Jump to content

Subslim

Members
  • Content Count

    9
  • Joined

  • Last visited

Community Reputation

0 Обычный

About Subslim

  • Rank
    Новенький

Информация

  • Город
    Санкт-Петербург

Электроника

  • Стаж в электронике
    Менее года
  1. В Bosch TKA 6001V предохранитель SF214E 10А 216°C. Не первая кофеварка, в которой выходит из строя этот предохранитель. Замкнуть напрямую конечно можно и в первой я так и сделал. Но вот, если со временем еще выйдет из строя это "термореле", то кофеварка превратится в аналог чайника, кофе в колбе реально закипит. Но это ненадолго, поскольку крепеж нагревательного элемента на это не рассчитан - расплавится и вся конструкция продавится вниз. Если вовремя заметить, удивиться "О, а че это она кипит" и выключить, то в общем можно обойтись и без последствий. Но корпус кофеварки будет испорчен безвозвратно. Мораль - меняйте все-таки предохранитель)
  2. В дополнение к вышесказанному. Не с той стороны я к задаче подступился) Следовало бы начать с простого – внимательно посмотреть на вентилятор и вбить в поисковик буковки-цифири, что на нем наличествуют. И, вуаля, первая же строчка поиска по символам "Nidec G14T12BS1AF-56J14" - PS3 Developer Wiki со всей информацией, включая распиновку. Черным по белому brown - +12V DC, black – Ground, grey - PWM. Большую часть вопросов это сняло бы. Вспомнил где я читал про "при маленьких установленных оборотах вентиляторы могут работать, но не запускаться с холодного старта". Еще раз опишу как выглядит управление оборотами данного вентилятора с помощью данного ШИМ-регулятора. - при выкручивании регулятора на минимум двигатель вентилятора останавливается полностью; - при повороте регулятора из нуля до желаемого значения уровня мощности двигатель стартует не сразу, с задержкой в несколько секунд, сразу же раскручиваясь до оборотов, выставленных регулятором; - после того как двигатель стартовал обороты регулируются плавно, в соответствии с изменением положение регулятора; - при подаче питания когда регулятор находится в положении "0" происходит краткий старт двигателя с последующим остановом. Таким образом, в данном случае этот момент неактуален. Я вначале хотел было приписать такое "умное" управление ШИМ-регулятору, но... нагрузка, подключенная в силовую цепь (низковольтные светодиоды) ведет себя иначе. При выкручивании регулятора из положения "0" светодиоды включаются сразу же и яркость регулируется до любого нужного значения. А через несколько секунд стартует двигатель и раскручивается до значения, выставленного в этот момент регулятором. Далее плавная параллельная регулировка и оборотов двигателя, и яркости свечения светодиодов. Надо полагать, это сам вентилятор таким образом обрабатывает стартовые условия, ШИМ-регулятор ни при чем. Резюмируя. Данный вентилятор это аналог компьютерного 4-pin кулера, только без сигнала тахометра. Для управления подойдет любой доступный ШИМ-регулятор. На серый провод (PWM) необходимо подать "логический сигнал ШИМ" – прямоугольные импульсы изменяемой скважности амплитудой ~3В. Если регулятор ШИМ уже предназначен для управления по питанию, данный сигнал можно взять с затвора силового транзистора, управляющего нагрузкой.
  3. Я, признаться, в ответ на свой вопрос ожидал чего-то большего, нежели расшифровки акронима ШИМ, ссылка на статью о котором в вопросе имеет место) Но форум есть форум - никто никому ничего не должен, бывает) Вообще, за вопрос пардон конечно, какой-то он получился сумбурный и многословный. Я в тот день что-то запарился с изучением этих 3-pin и 4-pin кулеров. В большинстве своем инфа совсем не та, что нужно. Мол, если 3-pin, то это питание с тахометром обязательно, и регулировка по питанию соответственно. Да еще сумятицу внес тот факт, что он, вентилятор, без управления не крутится. Есть у меня маленький кулер от Eee PC, он 4-pin, при подаче только питания 5В крутится себе и крутится, управления не просит. На других ресурсах тоже встречал инфу, что мол без сигнала управления 4-pin вентиляторы крутиться будут. Этот же, PS3, ни в какую… А по факту, данный кулер это как 4-pin, только без тахометра. Непонятно почему. И конечно было кощунством тыкать 12-ю вольтами ему на канал управления, я очень рад, что он на меня за это не обиделся. Ну и да, когда мы говорим волшебное слово ШИМ, мы же имеем ввиду, что это просто технология управление напряжением посредством изменения скважности импульсов. Это полезно и удобно в цепях стабилизации, например. Но для ручного управления данным вентилятором это не особенно и нужно, т.е. можно и постоянным током им управлять. И в этом ключе мне очень понравилась "схемка" из статьи Как запустить 4-pin вентилятор без шаманства. Очень наглядно) Вот, в принципе, ТС-у наверное это было нужно. Но раз ШИМ, то ШИМ. Для меня нашлось решение более эффективное и элегантное. Правда, на тот момент я еще эту статью не видел. Не уверен, что устоял бы от такого подкупающего простотой варианта. В "ЧИП и ДИП" продается готовое изделие - Одноканальный ШИМ регулятор мощности RDC2-0024a. Причем, с шикарным набором характеристик - в виде возможности изменения не только скважности импульсов, а также и частоты. По факту, эта опция в моем случае не особо пригодилось, но здорово, что возможность опробовать это была. Регулировка возможна в диапазоне 0-100%. Текущее значение отображается на 2-разрядном цифровом светодиодном индикаторе – крутяк) При отключении питания настройки частоты сохраняются. Интересно, что если регулятор выставлен на "0" и происходит включение в сеть, то двигатель вентилятора слегка стартует и останавливается. Если же регулятор в процессе выкрутить на "0", вращение ротора останавливается полностью. После поворота регулятора из этого положения на увеличение – стартует не сразу, через несколько секунд. Где-то читал, что нужно ограничивать нижние обороты потому что, мол, вентилятор потом не стартует. Здесь с этим все в порядке. Был один неожиданный момент, чуть было меня не огорчивший. Я сначала хотел использовать величину 5В для управления вентилятором. Чтобы, ну мало ли, "турбо-режим" включить, если захочется) Но выяснилось, что на силовом выходе управление происходит по "минусовой" цепи. Это обозначено на схеме внешних подключений и видно на самой схеме – правый верхний угол. Любопытно, зачем так сделано. Я по неопытности был уверен, что как правило регулировка относительно общего минуса происходит. И, насколько я понимаю, использовать этот силовой ключ для моей задачи не представляется возможным, так как на кулере контакты +12В, GND, Control - для управления нужна общая GND. В данном случае, очень удачно, что предусмотрен отдельный вывод логического сигнала ШИМ - +3,3В, GND. Он и был использован. По факту, его более чем достаточно – на максимуме вентилятор чуть ли не взлетает) Сравнимо с вариантом, когда на управление 5В подавал. Так что, "турбо-режим" в наличии. В общем, хочу сказать, очень хорошо реализовано – и управление, и индикация. Мои потребности в этом вопросе даже перекрывает. Я бы уж точно с индикацией не стал заморачиваться, самой по себе регулировки хватило бы. Но, когда это уже есть – отлично. Да, букв много, пардоньте) Но кому надо, почитает. Мне вот было надо. Может, пригодится еще кому. С почтением) P.S. Да, изучение вопроса показывает, что на AliExpress можно приобресть аналогичные ШИМ-регуляторы в гораздо более бюджетных вариантах.
  4. Здравствуйте всем. Позволю себе поднять данную тему, поскольку у меня именно такой же вопрос. Есть кулер PS3 на 12В, хочется приспособить его для бытовых нужд, совершенно не понимаю как реализовать управление. Пересмотрел множество материала по организации управления 3pin- и 4pin- вентиляторами - к разгадке не приблизился. Этот кулер PS3 3-пиновый. Во всех материалах, что я читал, сказано, что распиновка следующая - черный (земля), красный (+ питания) и желтый (сенсор). Сенсор это, якобы данные тахометра, считывающиеся для контроля, а управление осуществляется изменением напряжения/тока на +/-. Но этот кулер ни фига не такой) Здесь цвет проводов - коричневый-черный-серый. И запустить его удалось совершенно случайно. Исходим из того, что черный это GND. Подключение +12В к черному проводнику вызывает импульсный старт двигателя с последующим остановом по инерции. Подача +12В на серый проводник никакой реакции не вызывает.... Здесь прочел, что "один из проводов управляющий". Предположил, что это именно серый. При подключенной GND на черный и +12В на коричневый - замыкание +5В на серый провод никакой реакции не вызывает. НО! Если +5В подать на серый изначально (или одновременно с +12В на коричневый) - кулер взлетает, чуть ли не как вертолет (и правда турбо-режим) и работает пока не выключишь. Там по ссылке, кстати, у товарища это не получилось. Я бы тоже не догадался, случайно вышло, 5В просто забыл отсоединить, когда экспериментировал. Так вот, сам вопрос. Совершенно не ясно как им управлять. Если по аналогии с 3-пиновым, то почему он не запускается без участия этого серого провода. А, если этот серый действительно управление, то я что-то ни одной такой схемы не видел. Прежде, чем задать вопрос, постарался сам ответ поискать. Про двигатели в кулерах читал, про ШИМ тоже. Что такое транзисторы знаю) Данную тему на форуме тоже читал. Но, как и сказал вначале, это не приблизило меня к разгадке. Буду благодарен за советы или подсказку где на эту тему почитать. Спасибо!
  5. Эх, давно не заходил на форум. А тут зашел и вспомнил про этот вопрос свой. Оказывается, ничего в теме не написал по итогу и даже не помню поблагодарил ли тогда участников, но лучше поздно, чем никогда. Решение я это не стал реализовывать, к сожалению. Не знаю даже почему. Быть может, сам факт того, что решение почти готовое существует меня уже успокоил). Мне тогда схема на 555 очень понравилась. Вопрос был непраздный, задавался в ключе уже реализованной по встраиванию навигатора в авто задачи. Но что-то так и не собрался я в итоге. Но размять мозги решением этого вопроса было полезно и познавательно. И надеюсь, участникам темы это также было не в тягость. Благодарю ув. @Borodach у ув. @СКУПОЙ за дельные советы по теме.
  6. Да нет, не упустили, я об этом не упоминал. Не подумал, что нужно. За схему спасибо. Номиналами резисторов, кондера и рекомендуемой маркой транзистора не побалуете? Если не затруднит для вариантов питания 5В и 9В. Как думаете, параллельно диоду на реле, может, имеет смысл небольшой электролит поставить - чтобы реле не отключалось раньше времени в случае снижения уровня сигнала сообщения? Или с этим справляется конденсатор на входе? Не будет ли схема давать нагрузку и уменьшать амплитуду сигнала сообщения, идущего на канал магнитолы?
  7. Попытался представить вариант, когда отключение вручную, )). Да, конечно, после кратковременного аудиосообщения навигации более чем желательно восстановить изначальное звучание переключенного канала магнитолы. Можно и в песочнице, не возражаю. Важен результат. Создал там же, где тема, указанная в шапке. Вроде как уровень вопросов и тематика "рядом".
  8. Уважаемые форумчане, приветствую! Искал недавно решение автоматизации вкл./выкл. навигатора по зажиганию в автомобиле. Был очень впечатлен как помогли человеку в этой теме - Нажатие кнопки к задержкой. Быть может, поможете и мне с моим вопросом... Суть вот в чем. В автомобиль встроен навигатор, у которого маленький динамик. Его слышно, но так себе. Штатная магнитола авто допускает подключение опять-таки штатной навигации, hands-free или же AUX. Нюанс в том, что какой из входов активировать магнитола понимает посредством появления управляющего напряжения 12В на соответствующих контактах входных разъемов. Причем, интересно организовано. Если 12В появляются на входе AUX, то магнитола, понятно, переключает оба канала на воспроизведение внешнего источника. Если же это навигация или телефон, то она переключает только один из каналов. Если это телефон, то на воспроизведение разговора переключается левый канал, если навигация – то только правый. Вот такое интересное "микширование". Давно вынашиваю идею по-правильному организовать аудио-оповещение навигации, но... Как и многие, в детстве увлекался сборкой электронных девайсов (тех времен), с паяльником вроде дружу, как печатную плату "вытравить" знаю, делал. Но, я могу собрать устройство по готовой схеме, а вот разработать её – увы. Сам навигатор, кстати, умеет переключаться на отображение картинки камеры заднего хода при появлении только лишь сигнала этой камеры у себя на входе, без дополнительной "силовой" коммутации. Теоретически, понимаю, что можно взять аудиосигнал с выхода на наушники и через диод и сглаживающий конденсатор завести на базу транзистора, поскольку уровня сигнала для формирования логической единицы ТТЛ не хватит. Коллектор этого транзистора – на базу более мощного транзистора, уже управляющего "силовой цепью" с реле. Но вот на таком дилетантском уровне, не более того. Подобрать элементную базу и определить номиналы – это уже не могу. А может и вообще, неправильно я понимаю, ). Тут есть еще один нюанс – назовем его развязкой по питанию. Когда изначально решал вопрос заведения на навигатор картинки бортового компа через RGBS-кодер, столкнулся с проблемой наводок. В автомобиле питание организовано таким образом, что на штатный монитор питание идет через DCU (Display Control Unit) и, например, у RGBS-сигнала GND собственная, идущая также в экране, не замкнутая на общую "землю" в авто, как я понимаю. Могу схему приложить. Это я к тому, что на DCU заходит ACC 12В, а из него выходит уже 9В с собственной GND. Это сейчас питает RGBS-кодер и далее, понижаясь до 5В, питает навигатор. Наводки все же есть, но минимизированы, не как раньше. Соответственно, было бы правильно, чтобы схема коммутации навигационного аудио запитывалась также от этих 5В/9В. Пардон, за это длительное описание, хотел вопрос исчерпывающе изложить. Вот. Если бы кто набросал примерную схему реализации такого решения, я был бы очень признателен. Быть может, кстати, существуют микросхемы для организации такого управления подходящие – тоже был бы рад совету. Либо же темы с подобным решением уже есть – поиском не нашел. Если бы удалось сделать таковое решение, это было бы очень здорово. Заранее спасибо всем, кто на мою просьбу откликнется, )...
×
×
  • Create New...