Kolobokk

Технология Термопереноса Без Утюга И Ламинатора.

10 сообщений в этой теме

Kolobokk    9

Пару лет тому назад я уже делился опытом по изготовлению ПП. Тогда я, как и большинство радиолюбителей, использовал утюг, правда, не совсем обычным способом.

Но прошло время, принтер сильно износился, а качество печатных плат потребовалось значительно повысить. Результаты проделанной работы представляю вашему вниманию:

Изготовление печатных плат методом ЛУТ минус утюг, плюс всегда отличный результат.

Иллюстрация процесса термопереноса изображения на печатную плату.

Использование изношенного картриджа лазерного принтера для термопереноса.

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
o_l_e_g    1 643

Kolobokk, респект за изобретательность!

У меня знакомый, делает термоперенос, чуть по другому:

"катлета" делается примерно так же, только используется термостойкая резина, и помещается минут на 40-час в муфельную печку с электронным терморегулятором, потом естественное остывание, результаты, примерно такие же...

ЗЫ А я сторонник фоторезиста ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
NebsteR    743

Однако интересная идея... Надо будет сделать аналог...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
kot sansher    4

Kolobokk, респект и уважуха !!! :)

Вот станок и ванная для печатных плат

сверлильный станок

ванная

видео

Изменено пользователем kot sansher

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
boris_ka    164

Презентовали мне хороший утюг со сломанной ручкой, 1000 ватт, СССР.

Прилеплю его подошву на фанерку и будет хороший столик для подогрева плат при пайке SMD и для прочих технологий. Дырки с резьбой есть, плату крепить. При 75 вольтах температура подошвы 175°С.

Можно сделать термопресс без фольги.

На подошву утюга надо прикрепить пластину, чтобы дырки не влияли на нагрев.

Силиконовые салфетки для выпечки везде продаются. Они тонковаты и мягкие как сопля. В два слоя для ЛУТа пойдет. Более жесткий силикон можно нанести на пластину нагревателя из туб строительного или автосиликона. http://ru.aliexpress...708.4.63.15lJ9v

Для нагревателя термопресса народ использует все, что "шевелится", ТЕНы, блины от электроплит, вулканизаторы, электровафельницы, резисторы С5-47 и даже фольгированный стеклотекстолит.

В китайских силиконовых нагревателях внутри фольга.

Нагреватель из импортного фольгированного стеклотекстолита должен жить долго и счастливо.

524124881.jpg

2.jpg

T1eiq3FX4bXXXXXXXX_!!0-item_pic.jpg

P1120367.JPG

http://forum.cxem.ne...howtopic=147931

http://ru.aliexpress...01692-eub6yrrBy

https://geektimes.ru/post/255370/

https://geektimes.ru/post/258134/

Технология ЛУТ начала распространяться в fido7.su.hardw.technology, и термопрессы там тоже упоминались.

"Сань, у меня же термопресс. Железяка с двумя дырками М10 по краям, подошва от утюга с нагревателем, зеркалом вверх, на нее кладу одностороннюю заготовку, фольгой вверх, сверху фотобумажку, потом листок микропористой резины, сверху вторая железяка, которую прикручиваю к нижней болтами М10. Рядом с заготовкой кладу термодатчик - у меня это медяшка, кусочек от листа 1.5 мм, в нее, в отверстие Ф4.7 мм, по-простому (правда чистым оловом) впаян транзистор в ТО-18, кажется, КТ3102. У него на кузове коллектор, я его соединил с эмиттером и измеряю прямое падение на базе. Порог 200 градусов подобрал по ртутному термометру - есть у меня такой, до 250 град. Отдельной песней была эта самая настройка - пристроил на зеркало подошвы какую-то трубку с фланцем, в качестве стаканчика без дна, накидал туда Розы и сунул термометр. Контакт при рабочей температуре был жидкостный.

Мне для всех моих поделок пока хватало и односторонних плат, а знакомые в подобном прессе делают и двусторонние платы, только бутерброд у них посложнее.

Сначала кладут тонкую мягкую резинку, потом заготовку, вложенную в "книжку" из шаблонов, сверху - микропорка. Остальное - так же, как и у меня. Датчик, естественно, надо толкать после тонкой резинки, параллельно с заготовкой.

То есть, отвечая на твой вопрос, могу сказать, что заготовку вместе с шаблоном надо прогреть до 200 градусов, и при этом не перегреть. Как это сделать утюгом - икс три. Я поначалу подергался с утюгом, но выход годных был поганенький - то рука дрогнет, то перекос какой-нибудь, то сползет... А с термопрессом выход годных близок к 100% - я даже не проверяю качство переноса - глянул на отмоченную бумажку, не осталось ли на ней тонера (как правило, не осталось), бегло глянул на полученный отпечаток на фольге, и в хлорное железо.

Всего доброго!

А. Забайрацкий."

( http://www.electrond...a-lut-5097-.htm )

Глянцевая бумага для струйной печати лучше всего, кальки и подложки от пленок для кошерного ЛУТа не подходят, они не имеют глянца.

Пленка глянца (мелкопористый лавсан) с фотобумаги на тонере исключает протравы полигонов и дорог.

У меня есть Lomond 0102017 130Г/м2 и Lomond 0102079 160Г/м2.

Lomond 0102017 130Г/м2 после утюжки снимается спиртом. Мочу изопропилом, когда все пропитается и проявятся дорожки, подковыриваю угол бумаги и она отскакивает сразу вся, как жесткая чешуя.

Ни одной крошки тонера на бумаге не прилипает.

Изопропил покупаю в http://siriust.ru/?subcats=Y&pcode_from_q=Y&pshort=Y&pfull=Y&pname=Y&pkeywords=Y&search_performed=Y&pshort=Y&pfull=N&pname=Y&pkeywords=N&pcode=N&match=all&q=%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB&dispatch=products.search

Lomond 0102079 160Г/м2 спиртом не сковырять. Его приходилось отмачивать в воде.

Остатки бумаги на плате после отмачивания сушил, лепил на плату изоленту (синию) в ряд.

Плату с изолентой нагревал, раскатывал изоленту. После остывания изолента снимается со всей бумагой. Ни в каких дырочках и зазорах бумаги не остается.

Лужу сплавом РОЗЕ в чистом глицерине, без всяких добавок, втираю РОЗЕ губкой для очистки паяльника.

Перед лужением плату протираю раствором соляной или лимонной кислоты, до покраснения меди, мою мылом, вытираю и в глицерин. Грею глицерин в керамическом корыте.

Начинал лудить в большой консервной банке, но её луженая жесть быстро скорродировала.

В Питере глицерин, куски разных металлов и даже рельсов можно купить на рынке Юнона.

post-31683-0-24932800-1465562399_thumb.png

post-31683-0-57160300-1465562429_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
mail_robot    1 437

столько мороки не сопоставимо с нынешней ценой на фоторезист, бутылку крота и уф экономку

хотя за фантазию несомненный респект

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Геннадий    1 017

Практически тот же результат получается с одним утюгом и старым носком в качестве термо-тампона. :)

Варианты я где-то выкладывал в темах про ЛУТ. Время переноса изображения около 1-2мин с учетом разогрева платы.

Вот нашел... http://forum.cxem.net/index.php?showtopic=154427&st=0

Изменено пользователем Геннадий

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Sximik    78

ННП

Привет, тов. Коллектив! ;)

ЛУТил как все (параллельно для освоения "фоторезистил", пока не залолбало шаблоны в парах ацетона выдерживать), а тут начала подкрадываться забота на 3 десятка плат (7 разных рисунков) разом и решил, что настала пора оснащаться пока не возникло острой формы аллергии к утюгам (тем более что давно в курсе разработки топикстартера (он же @Юный пионер))

Пока задача отработать "железо" (собственно термопресс, его прижимы, "пирог", режимы), поэтому питание слеплено чисто "из чего было", более юзабельный вариант буду обдумывать позже.

Выполнено на базе 10 швеллера, "портал" - круг 6,5мм, обрезки (валялись) 32 уголка, швеллер перемычки сварной (мне так проще было выполнять отверстие под винт М16) из 32 уголка (швеллер получился 4-й (40мм)).

Силикон (синие листы) нарезан из коврика "для кухни" (не из форм для выпечки, а из достаточно большого листа с разметкой), ДСП 16мм, губчатая резина.

Термодатчик - термопара в канавке, прорезанной в 1,5мм фольгированном стеклотекстолите 90ммХ20мм (их него и платы делаю), шарик спая контачит с медью, добавлена капелька КТП-8, канавка заклеена малярным (бумажным) скотчем.

Фольга 9 микрон, ширина 90мм, длинна (рабочее поле) 180мм, на концах сложена гармошкой втрое, концы обложены пластинами алюминия 3мм (одна их них - шина питания), и все это обжимается струбцинами в пироге (снизу вверх: 4 слоя бумаги (изоляция), швеллер, ДСП, пластина Al, гармошка фольги, шина Al, 25 уголок.

Питание: советский ОСО-0,25 ,   220В-12В,  250Вт, штатная вторичка (12В) не используется, в свободное место в окне домотана еще одна вторичка в 4 витка (распотрошён какой-то КГ, посчитал-измерил проволоки в жилах, вышло что 3*3,87+1*2,54, так что это явно 3*4+1*2,5), 

Uх.х.II =2В, При сетевом питании 220..230В под нагрузкой U II= 1,8..1,9В, при этом по клещам ток вторички 140..150А, скорость нагрева 1 градус в секунду. За время нагрева до +180С провод вторички чуть потеплел (от комнатной), шины потеплели заметно больше провода, но приемлемо, даже не горячие, а так, просто заметно (рукой) теплее провода). Нагрева первички рукой не замечено, хотя формально говоря на трансформатор нагрузка за пределами штатной, поэтому ещё посмотрю, пока погоняю через ЛАТР, а потом может уберу один виток вторички (или вообще уже другое питание сделаю, с автоматикой).

Следующим шагом будет доработка прижимов контактов фольги (струбцины приемлемы только на этапе проверки), затем переделка "портала" (в таком виде он прост в исполнении и прекрасно работоспособен, но весьма не эргономичен).

IMG_01.jpg

IMG_02.jpg

IMG_03.jpg

IMG_04.jpg

IMG_05.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Sximik    78

Ещё идет подбор режимов под имеющуюся бумагу и тонер, но общее впечатление... Нет, я был уверен, что станет удобнее, чем утюгом, но не ожидал, что настолько.

Утюг против такой технологии это всё-равно что кастрюля на плите против мультиварки. Контур платы, полигоны, точки "керновки" по 0,3мм. Из 7 плат  брак пока был только раз, да и то в одной точке полигона.

пресс-коллаж.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас