Перейти к содержанию

Лидеры

Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 08.02.2019 в Записи блога

  1. В моём гнезде прибавление. В смысле, алгоритм вылупился. Не скажу, чтобы исключительно новый, вряд ли гениальный, но, мне кажется, заслуживающий внимания. Преамбула. Что мы понимаем под понятием "таймер"? Ну, не в смысле задатчика времени варки яиц всмятку, а в программировании? Это некая функция, которая "сама по себе" выполняется через заданные интервалы времени. Или же чуть иначе: функция выполнится через заданный интервал времени однократно. Наконец, и третья интерпретация тоже имеет место быть: таймер - это некий счетчик, который сам по себе считает, а мы можем время от времени поглядывать на его значение и принимать какие-то решения. Амбула. Как обычно реализуются таймеры в микроконтроллерном программировании? Безусловно, наиболее удобно - с задействованием аппаратных таймеров-счетчиков и прерываний от них. Существует вариант реализации и без этого, но сие удовольствие надо оставить пациентам более строгого режима лечения. С прерыванием от аппаратного таймера все понятно, но их количество (аппаратных счетчиков я имею ввиду) ограничено. И поэтому в общем случае используется модель "программных" таймеров на основе одного прерывания от аппаратного. Вот как, например, выглядит один из простейших вариантов: #define TIMER_CNT 5 static volatile uint8_t timer[TIMER_CNT]; // обработчик прерывания от таймера, вызывается каждую миллисекунду ISR(TIMER_vect){ for(uint8_t i=0; i<TIMER_CNT; i++){ if(timer[i]) timer[i]--; } } // вот так можно ограничить длительность цикла интервалом времени в 100 мс timer[0] = 100; while(timer[0]){ // что-то длительное if(какое-то-условие-неизвестно-когда-возникающее) break; } if(!timer[0]){ // из цикла вышли по таймауту } else { // из цикла вышли по условию } Вроде бы, все просто и понятно. И даже удобно. Я сам 100 раз так делал! Но есть и неприятности. Во-первых, надо постоянно следить за тем, какой "номер" таймера задействован в том или ином участке кода. Когда таймеров два или три - проблемы нет, а когда в разных функциях в разных модлях их по нескольку штук, можно и запутаться. Во-вторых, массив timer должен быть глобальным, что само по себе не страшно, но как-то не комильфо... В-третьих, сделать таймер не однобайтным, а двухбайтным, чтобы иметь возможность отсчитывать большие интервалы времени, уже так красиво не выйдет - следует обеспечивать атомарный доступ к значению счетчика... И главное: этот подход реализует только последний вариант таймера из числа рассмотренных в преамбуле, т.е. гибкость его ограничена. Путем нехитрых манипуляций можно заметно улучшить ситуацию. Хотя и несколько усложнив код: #include <util/atomic.h> #define TIMER_CNT 5 typedef uint8_t (*tmr_func)(void); typedef struct{ uint16_t counter; uint16_t duration; tmr_func func; } timer_t; static volatile timer_t timer[TIMER_CNT]; ISR(TIMER_vect){ for(uint8_t i=0; i<TIMER_CNT; i++){ if(timer[i].counter){ timer[i].counter--; if((timer[i].counter == 0) && (timer[i].func != NULL)) if(timer[i].func()) timer[i].counter = timer[i].duration; } } } void timer_start(uint8_t t, uint16_t duration, tmr_func f){ ATOMIC_BLOCK(ATOMIC_RESTORESTATE){ timer[t].counter = duration; timer[t].duration = duration; timer[t].func = f; } } uint8_t timer_out(uint8_t t){ ATOMIC_BLOCK(ATOMIC_RESTORESTATE){ return timer[t].counter == 0; } } // вот так можно заставить светодиоды мигать с разной частотой static uint8_t blink_led1(void){ PORTB ^= 1<<0; // светодиод на нулевой линии порта return 1; // для перезапуска функции } static uint8_t blink_led2(void){ PORTB ^= 1<<1; // светодиод на первой линии порта return 1; // для перезапуска функции } timer_start(0, 500, blink_led1); timer_start(0, 300, blink_led2); while(1){ // тут что-то делаем, а светодиоды тем временем мигают каждый по-своему } Разумеется, здесь уже и атомарность доступа к значению счетчика реализована (ценой вызова отдельной функции), и все вариаты из преамбулы тоже. Надеюсь, очевидно, что если переданная в таймер функция вернет 0, она больше не будет вызываться после того, как таймер истечет? Чем вам не RTOS в минимальном виде? Главное условие в применимости такого подхода - предельно быстрое исполнение таймерной функции. Но при использовании автоматов состояний этим способом можно решать большой спектр практических задач. Но проблема с "учетом" таймеров осталась. Да и если вы вдруг станете нуждаться в бОльшем количестве таймеров, чем TIMER_CNT, вам придется эту константу менять. И в случае, если вы модифицируете старый проект, и старое количество таймеров вам не нужно, то тоже надо это вручную менять. Мелочь, а неприятно. Хорошо было бы, если бы в любом месте кода описал свой отдельный static (т.е. невидимый другим) таймер, и пользуешься им. Не нужен -удалил его описание, и не пользуешься. А "система" сама заботится о том, чтобы таймер "тикал" или не "тикал", если не нужен. И обычно для этого используют возможности RTOS. Хотя... Хотя максимальное количество выделяемых RTOS таймеров позапросу пользователя тоже ограничено значением какой-то константы... Но и из этого исхода есть выход! Только об этом в следующий раз. Т.е. о самом главном я и не сказал...
    1 балл
×
×
  • Создать...