Перейти к содержанию

Помогите Отрегулировать Термореле


Рекомендуемые сообщения

Доброго здоровья всем форумчанам! Я уже обращался с такой просьбой к Вам, но мою тему убрали за нарушение правил форума. Однако найти причину плохой работы термореле я сам не могу и поэтому снова обращаюсь к Вам. Схема срабатывает при заданной температуре, но отключается только когда вентилятор снизит температуру до 75 градусов. Да, сразу скажу, что это схема управления вентилятором двигателя на машине. Реле К1 включает вентилятор. Двигатель вентилятора зашунтирован диодом Д242. Детали все перепроверил дважды. Стабилитрон не только проверил тестером, но и проверил напряжение стабилизации. Держит 12,2В при входном напряжении 17В. Все номиналы соответствуют, а схема как с ума сошла, не работает и всё. Получается, что у неё слишком большой гистерезис. Подскажите, как его уменьшить?

post-125893-0-50781700-1308404746_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

Гистерезис уменьшается при увеличении R4. Только после его замены на например 12 или 15 кОм придётся каждый раз немного подстраивать температуру включения.

А лучше R5 разбить на два последовательных 20к и 20к-подстроечник.

Изменено пользователем Муравей 69

Ну не ту страну назвали Гондурасом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20% скидка на весь каталог электронных компонентов в ТМ Электроникс!

Акция "Лето ближе - цены ниже", успей сделать выгодные покупки!

Плюс весь апрель действует скидка 10% по промокоду APREL24 + 15% кэшбэк и бесплатная доставка!

Перейти на страницу акции

Реклама: ООО ТМ ЭЛЕКТРОНИКС, ИНН: 7806548420, info@tmelectronics.ru, +7(812)4094849

Простите, я не совсем понял. Что значит каждый раз подстраивать температуру включения? Т.е. после каждого выключения вентилятора? Тогда это не подходит. Не буду же я после каждого выключения останавливаться и подстраивать схему. Автор этой схемы утверждал, что она у него безукоризненно работает более 10 лет. Получается наврал? Но она и у меня поначалу работала великолепно. Что с ней случилось потом - не пойму. Началось с того, что стала увеличиваться температура включения и гистерезис. Пытался сделать термореле на компараторе LM393, но там, из-за делителя напряжения на входе, схема сильно влияет на указатель температуры двигателя ( занижает показания градусов на 30), потому-что через делитель указатель получает дополнительный плюс. Как Вы считаете, стоит продолжать битву с этой схемой? Или поискать другую?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выбираем схему BMS для корректной работы литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

 Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ, также как и для других, очень важен контроль процесса заряда и разряда, а специализированных микросхем для этого вида аккумуляторов не так много. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список имеющихся микросхем и возможных решений от разных производителей. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Да не о том речь... Настроенная схема проработает может и 25 лет. В процессе изменения гистерезиса путём подбора R4 или R5 придётся чуть-чуть подстраивать попрог срабатывания. Заменили R4 например, на 12 кОм. Заводим, проггреваем. Вентиляторы возможно включатся не на ранее выставленных 95 град, а например на 92. Выставляем опять на 95 и проверяем, когда отключатся. Если опять большой гистерезис, меняем дальше на 15кОм... Опять придётся слегка подстроить темп. вкл...

А что за машина, вернее что за двигатель?

Вот, что я имел в виду... Добавить в схему ещё одну подстройку.

Изменено пользователем Муравей 69

Ну не ту страну назвали Гондурасом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит я Вас просто не так понял. Спасибо за совет. Завтра попробую воплотить в жизнь Вашу идею. А машина у меня старенькая БМВ 518. Её ещё называют "Акула" из-за хищного, заострённого капота. Двигатель 1,8л, карбюратор. Машине 31 год, но дай Бог так выглядеть и ездить в таком возрасте каким-нибудь нашим, с позволения сказать, автомобилям. Ещё раз спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тут немного модернизировал (не без подсказок форумчан конечно) своё термореле и хочу спросить у Вас совета. Пока оно работает хорошо (тьфу, тьфу, тьфу через левое плечо) . При запуске и работе вентилятора МОСФЕТ немного тёплый. Согласно даташита IRFZ46N держит 50В, 40А. Рабочий ток эл.двигателя вентилятора 4А, пусковой около 20А, т.е. все параметры как будто в пределах допустимого. Но где-то я читал, что лучше ставить два МОСФЕТа в параллель. Так вот и вопрос: как Вы считаете, можно оставить один или всё же поставить два? Ведь во время работы он, пусть не сильно, но всё же греется. И ещё, надо ли в этой схеме R9?

Теперь о ремонте самого термореле. Поставил все абсолютно новые детали и заменил стабилитрон (немного увеличил напряжение).

post-125893-0-58662500-1308487936_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, что я бы сделал на 1-й взгляд...

Для сравнения мосфетов ещё два даташника. Обратите внимание на сопротивление откр. состояния. Не у всякого реле бывают такие весёлые контакты. Все причины выделения тепла в электронном ключе только в этом. Это та энергия, которая не доходит до нагрузки, а оседает на мосфете в виде тепла.

Изменено пользователем Муравей 69

Ну не ту страну назвали Гондурасом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В первоначальной схеме R5 не было. Я его поставил по совету Hambaker. Схема была такая же, только ключом служил КТ817, а вентилятор включало электромагнитное реле. Но я хотел избавиться от контактов, поэтому ввёл в схему МОСФЕТ. Даташиты мне читать сложно, т.к. они на английском, а я учил немецкий. Я так понял, что IRF1404 рассчитан на 202А?! Зачем так много? А мой IRFZ46N греется - это громко сказано, он чуть тёплый. Я думаю, если его рассчитали на ток в 40А, то мои 20 он уж как-нибудь выдержит, тем более, что он стоит на теплоотводе. Предохранитель на машине стоит (на 20А), просто на схеме я его не показал. Но, в любом случае спасибо за подсказки и за внимание. Ваши изменения я тоже испробую. Потом напишу.

Изменено пользователем vusa
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Появилось желание обосновать свои изменения в этой схеме. Рассмотрим значение тока через базу эмиттер VT3. Он идёт так же чрез R8 (100 Ом), R5 (300 Ом), открытый К-Э VT2 (30…50 Ом) и R6 (150 Ом). На Б-Э VT3 падает максимум 0,8В. Получаем сопротивление всей цепи 600 Ом. При 12 В, приложенных к ней получаем ток управления базой (несчастного) VT3 -- 20мА. А теперь приплюсуем ещё 30мА, ток текущий через его открытый К-Э. И за что такие зверства над КТ3107, у которого коэффиц. Усиления по току не менее 100? Но этого не случается по причине падения напряжения на R11. Поэтому в режиме «вентилятор включен» напряжение на стабилитроне по моим рассчётам менее 5В. О какой стабильной работе схемы может идти речь? К тому же у мосфета порог затвора около 4В. Чтобы он чётко открылся, на его затвор надо подать не менее 7В. В этом возможная причина всех Ваших бед с гистерезисом и нагревом мосфета тоже. 1404 я посоветовал из лучших побуждений. Сам напихал свою ласточку самопальной электроникой. Все силовые узлы у меня с 5...10 крат запасом, т.к. очень не люблю стоять на шоссе в 500км. от дома и чесать репу над открытым капотом со словами: "А чё мля дальше делать таа?" С ув. Алексей, удачи!

Ну не ту страну назвали Гондурасом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я выполнил все Ваши рекомендации, кроме 100 омного сопротивления в базе полевика (на всякий случай, чтобы ограничить ток ). Термореле работает. Правда светодиод светился независимо от того, включен вентилятор или нет, но я поставил последовательно с ним стабилитрон на 3,9В (КС139А - подобрал опытным путём, начиная с Д814Г) и теперь, до включения вентилятора, светодиод не светится. Гистерезис тоже немного уменьшил - поставил сопротивление на 12к, теперь разница температур примерно 5-7 градусов. Хотя осталась ещё одна непонятка. Когда температура двигателя находится в районе 80 градусов, при запуске двигателя кратковременно включается вентилятор (примерно секунд на 5). Если двигатель холодный, проблем нет.

И всё таки хочется сделать термореле на ИМС. Там и регулировки поточнее, и четкость срабатывания, и чувствительность лучше. У Вас, кстати, что управляет вентилятором ? Или у Вас машина с бортовым компьютером? Может поделитесь какими-нибудь своими примочками с "ласточки"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Час добрый! В затворе полевика здесь резистор не обязателен. Там ток исчисляется наноАмперами. Ставят резисторы 10…20 Ом в тех случаях, когда мосфет работает в высокочастотном импульсном режиме, дабы избежать больших токов от ёмкости затвор-исток.

Ваша правда насчёт термореле на компараторе, естест-но оно будет точнее. У меня машина (Нива 21214) инжекторная, вентиляторы офигительной мощности, к тому же их два. Генератор 80А еле-еле справляется с этим беспределом! Температура включения зашита в ЭБУ (110 град.), в нём же стоят и реле включения. Я поставил борткомпьютер, хотя компьютером эту коробочку с тремя МК не назовёшь. Выставил им (функция «тропик») температуру вентиляторов 92 град. Лучше пусть вентиляторы убиваются, чем движок!!! А вот сейчас думаю о предварительном включении вентиляторов на 50% мощности при 90 град. Но у меня придётся управлять плюсом, т.к. минусы обоих вентиляторов сидят на массе, и нарушать штатную схему ЭБУ-вентиляторы не буду. Придётся использовать Р-канальные мосфеты (IRF4905), по два впаралель на каждый вентилятор. 50% буду делать широтно-импульсно. Так что пока ещё всё в проекте, хотя надо пошевеливаться, обещается жаркое лето. Буду Вас иметь в виду. Как только что либо наизобретаю, сразу выложу в этой теме.

Вся непонятка из-за сбоя стабилизации питания. Стартёр хавает больжой ток, напряжение бортсети в момент старта падает до 8В, отсюда и глюк с термореле…

http://forum.cxem.net/index.php?showtopic=66548&st=40 - вот тема с одной из моих примочек. Стр. 3 #58, 59. Вещь, я считаю, нужная, т.к. обязали везде ездить с включёнными фарами…

Ну не ту страну назвали Гондурасом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, буду ждать Ваших идей.

По ссылке - я живу в Украине, наши деятели пока не додумались обязать нас ездить с включёнными фарами, хотя разговоры уже были, поэтому я на всякий случай скопировал Вашу схему. Делать пока не буду, т.к. езжу сейчас мало, цены на бензин заоблачные, а я пенсионер, хоть и не очень старый (мне 48 лет).

По глюку реле - вентилятор включается не в момент запуска двигателя (я не верно выразился), а как только включил зажигание. Но это, как говорится, на скорость не влияет, пусть себе включается. Ещё раз спасибо за помощь. Удачи!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 недель спустя...

Вот и перевалило за середину лето. Жара у нас стоит неимоверная, в тени почти 40, два раза уже было 41. Реле управления вентилятором двигателя (пост 7; 9) работает устойчиво, без вопросов. Дабы улучшить охлаждение двигателя купил на рынке восьми лопастную крыльчатку вентилятора ( на родной было 4 лопасти). Пока проблем с охлаждением двигателя не испытываю, за что очень благодарен Муравей 69.

Изменено пользователем vusa
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень рад за Вас! У нас тут тоже до 35 жара доходила, а ещё к неё прибавляются Московские пробари... Ввиду интенсивной занятости на работе всё никак руки не доходят до 50% включения вентиляторов при 90град. двигателя. А надо делать, очень надо. Вентиляторы включаются в пробке каждые 5 минут и работают по 2...3 минуты. А ведь они не рассчитаны на продолжительный режим работы. В итоге сильно сокращается их моторесурс. Вот если сделать 50% мощности, то моторесурс повысится, даже если они будут работать по 10...20 минут.

Ну не ту страну назвали Гондурасом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Сообщения

    • Все предложенные к рассмотрению источники питания работают примерно по одному принципу: сетевое напряжение выпрямляется, фильтруется (получаем чуть больше 300 вольт постоянного), затем преобразуется снова в переменное, но уже на частотах в несколько десятков килогерц, понижается на трансформаторе и снова выпрямляется. За счёт высокой частоты преобразования используется трансформатор на ферритовом, а не на стальном, сердечнике, гораздо меньших габаритов и стоимости. Минусы: значительное усложнение схемы блока и вероятность возникновения различных помех от него. Модули управления (кроме первого) также являются импульными преобразователями, с теми же достоинствами и недостатками. Если нужно по быстрому собрать некое подобие ЛБП, то уж лучше брать модуль вроде этого. Ну и блок питания к нему соответствующий. Но не очень понятно, какой практический опыт можно получить от соединения готовых модулей парой проводов.  
    • У меня больше всего вопросов вызвала необычная схема обеспечения отрицательного питания. Автор этой обстоятельной заметки пишет: For this supply to work correctly, the transformer must have a secondary voltage of at least 18V RMS.  Почему? Что будет не так с отрицательным питанием, если напряжение на трансформаторе будет меньше 18В?   https://tinyurl.com/23mlwxtt - я в простейшей эмуляции ставлю 12В пикового напряжения для трансформатора и на стабилитроне все как положено: -5.6В.
    • Согласен, очень криво объяснил. Это работа трёх вольтовой линии, просто на диод шотки сдвоенный, на один анод приходит сигнал напрямую с трансформатора, а на второй через дроссель. Вольт/деление 5 вольт в клетке, тайминг по моему 10 МС. Третья фотография это сигнал на катодах уровень земли ровно по центру экрана. Но все линии по итогу в порядке 3.3 в, 5, в, 12 в и -12 в. Нагрузить все линии не могу сразу ,так как тут же выгорают транзисторы (имеется нагрузка 250 ватт по 10 ампер на каждую линию за исключением-12в), поэтому нагружаю 3.3 вольтовую линию на 10 ампер,  подключаю переменный резистор 50 ватт на 15 ом на 5 вольтовую линию и постепенно довожу до той той картины с перекосом (это гдето  50 ватт общее). По поводу микросхемы, вверху имеется скрин где между импульсами проскакивает мини импульс, если так можно сказать, он проскакивает и на одной  и на второй ноге (7,8). Микросхема не tl 494, а lw4933/abx942.1/c9421646. Далее они приходят на базы транзисторов 945g  коллекторы этих транзисторов соединены с  выводами трансформатора. Просто схема типовая, легче мне кажется просто привести фото самого блока, для тех кто разбирается будет гораздо информативне.  Диод шотки по 12 вольтовой линии был подгоревший, заменил на донора. Приводить скрины не буду что бы не захламлять тему. В итоге, пока все так же, при достижении определенной нагрузки суммарно где-то 50 ватт, появляется этот "выброс и перекос". По этому имеются мысли на два варианта, это микросхема , этот мини импульс между периодами, на низкой нагрузке особо не влияет, но при достижении определенной приводит с самовозбуждению входной цепи и непроизвольному открытию транзистора нижнего плеча. Либо дело в "горячей части", плавающий дефект в обвязке силовых ключей.  Спасибо за ответ.
    • @Gomerchik а вы контролировали как меняется уровень сигнала на А1 ардуины?
    • Спасибо за совет. Автором данного проекта я не являюсь, мне нужно было воссоздать уличный датчик для метеостанции взамен пропавшего(( Из разного найденного в интернете этот проект работает с моей станцией Орегон (спасибо автору). В понедельник попробую последовать Вашему совету. Но все равно куча непоняток  как блин это работает)) Если дело в неправильной отправки команды, то как на это влияет подключение датчика температуры? Если совсем не подключать таймер, то передача идет один раз (как и прописано в программе), станция принимает и отображает, но минут через сколько-то естественно станция уже ни чего не показывает, но с таймером питание полностью не пропадает с ардуинки, но передача сигнала каким-то образом работает по таймеру.  В моем понимании данная команда подается один раз потому, что таймер должен отключать питание МК после передачи сигнала и каждые 43 сек снова подавать питание (так того требует станция).  Ардуино передает показания температуры отключается полностью и 43 секунды мк не работает.  Сейчас у меня питание пока сделано на подпитке от солнечной батареи, но пару пасмурных дней и аккумулятор съедается до отключения(
    • thickman Так и сделаю. Вытащу из бу БП.  Буду знать, как отличить. Благодарю. Заменил транзисторы на IRFB20N50K. Картина стала, совсем другой.  Похоже трудность не в драйвере, на момент подвозбуда, переходные процессы, в нем, завершены. Увеличил затворные резисторы до 50ом, стало немного лучше.  Не понятно, почему верхний ключ греется несколько сильнее. Возможно, стоит посмотреть ток в коллекторе.  Снабберные емкости временно удалил, изменений не произошло.  Замена ТГР на другой, на кольце MSTN-16A-TH, так же, результата не принесла.   irfb20n50k.pdf
×
×
  • Создать...