Jump to content
  • entries
    40
  • comments
    1045
  • views
    38668

Автостробоскоп с тахометром

 Автомобильных стробоскопов для регулировки угла зажигания известно множество, поэтому данная разработка является "одной из многих" и не заслуживает оформления в виде статьи.

В прошлом веке они делались на основе газоразрядных ламп-вспышек, а нынче им на замену пришли светодиоды. Компонентная база - самая различная - от логических элементов и триггеров до таймеров. Схемы из Интернета - под спойлером.

Скрытый текст

03.jpg.cae15e85ce81736b08886a568c194388.jpg01.png.967630a5699df0705099438782dad2bc.png02.gif.a84eefef46c8b242a0814a184612d1f7.gif

Заказчик (начальник отдела механизации) выдвинул еще одно пожелание - снабдить устройство тахометром, показывающим частоту оборотов коленвала. Поэтому пришлось разрабатывать устройство заново. Почти все детали были взяты из загашника. Прикуплены только "крокодилы" (к клеммам аккумулятора и для емкостного датчика), светодиодная матрица и разборный разъем питания.

Первым этапом была апробация индуктивного датчика искрообразования (200 витков на расколотом ферритовом кольце, одеваемом на провод первого цилиндра. Осциллограммы при испытании показали, что ни о какой индуктивной связи речи не идет даже близко. Датчик с  катушкой ТТ оказался емкостным. Поэтому не мудря лукаво он был изготовлен из "крокодила", с приклепанной к его бранше полоской стеклотекстолита, на которой распаяны конденсатор С1 на 100 пФ х 2 кВ и входные резисторы R1R2 (на фото они еще отсутствуют):

5b51d9119f230_.jpg.31fa9521c4bed97db889201e228681f9.jpg

В качестве элементной базы был выбран сдвоенный одновибратор К561АГ1:

5b614ac52b14a_.thumb.GIF.7748572bf2c174a707cd69f42c5d7d31.GIF

На первой половинке (DD1) собран одновибратор аналогового тахометра с выходом на стрелочную измерительную головку на 500 мкА. Его вход отвязан от датчика буферным ключевым каскадом на VT1. Кроме функции тахометра этот одновибратор играет еще и роль защиты от ложных срабатываний - пока не закончится формирование выходного импульса, не запустится повторно следующий каскад (проблеск).

На второй половинке (DD2) собран одновибратор проблеска, нагруженный на управляемый источник стабильного тока на 3 А, нагрузкой которого, с свою очередь, явилась светодиодная матрица на 10 Вт. с неработающей центральной цепочкой светодиодов (итого суммарно на 6 Вт).

5b51d9145351d_.jpg.f9af17417371118b95e39eb1d77f8996.jpg

Матрица установлена на радиаторе северного моста материнской платы, прикрепленной к удлиняющей ручке.

5b51d913526d2_.jpg.dd276f115482fbdc5698d5ba54ae7d33.jpg

Питание одновибраторов застабилизировано интегральным стабилизатором 78L09 на 9 В. Вся "лепестроника" размещена на печатной плате (кроме конденсатора С9, установленного прямо на входном разъеме питания):

5b51d9111ee65_.PNG.97c155485bd81cc153df32d9b30c615b.PNG

5b51d915f2db8_.JPG.a43e8e7cd18b50580fa885eaafbbd779.JPG

Кроме того, на разъеме же установлен диод Шоттки на 3 А, защищающий от переполюсовки при подключении к клеммам аккумулятора.

И все это помещено в корпус от малогабаритного компьютерного блока питания:

5b51d912d2285_2.jpg.04aa060e64eb502cec6f46ab8a6396cd.jpg

В отверстие от кулера тютелька-в-тютельку поместилась стрелочная головка:

5b5302cbaa406_.JPG.6e428894ce722809a1d2db30e0ab0ea7.JPG

Резистор R9 регулировки длительности проблеска вынесен с печатной платы на корпус (вверху слева) для удобства подстройки. Включатель проблеска на ручке (как было показано на схеме) не уместился, поэтому тоже размещен на корпусе (красный тумблер справа по центру). Исключительно чтобы лишний раз не "напрягать" светодиодную матрицу. Все-таки, хоть скважность импульсов и велика, но и ток большой.

Попытался я сделать на головку шкалу программой Старичка "Shkala" - не получилось. Нет в ней таких приборов. Пришлось делать SPlan'ом.

Калибровка частотомера производилась от переменного напряжения 50 Гц х 3 В, что соответствовало 3000 об/мин. прямо на вход датчика, минуя конденсатор С1.

Испытания этого "чудо-девайса" ;) оказались вполне удачными. Яркости было достаточно для наблюдения за меткой, "поднятой" белым маркером для ретуши текстов, в облачный день под капотом машины, стоящей во дворе. Длина ручки позволила подносить головку к любым движущимся частям мотора без опасности получения травм. Наличие частотомера тоже было информативным.

Автостробоскоп.lay6

  • Like 2
  • Upvote 3


13 Comments


Recommended Comments

R12 перенести в эмиттер. Минимальное значение К561АГ1 для внешнего резистора равно 5 кОм по даташиту. 

Вопрос есть - длительность вспышки одиночного светодиода меньше, чем нескольких последовательно ?

 

Share this comment


Link to comment
16 минут назад, РадиоНастройщик сказал:

R12 перенести в эмиттер

Эмиттер чего и зачем?

Одинакова. Смотрел осциллографом. Потому и АГ1 применил, срабатывающую по фронту запускающего импульса.

Share this comment


Link to comment

R12 в эмиттер VT2, а базу на R13, чтобы по температуре не гулял порог срабатывания.

R10 стоит на 1 кОм, а нужно МИНИМУМ 5 кОм по даташиту, иначе будут проблемы.

По засветке надо смотреть. Учитывая, что последовательно диоды дают более крутую характеристику, чем один.. Для светодиодов было бы интересно это узнать

Share this comment


Link to comment

@РадиоНастройщик , сначала разберитесь с принципом работы стабилизатора тока и характеристиками устройства - какие критичны, а какие - нет и только потом рискните давать советы. 

Share this comment


Link to comment

По поводу 1 или 5 кОм - просто ошибка в схеме. Должно было быть 5,1 кОм, но пятерка потерялась. За указание на ошибку в схеме - спасибо. Исправлено. Минимальный номинал был выбран из-за вынесения подстроечного резистора на корпус.

А вот "температурная стабильность" для НЕ измерительного устройства, эксплуатирующегося всего несколько минут - просто глупость.

 

Share this comment


Link to comment

Перебирая загашники, наткнулся на старую осветительную головку из семи сверхъярких светодиодов с током по 20 мА каждый:

5b5cb046cbf93_.jpg.04cbe2803859e82f7dbbce556222ffb9.jpg

Все светодиоды включены параллельно с индивидуальными токоограничительными резисторами на 200 Ом. Яркости при апробации оказалось совершенно недостаточно, из-за чего эта головка и оказалась "похороненной" в загашнике. 

Поэтому все схемы на "обычных" малотоковых светодиодах (которые под спойлером) либо IMHO никогда так и не запускались в работу, либо то, что они якобы рабочие - брехня. Тут достаточными оказалось не менее 6 1-ваттных светодиодов с 5-кратным импульсным превышением тока! И то в тени капота.

Share this comment


Link to comment

Схема класс. Единственное что я бы добавил - перед С9 диод шотки в прямом включении а то автомобилисты любят плюс с минусом местами менять.

Share this comment


Link to comment

Он там так и стоит, просто на схеме не показан. Кстати, схему я поменял - на предыдущей была ошибка: 12-й вывод шел на питание, а должен идти на общий, как сейчас показано.

Share this comment


Link to comment
В 28.07.2018 в 21:09, Falconist сказал:

Поэтому все схемы на "обычных" малотоковых светодиодах (которые под спойлером) либо IMHO никогда так и не запускались в работу, либо то, что они якобы рабочие - брехня.

Последняя схема под спойлером рабочая , испытана лично , в качестве источника света использовался мелкий фонарик с 3 светодиодами в ручку которого , вместо блока батареек и была помещена плата , предполагаемые на плате светодиоды не монтировались , а были подключены при помощи проводов установленные в фонарике 

стробоскоп авто.lay6

 

Edited by LehaMospinchanin

Share this comment


Link to comment
В 01.08.2018 в 08:48, Falconist сказал:

200 витков на расколотом ферритовом кольце, одеваемом на провод первого цилиндра

Осталось допилить до универсальности с вариантом для авто с катушками зажигания на каждый цилиндр.

Share this comment


Link to comment

Приветствую. Хочу собрать себе , для регулировки лодочного мотора, а есть печатка в формате .lay ?

Share this comment


Link to comment

Рисунок печатки выложен в записи. Но ее пришлось "допиливать напильником". Можно, конечно, взять за основу, но по мере изготовления она мне самому разонравилась.

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...