Понадобилось мне управлять коллекторным мотором мощностью 200 Вт, питаемым от сети 230 В, с возможностью регулировки скорости и направления вращения ротора. Если со схемой низковольтного Н-моста никаких особых заморочек не существует, то при высоковольтном питании повыползали сложности, в первую очередь с комплектовкой "верхнего" ключа, поскольку ассортимент мощных высоковольтных транзисторов прямой проводимости (P-N-P) весьма скуден. Да и маломощные не блещут широтой ассортимента. То же касается и полевых транзисторов с Р-каналом. Схема - "классическая", на биполярных транзисторах, но дополненная и расширенная:
Обойти эти "грабли" удалось применением в верхнем ключе составных транзисторов (P-N-P + N-P-N) по схеме Шиклаи (VT3VT6 - VT7VT9). Для нижнего ключа (VT4VT5 - VT8VT10) обошелся схемой Дарлингтона. Составные транзисторы для нижнего ключа пришлось применять из-за довольно большого номинала резисторов R4R10, не обеспечивавшего достаточного тока в базы VT5 и VT8. ШИМ-ирование осуществлялось закорачиванием баз транзисторов VT2 и VT11 на общую шину транзисторами VT1 и VT12. Конечно, развязку можно было бы сделать и диодами, но где уже применено 10 транзисторов, еще пара копеечных погоды не сделает.
Схема заработала сразу, без каких-либо нареканий.
26 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы публикуете как гость. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.