"Электровеер"
Жена у меня имеет напряженные отношения с жарой. Поэтому всегда носит с собой веер, обмахиваясь которым, как-то приводит условия внешней среды к приемлемым. Правда, руки быстро устают... Разбирая загашники, наткнулся на поломанный кулер для старого процессора Pentium (дефект рамки справа сзади).
Выбрасывать рука не поднялась, поэтому выломал кулер из рамки.
Дует от 12 В весьма прилично, при этом ток потребления менее 100 мА. Оказалось, кстати, что крыльчатка посажена еще и на подшипник качения! (шарикоподшипник, если кто не в теме).
Вопрос с корпусом решился тоже перебором загашников. В них нашлись два вышедших из строя светодиодных фонарика. Раньше такие продавались буквально на каждом шагу за смешные деньги.
После изъятия из них осветительного блока оказалось, что их корпуса телескопически прекрасно входят один в другой.
В одном из корпусов (левом) разместился аккумулятор 18650 на 2000 мА*ч, а в другом - преобразователь 3,7 В > 12 В.
Кулер прекрасно "сел" на завинчивающуюся крышку, из которой был удален выключатель.
Желание выполнить повышающий преобразователь с максимально возможным КПД и входным напряжением 4...3 В, привело к решению использовать в качестве ключа полевой Logic Level транзистор, тоже нашедшийся в загашниках (снятый с материнской платы). А вот при поиске схемы преобразователя на полевом транзисторе оказалось, что в Интернете подобных схем всего три-четыре и обчелся... Схемы на задающих генераторах типа 555 таймера и МС34063 интуитивно не понравились. Все-таки, входное напряжение маловато для надежной работы этих микросхем. Из блокинг-генераторных, правда, нашлась одна, взятая за основу:
Доработка касалась дополнением её стабилитроном ZD1, защищающим затвор низковольтного полевика и резистором R2, защищающим эмиттерный переход биполярного транзистора. Вследствие относительно малого объёма корпуса, схема выполнена на двух платах. Окончательная схема с поплатной разбивкой расположения деталей:
Печатные платы диаметром 21 мм (они же в файле *.lay6 - также в аттаче):
В распаянном виде:
Платы собраны в виде "этажерки", соединенные тремя проволочными стойками; сверху и снизу защищены изолирующими пластинками:
Трансель намотан на "гантели" диаметром 9,5 мм и высотой 10,5 мм. В первичной обмотке - 30 витков провода 0,34 мм, во вторичной - 60 витков провода 0,12 мм. Выводы вторичной обмотки выведены гибкими проводниками в виде "косичек", чтобы можно было не заморачиваться с разводкой, а скоммутировать начало-концы обмоток "по месту". Что и пришлось делать.
После замены мест подпайки концов вторичной обмотки преобразователь запустился сходу. Выходное напряжение = 11,5 В, ток потребления от аккумулятора = 0,35 А. КПД оказался равным 64%. Не айс, конечно, но и ожидать чего-то феноменального для такой простой схемы тоже не приходилось.
Жена рада-радехонька. Я тоже. Смог апробировать простой повышающий преобразователь, который можно рекомендовать для повторения.
В заключение - большая просьба: НЕ НАДО МНЕ НИЧЕГО СОВЕТОВАТЬ! Я отписался о проделанной работе. Она завершена и изменению не подлежит. А вот на вопросы, если они возникнут, отвечу.
Добавлено:
Моей большой ошибкой было применение кулера без защитного кольца. После пары падений получилась вот такая беда (внизу) :
А поскольку лопастей нечетное количество, то и отцентрировать крыльчатку отламыванием оппозитных невозможно. Пришлось пожертвовать еще одним таким же кулером и выпилить его лучковым лобзиком вместе с защитным кольцом (вверху).
4 Комментария
Рекомендуемые комментарии
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы публикуете как гость. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.