Перейти к содержанию

Недочастотник


Рекомендуемые сообщения

Название девайса далеко не случайно. Объясняется оно прежде всего принципиальным нежеланием конкурировать с изготовителями частотников и решает вполне конкретную epre. задачу. Заключается она в том, что у меня в закромах давно и безнадежно осел частотник от Delta типа VFD075E43A, по которому прогулялась молния. Оно бы и ладно, если бы ремонт ограничился заменой модуля, восстановлением дорожек и заменой микросхем, но в данном случае умер МК. Умер по скотски – он работает, но жутко греется. Купить платы на ибэе или али по разумной цене не представилось возможным, дешевле б\у частотник купить.

Короче, смотрел я на этот частотник, смотрел и пришла мне в голову мысль сделать из него недочастотник.  Под этим термином я обозначил некое устройство, которое будучи включенным в электросеть, управляет асинхронным двигателем, но более ничего. Т.е. никаких цепей контроля, никаких датчиков тока, никаких обратных связей, параметров мотора и т.п. нет от меня в принципе. Иными словами, главный лозунг частноникостроителей о том, что их изделия спасают двигатель, было намеренно проигнорировано. И не случайно – по моим наблюдениям, сгоревший частотник действительно спасает двигатель, только вот в российских условиях отремонтировать или заменить двигатель зачастую гораздо проще, чем спасший его частотник.

Анализ сгоревшего частотника показал, что с него можно использовать:

- его форм-фактор,

- блок питания (после его ремонта),

- радиатор,

- вентилятор.

Сразу скажу, что решение по использованию форм-фактора оказалось ошибочно. Многочисленные попытки впихнуть свое в имеющуюся коробку хоть и имели в итоге успех, но успех, по моему мнению, неоправданный – гораздо разумнее было бы пихать начинку в собственный ящик, тем более, что ни габариты, не вес, ни размеры никто не ограничивал.

IGBT. Одно время через мои руки проходили некие китайские драйверы HB-B3C для управления китайскими же гибридными шаговыми двигателями. Сразу бросилось в глаза, что, несмотря на жесточайшую эксплуатацию, ни у одного из этих драйверов не вылетел модуль IGBT. Причина проста – в них стоят т.н. интеллектуальные модули IGBT. Их особенность в том, что, во-первых, в них встроены собственные цепи управления транзисторами, а во-вторых, в них же находятся и схемы защиты. Довольно прикольно наблюдать мигающий красным светодиодом драйвер при КЗ в нагрузке, и при этом ему ничего не делается. В итоге, для недочастотника был выбран интеллектуальный модуль от Mitsubishi. Любопытно, что на али и ибэе предлагаются точно такие же модули от Hitachi, разница лишь в цене и… шаге контактов разъема.

МК. Рассматривались два варианта: MC3PHAC и STM32.

Исходя из цены, доступности и универсальности был выбран STM32, причем bluepill.

А с кодом возникла история. Так как я ни разу не программист, появилось естественное для ламера желание использовать какой-нибудь готовый исходник, упростив его до приемлемого уровня. Но, как ни странно, в рунете ничего готового найти не удалось. Совсем ничего. Все разговоры об применении STM32 в частотнике начинались и заканчивались пустыми разговорами. Довольно с большим трудом удалось найти пакет STM32_FOC_ACIM, который создавался еще во времена до Standard Peripherals Library. Библиотека FOC на Std очень похожа, это помогало разбираться в коде. Код навороченный ужасно, да оно и понятно почему – он написан для настоящего векторного частотника. В результате плясок с бубном был создан код, в общем выполняющий задачу. Однако движок крутиться не захотел, поэтому я не нашел иного способа проверить свой недочастотник, как написать для него  код самому. ( В последствие оказалось, что просто оторвался провод от движка).

Это оказалось намного проще, чем я ожидал. Код написан с использованием CubeMx и HAL. Для формирования синуса использован массив на 768 точек, управление с помощью двух таймеров, без применения DMA. В диапазоне от 20 до 50 Гц использована скалярная пропорциональная зависимость напряжения от частоты, общий диапазон регулирования частоты: примерно от 20 до 60 Гц. Частотник не имеет кнопок, включение при подаче на него питания, с задержкой на блокировку резисторов в цепи заряда емкостей и плавным разгоном от 20 Гц до установленной регулятором. Присутствуют два светодиода-индикатора: зеленый – питание и красный  - авария. Используемый аварийный сигнал – штатная защита по току от модуля IGBT, причем она переведена в триггерный режим.

Как уже упоминалось выше, частотник почти не контролирует входное напряжение. Это означает, что от бытовой электросети 220В можно запросто питать трехфазный двигатель. С естественной потерей мощности при этом.  Проще говоря, подключать можно что угодно к чему угодно, если конечно понимаешь последствия.

Особая благодарность:

1.      Борисевичу А.В., доценту Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидату технических наук;

2.      По прежнему категорически не разрешающему себя оглашать лицу с котофорума.

Приложение:

1.      Фото недочастотника внутри и снаружи.

2.      Принципиальные схемы.

3.      Печатки двух узлов.

4.      Прошивка STM32 bluepill.  

 

 

фото 6.jpg

фото 7.jpg

Main_board.JPG

STM32.JPG

ТМ1637.JPG

IND_5.lay6 STM32_blue_inv_FINAL_IND_ВИД_СНИЗУ.lay6

ML.hex

Никогда не спорьте с дураками. Они опустят Вас до своего уровня и победят за счет опыта.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

Думал примерно на эту же тему, но в другую сторону немного,  обвес и управление сделать от питания на 220 в. а силовую часть с запасом по мощности киловатт до четырех-пяти и возможности питания как от 3х380 так и от 1х220, примерно по вашей схеме, но до реала пока не дошел , может этой зимой займусь.

Изменено пользователем paul-th
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20% скидка на весь каталог электронных компонентов в ТМ Электроникс!

Акция "Лето ближе - цены ниже", успей сделать выгодные покупки!

Плюс весь апрель действует скидка 10% по промокоду APREL24 + 15% кэшбэк и бесплатная доставка!

Перейти на страницу акции

Реклама: ООО ТМ ЭЛЕКТРОНИКС, ИНН: 7806548420, info@tmelectronics.ru, +7(812)4094849

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...