Перейти к содержанию

Ремонт зарядно-пускового Электроника ЗП-01


Рекомендуемые сообщения

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

20% скидка на весь каталог электронных компонентов в ТМ Электроникс!

Акция "Лето ближе - цены ниже", успей сделать выгодные покупки!

Плюс весь апрель действует скидка 10% по промокоду APREL24 + 15% кэшбэк и бесплатная доставка!

Перейти на страницу акции

Реклама: ООО ТМ ЭЛЕКТРОНИКС, ИНН: 7806548420, info@tmelectronics.ru, +7(812)4094849

Выбираем схему BMS для корректной работы литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

 Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ, также как и для других, очень важен контроль процесса заряда и разряда, а специализированных микросхем для этого вида аккумуляторов не так много. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список имеющихся микросхем и возможных решений от разных производителей. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

А что тупить-то? Ставь две перемычки капитально, одну - временно и пиши, что получилось. Подробности я на предыдущей странице внизу разукрасил в разные цвета, пока ждал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Назначение транзистора VT8.

В режиме «Заряд» этот транзистор открыт и не оказывает влияния на работу зарядного устройства.

В режиме «Запуск» транзистор выполняет разные функции в зависимости от напряжения на аккумуляторе.
За напряжением на аккумуляторе «следит» стабилитрон VD11. Отслеживается пороговое значение напряжения примерно 10,8в. (Напряжение стабилизации VD11 равно 10в плюс Uбэ = 0,65в транзистора VT8, плюс небольшое и хаотичное напряжение на резисторе R21 величиной около 0…0,1в…).

Если напряжение на аккумуляторе в режиме «Запуск» менее 10,8в, то транзистор VT8 закрывается и через резисторы R12, R14, R20 подается команда на полное открывание тиристоров.
Выходной ток ничем не ограничен и, судя по инструкции, может достигать 100А.
:excl:Огромный пусковой ток идет минуя амперметр и поэтому никак не контролируется.
:buba:Тем не менее, схема ЗУ все же защищена от короткого замыкания. При слишком низком напряжении на аккумуляторе ЗУ отключится через защиту на транзисторе VT3.

Если напряжение на аккумуляторе в режиме «Запуск» более 10,8в, то транзистор VT8 открывается и зарядное устройство переходит в обычный режим зарядки аккумулятора стабильным током, который задан переменным резистором «Ток заряда».
:excl:Нужно помнить, что ток зарядки идет минуя амперметр и может сложиться впечатление, что ЗУ отключено. Можно запросто " вскипятить" аккумулятор.

ПРИМЕЧАНИЕ. Нужно отметить, что разработчик по каким-то причинам забыл поставить резистор между базой и эмиттером транзистора VT8.
Поэтому при высоких температурах это может привести к неожиданному открыванию транзистора и к снижению тока зарядка вплоть до полного отключения зарядного устройства.
Чисто теоретически могут быть проблемы с помехами от работающего рядом передатчика (мобильный телефон, сети Wi-Fi и т.п.). Если висящая в воздухе база транзистора поймает помеху, то ток зарядки также будет снижаться, вплоть до полного отключения.
Все эти проблемы возможны в режиме «Запуск» и напряжении на аккумуляторе менее 10,8в.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

Товарищи перед установкой в схему полноценно проверяйте тиристоры, был случай - отсутствие защиты при переполюсовке (горели провода). Как оказалось "подгорелый" Т142-80-1  самопроизвольно открывался при 34в обратки! А там сумма Ua=30v + ЭДС акк=12v  - явно больше 34в.

spacer.pngspacer.png

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Всем привет!

Заимел такое устройство. Досталось в нерабочем состоянии. После замены нескольких транзисторов оно завелось. Но что-то мне подсказывает, что работает оно некорректно. Нет отсечки по напряжению.

В итоге, зарядный ток регулируется как в режиме заряда, так и в режиме запуска. Но даже при подключении заряженого 18-вольтового аккумулятора от дрели ЗПУ пытается усиленно его зарядить.

В нём вообще подразумевается отключение по напряжению?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, @Vorona сказал:

что-то мне подсказывает, что работает оно некорректно

а ты сходи к врачу - он проверит ту часть тела, которая тебе это "подсказывает" .... Специалисты берут приборы и анализируют схему, тут она есть ... а не "ЖОПОЙ ЧУЮТ НЕИСПРАВНОСТЬ" .... :D

1 час назад, @Vorona сказал:

даже при подключении заряженого 18-вольтового аккумулятора от дрели ЗПУ пытается усиленно его зарядить.

как ты ЭТО узнал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Был бы специалистом - не задавал бы вопрос на форуме, а уже знал бы ответ. Не знаю, как у тебя, а у меня задница не такая чувствительная и неисправности не ищет, она специализируется только на приключениях. Обычно поломки находят глаза руки, уши и нос. Так вот: глаза говорят, что напряжение на аккумуляторе растёт до 19-20 вольт, даже если к нему подключить изначально 18, амперметр (не штатный, отдельный) тоже бодро стрелку поднимает до 5-6 ампер, звук работы трансформатора говорит о том, что не нём нагрузка висит, запаха гари и озона не ощущается, а на ощупь R10 нагревается. Но судя по его положению в схеме - это нормально при таком напряжении. При этом зарядный ток регулируется ручкой в обоих режимах (и заряд, и запуск)

В моём понимании зарядное устройство не должно давать ток при напряжении на клемах более 15 вольт. Из схемы я бы сказал, что VT8 как раз может отвечать за отсечку по напряжению, но во-первых: как показали исследования - он и так постоянно открыт в режиме заряда, при этом устройство, разумеется, выдаёт зарядный ток, а во-вторых: как было сказано выше, он закрывается при падении напряжения ниже 10, тем самым открывая каскад VT2,4. Вследствие чего тиристоры открываются на все деньги.

Как работает каскад VT5-VT7 Мне не совсем понятно. Вижу, что тут участвует вторая пара вторичных обмоток трансформатора.

Достаточно аргументов, чтоб начать сомневаться, но при этом не утверждать, что оно работает неверно?

Изменено пользователем @Vorona
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...
15.03.2020 в 15:26, @Vorona сказал:

В моём понимании зарядное устройство не должно давать ток при напряжении на клемах более 15 вольт.

Вообще – не должно. Но эта схема слишком уж простая  и старая. И поэтому в ней отсутствует ограничение зарядного тока при повышенном напряжении на аккумуляторе.

15.03.2020 в 15:26, @Vorona сказал:

Из схемы я бы сказал, что VT8 как раз может отвечать за отсечку по напряжению,

VT8 включает ЗП-01 «на все деньги» при падении напряжения на аккумуляторе менее чем до 10,8в. Причем, включает только в режиме «запуск». Этот транзистор никак не связан с повышенным напряжением на аккумуляторе.
В режиме «заряд» этот транзистор все время открыт и ни на что не влияет. Открывает его «кабельная перемычка», которая устанавливается на разъем X3-X4.

15.03.2020 в 15:26, @Vorona сказал:

Как работает каскад VT5-VT7 Мне не совсем понятно.

VT7 – интегратор. Можно назвать его И-регулятором. Именно он поддерживает ток  на заданном уровне независимо от напряжения в сети и независимо от напряжения на аккумуляторе. Ток зарядки задает резистор R17. Коллекторное напряжение транзистора VT7 при работе, вообще говоря, неопределенное. Имеет смысл лишь тенденция его к повышению или понижению. Чем выше Uкэ, тем ниже ток зарядки. Нет смысла мерить это напряжение при ремонте. Оно будет либо 0в, либо 7в.

VT6 – компаратор. Открывается, когда пилообразное напряжение на базе превысит напряжение на эмиттере (эмиттер подключен к выходу интегратора).

VT5 – одновибратор. Формирует короткий импульс отпирания тиристоров.

15.03.2020 в 15:26, @Vorona сказал:

Вижу, что тут участвует вторая пара вторичных обмоток трансформатора.

Так точно. Схема оценивает ток зарядки по падению напряжения на вторичных обмотках 7-8 или 8-9. Последовательно встречно с ними включены дополнительные обмотки 5-6 и 3-4. У всех обмоток одинаковое число витков.
Пока нагрузки нет, встречные напряжения вторичных обмоток вычитаются полностью и выходное напряжение выпрямителя VD1, VD2 равно нулю.
При подключении аккумулятора в цепи появляется ток и на обмотках 7-8 или 8-9 появляется просадка напряжения. Разность встречных напряжений вторичных обмоток перестает быть равной нулю. Поэтому и на выходе выпрямителя VD1, VD2 появляется напряжение, которое пропорционально току зарядки.
Это выпрямленное напряжение преобразуется в ток с посредством резистора R1.
Ток с резистора R1 является закрывающим для транзистора VT7.
Ток с резистора R17 является открывающим для транзистора VT7.
Направление изменения напряжения на выходе интегратора (Uкэ транзистора VT7) зависит от знака разности токов резисторов R1 и R17.
Схема спроектирована таким образом, что изменение напряжения на выходе интегратора (Uбэ транзистора VT7) прекращается только в том случае, когда средние значения токов резисторов R1 и R17 оказываются равными. Но ток резистора R1 пропорционален току зарядки аккумулятора. Поэтому ток зарядки аккумулятора в конечном итоге стабилизируется.

Изменено пользователем avv_rem
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Коллеги, помогите разобраться.

Отдали ЗП-01, со словами делай что хочешь, валяется и не работает. Так как частенько нужно пусковое устройство, решил его вскрыть и исследовать.

трансформатор живой, внутри все обрезано и лежит плата - https://imgur.com/SSzLryz.

Так подозреваю, были попытки интегрировать вместо стандартной схемы (изложенной в этой теме) что-то более древннее.

Копание в инете, результата не дали (

Уж очень хочется восстановить железку.

зображення_viber_2020-04-16_16-15-39.jpg

зображення_viber_2020-04-16_16-15-38.jpg

Изменено пользователем noroot
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, noroot сказал:

трансформатор живой

 

2 часа назад, noroot сказал:

Уж очень хочется восстановить железку

Если трансформатор живой, то отложи агрегат в сторону, пока не спалил.

Это довольно хитрый зарядник, чтобы восстановить его без некоторого количества практических навыков и теоретической подготовки.

Чертеж печатной платы давно опубликован на радиокоте. Качество высокое. По идее, проблем с восстановлением быть не должно.

У меня сложилось впечатление, что разработчики были в очень тесном контакте с шоферами и попытались учесть практически все их пожелания типа: "По-быстрому завел и поехал". Похоже, было разработано несколько подобных устройств, и, после испытаний,  в серию пошел наиболее удачный вариант. Поэтому, на мой взгляд, получившееся зарядное устройство ЗП-01 модификации 1989 года, стало, пожалуй, самым совершенным аппаратом в классе ЗУ на тиристорах времен СССР.

ОСОБЕННОСТИ:

1. Имеется стабилизатор тока зарядки. Причем, стабилизатор высокой точности. Разработчики не поленились установить в зарядном устройстве целый И-регулятор с нулевой статической ошибкой.

2. Имеется режим «запуск».
Изначально зарядное устройство ЗП-01 в режиме «запуск» выдает ток 2…5А.
Но зарядное устройство способно автоматически распознать подключение стартера.
Если стартер включен, то зарядное устройство уже начинает выдавать ток около 100А.
При удачном запуске двигателя зарядное устройство также автоматически снижает зарядный ток до 2…5А.

3. Высокая надежность.
Есть защита от короткого замыкания.
Есть защита от переполюсовки.
Есть защита от перегрева обмоток трансформатора (автоматический выключатель).
Есть режим самотестирования.

4. Простая конструкция.
Нет ни одной микросхемы. Отсутствует даже вечно сгорающий токоизмерительный шунт. Его роль выполняет обмотка трансформатора.

5. Высокая ремонтопригодность.
Транзисторы КТ315, КТ361 запросто можно заменить современными 2SC945 и 2SA733 соответственно. Их можно найти в большинстве компьютерных блоков питания. Проблемы могут возникнуть только с заменой КТ209M. Эти транзисторы рассчитаны на довольно большой ток коллектора – 300мА. В корпусе TO-92 транзисторы структуры P-N-P с таким током и таким расположением выводов встречаются нечасто. Транзисторы КТ209М лучше всего заменить на КТ814, однако, их выводы придется вывернуть наизнанку.

ЗП-01_1989 Схема принципиальная.png

+

ЗП-01_1989 Схема принципиальная Оригинал.zip

Изменено пользователем avv_rem
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16.04.2020 в 18:26, avv_rem сказал:

Если трансформатор живой, то отложи агрегат в сторону, пока не спалил.

Так и поступил, вернее он уже был отключен.

Сейчас подумываю над новой платой и переносом элементов.

Спасибо за содержательный пост.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, noroot сказал:

.Сейчас подумываю над новой платой и переносом элементов.

Элементов каких?  Бубен не прячьте  далековато   .............

Покажи мне свое окружение 

Я тебе покажу твое будущее 

Все просто)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

Здравствуйте, товарищи!
Хочу от всей души поблагодарить avv_rem за такое участие в обсуждении и изучении данной темы! Мне очень помогли его советы по ремонту данного зарядника. Если он еще здесь бывает, я бы хотел у него спросить по поводу совета установить генератор тока 1N5307 - его надо ВМЕСТО R15 или последовательно с ним, и куда катод-анод? Какие то изменения еще вносить нужно? И только ли такой генератор тока можно ставить, может есть что то подобное - просто у нас его купить проблематично

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
12.08.2020 в 15:44, Egorka161 сказал:

1N5307 - его надо ВМЕСТО R15 или последовательно с ним, и куда катод-анод?

Хм, никогда бы не подумал, что мою писанину так внимательно читают. :D Тогда продолжу.
Ставить ВМЕСТО R15.

По сути 1N5307 это всего на всего полевой транзистор, у которого замкнуты выводы затвора и истока. И этот транзистор работает в режиме генератора стабильного тока. Заменить его обычным полевым транзистором весьма и весьма проблематично из-за крайне большого и непредсказуемого разброса параметров. Примерно из 10 транзисторов КП303, возможно, и получится подобрать один более или менее похожий по параметрам – ток около 2,5мА при малом падении напряжения.

Прямым аналогом 1N5307 является К1351ЕТ1КП. Впрочем, я сомневаюсь, что производящий их завод до сих пор не банкрот.

Можно сделать и аналог на NPN транзисторах.  Но схема заметно усложнится. Смотри рисунок с измененным участком схемы.

Очередное слабое звено схемы – транзистор VT6. Если попадутся транзисторы VT6 и VT7 с большим коэффициентом передачи, то у VT5 есть неплохие шансы выйти из строя. Ток базы VT5 ничем не ограничен. Думаю, не следует применять транзистор VT6 с коэффициентом передачи более 50.

ПОПРАВКА.

07.04.2020 в 10:22, avv_rem сказал:

Направление изменения напряжения на выходе интегратора (Uкэ транзистора VT7) зависит от знака разности токов резисторов R1 и R17.
Схема спроектирована таким образом, что изменение напряжения на выходе интегратора (Uбэ транзистора VT7) прекращается только в том случае, когда средние значения токов резисторов R1 и R17 оказываются равными.

СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ.
Направление изменения напряжения на выходе интегратора (Uкэ транзистора VT7) зависит от знака разности токов резисторов R1 и R17.
Схема спроектирована таким образом, что изменение напряжения на выходе интегратора (Uкэ транзистора VT7) прекращается только в том случае, когда средние значения токов резисторов R1 и R17 оказываются равными.

Аналог.JPG

Изменено пользователем avv_rem
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, avv_rem сказал:

Хм, никогда бы не подумал, что мою писанину так внимательно читают. 

Не только читают, но и следуют советам! :drinks: За схемку очередное СПАСИБО, думаю что состряпаю, только у меня зреет еще одна идея - замутить, отдельной платкой, схемку, для отключения зарядного тока при достижении напряжения на аккумуляторе 14,4 вольта. Мыслю как то шунтировать базу и эмиттер VT3. Но как инженер-схемотехник я, как бы помягче, не очень :unknw: Но вот такой стабилизатор состряпал пару лет назад - работает :dance2:

2017-05-18 09.04.38.jpg

2017-05-18 09.08.59.jpg

Изменено пользователем Egorka161
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Egorka161 сказал:

у меня зреет еще одна идея - замутить, отдельной платкой, схемку, для отключения зарядного тока при достижении напряжения на аккумуляторе 14,4 вольта. Мыслю как то шунтировать базу и эмиттер VT3.

Мысль, в принципе, здравая. Только нужно не шунтировать (замыкать), а разрывать. Все системы защиты делаются на разрыв цепи. ЗУ будет эксплуатироваться в гараже, где довольно сыро. Поэтому довольно высок риск окисления контактов реле или отгнивания и обрыва провода обмотки. Шунтирование в этом случае приведет к отказу схемы контроля напряжения, перезарядке и выходу из строя аккумулятора.

На мой взгляд, гораздо лучше будет ставить контакты реле последовательно с резистором R10. Резистор R10 является частью схемы защиты от короткого замыкания, переполюсовки и минимального напряжения. Ну, будет еще и защита от повышенного напряжения. Следует отметить, что защита от пониженного напряжения в исходной схеме выполнена не очень хорошо. Слишком уж низкий порог открывания транзистора VT3. Возможен выход транзистора VT3 в активный режим с последующим перегевом и тепловым пробоем.

Сам зарядник ЗП-01 есть в наличии, или с нуля делать собрался?

Изменено пользователем avv_rem
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно есть, и именно Ваши обсуждения в данной теме мне помогли в его ремонте. Он у меня с самого рождения в 94 году. Работал исправно, пока не был залит водой. Высушен, разобран, протерт спиртиком. Но зарядка пропала, причем иногда, кратковременный бросок тока на полную и дальше тишина. Заменены VT6 и VT3, ну и все электролиты сразу. VT2 и VT3 с завода стоят КТ814. Хотел поменять C8 на тантал, но маленький не нашел, а большой дисковый К52 не влезет - поставил пока Джимиконовский на 105 градусов. Реле я ставить не очень хочу, лучше полевик

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Egorka161 сказал:

Но зарядка пропала, причем иногда, кратковременный бросок тока на полную и дальше тишина

Вполне ожидаемое поведение. Скорее всего, ЗУ не видит тока зарядки, либо думает, что он слишком маленький. Начинает выдавать импульсы отпирания тиристоров все раньше и раньше. В конце концов, импульс уходит влево и доходит до того момента, когда мгновенное значение переменного напряжения на выходе трансформатора становится равным или ниже напряжения на аккумуляторе. Начиная с этого момента импульс отпирания приходит в то время, когда напряжение анод-катод тиристора отрицательное. Разумеется, тиристор открыться не может. Вообще, лечится это подачей на управляющие электроды тиристоров импульсов большой длительности. Но не в этой схеме.

Если все детали исправны, то возможны следующие причины такого поведения.
1. Слишком низкое напряжение в сети.
2. Слишком высокое напряжение на аккумуляторе.
3. Слишком большое внутреннее сопротивление аккумулятора.
4. Плохой контакт в соединительных проводах.

Если аккумулятор исправен, то возможны следующие неисправности ЗУ.
1. Обрыв цепи измерения тока. Искать обрыв в VD1, VD2, R1.
2. Такой же эффект даст обрыв R16 и провода номер 14 до резистора R17.
Uкэ транзистора VT7 при этом будет близко к нулю, во всяком случае заметно меньше 1в.

Обрыв R17, R19 и R18 также приведет к прекращению зарядки. Но на этот раз по причине ухода импульсов отпирания тиристоров сильно вправо. Uкэ транзистора VT7 при этом будет очень большим, почти равным 7,5в. Или по крайней мере, не менее 6,5в. Однако никаких коротких бросков тока на полную при этом не будет. Возможно, только при первом включении в сеть после длительного простоя (при длительном простое конденсатор C7 разрядится до нуля).

Изменено пользователем avv_rem
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

  • Сообщения

    • Что мешает контролировать этот процесс?  и подавать питание после выхода обоих бп в рабочий режим. Думаю вполне возможно.
    • Нет, не любой, - только те, у которых нет режима HVPP. Обычно это маленькие Тiny.
    • Сопротивление должно быть таким, чтобы 3 ома подключалось, а 2 ома уже нет. Либо накрутите на срабатывание при 3 Ом и в том же направлении сделайте ещё пол-оборота.  Если после подключения защиты закоротить выход, то определение сопротивления нагрузки уже не сработает. Оно работает при подаче питания на схему защиты. Если Rнагр>3Ом, реле включится и дальше уже должен отрабатывать сам усилитель, его защита по току. Это превентивная ступень защиты, а не постоянная. Возможно, цоколёвка реле отличается от использованных мной. Покажите фото смонтированной конструкции. Да - светится постоянно или в такт сигналу на выходе усилителя?
    • @новичек22 вариант - заказуха. И надо рисавать схему.  
    • Наконец то добрался до защиты, все не было времени ответить. И все теже грабли чайника. Ветку пролистал, земли подключены, от БП минус уходит на клемму защиты, вход защиты закорочен, на выходе 3 Ома. Напряжение на базе регулируется, но увы реле так и не подтягивает, если скинуть сопротивление то через секунду реле подтягивается НО при повторном подключении 3х Ом или закорачивании выхода ничего не происходит.  Светодиод наличие сигнала так же светится со светодиодом сработки защиты. Схему перепроверил на три раза, вроде пока ошибок не вижу. Задумался где накосячил...   Термалка настроилась как "сдрасте", никаких проблем... 
    • @Gomerchik загрузите в ардуину такой вариант  скетча и напишите как себя будет вести система таймер - ардуино если все нормально раскомментируйте то что после  void loop() {} и снова проверьте после раскомментируйте то что перед  void setup() снова проверьте и если норма, раскомментируйте оставшееся и проверьте. дальше будут варианты...  
×
×
  • Создать...