Jump to content

Recommended Posts

К сожалению, наткнулся на форум только сегодня. Тема была актуальна для меня некоторое время назад. Собрал стереоусилитель на лампах ECL82 (6Ф3П). Каждый канал двухтактный. Оконечный драйвер на пентодных частях, предусилитель и расщепитель фазы на триодных. К тому же собрал винилкорректор, т.к. усилитель использую для проигрывания винила (звукосниматель МС).

Мощность на выходе около 9вт.(RMS) на канал, полоса 25Гц...19кГц практически с нулевой неравномерностью, завал после 19,5 кГц (полагаю, что дело в выходных трансформаторах, однако, применял - что было). Источник питания со стабилизацией на полевиках, т.к. не было возможности разыскать подходящие дроссели. Выдает 250в., 210в., 180в. испытан при токе до 600 мА. просадки напряжения нет. Переменная составляющая около 5 мВ. Встроен таймер на 65 с. для прогрева ламп при включении.

Звук чистый прозрачный. Все, кто слушали - дали высокую оценку.

Для заинтересованных - есть схемы и чертежи печатных плат, пишите.

Edited by Vlad_de

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем привет.

Наконец то дособирал усь на 6Ф3П.

Получился не ахти, но ещё чуток доделать остаёться, привести в более-менее норм вид.

Звук порадовал, класс ;) !

Межкаскадные конденсаторы - К42-У2.

Не фонит, но гул есть, заметный.

Это при том, что я не ставил среднюю точку на накальное напряжение из резисторов.

Как есть - так и подал накалку.

И дроссель не использовал.

Но после прослушивания, решил что так дело не пойдёт и поставил "дроссеель" - первичку от маленького сетевого торроидального транса.

Всё, гул пропал почти.

Вопрос у меня про накал.

трансформатор выдаёт чуть завышенное напряжение :unsure:

Под нагрузкой напряжение падает, но не значительно.

Сейчас две лампы 6Ф3П - и напряжение 6,6В.

Понимаю что многовато, но трансформатор точно разбирать и сматывать не буду.

Как можно ещё понизить накалку?

Может резисторами и на земелю посадить?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скажите есть ли отличие в звуке между простыми лампами и -Е -В -И ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конденсаторы Panasonic. Часть 4. Полимеры – номенклатура

В заключительной, четвертой статье из цикла «Конденсаторы Panasonic» рассматриваются основные достоинства и особенности использования конденсаторов этого японского производителя на основе полимерной технологии. Главной конструктивной особенностью таких конденсаторов является полимерный материал, используемый в качестве проводящего слоя. Полимер обеспечивает конденсаторам высокую электрическую проводимость и пониженное эквивалентное сопротивление (ESR). Номинальная емкость и ESR отличается в данном случае высокой стабильностью во всем рабочем диапазоне температур. А повышенная емкость при низком ESR идеальна для решения задач шумоподавления и ограничения токовых паразитных импульсов в широком частотном диапазоне.

Читать статью

имхо даже простые лампы одной марки будут давать разный звук

Edited by msblast

Share this post


Link to post
Share on other sites
Всем привет.

Наконец то дособирал усь на 6Ф3П.

Получился не ахти, но ещё чуток доделать остаёться, привести в более-менее норм вид.

Звук порадовал, класс ;) !

А фотографиями не поделитесь? А то я как раз в процессе сборки такого же усилителя нахожусь и интересно посмотреть, как и что там сделано у более опытных коллег. :rolleyes:

Share this post


Link to post
Share on other sites
                     

STM32G0 - средства противодействия угрозам безопасности

Результатом выполнения требований безопасности всегда является усложнение разрабатываемой системы. Особенно чувствительными эти расходы стали теперь, в процессе массового внедрения IoT. Обладая мощным набором инструментов информационной безопасности, микроконтроллеры STM32G0 производства STMicroelectronics, объединив в себе невысокую цену, энергоэффективность и расширенный арсенал встроенных аппаратных инструментов, способны обеспечить полную безопасность разрабатываемого устройства.

Подробнее...

А фотографиями не поделитесь?...

Ещё конечно предстоит доделать до конца схему блока питания.

Только на днях закончил со схемой, а до внешнего оформления - почти ничего и не делал.

Если интересно, то вот, выкладываю :) :

243d05950bc2f86550c27bca04c7.jpeg 17f664429fa1a73d65b98c013b2c.jpeg 39b099a7b2fd712ea16202c99a18.jpeg

6679b0bd07dc63c2362fda555a46.jpeg 04138970f19764c81fb9658e4513.jpeg 798fbc530b38ff7948d8f4823fcc.jpeg

f4c45cd361c87e2739129cd1be83.jpeg 247f22bac36aee7e6571e99a05a3.jpeg

Share this post


Link to post
Share on other sites
А фотографиями не поделитесь?...

Ещё конечно предстоит доделать до конца схему блока питания.

Только на днях закончил со схемой, а до внешнего оформления - почти ничего и не делал.

Если интересно, то вот, выкладываю :) :

Очень познавательно, спасибо!!!!! :)

Сразу несколько вопросов о компоновке мгновенно отпало. А как вы "спарили" два регулятора громкости?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я их не "спаривал", т.к. это уже сдвоенные переменники типа СП3-4ДМ :) .

Вобщем - неплохие, для увеличения их ресурса, перед применением смажьте резистивное покрытие обоих резисторов капелькой чистого моторного масла.

Но сдвоенный резистор - не очень удобно (зато классика и простота в применении), если были бы два одинарных, лучше бы их поставил.

P.S. Вот ещё случайно наткнулся про усь на 6Ф3П на датагоре: ламповый УСИЛИТЕЛЬ на 6ф3п ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ОТ НАЧИНАЮЩЕГО.

Edited by dikobrazzoff

Share this post


Link to post
Share on other sites

То dikobrazzoff - Не фонит, но гул есть, заметный.

Мое личные замечания по компоновке усилителя, изображенного на картинках.

Входные цепи должны быть максимально короткими - это абсолютное правило.

Сами лампочки не надо было так удалять от входа и тем более, располагать монтаж в непосредственной близости к силовому трансформатору (это и может привести к неустранимым наводкам в виде фона 50гц).

Все сигнальные цепи нужно было смонтировать впереди, чтобы переходы "гнезда-переменники-управляющие сетки" были максимально короткими. Не следовало применять экранированные кабели в самом усилителе - это тоже источник фона и причина ухудшения качества звука.

Вообще удивляет расположение входных гнезд - ну ладно, если из лицевой панели торчат входные кабеля - это неизбежное зло, но зачем было монтировать их на поверхности шасси - этого я никак не могу понять :(

Лично я всегда разношу силовик и выходные на разные поверхности шасси, при этом никогда не помещаю силовик в подвал - именно он служит основным источником фона, а кроме того, нуждается в вентиляции, поскольку даже в самом оптимальном режиме имеет свойство выделять тепло.

В моем усилителе на 6ф3п стоит силовичок, конструктивной особенностью которого является то, что пришлось прорезать окошко в шасси и часть обмотки оказалась внутри подвала. Чтобы избежать нехороших последствий я поставил экранирующую перегородку, которая отделяет "силовую" часть подвала от собственно монтажа.

Само шасси очень хорошее, но при такой компоновке затрудняется возможность дальнейшего совершенствования аппарата без постоянной борьбы с фоном после каждого шага - все дополнительные детали будут находиться в непосредственной близости от входных цепей.

Большим недостатком не картинках является полное отсутствие монтажных лепестков - все спаяно "на весу", а это очень и очень нехорошо. Лично я в таких случаях, ну если уж совсем ничего подходящего нет под рукой (в принципе, оно есть всегда, но распространенные монтажные шайбы с лепестками, набираемые на длинных болтах или монтажные "расчески", продающиеся на рынках, рассчитаны на низкие напряжения транзисторных схем и могут быть просто опасны при их применении в ламповых усилителях), вырезаю текстолитовые планочки, просверливаю необходимое для монтажа количество отверстий плюс два для болтов, с помощью которых планки крепятся на некотором расстоянии от поверхности шасси, а в монтажные отверстия вставляю узкие полоски жести, на основе которых получаю собственно монтажные лепестки. Технология достаточно известная и в свое время описывалась в массе радиолюбительских книг.

Для начала можно было бы проложить "земляную шину между лампами и тогда хотя бы "земли" не висели бы в воздухе.

Что-то мне не понятно с организацией накала - по идее, два провода должны подходить от силовика к одной из ламп, а дальше - уходить к другой лампе. Все... Параллельное включение... Провод для накала нужно было взять раза в два тоньше, свить в косичку и подвести к одной лампе, в сторонке от деталей (вдоль одной из стенок подвала), а потом - как я писал выше - причем и в промежутке лампа-лампа их также необходимо свить с шагом хотя бы два витка на сантиметр длины. И опять - таки необходимы монтажные детали типа хомутиков из жести - закрепить провод хотя бы в начале и в конце пути прохождения его вдоль стенки шасси (перед поворотом к лампе), а третьими точками крепления накальных проводов и будут собственно лепестки ламповых панелек). Была бы гарантия отсутствия наводки от накальных проводов. А на фотографиях они идут прямо через монтаж.

По картинкам не могу никак разобрать - а заземлены ли корпуса переменного резистора на входе?

Edited by Froid

Share this post


Link to post
Share on other sites
Входные цепи должны быть максимально короткими - это абсолютное правило.

Согласен конечно, но в этот раз я не ставил входные гнёзда на заднюю стенку, поставил непосредственно вперёд.

Сами лампочки не надо было так удалять от входа и тем более, располагать монтаж в непосредственной близости к силовому трансформатору (это и может привести к неустранимым наводкам в виде фона 50гц).

Да, это стало видно, когда было закончено шасси.

Изначально, когда рассчерчивал лист под шасси, то расположение ламп выбрал таким - длинну шасси поделил пополам.

Это и стало их месторасположением.

Когда закончил, начал примерять лампы к месту, поставил выходники, то вот и увидел, что спереди места то много осталось, можно было сдвинуть лампы где-то сантиметра на 1,5...2 вперёд, но уже ничего обратно не вернуть.

Не следовало применять экранированные кабели в самом усилителе - это тоже источник фона и причина ухудшения качества звука.

Почему? Так ведь по-моему большинство применяют во входных цепях экранированные провода...

Я читал конечно, если правильно развести землю, то примененеие экранированных проводов сойдёться на нет.

В этот раз я применил провода гораздо толще, нежели использовал раньше.

Возникли трудности с таким проводом (в частности с пайкой экрана, ну а как я решил этот вопрос, можно увидеть на фото, где изображен подвал усилителя).

Вообще удивляет расположение входных гнезд - ну ладно, если из лицевой панели торчат входные кабеля - это неизбежное зло, но зачем было монтировать их на поверхности шасси - этого я никак не могу понять :(

Здесь я немного не понял Вас.

Если Вы говорите, что сигнальные провода как можно короче, то следовательно, входные гнёзда должны быть расположены непосредсвенно рядом с регулятором громкости, а регулятор громкости распологаеться в основном на лицевой панели :blink:

К тому же, само боковины шасси - толстые (8мм), чтобы поставить туда переменный резистор или предохранитель, мне пришлось конкретно поработать сверлом (это видно на фото).

Кстати, сами входные гнёзда имеют две прокладки, т.е если установить такое входное гнездо, то оно не будет сидеть на шасси. Тем самым, можно общий проводник входных гнёзд без проблем посадить в общую точку соединения.

Лично я всегда разношу силовик и выходные на разные поверхности шасси, при этом никогда не помещаю силовик в подвал - именно он служит основным источником фона, а кроме того, нуждается в вентиляции, поскольку даже в самом оптимальном режиме имеет свойство выделять тепло.

Так я перед тем как сделать усилитель, я сначала его замакетил без корпуса, но гул был уже тогда.

Я и выходник подносил к трансу и удалял от него, но картина не менялась.

Поэтому, разместил его в подвале.

Несколько дней назад была жара, усилитель стоял на прогоне, с 11 дня до 11 вечера, потом посмотрел трансформатор, температура была вполне допустимой, может быть максимум 50 градусов было, но не больше.

Большим недостатком не картинках является полное отсутствие монтажных лепестков - все спаяно "на весу", а это очень и очень нехорошо. Лично я в таких случаях, ну если уж совсем ничего подходящего нет под рукой (в принципе, оно есть всегда, но распространенные монтажные шайбы с лепестками, набираемые на длинных болтах или монтажные "расчески", продающиеся на рынках, рассчитаны на низкие напряжения транзисторных схем и могут быть просто опасны при их применении в ламповых усилителях), вырезаю текстолитовые планочки, просверливаю необходимое для монтажа количество отверстий плюс два для болтов, с помощью которых планки крепятся на некотором расстоянии от поверхности шасси, а в монтажные отверстия вставляю узкие полоски жести, на основе которых получаю собственно монтажные лепестки. Технология достаточно известная и в свое время описывалась в массе радиолюбительских книг.

Для начала можно было бы проложить "земляную шину между лампами и тогда хотя бы "земли" не висели бы в воздухе.

Спасибо, я представляю что это за лепестки и расчётски, если не трудно, сделайте фото какие у Вас, какие применяете.

Что-то мне не понятно с организацией накала - по идее, два провода должны подходить от силовика к одной из ламп, а дальше - уходить к другой лампе. Все... Параллельное включение... А тут не могу понять...

Почти так и есть :)

Щас я проще нарисую как я сделал:

1fa76d73c5da4d5d7754c40700b3.jpeg

Разве ошибка так делать?

По картинкам не могу никак разобрать - а заземлены ли корпуса переменного резистора на входе?

Нет, не заземлены, но сделаю.

Спасибо за советы!

Share this post


Link to post
Share on other sites

С моим талантом художника только "сеятеля" в рекламе звйма рисовать. Но, думаю, и так понятно. Вот рисунок монтажной расчески. Выступающие концы полосок жести вначале обжимаються по краю планки, чем фиксируются предварительно, а в процессе пайки происходит окончательная фиксация оловом. При таком способе прокручивание и замыкание между собой исключаются. Расчески можно крепить к боковым стенкам и к внутренней поверхности подвала - как удобнее. Можно вообще вместо жести использовать медный провод 1-2мм диаметром - выступающие части скрутить и припаивать к скрутке концы деталей.

Так ведь по-моему большинство применяют во входных цепях экранированные провода... - это раньше применяли, а сейчас вдруг выяснилось, что в них и паразитные емкости и вообще всякая дрянь присутствует... Аудиофилы от экранированых проводов категорически отказываются (кроме межблочных).

Разве ошибка так делать? - посмотри внимательно на свой рисунок накальной цепи и фотографии, где видны провода - фактически выходит, что над всей схемой нависает замкнутая петля, по которой протекает переменный ток :( и наоборот - вся схема усиления находится внутри рамки, по которой течет переменный ток, как бы все находится внутри катушки из одного витка :unsure: .

Изначально, когда рассчерчивал лист под шасси, то расположение ламп выбрал таким - длинну шасси поделил пополам.

Вообще-то надо было бы начать макетирование с того, что поставить панельки ламп как можно ближе к лицевой панели, сориентировать их как надо (в смысле - лапки (ламели) панелек, соответствующие управляющим сеткам триодов, должны быть направлены в сторону переменных резисторов (чтобы обеспечить кратчайшую длину и исключить пересекание проводов от переменника до управляющей сетки с другими проводами и деталями - у меня вообще выходы входных гнезд припаяны ко входу переменника, а выход переменника припаян прямо к ламели управляющих сеток, что потребовало определенногго труда и точности расположения деталей, правда у меня на входе два проволочника - они крупные и с ними легче работать в этом направлении), затем разложить детали как они примерно будут спаяны, отступив ровно на столько, сколько нужно для возможности монтажа, при условии, чтобы все точки паек были обозримы и легко доступны паяльнику и щупам тестера в процессе наладки усилителя, поиска неисправностей и замены деталей на более хорошие. А между силовиком и лампами ставить дросселя, электролиты, бумагомаслянные конденсаторы и все что угодно, что не участвует непосредственно в цепи прохождения сигнала.

Монтажные лепестки - это заводские изделия - контакты в комплекте с пластмассовыми изоляторами, отделяющими их от шасси и друг от друга. Нанизываются на болт М3 и количество лепестков зависит от длины болта. Характерная особенность лепестков состоит в том, что их никогда не хватает ;) ;) Лепестками не следует увлекаться - даже если располагать их выводы крестообразно, если выходит более трех этажей, трудно добираться паяльником до нижних. Самодельная расческа гораздо практичнее.

А с креплением длинных проводов, по которым не идет звуковой сигнал, вообще просто - из консервной банки вырезаешь полоску нужной длины, делаешь "П" - образную скобку, приклеиваешь ее верхней перемычкой к поверхности шасси, укладываешь провод и лапки загибаешь. Очень рекомендую для этого дела клей "Гель-Момент" - он схватывает "моментально", не имеет свойства растекаться как китайский циакрин и держит очень крепко..

P.S. И расчески к поверхности шасси можно крепить клеем, чтобы не насверливать лишних дырок.

Насчет боковых стенок - у меня тоже толстые, поэтому красивенькие китайские выключатели на сеть и анод поставить было невозможно, но у обычных советских тумблеров длины резьбы вплотную хватило для закрепления с декоративными шайбами (от мебельных ручек типа грибочка) без дополнительных операций по рассверливанию. Правда в самих шайбах отверстия пришлось немного расширить.

Сижу, редактирую сообщение, а за окном третий час слышатся маты грузчиков, которые приехали забирать заказ - директор фирмы-заказчика вышел из доверия, поэтому, несмотря на его клятвенные уверения, что "деньги ушли", я сказал, что пока не увижу от него поступления по системе Клиент-Банк никакой отгрузки не будет. Знал бы он, чем я занимаюсь - точно приехал бы убивать... А если бы еще и рисунок увидел, то меня бы на куски порвали. :wub:

И вообще, если им всем верить, то кажется, что исключительно все заказы идут на строительство нового стадиона... :ph34r::wacko:

post-78605-1248417220_thumb.jpg

Edited by Froid

Share this post


Link to post
Share on other sites
С моим талантом художника только "сеятеля" в рекламе звйма рисовать. Но, думаю, и так понятно. Вот рисунок монтажной расчески. Выступающие концы полосок жести вначале обжимаються по краю планки, чем фиксируются предварительно, а в процессе пайки происходит окончательная фиксация оловом. При таком способе прокручивание и замыкание между собой исключаются. Расчески можно крепит к боковым стенкам и к внутренней поверхности подвала - как удобнее. Можно вообще вместо жести использовать медный провод 1-2мм диаметром - выступающие части скрутить и припаивать к скрутке концы деталей.

С этим понял.

Думаю так же можно применить толстенькую медную проволоку, которая будет точкой соединения.

Пустить её от входных гнёзд до ламп.

Ну примерно получиться пол длины шасси. Может меньше.

...посмотри внимательно на свой рисунок накальной цепи и фотографии, где видны провода - фактически выходит, что над всей схемой нависает замкнутая петля, по которой протекает переменный ток :( и наоборот - вся схема усиления находится внутри рамки, по которой течет переменный ток, как бы все находится внутри катушки из одного витка :unsure: .

Хорошо, исправлю :) .

С макетированием и расположением деталей тоже понял.

...Сижу, редактирую сообщение, а за окном третий час слышатся маты грузчиков, которые приехали забирать заказ - директор фирмы-заказчика вышел из доверия, поэтому, несмотря на его клятвенные уверения, что "деньги ушли", я сказал, что пока не увижу от него поступления по системе Клиент-Банк никакой отгрузки не будет. Знал бы он, чем я занимаюсь - точно приехал бы убивать... А если бы еще и рисунок увидел, то меня бы на куски порвали. :wub:

:D

P.S. Сейчас отсоединил кондесаторы из катода триода.

Звук ещё более поразил своей красотой!

Стереопанарама стала более широкой, эффект присутсвия, во как :) .

Но усиление чуть упало, да в принципе не так заметно, мне хватает комнату озвучить.

Даж с головой.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сейчас отсоединил кондесаторы из катода триода.

Звук ещё более поразил своей красотой!

С 6ф3п я такого не делал, но в усилителе на 6н9-6п3с результат этой процедуры не порадовал, хотя, откинув из катодов по 4000 мкф элктролитов и поставив вместо них по 20мКф КБГ-МН, шунтированных ССГ, добился очень хорошего результата.

Лично я предпочитаю вести весь монтаж акустическим OFC - проводом, считаю это лучшим из возможных вариантов. А на сигнальные цепи можно купить метр фмрменного микрофонного кабеля и пустить в дело многожильную сердцевину (как правило, там очень качественный провод). Будет получше "толстенького" одножильного.

Кстати, существуют вот такие "утопленные" входные гнезда - они стоят у меня. Идеально подходят для корпусов толщиной до 2-х сантиметров. Фото получилось плоховато, но лучше не будет - сдохли батарейки в фотоаппарате. Кстати - на лицевой панели и на всех боковах стенках поверх дерева дюраль, выполняющий функцию экрана (его не видно под пленкой). Дюралевые накладки соединены алюминиевыми уголками, которые являются не только декоративными элементами, но и соединяют электрически дюралевые поверхности - саморезы с потайными головками ввинченные в дерево прижимают стороны уголков к соответствующим дюралевым поверхностям и так по всем наружным плоскостям).

На втором фото опять вижу гадский светодиод. Сейчас откушу бокорезами, чтобы глаза не мозолил. И пайка на входном контакте на фото какая-то нефотогеничная - в натуре она довольно неплохо выглядит, типа классической капельки... ;), а ведь внутри еще и вывод переменника.

И все-таки не могу удержаться от замечания по сдвоенному переменному резистору - даже в простейшей схеме на 6ф3п участвует фактически по две лампы на канал, причем имеют они разброс по параметрам (триоды с триодами, пентоды с пентодами) и это умножается на соответствующее усиление , что неизбежно приводит к перекосу по каналам. Сдвоенный резистор не только не дает возиожности выстроить баланс, но даже к АС будут подводиться различные мощности сигнала и при абсолютной идентичности всех прочих элементов (даже если предположить, что выходные трансы абсолютно одинаковы, чего тоже в принципе добиться достаточно тяжело), колонки будут звучать с различной громкостью. Тебя, правда это не касается - судя по отсутствию выключателя сети, у тебя околокомпьютерный аппарат, так что легко выставить баланс программным способом...

post-78605-1248443231_thumb.jpg

post-78605-1248443575_thumb.jpg

Edited by Froid

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подскажите как собрать БП для лампового усилителя под высокоомные наушники что бы помех не было?

Share this post


Link to post
Share on other sites
С 6ф3п я такого не делал, но в усилителе на 6н9-6п3с результат этой процедуры не порадовал, хотя, откинув из катодов по 4000 мкф элктролитов и поставив вместо них по 20мКф КБГ-МН, шунтированных ССГ, добился очень хорошего результата.

Если будет время, то попробуйте, возможно разницу сразу почувствуете :) .

И все-таки не могу удержаться от замечания по сдвоенному переменному резистору - даже в простейшей схеме на 6ф3п участвует фактически по две лампы на канал, причем имеют они разброс по параметрам (триоды с триодами, пентоды с пентодами) и это умножается на соответствующее усиление , что неизбежно приводит к перекосу по каналам. Сдвоенный резистор не только не дает возиожности выстроить баланс, но даже к АС будут подводиться различные мощности сигнала и при абсолютной идентичности всех прочих элементов (даже если предположить, что выходные трансы абсолютно одинаковы, чего тоже в принципе добиться достаточно тяжело), колонки будут звучать с различной громкостью. Тебя, правда это не касается - судя по отсутствию выключателя сети, у тебя околокомпьютерный аппарат, так что легко выставить баланс программным способом...

Да выключатель сетевой я обязательн опоставлю, провода я уже вывел.

Просто щас нет таких выключателей под рукой.

На компьютере слушать - нет, не буду.

Т.к звуковуха встроенная и места нет рядом с компом.

В основном - в комнате, с более менее нормальным DVD-плеером, слушаю в основном только Audio-CD диски.

Сейчас взбрело в голову вот что - по мере доступа в инет, качаю музыку в .ape формате (образ), после в NERO записываю Audio-CD (один исполнитель-один альбом).

Итак, уже несколько дисков набралось.

Послушал группу YELLO, альбом FLAG, что я могу сказать - потрясно звучит, ИМХО!

Насчёт лампочек:

у меня "очень разные" стоят, ну так склалось, одну просто так достал, завод "Светлана", красивая такая, абсолютно новая, в индивидуальной упаковке, чего удивило, так это ножки лампы - они были блестящие, как будто лампу только что сделали, но по году никак не скажеш - 1968 год!

Во втором канале - тоже "Света", новенькая (продавец из под прилавка продал :D ), но выглядит совсем по другому, электродная система тоже отличаеться, причём заметно, лампа точно новая, но ножки лампы - покрыты серой окисью. Год выпуска - 1983.

Насчёт сдвоенного - об этом я писал выше, конечно я бы поставил лучше бы два одинарных, если бы были, нынче достать даж их дорого.

Подскажите как собрать БП для лампового усилителя под высокоомные наушники что бы помех не было?

Если есть схема на ламповый усь для наушников, то должна быть и схема БП к нему.

Т.к. питание там относительно низковольтное, с применением стабилизатора.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я собираю усилитель по этой схеме: http://forum.cxem.net/index.php?act=attach...st&id=48568

Какие там должны быть диоды в БП на обмотке под накалку?

Там изображена схема только левого канала. Я так понимаю питание на правый канал цеплять на резик который 2 ватта 2 килоома?

Edited by SuperSanek

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я собираю усилитель по этой схеме: http://forum.cxem.net/index.php?act=attach...st&id=48568

Какие там должны быть диоды в БП на обмотке под накалку?

Там изображена схема только левого канала. Я так понимаю питание на правый канал цеплять на резик который 2 ватта 2 килоома?

Делай такой блок питания. Только вместо выходного резистора на 220ом лучше поставить дроссель. Трансформаторы пойдут любые с 6в на выходе (желательно, конечно, из имеющихся, а их полно на любом радиорынке, выбрать покрупнее). Электролит 47х350в замени на 200мКфх350в и после дросселя поставь электролит 200 мКфх350в, а с последнего подавай напряжения прямо на каналы. Правильное исполнение БП по этой схеме гарантирует "отсутствие" помех по цепи питания на 120%. По цене и габаритам такая штука выйдет раз в пять меньше, чем БП на полноценном трансформаторе для ламповой аппаратуры, мощность которого в десятки раз превышает необходимую для питания усилителя для наушников. Диоды - любые с обратным напряжением 200 вольт (продавцы предложат из имеющихся или готовый мостик типа КЦ).

post-78605-1248573855_thumb.jpg

Edited by Froid

Share this post


Link to post
Share on other sites

ХММММ! Умно придумано. Из 6 вольт обратно 220. Автору огромное СПАСИБО за такую схемку. Честно УДИВИЛ!!!! Только вот тут одна загвоздка: мне нужно не 6В. под накалку, а 12. Можно все трансы заменить на 12В.? Если можно-то цены бы этой схеме не было!!!!

Edited by SuperSanek

Share this post


Link to post
Share on other sites

Из соседней ветки:

...Сетевая обмотка 220В. Вторичная 200В. Ну и накальная 12В.
...Есчо посмотри там пару электролитических конденсаторов 200мкф-350В.

Так по-моему нет накальных трансов на 12В. Есть либо 6,3В. либо 6,3В с отводом на 5В. Соедините обмотки последовательно - вот Вам 12,6В накалки.

Собственно, зачем Вам 12,6В?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Извините я немного тупанул!!!! Надо наверно параллельно подключить две лампы накаливания от двух каналов? Но тогда нужен трансформатор на очень большой ток!

Share this post


Link to post
Share on other sites
...Надо наверно параллельно подключить две лампы накаливания от двух каналов?

В основном - накал всегда параллельно.

Но тогда нужен трансформатор на очень большой ток!

Простая арифметика.

Суммируем токи накального напряжения ламп.

Подбираем трансформатор, где ток накальной обмотки будет равен не меньше этому току.

Но необходимо с запасом взять.

Так же, выложите схемку по которой будете собирать, чтоб иметь представление о чём реч.

Share this post


Link to post
Share on other sites
ХММММ! Умно придумано. Из 6 вольт обратно 220. Автору огромное СПАСИБО за такую схемку. Честно УДИВИЛ!!!! Только вот тут одна загвоздка: мне нужно не 6В. под накалку, а 12. Можно все трансы заменить на 12В.? Если можно-то цены бы этой схеме не было!!!!

С 12 вольтами заморачивался автор усилителя. Это совершенно ни к чему, как и дорабатывать катушки по его совету - если бы каркасы состояли из двух разделяемых катушек в каждом, было бы просто. Но мне, например попались неразделяемые, я просто угробил два транса в процессе переделки.

Для БП который посоветовал я можно перебрать железо у пары телевизионных выходных трансформаторов, тогда и тока хватит для накала обеих ламп и мощности останется вполне достаточно, чтобы запитать усилительную часть схемы. Но проще купить два транса на 6вх1а.

Share this post


Link to post
Share on other sites
К сожалению, наткнулся на форум только сегодня. Тема была актуальна для меня некоторое время назад. Собрал стереоусилитель на лампах ECL82 (6Ф3П). Каждый канал двухтактный. Оконечный драйвер на пентодных частях, предусилитель и расщепитель фазы на триодных. К тому же собрал винилкорректор, т.к. усилитель использую для проигрывания винила (звукосниматель МС).

Мощность на выходе около 9вт.(RMS) на канал, полоса 25Гц...19кГц практически с нулевой неравномерностью, завал после 19,5 кГц (полагаю, что дело в выходных трансформаторах, однако, применял - что было). Источник питания со стабилизацией на полевиках, т.к. не было возможности разыскать подходящие дроссели. Выдает 250в., 210в., 180в. испытан при токе до 600 мА. просадки напряжения нет. Переменная составляющая около 5 мВ. Встроен таймер на 65 с. для прогрева ламп при включении.

Звук чистый прозрачный. Все, кто слушали - дали высокую оценку.

Для заинтересованных - есть схемы и чертежи печатных плат, пишите.

Если не трудно, пожалуйста, вышлите на мыло ( aif-66@ya.ru ). Чем больше схем, чертежей и подробностей - тем лучше :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дело все в том что 6В это проблемный трансформатор! Ток маленький размеры большие, да и достать его намного сложнее чем 12-вольтовый! 12-вольтовые трансы можно легко выдернуть из китайских блоков питания от приставки SEGA например, рассчитан он на ток 1.2А да и перематывать уже ничего не нужно и цена приличная!!!! ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Similar Content

    • By Ремирович
      Впервые с возможностью коррекции нелинейных искажений я столкнулся при подготовке темы про адекватный усилитель начального уровня. Тема ожидаемо не получила значительного развития, так как никто не захотел разбираться, почему схема, составленная вопреки установившимся традициям, изложенным, в частности, у Рода Эллиотта,  даёт в симуляторе Multisim довольно низкий уровень нелинейных искажений.
      Что же такое коррекция нелинейных искажений, и, причём тут схема усилителя? Это станет понятно, если сравнить две фотографии работы схемы в симуляторе.

                                                             Фото 1.
       

                                                              Фото 2.
      На фото 1 приводится типичный режим работы схемы, при уровне выходного напряжения 40 Вольт, это составляет примерно 0,7 от максимального значения. Фиксируем значение нелинейных искажений, которые имеют уровень 0,002%.
      На фото 2 всё то же самое, но с помощью конденсатора С8, шунтируется транзистор Q3, предназначенный для задания тока покоя выходного каскада усилителя. Уровень нелинейных искажений вырос до значения 0,027%, больше чем в 10 раз. То есть элемент, задающий ток покоя, который, в общем-то, можно заменить резистором, непонятным образом снижает нелинейные искажения больше, чем на порядок.
       Это не укладывается в привычную теорию работы усилителей мощности, изложенную умными людьми, например, такими как Род Эллиотт и Дуглас Селф. Согласно существующим понятиям, нелинейные искажения можно снизить, только увеличивая глубину отрицательной обратной связи.
        Для этого необходимо сделать усилитель с  возможно большим усилением, который, после замыкания ООС, позволит получить минимальные нелинейные искажения. Эта теория привела к созданию операционного усилителя, и их схемотехника автоматически распространилась на усилители мощности. По сути, правильным будет считаться усилитель мощности, выполненный точно в соответствии со схемотехникой операционных усилителей, с добавлением мощного выходного каскада.
      Отсюда стремление получить каскады с возможно большим усилением, использование транзисторов с максимально большим коэффициентом усиления, построение каскодных схем с динамической нагрузкой и других сложнейших схем, позволяющих получить максимально возможное усиление, без включённой отрицательной обратной связи.
      Результат хорошо известен. Достигается впечатляюще малый уровень нелинейных искажений, но усилитель работает на грани самовозбуждения, при замыкании обратной связи.
       Для устранения самовозбуждения, приходиться уменьшать усиление на высоких частотах с помощью корректирующих цепочек, их должно быть тем больше, чем больше каскадов усиления.
       Снижение усиления на высоких частотах приводит к увеличению искажений на них, а наличие большого количества цепей коррекции, к длительным переходным процессам и, как следствие,  непредсказуемому поведению усилителя в режиме ограничения по напряжению, особенно на высоких частотах.
      В качестве примера, привожу фото 3, и фото 4, где видно влияние цепи коррекции, конденсатора С5, на устойчивость уже упоминавшегося усилителя, при ограничении сигнала на частоте 100 кГц. На фото 4 хорошо видно улучшение качества сигнала при включении конденсатора.
       

                                                            Фото 3.

                                                              Фото 4.
      В погоне за максимальным коэффициентом усиления, из поля зрения выпали линейность характеристик различных транзисторов, взаимовлияние каскадов усиления друг на друга и другие факторы, способные влиять на уровень нелинейных искажений усилителя в целом. Как я понимаю, считается, что они не оказывают существенного влияния, и, при использовании глубокой ООС, их можно не учитывать.
      Фото 1 и фото 2 доказывают, что это не так. Есть возможность снизить нелинейные искажения другим путём. Предположим, что нелинейность одного полупроводникового прибора можно компенсировать нелинейностью другого, а фотографии это доказывают.
      Конечно, такие предположения, в первую очередь сочтут бредовыми, а автора, не очень умным человеком, что, собственно и случилось с темой про адекватный усилитель начального уровня. Что же, мне не привыкать.
      На фото 5 и фото 6 показана работа простейшего усилителя на одном транзисторе. На фото 5, в схеме присутствуют “бредовые” диоды D1 и D2, которые должны были бы вообще не влиять на работу схемы, или только ухудшать её работу, а они заметно снижают уровень нелинейных искажений, что доказывает фото 6, где на схеме диоды отключены.

                                                                           Фото 5.

                                                                                  Фото 6.
       В более сложных схемах присутствуют свои закономерности и возможности коррекции нелинейных искажений. Только для “истинно верующих”, приведённые примеры вряд ли покажутся убедительными.
       Тогда обратимся к “истокам веры”, схеме усилителя умного человека Рода Эллиотта, и попробуем проверить его работу в симуляторе, чтобы хотя бы немного набраться ума, а заодно проверить соответствие характеристик усилителя, приведённых автором и тех, что покажет Multisim.
      Впервые пройдя по ссылке на этот усилитель, я с удивлением обнаружил хорошо знакомую мне схему усилителя “Одиссей-001”, только без германиевых транзисторов. Где-то в 1973 году этот усилитель был у меня, и он имел некоторые “особенности” работы, которые заставили избавиться от него, при первой же возможности.
      Понятно, что образцово-показательный усилитель должен работать идеально, но проверить, и убедиться всё равно надо, и этому ничего не мешает. Поэтому загружаем схему в эмулятор, и убеждаемся, что автор не врёт, и технические характеристики, скажем прямо, не очень выдающиеся, подтверждаются. Нелинейные искажения, на частоте 1 кГц, Multisim определил на уровне 0,031%.
      А вот попытка перейти ко второй части проверки, режиму ограничения сигнала на высокой частоте, провалилась. Какие там 100 кГц, тут даже на 5 кГц, при минимальном уровне ограничения, усилитель так изуродовал сигнал, что невольно задаёшься вопросом, а не отсюда ли “ноги растут”, эффекта транзисторного звучания?

                                                              Фото 7.
      На фото 7 приведён образцово-показательный пример того, как не должен работать усилитель, даже начального уровня. Именно такие искажения и проявлялись у усилителя “Одиссей-001”, если, с помощью темброблока, слишком сильно добавлялись высокие частоты. Иногда это заканчивалось смертельным исходом для одного из каналов усилителя.
      Тому, кто подрывает “основы веры”, дорого это обходится, легко можно попасть в отряд глупых людей. И это не самый худший вариант, раньше бывало и до костра доходило. Но раз уж начал, надо идти дальше, и продолжать делать “глупости”. Поэтому на фото 8 привожу доработанную схему усилителя и результат её работы, а на фото 9, работа в режиме ограничения на высоких частотах.

                                                              Фото 8.

                                                              Фото 9.
      Придётся объяснить, что даёт каждое изменение в отдельности, чтобы не перегружать тему фотографиями.
       Первой  была сделана замена выходного каскада на составных транзисторах, так как он очень плохо работает на высоких частотах. Применённые мощные транзисторы Дарлингтона  не рекомендуются для применения умными людьми, но зато хорошо работают не только в моделях эмуляторов, но и в реальности. Они улучшили работу усилителя на высоких частотах, но нелинейные искажения оставались прежними. Замена транзистора Q4 на  BC636 позволила снизить искажения до 0,01%, что уже неплохо, но хотелось лучшего.
      Выбор тока покоя, изменения номинала резисторов R6, R9 и R10, а также установка совершенно бессмысленного, c точки зрения классической схемотехники, резистора R19, позволили снизить искажения до значения 0,003%, и сделать удовлетворительной работу на высоких частотах.
        Как видно на фото 9, частота тестирования 50 кГц. До 100 кГц усилитель не дотягивает из-за использования на входе дифференциального каскада, вернее слишком большого напряжения питания для него. А ведь использование дифференциального каскада на входе усилителя, это “святое”. Действительно очень полезная схема для операционного усилителя с напряжением питания  ±15 Вольт, но чем выше напряжение питания, тем больше с ней проблем.
      Как видно из этого примера, даже хорошо известные, и довольно простые схемы, можно довести до нужных кондиций, если понимаешь, что не только коэффициент усиления усилителя с разомкнутой обратной связью, позволяет получить низкие нелинейные искажения.
      Возвращаясь к теме коррекции нелинейных искажений, следует отметить, что чем проще схема, чем меньше усиление используемых каскадов и их количество, тем сложнее найти возможность такой коррекции. Связь величины нелинейных искажений с глубиной ООС, коррекция не отменяет, она позволяет уменьшить величину ООС и, тем самым, повысить запас устойчивости усилителя.
      Для иллюстрации этого положения привожу схемы двух простейших усилителей и  их работу в Multisim. На фото 10 и фото 11 одна схема, на фото 12 и фото 13 другая.

                                                                Фото 10.

                                                                 Фото 11.
       
       

                                                                Фото 12.

                                                                 Фото 13.
      И хотя усилитель на фото 10 вроде бы проще, чем на фото 12, да ещё и нелинейные искажения у него меньше, для меня схема на фото 12 является более перспективной, так как к ней легко подключить операционный усилитель, а также перейти на работу с повышенным напряжением питания. Однако это для других применений и к теме не относится.
      Не затрагиваю я, и тему температурной стабильности, хотя неоднократно к ней обращался в других темах, и успешно решал её на практике, для гораздо более сложных схем. Этот вопрос возникает только в случае практической реализации, до которой, может быть, ещё и дело не дойдёт.
      Тема опять может быть признана “ересью”, недостойной внимания умных людей. Это нормально. С тех пор, когда землю считали плоской, психология людей практически не изменилась. Если что-то не укладывается в привычные рамки, значит это не правильно.
      А для этой темы, думаю “глупостей” и так достаточно. Только не надо делать опровержения с использованием упрощённых программ симуляторов, ведь в них отсутствуют модели существующих полупроводниковых приборов, и предназначены они для обучения азбуки схемотехники, а не для проверки качества работы схем.
       Так что “думайте сами, решайте сами …” делать глупости, или нет. Будьте крайне осторожны в желании использовать приведённые схемы в реальности, не забывайте, что бывает с теми, кто подрывает “основы веры”.  
       
            
    • By Глеб Панков
      Собирал усилитель от Урала 114 в корпус, и при последней проверке (как оказалось - еще отнюдь не последней!) выявил, что он гудит. То есть не гудит так, как будто это фон сети, нет. Это импульсы частотой 5-6 герц, не выше. Гул появляется, если крутить ручку переменного резистора, который регулирует низкие частоты (по схеме R3).
      Проходные конденсаторы менял на пленку от фильтров блоков питания. R1 был заменен на 1 килоом, переменный резистор по входу - на 33 килоома. Напряжения на анодах V1.1 - 110 вольт, V1.2 - 100 вольт, V2 и V3 - 250 вольт. Напряжения на катодах такие же, как указано на схеме.
      Цепочку C9 R13 трогал - результата не принесло.
      Подскажите, что делать?
       

    • By asgladd
      Разработана и отмакетирована схема полностью симметричного УМЗЧ с высокими параметрами и отличной термостабильностью.
      Свойства усилителя -
         Питание от выпрямителя с выходным напряжением +/- 25-50 В (развязка от питающих напряжений -95 дБ) Работоспособность сохраняется даже при питании +/- 10 В.
         Выходная мощность при +/- 50 В = 180 /100 Вт для нагрузки 4/8 Ом.
         Выходное сопротивление близко к нулю.
         Любая емкостная нагрузка не приводит к возбуждению.
         КНИ меньше уровня шумов при любой амплитуде выходного сигнала и только на частоте 20 кГц при мощности более 5 Вт достигает уровня 0,0015 %.
         Интермодуляционные искажения менее -106 дБ.
         Полностью отсутствуют настройки. Сдвиг нуля на выходе при любой температуре окружающей среды и при прогреве выходных транзисторов не превышает +/-3 мВ.
         Ток покоя выходных транзисторов автоматически поддерживается равным 80 мА (на каждый транзистор ) с точностью +/- 10 % для любой температуры.
         Выходной каскад работает в режиме супер-А с малыми переключательными искажениями. Ограничение токов выходных транзисторов позволяет усилителю в течении нескольких секунд выдерживать короткие замыкания нагрузки (при полном входном сигнале) .
         В схеме использованы красные светодиоды АЛ307 с напряжением стабилизации 1,65В,
      диоды D1-D4,D7-D10,D11,D12 -1N4148 (КД521), стабилитроны D5,D6,D13,D14- любые маломощные на 3,3 В ( я использую два АЛ307-последовательно) , все резисторы  0.25 Вт, кроме R29/R30 - 3,3-3,6 кОм/1 Вт, R19-20 - 7,5 кОм/0,5 Вт , R45-R48 - проволочные 5 Вт (белая керамика),  R53,R54-10 Ом/2 Вт, электролиты С2,С5-С7,С13,С14 - на напряжение 16 В, С11,С12 на 63 В (если на выходе выпрямителя 50 В)
         Транзисторы ВС556С/ВС546С (2-3 руб / шт) нужно брать из одной партии ( одинаковые гравировки на корпусе) с разбросом h21 не более 15 % - этого достаточно для "правильной" работы всех дифкаскадов и токовых зеркал!
           Выходные транзисторы в подборе не нуждаются (глубокая ООС по току "выравнивает" все параметры)
         Усилитель напряжения (Т1-Т12) и схема супер-А (Т13-Т22)  монтируются (за пару вечеров) на монтажной плате 4 на 6 см  и соединяются с радиатором с выходными транзисторами и керамикой R45-R48 и всем вокруг них - гибкими проводами 4-6 см.
      Правильно собранный усилитель сразу работает в заявленном режиме - это можно проверить по напряжениям на эмиттерных транзисторах R45-R48 (22-26 мВ) , а ноль на выходе не должен быть более +/- 3 мВ.
         Коммутационные искажения проверялись компенсационным методом. Амплитуда этих искажений не превышала 10 мВ при наиболее "тяжелом" сигнале - 20 кГц-амплитудой 40 В  на 4 Ома нагрузки ! На частотах ниже 5 кГц искажения теряются в шумах.
         Стабильная картина с минимальными искажениями при любой температуре выходных транзисторов - основное преимущество схем супер-А перед схемами терморегулирования с постоянной времени 10-20 секунд !
       Более подробно об усилителях с режимом супер-А можно почитать в моей статье "Схемотехника термостабильных УМЗЧ  с "настоящим" супер-А" на сайте Паяльника.

      Симфин2.CIR
    • By Evelgren
      Помогите, пожалуйста рассчитать входной каскад, если конкретней то два резистора R2, R3, а так же конденсатор C1. Сами значения я знаю, но не знаю как их посчитать по формулам для отчета.

×
×
  • Create New...