Перейти к содержанию

Регулятор вентилятора с датчиком температуры на компараторе К554СА3


Рекомендуемые сообщения

Представлен контроллер скорости вращения вентилятора с датчиком температуры на германиевом диоде с комбинированным режимом работы: плавного регулирования и триггерного включения по температурному порогу.

Ссылка на статью: //cxem.net/house/1-510.php

Автор статьи: //cxem.net/profile/26270/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Реклама: ООО ТД Промэлектроника, ИНН: 6659197470, Тел: 8 (800) 1000-321

Может я чего то не понял, но какой смысл смешанного режима? Сами ограничиваем плавный режим регулировки оборотов, ждем перегрева радиатора и включаем вентилятор на максимум.

Оригинально и бесполезно. Шума меньше не стало как и пыли. Получили качели с температурой и периодическим резким подъёмом шума.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20% скидка на весь каталог электронных компонентов в ТМ Электроникс!

Акция "Лето ближе - цены ниже", успей сделать выгодные покупки!

Плюс весь апрель действует скидка 10% по промокоду APREL24 + 15% кэшбэк и бесплатная доставка!

Перейти на страницу акции

Реклама: ООО ТМ ЭЛЕКТРОНИКС, ИНН: 7806548420, info@tmelectronics.ru, +7(812)4094849

Тоже не понял этот момент. О каком преимуществе друрежимности говорит автор, датчик то на оба канала один и "тепловая инерция" при перегреве не меняется. Что мешает так же плавно продолжать повышать обороты до максимума при сильном перегреве? Да и схематически решено как-то уж очень "в лоб" - два ключа в параллель.

"Я не знаю какой там коэффициент, я просто паять умею. "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выбираем схему BMS для корректной работы литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

 Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ, также как и для других, очень важен контроль процесса заряда и разряда, а специализированных микросхем для этого вида аккумуляторов не так много. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список имеющихся микросхем и возможных решений от разных производителей. Подробнее>>

Реклама: АО КОМПЭЛ, ИНН: 7713005406, ОГРН: 1027700032161

Поясняю, 1-й режим плавной регулировки оборотов нужен при незначительном тепловыделении, этот режим практически основной, так как режим простоя может быть 80% от всего времени; 2-й режим это стандартный триггерный режим запуска по порогу (по определённой температуре). Как бы вам не казалось, что ключи работают параллельно - это не так. DA2 и VT3 работают в линейном усилительном режиме, а DA1 и VT2 в ключевом режиме, причём сперва открывается транзистор VT3 и плавно регулирует выходное напряжение в нагрузке (вентиляторе), а затем при повышении температуры открывается VT2. Результат: уменьшение шума в режиме холостой  и незначительной нагрузки, что и требовалось.

Изменено пользователем Vlad-kompozit
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Транзистор VT3 не работает в ключевом режиме, следовательно, называть его ключом не совсем корректно. В определённый момент он полностью открывается и переходит в насыщение.

1 час назад, vrytsev сказал:

А VT3 при этом закрывается?

 

Нет, транзистор VT3 в триггерном режиме открыт как и VT2. После смены триггерного режима на плавный VT2 закрывается, а VT3 продолжает работать в линейном режиме. При более низкой температуре на 8-12 град. от пороговой, транзистор VT3 закроется и нагрузка обесточится. Разбег между двумя режимами работы устанавливается подбором резистора R3.

Изменено пользователем Vlad-kompozit
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так и всё же непонятно:

В 21.07.2023 в 05:26, Dr. West сказал:

Что мешает так же плавно продолжать повышать обороты до максимума при сильном перегреве?

Зачем нужен триггерный канал?

"Я не знаю какой там коэффициент, я просто паять умею. "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.07.2023 в 12:54, Dr. West сказал:

Так и всё же непонятно:

Зачем нужен триггерный канал?

Дело в том, что существует тепловая инерция, т.е. тепло не может мгновенно распространиться от кристалла по радиатору, а от радиатора в окружающую среду. В тот момент, когда кристалл уже нагреется до критической температуры, радиатор будет на 20-30 градусов холоднее, на датчике будет ещё меньше на 1-2 градуса в результате получаем запоздалую реакцию системы обдува (охлаждения). Чтобы не перегреть кристалл, необходимо предвидеть данный момент и действовать с некоторым опережением (как водитель в машине во время заноса), т.е. опытным путём определить температуру при которой нужно включить вентилятор на заведомо больший обдув и предотвратить перегрев полупроводника. Если же продолжать плавно увеличивать обдув, то кристалл перегреется. Поэтому плавный режим регулировки допустим при некритическом нагреве, примерно до 70 градусов для кремниевых полупроводников.

Изменено пользователем Vlad-kompozit
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Vlad-kompozit Вас политик покусал? Слов много, ответа на вопрос нету. Если так сложно, могу перефразировать: "Что такого позволяет сделать триггерный канал, чего не может правильно отстроенный регулирующий?"

Жизнь не белая или чёрная, а в мелкую серенькую полосочку...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё раз поясняю. Плавная регулировка вентилятора имеет некоторое запаздывание, которое при резком нагреве кристалла силового полупроводника может не успеть остудить его. Между кристаллом и датчиком имеется температурная разница в 20-30 градусов. Если кристалл будет нагреваться плавно (продолжительно), то тепловая инерция будет меньше и разница температур между датчиком и кристаллом будет в несколько градусов, тогда плавная регулировка вполне справится. На практике же не бывает столь плавно меняющейся нагрузки, поэтому при смене режимов, например, с холостого или малонагруженного на нагруженный происходит быстрый разогрев управляющего силового элемента, и если режим сильно нагруженный, то требуется некоторое опережение по охлаждению, которое и выполняет триггерный режим, включая вентилятор на полные обороты. Сравните это явление с заносом машины на повороте, когда вы руль выкручиваете заранее в сторону заноса, чтоб машина не слетела в кювет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Vlad-kompozit сказал:

Сравните это явление с заносом машины на повороте, когда вы руль выкручиваете заранее в сторону заноса, чтоб машина не слетела в кювет.

В этом случае нужен ПИД регулятор , а именно настройка дифференциальной составляющей.

В схеме два позиционных регулятора с разными коэф. усиления. Один с небольшим (который плавный), другой с большим (который триггерный). В принципе достаточно одного. 

 

Изменено пользователем Boris U
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, Vlad-kompozit сказал:

требуется некоторое опережение по охлаждению, которое и выполняет триггерный режим

Триггерный режим включается по температуре или по нагрузке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Огонёк сказал:

Триггерный режим включается по температуре или по нагрузке?

Триггерный режим включается по температуре, которая задаётся с помощью резистора R1. Для кремниевых полупроводников пороговую температуру можно выставить 60-70 градусов. Для германиевых - 40-50 градусов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Boris U сказал:

Есть такой аналоговый регулятор вентилятора. Он не сложный. если интересно могу сфотографировать внутренности. 

image.png.3ebb021ede70c1f3ac0cee11b83f0339.png

Будет замечательно, весьма просим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сделал этот контроллер. Все прекрасно работает. @Vlad-kompozit спасибо. Небольшие уточнения: на печатной плате есть ошибки в маркировке резисторов, так же нужно подобрать кулер, который  способен уверенно стартовать при пониженном напряжении питании. И вопрос: для уменьшения температуры включения достаточно уменьшить R3 (регулировки R1 не хватает)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чего ему не работать, автор же собирал настраивал, тестировал прежде чем публиковать. :) 

Но микросхемы не так доступны, вот схема на lm393 по принципу работы вроде то-же самое. 

606856160_Shemotehnik.ru-...gif.563afeba543697b389459193473167ad.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, RADS сказал:

Сделал этот контроллер. Все прекрасно работает. @Vlad-kompozit спасибо. Небольшие уточнения: на печатной плате есть ошибки в маркировке резисторов, так же нужно подобрать кулер, который  способен уверенно стартовать при пониженном напряжении питании. И вопрос: для уменьшения температуры включения достаточно уменьшить R3 (регулировки R1 не хватает)?

Благодарю. С помощью R3 настраивается температурный разнос между режимами. Температура старта устанавливается R1. Если не хватает регулировки, то попробуйте подобрать другой диод или резистор R2.

9 часов назад, vrytsev сказал:

А чего ему не работать, автор же собирал настраивал, тестировал прежде чем публиковать. :) 

Но микросхемы не так доступны, вот схема на lm393 по принципу работы вроде то-же самое. 

606856160_Shemotehnik.ru-...gif.563afeba543697b389459193473167ad.gif

В этой схеме нет плавной регулировки, здесь просто 2 триггерных режима, т.е. 2 скорости вращения: минимальная настраивается R10, а вторая максимальная.

В схеме можно использовать любые доступные компараторы, в том числе LM393, а также ОУ с большим входным сопротивлением >1 Мом, например, К574УД2 - двухканальный ОУ с полевыми транзисторами на входе, в этом случае достаточно одной ИМС, но требуется незначительная схемная доработка. Почему я применил К554СА3? Потому что было :)

Микросхема К554СА3 вовсе не дефицит, свободно лежит на мешке от 12 до 30р. https://meshok.net/item/297440891_микросхема_К554СА3_А054

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да чето все позабыли про классику и приложения  ЮТ !!!

Ладно свечу  держу и приерепляю :

 

ЮТ - Для умелых рук 1986-09_010.jpg

До выв. 5 повторял аналогично на LM393P  .  :yes:

правда н выходе логика рботы иная , но решается очень легко  ... :friends:

У меня есть мысль , и я её думаю ...  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Нэцкэ сказал:

Да чето все позабыли про классику и приложения  ЮТ !!!

Ладно свечу  держу и приерепляю :

 

ЮТ - Для умелых рук 1986-09_010.jpg

До выв. 5 повторял аналогично на LM393P  .  :yes:

правда н выходе логика рботы иная , но решается очень легко  ... :friends:

И как это относится к теме? Триггер на К140УД1А, а дальше тиристор и ТЭН. Это же типа термостат от мамонтов, два режима вкл/выкл.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 29.07.2023 в 00:18, Vlad-kompozit сказал:

Будет замечательно, весьма просим.

 

 

Спойлер

photo_2023-07-31_12-12-39.jpg

 

 

Спойлер

photo_2023-07-31_12-12-56.jpg

 

Изменено пользователем Boris U
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

554СА3 в линейном режиме и без какой-либо коррекции... ну такое себе..."тепловая инерция" притянута за уши. ИМХО, известная схема из трех деталей имеет не худший функционал.

image.png.d1bcfaa31de4ea3d4708bcafd50bd433.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

49 минут назад, LazyEd сказал:

554СА3 в линейном режиме и без какой-либо коррекции... ну такое себе..."тепловая инерция" притянута за уши. ИМХО, известная схема из трех деталей имеет не худший функционал.

image.png.d1bcfaa31de4ea3d4708bcafd50bd433.png

Это всего лишь ваше мнение. Соберите обе схемы и тогда делайте выводы.

1 час назад, Boris U сказал:

 

 

  Скрыть контент

photo_2023-07-31_12-12-39.jpg

 

 

  Скрыть контент

photo_2023-07-31_12-12-56.jpg

 

Схемка далеко непростая. Боюсь, разобраться в ней не представляется возможным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы публикуете как гость. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Сообщения

    • 2,4кОм уже заказал, новая сложность))) неполярные электролиты, впервые с ними сталкиваюсь, стоят они как космолет, можно конечно сделать из полярных но получится громоздко
    • Конечно нет. Более того, вышеупомянутой 140уд1 достаточно для 90% всех БП, но новые детали позволяют применять разные схемотехнические решения ранее недоступные - например, отсутствие отрицательного источника питания или цепей балансировки ибо их смещение по входам может оказаться пренебрежимо мало, а крайне малый ток полевикового входа не требует сильного согласования импедансов для выравнивания смещений, создаваемых входными токами. Но в чем тогда интерес в разработке схемы, если это будет всё тот же болгарский БП из 70х, причем на тех же самых деталях и по абсолютно такой же схеме Понятно, что особо улучшать схемотехнику линейных БП некуда. Но со старыми деталями, требующими дополнительные пару вольт питания из-за узкого диапазона синфазных сигналов или имеющих почти микроамперы входного тока приходится схемотехнически возиться как с каким-то пажылым дедушкой - там ему костыль в виде отрицательного питания, тут надо импедансы равные по входам, не то смещение будет (у 140уд1, например, даже нет выводов балансировки, т.е. смещение надо вводить отдельной  цепью по входу), а здесь надо выход повторителем усилить, ибо не может раскачать базу силового транзистора... и т.д. Повозиться из интереса можно, но не знаю какое веселье в который раз изобретать один и тот же болгарский велосипед.   Это даже скорее не БП, а гибрид из БП и  вольтамперметра для всяческих издевательств над детальками. Как пример. И вот ещё. Причем эти "много оу" не просто какие-то там буферы-измерялки, а именно в петле ООС стоят, что прибавляет головной боли схемотехнику. Я пытался повторить их "переключалку петель оос", или просто "клампу", как я ее обзываю, в микрокапе хотяб на моделях ОУ типа 741, с использованием в интеграторе TL071, но ничего не вышло, схема стабильно даёт овершуты под 5-10%, что говорит о неоптимально скорректированной под БП АЧХ. Этот рубеж пока что мне не доступен никак, вот  и вожусь со схемой шелестова на четырёх ОУ.  
    • Думаю тут мини версию усилка сделать. А то валяется коробочка одна, от заброшенного одного проекта) Турецкий фильтр тут плату добиваю неспешно, с ней совместить что ли. TDA7377 норм будет ?  
    • Что за бп такой, что аж 10 оу надо. После керамики идёт предпочтение "индустриальных". а точно эти "новейшие новинки" вот так нужны всегда ?  вполне себе может быть, почему и нет. сомнительный кайф корпеть над мелкотой лишний раз)
    • лапки 3 и 4 IC2 ? Точней 15-16-17 CD разъёма.   что это значит ?  
    • Мне третий раз написать что можно? Или у кого аргументированные возражения будут?
×
×
  • Создать...