Step5562

Members
  • Публикации

    16
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

1 Обычный

О Step5562

  • Звание
    Новенький

Электроника

  • Стаж в электронике
    10-20 лет
  • Сфера радиоэлектроники
    аудио
  • Оборудование
    тестер,генератор,осциллоскоп
  1. Итак, часть 3, заключительная. Ну что сказать про 908 , очередное разочарование в отечественных деталях! Из 6 купленных транзисторов 1 дохлый, у 4-х h21=2-3, у последнего 15! И это при указанных в справочнике 60! А ЧипДип услугу по подбору компонентов не оказывает... -"Если что не устраивает,заказывай экспертизу и по результатам либо возвращай деньги,либо обменивай товар!"... Такой вот у нас "ненавязчивый" сервис... Ну попробую работать с тем что есть. Установил 908 на фанерку(с h21=3), как видно на фото в предыдущем повествовании ,припаял проверенную пару:2N5551 + КТ602. Включил питание, чуть подстроил режим (510 мА 2 канала),подключил провода и наушники... Надо же, однако работает! Слушаю... Первое впечатление - ничуть не хуже MJL21194. Потом пришло понимание что высокие стали попрозрачней и вроде как поярче, но без выпячивания и подчёркивания сибилянтов. Низы и середина вроде бы так же нормально. На слух всё ровненько, но детальность слегка прибавилась. Слушаю дальше... Опа, а вот фоновые звуки стали восприниматься хуже чем в первом варианте! Буду отслушивать музыку дальше. Что в минус: если с MJL21194 в наушниках при выключенном звуке полная тишина, то тут слышен очень слабый низкочастотный шум - на грани восприятия, похожий на шуршание пластинки без ВЧ составляющих(как будто регулятор тембра ВЧ выкрутили на минимум). Этот шум не раздражает, но он есть и это минус! Далее, из-за маленького усиления транзистора, регулировка громкости происходит более плавно. Для наушников это плюс, а вот колонки раскачивает слабее. Нужно искать 908 с нормальным h21. А пока тестирую что есть. После долгих прослушиваний, восстановил снова ВD139+MJL21194. Всё таки в данном варианте, для меня, тембры более естественны, нет подъёма на ВЧ. Да, у 908+2N5551+КТ602 вроде бы всё в порядке, всё на месте, но чем больше я прослушивал музыки, тем больше убеждался что у них, как и у 2SC5200 есть акцентация на ВЧ. Как будто регулятором тембра делается небольшой подъём. Когда я прослушал связку 908+2N5551+КТ602 через колонки, это особенно проявилось. А у двойки ВD139+MJL21194 всё нормально, тембр естественный: ни убавить, ни прибавить. Есть правда один нюанс: попробовал заменить R5U1R6 просто на подстроечник= 10 к, удивительно, но некоторая разница в звучании есть. Стерео ещё чуть улучшилось, а характер звука сдвинулся в чуть более нейтральную область. Думал кажется, перепаял всё обратно - нет, не показалось. Естественность тембров вернулась, но панорама чуть сузилась. Выбрал всё-таки панораму, поскольку тут играют роль такие нюансы, что уже трудно ориентироваться, а я не обладаю "золотыми ушами" и килобаксовой аппаратурой. Мне для опыта и этого хватило. Заодно чуть уменьшил R3, до 22 к - нейтральность чуть потеплела. Решил оставить так. Рад, если мой опыт кому-то пригодится. Буду доводить конструкцию до ума. Позже, когда соберу в кучу все приборы, сниму осциллограммы и гармоники. Самому интересно что приборы покажут. Уши же сказали: "Это хорошо!". Жаль конечно, что 908 не пошли, но отрицательный результат - тоже результат и опыт!...
  2. Всем привет! Благодарю Ulis, за ответ. Продолжу своё повествование: Проба 3: Дабы окончательно убедиться в том что всё упирается всё-таки в качество транзисторов, я выходники 2SC5200, поменял на транзисторы,которые были куплены ещё 2 года назад и просто валялись видимо ждали подходящего момента - пока руки дойдут! А именно MJL21194, которые активно рекламировали создатели усилителя GRIMMI. У них на сайте они достаточно подробно описаны, на что я и купился и потому когда-то купил 4 штуки "на попробовать"... Решил остановиться на связке ВD139 + MJL21194. Поменял... Ну что сказать... Я был ошеломлён и огорошен потрясающим качеством звука, теперь я понял почему народ в восторге от этого повторителя! А какая теплота и душевность звука! Особенно в сравнении с 827! Это наверное как с запорожца на BMW пересесть! Когда слушаешь такое, даже не думаешь о частотах, каких-то характеристиках... Я неделю переслушивал лучшие записи из своей коллекции. Так что нужно дерзать, пробовать, не бояться экпериментировать и поклон за идею Семигору(Семынину)! Теперь я имею свой референсный ушник. Осталось с "фанерки" в нормальный корпус и на плату перенести. Вот мой "фанерный" вариант и схема: Но я на этом не остановился. Проба 4: Получил ещё детали, вот теперь "поиграю"... Первым делом заменил проволочные ПЭВ на керамические импортные, хоть Семигор и не советует. Особой разницы не наблюдается, вроде ВЧ поострее стали и на НЧ атака стала получше... Пока оставлю так. Входные электролиты поменял на плёнку Epcos 2.2 мкф. Не понравилось. Пропала "мясистость", звук стал более легковесным. Решил вернуть электролиты, но поставить(на всякий случай) в паралель электролиты и плёнку. Проба 5: К связке ВD139 + MJL21194 попробовал добавить ВС546 - не понравилось, из-за большого усиления появился фон, характер звука остался прежним, выросла только чувствительность и ярче стала детальность на ВЧ. Нужна экранировка и грамотная разводка и компоновка эл-тов. Убрал 546. ВD139 хороши и сами по себе. Семигор очень рекомендовал связку КТ602+908, решил поставить вместо ВD139 - КТ602. И как всегда( у отечественных деталей): большой разброс и маленькое усиление: из 10-тка купленных 602, только у 4 относительно нормальное усиление, а у остальных 6 - небольшое что говорит о низком качестве кристаллов(я слышал что в продажу некондиция идёт). Что сказать - радикальных перемен не случилось; да, звучание стало более детальным, ярким, но появился слабый шум, значит неважное качество кристалла. Отличие в нюансах.Но я уже знаю как с этим бороться. Поставил любимые ВС546 - шум пропал, но так же вылезают недостатки высокой чувствительности(хотя и меньше), как и перед этим. Решил поставить 2N5551 и таки оказался прав! Пара 2N5551 + КТ602 оказалась хороша! Мягкость и душевность звучания (как у ВD139) + детальность и...никакого шума! Супер! Для окончательного решения, решил заменить эту пару на MJE340. Такое же тёплое звучание как у ВD139, только немного более нейтральное, понравилось меньше. Решил всё-таки остановиться на 2N5551 + КТ602, а может потом верну 139... Нравиться характер звучания у ВD139(большая теплота и душевность)! . Наверное при покупке нужно договариваться и доплачивать за подборку. Теперь буду сравнивать этот вариант с вариантом Семигора на КТ908 которые я всё-таки купил. Нужно быть последовательным и идти до конца. Продолжение будет...
  3. Всем привет! Что-то тема совсем заглохла. Все в отпусках что-ли? А если оживить... Тут "покопал" Семигор. Вот первая часть. Проба 1: Итак, с советского времени остались КТ827А, решил попробовать их в Семигоровском повторителе. Проштудировал материалы по нему,сделал выводы и собрал. Пока на "фанерке". Так как 827 - дарлингтон вроде самодостаточен,но я всё-таки решил поставить перед ним ещё BC546. Сначала просто запаралелил каналы - стерео слабое, звук вроде ничего,но только при приличном токе - 1,4 А на 2 канала. Тянет даже колонки, правда подзахлёбывается на низах, да и в наушниках слышны искажения. Копаю дальше. Для пробы поменял входные конденсаторы на сдвоенные (последовательно) электролиты. Звук стал лучше. Но всё равно не "ах"... Ладно, попробую выкинуть BC546... Опа, появился шум. Регулировка режима не помогает, правда когда ток ( и напряжение на эммитере) убрал до минимума - шумит зараза, слабо, но шумит! Причём только в среднем и около, положении рег. громкости.В крайних не шумит. Один кан. шумит меньше,а другой больше. При увеличении тока, шум растёт. При регулировке режимов выясняется следующее: либо худшее качество и минимальный шум, либо лучшее качество,но шум. Основываясь на том что прочитал про Семигор и на данном опыте,осмелюсь предположить что шум зависит от качества исполнения кристаллов и режима транзисторов, ведь с ВС546 шума не было. Возможно шум связан с сопротивлением базы или базового резистора. Короче нужно экспериментировать и сравнивать. Но лично я, для себя уяснил : шум транзистора, это низкое качество кристалла (если используется нормальный режим работы). Проще поменять транзистор, чем мучиться с подбором режима и получить неважное качество. Проба 2: Данное мнение блестяще подтвердилось, когда я не изменяя пассивных элементов схемы (схема приведена ниже, только в ней тройка транзисторов и R3 по совету Ulis уменьшил до 20 ом и убрал R2, с новыми наушниками он не нужен), поменял КТ827 на составную двойку:ВD139 + 2SC5200. Исчез шум, звук радикально улучшился. Осталось решить проблему стерео. Решил собрать ещё и фильтры, для улучшения стерео. Минусовая шина была просто общая, без разделения на сигнальную и силовую. С фильтрами стерео ещё лучше стало. Затем всё таки разделил шины на питающую и сигнальную и получил-таки нормальное стерео! Сначала пустил на фильтры КТ827, но на низах чувствовались какие-то искажения. Попробовал заменить 827 на связку из BD243+2SC5200. Опа, искажения ушли, заиграло чистенько- всё супер! Стал отслушивать. Я и до этого пробовал ВС546 + ВD139 + 2SC5200: правда в моно режиме и без фильтра, звук понравился, но ничего выдающегося я не услышал. Тут же теперь полноценное стерео. Сначала наслаждался чистотой, изумительным верхом, ясной серединой и фундаментальным низом и никакого шума! Правда за неделю отслушки я понял что звук хоть и чистый, но ничего особенного, жестковат всё-таки. Не хватает немного теплоты, душевности. Да и сибилянты прослушиваются, а ещё (на осцилле не проверял, некогда было) иногда прослушивались какие-то сипатые хвосты или как бы присвисты на ВЧ. Причём не мог понять, это кажущееся или действительно есть, потому как детальность на ВЧ потрясающая. Выскажу предположение(может и ошибочное) что не все транзисторы с большой рабочей частотой хороши для работы в НЧ режиме, а может быть это было то самовозбуждение о котором писали на форумах? В моно ничего этого не было, правда там тройка транзисторов была. Дальше оказалось ещё интереснее...
  4. Всем привет! Может и великоват, ставил что было. Я сначала в железе собрал, а потом "играть" симулятором стал. Собрал - "на попробовать". Просто все о нём взахлёб говорят, ох и ах как круто... Специально делать телодвижения и тратить деньги на изыски "отечественной" комплектации - ну нафиг! А так попробовал, убедился что хорошо, но не ах и пошёл далее. Лично мне кажется (и симулятор это подтверждает, в железе ещё не собирал) более перспективным другой вариант: источник( к сожалению не помню откуда скачал) рис. 2 , а вот моя версия того же: но я вообще сторонник двухполярного питания и после экспериментов в симуляторе( в железе пока не собирал - руки не дошли) из этого получился такой ушник: Но это ещё полуфабрикат, его в железе собрать и доработать нужно. А в симе обнадёживает, весьма... Микру только NE5534(или 1/2 5532) поставить, она для звука хороша ... И дёшева и не дефицит. А вот тут мы уже приходим к так называемым однотактникам или буферам кому интересно, вот расширенная подборка: Буферные каскады микс.pdf
  5. Всем привет! Я уже писал про это в другой теме, повторюсь тут: мой вариант 1-го канала Тройка транзисторов оказалась самой лучшей по звуку. R2 регулирует ВЧ составляющую в наушниках(для тех кому не нравятся сибилянты), чем сопротивление наушников больше, тем сопротивление R2 меньше. Подстроечник U1=1Ком , ток (подбор тока потребления) я выставлял 70-100 мА(для 1-го канала). Не знаю как у Семигора, а моя версия совершенно не чувствительна к напряжению. Пробовал от 5 до 20 В, больше не стал - работает и работает. Но увеличенное напряжение получше тем, что размах сигнала на выходе побольше. Единственный минус (в моей системе): стереобаза не очень( но это в сравнении с другими конструкциями), а сама по себе - нормально. Осциллограммы практически идеальны до 1,2 МГц (столько у меня генератор выдает, но там уже сигнал маленький и много наводок). Вот осциллограмма 100 кГц синуса. Желтый - входной, синий выходной. Осцилл Семигора.pdf
  6. Всем привет! Вот схема 1-го канала моей версии Семигора: Тройка оказалась самой лучшей по звуку. R2 регулирует ВЧ составляющую в наушниках(для тех кому не нравятся сибилянты), чем сопротивление наушников больше, тем сопротивление R2 меньше. Подстроечник U1=1Ком , подбор тока потребления я выставлял 70-100 мА. Не знаю как у Семигора, а моя версия совершенно не чувствительна к напряжению. Пробовал от 5 до 20 В, больше не стал работает и работает. Но увеличенное напряжение получше тем что размах сигнала на выходе побольше.
  7. Благодарю за приятное общение, пока, успехов.
  8. СПС @Vector-A ! Нужно будет сравнить по влиянию на звучание. Пока только убедился, что ни конденсаторы, ни провода, в моей системе на звук особо не влияют. Но у меня недорогая, так называемый "начальный Hi-Fi".
  9. Уважаемый @Vector-A , а по поводу паралельного стаба коротенький ликбез можешь дать. Чем хорош , рекомендации или ссылки в тему. А меня семигоровский недавно заинтересовал. Все расхваливают хором. Вот бы живьём послушать и сравнить со своими. Просто у меня все осные, сравнивал, семигоровская схема выдаёт большую детальность, при худшем стерео. Но я без искусственной средней точки, как у него собирал. Просто двойку.
  10. @Ромыч кстати на счёт семигора, сейчас копаю именно его. Для начала собрал двойку - стерео, на импорте. Проблем никаких, изменяю питание от 5 до 12 В, звук меняется незначительно. Народ пишет что с отечественными деталями постоянные проблемы, у меня нет. Звучание своеобразное, в целом понравилось. Так как нет общей ООС проявились мелкие детали. Правда есть одно "но" - стерео не очень. Но я только начал его копать. Хочу попробовать двухполярное питание по такой схеме: рис. 2 только двухполярка. А ты что использовал, какие детали?
  11. Единственно что хочу добавить: не экономьте на питании. Общее питание стереоканалам противопоказано - стерео убивается напрочь! Либо RC цепочки в питании, либо 2-е моно. А далее кому как нравится... А на счёт перепадов уровня - всё зависит от 3-х факторов. Динамического диапазона записи, динамического диапазона усилителя и динамического диапазона преда. Чем оный у преда больше( и так же у уся), тем лучше. О записи не говорю, это само собой разумеется...
  12. Всем привет! Мужики, каждый сам для себя определяет - нужен ему предусилитель или нет (как автор данной темы). Я например, хотел заменить штатный пред в моём усилителе, поскольку он (в отличие от уся) оказался откровенно хуже,несмотря на более высокие,чем у усилителя характеристики. Начал пробовать схемы по принципу от простого к сложному. Затем увлёкся процессом и это теперь у меня хобби. Заодно повышаю свой уровень, поскольку институтов не кончал и специального образования нет. Вообще есть 2 абсолютно разных мнения: нафиг нужно и "да нужен". Я отношусь ко вторым. Пробовал свой усилитель подключать просто через регулятор громкости - не понравилось. Есть некая деградация звука. Когда регулятор перед предом - лучше(именно для моего уся) и нифига шум не добавляется поскольку качество и характеристики используемых предов превышают уровень усилка. Мало того, тесты показали что с качественным предом общий уровень полного усилителя повысился. Не говоря о качестве звучания: я как будто новый более дорогой усилитель приобрёл! Основной показатель, так называемая "вовлечённость" , когда хочется слушать и слушать...
  13. Вот ещё одна любопытная схемка, кажется с вегалабса, не помню уже, для ушей : После длительных экспериментов получилось вот это: К сожалению сейчас могу проверить только осциллом или на слух. Микра в реале 5534. В симуляторе эта схема выдаёт хрень, а в живую замечательный синус до уровня 6.8 В . Выше - клип. А вот на прямоугольнике всё не так хорошо. Жаль тестилка сдохла, прогнать в RMAA или Спектре не могу. На слух, в наушниках, басы - что-то фундаментальное! Пробирает аж до печёнок... Верхи чуть потусклее чем у Алана, но это может быть и из-за микры. Там у меня 49710. Короче схемку ещё до ума доводить нужно. Что поразило при тестировании - некоторые детали в музыке стали звучать ярче, как бы проявились. Основа есть, куплю новую тестилку, тогда поковыряю эту схемку ещё. 139;140 нужно сажать на радиаторы - ток приличный, греются. И опять нужны развязывающие RC цепочки по питанию - звук лучше и меньше искажения.
  14. Я уже прошёл этот путь, по которому движется автор данной рубрики, пересобирал в железе много предварительных усилителей, часть отсеялась, по разным причинам. Собирал в начале и последнюю схему, именно на отечественных деталях - не пошла! В основном думаю из-за полевиков. Основная проблема наших деталей - громадный разброс в качестве и усилении. Нужно делать на импорте. И ещё постоянно сталкивался с тем что, как правило, довольно мало схем соответствуют заявленным характеристикам. Ну и симуляторы хорошо, но в реале бывает всё по другому. Так что чем большими инструментами владеешь - тем лучше.
  15. Всем привет! Вот доработанная схема , правда параметры были измерены очень давно, до того как в аудиокарточке ASIO научили пользоваться. Сейчас наверное параметры можно получше измерить, но пока не могу - карта сдохла. А тогда намерил в стерео: THD=0,03% полоса пропускания до 50 кГц, после плавный спад до 350 кГц. Можно попробовать в спарке с NE5534, может шум уйдёт и характеристики улучшаться. А лично мне больше понравилась другая схема: Это если только дискретные интересны. А вот если против микросхемных предубеждений нет, то тут выбор гораздо шире: Во первых Солнцева - классика с великолепными характеристиками. Во вторых отсылаю к "Дайджест №21/2013" (Радиоежегодник). Там большая статья об высококачественных ушных усилителях,любой ушник это и предварительный усилитель. Ушник №2 от Алана Крауса: Вот он супер! Только выкинуть Д1-Д4 и вместо них поставить конденсатор 0,1 мк, далее R1=18k; C1=56 пф R3=0(перемычка); R2=1,8- 2,7к. Я входной конденсатор и катушку на выходе убрал, 100 ом на выходе микры можно уменьшить до 30 ом. Микра 5534 или LME49710. THD(моно)=0,0009%; стерео=0,0015%, забыл ещё: выходное сопротивление вместо выхода,посадить на общий провод- будет нагрузочным, а сигнал с выхода снимать через сопротивление 20-30 ом (небольшая защита) + ушник-пред. Питание либо 2-ное моно, либо свои RC цепи от общего стабилизатора: 51 ом/2 Вт / 1000-2000мк