Перейти к содержанию

Ремонт ЗУ УЗР-П-12-6,3


Рекомендуемые сообщения

Добрый день! Может не совсем в тему. Есть зарядное устройство "РЕЙД" УЗР- П- 12 - 6.3 не как у всех, а совсем другое. Старое советское 1990г выпуска г.Куйбышев. Исправное. Схема прилагается из его паспорта. Проблема в высоких напряжениях заряда современных аккумуляторов VAG  51А (варта) или 72А (Exide) начальное напряжение и в течении первых 2-5 часов заряда это 17.5- 16.8 В. Регулятором от 0 до 7 Ампер работает исправно, но напряжение всегда очень высокое. На плате два подстроечника не помогли. Думаю поменять стабилитрон VD3 с Д814Д на меньшую отсечку. Ни кто это не делал ???

схема УЗР - Рейд .JPG

Изменено пользователем Виталий 163
загрузка схемы
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

20% скидка на весь каталог электронных компонентов в ТМ Электроникс!

Акция "Лето ближе - цены ниже", успей сделать выгодные покупки!

Плюс весь апрель действует скидка 10% по промокоду APREL24 + 15% кэшбэк и бесплатная доставка!

Перейти на страницу акции

Реклама: ООО ТМ ЭЛЕКТРОНИКС, ИНН: 7806548420, info@tmelectronics.ru, +7(812)4094849

При наличии времени, желания и возможности "перерисовал" (для себя, мне 78 лет) принципиальную схему УЗР Рейд. На уровне своего маразматического понимания уяснил алгоритм работы и особенности схемотехники. Возможно кого-нибуль заинтересует. Если допустил ошибки, то пож. укажите.

Рейд.GIF

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выбираем схему BMS для корректной работы литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

 Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ, также как и для других, очень важен контроль процесса заряда и разряда, а специализированных микросхем для этого вида аккумуляторов не так много. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список имеющихся микросхем и возможных решений от разных производителей. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

39 минут назад, anatoliy563 сказал:

Если допустил ошибки, то пож. укажите.

вывод обмотки реле сидящий на минусе, вместе с параллельным конденсатором и всё что правее, на оригинальном скане соединено с минусом ("заземлением" - на вашей схеме) а не "общим проводом"... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@anatoliy563

заметил ещё пару ошибок.

контакты реле К1.1 и контакты кнопки пуск (параллельно контактам реле), нужно включить в разрыв провода между катодом стабилитрона и верхним выводом R4 (верхние выводы R4 и R6 соединить).

верхний вывод резистора R2, нужно отсоединить и присоединить к верхнему выводу R4.

Изменено пользователем 123 45
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@123 45 , ещё раз прошу принять мои благодарности, косяки поправил.  К "тиристорным" ЗУ у меня слабость, сталкиваюсь с ними очень давно, вопросов не возникает, а вот "ограничители напряжения" постараюсь проверить  в Мультисиме (поверхностно владею только этой программой модулирования).

Рейд.GIF

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, anatoliy563 сказал:

косяки поправил

 

19 часов назад, 123 45 сказал:

верхний вывод резистора R2, нужно отсоединить и присоединить к верхнему выводу R4.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

В Мультисиме ограничители напряжения (заряда и разряда) работают безукоризненно. Отсюда следует, что ошибок в копировании принципиальной схемы нет. Можно "воплощать" в железо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.11.2022 в 15:38, anatoliy563 сказал:

ошибок в копировании принципиальной схемы нет

в принципиальной - наверное нет. но есть некоторое отличие, которое может иметь значение при ремонте и изменениях (для оригинального ЗУ): полярность подключения кнопки S1.1, отсутствие неиспользуемых контактов переключателей и их нумерации, отсутствие сетевого предохранителя, C1 и трансформатора, отсутствие разъёмов и несовпадение нумерации компонентов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.10.2022 в 11:58, anatoliy563 сказал:

Если допустил ошибки, то пож. укажите.

Конденсатор C1 отсутствует. Должен быть перед трансформатором.
Конденсатор C1 рядом с VT1 должен быть C2.
Конденсатор C2 рядом с реле должен быть C3.
Конденсатор C3 рядом с VT2 должен быть C4.
И т.д.

В 25.09.2022 в 10:56, Виталий 163 сказал:

Проблема в высоких напряжениях заряда современных аккумуляторов VAG  51А (варта) или 72А (Exide) начальное напряжение и в течении первых 2-5 часов заряда это 17.5- 16.8 В.

Что-то я так и не понял, что за проблема с высокими напряжениями.

1. Заряжает до слишком высокого напряжения и не останавливается. В этом случае, скорее всего, обрыв в подвижном контакте R10.
Неплохо бы померить напряжение на выводах R9, R10, R11. По замерам сразу будет понятно, что к чему.
Для проверки остальных элементов можно замкнуть коллектор и эмиттер VT2. Реле K1 должно щелкнуть (щелчок будет очень слабым), а зарядка прекратится при любом напряжении ниже нормы.

2. Заряжает до слишком низкого напряжения (рано прекращается зарядка).
Если все элементы исправные, то увеличивать сопротивление R11. Поставить 470 ом. Если мало, то 680 ом. Дальше увеличивать опасно, скорее всего есть неисправность.
Вообще говоря, удивляет отсутствие какого-либо конденсатора между средним выводом R10 и эмиттером VT2. Возможно ложное срабатывание по пульсациям напряжения.

Изменено пользователем avv_rem
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо всем за пожелания и дополнения по "изображению" перерисованной мной схемы. Сделать абсолютную копию - такой цели перед собой не ставил. Главное: интереса ради хотелось уразуметь схемотехнику своих земляков из Новосибирска (родом я из Западной Сибири) времён развала СССР. На мой взгляд, для измерения напряжения на клеммах АКБ при заряде желательно использовать стрелочный прибор среднеквадратичный, т.к. заряд АКБ осуществляется импульсами с возможностью регулировки по амплитуде и скважности. Простенький китайский мультиметр может давать существенные несоответствия.  Да и при достижении номинального (выставленного) U на АКБ ЗУ отключится, но при снижении этой напруги на АКБ автоматически само уже не включится, т.е. при таком раскладе отсутствует "гистерезис", последний не был бы лишним, имхо. Но в целом "творение" вполне приемлемо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, anatoliy563 сказал:

Сделать абсолютную копию - такой цели перед собой не ставил.

А зря. Именно понятно разрисованный оригинал исходной схемы представляет наибольшую ценность.

15 часов назад, anatoliy563 сказал:

Да и при достижении номинального (выставленного) U на АКБ ЗУ отключится, но при снижении этой напруги на АКБ автоматически само уже не включится, т.е. при таком раскладе отсутствует "гистерезис", последний не был бы лишним, имхо.

Вся проблема в том, что применен тиристор VS2.

Но чисто теоретически можно ПОПРОБОВАТЬ сделать и повторное включение и гистерезис. Для этого нужно:

1. Заменить тиристор VS2 npn транзистором.
2. Резистор R11 заменить двумя последовательно соединенными. Суммарное сопротивление должно остаться 330ом, а соотношение номиналов определит гистерезис. Ориентировочно 200 + 130 или 180 + 150.
3. Среднюю точку резисторов R11' + R11'' соединить через диод с коллектором установленного транзистора.
4. Резистор R13 перенести в цепь базы установленного транзистора.

Изменено пользователем avv_rem
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, avv_rem сказал:

 

1. Заменить тиристор VS2 npn транзистором.
 

Я бы категорически этого не стал делать. Теряется "квинтэссенция" этого ЗУ. Изменяются характеристики импульса (рваная выпрямленная синусоида). Проще замутить триггер с гистерезисом и маломощным ключом шунтировать фазосдвигающий конденсатор, временно выключая силовой тиристор. Примеров промышленного изготовления подобных ЗУ прошлого века в инете "море".  Но, "каждому своё", ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, avv_rem сказал:

 

Но чисто теоретически можно ПОПРОБОВАТЬ сделать и повторное включение и гистерезис.

Извините старого маразматика, поспешил, не разобрался. Подкорректировал своё "художество" по Вашим рекомендациям (во вложении обозначил синим цветом, КТ315 предложил из-за схожей с КУ101 распиновкой)). Пож. взгляните на схему, есть ли в "изменениях" ошибки?705184451_().thumb.GIF.12b06fb3413571dd4102bf08808fb6a7.GIF

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, anatoliy563 сказал:

есть ли в "изменениях" ошибки?

Да. Примерно так, только:

1. Между базой и эмиттером VT5 нужно еще добавить резистор R14 на 1…2,2кОм, иначе транзистор не закроется.

2. Сопротивление R13 увеличить до 4,7кОм.

3. Возможно, R11' и R11'' нужно будет поменять местами при настройке.

4. И что-то нужно будет предпринять для защиты от ложных срабатываний. Хотя бы поставить конденсатор между подвижным контактом R10 и эмиттером VT2. Ориентировочно 10мкФ или больше.

5. Еще вопрос. Как выглядит стабилитрон VD6? Схема будет срабатывать при токе 0,65в / 1000ом = 0,65мА. Это маловато для Д818Б, если он не в таком же мелком корпусе как у КД522Б.

Изменено пользователем avv_rem
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще один нюанс. В измененной схеме перестанет работать кнопка «Пуск» в режиме «Автоматический». Откажет участок S1.2. Транзисторный триггер, в отличие от тиристора, не сбросится при обрыве тока.
Проявится эффект отказа следующим образом. При нажатии на кнопку зарядка начнется, а при отпускании кнопки зарядка прекратится мгновенно независимо от напряжения на аккумуляторе. А нужно, чтобы зарядка прекращалась только после достижения напряжения окончания зарядки.

Один из вариантов доработки следующий.
1.  Найти на кнопке нормально замкнутые контакты.
2. Отпаять два провода от кнопки.
3. Два отпаяных провода замкнуть между собой и заизолировать.
4. К освободившимся нормально замкнутым контактам кнопки припаять два провода и включить их последовательно с резистором R13 сопротивлением 4,7кОм.
Проще и короче говоря, нужно включить нормально замкнутые контакты последовательно с резистором R13.

Вообще говоря, при работе в автоматическом режиме ИСХОДНАЯ ЗАВОДСКАЯ схема таит в себе опасность!
ЗУ обычно эксплуатируется в гараже. В сыром и пыльном помещении запросто может пропасть контакт в кнопке S1.2. Если такая беда случится, то ЗУ никогда не прекратит зарядку и «вскипятит» аккумулятор.

Нужно было проектировать схему так, чтобы были задействовать нормально разомкнутые контакты кнопки (замыкать анод и катод тиристора). Но… конструктор упустил из виду такой аварийный режим.

Изменено пользователем avv_rem
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да..., возвращаюсь к своей блудливой мысли, что проще замутить триггер с гистерезисом на аналогичной элементной базе. "Лишние" РЭ убрать, на освободившееся место на отдельной плате заколхозить предлагаемый триггер, при этом контактами нового реле (слаботочного) зашунтировать конденсатор С1.  1499024541_.jpg.0a45d7a1ad37d3638d99f0acae600fd1.jpg

Триггер.GIF

 

Изменено пользователем anatoliy563
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И ещё забыл упомянуть про особенности зарядки такими ЗУ.  I и U не стабильны, по мере заряда I уменьшается и будет стремиться к 0 (теоретически), но напряжение будет расти и (теоретически) может достигнуть амплитудной величины импульса. Для недопущения подобного вводится "триггер" с гистерезисом, таким образом чем "полнее" заряжается АКБ, тем чаще будут происходить переключения с "заряда" на "паузу (отдых)" и наоборот.. По этой ситуёвине можно косвенно судить о степени заряда. Для меня это очень даже удобно и более качественно заряжается АКБ (добивка, качели и т.д.). Электромеханические переключатели лучше не использовать, возможно я в этом и не прав.

Изменено пользователем anatoliy563
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наконец, появилось время, чтобы уточнить, просчитать на симуляторе и нарисовать схему транзисторного триггера Шмитта.

Гистерезис жестко задан резисторами R11’ и R11’’ на уровне. Меньше 1в делать смысла не вижу, т.к. замучают помехи.

Переменный резистор перекроет диапазон напряжения отключения примерно от до 19в.

Триггер Шмитта УЗР Измененный.png

Триггер Шмитта УЗР Измененный.zip

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Доброго времени суток! Ищу схему зарядного устройства 1990г. выпуска. г. Куйбышев ЗУ УЗР- П 12/6- 6.3-ухл 3.1  160 Вт. Названия у него почему-то нет. Буду благодарен донатом!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...