искру и следовательно сгорание топлива!

Ну с зазором я определился ещё как минимум 3года назад.... всегда ставлю 1мм...1,3мм.

Свечи принципиально ставлю токо трёхэлектродные. Одного комплекта хватает на год с "хвостиком".

Но свечи здесь не причём. Потому как когда возвращался на однокатушечный вариант, то для нормальной работы приходилось подымать УОЗ ручной коррекцией.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Сообщения

    • Могу предположить - КЗ на линиях энкодера ! Отсоедениль энкодер, и прозвонить каждую линию .... Очень тонкое место на плате под     0 резисторами  ( легко прозванивается )   Это нужно делать сразу после монтажа ! ))
    • Тоже в качестве бреда.  Увеличить резисторы R25,R27. Ом так до 15-18
    • Ну чтож схемы не бывает на данное устройство? Или может все же есть у кого?
    • подскажите по какой причине в РС цепочке задающего генератор обратнохода 3845 рекомендуют отказываться от керамических конденсаторов ?
    • ИМХО это от того, что тот или те, кто замутил гандизм в России, планировали быстрый успех путем привлечения в движение разочаровавшегося советского человека, который по сути глубоко чужд гандизму. 
    • А можно точно: 1 Какой осцилограф (модель) 2 Фото дефекта (прямо с поломанного устройства) как попросили выше несколько периодов. Схема ваша?
    • Шутка если что Как мы жили при СССР Пенопласт делали из молочной пены. Можно было детей кормить. Сила гравитации была слабее процентов на 80. Люди на дом запрыгивали с разбегу. От водки не пьянели. В яслях детям вместо кефира порой давали, а дети только лучше становились, маму слушались и про Ленина просили рассказать. Человек жил в среднем 150–190 лет. Болезней не существовало, кроме трудовых мозолей. Если на улице споткнешься и упадешь — люди подбегали, деньги в карман засовывали, в губы целовали, предлагали выпить, породниться. Зайцы и куропатки сразу на сковороду залетали. Пивом можно было болезни лечить. Отваришь раков, возьмешь из ведра, плеснешь на него жигулевского — а он раз и оклемался, и побежал как ни в чем не бывало. Хлеб покупаешь — тебе еще доплачивают. К реке страшно подойти было: налимы в котелок прыгали. Дед рассказывал: люди ночью просыпались от счастливого доброго смеха. Утром все обливались ледяной водой из ведра. Генеральный секретарь ЦК КПСС каждого самолично целовал на ночь. Иному и сказку рассказывал. Члены Политбюро приходили во сне к одиноким женщинам, через 4,5 месяцев те рожали красноармейцев, по три штуки за раз, так и выстояли! Хлеб был калорийный, как энергетический батончик. Съел краюшку — и сыт неделю, потому и не переедали. Срок беременности составлял 4.5 месяца. Дети рождались по 12–15 килограмм с белокурыми волосами и ясными голубыми глазами и волевыми умными лицами — сразу на производство просились. Вода в Волге была сладкая как патока. А Енисей состоял из тёмного пива. Зимою было минус триста, а все румяные ходили. А всё потому что градусы были толще, и абсолютный ноль — абсолютнее. Ягоды росли на опушке с кота размером. Коты были с собаку, собака с корову, а корова как цех, а в цеху мужики в шахматы играли по методике Ботвинника — конём мат ставили с первого хода! После школы всех насильно в институты брали, а оттуда сразу ведущими инженерами на заводы устраивали, по 500 рублёв платили, а копейка стоила 200! При советской власти хер в сугроб сувал, вокруг на семь метров до земли снег вытаявал. Когда в СССР еще не было космических кораблей комсомольцы сами отправлялись в открытый космос. На Эльбрус поднимутся, ну и по-дороге в космос забегут. Бензин был не то что сейчас. Хороший, наваристый был! На заводе заправят один раз — так и ездишь всю пятилетку... Ночь. Метель. Глухая окраина города. На пустую АЗС въезжает такси. Усталый водитель открывает бензобак, поворачивается, чтобы взять пистолет, и внезапно чувствует, как кто-то хлопает его по спине. Он испуганно вздрагивает, медленно оборачивается, и видит, что у него за спиной стоит надувной снеговик, и бьётся головой ему под лопатку. - Твою же мать! - в сердцах матерится водитель. - Откуда тебя принесло?! Снеговик молчит, дураковато улыбаясь и пьяно раскачиваясь на ветру. Водитель берёт его за шкирку, и идёт к кассе. - До полного, и бабу свою заберите! А то улетит! - говорит он в тёмное окошко. - Какую ещё бабу? - сонно доносится изнутри. - Надувную! - показывает таксист на стоящего рядом снеговика. - Это не наша баба! - отвечает оператор. - Ну не ваша значит не ваша. - говорит водитель, и заправив машину уезжает. Снеговик, покачиваясь на ветру, остаётся стоять в печальном одиночестве посреди пустой заправки. * * * К заправке снеговик действительно не имел никакого отношения. Полчаса назад его сдуло с козырька школы, куда накануне нерадивый захвоз закрепил его тяп-ляп. Целый день снеговик стоял, помахивая варежкой школьникам, а ночью, когда поднялась метель, сорвался с козырька и полетел. И приземлился на соседней автозаправке, напугав своим внезапным появлением полуночного таксиста. Когда такси уехало, всеми брошенный снеговик ещё немного постоял у кассы, словно в ожидании сдачи, потом очередной порыв ветра подхватил его, поднял, и выбросил на шоссе, прямо под колёса проезжавшего мимо легкового автомобиля. Снеговика ударило бампером, потом лобовым стеклом, он взлетел высоко к небу, и скрылся с глаз в снежной замети. Девушка за рулём от испуга вдавила педаль тормоза в пол, машину занесло, несколько раз крутануло волчком на обледенелой трассе, и в конце концов вынесло в придорожные кусты. Без особого, к счастью, ущерба как для водителя, так и для автомобиля. Несколько секунд девушка сидела, приходя в себя, потом взяла телефон, вышла из машины, и отправилась назад, к месту происшествия. По дороге она набрала короткий номер, и когда оператор ответил, сказала: - Здравствуйте! Я только что сбила человека! Потом назвала своё имя и координаты места происшествия. - Ждите! - сказал оператор, и повесил трубку. Девушка сунула телефон в карман, и пошла по обочине в поисках пострадавшего. Но сколько бы она ни вглядывалась в пустое шоссе, в заснеженную обочину, ей так и не удалось обнаружить даже намёка на сбитого пешехода. Не удалось это сделать ни подъехавшим вскоре гаишникам, ни врачам скорой помощи, тоже прибывшим по вызову. Более того, тщательный осмотр практически новенького автомобиля не обнаружил на нём ни малейших следов удара. - Вы уверены? - спросили в конце концов гаишники у незадачливого водителя. - Думаете я шучу? - Ну, мало ли. Может вам показалось? Задремали за рулём. - Я не задремала! Я просто не понимаю, откуда она взялась! Она выскочила прямо перед машиной! - сказала девушка и заплакала. То ли от стресса, то ли оттого, что ей не верят. - Успокойтесь! Это что, была женщина? Девушка всхлипнула, подумала, и сказала. - Я не уверена. Мне так показалось. Она была в такой, знаете, белой шубе. Гаишники меж тем помогли вытолкать машину из кювета, составили протокол, и вручили девушке. - И что теперь? - спросила та. Гаишники пожали плечами. - Ну, поскольку второго участника происшествия обнаружить не удалось, то с нашей стороны к вам претензий нет. Разбирайтесь со страховой. И будте пожалуйста внимательнее на дороге! Уехала невостребованная скорая. Уехала машина ГАИ. Последней, крадучись, скрылся из вида автомобиль с девушкой за рулём. И снова всё погрузилось в снежное небытие. А снеговик, незадачливый и неопознанный виновник происшествия, ещё какое-то время полетал по окрестностям, повинуясь порывам ветра, и наконец приземлился во дворе какого-то частного дома. * * * Утром, когда метель улеглась, и выглянуло морозное солнышко, на крыльцо дома выкатился крепко укутанный карапуз лет четырёх. Накануне до поздней ночи они с отцом катали снеговика. Снеговик получился огромный, почти с папу ростом. Они сделали ему красивый нос из настоящей морковки, которую выпросили у ворчащей мамы, а на голову надели настоящее старое ведро. И теперь малышу не терпелось посмотреть, не случилось ли со снеговиком что нибудь за ночь. Карапуз скатился с крыльца, пару минут постоял, тараща широко распахнутые глаза во двор, а потом с криком "Мама! Мама!!!" бросился обратно. - Мама! Мама!!! - кричал он, вбегая в прихожую. - Наш снеговик женился!!! - Женился!? - рассеянно переспросила мама с кухни. - На ком женился? - На ком, на ком! - возмутился малыш. - На снеговихе естественно! - На какой ещё снеговихе? Что ты выдумываешь, сынок? - стараясь скрыть раздражение ответила мама. - Что я выдумываю?! Иди сама посмотри! Обреченно вздохнув, мама накинула куртку и вышла вслед за малышом во двор. Зрелище, которое открылось её глазам, было достойно умиления. К крепкому снежному боку слепленного вчера снеговика нежно прижималась почти точная его копия. Только поменьше ростом, и надувная. Да в отличие от настоящего снеговика, лицо которого имело суровое мужское выражение, копия счастливо лыбилась, как невеста на свадебной фотографии. - Ты утром, когда уезжал, ничего странного во дворе не заметил? - спросила мама, позвонив папе на работу. - Да вроде нет... - подумав, ответил папа. - А что случилось? - Я вам говорила вчера, что лепить нужно двух снеговиков?! Говорила, что одному снеговику будет скучно?! - Ну, говорила. И что? - Почему вы меня никогда не слушаете?! - Господи, да что случилось-то?! - Этот ваш снеговик ночью приволок себе откуда-то надувную бабу!!!
×
×
  • Create New...