Перейти к содержанию

Зачем Нужен Защитный Диод Параллельный Вентилятору?


Рекомендуемые сообщения

Во многих схемах управления электродвигателем (вентилятором) встречаются защитные диоды, как например тут

shema_6_thumb.jpg

Я понимаю, что это нужно для защиты транзистора от обратного тока. Но хотелось бы понять в каких случаях этот диод необходим, а в каких им можно пренебречь.

Подвержены ли сгоранию от обратного тока все транзисторы или только полевые?

Каким параметром транзистора определяется сгорит он или нет (в даташитах)?

Компьютерный 12В вентилятор останавливается медленно, в нём обратный ток минимален?

P.S. Собрал ШИМ-регулятор оборотов компового вентилятора (12В 0.3А) на NE555 и транзисторе BC337. Диод забыл поставить, но и так всё замечательно работает. Можно ли и дальше "забывать" про этот диод?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

Я понимаю, что это нужно для защиты транзистора от обратного тока.

Нет. Для защиты запираемого транзистора от пробоя напряжением самоиндукции обмотки. Вместо него можно ставить, например, RC цепь но диод интеллигентнее.

В компьютерных вентиляторах обмотки управляются встроенным драйвером и угрозы не представляют.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20% скидка на весь каталог электронных компонентов в ТМ Электроникс!

Акция "Лето ближе - цены ниже", успей сделать выгодные покупки!

Плюс весь апрель действует скидка 10% по промокоду APREL24 + 15% кэшбэк и бесплатная доставка!

Перейти на страницу акции

Реклама: ООО ТМ ЭЛЕКТРОНИКС, ИНН: 7806548420, info@tmelectronics.ru, +7(812)4094849

обычно это делают, чтобы транзистор не убило током из-за самоиндукции катушки двигателя, в данном случае это лишнее.

С уважением, Максим. Ко мне на ТЫ.

Уважительно относитесь к другим пользователям форума и Вам ответят тем же!

Мой блог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выбираем схему BMS для корректной работы литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

 Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ, также как и для других, очень важен контроль процесса заряда и разряда, а специализированных микросхем для этого вида аккумуляторов не так много. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список имеющихся микросхем и возможных решений от разных производителей. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

если например, используется транзистор (побарабану какой) скажем на 20 вольт, в схеме с 12 в питанием, то при использовании индуктивной нагрузки выбросы с нее суммируются с напряжением питания. 12 вольт питания + скажем 12 вольт выбрасывает индуктивная нагрузка = 24 вольта. транз сгорает так как на 4 вольта превышает макс

"Вместо него можно ставить, например, RC цепь но диод интеллигентнее." снаббер используют в высоковольтной высокочастотной цепи

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Каким параметром транзистора определяется сгорит он или нет (в даташитах)?" например вот : ABSOLUTE MAXIMUM RATINGS (TA = 25°C)

Drain to Source Voltage (VGS = 0 V) VDSS 20 V

"Подвержены ли сгоранию от обратного тока все транзисторы или только полевые?" все кроме полевых с паразитным диодом. но даже они могут перегореть на высокой частоте и их шунтируют ультрафастом

Изменено пользователем Moderator
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ко всему прочему добавлю.

Выбросы напряжения самоиндукции не обязательно будут равны питающему напряжению, а могут быть в несколько раз больше его.

Но если применить транзистор с запасом (например, при питании от 12 В, взять транзистор на макс. напряжение 200 В), то ничего транзистору не будет

"Подвержены ли сгоранию от обратного тока все транзисторы или только полевые?" все кроме полевых с паразитным диодом. но даже они могут перегореть на высокой частоте и их шунтируют ультрафастом

А вот тут неверно.

При закрывании транзистора, напряжение самоиндукции как-бы стремится продолжить ток. Но так как цепь разомкнута, на сток транзистора попадет напряжение самоиндукции, сложенное с напряжением источника питания. Обратный диод на транзисторе не спасет

post-35866-0-24197800-1398343098.jpg

А по такой схеме напряжение самоиндукции ограничено прямым напряжением на диоде, ток замыкается через диод

post-35866-0-91626300-1398343776.jpg

Изменено пользователем receiver
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

к выше сказаному хочу добавить ещё одно, не забывайте что мотор постоянного тока может работать как генератор, если покрутиь ротор мотора в обратном направлении то мотор будет вырабатывать ЭДС с обратной поляростью и это ЭДС может вывести из строя транзистор или вообще всю схему в которую он включён, для предотващения этого применяют диод.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если например, используется транзистор (побарабану какой) скажем на 20 вольт, в схеме с 12 в питанием, то при использовании индуктивной нагрузки выбросы с нее суммируются с напряжением питания. 12 вольт питания + скажем 12 вольт выбрасывает индуктивная нагрузка = 24 вольта. транз сгорает так как на 4 вольта превышает макс

На катушке даже на катушке реле ЭДС самоиндукции может вырасти при выключении транзистора до нескольких киловольт, так что на индуктивную нагрузку постоянного тока диод вобратном включении обязателен

"Вместо него можно ставить, например, RC цепь но диод интеллигентнее." снаббер используют в высоковольтной высокочастотной цепи

Снаберная цепь используется при комутации индуктивной нагрузки переменного тока

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да ужpost-35866-0-53810200-1398364870.gif Тут следует еще рассматривать двигатель не только как индуктивную нагрузку, но и как источник, когда он крутится по инерции.

Получается, когда транзистор закрылся, а мотор продолжает крутиться по инерции и работает как генератор. Тогда его ЭДС вычитается из ЭДС источника питания.

Но тут еще интересно, что происходит при питании двигателя импульсами (в случае ШИМ). Честно говоря никогда не задумывался об этом и в конструкциях всегда ставлю параллельно двигателю диод.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ШИМ фигово без этого диода работает - мощность не развивает на промежуточных фазах, крутит медленно. Ну оно и понятно, с индуктивной нагрузкой то... А там где назначение типа "выключатель" вообще диод никогда не ставил и ничего не сгорело пока...(повезло?). Но с другой стороны от установки одного диода не убудет... а перестраховаться лишний раз - оно хорошо.

интересно, что происходит при питании двигателя импульсами (в случае ШИМ).

И на ваш вопрос случайно ответил. :D В моём случае я диод как всегда не поставил, когда в первый раз ШИМ начал пробовать - и двигатель довольно жирный был с хорошей "генерацией". В итоге вышло, что двигатель вообще стоял до %60-ШИМ а потом еле раскручивался и при приближени к максимальному заполнению только %30 развивал по скорости. А мощности вообще никакой не давал, еле крутился. Посоветовали на этом форуме диод поставить - поставил - заработало сразу как надо всё.

Но это могло у меня так получиться, т.к. все эти эффекты должны зависеть от частоты ШИМ и индуктивности мотора. Возможно при какой то вариации и без диода будет работать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже как-то при настройке включил схему плавного пуска мотора (с ШИМом) без обратного диода. Стало "глючить" ( в смысле не меня, а двигатель). После подключения диода всё встало на свои места :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не смотрели, что получается с ШИМа без диода? Там от нормального ШИМа ничего не остается, по этому и получается, что у двигателя никакая мощность и не управляется по нормальному. Плюс транзистор у меня грелся ооочень сильно без диода...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...